Скульптурный бетон своими руками точный рецепт

Обновлено: 28.04.2024

Здравствуйте, хочу задать специалистам вопрос. Захотел сделать на дачу внучкам бетонных зверюшек, как на картинке. Подскажите пожалуйста состав бетона для них. Никак не могу подобрать. Пробовал использовать обычный раствор (цемент, песок в соотношении 1:3, вода) - не получается

В журнале "ИДВ" нашел следующую статью (выдержка):

Труба камина и часть отвесных стен здания облицованы натуральным камнем, а часть стен, как и "утес" водопада и русло реки, вылеплены из скульптурного бетона .
Для изготовления композиций и скульптур использовали бетон. Его состав тщательно разрабатывали по специальному заказу. Благодаря правильно подобранным присадкам-пластификаторам этому материалу придали особые свойства, позволяющие буквально вручную лепить из него желаемые формы. Ведь не только камни, но и все скульптуры в саду, грибы, зверюшки сделаны из бетонной массы.
Для прочности в изделиях использовали металлический каркас из разных профилей и арматурной сетки, сваренный по форме скульптур, так что почти все они пустотелые и не очень тяжелые. Окрашивали их специальными красками по бетону (Корея).

В том же журнале (Идеи Вашего Дома) нашел еще одну статью которая объясняет что такое скульптурный бетон:

Скульптурный бетон называют также полимербетоном или арт-бетоном. Это искусственный камень на основе цемента, песка и полимерных добавок (в частности, акрила). Пластичный, но в то же время прочный и стойкий материал давно и с успехом применяют для оформления ландшафта и интерьеров.
Изделие из арт-бетона обычно монтируют на месте. Основой будущего произведения служит сварной металлический каркас, обтягиваемый сеткой. На нее в несколько приемов наносят раствор арт-бетона - его чуть схватившуюся поверхность вручную формирует мастер (точнее, скульптор). На это у него есть всего 4-5 ч, по истечении которых бетон затвердевает. Если в отведенный срок работа полностью не закончена, бетон с поверхности незавершенной части сбивают и наносят на нее новый раствор. Благодаря добавкам он прочно "склеивается" с ранее уложенным. Готовую скульптуру тонируют акриловыми красками и затем покрывают несколькими слоями атмосферостойкого лака.

Но в интернете нашел информацию что полимербетон не содержит цемента. : ПОЛИМЕРБЕТОН (пластобетон), бесцементный бетон на основе полимерного связующего (вяжущего).

Нашел вот такой рецепт:

5 частей цемента мешаем с 1 частью гипса и, постепенно добавляя воду, замешиваем густое тесто (примерно, как песочное для пирога). Добавляем пластификатор (в нашем случае - это ПВА) из ориентировочного расчета 1-й столовой ложки на килограмм бетонной массы.

Смущает присутствие гипса.
Подскажите пожалуйста верный состав, нужно чтоб из состава можно было лепить, вырезать пока он не засох, и долепливать детали чтоб не отваливались. И если не сложно посоветуйте краски Спасибо.

Скульптурный бетон. Составы для самоделкиных

скульптурный бетон

Продолжаем разговор о составах пластичного бетона, который в зависимости от применения имеет ряд названий-синонимов: скульптурный бетон, художественный бетон, архитектурный, декоративный и др.

В предыдущей статье про художественный бетон уже указывалось, что пластичный бетон, включающий в свой состав полимерные, химические и минеральные добавки, по своей структуре похож на глину или мягкий пластилин. Поэтому работать с ним значительно приятнее и удобнее, не надо ждать и ловить момент начала возможной обработки поверхности, как это требуется при работе с обычным бетоном.

Оглавление

  1. Пластичность бетона
  2. Пластификация бетона самоделкиными (ПВА, ССС)
  3. Что предлагают профессионалы

Пластичность бетона

Несколько слов о поводу понятия пластичности бетона. Многие любители бетонных работ считают, что пластичность бетона связана с возможностью его использования для лепки декоративных изделий по аналогии с глиной (то, о чем говорилось выше). На самом деле пластичность бетона на языке специалистов определяет степень его подвижности. Ее еще называют удобоукладываемостью и обозначают заглавной русской буквой П со значением от 1 до 5. Чем выше это значение, тем легче заливать бетонную смесь в подготовленную форму.

Частично этот вопрос уже рассматривался при изготовлении бетонного ангела для садового фонтана. Поскольку форма имела множество мелких элементов, необходимо было сделать раствор максимально текучим. Для этого в бетонную смесь был добавлен гиперпластификатор, обеспечивший качественную заполняемость тонких полостей силиконовой формы. К этому моменту мы еще вернемся при рассмотрении способов изготовления искусственного камня для декоративных садовых дорожек, площадок и других элементов сада.

Как получить минимальную текучесть скульптурного бетона

Сегодня у нас другая задача, можно сказать противоположного назначения. Необходимо получить скульптурный бетон, у которого пластичность бетонной смеси должна быть со значением П1, чтобы текучесть раствора была минимальной как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности. Для последней существует еще такое понятие как сползание раствора. Это выражение чаще используется при нанесении штукатурки на стены при отделочных работах. Эта характеристика нам также нужна, так как скульптурный бетон имеет те же составляющие, которые используются и в составе штукатурных смесей.

Для уменьшения текучести и сползания раствора, как при изготовлении садовых малых архитектурных форм, так и при проведении отделочных работ, мастера и любители используют различные металлические и пластиковые строительные сетки, закрепленные на поверхности стен или изделий. Иногда их применение не желательно или трудновыполнимо. В таких случаях липкость раствора должна быть выше за счет увеличения концентрации составляющих ингредиентов, что естественно приводит к удорожанию проводимых работ. Для самоделкиных главной задачей является упрощение и удешевление изготовления фигурок и камней для сада. Именно в этом направлении и будем двигаться дальше, придерживаясь критерия экономической и практической целесообразности.

Пластификация бетона самоделкиными

К сожалению стремление самоделкиных к чрезмерной экономии и упрощению при недостатке базовых знаний в области бетонных работ, а также свойств и характеристик применяемых компонентов, приводит частенько к плачевным результатам. Изделия, находящиеся круглый год в саду, со временем начинают разрушаться. Этому способствует рыхлость и гигроскопичность обычного бетона. Чтобы этого избежать приходится на зимний период их куда-то прятать или упаковывать для защиты от мороза и влаги. А отговорка, что на несколько лет хватит, не является оправданием неквалифицированных действий.

Использование в составе бетона клея ПВА

Первый пример. Приведу часто встречающуюся рекомендацию самоделкиных по использованию в составе бетона клея ПВА или его дисперсии ДПВА (клей ПВА получают путем разведения ДПВА в воде). Об этом уже говорилось в одной из статей и повторяться здесь не буду. Добавить можно следующее. Вот, что пишут сами разработчики о характеристиках поливинилацетатной дисперсии (ДПВА):

«Дисперсия ПВА — водный состав с равномерно распределенными в нем мелкими частицами (глобулами) полимера винилацетата или его производных. Глобулы полимера покрыты слоем стабилизирующего компонента. Поливинилацетатная дисперсия обладает высокими клеящими свойствами. ДПВА подразделяется на пластифицированные и непластифицированные. По внешнему виду они практически не отличаются. Непластифицированная дисперсия выдерживает не менее четырех циклов замораживания-оттаивания при температуре -40гр.С. Пластифицированная дисперсия не морозостойкая и при замораживании необратимо разрушается.»

Сами делайте вывод: можно ли применять клей или дисперсию ПВА в бетонных растворах для изготовления и долговременного использования бетонных изделий для сада.

Использование штукатурки в бетонной смеси

Второй пример. Значительно реже, чем клей ПВА, самоделкины рекомендуют использовать в виде добавки сухую строительную смесь (ССС): плиточный клей или штукатурку для наружного применения.

Надо отметить, что в составе строительных смесей присутствуют необходимые для скульптурного бетона компоненты. Но тогда возникает вопрос: почему бы не использовать уже готовые смеси? Ответ, скорее всего, будет такой: «Дорого.» Ведь стоит задача сэкономить на исходных материалах. Когда спрашивают: «Сколько необходимо добавить ССС в бетонную смесь?», то отвечают: «Немного». Понятие «немного» обычно составляет 5-10% от веса цемента в составе бетонной смеси.

Теперь сделаем примерный расчет количества необходимых ингредиентов, которые будут присутствовать в новой смеси, определяющей скульптурный бетон. В рецептуре цементного клея среднего класса обычно присутствует редиспергируемый полимерный порошок (РПП) в количестве 1-3% и метилцеллюлоза — 0,2-0,3%. Количество последней в основном зависит от ее вязкости. Остальные составляющие: песок и цемент определяют основной объем смеси — 95-97%.

Теперь посчитаем. Если возьмем примерно 10% ССС (цементный клей среднего класса), то РПП будет иметь в составе новой смеси десятые доли процента, а метилцеллюлоза — тысячные. Не проводя проверки можно предугадать, как сильно будет отличаться новый скульптурный бетон от обычного без этих добавок. Могу отметить, что ранее при проведении экспериментов с этими компонентами наблюдалась значительная зависимость текучести раствора при изменении объема составляющей даже на 0,1%.

Профессиональные добавки в скульптурный бетон

Если поискать в интернете, то можно найти много предложений по продаже как импортных, так и отечественных добавок в бетонные смеси. Все они в той или иной мере содержат ранее перечисленные компоненты. Есть заменители строительного кварцевого песка для облегчения веса смеси (мраморная или доломитовая мука). В более качественных и дорогих смесях добавляют эфир крахмала. Он позволяет дополнительно уменьшить сползание раствора с вертикальных поверхностей. Для этой же цели в состав смеси в небольшом количестве вводят полипропиленовую фибру.

Бетонные скульптуры, изготовленные профессионалами, вызывают у многих неподдельное восхищение и уважение, а также желание научиться выполнять эту работу самому своими руками.

В предыдущей статье был дан обзор советов известного американского мастера Т.Нила, который делится своим тридцатилетним опытом работы в этом направлении.

Бетонные скульптуры крокодила и львицы

Фестивали бетонных скульптур

Подтверждением того, что и в России бетонные скульптуры изготавливаются очень многими мастерами, являются ежегодные проведения конкурсов и фестивалей, где демонстрируют и делятся секретами своего мастерства профессиональные скульпторы.

Совсем недавно (в июле) прошел фестиваль бетонных скульптур в г. Братске, где специалисты из сибирских городов в течение двух недель трудились над созданием бетонных героев из российских мультфильмов.

Бетонные скульптуры и арматура

Также как и Т.Нил все они используют технологию нанесения бетонной смеси на металлическую сетку, закрепленную на металлическом каркасе (арматура и проволока).

В начале работы делается опалубка и заливается бетонное массивное основание с крупным щебнем (обычно из автомиксера). В него предварительно вставляется металлическая несущая арматура, к которой в дальнейшем крепится скелет конструкции.

Основание бетонной фигуры

Бетонные скульптуры включают в себя не только сказочных героев, но и различные предметы, такие как стволы деревьев, заборы, телеги, велосипеды и многое другое.

Скелет бетонной фигуры - Проволочный велосипед

Большая часть арматуры соединяется между собой сваркой.

Сварка скелета бетонной скульптуры

Сварка скелета фигуры

Металлический скелет бетонной фигуры

Металлический скелет фигуры

Сварной скелет бетонной скульптуры коня

Сварной скелет коня

Мелкие элементы формируются тонкой проволокой. Ей же крепится металлическая сетка к каркасу. Какую сетку используют мастера видно на фотографиях. Но в основном это строительная сетка под основание штукатурки.

Металлическая сетка внутри каркаса фигуры

Металлическая сетка внутри каркаса

Металлическая сетка снаружи каркаса фигуры

Металлическая сетка снаружи каркаса

Прежде чем начинать сварочные и бетонные работы делается эскиз будущей скульптуры с прорисовкой скелетной формы.

Начальный этап — эскиз бетонной скульптуры

Несомненно профессиональному скульптору намного проще повторить в бетоне (а сначала в металле) свою задумку. И если Вы хотите создать своими руками что-то близкое к работе мастера, то не поленитесь и как следует поработайте над эскизом. Желательно сделать несколько видов с разных сторон. Потом будет легче методом масштабирования перенести рисунок на каркас изделия.

Если Вы планируете делать не фантастическое существо, а человека или животного, то полезно будет иметь под рукой справочник по анатомии. В нем Вы найдете любой скелет для своей сначала металлической конструкции, а потом и то, что будет заполняться бетоном.

Надо отметить, что не каждый самоделкин умеет работать со сварочным аппаратом, но это и не обязательно. Можно использовать вместо сварки скрутку проволокой.

Инструменты для работы над скульптурой

Последние годы арматуру для фундамента тоже не сваривают, а скрепляют проволокой с помощью нехитрого приспособления.

Для получения плавных закруглений проволоки для каркаса используют простейший самодельный инструмент, который могут применить и самоделкины. К трубке с пропилом (куда вставляется проволока) приварена ручка (металлический профиль).

Приспособление для гибки проволоки

Приспособление для гибки проволоки

Мастерами при работе с бетоном использовались обычные мастерки, кисти и металлические щетки. Для выравнивания шероховатостей на застывшей поверхности применялась шлифовальная шкурка. Иногда использовали отрезной круг, если имелась необходимость внести изменения или дополнения в застывший образ.

Окраска бетона

Для придания цвета краситель в состав бетонной смеси не вносился. Бетонные скульптуры окрашивали после полной просушки и обработки поверхности. Перед окраской для дополнительной защиты от влаги и укрепления поверхностного слоя бетонные фигуры пропитывали латексной грунтовкой, также как это делают по цементной штукатурке.

Метод окраски бетона аналогичный методу, который применялся при изготовлении фигурки нэцке. На фестивале все бетонные скульптуры были окрашены под состаренную бронзу (как декорировался бетонный барельеф или настенный крест из гипса).

Окраска бетонных скульптур

бетонные скульптуры 1

Фрагмент фигуры из бетона

Бетонная скульптура рыбки

Сказка из бетона

Бетонная скульптура сказочного героя

Бетонный сказочный герой

По составу бетонной смеси мастера особых секретов не раскрывают, объясняя тем, что состав обычный. Но по цвету бетона можно предположить, что одни используют темный коричневый пластификатор, другие для ускорения твердения и увеличения прочности конструкции добавляют белый цемент (но он значительно дороже серого портландцемента).

Не крашенная бетонная скульптура

Не крашенный бетон

Обработка поверхности бетонной скульптуры

Обработка бетонной поверхности

Некоторые комментарии на эту темы были даны по советам Т. Нила в предыдущей статье. Также можно отметить, что многие российские мастера и самоделкины добавляют (для придания большей пластичности) в бетонную смесь моющее средство типа Fairy (0,1 — 0,5% от веса цемента). Оно является и пластификатором, и воздухововлекающим компонентом. Смесь получается более легкой, но прочность такого бетона ниже и поэтому его желательно использовать в последнем поверхностном слое фигуры, где необходимо проработать тонкие и мелкие детали.

В заключение несколько примеров работ из-за рубежа.

Бетонные скульптуры в Финляндии (автор скульптор-самоучка В.Рёнккёнэн):

бетонные скульптуры детей

бетонные скульптуры людей

Бетонные скульптуры под водой в Мексике около полуострова Юкатан (автор скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор):

Как домашнему мастеру изготовить и применить художественный бетон

художественный бетон

Художественный бетон пластичен как глина или пластилин, поэтому к нему проявляют большой интерес как специалисты, так и для своих работ самоделкины.

Содержание статьи:

  1. Применение. Основные характеристики. Функции составляющих бетонной смеси.
  2. Почему нельзя использовать универсальный состав и какие условия влияют на его изменение.
  3. Несколько слов из теории.
  4. Заключение.

Художественный бетон имеет также ряд других названий-синонимов: архитектурный, скульптурный, полимерный, декоративный, пластичный и другие.

Применение, основные характеристики и функции составляющих бетонной смеси

Благодаря своей пластичности художественный бетон имеет очень широкий спектр применения. Из него изготавливают любых размеров бетонные фигуры, лепнину, садовые вазы и вазоны, декоративный камень, малые архитектурные формы и многое другое.

В зависимости от задачи состав бетонной смеси (короткое видео) меняется за счет качественного и количественного включения различных полимерных, химических и минеральных добавок.

В их функцию входит придание бетонной смеси пластичности, возможности регулирования текучести, времени застывания, увеличения водонепроницаемости и морозостойкости.

Для упрочнения структуры камня в состав смеси вводятся активные вещества: микрокремнезем и различные золы. Получить более подвижный раствор и для лучшего перемешивания, а также для уменьшения количество затворяемой воды применяются пластификаторы. Для самоуплотняющегося бетона (не требуется вибрации) применяют гиперпластификаторы, с помощью которых можно получить тонкие и особо прочные конструкции. В этих целях также используют мелкозернистый цемент. Чем больше цифра в его названии, тем меньше цементное зерно и тем выше можно получить прочность изделия (при одинаковом количестве цемента).

Художественный бетон можно окрашивать вводя в раствор цветные пигменты (короткое видео). Чаще используют минеральные пигменты (оксиды и соли различных металлов). Можно также вводить органические пигменты и анилиновые красители. Последние дают более интенсивный цвет при меньшем их количестве. Но они менее устойчивы к разрушающему действию ультрафиолета. При использовании последних труднее получить равномерную окраску изделия без включения в состав смеси специальных добавок (например, белую сажу).

Красители несколько уменьшают прочность изделия, так как требуют увеличения количества воды затворения. Поэтому внутренний окрас надо ограничивать, вводя минимальное количество красителя, а более насыщенный цвет можно получить за счет внешнего дополнительного окрашивания. Более подробно о способах окрашивания искусственного камня рассказано в соответствующей статье на эту тему.

Почему нельзя применять для художественного бетона универсальный состав цементной смеси и какие условия влияют на его изменение

В начале статьи очень кратко было сказано о возможном применении этого пластичного материала. И конечно хотелось бы иметь единый универсальный рецепт его изготовления.

Но это не имеет смысла по следующим причинам. Прежде всего из экономических соображений. Всё универсальное всегда дороже. К тому же часть ингредиентов в некоторых случаях не нужна или даже может принести определенный вред или помеху при изготовлении конечного продукта.

Изготовление тротуарной плитки и дорожек

При изготовлении тротуарной плитки не используют художественный бетон. Для покрытия дорожек и площадок главным требованием к изделиям является повышенное противодействие истераемости и поглощению влаги. Этих два главных требования определяются ее применением.

При изготовлении плитки обычно применяют вибростолы. Оборудование стоит денег. А почему бы не использовать мелкозернистый саморастекающийся бетон?

Да, будет необходим более дорогой пластификатор, но его надо значительно меньше. Потребуется еще зола и микрокремнезем, но эти продукты не дорогие, к тому же они заменят часть вводимого цемента.

При изготовлении плитки не нужна синтетическая фибра. При правильной технологии прочность изделия будет достаточна.

Использование полимерных добавок — дело мастера, но при получении плотного бетона за счет активного метакаолина их присутствие будет излишним.

Для изготовления дорожек и площадок можно использовать тот же художественный бетон или по-другому печатный бетон. Для чего нужна пластичность — для того, чтобы с помощью полиуретановых штампов можно было получить устойчивый к оплыванию, декоративный и рельефный рисунок. В этом случае компоненты, присущие пластичному бетону, в составе необходимы.

Смесь на вертикальной поверхности

При изготовлении декоративного слоя на подпорных стенках, столбов и стен домов критерий истераемости отсутствует. Поэтому требование к твердости и плотности для компонентов смеси меняются. Вместо части кварцевого песка в смесь добавляют мраморную или доломитовую муку, что значительно облегчает конструкцию.

К тому же вводят новый компонент — редиспергируемый порошок (сухая эмульсия латекса). Он повышает липкость раствора и позволяет лучше держаться слою бетона на основании конструкции. Это свойство использовалось при строительстве бетонной скалы у бассейна.

Изготовление бетонной скульптуры

При изготовлении скульптуры всегда наносится несколько слоев бетона на подготовленную поверхность скелета будущего изделия.

Каждый слой — это разный состав смеси.

Самый последний , верхний чистовой слой может совсем не содержать кварцевого песка. Можно применить способ как при железнении бетона на половом покрытии.

Во внутреннем слое обычно используют фибру, которая препятствует сползанию раствора. В чистовом слое она будет только мешать, поэтому отсутствует.

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что состав бетона изменяется и всегда зависит от его назначения.

В будущих статьях, при описании процессов изготовления домашних и садовых поделок, рассмотрим выбор и использование ингредиентов более подробно. Ведь не везде необходим художественный бетон.

Несколько слов из теории бетона

Всем известно, чем плотнее бетон, тем он прочнее. Не будем приводить цифровые значения этого показателя, при желании его можно найти на специализированных сайтах.

Но как проще получить плотный бетон? Если грубо, то есть два способа.

Первый. Это вибропрессование. Давление и вибрация уплотняют и упрочняют бетон.

Второй. Заполнение пустот между частицами цемента и песка без вибрирования. Для этой цели необходим гиперпластификатор, каменная мука, зола и другие компоненты. Такой состав называют мелкозернистым бетоном и он применялся при изготовлении тонкостенных изделий, например: плиток под кирпич или пустотелого ангела (короткое видео).

Для наглядности, чтобы понять принцип заполняемости, несколько примеров с размерами зерна этих составляющих.

Зерно обычного цемента в среднем имеет значение 40-80 мкм, доломитовая мука — 30 мкм, маршалит — 50…100 мкм, микротальк (МИТАЛ) — 5…20 мкм, микрокальцит — 100 мкм, зола — 12…25 мкм, микротальк ТРПН — до 90 мкм, микрокремнезем — 2…10 мкм.

Специалисты используют формулы, по которым определяется оптимальное соотношение между составляющими смеси. Нужно получить такую массу, в которой пустот между компонентами смеси будет минимально. Кроме этого надо учитывать удельный вес составляющих и их химическую активность. Хорошо, когда в них побольше присутствует SiO2.

Еще пару слов о полимерах. Для повышения липкости раствора, как ранее отмечалось, используют различные редиспергируемые порошки (РПП), для удержания воды (если нет возможности укрыть бетонный слой полиэтиленовой пленкой) используются эфиры целлюлозы.

На остальных мы коротко уже останавливались. Есть много и других компонентов, но в одной статье обо всём сразу не расскажешь. Пока из теории все. В дальнейшем будем изучать ее подробнее по мере проведения практических занятий дома и на загородном участке.

Часть из перечисленных выше компонентов нами уже использовалась и приводился их количественный состав при изготовлении ангела для фонтана и бетонной вазы.

Заключение

Огромные возможности при правильном составлении рецептур и его дальнейшем использовании несет в себе этот удивительный пластичный материал — художественный бетон.

У энтузиастов, которые хотят освоить технологии, не тупо повторяя известные подходы, и имеют желание как-то их модернизировать, особенно в их применении, несомненно всё получится.

А может для кого-то это будут первые шаги для перехода от стадии любителя к открывающему свое дело мастеру.

В дальнейшем мы продолжим начатый разговор о свойствах ингредиентов, о принципах подбора состава бетонной смеси и применении пластичного бетона.

Всем успехов и удачи в вашем творчестве. До новых встреч на страницах КАМЕНЬ И САД СВОИМИ РУКАМИ. Краткий видео обзор сайта.


Черепахи и гномики, грибочки, цветы и листья – все эти милые садовые скульптуры способны отлично украсить и оживить дачный участок или территорию рядом с загородным коттеджем. Их можно сделать из различных материалов, в том числе вырезать из дерева, например. Или вытесать из камня.

Но гораздо проще отлить украшения для сада из ходовых материалов: цемента и гипс. Кстати, это и своими руками получится сделать, приготовив правильный раствор.

Раствор для изготовления садовых скульптур

Особенности и разновидности

Так как фигуркам, украшающим участок, равно как и дорожкам в саду, предстоит постоянно находиться под открытым небом, то они должны быть из прочного и морозоустойчивого материала (цемент, к примеру, используется только марки М400 и выше, а в гипс рекомендуется добавлять влагостойкие ингредиенты). Сверху изделия покрывают защитными составами, которые предохранят поверхность от влаги и разрушения.

Не забудем и о том, что крупным тяжелым фигурам может потребоваться фундамент (чтобы они не просели в землю). Часто внутри садового декора находится каркас (из проволоки, арматуры, или других материалов).

  • В качестве основы для скульптур может использоваться цемент, с которым удобно и легко работать, его же и для садовых ваз используют. Бетонные изделия отличаются прочностью, большим сроком службы, простотой изготовления. Они способны круглый год стоять на улице – требуется лишь периодически обновлять поверхность декоративного покрытия (подкрасить или восстановить слой лака, например).
  • Гипс – дешевый и доступный материал. Это его большой плюс. Есть и минус – скульптуры получаются достаточно хрупкими, нуждающимися в осторожном уходе. Для увеличения пластичности и прочности в смесь на основе гипса добавляется клей ПВА. А еще существует вариант изготовления гипсово-цементного раствора. Об этом – далее.

О том, как сделать раствор для дачных садовых скульптур из цемента, бетона или гипса, читайте далее.

Состав и структура

садовые скульпутры раствор

Чтобы наши фигурки получились не только красивыми, но и не развалились бы в течение короткого срока, нужно использовать качественные компоненты. Свежий (сыпучий, а не слежавшийся) цемент, речной промытый, просеянный и просушенный песок, чистую (не из лужи и не морскую) воду. Гипс также должен быть качественным: белого цвета, сухим, рассыпчатым.

Вот несколько рецептов для растворов:

  1. На одну часть цементного порошка берут от двух до трех частей песка. Воду добавляют в сухую смесь, доводя ее консистенцию до нужной (обычно – густоты сметаны, иногда – чуть плотнее).
  2. Гипсовый раствор делают, смешивая порошок гипса с водой до полужидкого состояния (в основном, как и у бетонной смеси, до сметанной густоты).
  3. Гипсово-цементный раствор состоит из пяти частей цемента и одной части гипса, медленно разбавленных водой до получения плотной (но текучей) смеси. В состав добавляется клей ПВА в количестве одной столовой ложки.

Как уже упоминалось, в чисто цементный или гипсовый раствор также рекомендуется добавлять клей ПВА в небольших количествах. О том, как сделать декоративные изделия-скульптуры из гипса, цемента, бетона для сада и огорода своими руками, читайте далее.

О том, как покрасить сделанного вами садового гнома или любую другую скульптуру, расскажет этот видеоролик:

Мастерим своими руками

Как приготовить смесь

Для изготовления бетонной смеси нужно взять сухие цемент с песком, перемешать их, а затем потихоньку долить воды. Делать раствор можно в тазике или миске подходящего размера, перемешивать – деревянной лопаткой либо шпателем. Не забываем защитить руки перчатками. Гипсово-цементную смесь делают аналогичным способом.

Гипсовый порошок, напротив, высыпают в воду (чтобы комочки не образовались). Можно использовать специальный скульптурный гипс, а также строительный (продается в хозяйственных магазинах). Подойдет и штукатурка, в основе которой содержится гипс. Раствор используют сразу же.

При изготовлении гипсово-цементной смеси (помним — она должна быть плотной для легкого накладывания на каркас). В сухие перемешанные компоненты нужно лить воду очень маленькими порциями. Клей ПВА во всех трех случаях добавляют в конце.

О том, как сделать формы для садовых скульптур, читайте ниже.

Как приготовить форму для изделий

Из глины или пластилина

Для садового декора существуют и готовые формы (продаются в магазинах). Самостоятельное изготовление трафарета предполагает наличие фигурки-образца. Еще будет нужна глина, которую легко можно набрать в карьере.

Немного разведя глину до пластичного состояния, надо погрузить в нее фигурку-образец. Сначала вдавливаем для получения оттиска ее переднюю половину, затем – заднюю. Теперь глиняную форму нужно подсушить – на воздухе или в печке. Отливают две детали, которые затем склеивают.

Перед заливкой гипсовой или цементно-песчаной массы необходима смазка внутренней поверхности формы. Растительным маслом, вазелином, парафином. Еще можно изготовить состав из двух частей тертого мыла, семи частей воды и одной части растительного масла.

Для более легкого гипса вместо глины можно использовать пластилин, который легче формуется. Лепим из него фигурку, не забыв нанести линию разделения. Затем наносим смазку – годится раствор из мыла и растительного масла. После чего лопаточкой или кисточкой накладываем гипсовую смесь, при этом слой не должен быть более двух миллиметров.

При необходимости после высыхания можно нанести еще один слой. Или несколько. Работаем на ровной плоскости (по размеру несколько большей площади, чем будущая скульптура).

О том, как сделать скульптуру-гриб для вашего сада, расскажет этот видеосюжет:

Из металла и проволоки

Для зверей, птичек, человечков делают металлический каркас, который нужно обмотать в местах утолщений металлической сеткой с мелкими ячейками либо проволокой.

Чтобы сэкономит цемент, внутрь конструкции можно наложить ветоши или старых скомканных газет. На каркас наносится достаточно густая песчано-цементная (или гипсово-цементная) смесь.

Из подручных материалов

садовые скульпутры раствор цена

  • Очень симпатичный декор можно создать, имея в распоряжении обычную пластиковую бутылку и старую миску. В бутылку наливаем бетонный раствор – это будет ножка грибочка.
  • А формой для шляпки послужит миска, смазанная внутри солидолом или растительным маслом (а можно просто полиэтиленом дно застелить). Наливаем в нее раствор, ждем, пока он немного застынет, вырезаем в середине углубление для ножки. Останется задекорировать грибок.
  • Старый мячик – тоже отличная форма для очаровательных скульптур. Из его половинок можно соорудить черепашек, божьих коровок, А если мяч не разрезать, а лишь проделать небольшое отверстие, то после заливки внутрь бетонной смеси получится детали шаровидной формы. Которые также способны дать простор фантазии.

Из природных материалов

Фактурный лист (например, лопуха), отпечатанный на цементе, может стать красивой поилкой для птичек. Для изготовления такого декоративного изделия надо насыпать на ровную плоскость горку влажного песка, застелить полиэтиленом и положить выбранный лист фактурными прожилками вверх.

Затем намазывают слой цементной смеси не толще двух сантиметров (к краям толщину чуть уменьшим). Подготовим основание – залитый бетоном кусок трубы из пластика. Его вставим по центру. Через двое суток листик готов. Красим его.

Еще можно сделать так называемые «живые» скульптуры, внутрь которых будет помещена газонная трава. Или другие растения.

Для этого нужно приготовить металлический каркас нужной конфигурации, обтянутый проволокой. Его затягивают металлической или полипропиленовой сеткой, затем насыпают грунт (куда будут посажены живые растения), предварительно проложив слой соломы.

Если вы до сих пор не определились, какую скульптуру для сада хотите, то вам поможет в этом следующее видео:

Читайте также: