Сколько оттисков можно сделать с офортной доски

Обновлено: 07.05.2024

Эстамп (от фр. estampe) - обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.
Различают четыре разновидности эстампа: высокая (выпуклая) печать, плоская печать, глубокая печать и трафаретная печать.
К выпуклой печати относят ксилографию, линогравюру и гравюру на картоне.
К плоской печати - литографию со всеми ее разновидностями и монотипию.
К глубокой печати - резцовую гравюру, офорт, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру.
К трафаретной печати - шелкографию.

Рассмотрим более подробно основные техники эстампа в хронологическом порядке.

Гравюра (от фр. gravure - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, подразумевающий создание различными способами печатных форм. Существует огромное число гравюрных техник: ксилография, линогравюра, гравюра на картоне, офорт, резцовая гравюра, меццо-тинто, пунктир, сухая игла, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашная манера.

Ксилография (от греч. силос - дерево) - гравюра на дереве. Техника ксилографии зародилась в Китае. Самый ранний из известных образцов ксилографии датируется 868 годом.
До конца XVII века ксилографию делали на досках продольного распила - обрезная (продольная) гравюра. Для обрезной гравюры берётся липовая, сливовая или грушевая доска продольного распила, рисунок вырезается резцами, стамесками или ножом.
В 1780-е годы англичанин Т. Бьюик придумал торцовую гравюру. Для торцовой гравюры используются доски поперечного распила из твёрдых пород кавказской пальмы (самшита). Изображение вырезается резцами разной конфигурации. После этого доску покрывают специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Количество качественных оттисков с продольных досок в пределах нескольких сотен экземпляров, с торцовой - десятки тысяч экземпляров.

Шелкография, сериграфия (от лат. seri - шелк и греч. grafia - форма, изображение) - вид художественной трафаретной печати. Шелкография появилась в Китае во времена династии Сун (960-1279). Эта технология быстро распространилась в соседние с Китаем азиатские страны. В Японии, например, развили эту технологию, совместив ее с ксилографией и ручным нанесением красок. В Европе шелкография появилась в конце XVIII века, из-за дефицита и дороговизны шелка не получила широкого распространения. Технология начала развиваться только после того, как был изобретен качественный и недорогой заменитель шелка.
Из шелковой сетки, натянутой на алюминиевую или деревянную раму изготавливается трафаретная форма для шелкографии - экран. Зоны без рисунка закрываются непроницаемым для красок материалом, в результате чего получается трафарет. Экран накладывают на поверхность, на которую будет наноситься изображение, затем добавляется краска на водной или масляной основе и по поверхности экрана прокатывают специальным инструментом роллером или ракелем. Каждый цвет фиксируется, и оттиск для конкретного цвета производится отдельно только в тех местах, где это требуется. В отличии от других печатных техник получается изображение в незеркальном виде. Шелкография позволяет получить яркие, красочные рельефные изображения. С помощью шелкографии можно напечатать качественные репродукции картин.

Резцовая гравюра, резец - самая древняя разновидность гравюры. Резцовая гравюра появилась благодаря технологии украшения металлических изделий резьбой. Появление этой разновидности гравюры относят к первой половине XV века. С XVII века резцовая гравюра постепенно начала вытесняться разновидностями офортной техники. До конца XIX века прерогативой резцовой гравюры было исполнение географических карт, видов городов (ведут), иллюстраций для научных атласов и изданий, а также репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектурных памятников для художественных изданий. В наши дни используется, в частности, для печати американских долларовых купюр.
Ровную металлическую пластину тщательно шлифуют, затем наносят контур изображения. Для получения штрихов и линий применяют резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносят иглами. Металлические заусеницы - барбы, остающиеся по краям, аккуратно срезают шабером. Затем изображение заполняют густой краской. С помощью кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для получения оттисков используют сравнительно толстую, мало проклеенную бумагу: она, будучи влажной, под сильным давлением хорошо вбирает краску из углублений доски. Для оттиска характерна строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий. Такая техника отличается исключительной трудоемкостью и некоторой ограниченностью художественных возможностей.

Офорт (от фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - крепкая вода) - разновидность гравюры на металле.
Другие названия: травленый штрих, классический офорт, чистый офорт.
Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Количество оттисков с офортных досок ограничено. С цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.

Сухая игла - разновидность офорта, не использующая травление. Первые опыты использования сухой иглы относятся к началу XV века, в качестве самостоятельной техники она получила распространение с начала XIX века.
Изображение процарапывается иглой на металле, лишенном грунта, затем заполняется краской и с помощью офортного станка делается оттиск на бумаге. Офорт в технике сухая игла может быть напечатан не более чем в 20 экземплярах.

Травлёный штрих - другое название офорта.
Известен с начала XVI века. В технике травлёный штрих работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Количество оттисков с офортных досок ограничено. С цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.

Меццо-тинто (от итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный) - разновидность офорта. Технику меццо-тинто изобрел в Амстердаме в 1642 году художник самоучка Людвиг фон Зиген. Это изобретение было связано с желанием воспроизвести в гравюре эффекты струящихся волн золотистого света, присущих живописным полотнам Рембрандта. Наибольшее развитие этот способ гравирования получил в Англии, за что получил название "английская манера".
Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зерненной доске.
Полированная поверхность металлической пластины подвергается зернению - покрывается с помощью гранильника мельчайшими углублениями, приобретая шероховатость. На окрашенную или очищенную зазернённую пластину остриём карандаша или иглой наносится рисунок. Те участки, которые должны быть светлыми, выскабливаются или выглаживаются. При этом создается постепенная градация от света к тени и наоборот. Когда указанная работа закончена, на пластину наносят рисунок. Для этого ее избирательно полируют шабером, уменьшая неровности пропорционально оттенку, который должна передавать соответствующая часть гравюры. Чем меньше углубления в результате шлифования, тем меньше краски в них попадает при печатании. Таким образом искусный гравер может передать плавный переход оттенков и сделать гравюру реалистичной, в отличие от схематичной гравюры, выполненной резцом. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются глубиной тона, ярко выраженным эффектом контрастности и богатством светотеневых оттенков. Так как для меццо-тинто необходимо очень тонкое и нежное зернение, печатная форма быстро изнашивается, поэтому эта техника позволяет получить всего лишь 10-15 качественных оттисков.

Акватинта (от итал. aqua - вода, tinta - оттенок) - разновидность офорта. Появление акватинты относят к 60-70-м годам XVIII века. Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварелью и это сходство обусловило происхождение названия.
Перед травлением на печатную форму наносят кислотоупорную смолу: канифольную, асфальтовую или другого происхождения, затем опускают в азотную кислоту. Для того, чтобы получить богатство фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводили число травлений более чем до двадцати этапов. Протравленные углубления затем заполняют офортной краской и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводя новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.

Лавис (от фр. lavis - размывка) - разновидность акватинты. Известна с 1780-х годов. Рисунок наносится приемом иглового офорта. Тональность получают путем травления кислотой, которую наносят на доску кистью. Границы тонового пятна резко очерчены. Оттиск лависа напоминает работы, исполненные акварельными красками. Лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний. Так же как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой. Техника позволяет получить с одной доски не более 30 качественных отпечатков.

Линогравюра - гравюра на линолеуме. Появилась на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолеума. Для линогравюры используется специально подготовленный линолеум, изображение вырезается резцами разной величины. Затем его покрывают валиком специальной краской и выполняют оттиск на бумаге.
Лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого; сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность работать быстро; использовать большой размер листа; цветную печать и высокая тиражность привлекли к ней много мастеров печатной графики. Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности, линогравюра стала доступна широкому кругу зрителей.

Гравюра на картоне - в качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Штрихи на картоне прорезаются иглой или ножом, тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона либо при помощи аппликации. Художественные возможности гравюры на картоне весьма ограничены, поэтому она не получила широкого распространения среди профессиональных художников.

Литография, автолитография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - способ печати, при котором краска под давлением переносится с литографского камня на бумагу. Литографию ошибочно причисляют к гравюре, она была изобретена в 1798 году Алоизием Зенефельдером в окрестностях Мюнхена.
Процесс создания литографии происходит следующим образом: на литографском камне (кусок плотного известняка, который шлифуется до гладкого состояния) рисуется изображение, затем поверхность камня протравливают смесью, содержащей азотную кислоту, воздействующей на не покрытую рисунком поверхность. Валиком на увлажненный камень наносится краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, затем посредством литографского станка выполняют оттиск на бумаге.

Хромолитография (от греч. chroma - цвет и литография) - цветная литография. В 1833 году московский художник К.Л. Тромонин ввел цветную литографскую печать, которая получила название хромолитография. В цветной литографии для каждой краски используется отдельный камень, печать производится последовательно каждым цветом. Для получения высококачественных цветных изображений иногда применяли до 30 камней. Со временем камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами

Монотипия (от греч. monos - один и tupos - отпечаток) - вид печатной графики. Монотипию изобрел итальянский художнику и гравер Джованни Кастильоне (1607-1665).
На идеально гладкую поверхность печатной формы наносится от руки рисунок красками, оттиск затем снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную. Полученный на бумаге оттиск всегда уникален и неповторим, поскольку в этой технике можно напечатать только один оттиск.

Авторская печатная графика всегда делается ограниченным тиражом. Любой оттиск из тиража, если он отпечатан и подписан самим автором - считается оригиналом и обладает художественной ценностью. Подпись, как правило, делается твердым карандашом по влажной бумаге. В этом случае ее невозможно стереть без явных следов подчистки, так как карандаш глубоко врезается в бумагу. Подпись ставится под нижним правым краем изображения с указанием года создания печатной формы. В левой стороне оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения и номер тиража. На обратной стороне оттиска принято писать фамилию и инициалы автора, название произведения, год исполнения, манеру и размеры гравюры.

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, тиражная графика, авторская печатная графика, классификация эстампа

Эстамп (от фр. estampe) - обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.
Различают четыре разновидности эстампа: высокая (выпуклая) печать, плоская печать, глубокая печать и трафаретная печать. К выпуклой печати относят ксилографию, линогравюру и гравюру на картоне. К плоской печати - литографию со всеми ее разновидностями и монотипию. К глубокой печати: офорт, резцовую гравюру, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру. К трафаретной печати - шелкографию.
Рассмотрим более подробно основные техники эстампа в хронологическом порядке.

Гравюра (от фр. gravure - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, подразумевающий создание различными способами печатных форм. Существует огромное число гравюрных техник: ксилография, линогравюра, гравюра на картоне, офорт, резцовая гравюра, меццо-тинто, пунктир, сухая игла, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашная манера.
Ксилография (от греч. силос - дерево) - гравюра на дереве. Техника ксилографии зародилась в Китае. Самый ранний из известных образцов ксилографии датируется 868 годом.
До конца XVII века ксилографию делали на досках продольного распила - обрезная (продольная) гравюра. Для обрезной гравюры берётся липовая, сливовая или грушевая доска продольного распила, рисунок вырезается резцами, стамесками или ножом.
В 1780-е годы англичанин Т. Бьюик придумал торцовую гравюру. Для торцовой гравюры используются доски поперечного распила из твёрдых пород кавказской пальмы (самшита). Изображение вырезается резцами разной конфигурации. После этого доску покрывают специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Количество качественных оттисков с продольных досок в пределах нескольких сотен экземпляров, с торцовой - десятки тысяч экземпляров.
Шелкография, сериграфия (от лат. seri - шелк и греч. grafia - форма, изображение) - вид художественной трафаретной печати. Шелкография появилась в Китае во времена династии Сун (960-1279). Эта технология быстро распространилась в соседние с Китаем азиатские страны. В Японии, например, развили эту технологию, совместив ее с ксилографией и ручным нанесением красок. В Европе шелкография появилась в конце XVIII века, из-за дефицита и дороговизны шелка не получила широкого распространения. Технология начала развиваться только после того, как был изобретен качественный и недорогой заменитель шелка.
Из шелковой сетки, натянутой на алюминиевую или деревянную раму изготавливается трафаретная форма для шелкографии - экран. Зоны без рисунка закрываются непроницаемым для красок материалом, в результате чего получается трафарет. Экран накладывают на поверхность, на которую будет наноситься изображение, затем добавляется краска на водной или масляной основе и по поверхности экрана прокатывают специальным инструментом роллером или ракелем. Каждый цвет фиксируется, и оттиск для конкретного цвета производится отдельно только в тех местах, где это требуется. В отличии от других печатных техник получается изображение в незеркальном виде. Шелкография позволяет получить яркие, красочные рельефные изображения. С помощью шелкографии можно напечатать качественные репродукции картин.
Мэри, королева Шотландии. Александер Хей Ритчи - Резцовая гравюра 1852 г.
Резцовая гравюра, резец - самая древняя разновидность гравюры. Резцовая гравюра появилась благодаря технологии украшения металлических изделий резьбой. Появление этой разновидности гравюры относят к первой половине XV века. С XVII века резцовая гравюра постепенно начала вытесняться разновидностями офортной техники. До конца XIX века прерогативой резцовой гравюры было исполнение географических карт, видов городов (ведут), иллюстраций для научных атласов и изданий, а также репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектурных памятников для художественных изданий. В наши дни используется, в частности, для печати американских долларовых купюр.
Ровную металлическую пластину тщательно шлифуют, затем наносят контур изображения. Для получения штрихов и линий применяют резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносят иглами. Металлические заусеницы - барбы, остающиеся по краям, аккуратно срезают шабером. Затем изображение заполняют густой краской. С помощью кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для получения оттисков используют сравнительно толстую, мало проклеенную бумагу: она, будучи влажной, под сильным давлением хорошо вбирает краску из углублений доски. Для оттиска характерна строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий. Такая техника отличается исключительной трудоемкостью и некоторой ограниченностью художественных возможностей.
Офорт (от фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - крепкая вода) - разновидность гравюры на металле.
Другие названия: травленый штрих, классический офорт, чистый офорт.
Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Количество оттисков с офортных досок ограничено. С цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.
Дж.Уокер. Портрет великого князя Павла Петровича 1791г. - Цветной пунктир
Пунктир (от лат. punctum - точка), пунктирная манера - разновидность офорта. Первые гравюры, созданные пунктиром, встречаются в искусстве Италии и Голландии на рубеже XV-XVI веков.
Изображение создается на печатной форме при помощи ударов молоточком по пунсонам, острым стальным штифтам. При сильном ударе получаются более темные участки, при слабом - едва заметный тон. Для получения сплошной зернистой поверхности используют матуары - чеканы в форме булавы - и матировки, или тонировки - пунсоны с несколькими остриями. Зернистую фактуру получают также с помощью травления. Доску покрывают твердым лаком, теми же инструментами лак накалывают, затем травят. Часто оба метода сочетаются на одной доске.
Оттиски, выполненные с досок в пунктирной манере, отличаются почти живописной мягкостью светотени, эффектной легкостью и воздушностью изображения. Цветной пунктир замечательно передает нюансы акварельного или пастельного рисунка.
Сухая игла - разновидность офорта, не использующая травление. Первые опыты использования сухой иглы относятся к началу XV века, в качестве самостоятельной техники она получила распространение с начала XIX века.
Изображение процарапывается иглой на металле, лишенном грунта, затем заполняется краской и с помощью офортного станка делается оттиск на бумаге. Офорт в технике сухая игла может быть напечатан не более чем в 20 экземплярах.
Монотипия (от греч. monos - один и tupos - отпечаток) - вид печатной графики. Монотипию изобрел итальянский художнику и гравер Джованни Кастильоне (1607-1665).
На идеально гладкую поверхность печатной формы наносится от руки рисунок красками, оттиск затем снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную. Полученный на бумаге оттиск всегда уникален и неповторим, поскольку в этой технике можно напечатать только один оттиск.
Вильям Шекспир. Сэмюэль Казинз - Меццо-тинто 1849 г.
Меццо-тинто (от итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный) - разновидность офорта. Технику меццо-тинто изобрел в Амстердаме в 1642 году художник самоучка Людвиг фон Зиген. Это изобретение было связано с желанием воспроизвести в гравюре эффекты струящихся волн золотистого света, присущих живописным полотнам Рембрандта. Наибольшее развитие этот способ гравирования получил в Англии, за что получил название "английская манера".
Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зерненной доске.
Полированная поверхность металлической пластины подвергается зернению - покрывается с помощью гранильника мельчайшими углублениями, приобретая шероховатость. На окрашенную или очищенную зазернённую пластину остриём карандаша или иглой наносится рисунок. Те участки, которые должны быть светлыми, выскабливаются или выглаживаются. При этом создается постепенная градация от света к тени и наоборот. Когда указанная работа закончена, на пластину наносят рисунок. Для этого ее избирательно полируют шабером, уменьшая неровности пропорционально оттенку, который должна передавать соответствующая часть гравюры. Чем меньше углубления в результате шлифования, тем меньше краски в них попадает при печатании. Таким образом искусный гравер может передать плавный переход оттенков и сделать гравюру реалистичной, в отличие от схематичной гравюры, выполненной резцом. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются глубиной тона, ярко выраженным эффектом контрастности и богатством светотеневых оттенков. Так как для меццо-тинто необходимо очень тонкое и нежное зернение, печатная форма быстро изнашивается, поэтому эта техника позволяет получить всего лишь 10-15 качественных оттисков.
Акватинта (от итал. aqua - вода, tinta - оттенок) - разновидность офорта. Появление акватинты относят к 60-70-м годам XVIII века. Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварелью и это сходство обусловило происхождение названия.
Перед травлением на печатную форму наносят кислотоупорную смолу: канифольную, асфальтовую или другого происхождения, затем опускают в азотную кислоту. Для того, чтобы получить богатство фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводили число травлений более чем до двадцати этапов. Протравленные углубления затем заполняют офортной краской и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводя новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.
Жан Батист Лепринс Сцена из русской народной жизни 1769г. - Лавис
Лавис (от фр. lavis - размывка) - разновидность акватинты. Известна с 1780-х годов. Рисунок наносится приемом иглового офорта. Тональность получают путем травления кислотой, которую наносят на доску кистью. Границы тонового пятна резко очерчены. Оттиск лависа напоминает работы, исполненные акварельными красками. Лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний. Так же как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой. Техника позволяет получить с одной доски не более 30 качественных отпечатков.
Резерваж (от фр. réservage) - разновидность офорта. Резерваж впервые появился во Франции во второй половине XIX века.
Чернилами, гуашью или тушью с добавлением сахара наносится рисунок пером или кистью на гладкую поверхность металла. Затем печатная форма покрывается кислотоупорным грунтом и опускается в воду. Разбухая, чернила приподнимают лежащие над ними частицы грунта, которые легко снимаются, обнажая металл. Затем печатную форму опускают в азотную кислоту и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Получается гравюра, напоминающая набросок пером или рисунок кистью.
Гавриил Иванович Скородумов. Портрет Екатерины II с оригиналов Ф.С.Рокотова - Карандашная манера, пунктир,
Карандашная манера - разновидность пунктирной манеры углублённой гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем, сангиной или пастелью. Является комбинированной техникой - наполовину офортной, наполовину резцовой. Была создана исключительно для воспроизведения рисунков и как самостоятельная манера не получила широкого распространения. Зародилась во Франции в середине XVIII века.
Гравируется по офортному лаку рулетками различных видов (ручки с зубчатыми колесиками) и митуаром (пестик с насаженными зубцами). После травления кислотой линии усиливаются штихелем, иглой и рулетками прямо на печатной форме. Обычно в карандашной манере воспроизводят рисунки карандашом, пастелью, сангиной, углем. Иногда в этой технике изготавливают графюры механическим способом без применения травления и грунта. Карандашная манера нередко использовалась в сочетании с пунктирной техникой.
Вийральт Эдуард. Девочка-берберка с верблюдом - Мягкий лак. 1940.
Мягкий лак - разновидность техники офорта. На печатную форму наносят кислотоупорный слой мягкого лака, затем осторожно накладывают лист тонкой бумаги. После чего на бумагу карандашом наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. Когда бумагу снимают, она срывает лак с печатной формы и обнажает металл. Затем печатную форму опускают в азотную кислоту и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Линогравюра - гравюра на линолеуме. Появилась на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолеума. Для линогравюры используется специально подготовленный линолеум, изображение вырезается резцами разной величины. Затем его покрывают валиком специальной краской и выполняют оттиск на бумаге.
Лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого; сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность работать быстро; использовать большой размер листа; цветную печать и высокая тиражность привлекли к ней много мастеров печатной графики. Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности, линогравюра стала доступна широкому кругу зрителей.
Сергей Дудко. Тянь-Шань, Памир 2000г. - Гравюра на картоне
Гравюра на картоне - в качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Штрихи на картоне прорезаются иглой или ножом, тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона либо при помощи апликации. Художественные возможности гравюры на картоне весьма ограничены, поэтому она не получила широкого распространения среди профессиональных художников.
Литография, автолитография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - способ печати, при котором краска под давлением переносится с литографского камня на бумагу. Литографию ошибочно причисляют к гравюре, она была изобретена в 1798 году Алоизием Зенефельдером в окрестностях Мюнхена.
Процесс создания литографии происходит следующим образом: на литографском камне (кусок плотного известняка, который шлифуется до гладкого состояния) рисуется изображение, затем поверхность камня протравливают смесью, содержащей азотную кислоту, воздействующей на не покрытую рисунком поверхность. Валиком на увлажненный камень наносится краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, затем посредством литографского станка выполняют оттиск на бумаге.
Хромолитография (от греч. chroma - цвет и литография) - цветная литография. В 1833 году московский художник К.Л. Тромонин ввел цветную литографскую печать, которая получила название хромолитография. В цветной литографии для каждой краски используется отдельный камень, печать производится последовательно каждым цветом. Для получения высококачественных цветных изображений иногда применяли до 30 камней. Со временем камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами

Авторская печатная графика всегда делается ограниченным тиражом. Любой оттиск из тиража, если он отпечатан и подписан самим автором - считается оригиналом и обладает художественной ценностью. Подпись, как правило, делается твердым карандашом по влажной бумаге. В этом случае ее невозможно стереть без явных следов подчистки, так как карандаш глубоко врезается в бумагу. Подпись ставится под нижним правым краем изображения с указанием года создания печатной формы. В левой стороне оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения и номер тиража. На обратной стороне оттиска принято писать фамилию и инициалы автора, название произведения, год исполнения, манеру и размеры гравюры.

В этой части статьи мы рассмотрим манеру твердый лак, или как она еще называется травленый штрих, или офорт. И немного коснемся манеры сухая игла.

Альбрехт Дюрер «Рыцарь, смерть и Дьявол», офорт

Альбрехт Дюрер «Рыцарь, смерть и Дьявол», офорт.

Твердый лак.

Суть манеры в том, что пластина покрывается лаком, который значительно тверже, чем в манере мягкий лак. А потом этот лак процарапывается офортной иглой, до самого метала при травлении, там, где метал, был процарапан, метал травиться. Таким образом, на поверхности метала, получаются углубления, в которые набивается краска и производится печать. Внешне эта манера похожа на рисунки сделанные, шариковой ручкой, рапидографом, или писчим пером.

И так первое что нам нужно заделать, это купит или изготовить самим твердый лак которым будет покрываться пластина. О покупке лака рассказывалось в той части, где описывалась манера мягкий лак, все они относятся и к твердому лаку. Только в данном случае нужно покупать именно твердый лак, а не какой либо другой. Иногда встречаются так называемые универсальные лаки, мой опыт подсказывает, что лучше брать все-таки лаки, заточенные под определенную манеру.

Как же изготовить лак для данной манеры самостоятельно, привожу два наиболее простых и доступных рецепта;

Асфальт (битум)———————————————1 весовая часть

Канифоль——————————————————1 весовая часть

Этот состав более мягкий и эластичный, пригоден для длительной работы.

Асфальт (битум)———————————————4 весовая часть

Канифоль——————————————————2 весовая часть

Данный состав более жесткий он не рассчитан на длительное хранение загрунтованной доски, следовательно, с ним нужно работать быстро неделя, максимум две. Хотя я работал подобным лаком на пластине, которая пролежала в углу несколько месяцев, и проблем не возникло.

Василий Фенчак, «Alter Ego», экслибрис, офорт, травленый штрих.

Василий Фенчак, «Alter Ego», экслибрис, офорт, травленый штрих.

Далее все части хорошо измельченные плавятся в металлической таре (я использую обычно жестяные банки из-под кофе), на водяной бане, с добавлением небольшого количества скипидара, в том порядке, который указан в перечне составных частей.

Подробно весь процесс варки лака описан в первой части, в описании манеры мягкий лак, в данном случае они идентичны только состав лака немного другой.

После того как у нас появился лак для грунтования, приступаем к грунтовке доски. Как и в мягком лаке кладем отшлифованную и обезжиренную пластину на нагревательный стол, нагреваем ее до состояния, когда лак начнет плавиться об ее поверхность, наносим немного лака на пластину, после чего тампоном равномерно разгоняем лак тонким слоем по всей пластине, как описано в первой части. Когда данная операция закончена, переходим к следующей суть в том, что лак на пластине смотрится, как темно коричневая прозрачная субстанция если по ней царапать иглой, то штрихи будут плохо видны и будет трудно контролировать процесс рисования иглой. Потому, чтобы увеличить контрастность между серым цветом метала и поверхностью лака пластину коптят. Делается это следующим образом, в металлическую емкость набивается ветошь, туда же наливается немного уайт-спирита или керосина. Так чтобы вся ветошь оказалась им смочена, у данного приспособления должна быть крышка, обычно такая же емкость только больших размеров или кусок ровного, но тяжелого метала, чтобы его можно было быстро набросить на емкость с ветошью и перекрыть в не доступ воздуха. Данное приспособление назовем коптилкой, в нем мы будем разводить огонь для копчения, а крышка нужна, для того чтобы в любой момент можно было накинут ее на горелку и таким образом погасить огонь. Еще нам понадобится держалка, для того чтобы удерживать пластину над горелкой ее устройство понятно из иллюстрации изготовляется она из толстой лучше всего стальной проволоки.

И так загрунтованную пластину лежащую на нагревательном столе подвигаем к углу стола таким образом, чтобы два противоположных угла свешивались, заводим снизу держалку и прихватываем пластину за углы. Поднимаем и переворачиваем таким образом, чтобы у нас загрунтованная сторона оказалась снизу, а держалка с верху.

Технологии эстампа офорта

Технологии эстампа офорта

Копчение пластины, хорошо видно устройство держалки.

Зажигаем коптилку и начинаем водить над ней пластиной, чтобы копоть от огня попадала на все участки пластины, стараясь не задерживать пластину на долго на одном месте, чтобы не пережечь ее. Нужно добиться, чтобы пластина стала равномерно черной, но не матовой, блеск желательно, чтобы оставался. В прочем если в каком-то месте все-таки появилась матовость пугаться не стоит, если разрыва лака в результате перегрева не произошло то все нормально. После того как пластина полностью закопчена, ее кладут лаком вверх на ровную холодную поверхность и дают остыть. А коптилку по средствам крышки нужно погасить.

Данная операция, должна проводиться с соблюдением всех правил пожарной безопасности, и в хорошо проветриваемом помещении.

Технологии эстампа офорта

Закопченная пластина, готовая к гравированию.

Лак в данной манере не такой хрупкий, как в мягком лаке, его можно касаться руками, но все-таки, даже ногтем можно повредить потому, обращаться с ним тоже надо с изрядной аккуратностью.

Еще один способ грунтовки заключается в том, что пластину закрашивают черной краской из баллончика тонким слоем. Краска служит лаком и закапчивать ее не надо, правда рисовать иглой по такому лаку труднее, но не на столько, чтобы игнорировать данный способ.

Теперь, когда пластина загрунтована, можно приступать к гравировке, делается это офортной иглой самый простой способ изготовить данный инструмент, это взять стержень от гелиевой ручки плоскогубцами удалить металлический наконечник, и на его место вставить иглу от швейной машинки хвостовиком в стержень, отломить острие, а оставшуюся часть заточить на заточном станке. Острие от иглы можно вбить в черенок от старой кисточки и тоже заточить, таким образом, вы получаете две иглы, которых вам при рачительном отношении к ним хватит на несколько лет интенсивной работы.

Технологии эстампа офорта

Офортные иглы, изготовленные из иглы для швейной машинки. Виден еще не разобранный стержень от гелиевой ручьи и игла с отломленным острием. И несколько офортных игл уже готовых, одна вставлена в ручку.

Теперь можно этими иглами рисовать по пластине. Рисунок по манере напоминает рисунок тушью пером, или шариковой ручкой, или остро отточенным карандашом, штриховой рисунок, где все элементы от пятна до отдельной линии формируются по средствам штриха.

Рисуем свободно, но не забываем что игла значительно тоньше даже самого тонкого пера, и для достижения того же тона нужно штриховать чаше. Но в тоже время должна оставаться структура штриха, то есть между штрихами должна быт полоска лака, пуст и очень тонкая. Не в коем случае, нельзя допускать, чтобы лак, с каких от мест сошел полностью, иначе при травлении протратится целое пятно и получится яма, в которой краска не будет задерживаться и при печати получится белесое пятно. Нужно чтобы всегда оставалась структура выступов и понижений. Хотя иногда очень опытные мастера специально добиваются таких эффектов, но для этого нужно очень хорошо чувствовать пластину.

Если же такой брак все-таки получился, а такое не редко случается во время травления штрихи стравливаются, тогда нужно взять тонкую кисточку и про штриховать битумным лаком испорченное место, имитируя структуру штриха который был нанесен иглой. Потом нужно травить это место такое же время, как и все пятно которому оно принадлежит, закрыв всю остальную пластину битумным лаком.

Виктор Гузенюк, «Liuteria nel mezzogiorrno», экслибрис, офорт

Виктор Гузенюк, «Liuteria nel mezzogiorrno», экслибрис, офорт.

Если композиция сложная, и вы боитесь, что не сможете точно перенести ее на пластину можно наметить рисунок, делается это следующим образом. На пластину поверх лака кладется желтая или красная копирка, сверху кладется эскиз, рисуя по эскизу обводя элементы композиции, например, карандашом переводим рисунок на пластину. Следы от красной или желтой копирки хорошо видны на черном лаке. Второй способ это когда на листок обычной писчей бумаги для офиса или другой бумаги близкой по свойствам к газетной (имеется в виду пластичность), наносится мягким графитным карандашом рисунок (переводится с эскиза). Потом мочим этот листок промакиваем в промокашке (смотрите первую часть статьи) после чего кладем ее на пластину рисунком к лаку, и прогоняем через офортный станок. Далее снимаем бумагу рисунок передавился на лак, если бумага прилипла нужно поместить пластину в воду, и подушечками пальцев очень нежно смыть бумажку, это можно делать под краном.

Как правило, переводятся на лак только общие элементы композиции, далее работа ведется на глаз, сверяясь с эскизом.

Бодяев Д. Ю. «Рай», офорт, травленый штрих.

Бодяев Д. Ю. «Рай», офорт, травленый штрих.

Напоминаю, не надо забывать, что при печати рисунок отразится зеркально, соответственно все манипуляции нужно производить с учетом этого факта, используя способы, описанные в других частях.

Еще одна проблема, с которой встречается гравер, связана с тем, что рисунок на пластине имеет негативный вид, то есть, то, что при печати будет темным, на пластине покрытой лаком выглядит светлым. Тут есть два пути. Либо привыкать воспринимать все тональные отношения на оборот и стараться таким образом выдержать все тона в рисунке. Либо пойти другим путем постараться каким либо способом превратить белое в черное. Я поступал следующим образом. Бралась пластина с процарапанным рисунком, и сканировалась на сканере, тут важно настроить сканер таким образом, чтобы все штрихи читались, а всякие блики и тени исключить (у меня хорошо зарекомендовал себя на данном поприще Cano Scan4400F). После чего в любом графическом редакторе на компьютере (я использовал Adobe Photoshop) нужно инвертировать изображение, то есть, превращаем в негатив, потом добавляем контрастности. И видим, что примерно у нас получится при печати, если надо дорисовываем до нужной нам кондиции. Если пластина очень большая и не помещается в сканер, можно попробовать ее фотографировать, но тут исключить все блики и обеспечить полную читаемость всех штрихов будет несколько труднее, но попробовать можно. Оба способа хороши, в обоих можно добиваться хороших результатов у каждого есть свои достоинства и недостатки (большинство мастеров работают даже сейчас без использования электроники и добиваются великолепных результатов). Попробуйте оба при появлении опыта, получатся, будет все лучше и лучше.

После того как вся пластина полностью отгравирована, приступаем к травлению. В общих чертах травление происходит также как и в манере, мягкий лак описанной в первой части, но, как правило, интервалы травления несколько больше. Чаше всего первое травление делают не меньше 3-5 минут, при разведении сорока процентной кислоты 1/6. Тут уместно делать шкалу травления, хотя с опытом появляются навыки работать без нее.

Не забывайте перед травлением защитить обратную сторону и фасеты от травящего состава, как описано в той же первой части.

Виктор Гузенюк, «Рейнике Лис», экслибрис, офорт.

Виктор Гузенюк, «Рейнике Лис», экслибрис, офорт.

Раньше я обещал, что когда буду описывать эту манеру офорта, расскажу о поэтапном методе травления, правда, мы уже коснулись его, когда в третьей части я описывал, как изготовить шкалу травления. Потому просто напомню, что заключается он в том, что пластина в данном способе травится несколько раз, перед каждым последующем травлением, битумным лаком прокрываются места, которые уже не надо травить. Таким образом, достигается разность в тоне, то есть те места, которые травились дольше, при печати будут выглядеть более темными, отдельные штрихи более широкими, и насыщенными.

После того как травление закончено лак смывается, и можно печатать

Печать происходит так же, как описано выше (вторая часть).

Бодяев Д. Ю. «О камнях», офорт, травленый штрих.

Бодяев Д. Ю. «О камнях», офорт, травленый штрих.

Сухая игла.

Теперь мы рассмотрим манеру сухая игла, а точнее сухая игла на пластике или на пленке.

Обычно манера сухая игла делается на мягких металлах на цинке или меди. Но для того чтобы делать сухую иглу на металле нужно обладать серьезными профессиональными навыками, да и о свободном рисовании, по крайней мере, на первых порах в этой манере говорить не приходится. Для этого надо достаточно долго набивать руку, даже опытному художнику, чтобы рисунок иглой на металле получался легким и не принужденным. По этой причине мы рассмотрим, как данная манера делается на пластике, а потом если появится желание перейдете на метал.

М. И. Фейгин, «Портрет П. Радимова», сухая игла.

М. И. Фейгин, «Портрет П. Радимова», сухая игла.

И так, для работы лучше всего подходит прозрачный пластик, который иногда называют, ПЕТ пленкой, и широко используют для разных целей в наружной рекламе. Также он продается в канцелярских магазинах под названием пленка для офисной техники, или орг. техники. Всевозможные папки для документов, сделанные из прозрачного пластика, тоже можно использовать, они сделаны из того же материала. Для тех, кто ни когда не сталкивался с подобными материалами, объясняю любой пластик, который по своим свойствам похож на пластик, из которого сделаны пластиковые прозрачные бутылки (то есть такой же пластичный легко царапающийся иглой), имеет пластинчатый вид (плоский как лист бумаги) и ровную без фактур поверхность нам подойдет. Есть много разных пластиков, но именно такой нам подойдет лучше всего, для облегчения работы желательно, чтобы он был прозрачным, не стоит брать очень тонкий пластик, лучше, если он будет не тоньше 1 мм. и не толще 2мм..

В. П. Волков. «Пейзаж со снопами», сухая игла.

В. П. Волков. «Пейзаж со снопами», сухая игла.

Теперь берем подготовленный эскиз, который лучше всего выполнить тушью пером. Кладем сверху обрезанный по формату кусок пленки, берем хорошо отточенную офортную иглу. И начинаем царапать пленку сверяясь с лежащим под ней, и видным сквозь не эскизом. Важно чтобы при царапании игла не выбирала пластик из штриха, а как бы разгоняла его и по краям борозды оставались заусенцы, которые называются барбами (подчеркиваю, игла должна именно процарапывать, а не продавливать, это самая распространенная ошибка, а для этого она должна быть очень острой). Здесь все тональные отношения выстраиваем за счет частоты штриха, чем чаше штрих, тем темнее получится пятно, чем глубже процарапали и большую барбу выгнали, тем толще, насыщеннее будет смотреться штрих. Барбы составляют суть манеры и отличают данную манеру от других. В них задерживается краска, что придает штриху неповторимую бархатистость. При печати, как только барбы срабатываются, и бархатистость штриха уходит, пластина считается не рабочей утратившей свои свойства и печать с не прекращается. Это очень актуально при работе на пластике, потому что тираж на пластике очень маленький, два три качественных оттиска редко пять.

Как только вся пластина процарапана должным образом (а убедиться в этом можно положив, пластину на черную поверхность, штрихи будут видны как контрастные белые), можно приступать к печати.

А. Ф. Кютт. «Чудское озеро», сухая игла.

А. Ф. Кютт. «Чудское озеро», сухая игла.

Печать в общих чертах проходит, как и в других манерах, но надо обращать на силу давления на офортном станке, не делать его сильно большим, чтобы барбы не сработались слишком быстро.

Также при набивке пластины краской, ни в коем случае нельзя использовать пластиковые или резиновые шпатели, они быстро разрушают пластиковые барбы, лучше использовать картон, а еще лучше делать это подушечками пальцев.

В остальном печать проходит, как и в других манерах.

Стоит отметить, что данная технология относится к механическим способам гравировки пластины (есть еще химические), то есть углубления образуются с помощью механической обработки, а не химической как в предыдущих манерах.

Для работы на металле изготавливаются специальные иглы и другие инструменты, более тяжелые и прочные, чем обычная офортная игла.

На этом мы закончим обзор манер офорта. Хотя тема конечно далеко не исчерпана, есть много манер и техник, в которых свободное рисование сочетается с тиражностью. А в тех манерах, которые трудно соотнести с традиционным рисованием, есть много своих весьма творческих аспектов и результаты данного творчества часто весьма и весьма впечатляют.

Никиреев С. М., «Италия. Ассизи.», офорт, травленый штрих.

Никиреев С. М., «Италия. Ассизи.», офорт, травленый штрих.

Мир эстампа не смотря на утрату прикладного значения, не исчерпал своего творческого потенциала. А новые технологии вносят новые коррективы, от фототипии в двадцатом век до лазерной гравировки в двадцать первом.

Никиреев С. М. «Флоренция. Понте Веккьо», офорт, травленый штрих.

Никиреев С. М. «Флоренция. Понте Веккьо», офорт, травленый штрих.

Всем заинтересовавшимся темой рекомендую найти книгу уже упоминавшуюся в этой статье «Офорт», В. М. Звонцов, В. И. Шистко, несколько лет назад она переиздавалась.

Одним словом дерзайте, пробуйте, экспериментируйте и добивайтесь потрясающих результатов.

Офорт - это разновидность художественной гравюры, отпечаток изображения с готового клише. Классическая гравюра представляет собой оттиск с деревянного, полимерного (линолеум) или акрилового материала, прорезанного резцом в виде какого-либо рисунка. Количество оттисков в этом случае ограничено. Офорт - это гравюра, которая изготавливается по специальной технологии. В основе офортного отпечатка - металлическая пластина, медная, стальная или цинковая.

офорт это

Травление

Металлическая пластина, заготовка для клише, обрабатывается кислотными препаратами. Для стали используется азотная кислота, для меди – хлорный реагент.

Металлическая пластина подходящего размера шлифуется до блеска, обезжиривается и покрывается специальным кислотоупорным лаком. После просушки на заготовку наносится рисунок, который может быть приблизительным и впоследствии потребует доработки. В отдельных случаях изображение может быть полностью законченным. Все зависит от предпочтений мастера. Многие художники считают необходимой доводку клише, а некоторые полагают, что истинное искусство не нуждается в исправлениях. Однако важны не методики, а конечный результат. Тем не менее, офорт - это подлинное изобразительное искусство, требующее высокого мастерства как на стадии подготовки, так и в процессе получения непосредственно оттисков.

Обработка контура

После нанесения рисунка на заготовку мастер процарапывает тонкой острой иглой все линии, удаляя кислотоупорное покрытие в нужных местах. Таким образом металл становится доступным воздействию реагента только в тех точках, где необходимо сделать углубления. Готовая проштрихованная заготовка погружается в кислоту и начинается процесс травления. Ванна с препаратом должна быть надежно прикрыта во избежание брызг. При этом обязательно нужно обеспечить вентиляцию помещения, чтобы в воздухе не концентрировались ядовитые кислотные испарения.

техника офорта это

Химические материалы

Техника офорта - это сложный технологический процесс, требующий определенных условий, обеспечивающих безопасность художника. Небрежное отношение к защитным мерам недопустимо. Химические материалы, которые применяются при обработке металлических заготовок для офорта, достаточно опасны, их негативное воздействие на организм человека необходимо полностью нейтрализовать или, по крайней мере свести к минимуму. После травления готовое клише промывается в проточной воде, затем с него счищаются остатки лака.

гравюра офорт

Далее на основу наносится типографская краска, которая заполняет все углубления. Лишняя краска убирается с поверхности тампонами. Затем с офортной доски делаются отпечатки методом запрессовки. Бумага прижимается к основе под давлением, оттиск получается четким и контрастным. Таким образом, техника офорта позволяет создавать рисунки любой сложности; тончайшие линии, завитушки, точки и царапины выглядят достаточно органично. Если число отпечатков исчисляется десятками и сотнями, то клише постепенно стирается и теряет контрастность. В этом случае необходимо периодически обновлять доску, вновь покрывать ее кислотоустойчивым лаком и углублять рисунок травлением.

Печатные формы

Металлические пластины, обработанные соответствующим образом, вновь прошедшие процесс травления, могут использоваться еще определенное количество раз. Каждое клише является печатной формой, с которой делаются офортные оттиски. В большинстве случаев это художественные изображения. Гравюра офорт считается одной из самых интересных форм изобразительного искусства. Она получила развитие в начале 16 века.

Творческие достижения

В 1515 году к технике офорта обратился знаменитый художник Альбрехт Дюрер, его эксперименты травления металлических досок стали началом целой эпохи тонкого граверного искусства. Дюрер совмещал создание классических гравюр с офортами, эти две методики долгое время имели в его творчестве равноценное значение.

графика офорт

Итальянский художник Пармиджанино, непревзойденный мастер офортов, возвел их в ранг подлинного искусства. Позднее голландский живописец Рембрандт добился в изображениях уникальной игры света и тени, кроме того, он стал практиковать повторное травление, что давало небывалую глубину рисунка.

Акватинта

В 1765 году французский живописец Жан-Батист Лепренс открыл новую методику получения особо мягких полутонов, напоминающих акварельный рисунок. Технология получила название "акватинта". Для изображения сначала травился контур, перенесенный с кальки способом накалывания, затем клише покрывалось в темных местах канифолью. Доска нагревалась, порошок плавился и покрывал поверхность зернистым слоем. Светлые места обрабатывались обычным порядком. Акватинта часто применялась в сочетании с цветной печатью, непревзойденным мастером такой методики считается Франсиско Гойя, один из самых лучших художников-офортистов в истории.

Жак Калло

Поскольку офорт - это тонкое изобразительное искусство, то лучшие художники 16-18 веков старались проявить себя в непростом жанре. Однако успех сопутствовал только самым талантливым. Одним из самых знаменитых мастеров офорта начала 17 века был французский живописец Жак Калло. Художник работал в стиле мрачного реализма, его самые известные работы входят в серию "Ужасы войны", а наиболее красноречивый офорт мастера называется "Повешенные".

виды офорта

Виды офорта

В 17 веке технику гравюры успешно применяли в иконописи. Представитель фламандской школы живописи, художник Антонис ван Дейк, стал прекрасным офортистом, практикуя сакральные рисунки. Искусство офорта позволяло уловить самые тонкие нюансы иконописных изображений.

Еще одним видом стал так называемый репродукционный офорт. Его взяли на вооружение издательства. Фактически все иллюстрации в книгах, изданных во второй половине 18 века, были выполнены в технике офорта. Этот стиль изображения как нельзя лучше подходил для литературных произведений. Рисунки получались колоритными и хорошо передавали суть сюжета. Технически графика офорта была доступна, обходилась сравнительно недорого, а качество изображений оставалось на достаточно высоком уровне.

мастер офорта

Меццо-тинто - вид самый трудоемкий, но очень эффектный. Строится на применении полутонов за счет "зернения" поверхности клише. Мельчайшие углубления дают шероховатость, которая при печати обеспечивает плавные переходы от света к тени. Офорты, сделанные в манере меццо-тинто отличаются бархатистостью и богатством оттенков.

искусство офорта

"Оригинальный" вид - высокохудожественные изображения, которые были под силу только самым знаменитым мастерам. Для многих художников офорт стал своеобразной отдушиной, благодаря которой они получали возможность в полной мере реализовать свои творческие устремления. Самым выдающимся гравером 18 века считается итальянский архитектор Джованни Пиранези, автор множества изображений римских городских пейзажей и древностей. Не менее известными художниками-офортистами того времени были: Джованни-Батиста Тьеполо, Франсиско Гойя, Антуан Ватто, Каналетто, Франсуа Буше.

Возрождение

В 19 веке искусство офорта пришло в упадок, это случилось под воздействием появления печатных технологий на красочной основе. Однако в конце века художники-граверы вновь заявили о себе. Новые офорты уже не воспринимались как иллюстрации к книжным изданиям, они стали полноценными произведениями искусства, художественными направлениями в графике. В начале 20 века к ним обратились многие французские живописцы, такие как Шарль-Франсуа Добиньи, Камиль Коро и другие. Специализировался в технике офорта и парижский художник-импрессионист Эдуард Мане. Среди российских живописцев технику гравировки осваивали Валентин Серов и Иван Шишкин. Американским офортистом был Джеймс Уистлер, шведским - Андерс Цорн, в Германии над гравюрами работал Адольф Менцель.

Читайте также: