Спуск с крыши дома на веревке

Обновлено: 10.05.2024

В разделе много тем по нужности веревок для выжЫвания. Поводов для применения - много, поэтому предлагаю рассмотреть только один аспект:
необходимо спуститься с высоты.
1. Спуститься самому
2. Спустить груз
3. Спустить человека (ребенка, пострадавшего и тд.)

- Природу не рассматриваю вообще, так как там много своих нюансов и в этих случаях помогут спортсмены (альпы, скалолазы, спелеологи).
- Так же не рассматриваю такелажные работы. то есть спуск габаритного или тяжелого груза.

Проживаю в г. Новосибирск и все способы предложенные мной или посетителями темы могу проверить на 17 этажном долгострое. Навыков и снаряжения для максимально безопасной проверки способе - хватит. Затык один - нет камрада, который взял бы на себя фото/видео съемку процесса.

А теперь про основные опасности ЛЮБОГО способа:
- Спускающегося крутит
- отсутствие страховки как таковой
- невозможность вернуться
- многие способы спуска не подходят для скоростной эвакуации
- некоторые способы требуют физической силы

Минимум снаряжения для спуска:
- толстые перчатки
- хороший ремень, идеально подойдет тактический из нелона, кордуры и подобных материалов. можно использовать портупею или ремень из натуральной кожи. Чем длиннее ремень, тем лучше
- одежду с длинными рукавами - это сбережет руки от ожогов.
- штаны из плотной ткани, желательно с штрипками - это не даст штанинам задираться.
- обувь с твердой подошвой - не даст петле резать или сдавливать подошву ноги.
- веревка, лента или шнур непосредственно для спуска
- спусковые устройства: карабин или восьмерка или самодельное из куска проволоки.
- самодельный амортизатор рывка

Теперь по способам спуска: предлагаю небольшой опрос о том, какие способы публиковать.
Все подряд или только доступные для исполнения чайником?
Потому что многие способы спуска с использованием подручных средств очень опасны для исполнения. И человек нетренированый, да и тренированый при их использовании может покалечится в большинстве случаев.

Теперь ситуации для спуска:
- Пожар в квартире ниже: спуск из окна, а лучше между окон, чтобы исключить оплавление веревки огнем.
Минус - требует заблаговременной подготовки, например у меня возле окна в моей комнате вкручен анкер, до которого можно дотянуться рукой. Для удобства выхода анкер вкручен выше подоконника на метр.
- Пожар в своей квартире или коридоре, исключающий другой способ эвакуации. А так же невозможность дождаться эвакуации спасателями: спуск должен проводиться из помещения, которое даст время для этого. То есть балкон или комната с ЗАКРЫТОЙ дверью. Чтобы открытое окно не создало тягу. так как веревка может перегореть до того, как вы успеете спуститься.
- Враги ломятся в квартиру.
Минус - спуск должен быть тихим и быстрым

Карабин на дюбеле сверху окна.
Потребное количество репшнура
Обвязки, восьмерка.
Сперва спускаем детей.
Потом жену.
Потом сам.

Все неправильно;
Дюбель вырвет. Нужен анкер.
Репшнур - тонок, только для тех, кто УМЕЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ и способен оценить его состояние.
Обвязки - не нужны вообще, так как требуют время на их одевание и обучение ими пользоваться. Нужны обычные штаны с ремнем и обычная петля из любой материи, хоть из простыни, хоть из рубашки.
Восьмерка в сочетании с репиком - убийство.
Дети спускаются ТОЛЬКО после того, как на земле будет кто-то из взрослых, так как детей надо встретить и успокоить.

Чтобы в ней сидеть. Только для принудительного спуска сверху.
Для использования самоспуском подходит мало, очень мало. Так как сильно ограничивает возможность управления спуском. Но при некотором навыке и при способе одевания восьмеркой все таки самоспуск позволяет.

У меня ремень есть, с металл. ушком для прицепляния чего-то мощного. Сгодится? Что еще надо?


вроде такой

Рассмотрим различные веревки и другие дорожки вниз:
- веревка. Чем толще тем лучше.
Минусов - нет, так как для перемещения не предусмотрена, только спуск. Хотя минусом могут посчитать цену при покупке, но раз выделить средства можно.
Плюсы - удобнее для контроля спуска и самоспуска; толщина гарантирует безопасность при касании острых деталей конструкций (отливы, кронштейны кондеев и тп); веревка толщиной в 12 мм позволяет спуск и самоспуск без использования каких либо приспособлений с высот до 75 метров (личный опыт); веревка может храниться бесконечно долго.

- текстильная стропа (лента). Ширина до 2.5 см.
Минусы - нужен навык в использовании; травмоопасна (края могут обжечь руку при самоспуске); нет устройств, заводских, для спуска.
Плюсы - дешевле веревки; идеальна для спуска, при некотором навыке позволяет самоспуск без использования снаряжения

- шнур толщиной 6 - 8 мм.
Минусы - небезопасен; требует навыков при самоспуске; самоспуск без заводского или самодельного снаряжения чаще всего невозможен; при физическом воздействии на шнур щансов для спускающегося не оставляет.
Плюс - легкий.

- пожарный шланг
Минусы - стоимость; ограниченная длина, неудобность для завязывания узлов, отсутствие снаряжения для спуска.
Плюс - возможность самоспуска без использования снаряжения, вечен при надлежащем хранении.

- металлические дорожки (проволока, троса и тросики, цепи)
Минусы - нет снаряжения для самоспуска; травмоопасны; исключено или осложнено завязывание узлов; максимально затруднен контроль при спуске и самоспуске, одноразовость чаще всего.
Плюс - сложно обрезать при спусках.

- лебедки
Минус - стоимость; громоздкость; скорость спуска
Плюсы - возможность контроля за спуском; возможность подъема

Спуститься с крыши дома – дело ответственное и небезопасное. Существует ряд способов для организации такого спуска, в зависимости от этажности здания и имеющихся под рукой средств.

Содержание статьи

крыша дома

  • Как спуститься с крыши дома
  • Как залезть на крышу
  • Как сделать водослив с крыши своими руками

Лестница

Традиционным, одним из самых безопасных и доступных средств для спуска с крыши дома является лестница. Для частного дома – это может быть обычная переносная лестница, для многоэтажных зданий старой постройки – это встроенная в дом пожарная лестница, а в новостройках пожарная лестница является самостоятельной, полноценной, с отдельным входом.

Веревочные и тросовые спусковые устройства

При помощи веревки и специальных веревочных конструкций спуститься с крыши многоэтажного дома можно в двух случаях: когда спуск запланирован и тщательно подготовлен и в экстренной ситуации, при которой эвакуация проводится под контролем профессионалов.

Для спуска по веревочно-тросовым конструкциям необходимо иметь минимальный набор снаряжения: веревка, страховочная система, спусковое устройство, карабины, петли, протекторы для веревки, каска.

Помимо подручных средств, существует специальное устройство, с помощью которого спуститься с крыши здания можно в спусковой камере - ее соединяют через шкив с противовесом. Шкив – это деталь вращения ременной или канатной передачи, выполненная в форме колеса. Спуск производится при помощи двух тросов со свободными нижними концами у опоры здания, которые необходимо разводить - для осуществления притормаживания спускаемого объекта.

Данное изобретение является стационарным спусковым устройством, используемым профессионалами при возникновении экстренной ситуации, когда спуск иными путями невозможен. Единственным недостатком такого устройства является его доставка к месту организации спуска – это требует временных затрат.

Организация спуска с крыши при помощи вертолета

Для организации спусковых работ с крыши небоскреба, когда пожарные подъемники на высотках достают только до середины здания, используют особый вид техники - спасательные вертолеты.

Первое действие при эвакуации с крыши дома – это выброска подвесной платформы. Спасатели соблюдают ряд условий: длина троса, удерживающего всю систему, должна быть не менее 20 метров; спуск должен полностью контролироваться сотрудниками МЧС или пожарной службы; выброска и раскрытие системы по времени должны занимать не более 10 секунд. Вместимость платформы составляет не менее 10 человек, чтобы увеличить шанс на спасение большего количества людей. Вся операция подбора - с момента выброски платформы до занятия пассажирами безопасного положения внутри нее - не должна превышать одной минуты.

Завершающий этап – это эвакуация потерпевших в безопасную зону. Все пассажиры должны быть пристегнутыми внутри системы, так как для уменьшения времени эвакуации скорость движения вертолета должна быть предельно высокой. Максимальная устойчивость платформы в воздухе позволяет избежать вращательного эффекта и качки.

В России использование подвесных платформ для организации спуска людей и грузов с крыш высотных домов только набирает обороты. Это объясняется их дороговизной – более 50 000 евро. Чаще используются носилки, корзины и лебедки, принцип эксплуатации которых немного отличается от использования подвесных платформ.

В настоящее время много написано про способы спуска по веревке. Есть сторонники индивидуального спуска, есть сторонники коллективного. Есть сторонники вовсе экзотических видов спуска. Здесь речь пойдет не об этом. Все, в конце концов, сталкиваются с тем, что ты остался последним на станции, и у тебя есть две веревки, уходящие концами в пропасть. Как грамотно спуститься, чтобы потом продернуть веревки и не потерять их? Есть несколько мелочей, которые, если ими пренебрегать, становятся большими проблемами.
Итак, вся группа внизу, а Вы стоите на полке, достаточно большой, чтобы Вы не могли, не отстегнувшись от самостраховки, заглянуть за перегиб, чтобы посмотреть, что там делается. Ситуация вполне реальная. Обе веревки, одна из которых была дюльферной, а другая страховочной, уходят концами вниз. Перед Вами петля, через которую Вы и будете спускаться. Вам нужно соединить веревки и по ним спуститься.


Вот такой вот узел (картинка взяла из каталога Петцль), называющийся "дубовый", хорошо проходит через все перегибы за счет своей односторонней направленности. Только хвосты я оставляю сантиметров по 30-40 на всякий случай. Но застревает он значительно меньше других узлов.
За какую тянуть: обычно запоминаю либо по цвету (так проще сказать напарнику), либо (если веревки одинаковые, что не есть хорошо) по заправлению в спусковуху - тянем за нижнюю.
И раз уж все так детально и по шагам расписано, можно напомнить про необходимость проверить, что узел на конце сдергиваемой веревки развязан. :)

По поводу пункта 4 жестко не согласен. Вот так вот вытравливать по 15 сантиметров - это ужас какой-то. А если дюльферять 10 веревок, что далеко не предел? Полдня так провозишься. Плюс на крутом склоне выдавать ненагруженную все равно не получится, так что петля все равно перетрется - не первая, так пятая.

Плюс на крутом склоне выдавать ненагруженную все равно не получится
Вполне получается, даже на отрицаловке. Пару сантиметров нагрузить, не в счет, а следующая петля - это уже другая петля.
Дубовый узел можно использовать, не спорю, но если бы сменой узла решалась проблема застревания веревок, так и проблемы бы не было. А она есть. А вот перепусканием узла за перегиб проблема решается. Я агитирую из-за собственного опыта. За 30 лет хождения по горам, за непродернувшимся дюльфером пришлось слазить один раз. Не поставили разделительный карабин, и веревки захлестнулись.

За 30 лет хождения по горам, за непродернувшимся дюльфером пришлось слазить один раз.
В годах мой опыт в несколько раз меньше. В веревках - не знаю. :) Лазить за застрявшей пока не приходилось. Когда клинит в щели, можно попробовать пустить "волну", может помочь. Проблему запутывания можно решить методом незапутывания - используя спусковуху а ля реверсо. Но это, как говорится, на вкус и цвет.

Понравилось п.3 а то когда дюльферов много по цвету легко запутаться. П4 часто не годится т.к. между станциями веревки хватает впритык. А еще интересный вариант, когда в качестве второй веревки применяется реп вместо основной, для экономии веса. Как в этом случае узел вяжут?

Обычный реп вместо основной для сдергивания применяют только мазохисты. ибо крайне неудобно. В таких случаях, скорее, уместен кевларовый или дайнимовый шнур (часто в оплетке из полиамида). Тогда не спускают по двойной, а делают карабинную удавку и сдергивающую за карабин.

Странный порядок действий. Напоминает чтение книги без первых страниц, и с вырванными страницами по ходу.


В статье идёт речь о спуске большой группы с полки, значит перед этим на полке была достаточно большая станция, чтобы на ней могли находиться все эти люди. Люди уехали вниз.

Вряд ли вы бросите всё снаряжение на верхней станции. Станция разбирается не так ли? Кроме спусковой части станции, которая останется на полке( у автора это "Перед Вами петля, через которую Вы и будете спускаться. Вам нужно соединить веревки и по ним спуститься." В реальности это может быть и карабин.
Автор не пишет ни слова про испытание этой петли. Сразу пункт 1. А если недостаточная прочность этой спусковой точки? Улетаем вниз на двойную длину верёвок? Да ещё с рывком на нижнюю станцию?

Почему связывать верёвки только после спуска всей группы? Разве нельзя работать на верхней станции с другим алгоритмом действий?

Пункт 4. меня тоже немного удивил. Согласен с мнением vladk1965 23:21 28.03.2014 "П4 часто не годится т.к. между станциями веревки хватает впритык."

Ни слова не сказано про действиях на спуске при больших смещениях нижней станции относительно верхней.
Ни слова не сказано про нижнюю спусковую станцию. Какую нагрузку она держит, и вообще какой смысл большой группой торчать на этой станции. Разве у группы только две верёвки?

Не рассматривается последовательность действий сдергивания спусковых верёвок при значительно смещенной нижней станции, что не редкость в реальных условиях. А там при неправильных действиях: либо решать проблему отлетевшей маятником верёвки со стопорным узлом на конце, либо остаться на станции вообще без верёвок (при работе в две верёвки).

Не рассматривается вариант спуска с "балкона" в реальных условиях. Проблему закручивания верёвок ещё не отменили.

На мой взгляд, рассматривать действия только последнего участника при спуске, это шаг к неприятностям. Нужно рассматривать действия всей группы.

А всего и не предусмотришь.
А вдруг спускаться нужно на перебитой веревке? Да в двух местах. А крючьев нет и вообще станцию не на чем делать. И беседка утеряна. Вот тут-то креатив и начинается. Работа интеллекта против беспощадной стихии. Альпинизм прошлого века в действии.

последовательность действий сдергивания спусковых верёвок при значительно смещенной нижней станции
Может, тогда поделитесь своими примудростями и наработками в этом вопросе? :)

Есть очевидные исходы действий: не привязанные предметы улетают вниз. Все эти "фокусы" гравитации знают, и "на автомате" принимают меры для предотвращения таких исходов. Есть не очевидные.

В данном случае, не все учитывают, что верёвки норовят уйти от косого положения в вертикальное, и зависнуть на верхней точке в стороне от нижней станции. В этом случае мы рискуем оказаться вообще без верёвок на нижней станции (связка из двух человек). Наша задача, встав после спуска на самостраховку, сделать так, чтобы эти концы не улетели куда нибудь в сторону.
1) Если эти верёвки были пристёгнуты одним общим узлом на один карабин к нижней станции, то прежде чем их выстёгивать из этого карабина, одну верёвку (ту за которую собираетесь тянуть) закрепляют на этой же станции. Стопорный узел на другом конце верёвки развязывается. И только после этих процедур, вы можете их освобождать.
2) Второй момент связан с провисом верёвки между верхней и нижней станциями. На видео приведённом автором статьи видно (смотреть10:21 и далее), что Анатолий сдергивает верёвку импульсами, верёвка то нагружена то разгружена (на короткие моменты между перехватами рук). Из за такого нагружения верёвка может запутаться и на вертикальном участке. На косом, она ещё с большей вероятностью, может запутается. Верёвку сдергивают без рывков, с постоянным нагружением, то есть в четыре руки, чтобы не было слабины .
3) Третий нюанс касается самого спуска. Первый участник спускаясь на сильно смещённую станцию, при необходимости оставляет на стене точки страховки, через которые пропускает верёвки. Последнему иногда очень непросто снять их со скалы. Кроме того в этот момент он отлетает в сторону по маятнику, с передачей нагрузки на верхнюю "дюльферную точку" (и нижнюю станцию, но в меньшей степени). Нижний участник может и должен уменьшать этот эффект придержав верёвки в момент отлёта.
Уменьшить этот маятник можно и без помощи нижнего участника, но для этого необходимо иметь наготове жумар (он на второй самосраховке, но пока не потребуется висит на полочке). В этом случае, прежде, чем снять точку, нужно выбрать слабину верёвок ниже спускового устройства до натяжения и встегнуть жумар в одну из верёвок уходящих к нижней станции.
4) Четвёртое замечание касается подхода к нижней станции. При спуске любая верёвка удлиняется, чем длиннее спуск тем больше удлинение. Статические удлинения верёвок при весе груза в 80 кг (то есть участника в мокрых трусах, и при всём снаряжении) у современных динамических верёвок от 8 до 10%. То есть 48 метровая верёвка удлинится до 51.84 метра. Для одной верёвки (удлинение 3.84 метра. Для двух верёвок 1.92 метра). Спускаясь по крутым косым верёвкам, вы окажетесь ниже и в стороне от станции, на которую собираетесь прийти. Не всегда удаётся откорректировать выход на станцию с помощью ног. Имейте наготове жумар (на второй самосраховке, но пока висит на полочке).
Надеюсь, что объяснил доступно.

Я бы добавил еще один возможный лайфхак на тему спуска до косым (или сильно нависающим) перилам. Первый, как Серега справедливо заметил, в такой ситуации ставит промежуточные точки. Приходит на нижнюю станцию, после чего закрепляет жестко (и нагружает) на станции одну ветвь веревки (обычно, это делается просто закреплением веревки на спусковухе на себе). Второй, разобрав все лишнее наверху, садится на дюльфер на одинарную ветвь, вторую, не нагруженную. И простой оттяжкой позиционирует себя на нагруженной ветви (как это делается при спуске парашютиком с нависающего скалолазного маршрута, когда нужно собрать оттяжки). Второй едет, с прусиком, по этой одинарной ветви, и собирает точки. Так как веревка нагружена, значительного маятника при этом не возникает, и второй спокойно приезжает к станции.
При такой методе узел я тоже отодвигаю от верхней станции сразу, и он должен находиться на нагруженной ветви, ессно. Сдергиваем тоже за ту веревку, которая была нагружена первым.

Да. этот способ эффективен, особенно на нависающих косых.
Позволил себе маленькое дополнение к твоему тексту:
Последний участник пришел на нижнюю станцию, и встал на самостраховку. Прежде, чем выстёгивать "спусковое устройство" и снимать "схватывающий", необходимо развязать "стопорящий" узел на конце верёвки. Если этого не сделать в первую очередь, то при выстёжке эта одинарная верёвка может уйти в сторону по маятнику. Через верхний точку (даже карабин) нормальный "стопор" не продёрнуть.

И ещё, перед тем как сесть на верхней станции на одинарную верёвку, эту верёвку предварительно "набивают" , вытягивают через верхнюю точку, убирая то самое удлинение о котором мы говорили в terrorist 13:11 04.04.2014. , чтобы не попилить эту самую точку верёвкой.
Вова! Не ленись писать детали, ты же не для меня пишешь, а для тех кому с этим пока ещё не приходилось сталкиваться. Для них детали ВСЁ!
Мне по роду деятельности (работа в одно лицо) чаще приходится применять вариант terrorist 13:11 04.04.2014.

"А всего и не предусмотришь"-Согласен, но ведь shelan написал что то вроде инструкции. Значит многие нюансы можно и нужно прописать в этом труде. "Работа интеллекта" она всегда нужна, но часть этой работы можно вынести в условия адаптационные - тренировочные, тогда и в условиях "беспощадной стихии" будет проще решать реальные задачи.

что-то строго Вы судите. )) я как-то и не надеялся ничего особо нового почерпнуть--ничего и не почерпнул. так уж, на всякий случай пробежался--чтоб себе этот вопрос задать.
пост ради поста.

Сергей, согласен, статья - это “вырванные страницы».
Тем не менее кое-что прокомментирую и дополню хотя бы внутри этих «страниц», даже это получится довольно длинно. Описать полностью все нюансы невозможно, они перепутаются в мозгу в одну кучу, для этого надо проводить занятия и осваивать нюансы последовательно.

1. Когда делаешь станцию на «дежурной» старой петле, то эту петлю надо её проверить. Для этого надо собрать собственную станцию на своих френдах-закладках-крючьях-выступах-петлях и сблокировать её с «дежурной» петлёй. «Дежурная» петля будет подстраховывать новую станцию.

2. Завязать узел «восьмёрка» так, чтобы из узла торчал свободный кусок длиной 50-70 см, встегнуть этот узел в «дежурную» старую петлю. В этот же узел встегнуть оттяжку от новой станции так, чтобы эта оттяжка была не нагружена, но слабина в ней была минимальна. Это будет спусковая верёвка для дюльфера.

3. Бросать её вниз с узлом на конце или без узла – дело вкуса; верёвка часто улетает не туда, в сторону, а иногда её ветром закидывает или за перегиб, или вообще наверх, узел цепляется, подтянуть к себе верёвку не удаётся. Можно нести верёвку с собой в мешке при спуске самому себе выдавать, тогда узел на конце верёвки можно сразу пристегнуть к себе. Этот способ успешно используют спелеологи. Иногда это значительно быстрее, чем несколько раз за время спуска перебирать упавшую на полку и перепутавшуюся верёвку, иногда она путается ещё с камнями и со снегом. Обычно я узел на конце не вяжу, спускаюсь или с верхней страховкой, или со схватывающим. При очередном выбирании верёвки, когда её остаётся 20-40% длины, это по ситуации, завязываю на конце верёвки узел и чаще всего встёгиваю его в обвязку, реже – бросаю вниз. При спуске по чистому льду и снегу проблем с узлом на конце верёвке меньше, вариантов больше.

4. Все самостраховки нужно встёгивать в свою новую станцию, а не в «дежурную» петлю. На свободном конце второй, страховочной верёвки тоже завязать узел со свободным хвостом 50-70 см, встегнуть этот узел в станционную петлю. Эти свободные концы позволяют потом быстро связать две верёвки для спуска последнего даже в тот момент, когда они используются и нагружены. Обычно времени на станции достаточно, чтобы кто-нибудь связал это концы верёвок.

5. Первый и все последующие спускаются по перильной верёвке, проверяют под нагрузкой прочность «дежурных» петли-крючьев-выступа. Ведь в этот момент перила подстрахованы за новую станцию. Верхнюю страховку тоже надо делать через новую станцию. Если есть жумары-зажимы-стремена, то они должны висеть наготове на обвязке у первого спускающегося, а не в рюкзаке, иногда может понадобиться вылезти назад через нависание.

6. «Соедините их любым доступным способом».
Я пробовал разные виды узлов для связывания верёвок, в том числе и в комбинации с карабином. Считаю, что лучший узел – это тот, который описан в самом верхнем комментарии «Art», с кончиками верёвок, выходящими из узла в одну сторону. Только завязать и затянуть его надо тщательно. И он должен иметь рисунок, как у «проводника», а не как у «восьмёрки». Он меньше других узлов склонен к заклиниванию на перегибах. С рисунком «восьмёрка» узел белее склонен к саморазвязыванию, а с рисунком типа «грейпвайн» у узла появляется дополнительная петелька. Эта петелька выступает из узла, сильно трётся о скалы, иногда очень существенно добавляет усилия для продёргивания верёвки, да и верёвка в месте этой петельки перетирается о скалы сильно. Эта петелька также добавляет проблем и на перегибах.

7. «Важная мелочь – узел на веревке, за которую впоследствии будете тянуть, эта веревка должна быть в петле СНИЗУ».
Полностью согласен! Чрезвычайно важный момент. О нём надо думать уже в тот момент, когда связываются концы верёвок.

8. Для спуска последнему надо развязать «восьмёрки» но обеих веревках, встегнуться в двойную верёвку, завязать схватывающий, желательно частично нагрузить «дежурную» спусковую петлю, и только потом разобрать новую станцию. Иногда это невозможно, просто нельзя дотянуться, тогда надо разобрать станцию, постараться оставить хотя бы одну легкоснимаемую точку с самостраховкой в ней, встегнуться в спусковые верёвки, подгрузить их, снять самостраховку, начать спуск.

8. «Вывести узел за перегиб» – хорошая идея, я часто ей пользуюсь, только делать это надо очень аккуратно. Это стоит делать только в том случае, если для этого есть возможность встать на полку недалеко от станции. При этом нагрузку с верёвки нужно практически снять, чтобы через петлю протравливать почти ненагруженную верёвку, чтобы петлю не перетереть. Но полностью нагрузку с петли лучше не снимать, чтобы при повторном нагружении петли не произошло её смещение, вдруг она от этого слетит?
Поскольку концы обеих верёвок в этот момент должны быть пристёгнуты к нижней станции, то иногда длины одной из верёвок не хватает, чтобы вывести узел за перегиб. Ведь иногда приходится выводить этот узел на несколько метров, особенно, когда перила уходят в сторону.

9. Чтобы верёвки меньше путались и закручивались последнему лучше не использовать восьмёрку, лучше пользоваться устройством типа «корзинок» или типа Reverso. Встёгивать карабин от снятой самостраховки для расчёсывания верёвок можно только в том случае, если есть 2 самостраховки, иначе в какой-то момент или можно забыть встегнуть самостраховку на нижней станции и остаться без неё, или забыть, за какую верёвку тянуть, когда отстегнёшь самостраховку и встегнёшь её в станцию. Поэтому этот алгоритм требует уточнения.

Ну а со всем в статье, что не противоречит моим замечаниям, согласен.

Ну а на креатив по поводу спуска по перебитым верёвкам без крючьев без обвязки я и не претендую. Для этого нужен ещё и художественный дар. Не имею.

Спуск по веревке может осуществляться различными способами. Для этого используются специальные спусковые устройства («восьмерка», «Радебергер», «Стоп» фирмы «Petzl», «Антрон», «I'D», ит.п.). В аварийных условиях возможен спуск классическим способом Дюльфера, с помощью карабина, узла «УИАА», подручных предметов и т.п.

Выбор спускового устройства зависит от специфики работы, финансовых возможностей или привычки. Главное требование к спусковому устройству — оно должно быть сертифицировано, не должно иметь механических повреждений или следов износа визуально определяемой величины, обеспечивать надежную остановку в любом месте при условии эксплуатации строго в соответствии с рекомендациями изготовителя.

Организация спуска по закрепленной веревке (в предположении, что точки закрепления проверены) начинается с включения ИСС спускающегося в страховочную цепь (встегивание в ИСС карабина верхней страховки, или присоединение самостраховки к страховочной веревке с помощью схватывающего узла или страховочного устройства). Далее на статическую несущую веревку с помощью спускового устройства навешивается седушка и переносится за перегиб крыши, конструкции и т.п. Если страховку осуществляет напарник, то перед началом спуска нужно выполнить обязательный ритуал. Спросить: — «Страховка готова?» Начинать спуск только после ответа: «Готова». Если спуск производится самостоятельно, необходимо, находясь на самостраховке, еще раз проверить надежность закрепления зажима или схватывающего узла на страховочной веревке и правильность закрепления ИСС альпиниста на седушке и только после этого отстегнуть самостраховку.

Переход через перегиб — дело опыта, поскольку перегибы могут быть самого разного вида: с бордюром, без бордюра, с ограждением, с выходом под карниз, с горизонтальной поверхности или со ската и т.п. Удобно использовать седушку. как промежуточную опору для ног перед посадкой. Основное условие — при переходе через перегиб не должно быть рывка.

Скорость спуска не должна превышать 1 — 1,5 м/сек. В противном случае есть риск оплавить оплетку веревки и преждевременно вывести ее из строя. Еще большую опасность представляет повышенная скорость спуска, если во второй страховочной цепи используется схватывающий узел. Он может расплавиться за счет тепла, выделяемого при трении о страховочную веревку во время движения.

Нелишне напомнить: точка закрепления самостраховки на страховочной веревке должна быть выше точки ее закрепления на ИСС.

Что касается схватывающего узла, то его нельзя оставлять без внимания. Бесконтрольный узел может произвольно сползти ниже точки закрепления репшнура на ИСС, создав величину фактора рывка выше критической. Такая же возможность существует для самопроизвольного затягивания узла. Для того чтобы избежать неприятностей со схватывающим узлом во время спуска, управляющую руку нужно располагать выше узла. Держать узел в кулаке нельзя: в случае срыва и рефлекторного сжатия пальцев вы уедете вниз, не задержавшись, так как узел проскользнет и при этом даже может расплавиться. Наиболее надежным является расположение схватывающего узла ниже спускового устройства: нагрузка на него минимальна (она воспринимается спусковым устройством), а в случае отпускания веревки происходит автоматическая остановка работника.

Подъем по закрепленной веревке проводится разными способами: с помощью зажимов различного типа и петель для ног (либо с помощью тех же зажимов и штурмовой лесенки), с помощью самовытаскивания, с использованием полиспаста.

Надо помнить, что сертификация снаряжения, используемого для подъема, обязательна, а применение его в качестве средства страховки возможно лишь в том случае, если это специально оговорено в инструкции производителя.

При использовании для подъема двух зажимов, длину петель (педалей) для ног подбирают таким образом, чтобы максимально полно использовать перемещение вверх за один цикл: зажимы располагаются один над другим, почти вплотную к карабину, встегнутому в силовой элемент крепления ИСС. Веревки (или ленту) педалей рекомендуется продеть под грудную обвязку, чтобы предотвратить отбрасывание во время подъема.

В комбинации зажимов типа «кролл» — «жюмар», первый крепят непосредственно на ИСС на уровне пояса. Петля (педаль) для «жюмара» может быть выполнена для одной ноги или для обеих ног. При таком использовании «кролл» не требует контроля и автоматически передвигается по веревке одновременно с движением вверх альпиниста. Самостраховка при подъеме обеспечивается с помощью зажима или схватывающего узла на страховочной веревке.

В начале подъема могут возникнуть трудности в продвижением вверх «жюмаров» или «кролла»: поскольку веревка ниже них на нагружена, ими подхватывается нижняя часть веревки и выше зажима может образоваться трудно удаляемая петля.

Для облегчения начала движения рекомендуется попросить напарника слегка натянуть несущую веревку или подвязать к ее нижнему концу груз 5-7 кг. Груз большего веса подвязывать не стоит, так как это может создать проблемы при спуске по этой же веревке с помощью спускового устройства.

Разновидностью перемещения с использованием этих же устройств являются траверсы с разными углами наклона веревок. На траверсах «жюмар» и «кролл» ведут себя не лучшим образом. Здесь предпочтительнее использовать два «шанта» и «кролл» в комбинации со штурмовой лесенкой. Цикл движений заключается в следующем:

а) перемещение рукой вверх по страховочной веревке схватывающего узла или зажима;

б) перемещение вверх по несущей веревке зажима со штурмовой лесенкой (при этом «кролл» на ИСС нагружены);

в) помогая себе руками, с помощью одной из веревок, производится «набегание» на лесенку. Зажим («кролл») на ИСС при этом автоматически разгружается и получает возможность свободного перемещения по несущей веревке при движении вверх работника.

Следующий цикл повторяется в той же последовательности. Этот алгоритм подходит и для движения по наклону.

Если подъем проводится со страховкой напарником, то обязательным остается коммуникационный ритуал: «Страховка готова?» И т.д.

На траверсах в нагруженных веревках создаются сильные напряжения. Это понятно, стоит только построить параллелограмм сил, известный из начального курса физики. Отсюда правило: на одном пролете траверса может находиться только один человек. Особое внимание надо уделять защите веревок на острых гранях и кромках.

Читайте также: