Стены домов в помпеях

Обновлено: 23.04.2024

Согласно последним подсчетам, проведенным с помощью компьютера, в Помпеях было 818 жилых домов, 890 торговых предприятий, 207 мастерских, да еще около трехсот общественных зданий, храмов и прочих сооружений. Общее число раскопанных построек не превышает 1435, среди которых обитаемых построек различных размеров с жилыми и хозяйственными сооружениями на всей территории археологического комплекса будет не более 1 200.

А многокомнатных атриумных домов с обширными перистилями или садами, которые могли принадлежать представителям городской верхушки, можно выделить чуть больше сотни.

УСТРОЙСТВО БОГАТОГО ДОМА:

Главной (а долгое время и единственной) частью частного дома был атриум – обширное помещение, над центральной частью которого в потолке было прямоугольное отверстие (комплювий), а под ним бассейн (имплювий) для дождевой воды.

Крышу атриума обычно поддерживали четыре колонны, стоявшие по углам бассейна. Перпендикулярные стенам перегородки или занавеси создавали подобие отдельных помещений для членов семьи.

Позднее они превратились в самостоятельные комнаты, выходившие в атриум. Атриум был центром семейной жизни: здесь встречали гостей, отправляли религиозный культ (в атриуме находился домашний алтарь).

В таких строениях обитала, как правило, одна семья, о чем может свидетельствовать устройство в доме ларария. Каждая фамилия имела своих богов-покровителей, изображения которых помещали в ларарии, служившем сакральным символом единства фамилии. В подавляющем большинстве случаев в каждом жилище в Помпеях на первом этаже открыты следы домашнего святилища.

Атриум могла предварять прихожая. Рядом с ней порой размещали конюшни и торговые лавки. Жилые помещения выходили на улицу обычно глухими стенами, особенно в первом этаже: оконное стекло было редким и дорогим. К атриуму примыкали таблиний (кабинет хозяина дома) и алы (гостиные). Здесь хранились изображения предков и военные трофеи.

Перистиль Дома Веттиев.
Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвива и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием(отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы.

Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа, можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями. Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Сюда выходили спальни и комнаты для дневного отдыха, столовые-триклинии. В триклинии стояли невысокие столы, подле которых, образуя букву «П», стояли три ложа – клинэ. На них возлежали пирующие, на каждом – по три человека. С четвёртой стороны подходили рабы, подававшие кушанья.

В богатых домах рядом с перистилем могли быть залы для бесед, библиотека, где на специальных полках хранились свитки, картинная галерея, ванная комната.

За перистилем шёл зал ойкос, большой и нарядный, в котором могли принимать гостей, а за ним – сад с беседками, гротами, фонтанами, клумбами и аллеями, скульптурами, затейливо стриженными деревцами и нимфеями.
После военных походов в греческие земли и на Восток у римлян вошло в моду окружать себя красивыми изящные вещами и комфортом. В домах появились скульптуры, вазы из поделочного камня, дорогие ткани, мебель с богатой отделкой.

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,

Уважать женщин и избегать непристойных речей,

Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».
(Хорошие правила были у жителей Помпей)

Мебель, стоявшая в комнатах, была разнообразна по формам и отделке (кровати, кресла, скамьи, табуреты, столики). Ножки мебели часто делались в виде лап животного или птицы. Вещи хранили в сундуках, а в шкафах находились изображения обожествлённых умерших предков. Помещения освещались масляными лампами.

Для них делали различные канделябры, но могли и подвешивать к потолку, помещать на богато украшенной колонне. Обогревались помещения обычно с помощью переносных жаровен с горячими угольями. Стены часто украшали росписями, сюжетными или орнаментальными (см. ст.Помпеи), терракотовыми рельефами, морскими раковинами. В богатых домах для отделки интерьеров использовали мрамор.

Полы украшала мозаика– сложные композиции, выложенные из цветных камешков, или простые узоры из гальки.

Кухня находилась в дальнем конце дома. Уже тогда существовали тёрки, дуршлаги, половники. Посуду делали из металла, глины, стекла, украшали её росписью и гравировкой. К кухне примыкали различные хозяйственные помещения. На крыше порой устраивали беседку, увитую растениями.

Таверна.
В городе было большое количество жилых зданий и лавок, которые сохранились до наших дней в идеальном состоянии. Имелись три бани, или, как их называли римляне, - термы. Об уровне развития города может сказать и система столовых, или термополиев. В Помпеях насчитывалось 89 подобных заведений, которые снабжали жителей горячей пищей.

Очень интересно были расположены улицы.Пешеходы двигались по тротуарам.Были специальные переходы.Между камнями могла проехать повозка.
Со временем в камнях появлялось углубление.

Интересно,что мужчины и женщины ходили по разным сторонам улицы.Для этого существовали специальные указатели.

Этот знак ,где изображён мужской член, говорил,что по этой стороне улицы должны идти мужчины.

В следующей статье поговорим о том ,как был организован водопровод и как работали Термы.

18 февраля 2020 года Археологический парк Помпей торжественно открыл для посетителей три новых дома. Но уже 8 марта все музеи, библиотеки, архивы, театры и прочие общественные культурные учреждения Италии закрылись на карантин в связи с угрозой распространения коронавируса. Теперь с музейными коллекциями можно познакомиться разве что в сети. Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает читателям N + 1 воспользоваться такой возможностью и заглянуть в жилища древних помпейцев.


Дом Фавна

Помпеи — не очень большой город в провинции, поэтому многоэтажных инсул-«человейников», как в столице, здесь не было. Инсулой в Помпеях называется обычный квартал, в котором, как правило располагалось два-три жилых дома и до десятка лавочек-таберн. Некоторые дома были столь велики, что в одиночку занимали всю инсулу. Таков, например, Дом Фавна площадью почти 3000 квадратных метров.


Синим цветом на плане выделен VI район Помпей. 1 — Дом Фавна, 11 — Дом Веттиев

Parco archeologico di Pompei

Больше половины его территории занимают два прекрасных перистиля — открытые пространства с клумбами, редкими деревьями, дорожками и фонтаном. Но и для жилых покоев хозяин не жалел средств. Отделка дома была сделана в I «стиле» (о помпейских «стилях» мы уже рассказывали), простом, но весьма выразительном, поскольку мастера с помощью штукатурки и краски имитировали дорогой отделочный камень и архитектурные элементы: колонны, пилястры, карнизы и прочее.

Этот «стиль» был распространен в Помпеях во II веке до нашей эры, когда город еще принадлежал местным италийским племенам — оскам и самнитам. Сохраняя эту древнюю отделку на протяжении столетий, подновляя и реставрируя ее, хозяева давали понять гостям, что не гонятся за модой, привержены традициям и простоте предков.


План Дома Фавна

Parco archeologico di Pompei

Наиболее впечатляющими элементами интерьеров этой городской усадьбы, наверное, стоит считать его напольные мозаики. Перед монументальным строгим порталом дома прямо на тротуаре гостей встречала простая мозаика с латинским словом HAVE — «здравствуй», выложенная плитками из цветного известняка.

Стены по обе стороны от входа несли на себе множество надписей, из которых практически ничего не сохранилось. Значит, эта улица обладала высокой проходимостью, что неудивительно, — в нескольких минутах ходьбы от Дома Фавна располагались Форумные термы и сам Форум.


Мозаика HAVE перед входом в Дом Фавна

Parco archeologico di Pompei

В фауцах — «предбанничке» перед коридором-вестибулом, где привратник встречал гостей, сразу за распахнутыми дверями портала на высоте второго этажа были устроены две обманки — «фасады» храмов-ларариев. Пол фауцев украшен геометрической мозаикой из треугольников цветного известняка.

Далее взгляд прохожего, несомненно, приковывала потрясающая мозаика, изображающая гирлянды из листьев, цветов и плодов с двумя вплетенными в них трагическими масками. Сразу становилось ясно — хозяин дома не чужд прекрасному. Строгий I «стиль» отделки стен фауцев и вестибула давал понять — здесь живут люди со вкусом, но без склонности к вычурности.


Фауцы Дома Фавна

Отсюда, от входа, всем, кто заглядывал в дом с улицы, был виден просторный атрий — место, где ждали хозяина дома его клиенты и вольноотпущенники. В Древнем Риме считалось хорошим тоном не скрывать от сограждан свою парадную жизнь. Эта жизнь — общественная, социальная — составляла бóльшую часть существования древнего римлянина.

Дорога от дома до форума, храмов, терм, общение в городе, посещение театров и гладиаторских боев — все в этой жизни было наполнено вниманием сограждан. Атрий — допустимый уровень проникновения общества в дом римлянина.

Атрий Дома Фавна так же, как и входная зона, был в отделке изысканно прост: I «стиль» на стенах, полы из лавового цемента с вкраплениями мраморных кусочков и снова геометрическая мозаика, перекликающаяся с такой же в фауцах. В атрии она украшает имплювий — небольшой бассейн в центре помещения, предназначенный для сбора дождевой воды.

Вода попадала в имплювий сквозь отверстие в крыше над ним — комплювий, игравший роль еще и светового окна, и воздуховода. Бортики имплювия часто украшали небольшой скульптурой, в Доме Фавна стоит бронзовый фавн, давший имя всей городской усадьбе. Конечно, это не оригинал — тот находится в Неапольском археологическом музее, как, кстати, и мозаика с гирляндами из вестибула.


Атрий Дома Фавна

Parco archeologico di Pompei

Следующее за атрием помещение, находящееся на прямой линии взгляда с улицы, — таблин(ум), кабинет хозяина. Часто это помещение имело лишь две боковые стены, а от атрия отделялось занавесью или легкой перегородкой. Отодвинув эту преграду, хозяин дома позволял прохожим заглянуть в дом дальше атрия.

В таблине римлянин мог читать деловые «бумаги», обычно представлявшие собой навощенные деревянные таблички, или «книги», то есть папирусные свитки (о них мы тоже рассказывали). Здесь также можно было, плотно занавесившись, обсудить деловые вопросы с нужными людьми, заверить с помощью стряпчего и свидетелей важные документы, надиктовать рабу планы на день или мемуары.

Косяки широкого проема в свой таблин хозяин Дома Фавна украсил ребристыми пилястрами «под мрамор», а пол — трехмерной мозаикой из ромбов. Эта мозаика выглядит настолько современно, что сделала бы честь волшебнику оптических иллюзий нидерландскому художнику Мауритцу Эшеру.


Мозаика таблина в Доме Фавна

Мозаики также украшали полы практически во всех комнатах, выходящих в атрий: спальни и две зимние столовые-триклинии. В большинстве случаев это не мозаичное покрытие всего пола, а центральная картина — эмблема, выполненная из мелких кусочков цветного камня — тессер.

Сюжеты на них изображены совершенно разные: кошка, схватившая птицу; утки среди выловленных рыб; мальчишка-Дионис, оседлавший льва; обитатели подводного мира — ракушки, рыбы, осьминоги и многое другое. Все эмблемы украшены прихотливыми бордюрами — мозаичными же рамками.

За первым садом следовал второй — более грандиозный, площадью 32 на 35 метров и с дорическим портиком в 46 колонн. Сады разделял ряд помещений — два летних триклиния и экседра между ними. Такого рода комнаты не имели особого предназначения, здесь можно было отдохнуть или легко перекусить на свежем воздухе, но без палящего солнца.

В этом чудесном месте между двух садов хозяин разместил настоящее сокровище — огромную мозаику «Битва Александра Македонского с персидским царем». Целых 20 квадратных метров, заполненных более чем полутора миллионами тессер из цветного камня. Предполагается, что у мозаики был прототип — живописная картина конца IV века до нашей эры.

Потрясающее мастерство мозаичистов и их творение было, несомненно, гордостью дома. Хозяева могли вообще не пользоваться экседрой как комнатой, оберегая ценнейшую мозаику и демонстрируя ее лишь избранным гостям. Но можно быть уверенными, что слава о шедевре в Доме Фавна гремела на все Помпеи.


Parco archeologico di Pompei

Такие большие мозаики набирались обычно прямо на месте, и трудились над ними целые мастерские в течение долгого времени. Нетрудно представить, в каком предвкушении и нетерпении обитатели дома ожидали завершения работ.

Все эти прекрасные и, несомненно, очень дорогие мозаичные картины теперь находятся в Неапольском музее. Однако экседру до сих пор украшает «Битва Александра с Дарием».

Неужели такую ценную мозаику специалисты оставили на месте, подвергая воздействию дождей, перепада температур и прочим опасностям открытого пространства? Нет, конечно! Современные мастера повторили античное чудо, идеально скопировав картину с оригинала.

Такова была хозяйская часть дома. Намного меньшее пространство занимала служебная: помещения для рабов, кухня, небольшие термы-бани, стойла. Здесь тоже был свой, более скромный, атрий, вокруг которого также располагались небольшие комнатки. Отделка в этих помещениях, разумеется, была много скромнее, чем у хозяев.

Этот дом, даже полуразрушенный, настолько впечатлял и восхищал посетителей с самого начала его открытия в 1830 году, что даже стал героем романа английского писателя Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей». А элементы его интерьеров были модными в отделке домов Европы «под античность». Несомненно, и для современников Дом Фавна являлся образцом гармонии пространства и архитектурного декора.

Дом Фавна обычно всегда открыт для посетителей Помпей. Все владение можно пройти насквозь, выйдя в небольшую дверь в задней стене второго сада на улицу Меркурия. Отсюда пара шагов до другого известного помпейского дома — Дома Веттиев.

Дом Веттиев

Если Дом Фавна явно принадлежал италийской — окской или самнитской — знатной фамилии, сохранявшей свое достоинства и традиции на протяжении веков, то Веттии совершенно точно были семьей вольноотпущенников. И в их доме, небольшом по сравнению с предыдущим, но роскошном по отделке, царил совсем иной дух.


Parco archeologico di Pompei

Вольноотпущенники — бывшие рабы, которым их хозяин дал вольную. Со своим бывшим хозяином они до конца жизни состояли в отношениях «патрон» — «клиент», что накладывало определенный отпечаток на жизнь вольноотпущенника.

Только во втором поколении вольноотпущенники могли претендовать на место городского магистрата. Впрочем, это все не мешало им заниматься торговлей, земледелием или ремеслом. Веттии, судя по находкам в доме, сколотили свое состояние на торговле вином и продуктами сельского хозяйства.

Поскольку родового гнезда у них не было, братья Авл Веттий Конвива и Авл Веттий Реститут купили два небольших дома в VI-м, аристократическом, районе. Дома эти, вероятно, принадлежали какому-то обедневшему старому роду, поскольку их отделка была весьма изящной. Но во время землетрясения 63 года дома сильно пострадали и были проданы Веттиям.

При их перестройке братьям пришлось вписывать свое новое жилище в уже существующий участок, поэтому в стандартной планировке римского дома (с которой мы познакомились в Доме Фавна) появились небольшие отклонения. Хотя в целом получился обычный богатый дом не слишком большого размера.

Открытие Дома Веттиев произошло много позже, чем Дома Фавна, — в 1894 году. Прошло более сотни лет с начала раскопок Помпей, и отношение к древностям изменилось. Если раньше раскопщики прежде всего искали великолепные «антики», — ценные фрески вырезали из стен и помещали в рамы, как картины, найденные предметы вывозились в музей короля, — то теперь город сам был музеем.

Уже 50 лет как в Помпеи открыт свободный доступ посетителей, и помимо археологических исследований тут велись реставрационные работы. В целом отношение к древностям стало намного более бережным.

Как и положено владению богачей, Дом Веттиев изобиловал стенными росписями и интерьерными украшениями. И именно этому дому суждено было стать образцом новой культурной политики — после завершения раскопок здесь были полностью реконструированы крыши, отреставрировано внутреннее убранство, расставлены по местам все садовые украшения.

Поскольку отделка дома производилась после 63 года, то весь его декор выполнен в IV «стиле». При этом фрески хозяйской части дома заказывали в мастерской, где работали замечательные художники, а служебные комнаты расписывали мастера похуже.

Все же, несмотря на качество росписей, в некоторых интерьерах чувствуется отсутствие вкуса у его хозяев — например, перистиль перенасыщен садовыми фигурами, гермами, скамейками и фонтанами. Как теперь называется, «дорого и богато».

Уже в маленьком квадратном вестибуле отдельные изображения фресок возвещали о приоритетах этого дома: овца, сумка, кадуцей — атрибуты Меркурия, бога торговли, в том числе; бородатый Приап с фаллосом на весах (ранее мы рассказывали о значении таких картин в Древнем Риме) — символы богатства и благополучия.

Страшная катастрофа уничтожила город , однако она же превратила провинциальные Помпеи в мировой бренд. Единственный античный город , дошедший до наших дней , не перестает удивлять: из небытия возвращаются на свет великолепные фрески , своей искусностью и блеском озадачивая ученых. Работы восхищают ценителей живописи , а скептики вовсе не верят в их подлинную древность. И Помпеи преподносят все новые и новые сюрпризы…

Фрески и пепел. Живопись и дизайн в древних Помпеях

Живопись Помпей — самое уникальное явление этого города. И всё же , говоря о Помпеях , стоит учитывать также Геркуланум и Стабии , Оплонтис и Боскореале — все эти города вместе с Помпеями стали жертвой извержения Везувия в 79 году. В каждом из поселений обнаружены прекрасные фрески , ценные как с художественной , так и с научной точки зрения.

Дело в том , что в Помпеях чтили Грецию , её искусство , даже религия была греческой. От подлинной греческой классики до нас почти ничего не дошло , особенно от живописи. Частично эту потерю восполняют росписи Помпеи и Геркуланума , отлично сохранившиеся под слоем вулканического пепла. Многие из них — копии с утраченных греческих подлинников.

Культурная провинция

Город , именуемый Помпеями , в древности имел более роскошное официальное название Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Его дал городу Луций Корнелий Сулла , основавший в Помпеях римскую колонию , что подарило жителям римское гражданство.

…Изначально небольшая колония постепенно развивалась , и в I веке до нашей эры превратилась в благоустроенный культурный центр. В Помпеях сооружались частные здания , общественные заведения , мостились улицы , появился и амфитеатр. Всё это щедро украшали фресками , мозаиками , скульптурами.

По меркам империи , Помпеи были глубокой провинцией , тем более удивителен высокий уровень распространенного здесь художественного искусства , которое по силе , мастерству и новаторству часто равняют с эпохой Возрождения. Однако лучшие художники того времени , скорее всего , трудились в Риме. Здесь же были просто хорошие мастера.

Древнее искусство портрета

Удивительно , что в те далекие века уже знали все возможные жанры живописи: исторические и мифологические картины , бытовые сцены и аллегории , портрет

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

, пейзажи и натюрморты.

Но , вероятно , самая известная из помпейских фресок — это круглый медальон « Портрет

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

Шедевры неизвестных художников. Портрет молодой девушки (Портрет поэтессы Сапфо?)

Он был обнаружен в июне 1760 года. Долгое время думали , что это знаменитая поэтесса Сафо ( Сапфо), идеал красоты и гармонии античного мира. На самом деле это типичное изображение образованной молодой дамы , к тому же с высоким социальным статусом , на что указывают её золотые украшения. Подобные медальоны прославляли моральные и физические достоинства женщины , и потому не могут претендовать на буквальное портретное сходство.

Терентий Нео и его жена (фото)

В Помпеях встречаются парные портреты с изображением мужа и жены. Странным может показаться то , что жена на семейном портрете часто держит стилос и табличку для письма. Город сочинительниц? Вряд ли. Атрибуты вовсе не указывают на литературный дар супруги: она просто грамотная домохозяйка. Девушек из хороших семей обязательно учили писать и считать , чтобы они могла вести хозяйство и подсчитывать расходы. Поэтому табличка и стилос на портрете , скорее , отсылают к домашней бухгалтерии.

Дизайн помпейских домов

Жители Помпей любили со вкусом оформлять свои дома , потому фресковая живопись здесь постоянно развивалась. Обычно говорят о четырёх « стилях» ( точнее системах декорирования домов), выделенных немецким археологом и историком искусства Августом Мау. Переехав в 1872 году из Германии в Италию , ученый посвятил следующие 25 лет своей жизни изучению настенной живописи Помпей. Результат своей работы , в том числе идею о «стилях», он оформил в несколько книг и множество статей.

I «стиль» — «инкрустационный» ( II век до нашей эры — I век до нашей эры): простой и строгий. Стены домов облицовывались рустом — камнем с грубой выпуклой лицевой поверхностью. Часто камни украшались лепниной или расписывались , имитируя облицовку « под мрамор». Это еще не росписи , а , скорее , выявление конструктивной основы стены. Такое оформление выглядело изысканно и благородно , поэтому некоторые владельцы городских вилл не меняли его в угоду новомодным веяниям.

Античные фрески нередко сравнивают с более поздними эпохами: классицизмом или романтизмом. Но в I помпейском « стиле» ( фото ниже) неожиданно вспоминается Ротко.

II «стиль» — «архитектурно-перспективный» ( 80 год до нашей эры — 30 год нашей эры): в работах появляется динамика. Архитектура становится богаче и изображается теперь исключительно росписью. Постепенно усложняются декорации , добавляются новые детали. Вскоре на стенах появляется пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

, в конце концов , композиция дополняется фигурами людей. Уже в те времена художники старались передать перспективу домов , улиц , показать глубину пространства.

Вилла Мистерий, Помпеи (фото)

Неудивительно , что именно в этом « стиле» начинают использовать « обман зрения» ( тромплей). Обычно картины-тромплеи римляне размещали в обширных помещениях , типа гостиной или перистиля ( открытая площадь , двор или сад , окруженный крытой колоннадой). Здесь фантазия художника могла превратить пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Тромплей из Дома Венеры в Раковине, Помпеи

Тромплей из Дома Венеры в Раковине (фрагмент), Помпеи, (фото)

Самые известные фрески этого периода — цикл Виллы Мистерий. Это шестьдесят роскошных , хорошо сохранившихся комнат , среди которых выделяется « Зал дионисийских мистерий» ( фото ниже), оформленный киноварью.

В предыдущем материале мы познакомились с двумя домами Помпей, представляющими собой, можно сказать, разные полюса среди богатых жилищ этого города. В этот раз Юлли Улетова, автор сайта «Помпеи: шаг за шагом», предлагает осмотреть еще три дома из тех, что в феврале открылись для посещения после реставрации, а затем, как и весь Археологический парк, закрылись на карантин.

Все дома, о которых пойдет речь, расположены в южной части города, в I районе. Они не слишком большие и с роскошью Дома Фавна или Дома Веттиев их отделку не сравнить, но в каждом из них есть свои привлекательные особенности.

Все дома, о которых мы расскажем, уже открывались для посетителей в XX веке, однако последние десятилетия их техническое состояние было настолько плачевым, что потребовалась многолетняя реставрационная работа, чтобы они могли вновь принимать гостей.

При этом каждый дом обладает своей «изюминкой» и не похож на другие.


I район Помпей: 13 — Дом Фруктового Сада, 15 — Дом Корабля «Европа», 18 — Дом Влюбленных

Parco archeologico di Pompei

Дом Влюбленных

Название дому дало граффити на восточной стене его перистиля: «Влюбленные, подобно пчелам, ведут жизнь, сладкую, как мед» (Amantes, ut apes, vitam melitam exigunt).


Граффито на стене перистиля Дома Влюбленных

Cesare Abbate / Parco archeologico di Pompei

Дом был открыт в 1933 году. К этому времени, как мы уже говорили, археологи шли рука об руку вместе с реставраторами, и сразу после освобождения участка от вулканических наслоений Дом Влюбленных получил крышу.

Почти вся его художественная отделка, за исключением единичных помещений II «стиля», решена в IV «стиле». В плане дом представляет собой стандартный набор помещений, как бы «нанизанных» на прямую линию взгляда от двери, — вестибул, атрий, перистиль. Вокруг атрия и перистиля так же традиционно организованы комнаты.

Здесь так же, как в Доме Веттиев, нет таблина-кабинета между атрием и перистилем. Возможно, хозяин дома не нуждался в представительском помещении для клиентов или деловых партнеров, потому что был вольноотпущенником и сам был обязан являться по утрам к своему патрону. Или занимался делами в одной из комнат, пристроенных к атрию или перистилю.

Атрий украшен росписью IV «стиля» — красные панели с небольшими картинами в центре над черным цоколем. Сюда выходит большая столовая-триклиний с мифологическими картинами на светлых панелях, пара спален-кубикул и экседра, так же отделанные в светлых тонах, повторяющая декор атрия комната у входа и еще несколько небольших помещений, скорее всего жилых.


Атрий Дома Влюбленных

Parco archeologico di Pompei

Самым значимым архитектурным элементом дома является хорошо сохранившийся второй этаж небольшого сада-перистиля. Оба его этажа поддерживали колонны портика, а внутренняя часть была отгорожена от него невысоким бортиком, в верхней части которого идет желоб. Сейчас садик восстановлен — его заполняют невысокие кусты строгой обрезки.

По двум сторонам портика сада расположены комнаты различного назначения, включая кухню и туалет. Почти все они тоже украшены фресками IV «стиля»: три яруса — цоколь, большие панели центральной части и верхний.

Панели украшают небольшие картины и медальоны. Живопись сохранилась не слишком хорошо, но есть описания изображений 1960-70 годов — стены дома украшали животные, птицы и небольшое количество картин с мифологическими сюжетами.


Перистиль Дома Влюбленных

Parco archeologico di Pompei

В некоторых комнатах реконструированы росписи потолков. Это весьма кропотливая работа — часто штукатурка потолков сохранялась в виде осыпавшихся на пол фрагментов. Собрать их, очистить, укрепить на своем месте — титанический труд помпейских реставраторов, которыми Археологический парк очень гордится.

Через полвека после открытия — во время сильного землетрясения 1980 года — Дом Влюбленных пострадал настолько сильно, что его пришлось закрыть для публики. А последующие десятилетия привели его к такому аварийному состоянию, что даже технические специалисты Помпей опасались туда заходить.

Комплексная реставрация дома потребовала долгого времени и заключалась в укреплении кровли и полов, очистке и укреплении росписей, приведении в порядок зеленых насаждений садика. В атрии обновлена музейная витрина с находками, сделанными в доме в 1930-х годах (жаровней, бронзовой лампой, костяными петлями и тому подобным).

Дом Фруктового Сада

Дверной проем Дома Фруктового Сада увенчан строгим дорическим антаблементом на капителях в виде каменных блоков. Здесь сразу при входе современных посетителей встречает интересная деталь — гипсовая отливка фрагмента истлевшей за два тысячелетия двери.

Впервые заполнить гипсом полости в вулканическом грунте над Помпеями пришло в голову управляющему Помпей Джузеппе Фиорелли в 1870 году. Впоследствии этот прием удалось повторить много раз, получив отливки не только дверей, но и мебели, и даже человеческих тел. А в 2018 году археологам Помпей удалось получить слепок погибшей при извержении в 79 году лошади.

Но вернемся в Дом Фруктового Сада, раскопки которого начались в 1913 году, — при управляющем Витторио Спинаццоле, а продолжены были лишь в 1951-м — уже при Амедео Майюри.

Он небольшой и вытянут вдоль восточной стороны 9 инсулы. Владение имеет стандартную атриумную планировку, с которой мы уже познакомились выше: сквозь вестибул хорошо виден атрий, за ним — таблин и далее просматривается внутренний садик-перистиль.

Как часто бывает в атрии, с обеих сторон от вестибула расположились служебные комнаты. В левой находилась лестница на второй этаж дома, а справа — лавка, через которую можно было выйти на улицу. В этом магазинчике было найдено 150 винных амфор.

Восточную сторону атрия занимали три комнатки. К сожалению, никакой отделки в атрии и прилегающих помещениях не сохранилось. За исключением двух из трех упомянутых комнат.

Вероятнее всего, это были кубикулы — комнаты для ночного сна. Их отделка — настоящее сокровище этого дома. В обеих комнатах стены украшены картинами сада.

Раскопки на территории Археологического парка Помпей продолжаются круглый год, и в январе и феврале ученые открыли еще несколько интересных артефактов. Часть из них найдена в богатом и роскошно отделанном доме на улице Везувия, пока не получившем собственного имени, а в Доме Юпитера полностью очищена и интерпретирована напольная мозаика с изображением Ориона. Подробнее об этом — в блоге Юлли Улетовой, автора сайта Помпеи: шаг за шагом.

С давних пор в Помпеях всем домам, освобожденным от продуктов извержения Везувия, принято давать названия. Позже к ним добавились номера — получилось что-то вроде современного адреса.

В названиях обычно отмечалось нечто особенное, связанное с домом. Например, Дом Фавна получил свое название по замечательной бронзовой статуэтке, найденной в его атрии, Дом Веттиев — по имени владельцев, а Дом Шампьонне — в честь французского генерала, возобновившего раскопки в начале XIX века. Такое разнообразие названий, конечно, сбивает с толку туристов.

Безымянный дом

В новых раскопках V района постепенно раскапывают чудесный дом с потрясающей декоративной отделкой, элементы которой Археологический парк Помпей часто публикует в новостях.

Мы уже познакомились с изображением Приапа на фреске из фауцев (помещения у входа в дом), призванной защищать от сглаза гостей и хозяев, с небольшим панно, где запечатлен момент из мифа о соблазнении Зевсом Леды (там же), с мозаичным фонтаном, который украшал сад этого владения.

И — удивительное дело для Помпей — этому дому до сих пор еще не дали собственного имени. В документах и пресс-релизах Археологического парка он фигурирует как Дом вдоль улицы Везувия (Casa lungo via del Vesuvio).

Несмотря на отсутствие имени, дом демонстрирует высокий вкус своих хозяев, и эта красота заставила руководство Археологического парка Помпей изменить проект. В первоначальном варианте раскопками предполагалось очистить лишь участки за стенами вдоль улиц, чтобы снизить давление на них грунта изнутри домов. В периоды дождей это давление усиливается и уже неоднократно приводило к обрушению древних стен. Однако теперь решено увеличить площадь раскопок на этом участке.

В День Всех влюбленных — 14 февраля — аккаунты Археологического парка Помпей в социальных сетях наполнились фотографиями расчищенной кубикулы с Ледой и стен до сих пор не публиковавшегося помещения дома — атрия.

Читайте также: