Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

1. Общее понятие о содержании образования как фундаменте базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования.

2. Проблема гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

4. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Общее понятие о содержании образования как фундаменте базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования.

Понятие "базовая культура личности" включает оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетнее направление формирования базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, экономическая культура и культура труда, политическая культура и правовая культура, интеллектуальная, нравственная, экономическая, художественная, физическая культура, культура общения и культура семейных отношений.

В основе формирования базовой культуры личности лежит отбор адекватного содержания образования.

" Чему учить школьников "

Основные теории формирования содержания образования (СО.) сложились в конце XVIII - нач. XX вв. Они получили название материальной и формальной теории формирования СО.

Дидактический материализм: основная цель образования - передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Представитель - Я. А. Коменский.

Дидактические формации рассматривал обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся.

Главным критерием при отборе учебных приоритетов должна служить развивающая ценность, наиболее сильно представленная в математике и классических языках.

Заслуга представителей формальной теории СО состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимании, памяти, представлений, мышления. Слабость теории - в программах обучения отражались, прежде всего, инструментальные предметы (языки, математика).

В то же время известно, что нельзя развивать интеллект ученика, если в процессе обучения не используется богатый запас фактов, которыми располагают разные предметы обучения.

Дидактический унитаризм (Дж. Дьюи, Г. Кершен - ).

Единственный путь к овладению социальным наследием - приобщение детей к видам деятельности, позволившим цивилизации стать тем, чем она есть.

При отборе СО нужно концентрировать внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приучать к рукоделию и т. п.

Функциональный материализм (польский ученый В. Оконь).

Основу составляет положение об интегральной связи познания с деятельностью.

При отборе и построении содержания программ нужно руководствоваться мировоззренческим подходом.

Сегодня в нашей стране существуют разные концепции СО.

СО трактуется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе.

Данная концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к самостоятельной жизни в обществе.

Т. е. остаются в стороне такие качества личности, как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т. п.

Другое определение СО представляет его как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками.

Это ТН знаниево - ориентированный подход к определению сущности СО.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества, накопленного в процессе опыта и исторического опыта.

Однако при данном подходе к СО знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют самого человека. Это приводит к идеологизации и научного ядра знаний, их академизму, ориентации СО на среднего ученика.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно - ориентированный подход к выявлению сущности СО.

При личностно - ориентированном подходе абсолютной ценностью является не отчуждение от личности знание, а человек.

Личностно - ориентированный подход обеспечивает свободу выбора СО с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно - образовательном пространстве.

Личностно - ориентированное СО направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте человеческих, национальных и региональных ценностей.

Смена подходов к сущности СО показывает, что СО имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и СО.

В настоящее время установкам гуманистического мышления соответствует концепция СО как педагогически адаптированного социального опыта (В. В. Краевский, И. Я. Лернер).

- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний

- опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу

- опыт творческой деятельности - в форме умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях

- опыт осуществления эмоционально - ценностных отношений - в форме личностных ориентаций

1. Знание - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления.

СО включает в себя следующие виды знаний:

- основные понятия и термины, отражающие повседневную действительность и научные знания

- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей

- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности

- теории, содержащие сумму научных знаний от определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области

- знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания

- оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе

Таким образом, усвоение знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Опыт осуществления известных способов деятельности включает: систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, коммуникативной и др.) и обеспечивающих способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.

3. Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Основные черты творческой деятельности:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение структуры объекта и его новой функции;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;

- нахождение разных способов решения проблем и альтернативных доказательств;

- построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.

4. Опыт ценностного отношения представляет собой систему мотивационно - ценностных и эмоционально волевых отношений.

Нормы отношения к миру, к самому себе и другим предполагает не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в практической и интеллектуальной деятельности.

Проблема гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

Главные направления реформы российского образования: поворот к человеку, обращение к духовности, интеграция частных наук.

Российская программа развития образования содержит механизмы, гарантирующие:

- единого федерального образовательного пространства

- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно - исторического и образовательного опыта

- приоритет фундаментальных прав и свобод личности

- восстановление первичных духовно - нравственных идеалов

Гуманизация образования - построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому. При этом главное - принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека по всему богатству человеческой культуры.

Гуманизация образования (аспекты):

1) наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности, выделение гуманитарного аспекта всех учебных предметов

2) улучшение качества преподавания гуманитарных предметов

Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

1. Принцип соответствия СО требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. т.е. при отборе СО необходимо учитывать принцип и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства СО на разных уровнях его формирования. Предполагает согласованность составляющих: теоретические представления, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманизации СО - создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

5. Принцип фундаментализации СО. Осознание учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

Под стандартом понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. (Из учебника: "Педагогика: педагогические теории, системы, технологии." / Под. ред. С.А. Смирнова).

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Одной из современных тенденций развития СО является его стандартизация, которая вызвана необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных темах образовательных учреждений.

а) Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Стандарт образования является предельным нормативным документом, в образовательном порядке определяющий:

- минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников школы.

б) Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы.

Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество на каждый предмет.

В 1993 г. был разработан " Базисный учебный план ". Это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в области образования.

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из его ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий

в) максимальная, обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная, обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы)

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер.

Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы. Являются обязательными.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

Обе части пересекаются. В результате выделяются:

- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования

- обязательные занятия по выбору

В учебном плане выделяются компоненты:

- Федеральный: обеспечивает единство образования в стране, включает учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения

- Национально - региональный: обеспечивает особенности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов федерации, включает ту часть СО, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур (Москвоведение).

- Школьный (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия): отражает специфику конкретных образовательных учреждений

в) Учебная программа - нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету.

- объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения

- тематическое содержание изучаемого материала

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса

- указание по реализации межпредметных и межкурсовых связей

- перечень учебного оборудования, наглядных пособий

Способы построения учебных программ:

- линейный (отдельные части учебного материала выстраиваются по одной линии и образуют непрерывную последовательность звеньев только один раз, новое выстраивается уже на основе известного)

" + " экономия времени, исключает дублирование материала

" - " в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, школьники не в состоянии постигать сущность сложных по своей природе явлений

- концентрический (один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами изложения, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей)

" - " требует больших затрат учебного времени, порождает у учащихся знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что снижает уровень их активности в обучении. Однако концентризм в школьном обучении неизбежен. Это ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и др. предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах.

г) Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.

Основная литература.

1. Газман О.С. Базовая культура личности// Новое педагогическое мышление/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 226-232.

2. Закон РФ «Об образовании» - М., 1996. - Раздел 1.2.

3. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998. - Гл. 6,7,8.

4. Подласый И.П. Педагогика - М., 1996. - часть II. - Тема 1,3,4.

5. Педагогика/ В.А. Сластенин и др. - М., 1998 - гл. 9.

6. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

4) в законах и закономерностях;

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования

ЛЕКЦИЯ № 20. Цели и содержание образования Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.Цель

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом.Этот феномен получил в социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования 1. Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы Образованием называется специально организованная система условий, которая создается в

Лекция 11. Биологический фундамент личности

Лекция 11. Биологический фундамент личности Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных

38. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

38. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. Следовательно, важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Пути образования симптомов

Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

Двадцать третья лекция. Пути образования симптомов

Фундамент личности

Фундамент личности Мы должны помнить, что сознательное мышление является фундаментом формирования личности. Оно привносит в нашу жизнь порядок, контролирует и направляет мощную силу, которой обладает подсо–знание.По мере того, как сознательное мышление теряет

Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.

Цель образования должна быть такой, чтобы:

1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков (причем должна, разумеется, соблюдаться логическая последовательность их формирования с учетом возрастных особенностей);

2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу, или, проще говоря, был нужен кому-то, кроме его автора;

3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности;

4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества;

5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей в том числе и с окружающей человечество природной средой.

Разумеется, при большей детализации целей возможны и более детально проработанные требования к учебной задаче и организации работы над ней в зависимости от возраста детей и общей стратегии достижения тех или иных целей.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:

1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из вышеперечисленных видов социального опыта обладает специфическим видом содержания образования:

1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;

2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня;

4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов.

Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом.Этот феномен получил в социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования 1. Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы Образованием называется специально организованная система условий, которая создается в

ЛЕКЦИЯ № 5. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования

ЛЕКЦИЯ № 5. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования 1. Личностно-ориентированное образование Личностно-ориентированное, или индивидуально-ориентированное, образование основывается на цели

Польза образования

Польза образования Наш президент по телевидению говорит об «избыточном числе людей с высшим образованием» в России, ему вторят другие высокопоставленные чиновники. В России - сырьевом придатке Запада, образование не в почете.В лучшие годы студенты вузов составляли у

38. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

38. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. Следовательно, важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Пути образования симптомов

Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

Двадцать третья лекция. Пути образования симптомов

У вас нет соответствующего образования

У вас нет соответствующего образования На мои занятия часто приходят студенты, которые жалуются, что не могут воплотить свою мечту, поскольку для этого необходимо иметь определенные дипломы и сертификаты. Подобные мысли лишь помогают им оставаться на одном месте и

Система образования

Система образования Обстановка большинства учебных кабинетов в американских школах не способствует эффективности учебного процесса: стеллажи доверху набиты красочными книгами, стены пестрят яркими картами мира и буквами высотой в полметра, разноцветными флажками и

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

4) в законах и закономерностях;

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

12. Понятие о группе. Виды групп. Динамические процессы в малой группе: конформизм и групповое давление. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах, стили лидерства.

Группа — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.

Главное условие функционирования и развития группы — совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.




В психологии группы делят по следующим критериям:

— по непосредственности взаимосвязей: на группы реальные (контактные) и условные.

Реальная группа — ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа — объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Например, незрячие или глухонемые дети как категории аномальных детей.

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т. д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними – помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале века американский психолог Ч. Кули. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется, как говорится, «лицом к лицу» и их члены объединены эмоциональной близостью. Первичной группой Ч. Кули назвал семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играет первостепенную роль и в социализации личности. Позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличным взаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобных групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего из-за стремления к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются производственная организация, профсоюз, политическая партия.

Нередко группы подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы имеется в виду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Если взять, например, производственную бригаду, то характер взаимодействия в ней обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми предписаниями. Это зафиксировано в официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах. Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой – такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны. Итак, группа, основанная на подобных связях, называется формальной.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, – внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности – в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т. д.

по непосредственности взаимосвязей: на реальные (контактные) и условные группы.

Реальная группа – ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа – объединенная по определенному признаку: полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге.

- По размеру: на большие, малые и микрогруппы.

Большие группы – количественно не ограничиваемая общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т.д. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого человека.

Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.

Микрогруппа может функционировать в виде диады, триады.

- По уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят: диффузную группу, группу-ассоциацию, группу-кооперацию, группу-корпорацию. К группам высокого уровня развития – коллективы.

- По направленности активности:

1. На группы просоциальные: просоциальная ассоциация, кооперация, коллектив;

Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс систематизированных научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и правильного использования их в будущей профессиональной деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.

Определение содержания образования – непростая задача. История формирования и развития педагогической науки знает немало ошибок, отрицательно сказывающихся на становлении личности человека из-за неполного или избыточного, отстающего от современного состояния науки или несоответствующее возрастным особенностям учеников содержания образования. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на постоянно изменяющееся содержание образования. Важнейшим фактором являются потребности общества. Раньше, например, школьная система образования включала лишь изучение основ математики, чтение и письмо. С развитием науки и расширением духовной жизни общества менялось и содержание образования. Развитие производства требовало от образовательной системы подготовку специалистов более высокого класса, что, безусловно, обогащало и расширяло содержание образования. Другим фактором, повлиявшим на содержание школьного образования, послужило изменение в социальной сфере общества, обусловленное изменением политической идеологии общества. До определенного времени считалось, что образование могут получать только избранные люди, принадлежащие к определенным слоям общества.

Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования посредством методов, приверженцем которых он является. Многое зависит от трактовки вопроса о развитии умственных способностей учеников.

В педагогической науке разработана целая система требований к содержанию школьного образования. Один из пунктов системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных основ, но и такие дисциплины как физкультура, музыка, труд, изобразительное искусство. Второй пункт свидетельствует о гражданско-патриотической и идеологической направленности образования школьников. Важным требованием к содержанию школьной образовательной программы является построение материала на строго научной основе. Это значит, что школьникам должны предлагаться для усвоения, только твердо устоявшиеся и проверенные научные факты. Необходимо так же постоянно пересматривать и при необходимости обновлять и пополнять содержание образования в соответствии с современным положением науки, политического состояния государства, социального статуса общества. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами, а внутренняя структура содержания каждой дисциплины должна представлять собой систему знаний, основанной на логике, присущей той или иной науке. Последнее требование заключается еще и в том, чтобы ученики понимали, что все науки имеют непосредственную или косвенную связь друг с другом и составляют систематизированную совокупность, а не простой набор разрозненной информации. Любое образование должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и умениями достаточными для следующего этапа получения образования.



Гуманизация образования заключается в перестройке содержания образования с акцентом на личностно ориентированное мировоззрение. Преподавание дисциплин ведется с учетом человеческого фактора. Каждый предмет преподносится с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни. Гуманистическое образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный процесс, навыков самоорганизации и саморегуляции поведения.

Использование мировых научных и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий. Большие темпы этого развития и широта применения его результатов, привели к созданию во многих учебных заведениях не только новых дисциплин, но и новых организационных подразделений: кафедр, вычислительных центров, компьютерных курсов и т. д. Использование современных информационных технологий, главным образом посредством компьютеров, значительно ускорило и упростило процесс образования и самообразования личности, сделало его более доступным (дистанционное образование).

Читайте также: