Способы подачи пенных стволов в подвалы пустоты перекрытий и перегородок на горящую лвж и гж

Обновлено: 27.04.2024

Спасатель 3 класса должен:

Спасатель 2 класса должен:

Спасатель 1 и международного класса должен:

Методические указания

Занятия проводятся в классе или на учебном полигоне со специально оборудованными учебными площадками. Основные задачи пожарной тактики, а также изучение вопросов о процессе горения различных веществ, пожаре и его развитии изучаются в классе. Разведка пожара, действия при спасении людей и основы организации тушения пожаров при различных условиях отрабатываются обучаемыми в ходе практических занятий на учебных площадках противопожарного полигона

Для наглядности обучения следует использовать учебные плакаты, схемы, макеты, кино- и видеофильмы.

Тематический расчет часов

Тема 1. Общие сведения о процессе горения. Пожар и его развитие. Способы прекращения горения

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих (ГЖ) жидкостей, газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и ныли с воздухом. Общее понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения. Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, области и условия применения.

Тема 2. Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара. Действия спасателя при спасении людей. Меры безопасности

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Пожарная тактика и ее задачи. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий. Понятие о разведке пожара, ее пели и задачи. Действия по проведению разведки, отысканию людей в задымленных помещениях. Действия при спасении людей и эвакуации имущества на пожаре. Правила эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации. Меры безопасности при проведении разведки пожара и спасении людей.

Тема 3. Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер боевых действий на каждом этапе. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Особенности работы в задымленных помещениях и меры безопасности.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Боевые действия при локализации и ликвидации пожара.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, пенных и порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов (в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами. Пути и способы прокладки рукавных линий.

Тема 4. Особенности тушения пожаров в различных условиях

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Особенности боевых действий при тушении пожаров при недостатке воды, при низких температурах, в непригодной для дыхания среде, в подвальных и чердачных помещениях; тушение пожаров нефтепродуктов.

Тема 5. Строительные материалы и их поведение в условиях пожара. Основные строительные материалы, их пожарная оценка

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Свойства строительных материалов. Влияние температуры на огнестойкость и прочность строительных материалов и конструкций. Группы и показатель возгораемости строительных материалов. Несгораемые, трудносгораемые и сгораемые строительные материалы. Простейшие огнезащитные составы .

Тема 6. Классификация зданий и сооружений по степени их огнестойкости

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Виды зданий и их основные элементы. Понятие огнестойкости строительных конструкций и зданий. Фундаменты, стены, внутренние опоры и перегородки. Противопожарные преграды в зданиях. Эвакуационные пути.

Тема 7. Пожарная опасность веществ, применяемых в промышленности

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Пожарная опасность жидкостей. Пожарная опасность технических газов. Пожарная опасность твердых горючих веществ. Классификация производств по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.

Методические указания

Занятия проводятся в классе или непосредственно на пожарной технике и оборудовании. Устройство и конструкция агрегатов, приборов и оборудования изучаются по их принципиальным схемам и на макетах. Принципы работы агрегатов, приборов и оборудования изучаются на материальной части путем показа и объяснения назначения и устройства их основных частей во время работы.

Главное внимание уделяется изучению вопросов, имеющих значение для обеспечения технически грамотной эксплуатации пожарных машин, оборудования и содержания их в постоянной готовности.

Более детально изучаются узлы и механизмы, которые при техническом обслуживании должны разбираться и регулироваться.

Для наглядности обучения следует использовать учебные плакаты, схемы, макеты, кино- и видеофильмы.

Теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении тем пожарно-технической подготовки, совершенствуются на занятиях по тактико-специальной подготовке.

Тематический расчет часов

Тема 1. Первичные средства пожаротушения

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Назначение, классификация, устройство и тактико-технические характеристики химических пенных, воздушно-пенных, углекислотных и порошковых огнетушителей. Их эксплуатация.

Тема 2. Пожарные автомобили общего назначения. Их классификация, основные тактика - технические характеристики (ТТХ)

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Классификация пожарных автомобилей. Назначение пожарных автоцистерн АЦ—40, автомобилей рукавных (АР —2), пожарных насосных станций (ПНС—110), автомобилей пожарных порошкового тушения (АП—5).

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Расположение, назначение и устройство агрегатов, механизмов. Эксплуатация пожарных автоцистерн в летнее и зимнее время года. Испытание пожарного насоса ПН—40У на разряжение, его опрессовка. Подача воды от автоцистерны без установки на водоисточник и с установкой на открытый водоисточник.

Тема 3. Пожарно-техническое вооружение пожарного автомобиля. Размещение пожарного оборудования на автомобиле

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов. Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Назначение, устройство и краткая характеристика, область и порядок применения пожарного инструмента. Средства защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, правила их эксплуатации.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Проводится по содержанию занятия 1.

Тема 4. Пожарные мотопомпы. ТТХ пожарных мотопомп. Технические возможности пожарной мотопомпы

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Назначение и типы пожарных мотопомп. Пожарная мотопомпа МП—800. Мотонасос МН—13/60. Назначение, устройство, тактико-технические характеристики МП—800, МН—13/60. Подготовка МП—800 (МН—13/60) к работе. Забор воды из водоисточника и подача ее в рукавную линию.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Запуск, забор и подача воды с помощью МП—800, МН—13/60.

Тема 5. Пожарные автомобили специального назначения. Основные виды и их ТТХ

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Назначение, устройство и ТТХ автолестниц и автоподъемников пожарных, автомобилей технической службы, связи и освещения, автомобилей газодымозащитной службы и штабных пожарных автомобилей.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Проводится по содержанию занятия 1.

Спасатель 3 класса должен:

Методические указания

Отработка упражнений по пожарно-строевой подготовке проводится после изучения устройства пожарного оборудования, мер безопасности и показа приемов работы с ним. Пожарно-строевая подготовка должна способствовать выработке практических навыков в работе с пожарной техникой и оборудованием, ловкости, выносливости и смелости действий при тушении пожаров в сложных условиях. В ходе отработки упражнений по боевому развертыванию практиковать взаимозаменяемость номеров расчета и обеспечивать выполнение мер безопасности.

На всех практических занятиях отрабатываются нормативы, соответствующие содержанию тем.

Тематический расчет часов

Тема 1. Упражнения с пожарно-техническим оборудованием

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Прокладка рукавных линий из скаток. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатки, восьмерку, укладка в пачки. Прокладка рукавных линий с рукавной катушки, наматывание рукавов на рукавную катушку. Подъем рукавной линии на 3-й, 4-й этажи учебной башни с помощью спасательной веревки и по пожарным лестницам.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канаву, железнодорожный путь и т.д.). Прокладка рукавной линии в лестничных клетках различными способами. Наращивание действующей рукавной линии. Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, маневрирование стволами. Работа с подоконника, на крыше. Особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Упражнения с ручными пожарными лестницами (снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль). Использование ручных пожарных лестниц как вспомогательного оборудования при спасении людей и выполнении других работ при тушении пожара. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.

Тема 2. Упражнения по спасению людей на пожаре и самоспасению

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Сматывание спасательной веревки в клубок, укладывание в чехол и разматывание веревки. Вязка узла для подъема рукавной линии, стволов, шанцевого инструмента на высоты, опускание вниз мокрой рукавной линии, шанцевого инструмента и развязывание узла. Закрепление спасательной веревки за конструкцию различными способами. Меры безопасности.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Вязка одинарной и двойной спасательной петли, без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавшего с этажей спасательной башни. Спасение и эвакуации людей, получивших травмы. Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки. Меры безопасности Команды. Сигналы управления.

Тема 3. Вскрытие и разборка строительных конструкций здании и сооружении”

Занятие I. Практическое - 2 часа. Приемы работы с механизированным и электрифицированным инструментом. Резка электропроводов и металлических решеток при помощи ножниц. Вскрытие металлической и черепичной кровли для выпуска дыма. Вскрытие полов, дверей, разборка стен, перегородок, перекрытий, открывание окон. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.

Тема 4. Использование противогазов и дыхательных аппаратов на сжатом воздухе при работе в непригодной для дыхания среде

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Правила и приемы работы в изолирующих противогазах и аппаратах дыхательных на сжатом воздухе а задымленных помещениях, ориентирование в замкнутых пространствах. Меры безопасности. Развертывание и работа поста безопасности и контрольно-пропускного пункта.

Тема 5. Этапы боевого развертывания пожарной техники

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Подготовка к боевому развертыванию, предварительное и полное развертывание отделений на автоцистерне. Боевое развертывание отделения на автоцистерне с подачей стволов без установки и с установкой автомобилей на водоисточник.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Установка пожарной колонки на гидрант, пуск и перекрывание воды, закрепление пожарной колонки на автомобиле. Боевое развертывание отделения с забором воды при помощи гидроэлеватора. Боевое развертывание отделения автоцистерны с подачей максимально возможного количества стволов на большие расстояния.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Взаимодействие отделений по совместному выполнению задач (подача огнетушащего состава, подъем личного состава и пожарного оборудования на высоты, выполнение специальных и второстепенных задач в различных условиях и т.д.). Боевое развертывание от мотопомп с подачей стволов. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.

Тема 6. Организация и руководство тушением пожара, Обязанности должностных лиц при тушении пожара

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Основы управления силами и средствами на пожаре. Руководитель тушения пожара. Боевые позиции и участки на пожаре. Оперативный штаб на пожаре. Понятие о решающем направлении на пожаре.

Занятия 2 и 3. Практические - по 2 часа. Тушение пожаров при недостатке воды, в условиях низких температур и при сильном ветре. Тушение пожаров в чердачных помещениях, на этажах зданий, в подвалах зданий, в гаражах и на транспорте.

Тема 7. Работа командира спасательного подразделения по принятию решения на ведение ПСР на пожаре

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Уяснение задачи и оценка обстановки. Принятие решения и постановка задач спасателям по ведению аварийно-спасательных работ на пожаре. Организация выполнения задач.

Занятия 2—4. Практические - по 2 часа. Организация и ведение разведки на пожаре. Правила ведения разведки на объектах спасательных работ. Организация спасения людей с помощью спасательных устройств (индивидуальных и групповых), лестниц, подушек, спасательного рукава. Разборка конструкций и устранение угрозы обрушения. Меры безопасности при ведении ПСР.

Тема 8. Организация тушения лесных и торфяных пожаров

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Виды лесных пожаров. Разведка лесного пожара. Тактика тушения лесных и торфяных пожаров.

Занятие 2. Практическое —2 часа. Действия расчетов по тушению лесных и торфяных пожаров. Особенности развития лесных и торфяных пожаров. Организация тушения торфяных пожаров. Организация тушения лесных пожаров (низовых и верховых). Меры безопасности при тушении лесных пожаров.



Эффективность пожаротушения зависит в первую очередь от комплектации пожарного оборудования и применения специальных средств борьбы с пожаром. Одними из наиболее распространенных и действенных устройств для ликвидации огня являются ручные пожарные стволы. Воздушно-механический способ подачи пены ручными стволами позволяет значительно ускорить процесс пожаротушения.

Тушение пеной весьма результативный способ тушения единовременно нескольких видов (классов) пожаров за кратчайшее время. Использование пенных пожарных стволов даёт возможность применять результативно одинаковый объём воды, в сопоставлении, например, со стандартными водяными стволами.

Принципы формирования и подачи пожарной пены в пенных стволах

До того, как приступить к изучению воздушно-пенных стволов, стоит вспомнить, как происходит формирование воздушно-механической пены. Для её получения высококонцентрированный раствор пенообразователя перемешивается с водой, таким образом создаётся раствор нужной концентрации. Когда раствор готов, его нужно насытить воздухом, чтобы получилась пена. Поскольку пена представляет собой воздушные пузыри разнообразного размера.

Существует несколько распространённых способов насыщения пенной смеси воздухом:

  • насыщение воздухом напрямую при подаче из насадки воздушно-пенного ствола;
  • насыщение за счёт специализированной пневматической системы автомашины, перемешивание пенообразователя, воды и воздуха производится в системе;
  • последний способ подразумевает применение способа эжекции (специализированных эжекционных насадок) ствола, насадки.

Воздушно-механический метод пенообразования предполагает смешивание трех компонентов: пенного концентрата, воды и воздуха. После смешивания пенообразователя с водой нагнетается под давлением воздух. Выходящая из ствола пенная смесь покрывает горящую поверхность, образуя воздухонепроницаемую пленку. Одним из наиболее распространенных способов обогащения пенного раствора воздухом является применение эжекционных ручных стволов, а также использование генераторов пены средней кратности.

Пенные стволы. ГПС-600

Эжекционные ручные стволы

Данный вид имеет некоторые преимущества перед аналогичными устройствами: возможность производить пену разной кратности, отсутствие надобности в дополнительных приборах для нагнетания воздуха, неприхотливость конструкция. Наиболее распространенными являются следующие пожарные стволы:

  • СВП. Это наиболее простой и часто используемый инструмент для тушения огня. С одной стороны ствол имеет соединительный штекер, при помощи которого крепится к рукаву. С другой стороны закрепляется труба, в которую подается пенная смесь.
  • СВПЭ-4. Предназначено устройство для производства пены низкой кратности. Поступление воздуха осуществляется через отверстия в его корпусе. При прохождении смеси в корпусе образуется вакуум, вследствие этого, требуемый объем воздуха всасывается внутрь ствола. Производительность по пене данного устройства – 4 м3/мин, расход воды – 7,9 л/с.
  • СВПЭ-8. Основные отличия данной установки от предыдущей в более высокой производительности по пене и в увеличенном расходе воды (эти показатели вдвое выше).

ТТХ пенных стволов.

Принцип действия генераторов похож на работу эжекционных стволов. Отличием является то, что на выходе из ствола находится металлическая сетка, которая при попадании пенного раствора, насыщенного воздухом, образует огнетушащую пену средней кратности.
ГПС 200, 600 и 2000 различаются между собой только по техническим показателям:

  • ГПС 200. Производительность пены – 200 л/с, расход пожарного ствола по воде – 1.8 л/с, по пенообразователю – 0,12 л/с.
  • ГПС 600. Производительность пены – 600 л/с, расход пожарного ствола по воде – 5,6 л/с, по пенообразователю – 0,36 л/с.
  • ГПС 2000. Производительность пены – 200 л/с, расход пожарного ствола по воде – 18 л/с, по пенообразователю – 1,2 л/с.

Стоит также отметить мощное устройство УКТП Пурга, предназначенное для ликвидации пожаров на крупных объектах, а также на территориях с опасной производственной деятельностью. Технические характеристики схожи с ТХ генераторов средней кратности, однако производительность установки Пурга значительно выше. Так, по пене она составляет 21 тыс. л/мин., а дальность подачи струи – до 25 метров.

В целом, современные пенные ручные пожарные стволы идеально зарекомендовали себя в различных критических и экстраординарных условиях эксплуатации. При этом качество материала, надежность устройств редко у кого вызывали нарекания.

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ опирается на анализе всех вариантов их развития. Возгорания, происходящие в резервуарах, более продолжительные, потому требуют большое количество средств и сил для ликвидации.

Резервуары для хранения ЛВЖ и ГЖ

Для целей хранения ЛВЖ и ГЖ используются емкости из металла, железобетона, льдогрунта и синтетического материала. Самыми популярными считаются резервуары из стали. Их классифицируют по конструкции и вместимости на:

  • вертикальные в форме цилиндра, имеющие коническую или сферическую крышу, объемом в 20 тыс.куб.м для хранения ЛВЖ и 50 тыс.куб.м для хранения ГЖ;
  • вертикальные в форме цилиндра, имеющие стационарную крышу и плавающий понтон, объемом в 50 тыс.куб.м;
  • вертикальные в форме цилиндра, имеющие плавающую крышу, объемом в 120 тыс.куб.м.

Процесс развития пожара в резервуаре

Тушение пожаров резервуарных парков хранения ЛВЖ, ГЖ зависит от сложности процесса развития возгорания. Горение начинается по причине взрыва газовоздушной смеси при наличии источника зажигания. Образование загазованной среды происходит из-за свойств ГЖ и ЛВЖ, а также режимов эксплуатации и климатических условий вокруг резервуара. Взрываясь, газовоздушная смесь на высокой скорости устремляется вверх, часто срывая крышу емкости, после чего начинается воспламенение по всей поверхности хранимой горючей жидкости.

Дальнейшая судьба пламени будет зависеть от того участка, где оно началось, его габаритов, огнестойкости конструкции резервуара, погодных условий, действий работников и противопожарных систем.

Пожар ГЖ в резервуарах вертикальных

Пожар ГЖ в резервуарах вертикальных

При хранении ГЖ и ЛВЖ, к примеру, в резервуарах из железобетона при взрыве разрушается его часть, а горение начинается именно на этом участке, что в течение последующих 30 минут приводит к полному разрушению емкости и распространению пожара. Остальные типы емкостей при отсутствии охлаждения со стороны в течение 15 минут деформируются, провоцируя разлив ЛВЖ и распространение огня.

Пенное пожаротушение

Тушение ЛВЖ и ГЖ пеной низкой и средней кратности – самый востребованный способ борьбы с пламенем. Преимущество пены состоит в том, что она изолируется поверхность горючей жидкости от пламени, что приводит к уменьшению ее испарения и, соответственно, объема горючих газов в воздухе. При этом образуется раствор пенообразователя, обладающего охлаждающими свойствами. Таким образом достигается конвективный тепломассобмен, а температурный уровень становится одинаковым по всей глубине емкости за 15 минут от начала применения пены.

Тушение легковоспламеняющихся жидкостей с помощью пенного раствора различной кратности зависит от того, где происходит горение:

  • низкая кратность для нижней части емкости, используется для «подслойного» метода тушения, в составе огнетушащего вещества содержится фторсодержащий пленкообразующий пенообразователь, благодаря которому при подъеме пены через слой горючего содержимого, она не насыщается парами углеводородов, сохраняет огнегасящие способности; получают при помощи стволов низкократной пены;
  • средняя кратность для поверхностного тушения, пена также инертна, не взаимодействует с парами ЛВЖ, охлаждает жидкость, способствует уменьшению образования взрывовоздушной смеси; получают с помощью специализированных пеногенераторов по типу ГПС.

После того, как тушение ЛВЖ и ГЖ закончено, на поверхности жидкости образуется толстый пенный слой, защищающий ее возобновления горения.

При подаче огнетушащей пены очаг пламени следует соблюдать интенсивность в 0,15 л/с.

Осуществить пенное пожаротушение допускается тремя методами:

  • доставка пенообразователя при помощи пеноподъемника и другой подобной техники;
  • доставка пены к поверхности горящих ЛВЖ и ГЖ при помощи мониторов;
  • доставка пены посредством подслойного тушения.

Водяное пожаротушение

При отсутствии возможности организовать тушение пожаров ЛВЖ с помощью пены допускается применять распыленную воду, которая способствует охлаждению горючего содержимого до температуры, при которой невозможна его вспыхивание.

При этом интенсивность подачи водяного раствора должна быть не меньше 0,2 л/с.

Порошковое тушение

Тушение пожаров в резервуарных парках хранения ЛВЖ с помощью порошка подходит для тех ситуаций, когда горение происходит в районе задвижек, фланцевых соединений или зазорах между крышей и стенкой емкости. Интенсивность подачи должна превышать 0,3 кг/с. Порошок не способен охладить жидкость, потому может потребоваться повторное тушение ЛВЖ.


Тушение порошком — только для незначительных возгораний и быстрого тушения

Во избежание подобных ситуаций порошковое пожаротушение комбинируют с пенным следующими способами:

  • максимальное тушение пламени пенным раствором, после чего с помощью порошка локализуют отдельные очаги пламени;
  • ликвидация пламени с помощью порошковой составляющей с последующей подачей пенообразователя для охлаждения поврежденной поверхности и предотвращения возобновления горения.

В этом случае объем подаваемых огнетушащих средств уменьшать запрещено.

План борьбы с огнем в резервуарах

Тушение ЛВЖ и ГЖ в резервуарах целесообразно начинать с оценивания сложившейся обстановки, а также с расчета требуемых средств и сил. На случай подобной аварийной ситуации должна быть организована добровольная пожарная охрана, руководитель которой будет ответственным лицом за управление процессом ликвидации пламени и распределение задач между участниками пожаротушения.

Ответственное лицо должно определить объем территории, на которой будут производиться работы по тушению, организовать устранение посторонних лиц в опасную зону.

По прибытию к месту возгорания руководитель проводит разведку и указывает другим участникам пожаротушения участки, куда должны быть брошены максимальные силы.

На протяжении всей работы в задачи руководителя входит и обеспечение всеми доступными силами и средствами охлаждения ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, а также выбор оптимального метода борьбы с огнем.

Когда основные силы брошены на работу с горящей емкостью важно защитить соседние резервуары на случай, если поврежденный разрушится, либо образовавшая газовоздушная смесь взорвется. Именно с этой целью всей пожарные машины устанавливают на безопасном расстоянии, а к месту работ прокладывают рукавные линии.


Тушение резервуарных парков ЛВЖ и ГЖ напрямую зависит от продолжительности горения, характера образовавшихся разрушений резервуаров, объема хранящихся жидкостей в поврежденном и соседних емкостях, вероятность взрыва и последующего аварийного разлива содержимого.

При проектировании и строительстве резервуарных парков должна быть предусмотрена канализация, в которую возможен отвод воды в процесс пожаротушения, а также проектируются устройства для аварийного откачивания содержимого в безопасный резервуар.

Как охлаждают резервуары при пожаротушении

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ в резервуарах должно в обязательном порядке сопровождаться охлаждением содержимого поврежденной емкости. Последнюю требуется охлаждать на протяжении всей длины ее окружности. В отношении соседних резервуаров также есть требование об обязательном охлаждении, но только вдоль всей длины полуокружности емкости с той стороны, которая обращена в зоне горения. В некоторых случаях допускается не проводить процедуру охлаждения соседних емкостей, если угрозы перебрасывания пламени не наблюдается. Подача воды для целей охлаждения должна быть с интенсивностью не менее 1,2 л/с.

Для тушения резервуаров с ГЖ и ЛВЖ объемом в 5 тыс.куб.м рекомендуется применят лафетные стволы, которые не только обеспечивают требуемую мощность водоотдачи, но и имеют режим орошения горящего объекта.

Очередность работы с соседними неповрежденными емкостями такова, что первыми защищаются и охлаждаются те, которые расположены с подветренной стороны от места пожара.

Продолжительность работы определяется до тех пор, пока пламя не будет полностью ликвидировано, а уровень температуры внутри емкости не нормализуется.

Опасные зоны при горении в резервуарных парках

Тушение пожаров ЛВЖ и ГЖ также должно осуществляться с учетом опасных факторов и зон, которые могут уменьшить эффективность мероприятий по пожаротушению:

  1. Формирование зон, куда невозможно доставить огнетушащее вещество.
  2. Прогрев горючего содержимого резервуара на глубину 1 м и более.
  3. Пониженная температура воздуха вокруг места пожара.
  4. Загорание нескольких емкостей одновременно.

Тушение реального пожара розлива ЛВЖ большой площади Ангарск 2014:

знать общие обязанности спасателя при выполнении задачи по тушению пожаров; общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; общие сведения об основных огнетушащих веществах; общие сведения о пожарно-техническом оборудовании; требования безопасности при спасании людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;

уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять первичные средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент, спасать людей с помощью лестниц, веревки и проводить самоспасение при ведении спасательных работ.
Методические указания
Занятия по пожарной тактике, первичным средствам пожаротушения проводятся в специально оборудованном классе, а по пожарной технике - в парке. Обучаемые знакомятся с общими сведениями о процессе горения, пожаре и его развитии, с огнетушащими веществами, используемыми в первичных средствах пожаротушения, а также с пожарной техникой. Приемы и способы тушения пожаров, работа с пожарными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом изучаются на специально оборудованных учебных площадках. Обучаемым демонстрируются возможные причины возникновения и способы ликвидации пожаров, показываются приемы спасания людей, а также приемы работы с механизированным и электрифицированным инструментом, спасательными веревками и пожарными лестницами, требования безопасности.

При обучении используются учебные плакаты, схемы, макеты, видеофильмы, кинофильмы.

По окончании обучения проводится зачет.

I. Пожарно-тактическая подготовка
Тема 1. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии
Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Процесс горения, пожар и его развитие. Характер горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ), газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом.

Общее понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения.

Классификация основных огнетушащих средств, общие сведения о них: виды, краткая характеристика, области и условия применения.
Тема 2. Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара.

Действия спасателя при спасании людей
Занятие 1. Теоретическое − 1 час. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении задачи по тушению пожаров. Виды действий по тушению пожаров. Характерные ошибки, допускаемые при ведении действий по тушению пожаров.

Разведка пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя при ведении разведки, отыскании людей в задымленных помещениях, спасании людей и эвакуации имущества на пожаре. Правила открывания дверей в горящие помещения, эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации, требования безопасности при ведении разведки пожара и спасании людей.

Тема 3. Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара
Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер действий по тушению пожаров на каждом этапе.

Особенности действий по тушению пожаров при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, пенных и порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов (в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Требования безопасности при работе со стволами.

Особенности работы в задымленных помещениях и требования безопасности. Требования безопасности при тушении пожара и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Приемы и способы вскрытия и разборки конструкций на пожаре.

Занятие 3. Теоретическое - 1 час. Виды лесных пожаров. Разведка лесного пожара. Тактика тушения лесных и торфяных пожаров. Требования безопасности.
II. Пожарная техника
Тема 4. Общие сведения о пожарных автомобилях основного

и специального назначения
Занятие 1. Групповое - 2 часа. Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения. Схемы боевого развертывания.

Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схемы боевого развертывания.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Занятие на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов, оборудования. Их расположение и назначение.
Тема 5. Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях
Занятие 1. Групповое − 2 часа. Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов. Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, их эксплуатация. Требования безопасности при работе с пожарным и аварийно-спасательным оборудованием.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидроинструмент и пневмоинструмент.

Занятие 3. Практическое − 2 часа. Приемы работы с механизированным, немеханизированным, электрифицированным и пневмоинструментом. Требования безопасности.
Тема 6. Первичные средства пожаротушения
Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки.

Занятие 2. Практическое - 1 час. Приведение огнетушителей в действие, требования безопасности.
Тема 7. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)
Занятие 1. Теоретическое − 2 часа. Назначение, тактико-техническая характеристика, устройство изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов и приемы работы в задымленных помещениях.
III. Пожарно-строевая подготовка
Тема 8. Упражнения с пожарно-техническим вооружением
Занятие 1. Практическое − 2 часа. Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линии на высоту с помощью спасательной веревки и по пожарной лестнице. Наращивание действующей рукавной линии. Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, маневрирование стволами. Особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время.

Занятие 2. Практическое − 2 часа. Упражнения с ручными пожарными лестницами (снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль). Использование ручных пожарных лестниц как вспомогательного оборудования при спасении людей и выполнении других работ при тушении. Требования безопасности. Команды. Сигналы управления.
Тема 9. Спасание людей на пожарах и самоспасание
Занятия 1 и 2. Практические − по 2 часа. Отработка приемов и способов спасания людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасание пострадавшего с этажей учебной башни. Спасание и эвакуация людей, получивших травмы. Самоспасание с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц. Требования безопасности. Команды. Сигналы управления.

Психологическая подготовка
Примерный учебно-тематический план

При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по обратному азимуту направления от точки 1 до точки 2 (на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (на рис. это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Аи = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. Аи = 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200 : 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Придя на исходный пункт, следует:

- ориентироваться по компасу;

- установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);

- плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;

- в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;

- у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта

1 Осмотр пострадавшего. Признаки клинической и биологической смерти.

--В сознание или без сознания

--Пульс есть или нет (какой слабый, учащенный, нормального наполнения) N 60-80 ударов

--дыхание есть или нет

--зрачки (реакция на свет)

-- Кожа и видимые слизистые оболочки (физиологическая окраска гиперемия ,бледность, синюшность, наличие пота) на открытые раны (переломы, кровотечения)

--На повреждения позвонка (пальпация)

Клиническая смерть

Клиническая смерть- характеризуется прекращением сердечной деятельности и дыхания.

Продолжительность 5-7 минут, после этого происходят необратимые изменения- БИОЛОГИЧЕСКУЮ СМЕРТЬ

ПРИЗНАКИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

-Отсутствия пульса на крупных артериях

-Изменения цвета кожи (серый с цианотичным оттенком)

ПРИЗНАКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

-Сухость роговицы, помутнения зрачка

-При сжатие большим и указательными пальцами глазное яблоко, зрачок вытягивается -

-Появление трупных пятен через 30-40 минут

-Появление трупного окоченения через 2-3 часа

Способы проведения ИВЛ и НМС

ИВЛ чередуют с ЗМС.

Перед ИВЛ необходимо;

- проверить проходимость дых.путей (инород. тело,слизь) быстро удалить.

- П.укладывают на спину, твердую поверхность, освобождают от стесняющий гр.клетку одежды

- максимальное запрокидывают голову, предельновыдвигают нижнию челюсть вперед и раскрывают рот и приступают к ИВЛ

-рот П. накрывают стер.салфеткой, делают вдувания при этом зажимают нос.

Частота вдуваний 12-15 раз у детей 20-25 раз в мин.

Для проведения ЗМС

– Встать с боку от П

- Положить одну ладонь на треть грудины, по средней линии 3-4 пальца выше места мечевидного отростка к грудине, а вторую руку расположить перпендикулярно поверх руки. Прогибаем грудину на 3-5 см.

ИВЛ +ЗМС необходимо продолжать до восстановления самостоятельного дыхания и ритмичной сердечной деятельности, но не менее 20-30 мин.или до появления явных признаков биологической смерти, нельзя прекращать ЗМС даже при переломе ребер.

2 Венозное кровотечения- кровотечения из поврежденных вен

Кровь темно-красного цвета, вытекает медленно сплошной струей.

П.П - Наложение давящей повязки, холод

- Пальцевое прижатие

- Максимальное сгибания конечности

3 Психические особенности поведения населения при ЧС

Пострадавшие испытывают стресс, оцепенение, эмоциональную истощенность, чувство бессилия против происходящего. Разочарование, взгляд на окружающий мир меняется в отрицательную сторону. Страх потерять близких и быть брошенными..

4. Приемы и способы вскрытия и разборки конструкций на пожаре

Почти на каждом пожаре приходится вскрывать и разбирать конструкции. Эти работы всегда осложняются наличием дыма, токсичных газов, возможностью обвалов и обрушений, что требует от работающих соблюдения мер предосторожности.

При вскрытии и разборке конструкций, а также при очистке места пожара не рекомендуется сбрасывать элементы конструкции и их обломки, если это необходимо, следят за тем, чтобы в местах предполагаемого сбрасывания не было людей и боевой техники. Место, куда сбрасывают конструкции, охраняют.

Во время вскрытия и разборки конструкций каждый следит за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и обрушения.

Применение механизированного инструмента на пожаре повышает производительность труда, но в то же время и увеличивает травмирование работающих. Только строгое соблюдение требований безопасной работы с механизированным инструментом (бензомоторными пилами, пневматическим инструментом и другими) поможет избежать несчастного случая.

5. Ориентирование на местности по небесным светилам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫДЕРЖИВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПО НЕБЕСНЫМ СВЕТИЛАМ (СОЛНЦУ И ЧАСАМ, ПО ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЕ).

По Солнцу можно определить стороны горизонта довольно приблизительно, помня, что в нашем, северном полушарии оно примерно на​водится:

-​ в 7 часов местного декретного времени на востоке;

-​ в 13 часов местного декретного времени на юге;

-​ в 19 часов местного декретного времени на западе;

-​ в 1 час местного декретного времени на севере.

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.

Положение Солнца в разное время года


PRIVATEПоложение Солнца

Февраль, март, апрель, август, сентябрь, октябрь

Май, июнь, июль

Ноябрь, декабрь, январь

На востоке

В 7 часов

В 8 часов

Не видно

На юге

13

13

В 13 часов

На западе

19

18

Не видно.

По Солнцу и часам. Это делается так. Устанавливают часы горизонтально, затем поворачивают их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол на циферблате часов между направлением часовой стрелки и направлением на цифру 1 (13 часов) делят пополам. Биссектриса этого угла и покажет направление на юг.

При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня - правый угол!

В пустыне направление север - юг можно определить при помощи гномона. Это можно сделать только днем, притом в солнечную погоду. Принцип действия гномона заключается в сле​дующем. Если на листе чертежной бумаги, приклеенной к планше​ту, провести несколько концентрических окружностей с произволь​ным радиусом, в центре окружности закрепить в отвесном поло​жении длинную иглу, а затем отметить пересечение тени конца иглы до и после полудня с окружностями, то, соединив прямыми полученные точки и разделив прямые пополам, получим направ​ление север - юг (на рисунке эта линия обозначена ДА). Обе​лиски (гномоны) распространены на территории Армении. Так, на склоне горы Арагац обнаружен новый гномон, представляющий собой базальтовый обелиск высотой в 5 м, шири​ной в 1 м и толщиной в 1,5 м. В верхней части этого гномона изображен выпуклый круг, окруженный четырьмя попарно перпендикулярными полукругами. По мне​нию ученых, они соответствуют четырем сторонам света.В полупустыне или в равнинной пу​стынной местности линию север - юг можно определить по направлениям на восходящее и заходящее Солнце. Для этого необходимо на земле отметить ко​лышком точку Л и на некотором рас​стоянии от нее, например 10 м, при восходе Солнца в направлении его центра отметить колышком точку С. И точно так же при закате на таком же расстоя​нии в направлении центра Солнца от​метить колышком точку 5. Середину ли​нии ВСследует обозначить точкой О. Направление ЛД, проходящее через точку О, и будет линией север — юг.

Полярная звезда всегда находится на севере в созвездии Малой Медведицы. Но следует помнить, что при наблюдении в южных широтах По​лярная звезда отклоняется от меридиана не более чем на 30°. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы а и б мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

По Луне. Ориентирование по Луне дает приближенные данные. Можно считать, что Луна находится:


Фазы Луны

В 19 ч 00 мин

В 01ч 00 мин

В 07 ч 00 мин

Первая четверть видна пра​вая половина диска Луны)

На юге

На западе

Не видно

Полнолуние

На востоке

На юге

На западе

Последняя четверть (видна левая половина диска Луны)

Не видно

На востоке

На юге

При полнолунии стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам (Луна принимается за Солнце). Стороны го​ризонта при разных фазах Луны можно определить следующим образом. Сначала устанавливают, прибывает Луна или убывает. На глаз оценивают, сколько шестых долей радиуса Луны состав​ляет освещенная часть ее диска. Если Луна на ущербе, то к показанию времени на часах прибавляют такое количество ше​стых долей радиуса, какое составляет освещенная часть диска. Если Луна прибывает, то из показания времени это число вычи​тается. Часы, показывающие время с учетом поправки, направля​ются в сторону Луны. Угол между направлением на Луну и циф​рой 1 на циферблате делят пополам. Это и будет примерное на​правление на юг.

1 Осмотр пострадавшего.П.П при клинической смерти: -В сознание или без сознания, -Пульс есть или нет (какой слабый, учащенный, нормального наполнения) N 60-80 ударов, -дыхание есть или нет, -зрачки (реакция на свет), - Кожа и видимые слизистые оболочки (физиологическая окраска гиперемия ,бледность, синюшность, наличие пота) на открытые раны (переломы, кровотечения), -На повреждения позвонка (пальпация)

Клиническая и биологическая смерть. Клиническая смерть- характеризуется прекращением сердечной деятельности и дыхания.

Продолжительность 5-7 минут, после этого происходят необратимые изменения- БИОЛОГИЧЕСКУЮ СМЕРТЬ

ПРИЗНАКИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ: - Потеря сознания, -Отсутствия пульса на крупных артериях, -Остановка дыхания,

-Расширения зрачков, -Изменения цвета кожи (серый с цианотичным оттенком)

Способы проведения ИВЛ и НМС: ИВЛ чередуют с ЗМС, Реанимация 2;30

Перед ИВЛ необходимо; - проверить проходимость дых.путей (инород. тело,слизь) быстро удалить, - П.укладывают на спину, твердую поверхность, освобождают от стесняющий гр.клетку одежды, - максимальное запрокидывают голову, предельновыдвигают нижнию челюсть вперед и раскрывают рот и приступают к ИВЛ, -рот П. накрывают стер.салфеткой, делают вдувания при этом зажимают нос.

Частота вдуваний 12-15 раз у детей 20-25 раз в мин. Для проведения ЗМС – Встать с боку от П, - Положить одну ладонь на треть грудины, по средней линии 3-4 пальца выше места мечевидного отростка к грудине, а вторую руку расположить перпендикулярно поверх руки. Прогибаем грудину на 3-5 см. ИВЛ +ЗМС необходимо продолжать до восстановления самостоятельного дыхания и ритмичной сердечной деятельности, но не менее 20-30 мин.или до появления явных признаков биологической смерти, нельзя прекращать ЗМС даже при переломе ребер.

2 Признаки внутренние кровотечения. Правило оказания П.П

ПРИЗНАКИ Резкая боль при надавливания, слабость, потливость, бледность кожи, губ, потеря сознания, учащения пульса. Гематома в области живота при падении. П.П. Положить с приподнятыми ногами П, проверить дыхания, пульс, обеспечить покой, положить холод на живот. Транспортировка в леч.учереж. Следить за состоянием.

3 Способы повышения стрессоустойчивости спасателя.

Особенности этой деятельности требуют от специалистов высокой ответственности и развитых профессиональных навыков. Работа спасателей связана с большими физическими и нервно - эмоциональными нагрузками. Она часто осложнена воздействием многочисленных неблагоприятных и опасных факторов окружающей среды. Успешность её выполнения зависит не только от общей и специальной подготовки спасателей, но и от степени развития у них ряда неспецифических психологических и психофизиологических качеств. К их числу относится индивидуально-личностные особенности, характеристики интеллектуальной и мотивационной сфер, показатели внимания, памяти, моторных функций и т.п. Их недостаточная выраженность, будучи незаметной, в повседневной жизни в экстремальных ситуациях может проявиться неожиданно и ярко, вследствие чего снизится эффективность труда, а так же стать причиной тяжёлых по своим последствиям ошибок и срывов, обострений и стать причиной развития некоторых психических и психосоматических расстройств. Способомповышения стрессоустойчивости спасателя является аутогенная тренировка

4 Способы подачи пенных стволов( в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ)

Организуя тушение в подвале, руководитель формирования выясняет планировку подвала, его особенности, характер хранящихся материалов, конструкцию материалов, угрозу распространения пожаров в первый этаж и смежные секции.

Подав стволы под повышенным давлением или генераторы пены для тушения в подвале, вводят резервные стволы на первый этаж, а при необходимости (деревянные пустотелые перекрытия и перегородки, возможность распространения огня по системе вентиляции) и на следующие этажи. С вводом первых стволов прокладывают магистральные рукавные линии от гидрантов или водоемов. Одновременно готовят ввод расчетного числа генераторов пены высокой или средней кратности. Пена хорошо проникает внутрь помещения, преодолевает повороты и подъемы, особенно если есть проемы на противоположной стороне от места подачи или отсасывается из помещения в этом направлении дымососами. Заполняя помещение подвала, пена вытесняет нагретые газы и дым, прекращает горение и быстро локализует или полностью ликвидирует пожар, не портя материалы и строительные конструкции. Пена не только освобождает подвал от дыма, но и резко снижает температуру до 40-60 ° С. Высокий эффект при тушении пожаров в зданиях дает применение пены средней кратности. Пену средней кратности успешно применяют для локализации и тушения развившихся пожаров в нижней части труднодоступных помещений, кладовых, пустотах перекрытий и тому подобное. Чтобы ограничить распространение пожара по пустотным конструкциям, после подготовки стволов, в первую очередь вскрывают конструкцию сверху. В случае распространения пожара по вентиляционным каналам и пустотным перегородкам стволы подают в очаг пожара, на вышерасположенные этажи и чердак, одновременно приступая к вскрытию вентиляционных каналов и перегородок. В качестве основного средства тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах в настоящее время принята воздушно-механическая пена средней кратности.

Чтобы уменьшить разрушение пены в период пенной атаки, необходимо охлаждать всю поверхность нагревшихся стенок резервуара и более интенсивно в местах установки пеноподъемников. Подготовку к пенной атаке необходимо проводить в максимально короткий промежуток времени, так как прогретый слой продукта оказывает значительное влияние на тушение пожара пеной.

Пенную атаку проводят одновременно всеми расчетными средствами непрерывно, до полного прекращения горения. Обеспечение требуемой интенсивности подачи пены является решающим условием успешной ликвидации пожара.

Читайте также: