Содержание образования как фундамент базовой культуры личности презентация

Обновлено: 04.05.2024

1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

2. ПЛАН

• Сущность понятия «дидактика», ее категории и
проблемы исследования
• Понятие содержания образования, его научные
основы. Компоненты содержания образования.
• Источники
и
принципы
формирования
содержания образования.
• Документы,
определяющие
содержание
школьного образования.
• Пути
совершенствования
содержания
образования.

• Дидактика (греч. дидактикос – поучающий,
дидаско – изучающий) – область педагогики,
исследующая сущность и закономерности
обучения.
• Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий
педагог Вольфганг Ратке (1541–1633).
• Чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670)
написал знаменитый труд «Великая дидактика», в
котором
он
дидактику
представляет
как
«искусство всех учить всему».

4. Основные категории дидактики

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ
• Просвещение, образование,
самообразование
• Обучение, преподавание,
учение, научение

5. Основные категории дидактики

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ
• Просвещение – а) система образовательновоспитательных и культурно-просветительских
учреждений в стране; б) распространение
знаний среди населения.
• Образование — обучение и воспитание в
интересах личности, общества и государства,
направленные на усвоение знаний, умений,
навыков,
формирование
гармоничной,
разносторонне
развитой
личности
обучающегося.

6. Основные категории дидактики

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ
• обучение — целенаправленный процесс
организации и стимулирования учебной
деятельности обучающихся по овладению
ими знаниями, умениями и навыками,
развитию их творческих способностей;

Дидактические
вопросы и задачи
Для чего учить?
Что исследуется,
разрабатывается
Цели образования, обучения
Чему учить?
Содержание
образования,
обучения
Как учить?
Методы обучения (преподавания и
учения)
Как
организовать Формы организации обучения
обучение?
С
помощью
чего Средства обучения
осуществляется
обучение?
Что
достигается
в Результат обучения
процессе обучения?
Какие
подходы, Принципы обучения и их система.
стратегии
обучения
наиболее
эффективны?

8. Проблемы, исследуемые дидактикой

ПРОБЛЕМЫ, ИССЛЕДУЕМЫЕ ДИДАКТИКОЙ
• определение содержания образования;
• исследование сущности, закономерностей и
принципов процесса обучения;
• разработка методов обучения и условий их
эффективного применения на практике;
• разработка организационных форм учебной
деятельности (форм обучения)

Содержание образования – система научных
знаний,
практических
умений
и
навыков,
мировоззренческих и нравственно-эстетических
идей, которыми необходимо овладеть учащимся в
процессе обучения.

Компоненты содержания образования
Когнитивный опыт
личности
З
Н
А
Н
И
Я
О природе
Об обществе
Опыт осуществления
способов деятельности
(практический опыт)
У
М
Е
Н
И
Я
Опыт творческой
деятельности
Эмоциональноценностные отношения
личности
Перенос ЗУН в новую
ситуацию
К миру
Видение новой проблемы
К обществу, к людям
общие
Комбинирование нового и
элементов старого
К природе
специфические
Нахождение принципиально
новых способов решения
К общественной
собственности
интеллектуальные
практические
И
О мышлении
О технике
О способах
деятельности
Н
А
В
Ы
К
И
К изучаемому материалу

12. факторы, влияющие на содержание образования:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ:
• Объективные:
– потребности общества (развитие
производства, науки, техники, культуры);
– возрастающие духовные запросы людей.
• Субъективные:
- методологические позиции ученых.

13. источники содержания образования

ИСТОЧНИКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
• развитие науки, культуры;
• производство материальных благ;
• исторически опыт;
• развитие общественных отношений и
духовных ценностей;
• содержание
различных
форм
общественного сознания.

14. Принципы, определяющие содержание образования

ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
– общеобразовательный характер учебного
материала;
– гражданская и гуманистическая
направленность содержания образования;
– связь учебного материала с практикой;
– интегративность изучаемых курсов;
– развивающий характер учебного материала;
– воспитательный характер учебного материала.

15. Документы, определяющие содержание образования

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
• Стандарт образования
• Учебный план
• Учебная программа
• Учебники, учебные пособия

Установите соответствие
1.УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
А. Совокупность программно-методических учебных
материалов, наглядных пособий, учебного оборудования
и технических средств обучения, используемых в
процессе преподавания учебного курса.
2.УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА
Б. Книга для учащихся, в которой систематизированы
основы знаний той или иной отрасли науки, техники,
культуры.
3.НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА
ПРЕПОДАВАНИЯ
4. УЧЕБНИК
В. Нормативный документ, содержащий перечень
изучаемых в учебном заведении предметов, их
распределение по годам обучения и количество часов на
каждый предмет.
Г. Нормативный документ, который задает состав
знаний, умений и навыков и уровень их предъявления
учащимся.

Установите соответствие
1.ПРОЦЕСС
ОБУЧЕНИЯ
А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а
также соответствующих умениях и навыках,
овладение которыми обеспечивает гармоническое
развитие личности.
2.ПРИНЦИПЫ
ОБУЧЕНИЯ
Б. Способы организации учебного процесса.
3.СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
В. Усвоение учащимися под руководством учителя
знаний, умений и навыков, развитие у них
познавательных способностей, культуры учебного
труда, качеств воспитанности.
4.ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ
Г.
Упорядоченные
способы
взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся, направленной на
решение задач образования, воспитания и развития.
5.МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
Д.
Исходные
руководящие
положения,
определяющие деятельность учителя и характер
познавательной деятельности школьников.

18. Пути совершенствования содержания образования

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общеобразовательная школа должна быть
базовым звеном непрерывного образования.
2.Интеграция
учебных
предметов
в
общеобразовательной школе.
3.Усиление профессиональной ориентации и
подготовки учащихся к выбору сферы труда.
4. Развитие индивидуальных способностей каждой
личности, создание условий для творчества и
практической деятельности учащихся.
5. Организация дифференцированного обучения.
6. Укрепление материальной базы учебных
заведений, внедрение новейших технических
средств обучения, компьютеризация обучения.

Презентация на тему: " СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ." — Транскрипт:

1 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

2 ПЛАН Сущность понятия «дидактика», ее категории и проблемы исследования Понятие содержания образования, его научные основы. Компоненты содержания образования. Источники и принципы формирования содержания образования. Документы, определяющие содержание школьного образования. Пути совершенствования содержания образования.

3 Дидактика (греч. дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий) – область педагогики, исследующая сущность и закономерности обучения. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1541–1633). Чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670) написал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором он дидактику представляет как «искусство всех учить всему».

4 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Просвещение, образование, самообразование Обучение, преподавание, учение, научение

5 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Просвещение – а) система образовательно- воспитательных и культурно-просветительских учреждений в стране; б) распространение знаний среди населения. Образование обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

6 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ обучение целенаправленный процесс организации и стиму­лирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

7 Дидактические вопросы и задачи Что исследуется, разрабатывается Для чего учить? Цели образования, обучения Чему учить? Содержание образования, обучения Как учить? Методы обучения (преподавания и учения) Как организовать обучение? Формы организации обучения С помощью чего осуществляется обучение? Средства обучения Что достигается в процессе обучения? Результат обучения Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны? Принципы обучения и их система.

8 ПРОБЛЕМЫ, ИССЛЕДУЕМЫЕ ДИДАКТИКОЙ определение содержания образования; исследование сущности, закономерностей и принципов процесса обучения; разработка методов обучения и условий их эффективного применения на практике; разработка организационных форм учебной деятельности (форм обучения)

9 Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

12 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Объективные: – потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры); – возрастающие духовные запросы людей. Субъективные: - методологические позиции ученых.

13 ИСТОЧНИКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт; развитие общественных отношений и духовных ценностей; содержание различных форм общественного сознания.

14 ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – общеобразовательный характер учебного материала; – гражданская и гуманистическая направленность содержания образования; – связь учебного материала с практикой; – интегративность изучаемых курсов; – развивающий характер учебного материала; – воспитательный характер учебного материала.

15 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт образования Учебный план Учебная программа Учебники, учебные пособия

18 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общеобразовательная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования. 2. Интеграция учебных предметов в общеобразовательной школе. 3. Усиление профессиональной ориентации и подготовки учащихся к выбору сферы труда. 4. Развитие индивидуальных способностей каждой личности, создание условий для творчества и практической деятельности учащихся. 5. Организация дифференцированного обучения. 6. Укрепление материальной базы учебных заведений, внедрение новейших технических средств обучения, компьютеризация обучения.

Презентация на тему: " СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. План: I. I. Понятие о содержании образования. II. II. Исторический характер содержания образования. III. III. Учебные планы. IV." — Транскрипт:

2 План: I. I. Понятие о содержании образования. II. II. Исторический характер содержания образования. III. III. Учебные планы. IV. IV. Учебные программы. V. V. Учебники.

3 I. Понятие о содержании образования Образование (в широком смысле) это практическое владение определенным запасом общественно-полезных знаний. Образование (в широком смысле) это практическое владение определенным запасом общественно-полезных знаний. В основе образования лежат объективные потребности развития общества. Образование обеспечивает наиболее эффективное вхождение человека в общество. В основе образования лежат объективные потребности развития общества. Образование обеспечивает наиболее эффективное вхождение человека в общество. Ступени образования: Ступени образования: начальное образование среднее образование высшее образование Характер образования: Характер образования: общее образование (в школе) политехническое образование профессиональное образование Специфика образования: Специфика образования: медицинское образование техническое образование и т.д.

4 Образование в школе является обязательным для всех. Оно должно обеспечить либо дальнейшее образование, либо приобретение той или иной специальности. Преемственность образования. Образование, которое дается в школе, должно сформировать научное мировоззрение и умение приобретать знания самостоятельно из разных источников и разным путем (непрерывное образование и самообразование). Под содержанием школьного образования понимают знания, умения, навыки, которыми овладевают учащиеся в ходе изучения различных предметов. Учебный предмет – специально обработанная система знаний по одной из наук, имеющей соответствующее название. Каждый предмет несет в себе определенную сумму знаний, формирует специфические умения и навыки.

5 Содержание образования школьников должно обеспечить политехническую подготовку, которая начинается уже в начальной школе. Ее цель в том, чтобы на базе научных знаний дать понимание основ современного производства, выработать умения и навыки работы с определенными орудиями труда, воспитать любовь и интерес к трудовой деятельности, к современной науке и технике. Большое значение имеет развитие технического мышления учащихся. Детей практически и теоретически знакомят с техникой и технологией производства, используя для этого практические и лабораторные работы, просмотры документальных и научно - популярных фильмов, экскурсии и трудовую деятельность на предприятии. Учащимся раскрываются специфика и значение некоторых профессий, идет начало работы по профориентации учащихся.

6 II. Исторический характер содержания образования В связи с общим прогрессом развития науки, техники и культуры растет объем человеческих знаний о мире и изменяется его содержание. Содержание образования постоянно усложняется и расширяется. Существует постоянная проблема: Существует постоянная проблема: «Что жe нужно отобрать из всего многообразия, чтобы дать в школе?» - На протяжении веков содержание образования менялось в связи с потребностями общества в подготовке людей к жизни. Содержание образования меняется, отсюда меняется перечень предметов: появляются новые, меняются программы, создаются новые учебники. Это непрерывный процесс. + * создание разных типов школ (лицеи, гимназии, авторские школы); - * не продуманы программы обучения (носят спонтанный характер); * гуманитарного образования много, технического мало; * гуманитарного образования много, технического мало; * те же учителя, уровень профессионализма. * те же учителя, уровень профессионализма. * сложность контроля за качеством образования. * сложность контроля за качеством образования.

7 III. Учебные планы Содержание образования определяется: учебным планом, учебной программой, учебниками. Учебный план Это государственный документ, в котором утверждаются количество и название учебных предметов, последовательность их изучения по классам, нормы учебного времени (в часах/неделю) на все учебные предметы и на каждый предмет в отдельности, и на факультативные занятия.

8 ПРЕДМЕТЫ/ КЛАССЫ 123 … Русский язык …_____ 2. Литература ___ ____… Математика661 6 … 55/4 Всего: … 98/7 ………………… 20. Факультативы ___ ____…44

9 IV. Учебная программа Учебная программа представляет собой государственный документ, в котором устанавливается объем знаний и их содержание, умений и навыков по отдельным предметам, определяется последовательность их изучения. Учебные программы пишутся по каждому предмету отдельно (для начальных классов учебные программы издаются отдельной книгой, существуют программы для 1-4 и 1-3). * Титульный лист (обложка): здесь указывается, для каких классов программа, перечень предметов, кто утвердил, издательство, год.

10 Программа начинается объяснительной запиской, в которой раскрываются значение учебной дисциплины, ее место в системе других предметов и рекомендации по методике преподавания. В основной части материал распределен по годам обучения и по темам, указывается количество часов. В программе даны рекомендации по проверке и оценке знаний учащихся и их критерии. Там, где необходимо, указанно проведение лабораторных работ и экскурсий, даются списки литературы для учителя по предметам и т.д.

11 V. Учебники Содержание образования раскрывается в учебниках. Учебники дают характеристику учебного предмета в соответствии с программой. Требования к учебнику: Доступное изложение учебного материала Доступное изложение учебного материала Ведущая роль теоретических пожеланий Ведущая роль теоретических пожеланий Удачный подбор фактов, примеров, иллюстраций и т.д. Удачный подбор фактов, примеров, иллюстраций и т.д. Интересные упражнения, задания, практические работы Интересные упражнения, задания, практические работы Связь учебного материала с жизнью и опытом детей Связь учебного материала с жизнью и опытом детей Хорошее оформление Хорошее оформление Твердый переплет Твердый переплет

12 Кроме учебников используются различные учебные пособия. К ним относятся: сборники задач и упражнений, хрестоматии, тетради с печатной основой, справочники, контурные карты, атласы, словари. «Закон об образовании» требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал для достижения цели образования.

13 На основе этого документа будут создаваться вариативные программы и учебники для разных учебных заведений (общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением различных предметов, гимназий, колледжей, различных авторский школ, училищ). В этих программах в соответствии с конкретной целью данного учебного заведения содержание обучения, по сравнению со стандартом, может быть расширено, углублено, но не может быть сокращено. Стандарт образования отражает оптимальный минимум содержания образования.

14 Основные положения «Закона об образовании» В законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будут реализованы идеи развития образования в России. Положения обращены: к обществу к обществу к самой системе образования к самой системе образования к личности к личностиОбеспечивают: «внешние» социально-педагогические условия развития системы образования + «внутренние» собственно педагогические условия полноценной жизнедеятельности систем образования.

15 Внутренние условия: гуманистический характер образования гуманистический характер образования свободное развитие личности свободное развитие личности общедоступность образования общедоступность образования бесплатность общего образования бесплатность общего образования светский характер образования в государственных школах светский характер образования в государственных школах получение образования на родном языке получение образования на родном языке преемственность образовательных программ преемственность образовательных программ

1. Содержание образования как фундамент формирования базовой культуры личности

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ФУНДАМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1. Из истории СО.
2. Структура СО, принципы и
критерии отбора.
3. Компоненты БКЛ, их содержание.
4. Документы, закрепляющие СО
(ФГОС, учебная программа, учебный
план, учебная литература).

2. 1. Исторический аспект

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Образование
Единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения
Осуществляется в
интересах человека, семьи,
общества и государства
(как ценность)
Совокупность зунов,
ценностных установок,
опыта и компетенций
(как результат)

Содержание образования –
совокупность систематизированных
знаний, умений и навыков, овладение
которыми закладывает основы
формирования востребованных
компетенций (информационной
(предметной), коммуникативной,
социокультурной, управленческой), а
также способствует развитию и
становлению личности.

Знания
отражение
человеком
объективной действительности в форме
фактов, представлений, понятий и законов
науки.
Умения - готовность сознательно и
самостоятельно выполнять практические
и теоретические действия на основе
усвоенных знаний, жизненного опыта и
приобретенных навыков.
Навыки - компоненты практической
деятельности,
проявляющиеся
при
выполнении
определенных
действий,
доведенных до совершенства путем
многократных повторений, упражнений.

• Компетентность –
Компетенция –
владение
отчуждённое,
компетенцией.
наперёд заданное
Совокупность
социальное
требование (норма) личностных качеств
ученика (ценностнок образовательной
смысловые
подготовке
ученика,
ориентации, зуны,
необходимой для
способности),
его эффективной
обусловленные
продуктивной
опытом его
деятельности в
деятельности в
определённой
какой- либо сфере.
сфере.

9. Компетенция – внешне заданная норма Компетентность – личное качество, характеризующее владение этой нормой

Компетентность всегда личностно
окрашена качествами конкретной
личности: от смысловых и
мировоззренческих (зачем мне
необходима данная компетенция?) до
рефлексивно-оценочных (насколько
успешно я применяю данную
компетенцию в жизни).

Быть компетентным — значит
уметь мобилизовать
имеющиеся знания и опыт, своё
настроение и волю для решения
проблемы в конкретных
жизненных обстоятельствах.

• 1921 год,
Концентри ческий принцип • 2 ступени
1. Природа и
человек
2. Труд
3. Общество
Комплекснопроектные
планы
• 1922 году,
• 3комплекса
• 1927 год

12. Концепции общего образования (к. XVIII, н. XIX вв.)

КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (К. XVIII, Н.
XIX ВВ.)
Цель: развитие
способностей,
интересов и
познавательных
психических процессов
учащихся. «Обеспечить
гимнастику ума»
Цель: большой объём
знаний,
перегруженность,
многопредметность.
«Материал, полезный
для жизни и труда»

Материальное
Формальное
Сумма знаний из
разных областей наук,
полезных для жизни.
Многопредметность.
«Знание нужно приобретать
не конкретные…Они
меняются…Нужно
образование, которое
развивало бы
способности…»

«Школа должна обогащать
человека знаниями и в то же
время приучать его
пользоваться этим
богатством»
К.Д. Ушинский

«Нельзя давать преобладания в
образовании ни той, ни другой стороне.
так как они служат развитию
различных, но одинаково важных сторон
человеческого существа: личной и
общественной…»
П.Ф. Каптерев

17. Необходимость гармоничного сочетания обеих сторон (и материальной, и формальной), их взаимообусловленность

НЕОБХОДИМОСТЬ ГАРМОНИЧНОГО
СОЧЕТАНИЯ ОБЕИХ СТОРОН (И
МАТЕРИАЛЬНОЙ, И ФОРМАЛЬНОЙ), ИХ
ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

18. 2. Структура со, принципы и критерии отбора

2. СТРУКТУРА СО, ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ
ОТБОРА
Содержание образования
• Опыт знания
• Опыт деятельности
• Опыт творческой деятельности
• Опыт эмоционально-ценностного
отношения к миру

19. КРИТЕРИИ ОТБОРА СО

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
СООТВЕТСТВИЕ РЕАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ ОБЪЁМА
ПРЕДМЕТА И ВРЕМЕНИ НА ЕГО ИЗУЧЕНИЕ
УЧЁТ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В ПОСТРОЕНИИ СО
СООТВЕТСТВИЕ СО ИМЕЮЩЕЙСЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И
МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ ШКОЛЫ

20. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СО

Общеобразовательный характер
учебного материала
Соответствие СО требованиям
общества
Единство содержательной и
процессуальной сторон обучения

Структурное единство СО
(согласование учебного материала,
педагогической деятельности и
особенностей личности учащегося)
Гуманитарно-практическая
направленность учебного материала
(овладение БКЛ)
Фундаментализация СО (интеграция
гуманитарного и естественно-научного
знания)

Принцип гражданской и
гуманистической направленности
Развивающий характер
учебного материала
Связь с практикой, с жизнью

23. 3. Компоненты бкл, их содержание

3. КОМПОНЕНТЫ БКЛ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
(О.С. Газман):
Уровень развития и реализации
сущностных сил человека, его
способностей и дарований;
совокупность компетенций:
информационных,
мировоззренческих,
социальных, политических,
нравственных,
поведенческих и др.

Культура жизненного самоопределения
Осознание себя субъектом собственной
жизни
Интеллектуальная культура
Комплекс знаний и умений в области
культуры умственного труда
Нравственная культура
Нравственный идеал, этические ценности
и нормы, моральная мотивация

Гражданская культура
Сознательное и активное выполнение
гражданских обязанностей
Культура труда и экономическая
культура
Общетрудовые умения и способности,
психологическая готовность к труду
Экологическая культура
Ответственное отношение к природе

Эстетическая культура
Потребность в культурных и духовных
ценностях
Физическая культура
Потребность в постоянном физическом
совершенствовании
Культура межполовых отношений
Наличие знаний о гендерных различиях

27. 4. Документы, закрепляющие со

4. ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ СО
• ФГОС
(федеральный государственный
образовательный стандарт)
• УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
• УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
• УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

28. фгос

ФГОС
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт –
федеральный
нормативный
документ, в
обязательном
порядке
определяющий:
- минимум
содержания
основных
образовательных
программ;
- максимальный
объём учебной
нагрузки
обучающихся;
- требования к
уровню подготовки
учащихся.

29. Компоненты фгос

КОМПОНЕНТЫ ФГОС
Федеральный (обеспечивает единство
школьного образовательного
пространства в России – базисный
учебный план)
Национально-региональный
(отражает национальное
своеобразие регионов)
Школьный компонент (отражает
специфику и направленность
конкретного образовательного
учреждения

30. Результаты образования по ФГОС

*УУД
*Социально и
*Межпредметные
умения
нравственно
обусловленные:
внешние
(поведение) и
внутренние
(ценности,
убеждения,
принципы)
качества
человека
*Надпредметные
умения
*ФОО
личностные
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
*Зуны;
*Виды д-ти;
*Применение нового
знания в
разных
ситуациях;
*Формирование
научного
мышления

31. Принцип метапредметности

«Включение в стандарты
метапредметности, на мой
взгляд, прогрессивный шаг.
Но сделано это без должного научного
обоснования, с неправомерным
отождествлением метапредметной и
общеучебной деятельности, подменой
педагогических и дидактических понятий
психологическими».
А.В. Хуторской

«Мета» как предлог: «за», «через», «над»,
«посреди», «вместе», «вслед», «затем»,
«потом», «после», «между», «среди»,
«вместе»
«Мета» как приставка – 1) общность,
соучастие»;
2)
общение,
совместное
действие; 3) промежуточность; положение
между чем-либо; 4) следование за чем-либо в
пространстве или во времени; 5) изменение,
перемена.

33. «Мета» – означает «стоящее за»

Первый и наиболее известный
метапредмет - «Метафизика» Аристотеля:
«то, что после физики»
Само понятие введено Андроником
Родосским (рассуждения о первопричинах
бытия)→→→учение о началах всего сущего

34. Мир един, хотя и многообразен

36. В сфере образования это тут же находило свое отражение: раздробленность научного знания получала свое закрепление в

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УУД
1.
Регулятивные .
2.
Познавательные .
3. Коммуникативные.
4. ФОО.
Межпредметные умения
1. Формировать
действия.
2. Устанавливать
связи.
3. Обобщать
предметные
знания.
Надпредметные умения
1. Запоминать.
2. Ставить вопросы и
отвечать на них.
3. Составлять план.
4. Создавать
проекты.
5. Принимать
решения.

40. Ключевые реальные объекты – фундаментальные образовательные объекты

• Фундаментальные
образовательные
объекты – ключевые
сущности,
отражающие
единство мира и
концентрирующие в
себе реальность
познаваемого бытия.
• Понятия времени,
числа, движения;
• Знак, буква, город;
• Огонь, мир, человек,
Вселенная

41. 4. Документы, закрепляющие со

4. ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ СО
• ФГОС
(федеральный государственный
образовательный стандарт)
• УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
• УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
• УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

42. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий:
- состав учебных предметов,
- их распределение по годам
обучения, - недельное и годовое
количество учебного времени,
отводимое на изучение каждого
предмета, и, соответственно,
- структуру учебного года

43. 4. Документы, закрепляющие со

4. ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ СО
• ФГОС
(федеральный государственный
образовательный стандарт)
• УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
• УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
• УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

44. Учебная программа

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Нормативный документ,
очерчивающий круг основных зунов,
подлежащих усвоению учащимися по
каждому отдельно взятому учебному
предмету, а также перечень
компетенций, которые необходимо
сформировать в рамках изучаемой
дисциплины.

45. Структура Учебной программы

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Методические
указания, кому
адресована, есть
ли ограничения
Тематическое
планирование
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ И
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

46. 4. Документы, закрепляющие со

4. ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ СО
• ФГОС
(федеральный государственный
образовательный стандарт)
• УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
• УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
• УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

47. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники;
книги для дополнительного
чтения;
сборники текстов;
хрестоматии;
атласы, карты;
справочники и др.

48. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

49. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
(гуманистическая направленность,
мировоззренческий потенциал;
научно-достоверный материал;
развивающий характер (когнитивный,
эмоциональный, деятельностный
аспекты); формирование навыков
самообразования

50. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ
(соответствие возрастным
особенностям; чёткая структура;
графическое выделение основных
выводов и понятий; достаточное
количество повторений и ссылок;
наличие материала для развития
самостоятельности и творчества;
наличие продуманного
методического аппарата (указатель,
рубрикация, справочный аппарат и
др.)

51. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ
(удобный формат; хорошее внешнее
оформление; прочная брошюровка;
чёткие шрифты; ясные рисунки,
схемы и диаграммы)

Презентация на тему: " СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ." — Транскрипт:

1 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

2 ПЛАН Сущность понятия «дидактика», ее категории и проблемы исследования Понятие содержания образования, его научные основы. Компоненты содержания образования. Источники и принципы формирования содержания образования. Документы, определяющие содержание школьного образования. Пути совершенствования содержания образования.

3 Дидактика (греч. дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий) – область педагогики, исследующая сущность и закономерности обучения. Впервые в педагогику этот термин ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1541–1633). Чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670) написал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором он дидактику представляет как «искусство всех учить всему».

4 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Просвещение, образование, самообразование Обучение, преподавание, учение, научение

5 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Просвещение – а) система образовательно- воспитательных и культурно-просветительских учреждений в стране; б) распространение знаний среди населения. Образование обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

6 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ обучение целенаправленный процесс организации и стиму­лирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

7 Дидактические вопросы и задачи Что исследуется, разрабатывается Для чего учить? Цели образования, обучения Чему учить? Содержание образования, обучения Как учить? Методы обучения (преподавания и учения) Как организовать обучение? Формы организации обучения С помощью чего осуществляется обучение? Средства обучения Что достигается в процессе обучения? Результат обучения Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны? Принципы обучения и их система.

8 ПРОБЛЕМЫ, ИССЛЕДУЕМЫЕ ДИДАКТИКОЙ определение содержания образования; исследование сущности, закономерностей и принципов процесса обучения; разработка методов обучения и условий их эффективного применения на практике; разработка организационных форм учебной деятельности (форм обучения)

9 Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

12 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Объективные: – потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры); – возрастающие духовные запросы людей. Субъективные: - методологические позиции ученых.

13 ИСТОЧНИКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт; развитие общественных отношений и духовных ценностей; содержание различных форм общественного сознания.

14 ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – общеобразовательный характер учебного материала; – гражданская и гуманистическая направленность содержания образования; – связь учебного материала с практикой; – интегративность изучаемых курсов; – развивающий характер учебного материала; – воспитательный характер учебного материала.

15 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Стандарт образования Учебный план Учебная программа Учебники, учебные пособия

18 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общеобразовательная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования. 2.Интеграция учебных предметов в общеобразовательной школе. 3.Усиление профессиональной ориентации и подготовки учащихся к выбору сферы труда. 4. Развитие индивидуальных способностей каждой личности, создание условий для творчества и практической деятельности учащихся. 5. Организация дифференцированного обучения. 6. Укрепление материальной базы учебных заведений, внедрение новейших технических средств обучения, компьютеризация обучения.

Читайте также: