Старорусская кладка кирпича схема

Обновлено: 28.04.2024

Сегодня, у меня появилась возможность детально объяснить процесс формирования шва, очень старинного шва, технологию которого раскрыл мне немецкий каменщик в 2013 г. В то время, я еще работал с импортом немецких сухих смесей, где мы и подружились с ребятами из г. Гамбурга.

Почему именно сегодня выдалась возможность детально показать?

Дело в том, что на момент кладки своего дома (3 года назад) я не вёл свой канал и даже еще не задумывался о ведении блога, поэтому совершенно не уделял внимания фотосъемке, а на пальцах рассказывать не совсем понятно.

На данный момент, мой дом выглядит так:

Сейчас, мне нужно поднять дверной порог на один ряд, а это всего 3,5 кирпича и чтобы кладка его соответствовала кладке дома, я её сделаю аналогичным образом.

Эта кладка называется старинной баварской кладкой. Старинной - потому, что ни один кирпич не повторяется своей фактурой, беспорядочен и совершенно неидеален, а баварской - потому, как в кладке участвует более 3-х оттенков, начиная от светло-коричневого и заканчивая - чёрным.

Для кладки, я использовал обычный забутовочный полнотелый кирпич, который в то время покупал за 9 руб./шт., сейчас на него цена 12,5 руб.

В разрезе он выглядит так:

Его называют - "некондиция" или "пережженный" кирпич и по свойствам он сходен с клинкером, который кстати в 5 раз дороже ;-)

Итак, что касается шва. Это типовой для немцев шов, когда нужно подчеркнуть старину здания при его реставрации, преимущественно выполняется вместе с баварской кладкой.

В составе кладочного раствора - обычный белый цемент М-500 или М-600.

И обычный речной песок:

Песок может быть серым, желтым, белым - без разницы. Белый цемент перебивает своим цветом все оттенки песка. В моем случае песок с желтизной.

1:3,5 при цементе М-500 Д-0
1:3 при цементе М-500 Д-20
1:4 при цементе М-600 Д-0

Следующее фото - белый цемент уже перемешан с песком на сухую:

Далее, кладочная смесь затворена водой с соотношением 1 ч. цемента на 0,6 ч. воды (в объемной пропорции):

В формировании шва совершенно не используются инструменты для расшивки. Раствор на нижний ряд кирпича укладывается обычным образом, как это делает любой каменщик:

Далее, самое интересное. Раствор необходимо подрезать или притеснить кельмой (мастерком) на 3-4 см. от края кладки и распределить на ~1 см. выше, чем толщина шва

После чего, аккуратно установить кирпич и два раза легко ударить:

1-й удар - Сверху по центру - чтобы вытеснить раствор по горизонтальному шву под кирпичом.

2-й удар - Сбоку по тычку - чтобы вытеснить раствор по вертикальному шву.

После чего перепроверить уровень. При несоответствии уровня, допускается повторить по 1 удару.

Это и есть отличие от классической кладки, когда каменщик может стучать по кирпичу хоть 10 раз, он все равно срежет выступающий раствор.

Здесь же всё иначе. Вытесняемый раствор срезать нельзя, он в таком виде и должен затвердеть! Нужна определенная сноровка и важно понимать, какую толщину раствора изначально нужно положить, чтобы сохранить одинаковую толщину шва на протяжении всего ряда, имея лишь в запасе несколько ударов по кирпичу.

Как говорит немец, когда их каменщики учатся на реальных объектах, один и тот же кирпич может перекладываться по 5 раз, так как новички не владеют техникой и нет необходимого навыка укладки раствора.

Если ударить дополнительно по кирпичу 3-4 раза - раствор попросту вываливается и такой вариант вообще не годится, кладка теряет смысл и не будет смотреться так, как задумано.

Опытные каменщики кладут около 500-600 кирпичей за рабочую смену, новички - в среднем 70 шт.

Вот такая незатейливая технология, но в то же время - притягивающая взгляд работа, основанная на советах и знаниях европейских мастеров. На самом же деле, облицовка мне вышла совсем недорого: 12 000 кирпича по 10 руб. (с доставкой) и 30 мешков белого цемента по цене от 700 до 900 руб. за 50 кг.

FullSizeRender1_resize

Кирпич – древнейший строительный материал, отличающийся прочностью и долговечностью. Сегодня это один из наиболее популярных и востребованных материалов, который за счет современных цветовых решений и различных вариантов кладки позволяет создавать выразительные строительные шедевры, поражающие своей красотой и индивидуальностью стиля.

В этой статье речь пойдет о возможностях декоративной и художественной кладки облицовочного кирпича.

Декоративная кирпичная кладка позволяет создавать неповторимые привлекательные фасады различных видов, цветов и фактур. Полная свобода творчества, яркость декора, смелость линий – и ваш дом совершенно точно будет выделяться на фоне однообразных современных построек.

Выделяют три основных вида кладки лицевого кирпича:

  1. Прямая кладка кирпича предполагает создание рисунка фасада при помощи различных способов перевязки кирпича с равномерным распределением швов.
  2. Декоративная кладка выполняется по заранее подготовленному рисунку, который создается не только за счет схемы швов, но и благодаря использованию кирпича разных цветов.
  3. Художественная (рельефная) сочетает взаимодействие схемы швов, цветового решения и способа укладки кирпича. Здесь фасад представляет собой сложную рельефную поверхность, имеющую различные элементы декоративной кладки: выступы, выемки, пилястры, наклоны, различные архитектурные узоры.

Немного строительной терминологии, облегчающей взаимопонимание при общении со специалистами по теме.

Перевязка – это система укладки кирпича, когда стыки нижнего ряда размещают таким образом, чтобы их перекрывали кирпичи верхнего ряда. Самый простой вариант кладки выполняется следующим образом: полная перевязка продольных и поперечных вертикальных швов выполняется через каждые 3-5 рядов.

Тычковый шов – это кирпичи, уложенные в стене поперек, наружу коротким срезом; ложковый шов – кирпичи, уложенный вдоль, длинным срезом. Широкие стороны кирпича – постель, наружная поверхность стены – верста, внутренние ряды – зубатка.

Изначально кладка кирпича получила свои наименования по названию поверхностей кирпича – ложковая (длинная грань) и тычковая (короткая, торцевая часть). Тычковая кладка фасада представляет собой поверхность из одних тычков, ложковая — это последовательность четырех длинных граней и одной короткой.

Готическая (старорусская) кладка стен из кирпича представляла собой чередование ложков и тычков в каждом горизонтальном ряду, каждый тычок при этом располагался строго по центру уложенного ниже ложка. Крестовая кладка – это чередование ложковых и тычковых рядов, где вертикальный ложок симметрично располагается между двумя тычками.

Современная декоративная кладка облицовочного кирпича поражает многообразием видов благодаря комбинаторике расположения кирпичей и цветовых решений. Используя всего два цвета, можно получить практически бесконечное количество вариантов.

Прямая кладка — простое решение

Это самый простой и привычный способ, с помощью которого может быть выполнена декоративная кладка стен. Она создается за счет поверхности самого кирпича (гладкой, фактурной, цветной) и особенностей шва – толщины и цвета. Прямая кладка позволяет создавать самые оригинальные и неповторимые фасады.

Даже с помощью одноцветного кирпича можно создать множество интересных вариантов фасадов. Вот одни из самых популярных видов:

Прямая баварская кладка – тенденция современности

Сегодня баварская кладка, зародившаяся в немецких землях, завоевала особую популярность. Для ее выполнения используется четыре оттенка облицовочного кирпича, одинакового или разного по фактуре. Основные цвета баварской кладки: черно-коричневый, коричневый, темно-красный и красный. Этот ряд при желании можно дополнить.

баварская кладка

Баварская кладка лицевого кирпича выполняется следующим образом:

1. Кладка горизонтального ряда выполняется из всех оттенков цвета в хаотичном порядке.

2. Второй ряд представляет собой чередование цвета в том же порядке.

3. Важное правило – нельзя класть два кирпича одинакового цвета впритык.

4. Для придания фасаду целостного образа, вертикальные швы должны совпадать через каждый ряд.

5. Можно выкладывать кирпич по определенному рисунку.

Создать оригинальный, нескучный и в то же время не пестрый фасад вам поможет баварская кладка.

Возможности декоративная кладки, выполненной цветным и фактурным кирпичом

IMG_3393_resize
IMG_3407_resize

Декоративная кладка фасада представляет собой выполнение четких геометрических рисунков швов (перевязок) либо сочетание определенного рисунка швов с цветными, фактурными или рельефными элементами. Облицовка декоративной кладкой — это простой способ создать необычный проект из обычного кирпича. Декоративные узоры буду особенно эффектно смотреться на заметных участках стен – на торцах, простенках зданий, подкарнизных пространствах. Усилить эффект можно с помощью добавления в кладку в определенном или случайном порядке глазурованных кирпичей.

Фактура кирпича имеет огромное значение для кладки. Декоративная рельефная кладка – это прекрасный способ расставить акценты. Рифленая поверхность кирпича позволит воплотить образ старинного дома, простоявшего несколько веков. Грубая фактура, имеющая поверхность под колотый камень, применяется, как правило, для отделки более массивных частей здания – подпорных стен, цоколей. Для отделки стен более высоких этажей, карнизов, простенков прекрасно подойдет материал, имеющий шероховатую фактуру.

Применяют различные виды декоративной кладки, отличающиеся разнообразием фасадных рисунков и схемами сочетания швов. Кладка разного по цвету кирпича позволяет создавать декоративные орнаменты на любой вкус.

При однорядной (цепной) кладке кирпича разных видов можно получить огромное многообразие плоских орнаментов. Например, таких:

И в заключение пару слов о швах

Облицовка кирпичом будет выглядеть настолько эффектно, насколько качественно будут обработаны швы. Они выделяются на поверхности стен, акцентируя внимание на оригинальности перевязки кирпичей. Без четкого обозначения швов поверхность стены может приобрести невнятный либо, наоборот, слишком пестрый внешний вид. Шов кладки кирпича зависит от ряда факторов, в особенности от художественных задач и типа кирпича, который вы используете. Выбрать и обсудить наиболее подходящий вариант целесообразно на стадии разработки проекта.

Н е говорю, что там кто-то глупый, так как мы все тут не с целью отстаивать точку зрения, мы все тут с целью расширять кругозор. Просто, во-первых, мы — капля в море. Во-вторых, понять и принять сразу это невозможно. Осознание приходит, когда всё сойдётся в одну точку.


Поехали вы смотреть так называемую брестскую крепость. Погода чудная. Слабый ветерок. Приятные лица ваших спутников. И тут — бах! — вас кирпичом по голове:

«Какая шикарная кладка! Какие башенки! Арки! Какие выступы башенок из стены! Какой изумительный шедевр, который уже которой войной пытаются сравнять с землёй, а он всё стоит да стоит упрёком современным мастерам. Кирпич-то весь заводской. Если современный уже на поддонах крошится, то этот стоит веками, выдержав кучу договорных войн и революций.

"Это же были, наверное, заводы получше наших. А как туда глину доставляли? Как-то не верится, что с болота крестьяне везли на бричках с лошадьми. И как такой бред вообще мог прийти историкам в голову? На каком основании? У историков хоть один аргумент есть, который можно противопоставить тому, что сейчас видят мои глаза? Нет, вроде же одни только сочинения да писанина! А если вспомнить, как заводы должны быть устроены, и ведь старинные, судя по качеству кирпича, намного лучше были современных. Да уж, наши мастера так сегодня не строят! Всё криво да косо. Зато брестская кладка — один лишь блеск, как всё тютелька в тютельку! Чтоб похуже этого сегодня выстроить, современные используют лазерную отметку, а ведь сколько на планете крупнейших Звёзд с целый город, где погрешности нет даже на миллиметр НА ВСЁ СТРОЕНИЕ! Проведя линию от одной части города к другой части — идеально ровная!

О ужас, что мои глаза видят — ведь же кирпичная кладка стоит-то на цементе! Протереть надо глаза, ведь мне говорили, что раньше клали на известь, — да нет! ПОХОЖЕ БОЛЬШЕ НА ЦЕМЕНТ! Причём качественнее современного и стоит веками, ведь современный трескается. Дамбы, которым пять веков, стоят и до сих пор в употреблении, современные же ломаются через 30–50 лет! Яйца добавляли? Да кто это вообще придумал, когда сегодня строители именно так и наказывают заказчиков, которые не расплатились, — именно в стену замуровывают яйцо, оно тухлым становится, и вонь после этого на всё помещение стоит!»


И вот после этого, как всё сойдётся у вас в одну точку, вы не сможете ни «Викингов» смотреть, ни историков слушать, потому что там ни одного слова правды нет. Нам эти историки вместе с политиками пускай ответят, почему, когда находят под землёй деревянный забор, то легко останавливают строительство мафиозного супермаркета и начинают раскопки, а вот как наткнутся экскаватором на кирпичные здания, уходящие на много этажей под землю, то сразу — испуг, и стремятся поскорее всё зарыть?

Зато носы заносят выше, чем их поставили: «Вот мы бережно к истории и всё сохранили». ЕЩЁ РАЗ ГОВОРЮ: КАК ОНИ К ИСТОРИИ БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ, можно понять, к примеру, по публикациям таких статей, как «История шахт Донбасса гниёт в подвалах», где целые архивы брошены на произвол, и никаким историкам отчего-то не нужны! А зачем правду сохранять, когда можно насочинять в будущем о варварах и отсталости?

Я терпелив — подожду полтора года, когда эти статьи поймёт широкая публика. Тут, как ни крутись, мы — простые люди, и трудимся за «спасибо», в отличие от наших оппонентов, которые каждому сочинителю, каждому актёру, каждому продюсеру и прочим, и прочим, платят неслабый гонорар за постановку вранья. У них в руках массовое СМИ. У них пиар и возможность лживые фильмы возить на кинопрокат по разным выдуманным странам. У нас этого ничего нет.

Главная война — это не мировые, не революции; главная война — за умы людей. От того так они торопятся, ведь эту войну они начинают проигрывать, несмотря на всё превосходство над нами в материальном плане. Очень приятно, что всё больше и больше появляется людей, которые начинают вникать в тему, как, к примеру, комментарий под старинными кадрами:

«Как портной утверждаю, что люди одеты по фигуре. Ткани… дорогие, крой — на каждую персону». Сегодня многие ли люди могут позволить шить одежду под себя? На рынке что-то приблизительное на тяп-ляп выберем и довольны; это мы развились или деградировали? Пишут уже и каменщики, и плотники, и кровельщики, и прочие, и прочие, а значит процесс уже серьёзно запущен.


В те времена искусство было абсолютно во всём! Даже столб и тот — произведение искусства! Эх, сошли мы с дорожки развития с этими капиталистами.

Комментарий Анатолия Кузьмина в Ютубе:

«Какие цементные заводы в 17 веке, дружище? Пиллау была отстроена к 1 670 году. До цемента ещё больше полутора столетий. А вообще, некоторые старинные сооружения впечатляют , здесь согласен». Уважаемый Анатолий, в умах официальных учёных, школьных учителей, СМИ, телевизора, политиков это так и есть. Да вот только сама цементная кладка Пиллау об этом ни слухом, ни духом! Там либо цемент, либо что-то гораздо интереснее:



Здесь мы видим и стену под наклоном (в Пиллау таковых немало). Понятно, что наклоны такие сегодняшние каменщики не делают, и выдержать НА ВСЮ ДЛИНУ СТЕНЫ не так-то и легко.


Видите? И чему верить — школьным учебникам или своим глазам?


А здесь обратите внимание, какие виртуозные закругления. Какой инструмент сегодня используется, чтоб построить кирпичный дом? Водяной уровень или нивелир, чтоб высота совпадала по периметру. Обычный уровень для ровных стен. Теперь смотрите сюда:


Стены Пиллау не по уровню, а под разными наклонами.


Какой инструмент нужен, чтоб идеальный наклон выдержать с полкилометра? Я уже молчу, что он по периметру ВСЕЙ Звезды идеальный.


Теперь давайте рассмотрим так называемую Бобруйскую крепость


Что, говорят нам правду о нашем прошлом? Какая грандиозная кладка! Вы на швы гляньте — что-то я уже сомневаюсь в цементе, насколько практичный раствор идёт по швам!


Попадалась ли вам статья по мегалитам «размягчения камня»? Так вот, как по месту можно размягчать кирпич? Или каждую кирпичину изготавливали по отдельности ДЛЯ ВСЕЙ ЗВЕЗДЫ? Вам ещё хочется бредовых «Викингов» смотреть? Где весь технологический процесс в литературе? Где промышленная база? Почему об этом молчат все историки и политики, кого бы мы ни выбирали? Зато идиоты патриотические носятся с картинками по комментариям: «США создали много русскоязычных ресурсов, чтоб вести информационную войну»; как наше правительство, министерство оболванивания, СМИ ведут против Руси войну, Вашингтону остаётся только нервно курить в сторонке! «Наше» правительство — это самые главные русофобы, так как вместо большой Руси нам подпихивают какие-то придуманные РоСии, Украины, БелоРуСии, Польши, Турции, Молдавии, Югославии и другие земли!


Изощрялись умельцы над кирпичом, как хотели. Обратите внимание на ровные швы целого кирпича с обрезанным:


Чем резали — лобзиками по дереву? Сегодня и турбинкой, чтоб так обрезать, как на фотографии, тютелька в тютельку, надо изрядно попотеть. А тут не один кирпич, а все стены: от закруглённых арок с закруглёнными кирпичами, от гармошек до разных плавных переходов, разносторонних поворотов и ступенек потолка.


Под Бобруйском до сих пор находят случайно экскаваторами на разных глубинах кирпичные туннели, уходящие на многоэтажно вглубь. Власти крестятся и божатся, что будут исследовать. В итоге обратно зарывают — а зачем исследовать, если министерство оболванивания куда интереснее пишет сочинения истории?


Паразиты выдумали чепуху, что эти Звёзды — деревянные, и что их строили для войны. Насколько они деревянные, мы уже убедились. А вот для войны… Как вы думаете, почему самые целые в Европе и Америке под строгим контролем НАТО? Почему в Белой Руси Брестскую крепость и Бобруйскую вместо изучения отдали под дислокацию военных? Почему на Звезду в Америке поставили статую богини войны, которую назвали «Свободой»?


Закончу комментариями друзей. От Ксю Величкевич:

И вот, кстати, дополнение к теме единого стиля — фото кирхи, она заброшена и разваливается на части:


«”Пиллау” легендарна и красива. А Бальга, Инстербург, Георгенбург… Они шикарны в своём разрушенном величии… Я их видела своими глазами. Они просто поражают, как такое могли построить в Средневековье? Лопатами и мотыгами… А, забыла, руки же ещё есть и ноги, если что, можно пнуть кирпич. Вы видели фото замков до войны? А гравюры средневековые этих же замков? Отличия есть, и при этом существенные. Я тоже не эксперт, но меня удивляет, как не видно то, что очевидно…

Вот фото подвалов замка Инстербург, сделанные на мой телефон. Говорят, что подвалы засыпали советские войска, чтоб никто не лазил. Эти подвалы — многоуровневые, и насколько уходят вниз — непонятно. Некоторые говорят, что подвалы начали засыпать ещё при немцах из-за ненадобности».



Ещё один комментарий:

«Может ошибаюсь, но любое масштабное строительство предполагает проведение геологической разведки в месте будущего строительства. Состав грунта, пустоты, подвижки, усадки, и т. д., и т. п. Судя по стойкости сооружений, в те времена эта наука была на высоте. От точности привязки я вообще офигеваю. Убедить меня в том, что измерения проводились верёвочкой или по теням, ну никак не получится».

Всем известна поговорка, что все новое, это очень хорошо забытое старое. И это очень часто подтверждается на практике. Например утепление кирпичных стен было придумано еще в 18 веке. Было разработаны методы и технологии утепления и строительства домов с “Отеплителем” внутри кирпичных стен.

Отеплитель состоял из натуральных компонентов, глина с стружками и опилками, перемешанные с известью, каленая земля, торф, рубленая солома вымоченная в известковом растворе.

Итак, теплые стены

Есть несколько способов их создания. Первый - это метод Герарда. Принцип его довольно прост. Выкладываются две наружных стены, а между ними укладывается утеплитель. В качестве утеплителя раньше применяли практически то, что в буквально лежит под ногами. Землю, торф,шлак пережженную глину (Ничего не напоминает? А ведь это “прадедушка” керамзита), солому, и для придания долговечности перемешивали все это с известью. Но как показала практика, технология была прямо скажем сырая.

Во первых, стенки Герард предлагал связывать между собой специальными скобами из дерева или металла. Но получалось, что деревянные скобы быстро сгнивали, а металлические служили мостиками проникновения холода в помещение.

Быстро это понятие того времени. По свидетельствам исследователей, срок эксплуатации такого дома составлял не менее 75-90 лет.

Второй способ, архитектора Вутке. Он также предусматривал утепление кладки стен, но в отличии от Герарда стены Вутке были многослойные и с воздушными зазорами внутри. Как предлагалось строить.

Красным цветом отмечены изоляционные прослойки.

По мнению архитектора, самое важное, это крепкость вертикальных швов. и поэтому Вутке предлагал ставить прослойки перпендикулярно потоку тепла в стене, преграждая и задерживая выход тепла наружу с помощью пропитанного гофрокартона, листов пробки и торфолеума. Также существовали и воздушные вертикальные зазоры, которые препятствовали выходу тепла наружу.

Без всякого сомнения эффект от применения этих методов есть и довольно ощутимый, если применить современные утеплители. Особенно поражают вертикальные пустоты, они повышают теплоизоляцию почти в два раза, если сделать их герметичными.

Как-то нужно было срочно достроить стену конторы на объекте, а кирпич кончился, и мы применили что-то очень похожее на одной из стен. Через пару лет я был на этом объекте и спросив у конторских, мы как раз именно с ней и проделали манипуляцию с пустотами, услышал интересную новость, оказывается, та самая стена с пустотами, самая теплая, это особенно ощутимо зимой в самые сильные морозы.

Самое интересное в том, что когда начинаешь разбирать практически любое новое открытие в строительстве или технологии, то почти всегда сразу находишь аналог в старинных книгах. Пусть не в полном объеме, но очень похожее на то, что обосновывается как новшество.

Наиболее распространёнными видами кладки являлись цепная и крестовая, неоштукатуренные стены иногда выполняли фигурной перевязкой (готической, польской, английской и др.), отличавшимися величиной смещения двух ближайших тычковых или ложковых рядов. В сооружениях со значительной толщиной стен для большей прочности применяли диагональную перевязку, при этом через два обычных ряда выкладывали два угловых под 45º или 60º, для труб и колонн существовала своя трубная и колонная перевязки с применением неполномерного кирпича. Смешанная кладка представляла собой перемежающиеся ряды кирпича и бутового камня, она имела нарядный вид и экономила кирпич. Недостатком кладки были размеры кирпича, соотношение длина:ширина:высота равнялось 4:2:1, то есть длина была вдвое больше ширины, а ширина вдвое больше высоты, при этом ширина шва не учитывалась вовсе, из-за этого приходилось внимательно соблюдать толщину швов для тычковых и ложковых рядов, а также между соседними рядами.


Рисунок 1. Размеры швов в старой кирпичной кладке. 1 – ложок, 2 – тычок.

Каменные работы выполняла артель каменщиков, которые между собой разделялись на каменщиков «по граниту» - дикарщиков, «по буту» - бутовщиков, «по кирпичу» - кирпичников, мастера по кладке промышленных труб именовались трубниками, а укладчики плиточных и лещадных полов – плиточниками. Набор инструментов применяемых в ту пору указан на рисунке 2, стоявший во главе артели десятник имел кроме того уровень-отвес, угольник и причалку. Строительные леса, подмости и стремянки для каменных работ делали плотники, а подъём кирпича был заботой козоносов (по названию инструмента козы, на которую укладывали кирпич). Кладку вели с соблюдением перевязки и контролем вертикальности и горизонтальности, швы на лицевой поверхности затирали заподлицо или делали расшивку.


Рисунок 2. Инструменты каменщика XVII века.

С начала XIX века получают распространение армокаменные конструкции, если ранее металл применялся крайне редко, обычно для распоров в сводах, то при постройке Пантеона в Париже (1764-1791) кладка была полностью армированной. Металл использовали в виде связей в арках и перемычках, в виде балок металл закладывали в конструкции стен и фундаментов. В современных каменных конструкциях металл употребляют обычно в виде сеток, для увеличения несущей способности стен и восприятия изгибающих и растягивающих усилий, а во время Великой Отечественной Войны стали применяться каменные конструкции усиленные железобетоном.


Рисунок 3. Поперечное армирование кладки: а – сетки с квадратной ячейкой, б – сетки «зигзаг», 1 – выпуски арматуры.

Толчком к развитию более экономных конструкций из камня в XIX и XX вв. становится недостаток строительных материалов при значительной в нём потребности, необходимость снизить затраты на строительные работы и материалы, уменьшить сроки возведения. Хотя за время многовекового строительства и было принято перезакладывать прочность кладки, но разрушение сооружений не было чем-то невероятным, так Амьенский собор разрушался из-за перенапряжения кладки трижды, во время строительства парижского Пантеона кладка колонн поддерживающих купол треснула и осела, известны неоднократные случаи обрушения русских церквей в период Средневековья. Исследования и простейшие правила расчёта каменных конструкций были впервые изложены во Франции в начале XIX века. В России при проектировании зданий полагалось делать толщину двух верхних этажей по соображениям теплотехники, то есть сохранения комфортной температуры зимой, а на каждые 2 этажа ниже просто добавляли к толщине полкирпича. Примером могут служить стены кирпичных пятиэтажных дореволюционных зданий в Москве, верхний этаж имел толщину 70 см, а первый – 98 см. Первым делом научная мысль пошла по пути облегчения веса кладки для чего было решено заменить полнотелый кирпич. В 1829 году русским инженером А. И. Герардом создана конструкция облегчённой стены, где два лицевых ряда кирпичей соединены металлическими связями, а пространство посередине заполнено пористым материалом (доменными шлаками и т.п.), первые два опытных дома были построены в Москве, подобные дома также возводили затем в Орловской, Московской, Рязанской и Нижегородской губерниях. В 1880-х годах появляются первые искусственные камни для кладки стен, они имели внутренние пустоты, то есть обладали достаточными теплоизолирующими свойствами и толщина устанавливалась из условия несущей способности кладки. Такие здания из бетонных камней и блоков строились в России, Франции, Германии, Италии, США и других странах, рисунок размещён в заголовке. А что же с теорией? Теоретические знания позволили выполнять расчёты с учётом прочности и тем самым уменьшили перерасход материала только в XX веке, объяснение столь позднему развитию простое, опыт накопленный в веках позволял строить здания на багаже практических знаний.


Рисунок 4. Стена системы Герарда. 1- металлические связи, 2 – засыпка.

Читайте также: