Средневековые окна в домах

Обновлено: 05.05.2024

В готическом архитектурном стиле прекрасно многое — изящные галереи, тонкие шпили, причудливые узоры. Отдельного внимания заслуживают и окна, о которых мы сегодня поговорим. Другие стили: Возрождение | Русские барокко и рококо | Русский классицизм | Европейские барокко и классицизм | Россия XIX века | РИ-СССР перв. пол. XX века | Советский модернизм

Но прежде немного теории. Готическая архитектура берет свое начало во Франции: именно там в 1144 году построили первое здание, относящееся к этому стилю — монастырскую церковь аббатства Сен-Дени. Церковь представлена на иллюстрации ниже. Готический стиль возник в позднем Средневековье, в XI-XII веках. Мрачные и тяжеловесные романские замки и соборы остались в прошлом. Зодчие поднакопили опыта: обнаружилось, что для того, чтобы удерживать кровлю, не обязательно строить толстые стены, а можно перераспределять нагрузку на множествоенные точки опоры. Эта же тенденция коснулась и окон: если отпала необходимость в монолитных стенах, то окна можно сделать больше, а проемы между ними — уже и разделить их узкими кружевными перегородками. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.

Еще одно нововведение, характерное для готики — стрельчатые проемы, в том числе оконные. Они заменили собой полукруглые романские и смотрелись очень эффектно: здание словно бы возносилось к небесам. Храмы стали строить высокими: попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. Это впечатление усиливали и кружевные своды, и цветные витражи, которыми впоследствии стали стеклить окна.

https://c1.staticflickr.com/1/683/23589547101_f65fa2f015_b.jpg


2.

Из Франции готическая архитектура распространилась по всей Европе: свои соборы в этом стиле, но с региональными особенностями стали строить в Германии и Англии, в Чехии и Австрии. Итальянские и испанские архитекторы не сразу расстались с романским стилем: например, миланский собор Дуомо сохранил относительную приземистость и монументальность, характерную скорее для романской архитектуры.



3.

На иллюстрации мы можем видеть, как изменялось стрельчатое готическое окно с течением времени: от двух стоящих рядом окон к бифориям (так назвали два окна, соединенных тонкой перегородкой), от трех окон — трифориев к сложным многоуровневым конструкциям с богатым декором.



4.

Для XII века характерны не только стрельчатые окна, но и знаменитые окна-розы. Так называли большое круглое окно, разделенное фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. Чаше всего их помещали на фасаде главного входа в здание. Располагались такие окна достаточно высоко над дверьми и освещали собор или церковь. Свет, льющийся сквозь разноцветные витражи, символизировал свет Евангелия.

Окна-розы зародились еще в романском стиле, однако подлинную красоту и сложность декора обрели именно в готике. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например в Шартрском, Амьенском, Руанском, Орлеанском, и, конечно же, на фасаде собора Нотр-Дам де Пари.

Впоследствии одиночное окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, как, например, в соборе в Линкольне, Англия, построенном в 1280 году.

Также фасады и оконные проемы оформлялись особым элементом, который называется вимперг. Он представляет особой треугольник с острыми углами, украшенный характерной лепниной. Например, такой декоративный элемент можно видеть над западным фасадом Собора Парижской Богоматери.



7.

Завершая наш разговор о готической архитектуре (и, конечно же, окнах), нельзя не упомянуть шедевр средневекового зодчества, Собор Святого Витта в Праге. Для него характеры все особенности готического стиля, в том числе, и оконные конструкции.



9.

Теперь, отправлясь в путешествие по Европе, вы сможете поразить воображение ваших спутников, прочитав им небольшую познавательную лекцию о готической архитектуре :) Оставайтесь с нами — мы продолжим рассказывать историю окон!

Готика – это стиль в котором оконные конструкции получили наибольшее развитие. В большинстве стилей окнам отводится совершенно периферийное значение. Однако, готические окна отличаются колоссальным разнообразием форм и декоративным оформлением. Существуют огромные каталоги с классификацией типов конструкций. Мы постараемся дать в нашей статье общее представление о стрельчатых остроконечных окнах, но осветить всю тему в одной статье не представляется возможным.

Почему появились сложные декоративные окна в готике, а раньше их не было? Романские постройки (предшествующая архитектурная эпоха) отличались мощными стенами и маленькими окнами. К XII веку инженеры освоили новую систему строительства – каркасную систему. В готических зданиях нагрузка потолочных сводов распределялась на систему колонн (на каркас), а промежутки между колоннами не несли несущую функцию, поэтому архитекторы начали вводить сложное декоративное оформление стен и расширять размеры проёмов для окон. Со временем оконные конструкции становились всё больше, а их украшения сложнее.

Готика стала первым распространённым стилем, который позволял строить здания из камня и стекла – это открыло неограниченные возможности для работы со светом, создавать просторные и светлые помещения и совершенствовать их декор. Появились составные оконные рамы с, так называемыми, переплётами – рамы из нескольких частей. Также, архитекторы начали экспериментировать с формой оконных проёмов, в итоге окно стало считаться уникальным элементом оформления здания.


Обратите внимание, что все окна на фасаде Глостерского собора совершенно разные по размеру и оформлению. Яркий пример того, как можно сделать окна важной и уникальной частью оформления здания.

Каждое средневековое окно в готическом стиле – это полноценное произведение искусства, для их изготовления необходимо было обладать мастерством и знаниями. Оконная рама составлялась из каменных элементов, их необходимо было стыковать так, чтобы вода не проникала внутрь (технология постоянно совершенствовалась), а застекление производилось витражными композициями из множества мелких стёклышек.

Готика развивалась несколько столетий, поэтому стиль имеет множество стилистических направлений. С точки зрения развития оконных конструкций можно упрощённо выделить три временных периода:

  1. Средневековая эпоха. В этот период готика была стилем католических соборов и в меньшей степени светских построек. Окна имели важнейшее символическое значение для архитекторов, считалось важным наполнить храм «божественным светом». В позднее средневековье оформление окон достигает высшей точки, используются сложнейшие орнаменты и витражи.
  2. Готическое возрождениеXIX века. Традиции средневекового стиля снова входят в моду, но оконные конструкции гораздо проще, имеет место стилистическое подражание средневековью.
  3. Современная неоготика. Дизайнерские эксперименты и импровизации на основе старинных элементов стиля.

Если вас интересует тема разновидностей готического стиля, то обратитесь к отдельной статье по теме, по ссылке.

1. Виды готических окон (различия по форме)

Форм готических окон множество, но среди них есть типичные, наиболее распространённое. Окно стрельчатой формы – это классическое готическое окно.


Стрельчатая остроконечная готическая форма подразумевает, что вершина окна завершается двумя, пересекающимися дугами окружностей. Такая форма важна для стиля в целом, она применяется повсеместно: в арках, потолочных сводах, дверных проёмах, орнаментах. Архитекторы средневековья пришли к тому, что острый конус конструкции позволяет уменьшить нагрузку на опоры, таким образом стрельчатая форма, необходимая с инженерной точки зрения стала применяться и в декоративном оформлении. Многочисленные стрельчатые формы в конструкциях зданий и интерьерах стали со временем устойчиво ассоциироваться с готикой.

По размеру стрельчатые окна могут быть разными. В начальный период применялись, так называемые, ланцетные окна – высокие узкие проёмы, напоминающие заострённый кинжал. Постепенно создавались всё более и более крупные конструкции.


сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция

То, что в наши дни называется «панорамным застеклением» или панорамными окнами впервые было применено именно готическими мастерами. Огромные витражные окна в некоторых храмах занимали почти всю площадь стен, а здание держалось на тонких колонных между окнами. Все подобные окна также имели стрельчатую форму.


Ещё один распространённый тип готических окон – это круглые окна или, так-называемые, окна-розы, без которых не обходился ни один французский готический собор.

Подробнее о круглых окнах читайте в отдельной статье – Готические розетки, классификация и фото-примеры.


Однако, розетки распространены только во французском стиле. В Англии сложилась совершенн другая традиция, там принято размещать в центре фасада здания Большое окно или, как его ещё называют, "Великое окно". Хотя в некоторых строениях круглые окна присутствуют, но это, скорее, исключение.


Вариантов размеров окон множество, на картинке вы видите страницу из книги XIX века с зарисовками окон, характерных для английской готики разных периодов. Здесь есть все популярные формы: узкие ланцетные окна, классические остроконечные, круглое окно-роза. Для поздней готики характерны, так называемые, тьюдоровские формы окон (тюдоровская четырёхцентровая арка) – это арочная форма с заниженным конусом.

Как ни странно, к концу развития средневекового периода формы окон резко упростились и для светских зданий применялись самые обыкновенные прямоугольные окна. Ниже, на фото, вы видите другие типы оконных форм.

2. Оконные переплёты, оформление оконной рамы

Средневековые строители не обладали технологией производства больших плоских стёкол, поэтому оконный проём делился на секции. Окно разделялось каменными переплётами на несколько частей, а оставшиеся проёмы застеклялись витражами – маленькими стёклышками соединёнными металлическими профилями.

Каменные переплёты поначалу выполняли только практическую, но со временем стали неотъемлемым элементом декора оконной рамы.

Оконные орнаменты. Наиболее распространённый орнамент в готике носит название «масверк». Орнамент образуется за счёт многочисленного пересечения дуг окружностей разного радиуса. Если вы всмотритесь в любое готическое окно, то сможете разглядеть множество частей окружностей, соединённых друг с другом.


В ранний период переплёты были достаточно простыми, но со врменем всё больше и больше усложнялись. На фото вы ыидите оформление окон в Бургосском соборе, нельзя его назвать очень сложным, в вершине окна используются изображения четырёхлистников.


Постепенно, орнаменты усложнялись, в разных странах они приобретали свои национальные особенности.


К XV веку орнаменты оконных переплётов достигли наивысшей сложности. Во французской национальной традиции это связано с периодом «пламенеющей готики». Если посмотреть на окна, то может показаться, что вы видите языки пламени.


сохранить Автор Замок Леднице


В период готического возрождения XIX века очень сложные орнаменты перестали использоваться. Архитекторы решили остановиться на «золотой середине», всё-таки изготовление сложных узоров из камня – это чрезвычайно затратный процесс. Поэтому в постройках XIX века мы видим не очень сложные узоры в окнах, но они всё также основаны на пересекающихся окружностях. На фото представлены окна в больничной церкви XIX века, которая была переоборудована в жилую квартиру (см. весь проект квартиры в готической часовне).

3. Застекление окон: витражи

Важнейшая составляющая готики – это витражное искусство, которое достигло наивысшей точки развития именно в средневековье. Из-за того, что отсутствовала технология производства больших стекол, мастера застекляли оконные проёмы с помощью витражных конструкций. Множество кусочков разноцветного стекла собирались в единое полотно с помощью свинцовых профилей. Также применялась техника росписи по стеклу с помощью гризайли – краски из окислов железа и меди. Таким образом, оконные проёмы заполнялись красивейшими изображениями. Темами рисунков служили сюжеты из священного писания, образы святых или политическая история.

В готике витражи имеют сложное теологическое обоснование. Считалось, что разноцветные лучи света, которые заливают днём помещение храма способны очищать души прихожан. Храм являлся божественным местом, в котором человек должен пережить истинное духовное освобождение.


К XIV веку появляется технология производства плоского стекла и витражи становятся более простыми, количество свинцовых соединений уменьшается, а потом и вовсе сходит на нет. Как ни странно, простая технология заставила архитекторов почти полностью отказаться от целой отрасли декорирования.


Витражи периода готического возрождения (XIX век) гораздо проще. Иногда окна просто застекляли кусками прозрачного стекла, а рисунок занимал лишь небольшую часть полотна в центре. Всё-таки только средневековые мастера могли себе позволить роскошь в виде сложных витражных композиций.

В средневековой готике окнам и их оформлению уделялось колоссальное значение, нет другого стиля, который бы с таким вниманием относился к декоративному оформлению оконных конструкций.

В этой статье мы сосредоточимся на рассмотрении темы круглых витражных окон старинных готических соборов. В разные века, в разных странах такие окна называли по-разному: колесо, розетка, роза, окно Екатерины (в честь святой Екатерины Александрийской, приговоренной к казни на колесе с шипами) и, наконец, просто - круглое окно. Только в XVII веке закрепилось название «окно-роза», которое используется чаще всего. Хотя, по иронии судьбы, на розу большинство таких окон совершенно не похожи.


Художественное и символическое значение. С художественной точки зрения розетка всегда является акцентом или координационным центром здания (как фасада, так и интерьера), хотя не всегда главным акцентом. Именно круглое окно должно привлекать к себе внимание зрителя в первую очередь, именно с этим связана такая ответственность и сложность их оформления.

Готика – стиль, переполненный символизмом, в соборе даже за мельчайшей деталью может скрываться глубокий религиозный смысл, а роза – деталь не мельчайшая, а основная, поэтому её идея всегда прорабатывалась отдельно. В общем случае, роза – один из древнейших образов божественной красоты и гармонии мироздания, оконный витраж изображает вечную кружащуюся, сияющую, сосредоточенную на Боге Вселенную. Части круга – это бесконечное множество миров, разворачивающихся из одного центра и создающих круг, идеальную, совершенную форму. Разрозненные элементы мира собраны в одно целое, где нет ничего недостойного или второстепенного. Витражная роза подобна восточной мандоле, священному символу Вселенной. В следующей части статьи мы отдельно поговорим о смысловой нагрузке витражей в соборах на конкретных примерах (см. часть 2 – лучшие розы мира), а пока сосредоточимся на общих характеристиках и классификации конструкций.

Лунное стекло. История средневекового оконного стекла в архитектуре и живописи. Из таких округлых стеклышек диаметром 6-15 см с помощью свинцовых оправ набирали целые окна.
На этих фотографиях окно в Охотничьей замка Кохем. Фото 2016 года.


Вид с внутреннего двора замка. Это и есть самое любопытное — посмотреть, как окно выглядит снаружи и изнутри.



Придется сказать несколько слов об истории замка. Справа фото 2016 года, вид на замок с моста. Потрясающей красоты вид.

Замок Райхсбург Кохем (Reichsburg Cochem) – бывшая таможенная крепость города Кохем. Замок стоит на высоте 100 метров над уровнем реки Мозель. Мозель некогда был главным водным транспортным путем, связывающим Германию и Францию. Благодаря великолепным реставрационным работам, проводившимся в послевоенные годы, замок выглядит как новенький, хотя это один из старейших немецких замков, ведущих свою историю с XI века. Есть неподтвержденные сведения, что замок был основан в 996 году или около 1020 пфальцграфом Ezzo. В 1688 году в период Войны за Пфальц войска короля Людовика XIV (известного в народе как «король-солнце») вторглись в долину Рейна и Мозеля. В мае 1689-го французы подожгли и взорвали Райхсбург, подобная судьба ожидала практически все оккупированные французскими войсками средневековые замки, возвышающиеся над Мозелем и Рейном. В следующий раз французские войска наведались в эти места ровным счетом лет через сто, во времена Французской революции, но в кохемском замке всё было разрушено до них, ещё в XVII веке. Долгие годы руины замка служили жителям Кохема источником для добычи камня, использовавшегося в том числе и для восстановления города. Пруссия вступила во владение руинами замка Кохем лишь после Венского конгресса 1814—1815 г.г.
Восстановление средневековых замков на юго-западе Германии началось в XIX веке. В ходе планирования строительства железной дороги вдоль реки Мозель окрестности Кохема привлекли внимание тайного коммерческого советника Луи Жака Равене (Louis Fréderic Jacques Ravené), который выкупил руины над Кохемом и в период с 1868 по 1877 финансировал реконструкцию и возведение построек в неоготическом стиле в качестве летней резиденции для своей семьи. Сын Луи Жака Равене, Луи Огюст Равене, собрал в замке Кохема богатую коллекцию произведений искусства, но большая часть коллекции была уничтожена во время Второй мировой войны. В 1942 году Луи Огюсту Равене пришлось продать замок прусскому министерству юстиции. После Второй мировой войны в 1947 году замок перешёл к земле Рейнланд-Пфальц, в нём была открыта административная школа. В 1978 году город Кохем купил замок за 664 000 немецких марок, сегодня его владельцем является Reichsburg GmbH.



Охотничья спроектирована в стиле поздней готики. На стенах охотничьи трофеи из окрестных лесов. Эксурсовод обращает внимание на огромные старинные оловянные кубки, на количество потребляемого вина и предусмотрительно сконструированную замочную скажину богато украшенной двери: отстоящий от замочной скважины на приличное расстояние желоб не позволяет ключу промахнуться, даже если вкушающий вина слегка увлекся:


Хотя мой рассказ про окна, но где окна, там и двери. Не могла мимо пройти.


Готическая или женская комната замка Кохем. Вид из окна. Лунное стекло в сочетании с витражами.


Внутренний двор замка Кохем.

Заглянем в распахнутые окна, которые видны на фахверковой галерее.



Виден в распахнутое окно вот такой высоты, вот такой красоты домик привратника.

Я рассказала о замке Кохем исключительно для того, чтобы обратить внимание на историю появления привлекательных и радующих глаз «средневековых» окошек, воссозданных стелодувами XX века. Воссозданных, само собой, по мотивам, в лучших традициях и с огромным стеклодувным мастерством. А сохранились ли где-то настоящие старинные средневековые окна?

Первые застеклённые окна появились в эпоху Римской империи. Во время раскопок в Помпеях были найдены литые стекла размером до 70 см. Римлянами было разработано и прозрачное выдувное оконное стекло. Прогресс в развитии строительных технологий, таких как центральное отопление и стеклянные окна, совпадает с расширением Римской империи в Галлии и Германии. Только в регионе сегодняшней федеральной земли Баден-Вюртемберг археологами подтверждены находки более 1000 римских стеклянных окон, которые располагались не только в домах состоятельных граждан или излюбленных римлянами банных комплексах, но и в солдатских казармах, и на сторожевых башнях. В дополнение к военным строителям и другим специалистам по строительству у каждого легиона также был свой мастер оконного стекла (Neben Militärbaumeistern und weiteren Bauspezialisten verfügte jede Legion auch über einen Fensterglasermeister) С падением Римской империи знания о технологии строительства римских домов были утрачены. (с) Hermann Klos DIE HISTORISCHE ENTWICKLUNG VON GLASFENSTER VERSCHLÜSSEN IN MITTELEUROPA .

Как один из самых ранних примеров использования оконных стёкол в замковых и королевских резиденциях называют замок в городе Бад-Урах на Круглой горе (auf dem Runden Berg), построенный в IX веке на руинах франконской аристократической резиденции. Стекла имели форму ромба с длиной ребра от 8 до 10 см. Там были найдены лишь небольшие осколки преимущественно голубовато-зеленоватого цвета. Но точно датировать подобные находки очень сложно.

Позволить себе такую роскошь, как застеклённые окна, могли лишь очень состоятельные граждане, остальные выходили из положения, используя для окон подручные средства: пергаменты, обработанные воском или смолой ткани, циновки, бычий пузырь, шкуры животных, алебастр и др. материалы. Окна закрывались деревянными ставнями. Ставни (или вставни) для утепления обивались сукном или войлоком, они могли быть глухими или со слюдяными оконцами.

Историки отмечают достаточно тёплый климат в Европе в период между 900 и 1300 годом (хроника рассказывает о цветущих в январе деревьях) и существенное похолодание в эпоху Возрождения. Изменение климата привело к усилению мер теплозащиты. Малый ледниковый период, который начался около 1550 года и длился примерно до 1850 года, обусловил и широкое распространение оконного стекла.

Butzenscheiben (Nabelscheibe, Ochsenauge, Mondscheibe oder scherzhaft als Flaschenboden bezeichnet) – стеклянные диски с пупырышкой в центре, лунное стекло, иногда их называют «воловий (бычий) глаз» или «бутылочное дно». Во Франции и в Германии лунное стекло появляется к середине XIV века. Существует запись о том, что в 1330 году некому Philippe de Cacqueray, как «изобретателю», было дано разрешение на создание «Verrerie grosse», фабрики по производству лунного стекла:
« . in der ersten urkundlichen Erwähnung, einem Privilegium Philipps VI. von Frankreich in der Bibl. Nat. in Paris, ist von der Mondscheibe (verre à boudine) die Rede. Darin wird einem Philippe de Cacqueray, Sieur de Saint Immes, als dem „Erfinder“, im Jahre 1330 die Erlaubnis zur Errichtung einer „Verrerie grosse“, einer Mondglashütte, erteilt » . Источник информации: Edouard Garnier, Histoire de la verrerie et de l’émaillerie, Tours 1886. Источник цитаты: rdklabor.de.

Средневековые художники пытались воспроизвести реальность почти с фотографической точностью. В 1-й половине XV века в южных Нидерландах и Рейнских областях стеклянные диски Butzenscheiben компоновались ровными рядами, как можно увидеть на картине «Благовещение» — левая створка утраченного триптиха работы Яна ван Эйка (ок. 1436/7, картина в 1850 году была куплена Николаем I у короля Нидерландов, после чего переведена на холст, находилась в собрании петербургского Эрмитажа, местонахождение в настоящее время: Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Дрезденский триптих Яна ван Эйка Галерея старых мастеров, Дрезден. 1437 год.
Фрагмент правой панели Дрезденского Триптиха, на котором изображена святая Екатерина Александрийская.


На картинах Яна ван Эйка ( ок. 1385-1441) можно рассмотреть четырехугольные промежутки между стеклянными дисками в свинцовой оправе. Со 2-ой половины XV века, такая компоновка встречается всё реже, ряды сдвигаются друг относительно друга на половину диаметра, и промежутки получаются треугольными, как на иллюстрации к биографии императора Максимилиана I «Der Weißkunig». Художник из Аугсбурга Ханс Бургкмайр (1473 — 1531).
Kaiser Maximilian I (1459–1519) in der Werkstatt Burgkmairs.
Holzschnitt, um 1514–16, von Hans Burgkmair d. Ä. (1473–1531).
Illustration zu der Selbstbiographie Maximilians “Der Weißkunig”.

На ксилографии 1514/16 года ряды Butzenscheiben сдвинуты друг относительно друга на половину диаметра в горизонтальном направлении.


У Дюрера окна с солнечными зайчиками на стенах.
Albrecht Dürer (1471-1528) Hl. Hieronymus im Gehäus, 1514 Kupferstich


Лукас Кранах Старший ( 1472-1553).
«Мезальянс» (другое название «Расплата») 1532. Национальный музей, Стокгольм.

Методика создания окон с использованием стекла в свинцовой оправе была весьма разнообразна. Кусочки стекол нарезали в виде правильных геометрических фигур, квадратной, прямоугольной формы, наиболее часто в форме ромба. Такие окна можно увидеть, к примеру, на картинах Яна Вермеера (1632-1675) или Адриана ван Остаде (1610-1685).
Адриан ван Остаде (1610-1685) — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра.
«Скрипач» 45 х 42 см, 1673 год. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
«Деревенские музыканты», 1645 год. Петербург, Эрмитаж.


Неизвестный художник, предположительно, Johann Jakob Sulzer (1631 (?) -1665). Картина находится в Швейцарском национальном музее в качестве депозита.
«Die Familie des Vogtes von Greifensee am Tisch». Öl auf Leinwand eines unbekannten Künstlers, 1643.


Окно с раздвижными створками и витражами. Лунное стекло компонуется со сдвигом в горизонтальном направлении. На фоне вечернего неба стеклянные диски напоминают тысячу лун. За круглую форму эти стекла и назвали лунными.


Самюэл Диркс ван Хогстратен (Samuel Dirksz van Hoogstraten; 1627-1678) — ученик Рембрандта, голландский живописец, график, литератор и теоретик искусства. «Старик в окне», 1653. 111 × 86,5 см. Kunsthistorisches Museum Wien.
На этом окне лунное стекло сдвинуто на половину диаметра по вертикали. Картина была написана в Вене.

В XVIII веке лунное стекло «вышло из моды», но в XIX вернулся интерес к Средневековью и к окнам с Butzenscheiben. Это была попытка вернуть «старинную немецкую атмосферу». К сожалению, это привело к тому, что во 2-й половине XIX-го века люди презрительно говорили о «Butzenscheibenromantik» и «Butzenscheibendichtung» (Dichtung - поэзия).

Окна на фасаде Старой канцелярии в Уберлингене изобразил шведский художник Thure Nikolaus Freiherr von Cederström (1843-1924).
Amtsraum mit Fenstergruppe zum Münsterplatz im Erdgeschoss der Alten Stadtkanzlei, September 1885; Öl auf Leinwand, 56,3 x 91,3 см. Справа: актуальное фото.

Ещё одна картина, на которой Max Thedy представил интерьер «Reutlingerhaus», Lindenstrasse 9, дом построен в 1590 году и находится прямо напротив Старой канцелярии. Дом сохранился, но окна были модернизированы, остались фотографии начала XX века. Информация об окошках в Уберлингене взята из обзора, автором которого является Dipl.-Ing. Volker Caesar.

Родт-под-Ритбургом. В земле Рейнланд-Пфальц существует коллекция старых окон, по состоянию на 2006 год эта коллекция насчитывала 165 окон, две трети из которых были сохранены в комплекте с рамами и фурнитурой. На фото два интересных окна. До 1991 года они находились на первом этаже фахверкового дома ок.1601 года постройки, на улице Weyherer Straße в Родте-под-Ритбургом. В 1991-ом они были заменены пластиковыми и вывезены для утилизации («In jenem Jahr wurden sie ungenehmigt ausgebaut, um als Abfall entsorgt zu werden» (с) Aus der Sammlung historischer Bauteile Schiebefenster aus der Pfalz )
Zwei Fenster aus dem Wohnhaus Weyherer Straße 4 in Rhodt unter Rietburg.
В общем, чуть не уничтожили 400-летние окна в 1991-ом году при замене на пластиковые. Очень хорошо видно состояние свинцовой оправы и рамы.

Stube aus dem Johannes-Hof bei Villande s, Eisacktal, um 1500.




Stube aus Caldes bei Malè.


Это плита (печь), которая и определяет название подобных помещений — Stube. Стоит заметить, что в туристических брошюрах обычно рекламируются «крестьянские дома в Тирольском музее народного искусства», но на самом деле представленные в музее Stube вовсе не относятся к крестьянскому быту (при такой датировке да с такими-то элегантными застеклёнными окнами — это важно понимать, что не крестьяне в таких гостиных отдыхали). Подобные отапливаемые помещения в средние века имели статус комфортных и располагались в замках, монастырях, и только потом, гораздо реже и позднее на историческом отрезке времени, появлялись в крестьянском хозяйстве. Stube часто была единственной отапливаемой комнатой, особенно зимой.


В сети есть вот такая фотография, где ученики 7-ого класса пишут коротенькое сочинение, сидя на этих старинных лавочках и глядя в «средневековые» окошки. Атмосфера должна пробудить фантазию. Тот самый уголок, что на моей фотографии, только сковороду убрали со стола.
(с) tirol.orf.at In 500 Jahre alten holzgetäfelten Bauernstuben des Tiroler Volkskunstmuseums verfassen Siebentklässler kurze Texte.


Процесс изготовления лунного стекла.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Окна в средневековье

Если вдруг захочется побывать в самом настоящем средневековье, то не надо выдумывать машину времени или виртуальный мир, надо просто приехать в Чески Крумлов.
В этот город как пришел XVI век, так и остался навсегда. И да, это не просто музей под открытым небом, это остров жизни, быта, истории, архитектуры! Он - самый настоящий город, где можно бродить, дотрагиваться до стен, поражаться архитектуре в ее первозданном виде и заглядывать в окна! Что мы и сделаем ;)


Невозможно описать все впечатления от этого города и не только потому, что мы там были не так долго, а потому что он "сваливается" на вас и оглушает, невозможно за один раз впитать в себя все, что Крумлов покажет тебе. Так хочу туда вернуться снова и уже подольше побродить по улицам. Ну, а сейчас мы просто немного позаглядываем в окна и в проемы средневековых стен.

Находится Чешский Крумлов на юге Чехии, в трех часах езды от Праги. Удивительный факт, но первые письменные упоминания о городе и замке встречаются вовсе не в исторических хрониках, а в поэзии. Австрийский рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн около 1240 года упомянул поселение в своей поэме. А лишь с десяток лет спустя, в 1253 году в письменных источниках появляется город Chrumbenowe, то есть Крумлов. Chrumbenowe – старонемецкое название, по латыни звучало как castrum Crumnau. Слово Krumme Aue, от которого произошло Chrumbenowe, обозначает ландшафт здешних мест – “кривой луг”.
Давать советы о том, что смотреть в Крумлове неблагодарное занятие, потому что смотреть надо всё. А у нас было не так много времени, всего то утро и день. Но и это впечатлило настолько, что я до сих пор (а уже прошло чуть более полугода) не могу найти с чего же начать и вот только сейчас придумала. И то, это будет больше фотографические подглядки, а не исторические рассказы о месте. Дайте мне еще время созреть на истории и попробовать систематизировать все в той куче фотографий, что я там успела сделать. Договорились?
Просто пройдемся и поглазеем. Вы ж не против? :)


3. Но если говорить о замке, то его структура уникальна. Все строения Градека (замка) вытянулись вдоль бровки холма над петлёй реки Влтавы. Замок имеет пять внутренних дворов – отдельных замкнутых площадей на территории замка. И по сути весь комплекс напоминает анфиладу парадных залов – чтобы попасть в последний, надо пройти всю длинную галерею.
Если пройти через несколько галерей, то можно выйти во второй внутренний дворик. Он связан с третьим двором крытой галереей, вход в которую – через арку. А из окон крытого перехода открываются виды Ческого Крумлова с его рыжими крышами и пиками базилик.

4

5

6

7. А вот окна стен замка. Реально впечатляет!

8

9

10. Но глупо думать, что здесь только прямоугольные окна, есть и такое! А в общем, если отступить от созерцания окон, то хочу сказать, что в городе очень тщательно охраняется историческая натура. Если на фасаде есть, к примеру, фреска, а фасад требует ремонта или рестоврации, то фрагмент той самой фрески сохраниться обязательно! На это иногда чудно смотреть, но это показывает насколько бережно относятся здесь к истории. Не зря ЮНЕСКО взял под свое крыло Чешский Крумлов.

11

12

13

14

15

16


17. А это так называемый Плащевой мост, но об этом мы поговорим как-нибудь потом :)

Читайте также: