Сломать пятую стену что значит

Обновлено: 19.05.2024

Всем четырёхстенный привет !
Сегодня я решил отойти от простых, классических тем супергеройки, затронув нечто более интересное.
Думаю большинство из вас знакомо с понятием четвёртой стены, а точнее с её разрушением различными персонажами из комиксов и кино. Но что, если я вам скажу: "Не один из известных вам героев не может в принципе сотворить подобное". Вы в шоке и хотите узнать с чего я это взял ? Погнали. !

Что такое четвёртая стена ?

ЧС - это воображаемая граница между вымышленным персонажем (его миром) и зрителем (нашим с вами миром) в различных видах искусства, будь то театр, литература, кинематограф, комиксы и т.п.
А её "ломка" давно стала излюбленным приёмом деятелей прекрасного и является классикой во многих жанрах. Этот неудивительно, данная техника позволяет автору глубже погрузить зрителя в его вымышленный мир, заставив поверить, что всё происходящее действительно реально.

Персонажи якобы сломавшие четвёртую стену.

Их бесчисленное множество, и позже я обязательно объясню почему. А пока назовём самых популярных.

Дэдпул.
В списке его комикс-свершений можно найти: прямое обращение к читателю, отсылки к культуре нашего мира и лору издательства DC, плюсом многое другое, вплоть до убийства фанатов и всё это на постоянной основе.
В киновселенной мутантов бывшей студии 20th Century Studios также присутствовали все вышеописанные фишки Болтливого Наёмника, грамотно перенесённые в кино.

Джокер.
Ещё один колоритный персонаж, безумие которого позволяет реализовать и не такое. Помимо уже названых примеров разрушения IV стены, данный персонаж прославился тем, что вполне мог переворачивать страницы комиксов за самого читателя.
Существует даже фанатская теория, по которой Клоун-Принц Преступного Мира (что в печатных изданиях, что в кино) прекрасно понимает свою нереальность и своими действиями желает доказать всем остальным персонажам иллюзорность их мира. Попутно развлекая фанатов всеми возможными методами.

Женщина-Халк.
Героиня, чей дебют скоро состоится в КВМ, в ранних историях демонстрировала пререкания со сценаристами, одного даже уволила, т.к. качество её линейки очень сильно просело.
И в конце концов она - ХАЛК, поэтому страницам с участием Дженнифер часто доставалось. Их рвали, а текстовые поля и вовсе вышвыривали вон.

Супербой-Прайм.
О нём можно говорить и говорить, но в этой статье я остановлюсь на его перемещении из одной вселенной в издательство DC-comics. Где герой навёл шороху и в очень грубой форме объяснил сценаристам как им следует работать. По хлеще любого токсичного фанатика.

Что за ересь и почему нельзя сломать 4-ю стену ?

Пример, при котором 4-я стена может быть сломана.

Небольшое дополнение с моей стороны, для того, чтобы окончательно укрепить в ваших головах правильное виденье данного понятия. Как не странно, ответ я нашёл в Библии (Зак Снайдер одобряет).
По своему мировоззрению я - атеист. Другими словами всё, что изложено в Ветхом и Новом Заветах для меня не более чем хорошо, очень хорошо написанное литературное произведение. Но, если завтра грянет Doomsday и Христос вновь спуститься на Землю, тогда глупо станет отрицать и не останется сомнений в том, что события, взятые из Библии реальны. В таком случаи, я как читатель сломаю IV стену по отношению к Богу, а он в свою очередь как персонаж сломает четвёртую стену по отношению ко мне.

Или можно пойти более простым путём, купив билеты в театр дополненной реальности. Где во время постановки сами зрители являются одновременно и актёрами (театральный реализм). Собственно само понятие четвёртой стены изначально применялось к традиционному трёхстенному театру.

Четвёртая стена — термин, используемый в театральном, а позднее и в других видах искусства, таких как кино, комиксы, видеоигры.

Содержание

Описание

«Четвёртая стена» — это воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре [1] [2] . Термин был придуман Дени Дидро ещё в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма» [3] , и позднее стал употребляться для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями (кино, видеоигры и т. д.)

Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана называется «сломать четвёртую стену» [1] [4] . Данный приём особенно распространён в комедиях и мультфильмах, но изредка используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила «Странная интерлюдия» (1928) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).

Возможность «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события [2] .

«Пятая стена»

Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее, и означает невидимую стену между критиками (читателями) и вымышленным миром [5] . Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.

Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре «Глобус» в 2004 году [6] .

Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты [7] [8] ; и экран, на который проецируются образы в «театре теней» [9] .

Четвёртая стена в кино и на телевидении

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Как уже говорилось выше, «ломают четвёртую стену» чаще всего в комедийных фильмах, сериалах, мультфильмах. Например:

  • «Детективное агентство «Лунный свет»»;
  • в мультфильме «Дружба — это чудо» персонаж Пинки Пай не раз ломает четвёртую стену;
  • многие мультфильмы с Багзом Банни в главной роли;
  • многие фильмы с братьями Маркс в главных ролях;
  • многие фильмы с Бобом Хоупом в главной роли;
  • некоторые эпизоды мультсериала «Гриффины»;
  • в некоторых сериях мультсериала «Финес и Ферб»;
  • в некоторых эпизодах мультсериала Гарфилд и его друзья;
  • в конце короткометражного фильма «Jazzin' for Blue Jean» Дэвид Боуи «ломает четвёртую стену»;
  • в одной из серии сериала «Клиника» Джей Ди покупает костюм на заказ, при этом якобы обращается к зрителям, чтобы узнать их мнение.
  • фильм «Любовь и голуби» — режиссёр картины Владимир Меньшов объявляет зрителю о начале каждой новой «фигуры», Василий (Александр Михайлов) в самом конце фильма прощается с зрителями: «Вот и всё… Всё…»;
  • в начале фильма «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» при обсуждении съёмок этого же фильма один из героев произносит фразу «Подумать только: Джей и Молчаливый Боб в кино. Кто пойдёт на эту срань?» и все герои сцены смотрят на зрителя;
  • сюжет фильма «Пурпурная роза Каира» построен на сошествии киноперсонажей с экрана;
  • фильм «Айболит-66» содержит множество эпизодов, в которых персонажи обращаются к зрителю.
  • в полнометражном мультфильме-кроссовере «Черепашки навсегда» один из героев (Рафаэль 80-х) несколько раз шутит, смотря прямо на зрителя, чем вызывает недоумение отрицательного персонажа Хана и затем гневную реплику «Да с кем ты говоришь? Там же нет никого!»
  • в конце одной из серий «Папиных дочек» Веник жалуется зрителю на Дашу.

Четвёртая стена в комиксах

В некоторых комиксах отсутствует стена между читателями и персонажами, как правило главными. Например, Дэдпул часто говорит с читателями, а суперзлодей Superboy Prime обвиняет авторов в своих преступлениях и читает комиксы о самом себе, включающие ещё непроизошедшие события. Так же в комиксе «Особо опасен» главный герой Уэсли нередко обращается к читателям.

Четвёртая стена в видеоиграх

В некоторых видеоиграх персонажи также могут «сломать четвёртую стену», например:


Маленький Сэмми чихает (1904—06). Художник Уинзор Маккей. В этом комиксе условные рамки кадра, которые персонаж обычно не замечает, вдруг превращаются в реальную для персонажа рамку, которая может рухнуть

Четвёртая стена — воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре [1] [2] . Термин был придуман Дени Дидро в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке с появлением так называемого «театрального реализма» [3] . Позднее термин стал использоваться не только в театральном, но и в других видах искусства для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями: в литературе, кинематографе, комиксах, компьютерных играх и т. д. [4]

Содержание

Разрушение четвёртой стены

Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана, называется «ломка четвёртой стены» [1] [5] . Либо же когда персонажи осознают то, что они вымышлены, или на них смотрят зрители. Данная техника особенно распространена в комедиях и мультфильмах, однако также используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила « Странная интерлюдия [en] » (1928) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).

Считается, что техника «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события [2] .

Художественная литература

Используя данный прием, авторы заставляют своих персонажей обращаться к читателям напрямую или же делать лирические отступления. Например, в романе Джаспера Ффорде «Четвёртый медведь» герои обсуждают плохую шутку, написанную автором: «Не верится, что это сходит ему с рук». [6] Ещё одной формой подобной техники являются романы, написанные от первого лица, где рассказчик обращается к читателю напрямую. Подобные примеры можно найти у Шарлотты Бронте в её романе «Джейн Эйр», в книге Лемони Сникета «33 несчастья». Благодаря повествованию от первого лица, мысли героя становятся доступны читателям, что позволяет автору выражать внутренние рассуждения и чувства рассказчика, а также самонаблюдения героев.

Иногда в произведении присутствует персонаж автора произведения, к которому обращаются обычные герои. Например, цикл Тёмная башня Стивена Кинга, где пару раз героям встречался персонаж Стивена Кинга. [7]

Театр

«Ломка четвёртой стены» в театре связана с традиционными репликами апарт, направленными в публику в театральной постановке. Такая техника широко использовалась в античном театре, также активно к разрушению четвёртой стены прибегал в своих пьесах Шекспир. [8] . Например, комедия «Сон в летнюю ночь» [9] заканчивается словами:

Доброй ночи вам, друзья.

Вы похлопайте, а Робин

Вам отплатит, чем способен.

Натуралистический театр также актуализировал это понятие, сделав сцену абсолютно непроницаемой. Установка на жизнеподобие, усвоенная «новой драмой» [ уточнить ] на определённом этапе её развития, подразумевала, что жизнь на сцене протекает совершенно независимо от присутствия всего в нескольких метрах от неё посторонних наблюдателей [10] .

Кинематограф

Одним из первых случаев применения данной техники в кино стал фильм братьев Маркс «Воры и охотники» (1930), в котором Граучо обрывает диалог и делится своими мыслями со зрителями, подойдя к камере. [11] С тех пор режиссёры всё чаще и чаще «ломают четвёртую стену», обращая своих героев напрямую к зрителям репликами или же простым взглядом в камеру. Также встречается у Жана-Люка Годара, например, в фильме «На последнем дыхании». Более поздним примером является фильм «Бойцовский клуб». [12] Возвращаясь в конце ленты к первой сцене, голос за кадром вместо «Я не могу ни о чём думать» произносит «Я всё ещё не могу ни о чём думать». Затем следует саркастическая ремарка «А, ретроспективный юмор». [13]

Австрийский кинорежиссёр Михаэль Ханеке в своем триллере «Забавные игры» показывает один из ярчайших в современном кинематографе примеров «ломки четвёртой стены». Постоянно акцентируя внимание на присутствии зрителя по ту сторону экрана, режиссёр превращает публику не в свидетеля происходящего, а скорее в соучастника. [14] Режиссёр достигает эффекта вовлечённости зрителя в сюжет и чувства реальности происходящего. Не ограничиваясь взглядами в камеру, главный герой периодически обращается к зрителям: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?». Планируя жестокую расправу над героями картины, он интересуется у зрителей, на кого бы они поставили, а в один из моментов берёт пульт от телевизора и отматывает несколько минут кинофильма к началу. Ровно на 80 минуте фильма главный герой произносит фразу «Мы ещё не достигли даже стандартной длины полнометражного фильма», а в последней сцене злодеи обсуждают природу кино и проблему связи реального мира с вымышленным. [15] [16] . В интервью Ханеке отмечает, что этим фильмом хотел показать, как легко манипулировать зрителем. [17]

Классическим примером «ломки четвёртой стены» стал фильм Вуди Аллена «Энни Холл [18] », герои которого то и дело обращаются к своим воспоминаниям. Примечательна сцена, в которой главный персонаж Сингер, не стерпев неверную цитату известного философа Маршалла Маклюэна, выводит в кадр самого Маршалла Маклюэна, который с удовольствием поправляет персонажа. [19]

Известный комедийный фильм Терри Гиллиама и Терри Джонса «Монти Пайтон и Священный Грааль» пронизан использованием данного приёма (например, монстр исчез из-за проблемы с сердцем у художника-аниматора [7] ), что, в данном случае, направлено на усиление комичности.

В комедии «Космические яйца» Чёрный Шлем, сражаясь с Одинокой звездой, промахивается и наносит удар кинооператору, внезапно оказавшемуся за его спиной вместе со съёмочной группой.

В короткометражной комедии-триллере «Стрелок» (2014) голос за кадром, первоначально обращённый к зрителю, начинает вести беседу с героями и подстрекает их на конфликт.

Критики использования данной техники в кино считают, однако, что само обращение героев к зрителям ненормально для данного жанра, что оно разрушает «визуальную иллюзию» кино. [20]

Телевидение

Исследование, проведенное в США в конце 20 века, показало, что комедийные телешоу, в которых применяется эффект «ломки четвёртой стены», намного больше нравятся зрителям, чем их традиционные аналоги. Авторы исследования пришли к выводу, что аудитория любит чувствовать себя частью медиа, а чувство вовлечённости в происходящее при обращении к аудитории возрастает. [21]

Создатели британского комедийного сериала «Летающий цирк Монти Пайтона» не раз прибегали к приёму «ломки четвёртой стены» [22] , например:

  • Группа персонажей, потерянных в джунглях, осознаёт, что они спасены, заметив камеры операторов. торопятся, так как начались титры и серия подходит к концу.
  • Персонажи сверяются со сценарием, потому что не помнят, что должно произойти в следующей сцене.
  • Комментарий персонажа: «Это конец сезона, они могли бы придумать что-нибудь более смешное!».

В современном телевидении также нередко используется приём «ломки четвёртой стены». Ярким примером является сериал «Карточный домик», в котором общение главного героя Фрэнка Андервуда со зрителями стало неотъемлемой частью повествования. Герой объясняет зрителю свои поступки, посвящая его в свои планы, и даже, кажется, испытывает эмоции по отношению к аудитории. [23] Так, в одном из эпизодов расстроенный Андервуд обращается в камеру: «А ты на что уставился?». [24] Это создаёт связь между персонажем и зрителем, заставляющую его переживать за судьбу героя.

Создатели британского сериала «Шерлок» также дали понять, что интересуются своей аудиторией, показав довольно интересным способом связь персонажей и реального мира. Так, после прыжка Шерлока, роль которого исполнил Бенедикт Камбербэтч, с крыши здания, фанаты сериала строили разные догадки насчёт того, как герой мог выжить. Будто перенеся поклонников в сюжет сериала, его создатели ввели в сюжет фан-клуб Шерлока (являющийся прямым отражением реальных фанатов сериала), участники которого давали свои версии, как детектив мог выжить. Многие из версий и были взяты из обсуждений реального фан-клуба сериала. [25] Более того, показывая как интернет-пространство может соединять реальное и вымышленное, создатели сериала воссоздали тот самый интернет-блог доктора Ватсона, который сделал аудиторию сериала и его персонажей ещё ближе. [26]

Мультипликация

Техника разрушения четвёртой стены активно используется в анимации. [29] Так, герои короткометражных мультипликационных фильмов Warner Bros. Багз Банни и Даффи Дак систематически ломают четвёртую стену, обращаясь к зрителям, а в некоторых фильмах мультипликационная природа историй подчёркивается и обыгрывается через взаимодействие персонажей с художником-мультипликатором или через реплики, обращённые к сценаристу. Во многих мультфильмах Текса Эйвери («The Early Bird Dood It!», «Who Killed Who?», «King-Size Canary» и др.) четвёртая стена разрушается путём прямых обращений персонажа к зрителю (в вербальной форме, а зачастую при помощи табличек с написанными на них репликами), а также выходом героев за пределы анимационного кадра.

Компьютерные игры

Сама по себе интерактивная природа видеоигр подразумевает активное вовлечение игрока в действие, и видеоигры часто обращаются к игроку (с предложением ввести имя персонажа, название населённого пункта и т. п.; с просьбой нажать определённую кнопку на клавиатуре или джойстике). Однако эти операции не являются разрушением четвёртой стены до тех пор, пока персонажи игры не начинают обращаться к игроку напрямую или не проявляют осознания того, что они находятся в игре [30] .

Данный приём активно используется, например, в играх от широко известного производителя, компании Blizzard Entertainment. Так, в The Lost Vikings главные герои начинают шутить и обращаться к игроку при его бездействии, один из героев делится с друзьями: «Мне кажется, что на меня кто-то постоянно смотрит. Вон оттуда, из-за стекла…», в ответ на что другой замечает: «А мне кажется, будто кто-то посторонний управляет каждым моим движением». В Warcraft II, Warcraft III, Starcraft, Starcraft II и Heroes of the Storm, при многократном щёлканьи мышью по боевой единице или герою, они начинают выражать недовольство игроком и отпускают комментарии в его адрес.

Макс Пэйн, герой одноимённой игры, находясь под действием наркотика валькирина, сперва осознаёт, что он персонаж комиксов, а после, что он персонаж компьютерной игры («Если скосить глаза вниз и влево, увидишь датчики здоровья и оружия» — произносит он, обращаясь сам к себе).

В ролевой игре «Mother 2» в ходе финальной битвы с инопланетным захватчиком Пола Джонс девочка с псионическими способностями обращается к игроку с просьбой помолиться за героев [30] .

Приём ломки четвёртой стены периодически используется в серии Metal Gear: персонажи обращаются напрямую к игроку, упрекая его за то, что у него ушло слишком много времени на прохождение уровня или за плохую игру; советуя выключить консоль (эта фраза произносится Полковником и Биг Боссом, в обоих случаях ситуация является отсылкой к первой игре серии); суперзлодей Psycho Mantis вынуждает игрока переключить джойстик во 2-й порт, так как игра постоянно посылает на контроллер команду, активирующую вибрацию, и управлять становится сложнее, и т. д.

В визуальной новелле Doki Doki Literature Club!, в конце игры Моника, осознавая, что находится в игре, обращается не к протагонисту, а к игроку. Она будет признаваться ему в любви. Моника сможет узнать о прямой трансляции или записи игры и напугать зрителей скримером. Она будет называть игрока по имени администратора на устройстве. Также разлом четвёртой стены можно увидеть в стихах Моники, а в четвёртом акте игры Саёри тоже будет ломать четвёртую стену.

Комиксы


Джокер, суперзлодей из вселенной комиксов DC регулярно ломает четвёртую стену: он обращается со страниц комиксов к редактору или художнику, в некоторых ситуациях взаимодействует с собственным пузырём с текстом; в мини-серии «Emperor Joker» Джокер даже переворачивает за читателя страницу. [31]

Техника ломки четвёртой стены регулярно используется героем комиксов Marvel Дэдпулом (в частности, он отдаёт себе отчет в том, что он нарисованный герой и его действия являются выдуманной историей).

Женщина-Халк, также героиня из вселенной Marvel, неоднократно ломала четвёртую стену: она периодически общается с рассказчиком, в одном из случаев, разозлившись, сломала пузырь с текстом рассказчика и швырнула его за пределы страницы, а в 100-м выпуске, на вопрос, может ли она видеть сквозь 4-ю стену, ответила, что нет (глядя прямо в кадр); также ломка 4-й стены не раз использовалась художниками при оформлении обложек комиксов с её участием (наиболее известна обложка Тома 2, выпуск 1, на которой её нагота прикрыта штрихкодом издания, а сама героиня угрожает читателю, что если тот не купит этот выпуск, она порвёт все его комиксы про Людей Икс).

Герои комикса «Скотт Пилигрим» вообще постоянно ломают четвёртую стену [7] .

«Пятая стена»

Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее и обозначает невидимую границу между критиками (читателями) и вымышленным миром [32] . Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.

Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре «Глобус» в 2004 году [33] .

Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты [34] [35] ; и экран, на который проецируются образы в «театре теней» [36] .

Галерея Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре - 3 фото

Если отбросить очевидное и не упоминать Дэдпула, который обожает общаться с читателем и упоминать другие комиксы о себе, то самым ярким примером разрушения четвертой стены в комиксах можно назвать Animal Man от Vertigo.

В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру сломать преграду между вымышленным и реальным мирами и в буквальном смысле встретиться с Творцом.

Еще пример — в комиксах DC есть персонаж Супербой-Прайм. Его родной мир — Земля, идентичная нашей. В ней существуют комиксы о Лиге справедливости, Супермене и других героях DC. Так вот однажды его, как и других Суперменов в Мультивселенной, просят помочь остальным, и он, попадает в комикс вместе с теми героями, о которых он читал в своем родном мире. Правда, потом он сходит с ума и начинает уничтожать всех на своем пути. Но это детали.

В комиксе Sensational She-Hulk Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-халк, тоже периодически общается с читателем, улыбается ему и даже несколько раз случайно разбивает «пузыри» с текстом.

В спин-оффе Fables — Jack of Fables — в пятом томе появлялся персонаж по имени Eliza Wall. Это персонифицированный акт разрушения Четвертой стены. Она общается с читателем и полностью осознает себя персонажем комикса, упоминая элементы повествования и события на соседних страницах.

В различных играх от Blizzard — Warcraft 2: Tides of Darkness, Warcraft III: Reign of Chaos, StarCraft, StarCraft 2: Legacy of the Void, Heroes of the Storm — можно было услышать реплики персонажей, обращенные к игрокам, если многократно нажать на персонажа. Чаще всего это какая-то шутка или пасхалка от разработчиков.

А иногда они просто выражают неодобрение тем, что стоят без дела. Нечто подобное можно встретить и в ранней «близзардовской» игре The Lost Vikings.

Опять же Дэдпул в одноименной видеоигре Deadpool все также общается с игроком, отвлекаясь от сражений с разнообразными противниками. Например, шутит над тем, как хорошо игрок справляется с управлением и, если плохо, подсказывает, как играть лучше.

В визуальной новелле Doki Doki Literature Club одна из главных героинь — Моника — осознает, что находится в игре.

Она обращается к игроку, признаваясь ему в любви и называя его по имени администратора на компьютере. В папке с игрой появятся различные послания от нее. А если удалить файл Моники в корневой папке — персонаж умрет. Или если стримить игру, то девушка скажет, что нехорошо давать людям подглядывать, после чего выскочит скример.

Еще пример — в серии игр Metal Gear Solid есть несколько примеров разрушения четвертой стены. Например, в Metal Gear Solid босс Psycho Mantis считывает сохранения других проектов Konami на Playstation, упоминая, во что еще игрок играет в данный момент. А в Metal Gear Solid 3: Snake Eater можно было перемотать часы в настройках системы Playstation, и один из боссов умер бы от старости.

Или The Stanley Parable. В этой игре игроку нужно бродить по офисному зданию, все действия главного героя комментирует рассказчик, и иногда он обращается напрямую к игроку, не одобряя сделанный им выбор.

В Undertale есть интересная особенность. Многие персонажи в игре знают, что игрок загружал сохранения и говорят с ним об этом. Финальный босс, например, сам загружает сохранения, чтобы не позволить его победить, он «ломает» игру и так далее. А если убить всех врагов в игре, то можно получить геноцид-концовку, где напрямую говорят «Ну что, весело? Давай сотрем все и заново начнем». То есть, фактически говоря с игроком, а не с главным героем.

Но величайшие современные мастера разрушения стены — это разработчики игр по мультсериалу South Park (South Park: The Stick of Truth и South Park: The Fractured but Whole) под руководством главного сценариста, создателя оригинального мультфильма Трея Паркера. В The Fractured but Whole Картман вообще очень агрессивно комментирует действия игрока по прохождению игры. И вот что происходит, если при просмотре первой кат-сцены (где рассказчиком, понятное дело, выступает сам Картман) слишком часто нажимать «пропустить»:

Нет, чувак, посмотри, крутая сцена, тебе понравится! Не будь засранцем, смотри. Окей, окей, пропускай, говнюк, козлина (включаются завершающие титры).

Фильмы

В фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» представлен самый яркий пример разрушения четвертой стены в кино.

По ходу фильма постоянно упоминают зрителя, наблюдающего за пыткой семьи. Таким образом, Ханеке делает зрителя соучастником происходящего, ведь он не пытается остановить все, что происходит перед ним на экране. Убийцы в буквальном смысле смотрят в глаза зрителю, задают ему вопросы о том, кого стоит убить первым или даже спрашивают: «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить смотреть этот фильм?».

В «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера Брэд Питт произносит один из монологов глядя прямо в камеру, а после камера начинает трястись. Или одной из фишек Тайлера Дердена была порча фильмов, добавлением в них 25 кадра с пенисом. Точно такой же кадр можно на секунду увидеть в конце фильма. Заметить его можно, если вовремя поставить на стоп-кадр.

Еще пример — в фильме Шэйна Блэка «Поцелуй навылет» герой Роберта Дауни-младшего часто комментирует происходящее на экране. Ну и как тут не вспомнить The Last Action Hero по сценарию того же Блэка, где главный герой, подросток Дэнни Мэдиган, прыгает через экран и оказывается внутри боевика ранних 90-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! Большая часть фильма уходит на убеждение типичного персонажа Арни, разведенного суперкопа с извечной сигарой во рту, что вся его жизнь построена по канону некачественных блокбастеров «каким-то халтурщиком с пишущей машинкой» (то есть самим Блэком).

Очень много примеров разрушения четвертой стены в фильмах «Монти Пайтона». Например, персонажи, потерявшись в лесу, замечают операторов с камерами и понимают, что все в порядке. Или, забыв реплику, герои заглядывают в сценарий, чтобы свериться с тем, что они должны сказать. Подобных элементов очень много в разных фильмах и скетчах «Пайтонов».

Сериалы

Самый яркий пример — «Карточный домик». Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси регулярно общается со зрителем, поясняя свои поступки, выражая эмоции или просто отпуская шутки в адрес окружающих. Этим Фрэнк как бы берет зрителя в соучастники своих злодеяний… на что в свете всех вскрывшихся фактов о Спейси теперь действительно бывает не очень приятно смотреть.

В сериале «Доктор Кто» есть множество примеров, когда персонажи разрушают четвертую стену. Зачастую это проявляется в обращениях Доктора к зрителям. Например, в серии The Feast of Steven он поздравляет их с Рождеством, а в серии Genesis of the Daleks он рассказывает зрителю прямо в камеру о том, что Далеки планируют захватить вселенную.

В аниме-адаптации манги Monogatari Series и Sayonara, Zetsubou-Sensei тоже есть яркие примеры. В первой часто упоминают различные отсылки, а еще там несколько раз упоминали различные популярные аниме-штампы. В Sayonara, Zetsubou-Sensei через персонажей открыто говорилось, что рейтинги шоу падают, поэтому скоро аниме закончится, ведь у сценаристов закончились идеи, а автор оригинала — плохой человек.

Книги

Галерея Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре - 2 фото

В литературе издавна практикуется сюжетный механизм с «найденной рукописью», где повествователь (он же главный герой) обращается напрямую к читателю. Строго говоря, твердой четвертой стены в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра и комиксов) никогда не строили — медиум не визуальный, в тексте не всегда присутствует четкая точка зрения, и даже в книгах от третьего лица есть место авторским отступлениям (как у Толстого в «Войне и мире» или у Гюго в «Отверженных»). Но есть книги (и авторы), которые заигрывают с читателем особенно эффектно.

Величайший мастер таких приемов (и величайший писатель вообще, на русском и английском языках) — это Владимир Владимирович Набоков. В его лучшем произведении Гумберт Гумберт не только спойлерит читателю концовку «Лолиты» в первой же главе:

«Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы»

…но и открыто играет в очень сложные литературные игры, сравнивая свою жизненную ситуацию с произведениями Эдгара По и то и дело намекая, что большую часть происходящего он мог придумать сам… и то и вовсе — все происходящее.

Сама Лолита там — не более чем пламя чресел рассказчика, свеча, отражающаяся во множестве литературных зеркал, расставленных Гумбертом одно против другого (на огромного фаната Набокова в отношении вычурности текста тоже можно положиться). Именно в бесконечности смыслов-отражений и заключается бездонная сложность, неувядающая притягательность и бессмертное качество этой гениальной книги.

Но и в менее удачных вещах Набоков использовал очень интересные приемы нарушения негласной договоренности между автором и читателем что все «происходит взаправду». Вот, например, как начинается одна из последних его вещей, написанная на английском повесть Transparent Things:

Hereʼs the person I want. Hullo, person!

Это рассказчик хищным ястребом набрасывается на приглянувшегося ему персонажа, которого он задумал сделать главным героем своей истории. В русском «переводе» Сергея Ильина все решено совсем уж буквально:

А, вот и нужный мне персонаж. Привет, персонаж! Не слышит.

Галерея Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре - 2 фото

Концепция ненадежного рассказчика, unreliable narrator, активно используется в триллерах и детективах, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до Gone Girl Джиллиан Флинн: можно ли принимать слова рассказчика в дневнике за чистую монету, если они могут быть написаны с целью что-то утаить или даже причинить вред укрывшемуся за четвертой стеной человеку? Есть, кстати, и фильм, но мы все же настоятельно рекомендуем читать книгу.

Наконец, в историческом детективе The Fifth Heart («Пятое сердце») Дэна Симмонса встречается лучшее из известных нам нарушений четвертой стены в литературе. Главный герой там — Шерлок Холмс, с помощью известного писателя Генри Джеймса расследующий серию убийств в США конца 19 века. Силой своего дедуктивного метода Холмс сумел вычислить, что он — не более чем вымышленный кем-то персонаж. Это открытие Холмса настолько расстраивает, что он подумыват о самоубийстве и вместо кокаина начинает принимать героин, позволяющий великому сыщику в буквальном смысле слова увидеть прутья литературной клетки, в которую он заточен.

Холмс схватился за два длинных повисших слова — металл был такой холодный, что обжег ему руки, — и уставился сквозь буквенную решетку с выражением человека на необитаемом острове, наблюдающего за тем, как первый увиденный им за долгие годы корабль исчезает из виду. Холмс смотрит на тебя. Он видит смутные очертания комнаты или пространства позади тебя. Он пытается разглядеть твое лицо.

Разрушение четвертой стены – классический прием, который устоялся в поп-культуре. Сломать четвертую стену – значит разрушить границу между зрителем и искусством: удивить, напугать, показать, насколько рамки искусственны.

В этом тексте мы проследили:

  • Откуда взялся этот прием;
  • Зачем авторы его используют;
  • Как по-разному создатели кино, театральных постановок, книг используют взлом четвертой стены.

Как четвертую стену разрушает театр: прием появился в Древней Греции, был у Шекспира и на всех утренниках

Четвертую стену разрушают еще драматурги древнегреческих театров. Например, в одной пьесе Аристофана Ксанфий спрашивает Диониса: «А ты видел лжесвидетелей, отцеубийц и взяточников?». Он отвечает, показывая на зрителей: «Конечно, видел. Вижу и сейчас».

Сам термин «четвертая стена» придумал философ Дени Дедро, который заметил, что в театре три стены заняты действием, а еще одна – на стороне зрителя. Поэтому зритель тоже считается участником спектаклей.

В театре обращение к зрителю – постоянная практика с тысячью примеров. Так, в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» герой Пэка в конце говорит зрителям: «Что если мы вам угодили / И злобных змей не разбудили / То лучше все пойдет потом / Давайте руку мне на том / Коль мы расстанемся друзьями / В долгу не буду перед вами».

Но есть пример гораздо проще и понятнее – представления для детей. Когда дети в зале зовут Деда Мороза – это тоже разрушение четвертой стены. Для детских спектаклей разрушать 4 стену – обычное дело. Например, когда персонажи в конце спрашивают детей, стоит ли пощадить злодея.

Кино чаще всех ломает четвертую стену: «Бойцовский клуб», советские комедии и фильм, который режиссер снимал дважды за 10 лет

В театре разрушение четвертой стены скорее успокаивает зрителей – то есть напоминает, что это всего лишь выдуманная история и условность. Кино же наоборот – напирает, что грань между выдумкой и реальным зрителем легко исчезает и поэтому тревожит: каждый из нас как бы получает сигнал, что может оказаться в тех же обстоятельствах, что и герой на экране.

Самый очевидный способ сломать четвертую стену – посмотреть в камеру. Обычно актеров как раз и учат туда не смотреть, чтобы создавать впечатление реальности происходящего. Но именно кино стало главным местом, где четвертая стена регулярно рушится. На «Кинопоиске» есть даже раздел с фильмами, где режиссер использует пробитие четвертой стены.

🧱 В «Бойцовском клубе» герой Брэда Питта говорит в дерганую камеру: «Твоя работа – это не ты сам, как и твои деньги в банке, и твоя машина, как и твой бумажник, и твоя одежда. Ты лишь кучка испражнений жизни».

🧱 Главный советский пролом четвертой стены – из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда Жорж Милославский крадет деньги и обращается в камеру: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть». Сама фраза – отсылка к реальному плакату из 60-х, который углубляет пролом стены.

🧱 Сериал «Карточный домик». Герой Кевина Спейси Фрэнк Андервуд постоянно смотрит в камеру, комментирует происходящее, делится эмоциями. В одном эпизоде он даже злится на зрителей: «Чего уставились?»

🧱 «Шоу Трумана». Там фильм построен даже на разрушении пятой стены – это когда сам герой вдруг узнает, что он живет в телешоу. Жена Трумана даже просит съемочную группу забрать ее из шоу, когда Труман устраивает скандал.


Как и с случае с театральными утренниками, из всех жанров кино чаще всего четвертая стена ломается в детских мультфильмах. Герои там часто обращаются к детям для создания иллюзия интерактива. Например, Даша-путешественница или кот Леопольд.

Иногда 4 стена рушится, чтобы показать. какое-то несоответствие внутри вселенной. Во «Властелине колец» Фарамир привозит Фродо и Сэма в Осгилиат. И там Сэм говорит: «Нас вообще не должно здесь быть!». Это явная отсылка к тому, что в книге такой сцены не было.

Самый жестокий фильм, где используется прием с четвертой стеной, – «Забавные игры» Михаэля Ханеке. Интересно, что Ханеке дважды снял фильм с одним сюжетом. Первые «Забавные игры» вышли в 1997-м, ремейк – спустя десять лет. Суть фильма в том, что два парня проникают в дом семьи и издеваются над ними. Один из антигероев постоянно смотрит в камеру и задает зрителям вопросы. Хотели бы они спасения семьи? Рады ли они, что первым умер ребенок и им не надо напрягаться за его судьбу весь фильм? Поставят ли зрители на спасение семьи?



Ханеке говорил, что через слом четвертой стены он изучал жанр фильмов ужасов и триллеров: искал манипулятивные приемы, которые бы заставляли зрителей не отрываться от мерзких сцен с насилием. Пик манипуляций – одна из последних сцен фильма, когда героиня стреляет из дробовика в насильника. Но его напарник находит рядом пульт, перематывает сцену и забирает у женщины дробовик.

Так Ханеке ломал стену, чтобы окончательно разозлить зрителей, которые поверили в победу добра над злом. Еще Ханеке говорит, что сценой с пультом он напоминает зрителям: «вы здесь тоже соучастники насилия».

Дэдпул – важный пример, когда разрушения четвертой стены слишком много. В комиксах он грозился убивать читателей

Главный разрушитель четвертой стены в современной поп-культуре – герой комиксов Marvel Дэдпул. Все началось еще с комиксов, где Дэдпул говорит фразу: «Переверни ты уже эту *** страницу!» В другом сюжете Дэдпул переживает из-за бессмертия и хочет, чтобы никто не знал о его существовании – поэтому объявляет, что идет убивать читателей.

Впервые Дэдпул разрушает четвертую стену в 33-м номере комикса, когда его пытают злодеи. Дэдпул хладнокровно реагирует: «Ничего из этого на самом деле не происходит. Там есть мужчина. За пишущей машинкой. Это все его извращенное воображение».

В фильме 2016 года Дэдпул 31 раз ломает четвертую стену. Однажды он комментирует огромное количество приема в фильма, когда вдруг оказывается обычным человеком без костюма в химчистке, где рядом стоит пожилая слепая женщина:

«Разбитие четвертой стены внутри четвертой стены. Это как шестнадцать стен! Она будто Робин для моего Бэтмена, только старая. И черная. И слепая. И думаю, она в меня влюблена. Хотя я вполне убежден, что Робин тоже любит Бэтмена».

Важно, что в этой вселенной только Дэдпул ломает четвертую стену. Остальные персонажи реагируют с недоумением: они или игнорируют его особенность, или считают, что Дэдпул разговаривает сам с собой.

Но постоянное разрушение четвертой стены утомляет. Дэдпул – характерный пример, как этот прием затаскивается и теряет свежесть. Особенно проблемы видны у второй части фильма. Например, культурный обозреватель Forbes Дани Ди Пласидо пишет, как слом четвертой стены свелся к постоянным подмигиваниям зрителю и отсылкам на поп-культуру:

«Дэдпул достаточно умен, чтобы видеть сквозь иллюзию своей реальности, по-видимому, понимая, что он не что иное, как вымышленный персонаж, движущийся по сюжетным тропам. Эта способность сломать четвертую стену используется в основном для ссылок на поп-культуру и шуток о Джастине Бибере, растрачивая потенциально интересную идею».

В литературе четвертую стену ломают редко. Но это делали Кинг, Пушкин и создатели манги

В литературе писатели не так часто ломают 4 стену, как авторы кино или театральных постановок. Но примеров и тут набирается достаточно. Пушкин в «Евгении Онегине», возможно, первым в русской литературе допускает жесткий слом рамок:

«И вот уже трещат морозы / И серебрятся средь полей / Читатель ждет уж рифмы розы / На, вот возьми ее скорей!».

Обычно в литературе разрушение четвертой стены используется не как шокирующий прием. Обратиться к читателю в тексте – обычное дело. Так делал Данте в «Божественной комедии», а Николай Чернышевский построил роман «Что делать?» на постоянным обращениям к читателям и рефлексии.

Но иногда четвертая стена в литературе тоже ломается изобретательно. В «Темной башне» Стивен Кинг вводит персонажа-писателя, который погиб в автокатастрофе. Это отсылка к собственному ДТП, после которого Кинг долго восстанавливался.


Даниил Хармс в «Сказке» рассказывает о мальчике, который пишет сказку о самом себе, но вдруг узнает от девочки, что сказка о нем давно написана в седьмом номере журнала «Чиж». Да, в реальности так все и было.

В японской манге главный разрушитель стен – Синтаро Каго. В работе «Дробь» он рассказывает историю маньяка, который расчленяет жертв. Как еще сильнее шокировать читателя? Каго внезапно вводит новых персонажей – себя и редактора. Они объясняют, почему описывают насилие в манге так отвратительно: японская массовая культура делает на ставку на приемлемый продукт, который понравится всем. А Каго и его команде просто не хочется делать усредненное безобидное творчество.

В видеоиграх разрушением четвертой стены никого не удивить. Но Кодзима сделал прием отдельным жанром

Видеоигры стали медиа, которые изначально ломают четвертую стену – от игрока тоже многое зависит. Но игры все равно остаются набором условностей, и геймдизайнеры придумали, как и тут тоже ломать четвертую стену.

В играх Хидео Кодзимы слом четвертой стены – любимый прием. Например, в MetalGear Solid одна из миссий требует стереоколонок для лучшего прохождений. Что будет, если таких колонок нет? Герои выскажут сожаление, что теперь для игрока миссия станет сложнее.

Во второй части MetalGear один персонаж прямо обращается к игроку с просьбой отключить консоль: «Это всего лишь игра, ты ухудшаешь свое зрение».

Самое яркое разрушение стены у Кодзимы – тоже из Metal Gear. На встрече с персонажем-экстрасенсом он попросит положить геймпад на пол – и он будет двигаться из-за вибраций. Во время этого экстрасенс комментирует прохождение игрока: его стиль игры, сохранения и даже любимые игры. Для победы над экстрасенсом нужно подключить второй геймпад.

Есть в играх и пример двойного разрушения четвертой стены. В Assassin’s Creed 2 сначала стена ломается по классике: в конце игры голограмма Минервы рассказывает о предыстории конфликта всей игровой серии и предупреждает, что настанет катастрофа. Сначала кажется, что это говорится игроку, но внезапно мы видим персонажа Эцио, который не понимает, что сейчас происходит. И это вообще ломает все.

Читайте также: