Советский конструктор дом с балконами

Обновлено: 04.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

СЕМЬ ПЯТНИЦ на неделе

МЫСЛИ ВСЛУХ

Аааа. Мой любимый конструктор.

Нет, ну вы представляете? Я этот конструктор просто обожала в детстве, но информация мне не попадалась. И тут увидела.
Жаль, он у меня не сохранился. Синие планки с дырочками были такие вкусные. :))) А пляжные зонтики, а балкончики, а. Отвоевать у сестры эти детали для своей поделки была главная задача.

А ещё стойкая ассоциация "Этот конструктор и санаторий в Железноводске (по-моему "Горный воздух")", но ведь конструктор был сильно раньше, а в Железноводск я уже во взрослом стостоянии приехала. Нет, ну была в Железноводске до этого один раз в животе у мамы. Но не настолько же, чтобы санаторий запомнить :)))

Одним из преимуществ ремонта в доме является то, что привычный порядок вещей нарушается. Это сродни археологическим раскопкам, когда на белый свет появляются такие вещи, о которых, казалось бы, уже давно забыл. О некоторых таких находках планирую рассказать и здесь. Дети 1970-х и 1980-х годов могут помнить, например, вот о таких конструкторах:

В начале цитата из Интернета:

Самого этого конструктора у меня уже давно нет, а вот вкладыш к нему отыскался:

Вот такие детали и в таком количестве были когда-то в данном наборе:

Я отсканировала все 4 страницы вкладыша, если нажать на картинки, можно увидеть увеличенные сканы.

Производства уже давно нет, а вот адрес на буклете остался.

Судя по отзывам в Интернете, конструктор пользовался большой популярностью:

Когда я училась уже в 3-м классе, стали появляться импортные (вроде, немецкие) конструкторы, из которых можно было построить блочный дом. Там были блоки белого цвета, прозрачные дверки и окошки, балкончики. Крыша, кажется, красная.
Все эти блоки сцеплялись между собой с помощью синих пластмассовых планок с дырочками. Помню, как однажды нас отвели заниматься в специальный класс для уроков труда (417-я школа, г. Москва). Почему-то мы там бывали очень редко. Так там нам выдали такие понструкторы по одному на 2-х человек, а если кому-то не хватало, его подсаживали 3-м. Представляете, каково это, когда есть классный конструктор, куча идей, а ты сидишь 2-м или 3-м и подаешь детальки! Так хочется самой что-то сделать, а нет возможности: коллективное творчество.
Мне очень нравилось строить из такого конструктора. И когда я увидела похожий конструктор в "Детском Мире", то конечно купила себе (лет 10-11 мне наверно было).
А еще были конструкторы, где рядом с домиком можно было "посадить" деревья, цветочки. У меня такой был.
Но деревья и цветы были крупные, их нужно было вставлять в специальные маленькие дырочки.

А вот у моего двоюродного брата был импортный (наверно, немецкий)конструктор - это да! Там маленькие домики можно было склеить, но они выглядели почти как настоящие, а цветочки были крошечные и их тоже можно было приклеить на балкончики. Конечно, о таком конструкторе можно было только мечтать.

Начиная с картинки выше, все остальные фото в этом посте - это все, что удалось найти по теме в Интернете. Кстати, этот набор у меня тоже был, но вкладыша от него, судя по всему, не сохранилось.

Так коробки выглядели внутри:

Вот с желтыми панельками видеть не приходилось:

Но, оказывается, были и цветные наборы тоже:

У кого-то до сих пор хранится собранный домик:

Еще несколько фотографий собранных домов:

К слову сказать, похожие машинки у меня тоже были, только не помню, из этих комплектов, или отдельно покупались:

.
У меня был еще конструктор, по своему принципу напоминающий нынешний Лего, но состоявший только из белых и синих кирпичиков. Никто не помнит, чье это было производство? Именно с его помощью мною создавались наиболее креативные вещи в свое время. :-)

Cityzond | архитектура и урбанистика

Cityzond | архитектура и урбанистика

Cityzond | архитектура и урбанистика запись закреплена

Советский конструктор "Архитектор", позволяющий собрать гараж или панельку. Чтобы собрать приличную многоэтажку, необходимо было с десяток наборов, а начав строить человейники, было сложно остановиться, что обеспечивало игрушечный завод лишними заказами.

Аркадий Калинин


Аркадий Калинин

Александр Солнцев

Леонид Куприн


Леонид Куприн

Алексей Донецков


Алексей Донецков

Сергей Даровских

Артемий Данилин


Артемий Данилин

Иван Датуашвили


Иван Датуашвили

Павел Сергеев


Павел Сергеев

Антон Богнер

Его изначально с гдр слизали, у меня такой был. Из 5-7 наборов в школе собирал неплохие формы, вполне интересно было, не мкд.

Тэ Девяносто


Тэ Девяносто

John Smith

Александр Солнцев

Ilia Negrustuev


Ilia Negrustuev

Сергей Паршин

И ещё там машинки были пластмассовые (силуэты). И да, это импортный конструктор. Один из моих любимых в детстве))

Михаил Харченко

когда подрос

Антон Картышев

Илья Крылов

Артём Черкашин

Евгений Ваничев

Vadim Andri

Евгений Ваничев

Vadim Andri

Евгений Ваничев

Алексей Донецков


Алексей Донецков

Евгений, ещё бы первый этаж привести в порядок, убрать кондеи и самопальные балконы и будет как в Европах

Алексей Донецков


Алексей Донецков

Евгений, фасад прям идеального цвета, не слишком белый, но и не слишком серый, отлично промазанные швы. Смотрю и не могу оторваться

Дмитрий Кречетов

Евгений Ваничев

Евгений Ваничев

Алексей Донецков


Алексей Донецков ответил Евгению

Евгений Ваничев

Алексей, когда вживую стоишь перед этим домом - такие мысли реально посещают
вообще, ничто не предвещало - неспешно прогуливался по делам после удаления зуба - отходняк от наркоза, отекшая щека, снежная каша под ногами, пасмурно. и тут, хоба

Анна Лунёва

На Кухмистерова в Москве зимой тоже одну панельку в порядок привели, каждый раз как проезжаю удивляюсь, как она воспринимается по-другому. Фото до (а после нет):

Борис Поляков

Борис Поляков

Евгений, Ремонт фасада. Сбили остатки плитки с панелей, оштукатурили и покраили. Заменили шовный утеплитель. На балконах новые боковины (профлист)

Евгений Ваничев

Борис Поляков

Евгений Ваничев

Сергей Вадимов

Евгений, самое интересное - стандартные белые пластиковые окна в тему и не выделяются (как и самодельные лоджии). Я впервые такое вижу

Евгений Ваничев

Сергей, да, тут они отлично легли на цветовую гамму здания, ограждения балконов на себя все внимание забрали

Дмитрий Кречетов

Был у меня такой. Очень доволен был задумкой, но очень не доволен исполнением. Главная претензия - все панели одинаковой длины, тогда как у большинства советских типовых серий их было два типоразмера - "короткий" и "длинный".
Сделали бы тут как у 97-й серии (панели стандартные и "полуторные") - можно было бы очень интересные комбинации составлять.

Marshall Fridge


Marshall Fridge

😎

какая красота! А я и забыл уже о том, что был такой! Очень крутой!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Одним из преимуществ ремонта в доме является то, что привычный порядок вещей нарушается. Это сродни археологическим раскопкам, когда на белый свет появляются такие вещи, о которых, казалось бы, уже давно забыл. О некоторых таких находках планирую рассказать и здесь. Дети 1970-х и 1980-х годов могут помнить, например, вот о таких конструкторах:

Вначале цитата из Интернета:

Самого этого конструктора у меня уже давно нет, а вот вкладыш к нему отыскался:

Вот такие детали и в таком количестве были когда-то в данном наборе:

Я отсканировала все 4 страницы вкладыша, если нажать на картинки, можно увидеть увеличенные сканы.

Производства уже давно нет, а вот адрес на буклете остался.

Судя по отзывам в Интернете, конструктор пользовался большой популярностью:

Когда я училась уже в 3-м классе, стали появляться импортные (вроде, немецкие) конструкторы, из которых можно было построить блочный дом. Там были блоки белого цвета, прозрачные дверки и окошки, балкончики. Крыша, кажется, красная.
Все эти блоки сцеплялись между собой с помощью синих пластмассовых планок с дырочками. Помню, как однажды нас отвели заниматься в специальный класс для уроков труда (417-я школа, г. Москва). Почему-то мы там бывали очень редко. Так там нам выдали такие понструкторы по одному на 2-х человек, а если кому-то не хватало, его подсаживали 3-м. Представляете, каково это, когда есть классный конструктор, куча идей, а ты сидишь 2-м или 3-м и подаешь детальки! Так хочется самой что-то сделать, а нет возможности: коллективное творчество.
Мне очень нравилось строить из такого конструктора. И когда я увидела похожий конструктор в "Детском Мире", то конечно купила себе (лет 10-11 мне наверно было).
А еще были конструкторы, где рядом с домиком можно было "посадить" деревья, цветочки. У меня такой был.
Но деревья и цветы были крупные, их нужно было вставлять в специальные маленькие дырочки.

А вот у моего двоюродного брата был импортный (наверно, немецкий)конструктор - это да! Там маленькие домики можно было склеить, но они выглядели почти как настоящие, а цветочки были крошечные и их тоже можно было приклеить на балкончики. Конечно, о таком конструкторе можно было только мечтать.

Начиная с картинки выше, все остальные фото в этом посте - это все, что удалось найти по теме в Интернете. Кстати, этот набор у меня тоже был, но вкладыша от него, судя по всему, не сохранилось.

Так коробки выглядели внутри:

Вот с желтыми панельками видеть не приходилось:

Но, оказывается, были и цветные наборы тоже:

У кого-то до сих пор хранится собранный домик:

Еще несколько фотографий собранных домов:

К слову сказать, похожие машинки у меня тоже были, только не помню, из этих комплектов, или отдельно покупались:

Обратите внимание на домик на переднем плане. По-моему, он из другого немецкого конструктора, о котором поведу речь здесь ниже:

Цитата из Интернета:

Мне было лет 5-6, когда мама купила мне совершенно чудесную вещь - немецкую такую сборную игруху - вокзал. Из тоненького пластика, очень красивого надо было склеить домик-вокзал, с часами, окошками. Я не помню его до мелочей, но как сейчас вижу - 2 пакетика с травой и цветами. из чего они были - не знаю. Их полагалось рассыпать на клей на подставочке на которую крепился домик. получался газон с цветами. Я помню как мама это дело клеила, а я млела рядом.

Это были изумительные наборы, склеивать домики из которых мне помогал папа. Крепились детальки в коробке между собой так как на этом фото, их нужно было отламывать от каркаса:

С обратной стороны детали были гладкие, а с лицевой имели четко выраженную текстуру:

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Более двух лет назад, рассказывая в своем журнале о детских строительных конструкторах, задавала всем такой вопрос: У меня был еще конструктор, по своему принципу напоминающий нынешний Лего, но состоявший только из белых и синих кирпичиков. Никто не помнит, чье это было производство? Ответа я тогда не получила, но не так давно нашла его сама. Это был конструктор ПЕБЕ (PEBE) из ГДР. Ему и другим конструкторам будет сегодня посвящен этот пост, с помощью иллюстраций, выловленных в Интернете.

1. Кубики-кирпичики в моем детском наборе были вот такие синие, с углублениями в пупырышках:


2. Этих конструкторов у ПЕБЕ выпускалось огромное множество, в самых разных модификациях. Менялись формы и размеры кубиков, цвета и способы крепления друг к другу. У кубиков были разные зажимы снизу, но именно своей модели я пока не нашла, там были зубчики по внешнему краю:


3. С большим трудом нашла более-менее похожий на свой набор, только у меня он был сине-белый и без круглых элементов. Обратите внимание на большие белые квадраты - это подставки для конструирования. Они могли защелкиваться друг с другом, образуя большое поле:


4-5. Вот здесь что-то похожее на мой минимальный набор элементов, только не хватает скошенного кубика, имитирующего фрагменты наклонной кровли.

6. Вот тут, кажется, эти скошенные кубики есть (плохо видно):


7. И что из этого набора можно было выложить:


8. Вот так выкладывались кирпичики, по всем правилам перевязки. Только подставки тут другие, более позднего времени:


9. Но на обороте они такие же, как и мои, с ребрами жесткости и кругом посередине:


10. Цветной набор. Я его видела раз в жизни, мне дали один раз с ним поиграть, а потом кому-то подарили:


11. Я как чувствовала тогда, что больше никогда не увижу этот цветной набор кирпичиков:


12. Подставки у него, кстати, были желтые, а не белые, как в моем:


13. По-моему, он был в такой коробке, но точно не уверена:


14. Такой набор мне точно не попадался:


15. Таких больших красных элементов в моем наборе не было:


16. Тут перемешаны два набора - слева старый, справа новый, более поздний от ПЕБЕ. Друг к другу они не подходили:


17. Вот этот более поздний набор, уже без углублений в пупырышках:


18. Кубики были разных цветов:


19. И вот что из него можно было собирать:


20. Такой набор у меня тоже был. Но к синему он не подходил, приходилось с ним играть отдельно:


Краткая информация о ПЕБЕ:

21. Машинки из него:



22. Вот пара примерно таких коробок у меня и была, только с домиками на упаковке:


23. Более старые варианты конструктора:


Вообще машинок ПЕБЕ выпускал очень много, покажу лишь уменьшенными картинками:

С первых лет советской власти архитекторы с переменным успехом пытались решить проблему обеспечения жильем миллионов советских граждан. Некоторые решения были растиражированы и сегодня известны всем, другие идеи так и остались воплощенными в единственном экземпляре. Пластиковая пятиэтажка, где планировку квартир можно было менять, передвигая стены; общежитие-коммуна со спальными кабинами, которые запирались на весь день; двухуровневые квартиры-ячейки — вспоминаем самые неожиданные эксперименты советской жилищной архитектуры.

Дома-коммуны

Дома-коммуны решали не только практическую, но и идеологическую задачу. Считалось, что воспитать свободного от мещанских ценностей «нового человека» в старых архитектурных пространствах невозможно: для нового быта требовался новый тип жилья.

Самым ярким воплощением идеи перевоспитания с помощью архитектуры стали дома-коммуны, которые самим своим устройством должны были приучить людей к коллективизму.

Как правило, они состояли из жилого корпуса с компактными квартирами без кухонь и большого общественного блока со столовой, прачечной, детским садом, библиотекой. Предполагалось, что в своих комнатах жильцы будут только спать, а всё остальное — питаться, проводить свободное время, воспитывать детей — будут делать вместе.

Одним из самых радикальных образцов дома-коммуны стало общежитие Текстильного института (Москва, 2-й Донской проезд, 9).

Источник Источник

Архитектор и инженер Иван Николаев создал пространство, где все функции (сон, еда, учеба, отдых) жестко разделены, а жизнь подчинена строжайшему графику. 1008 двухместных комнат (а вернее сказать, кабин) площадью 2,3–2,7 м с раздвижными, как в купе поезда, дверями были рассчитаны только на сон. В них запрещалось даже оставлять одежду и личные вещи: учебники хранились в индивидуальных шкафчиках возле комнаты для занятий, предметы гигиены — в санитарном блоке. Из мебели в кабинах были только кровати: не было ни шкафчиков, ни столов, ни стульев. В первоначальном варианте проекта не было даже окон, а комнаты были еще меньше; но в окончательной редакции окна все-таки добавили. Весь день студенты проводили в общественном блоке: там были устроены столовая, библиотека, комнаты для занятий и кружков.

Вот как сам Николаев описывал распорядок дня в спроектированном им доме-коммуне:

«После пробуждающего всех звонка студент, одетый в простую холщовую пижаму (трусики или иной простой костюм), спускается для принятия гимнастической зарядки в зал физкультуры или поднимается на плоскую кровлю для упражнений на воздухе, в зависимости от сезона.

Студент, получив зарядку, направляется в гардеробную к шкафу, где размещена его одежда. Здесь же поблизости имеется ряд душевых кабин, где можно принять душ и переодеться. Приведя себя в порядок, студент идет в столовую. Вечерний звонок, собирающий всех на прогулку, заканчивает день. По возвращении с прогулки студент идет в гардеробную, берет из шкафа ночной костюм, умывается, переодевается в ночной костюм, оставляет свое платье вместе с нижним бельем в шкафу и направляется в свою ночную кабину. Спальная кабина в течение ночи вентилируется при помощи центральной системы. Применяется озонирование воздуха и не исключена возможность усыпляющих добавок».

Звучит как отрывок из антиутопии. Правда, социальный эксперимент продлился недолго: довольно быстро крошечные кабины стали использоваться как обычные комнаты в студенческом общежитии: в них и хранили личные вещи, и готовились к занятиям, и отдыхали.

Некоторые архитекторы предлагали еще более радикальные идеи переустройства быта. Один из самых ярких примеров — дипломный проект коммуны для горняков шахты в Анжеро-Судженске (Кемеровская область), разработанный студентом Николаем Кузьминым в 1928 году. В его доме-коммуне жилые блоки предполагалось разделить для 4 возрастных групп: дети, подростки (живущие отдельно от родителей), взрослые и пожилые. Достигая определенного возраста, жители перемещаются в соответствующий своей группе блок. Жилые комнаты (на 6 и 8 человек, отдельно мужские и женские, плюс 8 «двуспален» для супружеских пар) предназначены только для сна.

Для каждой возрастной группы архитектор с точностью до минуты расписал распорядок дня: подъем по сигналу радиоцентра, 5 минут на утреннюю гимнастику, 10 минут на умывание, 5 — на одевание, 3 — на дорогу до столовой, 15 — на завтрак.

Проект Кузьмина встретили с энтузиазмом: о нем писали в газетах и в журнале «Современная архитектура», а Всероссийский съезд Объединения современных архитекторов признал коммуну едва ли не образцовой. Но до реализации так и не дошло — напротив, очень скоро проект стали называть «хрестоматийным примером вульгарно-упрощенческого понимания идеи социалистического быта». Досталось и Николаеву, инициативы которого влиятельный журналист и редактор Михаил Кольцов высмеял на страницах «Правды». А специальное постановление ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта» окончательно поставило крест на идее домов-коммун.

«ЦК отмечает, что наряду с ростом движения за социалистический быт имеют место крайне необоснованные, полуфантастические, а поэтому чрезвычайно вредные попытки „одним прыжком“ перескочить через преграды на пути к социалистическому переустройству быта, — говорилось в нем. — К таким попыткам некоторых работников, скрывающих под „левой фразой“ свою оппортунистическую сущность, относятся появившиеся в последнее время в печати проекты с немедленным и полным обобществлением всех сторон быта трудящихся: питания, жилья, воспитания детей с отделением их от родителей, с устранением бытовых связей членов семьи и административным запретом индивидуального приготовления пищи и др.

Проведение этих вредных утопических начинаний… привело бы к громадной растрате средств и жестокой дискредитации самой идеи социалистического переустройства быта».

Квартиры-ячейки

Но даже в 1920-е годы не все архитекторы подходили к жилищному строительству настолько радикально. Альтернативой домам-коммунам стали разработанные архитектором Моисеем Гинзбургом дома с квартирами-ячейками. Таких зданий в СССР было построено всего шесть. Во многих источниках ячейки по проекту Гинзбурга тоже относят к домам-коммунам, но это ошибка. На самом деле это здания переходного типа: в них еще сохраняются элементы частного быта, хотя некоторые шаги к обобществлению уже сделаны.

Эскиз Дома Наркомфина. Источник Дом Наркомфина (Москва, Новинский бульвар, дом 25, корпус 1) после реставрации. Источник

Гинзбург разработал шесть типов квартир-ячеек, но наибольшую известность получила так называемая ячейка F. Это была довольно компактная (35–36 м2), но при этом двухуровневая квартира: из передней лестница вела вверх, в гостиную, а оттуда еще на один уровень выше, в спальню. В гостиной потолки были высокими — 3,7 м, в прихожей, санузле и спальне — всего 2,3 м. Соседняя ячейка зеркально повторяла планировку первой, но уходила не вверх, а вниз. Такая планировка а-ля тетрис позволяла сэкономить пространство и более эффективно использовать строительный объем квартиры: так можно было разместить максимум жилых помещений на сравнительно небольшой площади. При этом перепад уровней создавал иллюзию очень просторного пространства.


Устройство ячейки F: зеленый и синий треугольники — спальни верхней и нижней ячеек, между ними общий коридор. Синяя и зеленая стрелки — входы в верхнюю и нижнюю ячейки. Звездочками отмечены жилые зоны верхней и нижней ячеек. Источник

Кухонная зона в ячейке F примыкала к гостиной и представляла собой нишу, которую можно было закрыть мобильной перегородкой или шторой. Предполагалось, что жильцы смогут приготовить здесь простой завтрак или разогреть купленную еду, а полноценно питаться будут в общих столовых (их планировали разместить в отдельном коммунальном блоке, вместе с детскими садами, прачечными и другими общественными пространствами).


Кухонный элемент в ячейке F. Источник

Также в каждой ячейке были компактные ванные комнаты. Окна всех квартир выходили на две стороны — благодаря этому ячейки получились очень светлыми, там очень хорошая вентиляция. Объединялись квартиры коридорами с ленточным остеклением, которые были устроены через этаж (они располагались посередине между «верхними» и «нижними» ячейками). Например, в московском Доме Наркомфина было всего два общих коридора — на уровне 2-го и 4-го этажей.

Гинзбург считал, что создание полностью типовых проектов жилых домов — путь в никуда, ведущий к «ужасающему однообразию».

По его мнению, жилая архитектура должна быть максимально гибкой: нужно разработать такие стандартные элементы, которые «можно было бы всячески комбинировать».

Дома с квартирами-ячейками именно таковы: в одном здании можно было разместить ячейки разного типа. В том же Доме Наркомфина на уровне 4-го и 5-го этажей располагалось 28 ячеек F (самых маленьких, рассчитанных максимум на двоих), на уровне 2-го и 3-го этажей — 8 больших двухуровневых ячеек типа K для семей (с кухнями и двумя спальнями), в торцах здания — сдвоенные ячейки типа 2F, а на верхнем уровне располагались комнаты типа общежития с ячейками на 1–2 человека с общим санузлом и душем между каждыми двумя комнатами. Была там и одна уникальная квартира — двухуровневый пентхаус площадью почти 100 м2, спроектированный специально для наркома финансов РСФСР Николая Милютина. Впоследствии, правда, большинство квартир «уплотнили»: ячейки F, рассчитанные на одиночек, заселили семьями, семейные сделали коммунальными.

Как устроен Дом Наркомфина. Фильм Шауры Хизбуллиной

Создатели проекта предполагали, что будущие обитатели домов должны въезжать в уже полностью подготовленное для жизни помещение. Поэтому специально для квартир-ячеек архитектор и художник Эль Лисицкий разработал комплекты типовой модульной мебели — частично встроенной, частично трансформируемой, чтобы житель в зависимости от потребностей мог собрать ее в разных комбинациях. Для кухонной зоны другая группа архитекторов разработала специальный «кухонный элемент»: встроенный шкаф с мойкой, плитой, вытяжкой, холодильным шкафом, разделочным столом и местом для посуды. К сожалению, большая часть этих идей так и осталась на бумаге (хотя в одном из домов с квартирами-ячейками, на Гоголевском бульваре в Москве, действительно были встроенные кухонные шкафы).


Проект кухонного элемента. Источник

Впрочем, и сами дома с квартирами-ячейками так и не получили распространения. Хотя уже в позднесоветское время архитекторы пытались вернуться к этой идее. Так, на Канонерском острове в Ленинграде в 1980-е был построен экспериментальный дом, где даже однокомнатные квартиры были трехуровневыми, а общие коридоры, куда выходили двери квартир, тоже были располагались через этаж.


Дом на Канонерском острове (Санкт-Петербург, Путиловская набережная, 8) выглядит стандартно, но внутреннее устройство у него сложное. Фото: Дмитрий Кояш, источник

Многоквартирные дома-конструкторы из пластика

С пластиком как строительным материалом во второй половине XX века активно экспериментировали во многих странах. Так, в 1957 году в Диснейленде (США) построили пластиковый «дом будущего»: футуристичный коттедж-конструктор, проект которого разработали в Массачусетском технологическом институте (дом в качестве аттракциона простоял в парке десять лет, но в 1967-м был снесен).


Дом будущего в Диснейленде. Источник

В начале 1960-х проект пластикового дома представил французский архитектор Жан-Бенджамин Манневал. Его дому повезло больше: он был запущен в производство, некоторые из таких домов сохранились до сих пор. В конце десятилетия с жилищами из пластика успешно экспериментировали финские архитекторы, а немец Дитер Шмидт выстроил такой дом для себя и своей семьи.


Пластиковые дома финского архитектора Матти Сууронена. Источник

Советские архитекторы не отставали — наоборот, эксперименты с пластиком они начали раньше большинства зарубежных коллег. Так, уже в 1961 году в Ленинграде построили первый опытный образец индивидуального жилого дома из новых материалов. Авторами проекта были архитектор Алексей Щербенок и инженер Леонид Левинский. Дом был двухэтажным: первый (технический) этаж высотой 2,2 метра — из стеклоблоков, второй (жилой) — из армированного пластика с толщиной стен 14 см.

Источник Ленинградский пластиковый дом. Источник

Из пластиков здесь было абсолютно все: окна из оргстекла, трубы из винилпласта, обои из полихлорвиниловой пленки.

Жилая площадь составляла 49 м2: комната, кухня, совмещенный санузел, кладовка и небольшая терраса. В экспериментальном доме никто не жил: его возвели, чтобы изучить эксплуатационные показатели стройматериалов из пластмасс.

Строить из пластика было относительно дешево: себестоимость дома составляла 850 рублей (для сравнения: себестоимость двухкомнатной квартиры в стандартной блочной хрущевки меньшей площади — около 3000 рублей). Однако проект так и не запустили в серийное производство. Частично потому, что дом оказался дорогим в инженерном обслуживании, частично по идеологическим причинам: по мнению властей, такие дома будут воспитывать в советском человеке ненужный индивидуализм.

Впрочем, наработки не пропали даром. Уже через несколько лет архитекторы замахнулись на куда более масштабный проект — пятиэтажный многоквартирный дом, где стены, полы и всё оборудование было сделано из синтетических материалов.

Здание построили в Москве, в 4-м Вятском переулке, в 1963 году. Несущие конструкции были из железобетона, но внешние навесные панели были полимерными. Снаружи они были покрыты стеклопластиком, изнутри — гипсоволоконными плитами, а пространство между ними было заполнено пенопластовой крошкой. Толщина таких панелей составляла всего 10 см, вес — 270 кг. Стыки между панелями тоже заполняли полимерными материалами. Ванны и умывальники в доме сделали из стеклопластика, водопроводные трубы — из полиэтилена.

Источник Московский пластиковый дом. Источник

Планировка в целом походила на планировку типовых крупнопанельных домов — с той разницей, что несущие стены были расположены не по границам комнат, а по границам квартир, а вместо межкомнатных перегородок использовались передвижные шкафы. Это позволяло жильцам легко перепланировать квартиру в зависимости от потребностей: на площади в 33 м2 можно было, меняя положение шкафов, получить 5 разных наборов комнат.

К сожалению, в эксплуатации дом оказался не таким идеальным, как о нем писали в газетах. Пластики были недолговечными, и вскоре здание начало «сыпаться»: в нем ломалось то одно, то другое. Так что уже в 1980-х жильцов расселили.

Судьба экспериментальных домов сложилась по-разному. От пластиковых остались только фотографии: и ленинградский, и московский дом давно снесены. Здание общежития Текстильного института полностью реконструировано: комнаты расширили, большинство общественных помещений превратили в жилые (но посмотреть, как всё было устроено раньше, по-прежнему можно: на первом этаже воссозданы жилые комнаты). Больше всего повезло домам Гинзбурга: Дом Наркомфина недавно был отреставрирован по проекту мастерской Алексея Гинзбурга, внука автора оригинального проекта, а в одной из «ячеек» Дома специалистов Госпромурала в Екатеринбурге в 2017 году открыли музей конструктивизма «Ячейка F».

Читайте также: