Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой

Обновлено: 10.05.2024

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

– (7)Вы знаете, – заговорила начальница, – мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, – спросила, обращаясь к Коле, – метрика*, это ясно, а ещё что?

– (9)Ничего, – сказал он в смятении.

– (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

– (13)Ну и умница! – воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: – (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! – (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: – (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более. одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто.

– (24)Николай, ступай в машину, – улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, разглядывая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

– (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина – медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

– (33)Их бросили? (34)Тётка усмехнулась;

– (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

– (39)А вы чего-то хорошо живёте! – вдруг сказал Николай. – (40) Холодильники-морозильники, игрушки.

– (41)Как же, – ответила она, – к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много , да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.
*Метрика – свидетельство о рождении.

(По А. Лиханову) *

*Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


  1. Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.

  2. Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.

  3. Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждал три-четыре недели.

  4. Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.

^ А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бросить» (предложение 33).

1) выпустить из рук, дать упасть 3) перестать что-то делать

2) покинуть, оставить 4) быстро, небрежно произнести

^ А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являет метафора.

1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».

2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

3) А Николая била в висок ужасная мысль.

4) . в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.


  1. В слове ДОРОЖКОЙ происходит оглушение звонкого согласного звука [ж].

  2. В слове НЕДЕЛЬКИ все согласные звуки мягкие.

  3. В слове УЛЫБАЯСЬ четыре слога.

  4. В слове ВСЯКИЕ количество звуков и букв совпадает.

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) берут 2) коридоре 3) рядами 4) слова

^ А6 В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) безразличием 2) открыл 3) воскликнула 4) вздрогнул

^ А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н»?

1)облупленной 2) неожиданно 3) иностранного 4) деревянные

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное слово «оторопеть» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:_____________________________________________

^ В2 Замените словосочетание «детский писк» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_____________________________________________

^ В3 Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ:_____________________________________________

В4 В4 Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

^ В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но вы, 1 конечно, 2 заезжайте недельки через три-четыре, 3 я запрошу наш департамент, 4 потом заявка уйдёт в архив, 5 знаете, 6 всё теперь не так просто…

Ответ:_____________________________________________

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________________

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Наши-то беленькие, 1 крепенькие, 2 правда, 3 больных много, 4 да разве это для американок-то беда?

Ответ:_____________________________________________

^ В8 Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В9 Среди предложений 25-29 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________
Часть 3

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая темя на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Шамфора. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 17 ГИА - 2013
Текст для изложения
Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов

^ ОТВЕТЫ
Проверка и оценивание задания С1


Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

2

Несчастья и беды – это неизбежность, но о них нельзя думать постоянно, чтобы не омрачать счастья.

3

Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

^ Проверка и оценивание заданий А и В

Похожие:

(function()< var D=new Date(),d=document,b='body',ce='createElement',ac='appendChild',st='style',ds='display',n='none',gi='getElementById'; var i=d[ce]('iframe');i[st][ds]=n;d[gi]("MarketGidScriptRootC44591")[ac](i);try


Задания Д3 № 467

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».

2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

3) А Николая била в висок ужасная мысль.

4) . В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

— (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика 1 , это ясно, а ещё что?

— (9)Ничего, — сказал он в смятении.

— (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

— (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! — (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более. одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто.

— (24)Николай, ступай в машину, — улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

— (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

— (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

— (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.

— (41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.


Задания Д7 № 473

Замените словосочетание «детский писк» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

— (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика 1 , это ясно, а ещё что?

— (9)Ничего, — сказал он в смятении.

— (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

— (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! — (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более. одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто.

— (24)Николай, ступай в машину, — улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

— (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

— (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

— (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.

— (41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

1 Метрика — свидетельство о рождении.

(26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.


Задания Д2 № 465

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»

1) Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.

2) Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.

3) Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.

4) Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или целые предложения«…

Абзац – это группа предложений, объединённых на основе общей мысли. Абзацный отступ позволяет писателям выделять в текстах наиболее важные микротемы. Именно таков, на мой взгляд, смысл высказывания Л.Ю. Максимова.

Чтобы проиллюстрировать мысль лингвиста конкретными примерами, обратимся к тексту Альберта Лиханова. Предложения первого абзаца занимают важное место в композиции произведения: в них описывается дом ребёнка. «Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой» совсем не подходит для того, чтобы в нём жили маленькие дети – в этом заключена мысль, объединяющая предложения 1-3 в отдельный абзац.

Не менее значимую роль для понимания текста играет последний абзац, представляющий собой реплику медсестры. Женщина сообщает, что брошенных родителями русских детей нередко усыновляют американцы. Иностранцы дают детям то тепло, которого не могут дать соотечественники – в этом заключается главная мысль, объединяющая предложения 41-46.

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль Л.Ю. Максимова о том, что при помощи абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений».

Задание 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»…

Альберт Лиханов рассказывает о том, как Коля, мальчик-сирота, пришёл в дом ребёнка, чтобы найти информацию о своей маме.

«Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать!» — отчётливо произносит каждое слово начальница. А потом поясняет: поиск мамы закончится для Николая разочарованием и ещё большим одиночеством. Смысл слов начальницы дома ребёнка я понимаю так: не исключено, что когда-то родители от Коли попросту отказались, а значит, искать маму вряд ли стоит.

Правоту начальницы подтверждают примеры из текста. В одной из комнат дома ребёнка Коля видит кроватки с младенцами, брошенными родителями (предложения 26-28). Мальчику тяжело осознавать, что от этих маленьких людей отказались мамы и папы. Возможно, и сам он был таким же младенцем-отказником. Эту мысль Николай прямо не высказывает, однако, читая предложение 31, мы понимаем, что именно она его «била в висок»: видя брошенных детей, мальчик не мог не провести параллели с собственной судьбой.

Таким образом, правда о матери, скорее всего, разочаровала бы Николая и заставила бы его страдать ещё больше. Понимая это, начальница не рекомендует искать женщину.

Задание 15.3. Как Вы понимаете смысл слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?«…

Что такое сострадание?

Сострадание заключается в готовности принять чужую боль близко к сердцу, как свою собственную. Это нравственное понятие, стоящее в одном ряду с сочувствием, сопереживанием. Способность к состраданию свойственна людям с доброй душой, которые всегда поймут, поддержат, а если понадобится, придут на помощь.

Об этом заставляет задуматься текст Альберта Лиханова. Николай, видя брошенных родителями младенцев, проникается состраданием к детям. Он понимает ту боль, которую ещё предстоит почувствовать несчастным малышам. По отношению к самому Коле сострадание испытывает начальница дома ребёнка, которая не советует мальчику искать мать: это может обернуться для него новой болью. «А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»,- говорит женщина Николаю.

В литературных произведениях можно найти немало примеров сострадания. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. Мужчина во время войны потерял семью, и горе ребёнка ему близко и понятно.

Приведённые примеры показывают, насколько важно сострадание. Без него жить в мире стало бы невыносимо.

Сочинение на тему: «Старинный двухэтажный дом с облупленной штукатуркой…» (17 вариант — 15.2 — ОГЭ 2016 год)

  • Post category: Сочинения в формате ОГЭ для 9 класса
  • Reading time: 1 минут чтения

Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать. – И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — А то разочаруешься. Станешь еще более… одинок.»

В тексте по А. Лиханову повествуется о доме ребенка. Начальница этого учреждения в разговоре с мальчиком Колей, спрашивая у него, хочет ли он найти маму, произносит эту фразу: «Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать!». Далее она добавляет: «И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок». Она сказала так, основываясь на своем печальном опыте, ведь родители, которые смогли отказаться от своих детей уже чужие люди для них. Бросить своего ребенка, лишить его родительской любви — это равносильно предательству. Начальница привыкла к тому, что большинство родителей, бросивших своих детей, либо уже спились, либо ведут абсолютно неправильный образ жизни.

Русские дети оказываются нужнее американским женщинам, чем родным матерям, об этом говорит и медсестра: «Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? У них вон всё есть, всякие лекарства. Вот наших и берут». Человеческий тон во фразе начальницы, когда она добавила про разочарование говорит о том, что она понимает, как одиноки брошенные дети, ведь они лишены самого главного в жизни — родительской любви. А при встрече с родителями эти дети могут понять, что их родители — чужие им и безразличные люди. Это, конечно, очень страшно. Поэтому и медсестра, и начальница считают, что русским детям будет лучше в американских семьях, выгоднее это и детскому дому: «У них вон всё есть, всякие лекарства. Вот наших и берут. И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? И деткам хорошо, и дому, где выросли». Здесь прослеживается и корыстный интерес персонала детского дома, ведь американцы щедры на подарки, о чем говорят и хорошие игрушки в детском доме, и остальная обстановка (5,6). По этой причине начальница тоже не особо стремится искать родных родителей детей, живущих в детском доме.

Читайте также: