Строительство стен земляного города год

Обновлено: 26.04.2024

Земляным городом называлась самая большая часть старинной Москвы. Там жила беднота, находились загородные дворы и огороды богатых людей. Земли эти распространялись на противоположный берег Москвы-реки.

В дальних концах Земляного города стояли стрелецкие слободы. Строения там были только деревянные да глиняные мазанки.

В состав Москвы Земляной город был включён в 1592 г., когда царь Фёдор Иоаннович повелел возвести вокруг него земляной вал и поставить на валу деревянные крепостные стены с 34 башнями. Поскольку крепость построили всего за один год, в народе это оборонительное сооружение получило название Скородом.

Деревянные строения очень скоро сожгли занявшие с помощью предателей-бояр Москву поляки. Новый вал возвели при царе Алексее Михайловиче. Он был гораздо больше скородомовского и имел 54 башни. Снаружи вокруг вала прорыли ров и наполнили его водой.

Территория между Белым городом и новым валом получила название Земляной город.

Уже в XIX в. вал срыли, ров закопали, а владельцам ближних к этим местам дворов повелели рассадить на месте вала и рва сады. Так образовалась Садовая улица — нынешнее Садовое кольцо.

Из Земляного города вели 11 ворот. Большинство из них были деревянными и только трое — каменными. По приказу Петра I Сретенские ворота были сделаны как высокая башня. Охраняли их стрельцы царского любимца Лаврентия Сухарева. Потому башня эта получила название Сухаревская. Сухаревская башня считается одной из главных достопримечательностей Москвы, хотя её и снесли в 1930-х гг. Зато осталась Сухаревская площадь. Есть станция метро Сухаревская, которая расположена напротив знаменитого НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифасовского — бывшей Шереметевской больницы.

Первоначально либо весь Земляной город, либо большая часть его называлась Арбат — от арабского слова «рабад», т.е «предместье», «пригород».

В Земляном городе находилось несколько монастырей. Самые знаменитые Страстной монастырь и Зачатьевский монастырь. Страстной монастырь стоял на месте нынешнего кинотеатра Россия и памятника А.С. Пушкину на Тверской. Снесли монастырь в 1937 г. Напоминанием о нём остался Страстной бульвар. Зачатьевский женский монастырь сохранился и ныне действует.


В XV в. территория за Китай-городом была слабо заселена. Здесь были неудобные для жилья места. Большая территория на северо-западе принадлежала Новинскому монастырю, остальное было занято полями и лугами. За город переселились подальше от разраставшихся посадов ремесленники, имевшие дело с огнем, — гончары и кузнецы. Там же появилось несколько небольших монастырей. Во второй половине XVI в. были отстроены и расширили свою территорию московские посадские слободы, построены новые укрепления: сооружены стены и башни Белого города, шедшие по линии современного Бульварного кольца. В 1586 г. царь Федор Иванович повелел «на Москве сделать град каменный, дать ему имя царев Белый каменный город». Руководил строительством выдающийся зодчий Федор Савельевич по прозвищу Конь. Нижние части этой крепости сооружали из белого камня, а верх — из кирпича, по внешней стороне шел ров. Белый город, или Большой посад, был привилегированным местом для поселения — его жители были освобождены от налогов, в отличие от жителей Китай-города, считавшихся уже жителями столицы. Посад, разраставшийся за стенами Белого города, после нападения на столицу хана Казы-Гирея в 1591 г. был укреплен земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями — Скородомом, или Деревянным городом (впоследствии — Земляной город), шедшим по линии современного Садового кольца. Атака захватчиков была отражена, но необходимость укрепления столицы стала очевидной. Кроме того, строительство стен призвано было успокоить народ и снизить социальную напряженность — неурожай, дороговизна и тревога чувствующих себя в небезопасности людей могли привести к бунту. Строительство Деревянного города было закончено в 1593 г., деревянные стены постепенно заменялись каменными. Москва приобрела ту радиально-кольцевую планировку, которая сохранилась в ней и теперь: сходящиеся к Кремлю улицы, пересекаемые кольцами укреплений.

Политические события начала XVII в. и пребывание в Москве польских войск нанесли городу огромный ущерб. Московский посад за пределами Китай-города был сожжен, в самом Китай-городе и Кремле многие постройки были повреждены и разграблены.

21 февраля 1613 г. на престол был избран первый царь династии Романовых — Михаил Федорович. В течение 10–12 лет после его избрания Москва не только была восстановлена, но и разрослась, выйдя за черту Земляного города. Вдоль дорог, протянувшихся из Москвы в разных направлениях и впоследствии ставших улицами, появились слободы: Дорогомиловская ямская, Кудринская, Новинская, Тверская ямская, Сущевская, Напрудная, Переяславская ямская, Алексеевская, Греческая, Рогожская ямская, Кожевническая, Семеновская, Воронцовская и Коломенская ямская. Запад продолжал заполняться усадьбами бояр и дворян; здесь же были расположены большинство дворцовых обслуживающих слобод, а ближе к валу и вдоль больших улиц находились стрелецкие, которых насчитывалось во время правления Федора Алексеевича уже более 30 и в которых жили до 20 тыс. военных людей с семьями. На востоке преобладали ремесленные слободы. Население Москвы с 80 тыс. человек (в годы «смутного времени») выросло до 200 тыс. человек. Значительную часть населения составляли приходское духовенство и монахи.

Пройдемся же по улицам Москвы на территории древних Белого и Земляного городов, вспомним их историю и поищем то, что сохранилось. Начнем мы с запада, с района Хамовники.

Пречистенская набережная идет по левому берегу реки Москвы от Большого Каменного моста мимо храма Христа Спасителя до Крымского моста. В древности эта местность называлась Остожьем (от слова «стог») и была практически не застроена — здесь находились выпасы и луга для заготовки сена. В XII–XIII вв. по берегу шла большая дорога из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир. На ней, у современного Хилкова переулка, лежало небольшое село Киевец, населенное, как явствует из названия, киевлянами. В XVII в. от села к реке раскинулся Остоженный конюшенный двор, а на месте современного Соймоновского проезда находился Лесной ряд, где торговали сплавленным по реке лесом и, соответственно, дровами. В течение XVII в. Остожье приобретало все более городской вид, появились современные переулки.

Улица Остоженка начинается от площади Пречистенских ворот, а заканчивается у Крымских ворот. Эта древняя улица тянулась параллельно берегу Москвы-реки к Лужникам, а там по броду выходила на старый смоленский путь. Ближе к центру улицы стоял с XIV в. по 1547 г. Алексеевский женский монастырь, который после пожара находился где-то еще, а в 1571 г. переселился сюда. На его месте в 1584 г. был выстроен новый женский монастырь — Зачатьевский, поставленный царем Федором Ивановичем и его женой царицей Ириной в надежде, что Бог даст им наследника. Свое название он получил от церкви Зачатия Анны, не сохранившейся до нашего времени. В 1612 г. недалеко от Зачатьевского монастыря польские войска гетмана Хоткевича пытались прорваться в Кремль, но здесь находился стан князя Пожарского и захватчики были отброшены. До наших времен от монастыря сохранились только надвратная церковь Спаса, построенная в конце XVII в., и фрагменты стен.

Пречистенская улица появилась в начале XVI в. как дорога от Боровицкой башни Кремля через реку Неглинную и ручей Черторый через Чертольские ворота Земляного города по Девичьему полю к Новодевичьему монастырю. Тогда улица называлась иначе: Черторье, Чертолье, Чертольская, Большая Чертольская — по наименованию здешней местности (Чертолье) и ручья, но была переименована царем Алексеем Михайловичем в 1658 г., так как Новодевичий монастырь славился чудотворной иконой Смоленской Пречистой девы.

Новодевичий монастырь, изначально называвшийся Богородице-Смоленским, был построен в 1524 г. Василием III по обету — в честь возвращения Руси Смоленска в 1514 г. Со своего основания монастырь был частью оборонительного пояса Москвы. Во все времена обитель эта становилась прибежищем женщин из царской семьи и знатнейших боярских родов. В 1598 г. именно здесь был «призван на царство» Борис Годунов. В 1689 г. в монастырь была заточена царевна Софья, что и ознаменовало начало петровской эпохи. В монастыре же высокородных жительниц и хоронили.

Со времен опричнины Ивана Грозного на Пречистенке строились в основном палаты знатных людей, и к концу XVII в. они вытеснили многие дворы слобожан.

Итак, мы подошли к самой, пожалуй, известной улице Москвы — средоточию старины. Это Арбат.

Название известно с 1493 г. — как это часто бывает, из записей о пожаре, — именно здесь от оставленной в церкви Николы на Песках свечки начался пожар, в котором сгорело пол-Москвы.

Существует несколько версий происхождения слова «Арбат». Возможно, это переделка слова «горбат», то есть холмистая местность, или татарское слово «арба». Считают также, что это может быть арабское слово, означающее «пригород», а к нам оно попало от купцов из Сурожа, торговавших с восточными странами. Как бы то ни было, слово прижилось, и им называли не только улицу, а всю местность.

В XV–XVI вв. по Арбату проходила очень оживленная Смоленская дорога, ставшая еще более значимой после возвращения Смоленска Москве в 1522 г. Для защиты от наших восточных соседей уже в XVI в. на Арбате было поселено два стрелецких полка, а в XVII в. появился и третий. Тогда же на улице жили плотники, серебряных дел мастера и работники Денежного двора.

Поднимемся вверх по Арбату и перейдем на Поварскую улицу. Еще в XII–XIV вв. эта улица называлась Волоцкой дорогой и, продолжая Знаменку, начинала очень важную для столицы дорогу к Великому Новгороду и Волоколамску. Название Поварская пошло с XVII в., когда на улице селились повара из штата Сытного дворца (по данным 1573 г., их было почти 500 человек повара, хлебники, скатертники). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Большой Никитской; Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. В XV–XVI вв. дорога на Новгород «переехала» на Большую Никитскую, но цари и бояре продолжали ездить в Новгород и обратно по Поварской — улица была своего рода «правительственной трассой». При Иване Грозном и опричнине Поварская заселялась дворянами, палаты которых располагались вперемешку с дворами поваров.

Древнейшее здание на улице — храм Симеона Столпника, или церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот, иначе именуемая Введенской — по своему главному престолу. Каменный храм был построен в 1676 г., а деревянная церковь упоминается еще в 1625 г. По преданию храм велел построить Борис Годунов, который венчался в праздник святого Симеона и, вероятно, хотел увековечить такой важный для себя день, заложив церковь.

Интересно, что на колокольне этого храма было два колокола работы знаменитого мастера Федора Дмитриевича Моторина.

Теперь же взглянем на соседнюю улицу — Большую Никитскую. Как мы помним, дорога на Новгород с Поварской улицы переместилась в XV–XVI вв. сюда. Образовавшаяся в начале дороги улица стала именоваться Волоцкой, или Новгородской.

Улица эта была застроена в конце XVI в. — тогда она начиналась у Мерзляковского переулка, где между ними и Никитскими воротами в стене Белого города была площадь со рвом перед крепостной стеной. По рву протекал ручей Черторый, берущий начало у Патриарших прудов. В 1627 г. на этой площади был построен Федоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь.

Обитель была поставлена по распоряжению патриарха Филарета, церковь Феодора Студита стала соборной. На самом деле главный престол храма был посвящен иконе Смоленской Божьей Матери, а церковь Федора — придел, но именно по нему и назвали монастырь.

В XVII в. в монастыре устроили первую больницу для бедных, и он стал называться также больничным.

С Большой Никитской легко попасть на Спиридоновку — улицу, получившую свое название по местному храму Святого Спиридона. Сейчас на месте церкви жилой дом. Нам остается только сожалеть об этом, ведь церковь была единственным храмом Спиридона в Москве, и был там чтимый чудотворный Образ св. Спиридона с частицами мощей. Главный престол слободской церкви освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а приделы — во имя св. Николая Чудотворца и св. Спиридона.

Улица появилась в середине XVI в. при Иване Грозном, а до этого здесь было так называемое Козье болото — пустынная заболоченная местность. В XVII в. вокруг церкви Спиридона разрослась Патриаршая слобода.

По Спиридоньевскому переулку перейдем на Малую Бронную. Название ее произошло от Бронной слободы, некогда располагавшейся в этих местах, — в слободе жили бронники, мастера — делающие металлическое оружие и броню. В XVII в. бронники превратились в кузнецов, оружейников и прочих мастеров, частично расселились, а название так и осталось за улицей. Любопытно, что Малой улица зовется потому, что прилегает к Большой Бронной. Казалось бы, что тут необычного — маленькая улица ответвляется от большой. Но все дело в том, что Большая Бронная заметно короче Малой.

Отгадка проста: еще сто лет назад Большая Бронная была вдвое длиннее Малой, но история распорядилась таким курьезным образом.

И вот теперь, вдоволь нагулявшись, мы встречаемся с главной улицей столицы — Тверской. Богатая, праздничная, полная людей и магазинов — такой Тверская была с самого своего основания и до наших времен.

Дорога из Кремля в Тверское княжество впервые упоминается с XIV в. — с тех пор Тверская первая во всем. Например, именно на ней устроил пир только что принявший престол Иван Грозный. По ней через века после правления Ивана Васильевича пустят первый дилижанс. На ней испокон веков селилась знать и строились самые богатые лавки. С XVII в. на ней также стояли дворы Стрелецкой слободы с церковью Благовещения. В это время улица была местом парадных въездов в Москву иностранных посольств. Разве не такая же она сейчас?

Другой важной дорогой в древней Москве была дорога на Дмитров. До XVI в. она проходила по тракту Малой Дмитровки, но после закрытия Дмитровских ворот в стене Белого города дорога (как и улица) свернула к Тверским воротам. В XVI в. рядом с дорогой стоял поселок воротников, сторожей при воротах Кремля и Китай-города, а на другой стороне улицы — дворы большой Дмитровской слободы, находившейся на современной Большой Дмитровской улице, по которой тогда продолжалась Дмитровская дорога к центру города. Торговая дорога обогащала жителей Малой Дмитровской слободы, и число ее дворов за XVII в. выросло в пять раз.

Здесь расположена церковь Рождества в Путинках, построенная с 1639 по 1652 гг. на месте деревянной церкви. И сама церковь, и придел Неопалимой купины богато декорированы специально формованным кирпичом.

Улица Петровка, с которой мы познакомимся следом за Дмитровкой, упоминается в летописях с XVII в. Имя ее произошло от Высоко-Петровского монастыря, появившегося еще в конце XIV в., а точнее, в 1377 г. Монастырь располагался на «высоком» берегу Неглинки, отсюда и его название. До нашего времени сохранились древний храм Святителя Петра Митрополита, построенный в 1514 г., и собор Боголюбской иконы Божьей Матери, возведенный в 1684 г, а также более поздние, но не менее исторически ценные церкви и сооружения.

Оставим древние стены монастыря и продолжим наше путешествие по улицам Москвы — на этот раз отправимся на север и запад.

Современный Цветной бульвар в допетровскую эпоху не существовал. Там, где он сейчас проходит, текла река Неглинная, на берегу которой, как мы помним, стоял монастырь. Так что начнем наше путешествие по Мещанскому району с Большой Лубянки. Название района произошло от Мещанской слободы, населенной в древние времена поляками и литовцами. «Горожане» по-польски — «месчане», то есть мещане.

Раньше тут шла дорога в северные земли Руси, во Владимиро-Суздальское княжество, Ярославль. По этой дороге шли паломники в Троице-Сергиев монастырь, к преподобному Сергию, за что и называли ее зачастую Святой дорогой.

Название «Лубянка» известно из летописей с 1480 г. и произошло от Новгородского района Лубяниц. Новгородцы в то время по разрешению Ивана III селились в Москве, именно там, где сейчас расположена Лубянская площадь. Улица, идущая от этой площади, до XIX в. называлась Сретенкой, так как на ней находился Сретенский монастырь.

Сам монастырь был построен в 1397 г. князем Василием! на Кучковом поле. Тогда случилось чудо, спасшее Москву от Тамерлана: 26 августа 1395 г. крестный ход, который возглавлял святитель Киприан, встретил чудотворную икону Владимирской Божьей Матери, и Тамерлан свернул с пути, не тронув Москву. На месте сретения (встречи) иконы и был основан монастырь.

Увы, того древнего монастыря уже нет, он неоднократно перестраивался, до нашего времени сохранился только собор монастыря, возведенный в 1679 г. по приказу царя Федора Алексеевича.

Мясницкая улица известна с XV в. Название у нее говорящее, так что мы без труда можем догадаться — на Мясницкой стояли дворы и лавки мясников. Изначально здесь была Мясницкая слобода, а городская улица сформировалась после строительства церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Бору, которую называли еще Гребневской — в ней находилась Гребневская икона Божьей Матери.

И в конце нашего путешествия заглянем в древний район Заяузье — сейчас здесь проходит улица Таганская. Слово «Таганка» предположительно татарского происхождения, и «таган» означает железный треножник, который использовали в качестве подставки под котлы. Соответственно ремесленники, делающие таганы, образовали Таганскую слободу. В XVI в. здесь же Борис Годунов устроил Рогожскую ямскую слободу, где жили ямщики, обслуживающие дороги на Казань, Владимир и Нижний Новгород.

Через этот район шли две дороги: Владимирская и Коломенская. На Владимирской стоял Спасо-Андроников монастырь. Основан он был в XIV в. по приказу митрополита Алексия по обету, данному им после спасения во время бури при возвращении из Константинополя в Москву. Соборный храм Спаса Нерукотворного был расписан самим Андреем Рублевым вместе с Симеоном Черным.

Южнее располагался Симонов монастырь, также выстроенный в XIV в., а неподалеку — Спасский монастырь. Вокруг монастырей селились ремесленники, обеспечивающие и монастыри, и Москву. Отсюда и название слобод и улиц — Котельническая, Гончарная, Каменщики. Наиболее богатой была Гончарная слобода, разросшаяся вокруг церкви Николы Мученика.

Часть Семеновской слободы ремесленников выселилась в XVII в. за Таганские ворота, образовав в начале Коломенской дороги Семеновскую (нынешнюю Таганскую) улицу.

Теперь, когда мы прошлись по улицам древней Москвы, нам осталось познакомиться с еще одним интереснейшим районом Москвы.

Как ест земляной червяк?

Как ест земляной червяк? Земляного червя можно назвать самым важным животным в мире. Важным, конечно, с точки зрения человека, так как деятельность этих созданий подготавливает почву к вегетационному периоду, от которого зависит жизнь.Земляные черви рыхлят почву,

БЕЛЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ ХОСРОВА ВЕЛИКОГО Захват города Ктесифона. Барельеф с колонны Траяна

БЕЛЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ ХОСРОВА ВЕЛИКОГО Захват города Ктесифона. Барельеф с колонны Траяна Если в ясный солнечный день поехать из Багдада на юг страны, то в 35 километрах от иракской столицы перед глазами путешественников откроется удивительная картина — возвышающаяся в

Профиль земляной ограды

Профиль земляной ограды Сообразно местному материалу ограды древних устраивались из земли, земли и дерева и из камня. На Фиг. 1 показан профиль земляной ограды, состоящей из вала и рва. По сохранившимся образцам можно думать, что ров не составлял неотъемлемой

Какую пользу приносит земляной червь?

Какую пользу приносит земляной червь? Среди всех червей, а их насчитывается несколько десятков видов, только, пожалуй, земляной червь и приносит пользу. Все остальные черви, особенно плоские: острицы, аскариды, трихинеллы и другие – считаются очень опасными. Они могут

БЕЛЫЙ ШУМ

БЕЛЫЙ ШУМ Группа образовалась в Станко-инструментальном институте (Станкин) в 1992 году усилиями Дениса «Де Гор» Стесина. В 1992 году состав коллектива выглядел так: Д. Стесин (гитара, вокал), Александр Чеклер (аккордеон, клавишные), Владимир Галкин (бас), Ярослав Андреев

Земляной город (Садовое кольцо)

Между современными Садовым и Бульварным кольцом в XVII—XVIII веках располагался Земляной город, окружающий Белый город. Свое название он получил после того, как был возведен земляной вал с деревянной стеной и рвом по линии современного Садового кольца почти одновременно со стеной Белого города, в 1592–1593 гг. По тому времени это было серьезное крепостное сооружение с 34 башнями с воротами, сотней глухих башен и пушками на стенах.

В XVIII веке территория Москвы перешагнула за Земляной вал – границу города. Вдоль дорог, тянувшихся в разных направлениях, вырос новый пояс московских слобод, которые дали названия ряду улиц (Семеновская, Тверские-Ямские и др.) и местностей (Сущёво, Дорогомилово). В настоящее время это самая большая часть Москвы (со включением и части Замоскворечья). На месте древних ворот и башен сохранились только Сухарева башня.

Ныне на месте рва и вала проходит Садовое кольцо. На территории Земляного города долгое время находились различные слободы: в Замоскворечье – стрелецкие, вокруг монастырей – монастырские, в северной части Замоскворечья и в западной части Земляного города – дворцовые, в северной и восточной его частях – "черные земли", принадлежавшие ремесленникам и торговцам, которые, в отличие от "белых земель", облагались земскими повинностями.

К концу XVIII в. стена обветшала и разрушилась, вал во многих местах был срыт. После московского пожара 1812 вал был уничтожен, образовавшаяся кольцевая улица, требовала капитальных вложений на очистку, мощение и освещение. В целях экономии в 1816-1830 гг. проживавших здесь домовладельцев обязали разводить на отведенной им из-под вала земле сады. Так возникла Садовая улица.

После войны 1812 года город начал быстро восстанавливаться, а с 1838 года деревянное строительство вдоль бульваров и главных радиальных улиц московскими властями было запрещено, и Земляной вал начал застраиваться каменными доходными домами.

К 1917 году на улицах Земляного города проживали в основном интеллигенция и студенты, рабочие же были почти полностью вытеснены на окраины.

Кольцо перемен, или История Садового от Скородома XVI века до видовых зон века XXI

Летом 1591 года хан Казы-Гирей собрал под стенами Москвы 150-тысячную крымско-ногайскую армию. Она потерпела поражение, но границу города решили все же укрепить. Иван Забелин в «Истории города Москвы» писал: «Годунов тотчас же по удалении хана в видах большей безопасности от нового такого нашествия занял московскую чернь постройкою вокруг всех посадов деревянного города». На его стенах сделали глухие и проездные башни, под ними насыпали земляной вал, а снаружи выкопали ров и заполнили его водой. Эта стена высотой около пяти метров протянулась больше чем на 15 километров.

Укрепления выросли всего за год (1591–1592 годы), за что в народе получили имя Скородум, или Скородом. Есть еще одна версия происхождения названия: на территории между Белым и Земляным городом дома порой строили на скорую руку, потому что эту часть города часто разрушал, сжигал неприятель.

Впрочем, разрядные книги и летописи сообщают, что Деревянный город существовал в Замоскворечье еще до набега татар. Это название упоминается в записи из разрядной книги о том, что Борису Годунову было поручено для обороны «обоз поставити за Москвою за рекою, за Деревянным городом, промеж Серпуховские и Калужские дороги». Но в этой же книге за май 1591-го можно найти и такую запись: «Тово же году делали на Москве за Москвою рекою деревяной город окольничей Ондрей Петрович Клешнин да с ним головы у городовова дела Василей Яковлев сын Щепин Волынской да Матвей Павлов сын Проестев». Вероятнее всего, сначала Деревянный город появился только в Замоскворечье, а весь город окружили укреплением только спустя три года.

Деревянный город в кольце пожаров

В 1611 году сгорела большая часть Деревянного города, кроме участков между Мясницкой и Покровкой, а также между Покровкой и Яузой. В 1638–1640 годах сгоревшие укрепления заменили новыми — Земляным валом, отодвинувшимся дальше от центра города. Перед мощным валом вырыли ров, а в 1659-м соорудили деревянную ограду. С 1638 по 1742 год вал служил таможенной границей Москвы.

В XVIII веке он окончательно утратил свое оборонительное значение: в одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них появились рынки. Строения по обеим сторонам Земляного города были в основном деревянными, и почти все они сгорели в пожаре 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона.

Садовое кольцо. Автор неизвестен. 1930-е годы

Палисадники и площади Садового

Комиссия для строений Москвы, организованная сразу после войны 1812 года, решила судьбу Земляного города. Вал разрушили, ров засыпали, а половину освободившегося пространства заняли мостовые и тротуары. Свободную землю озеленяли хозяева домов, которые сами решали, что именно сажать, — правда, вид этих насаждений не подчинялся никакому общему плану.

К 1830-му проект обновления бывшего вала воплотили в жизнь: без палисадников остались только участки в Замоскворечье и площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский — место народных гуляний — до 1877 года оставался широкой площадью.

От конки до «букашки»

Бульвары существовали недолго. В конце XIX века на кольце проложили рельсы для конки, движение которой запустили 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года на временном участке от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала. Первая постоянная линия появилась в Москве к 1874-му и тянулась от Иверской часовни до Петровского парка через Страстную площадь и Тверскую Заставу. В 1912 году на смену конке пришли электрические трамваи. Маршрут получил литеру Б, и в народе его прозвали «букашкой». Четверть века спустя вместо трамваев запустили троллейбусы.

Площадь Земляной Вал. Автор неизвестен. Конец 1935 года

На начало ХХ века пришелся и строительный бум. Вместо малоэтажных зданий вдоль Садового кольца выросли коммерческие, административные и высотные жилые дома. После революции Садовое вновь начали застраивать жилыми и государственно-общественными зданиями. В это же время с карты Москвы исчез знаменитый Сухаревский рынок, а за ним и Смоленский.

Вместо садов — тоннели и эстакады

В 1930-х годах Садовое кольцо заасфальтировали, а потом, чтобы расширить проезжую часть, убрали почти все палисадники. В 1934 году снесли одну из главных достопримечательностей кольца — Сухареву башню, построенную в конце XVII века. На защиту красавицы, прозванной невестой колокольни Ивана Великого, вставали Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие деятели искусства. Но решающее слово осталось за Сталиным. В народе ходили слухи, что вождь мечтает отыскать Черную книгу графа Якова Брюса, который будто бы замуровал ее в одной из стен башни.

В 1937 году вся линия садов была снесена. В это же время через Москву-реку перебросили новые мосты — Крымский и Большой Краснохолмский. В 1948–1954-м на кольце выросли три из семи сталинских высоток: здание МИД на Смоленской площади, жилой дом на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) и административно-жилой комплекс на площади Красные Ворота. В начале 1950-х годов была построена Кольцевая линия метро, южная часть которой (от станции «Курская» до «Парка культуры») прошла под Садовым кольцом.

Строительство высотного здания у Красных Ворот. Автор Г.В. Корабельников. 1950 год

Транспортная нагрузка на магистраль продолжала расти, и довольно скоро городу пришлось сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно их строили в 1950–1960-х годах, когда столица наверстывала упущенное за время войны. Тоннели, развязки, эстакады и подземные переходы появлялись в самых загруженных местах: на Крымской, Самотечной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях, площади Маяковского (сегодня — Триумфальной) и на пересечении с проспектом Калинина (сейчас — Новым Арбатом).

Новая жизнь кольца: сады, видовые зоны и скейт-парк под эстакадой

Сегодня программа «Моя улица» возвращает кольцу сады. В прошлом году Садовое украсили липы, клены, рябины, декоративные яблони и другие деревья, а в этом здесь высадят вязы, дубы, клены, липы, рябины, яблони и черемуху.







В 2017-м работы идут на участке от Долгоруковской улицы до Смоленской площади. Здесь создают скверы, приводят в порядок дворы, устанавливают уличную мебель, расширяют тротуары и укладывают новую плитку и асфальт. На участке кольца длиной 12,1 километра появится 14 видовых зон с павильонами, зеленью, местами для массовых мероприятий и выставок.

Вокруг Самотечной эстакады разобьют цветники и высадят деревья, установят деревянные скамейки и сделают дополнительное освещение. У торгового центра «Атриум» с помощью плитки «нарисуют» тропинки, а возле них сделают зоны отдыха с лавочками и деревьями. Территория возле станции метро «Добрынинская» из транзитной зоны превратится в место встреч и представлений.

Новую жизнь получат и пространства под эстакадами , которые превратятся в места отдыха. Например, под эстакадой возле станции метро «Парк культуры» Сокольнической линии планируют открыть скейт-парк.

Земляной город в Москве

Земляной город в Москве образовался при царе Феодоре Иоанновиче в 1591-м и 1592 годах. Окружая описанные нами Кремль, Китай-город и Белый город, он составляет неправильный круг.

По словам одного из спутников Марка Варкоча, приезжавшего в Москву в 1593 году послом римского императора, стена Земляного города была деревянная, в три добрых сажени толщины, со множеством башен, что придавало городу издали необыкновенно величавый и красивый вид. В ней все ворота были совершенно одинаковой постройки, большие и красивые, и все с трехконечными башнями: всех их было 34, и из них двое были каменные. Серпуховские и Калужские Во время смут и неурядиц междуцарствия стена эта была сожжена поляками.

Царь Михаил Феодорович в 1618 году приказал ее возобновить и обнести земляным валом наподобие тогдашних голландских укреплений с бастионами. Воля его была исполнена, но уже не враги, а время начало разрушать стену, так что в 1783 году главнокомандующий Москвы граф Чернышев, уничтожив стену и некоторые из ворот, возобновил один вал, который вскоре сделался любимым гуляньем для москвотей. Мало-помалу разрушился и вал, и на его месте образовалась широкая улица: не переменяя прежнего направления, выровненная после двенадцатого года, она в некоторых местах носит название Садовой, в некоторых же Земляного вала. Валовой улицы и, наконец, засажена бульварами (Новинский, Смоленский, Зубовский).

В Земляном городе продолжались многие улицы, начинавшиеся в Белом, как-то: Чертольская (Пречистенка). Арбатская, Тверская (Царская), Дмитровская, Сретенская, Покровская и др.

Земляной город в Москве

Кроме того, были малые улицы и множество переулков, проездов и тупиков. Земляной город исстари разделялся собственно на Земляной и на Замоскворечье. В них помещались Стрелецкие слободы и другие, преимущественно в Замоскворечье, и находились урочища, в названиях которых выражается быт и значение Земляного города: Могильцы, Плотники, Кречегники, Трубники, Сторожи, Воротники, Пушкари, Грачи Мясники, Огородники, Садовники, Кадаши, Толмачи, Басманники, Яндовы, Бронники, Бараши, Конюшки.

Кроме этих слобод в Земляном городе были еще ямские слободы: Коломенская, Дорогомиловская, Тверская, Переяславская, Рогожская. Они были населены одними ямщиками, которые обязаны были содержать почтовую гоньбу. В Замоскворечье исстари находилась Татарская слобода, потому что татары селились большей частью близ тех концов Москвы, в которые они въезжали из своей Орды. По уничтожении владычества татар и по принятии ими подданства России они обжились там, как дома, как в своем отечестве, настроили мечетей благодаря веротерпимости наших государей и расселились по другим смежным и дальним улицам, дав им и свои названия, например: Ордынка, Балчуг, Таганка. В Замоскворечье же первоначально была и Немецкая слобода, близ Спаса, что в Наливках.

Читайте также: