Старинные наличники на окна в деревянном доме

Обновлено: 01.05.2024

Компания производит наличники ручной работы. У нас можно заказать изделие, выполненное в стилистике определенной эпохи, типичное для одного из регионов России. Рассмотрим, какими же были старинные наличники на окнах в деревянном доме.

История оконных наличников насчитывает не только десятки лет, но и несколько веков. Сегодня они несколько отличаются от тех, что вручную делали мастера в XVIII-XX веках. Прежде всего, стоит отметить, что огромное значение имеет наличие или отсутствие ставней. В зависимости от географического расположения наличники на окнах имели различные функции. Так, например, на севере старинные ставни предохраняли от света в полярный день, на юге – от перегрева помещения знойным летом, а в некоторых местах – от холодного ветра и сквозняков в деревянных домах. В давние времена старинные наличники на окнах в деревянном доме так и назывались – «вставни». У них были ручки, держась за которые жильцы дома при необходимости просто вставляли ставни в оконный проём.

Ставни - защита от солнца, ветра и диких животных

Старинные наличники были самыми обычными деревянными дощечками без каких-либо узоров. Их главная функция – защита помещения от ветра, мороза и сквозняков. Несколько позже появилась наклонная дощечка, защищавшая окно от дождя.

Затем наличники становились всё оригинальнее и красивей. Появляются несколько их видов:


Старинные наличники в деревянных домах встречаются они во многих русских городах, в том числе Тюмени, Вологде, Новосибирске и многих других. По внешнему виду архитектурных старинных наличников на деревянных домах можно определить эпоху, в которую они были созданы. Ведь в их орнаменте и внешнем виде отразились все основные черты таких стилей, как барокко, классицизм, модерн и других. Народные наличники более примитивны, но не менее уникальны по своему исполнению. Мастера-самоучки вносили в свои творения символы и образы, придуманные самостоятельно и подсмотренные на окнах богатого барина.

Помимо защиты дома от негативного влияния внешних факторов, наличники обладали ещё и глубоким сакральным смыслом. В их узорах порой мастер зашифровывал самую разную информацию. Изучение каждого символа в том или ином орнаменте может многое рассказать об истории семьи и самом резчике.


Узоры на старинных наличниках деревянных домов

В давние времена наличники служили ещё и защитой от злых духов. Поэтому на них изображались соответствующие символы, а также знаки, привлекающие богатство, здоровье, гармонию и другие блага в хозяйский дом. Во все времена на старинных наличниках можно встретить солнце. Это защитный знак, служащий оберегом и привлекающий удачу и счастье.

Также очень популярны растительные узоры. Они символизируют плодородие, достаток, гармонию. В некоторых областях можно встретить змей и драконов. В основном это Московская, Тверская, Ростовская, Ивановская и Ярославская области. Змея – древний защитный символ силы и мудрости.

В резьбе древних мастеров встречаются и геометрические фигуры. Ромб на наличнике символизирует плодородие, а треугольник – Бога, победу духовного над телесным. Здесь же встречается и еврейский знак – звезда Давида. Советское время также внесло свои знаки. Это вырезанные на дереве пятиконечные звёзды, а иногда серп и молот.

Также на старинных наличниках на деревянных домах можно увидеть и древние родовые символы. Сегодня существует несколько видов мастеров, занимающихся изготовлением этих конструкций:

В первом случае в наличники вкладывается душа мастера, получается уникальный элемент декора, равного которому не найти. А во втором – резная доска, продаваемая в строительном магазине погонными метрами. Тем не менее, красивый узор и выполненный на современном станке наличник может сделать хорошим украшением вашему дому, особенно если правильно его подобрать по цвету и стилю.

Наша мастерская предлагает выполнение наличников в любом стиле. Изготавливаем наличники под старину, а также по оригинальным эскизам после согласования с заказчиком.

А вы видели когда-нибудь серп и молот на наличниках? Но даже более традиционные изображения могут много рассказать о хозяевах дома: от материального достатка до политических убеждений.

АННА СОРОКИНА

Если вы когда-либо бывали в любой русской деревне, то наверняка обращали внимание, что все окна традиционных деревянных домов обязательно украшены резными элементами - наличниками. Красиво - глаз не оторвать! Но, оказывается, делается это не только для красоты.

Европейская архитектура в русских реалиях

У наличника две основные функции - чисто практическая: он должен закрывать пространство между оконной рамой и бревенчатыми стенами, чтобы в щели не дул ветер; а также декоративная: он должен украшать здания, выделять окна. И долгое время эта функция была основной.

А вот деревянные наличники появились позднее, примерно с 17 века, вместе с распространением в России стеклянных окон. До того окна были очень маленькими и закрывались задвижками, чтобы не выходило тепло. Фактически, чем больше было окон в доме, тем богаче был его владелец. Начиная с Петра I, в стране получает развитие стекольное производство, и постепенно в домах сначала состоятельных людей, а затем и крестьян, появляются окна в нашем современном представлении. Пространство между рамой и стенами затыкали паклей от сквозняков, а затем закрывали то все деревянными балками.

Скорее всего, крестьяне и подсмотрели наличники в боярских и дворянских домах, но так как камень был очень дорогим материалом, просто повторили узоры в дереве, объясняет Иван. «Можно сказать, что это переложение европейской архитектуры на русские реалии».

Где в России самые красивые наличники?

Сначала наличниками украшали дома по итальянским канонам: по краям лучковый фронтон (арка), а в середине треугольный. А затем стали делать везде одинаковые наличники. Итальянская традиция прослеживается лишь на домах рубежа 19-20 веков в городе Севск Брянской области.

На юге России вообще кроме наличников делают еще и расписные или резные ставни. Связано это, конечно, с большим количеством солнечных дней.

А самую искусную резьбу Иван рекомендует искать в сибирских городах и деревнях. «Сибирь - это наша “Аляска”, золотопромышленный регион, куда люди ехали зарабатывать, - объясняет он. - И они заказывали мастеров из Петербурга. Там особняки огромные, с окнами вдвое больше обычных, и наличники самых причудливых узоров». Тем более, в Сибири не было недостатка в материале: для наличников лучше использовать смолистые хвойные деревья.

В Сибири и Нижнем Новгороде была распространена глухая резьба, то есть рельефные узоры.

А вот в остальных регионах чаще встречается пропильная резьба, когда доску пропиливают насквозь и получается эффект кружева. Очень много интересной кружевной резьбы сохранилось сегодня в Бурятии, Удмуртии, Чувашии, Татарстане, в подмосковных Гуслицах, Талдоме и Кимрах.

Что означают узоры на наличниках?

Если присмотреться, то в узорах можно разглядеть и цветы, и завитки, и звезды, и птиц - некоторые считают наличники оберегами от сглаза, однако Иван говорит, что первые упоминания об этом появились только в 1980-х, да и узоры были очень похожими в самых разных регионах, где жили народы разных вероисповеданий. Резчики и сами считают, что эти орнаменты имеют декоративную функцию.

«В старину наличники делали артели, которые заимствовали узоры друг у друга и распространяли по стране», - говорит мастер-столяр из Москвы Александр Салтыков.

Орнаменты передавались из поколения в поколение, а вдохновение мастера искали в самых будничных вещах - из вышивок, обоев, пачек мыла или масла. Ведь у крестьян же не было никаких архитектурных журналов.

В советское время появились наличники с серпами, молотами и портретами Сталина. А сегодня каждый творит, как может.

В селе Навашино Нижегородской области Иван нашел дом, украшенный наличниками с церковной символикой, а в Перми - с карточными мастями.

«Мы сегодня комбинируем самые разные элементы и разные стили, от модерна до классики, - говорит Александр. - Сейчасу людей большой интерес к творчеству. Ко мне приходят на занятия люди, которые хотят восстановить старые деревенские наличники самостоятельно или сделать новые для своих домов, даже если с практической точки зрения это не нужно».

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 1

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 2

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 3

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 4

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 5

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 6

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 7

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 8

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 9

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 10

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 11

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Деревянные наличники старой России

Иван Хафизов, фотограф из Москвы, коллекционирует наличники, точнее, их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.

Резные деревяшки вокруг окошек милых домиков помнят все. Для одних это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе. Для современного человека традиционные оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Они едва ли не единственный, одинаково тепло принимаемый всеми, элемент народной архитектуры.

Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций. Они отличаются удивительным разнообразием в зависимости от того, в какой области, городе или селе были изготовлены. Давайте окунёмся в прошлое с коллекцией самых разных «окошек в рамках», причудливо вырезанных и раскрашенных произведений народного искусства.

Первыми фотографиями в коллекции стали снимки наличников города Энгельс Саратовской области в 2007 году. Там было сделано больше сотни фотографий.

Следующим городом стал Ростов: наличники там совсем другие, чем в Энгельсе. Можно сказать, налицо две совершенно разные школы резьбы по дереву.


Яркие наличники города Мышкин Ярославской области служат украшением коллекции.

Наличники «города невест» Иваново вытянуты вертикально, ярко выкрашены, с преобладающей нижней частью в виде раскосых полотенец-юбок.

Ажурные наличники города Шуя (Ивановская область)

Кинешма (Ивановская область)

Распространенное расслоение на «каменный центр и деревянные окраины» обошло город Владимир стороной. Деревянные дома разбросаны по городу более-менее равномерно. Возможно, поэтому среди наличников Владимира остутствует какая-либо общая черта.

Такая косичка встречается здесь весьма часто.

Наличники города Костромы разнообразны, красивы и на удивление в хорошем состоянии. Кроме того, Кострома отличается особенными, специфическими элементами, которых больше нигде нет.

Металлический жетон, закрепленный над наличником гласит, что дом построен организацией «Саламандра». Такой жетон говорит о том, что дому больше ста лет.

Общими для большинства Костромских наличников является полукруглое навершие.

Навершие этого наличника украшено резными птичками.

А в навершии этого наличника — драконы.

Еще одна характерная особенность Костромы — это склонность местных мастеров украшать боковинки. Так делают далеко не везде.

По словам автора коллекции, самое удивительное в поездках за наличниками — это контраст красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос от хозяев домов — «Да зачем они вам? Были б красивые, а эти!» И это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.

Необычные наличники с навершием в виде короны в городе Чита.

Эти Касимовские наличники (Рязанская область) — самые старые из тех, что висят на жилом доме. Им 169 лет.

В России можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. И самый простой путь сохранить всё как есть — фотографировать памятники деревянной старины как можно больше. Только так их действительно можно сберечь.
здесь

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 1

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 2

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 3

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 4

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 5

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 6

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 7

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 8

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 9

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 10

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 11

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Читайте также: