Сколько базовых убеждений составляют фундамент нлп

Обновлено: 15.05.2024

В дополнение к ценностям и критериям одним из основных средств установления фреймов и осмысления опыта являются убеждения. Они представляют собой еще один ключевой компонент «глубинной структуры». Убеждения во многих отношениях формируют и создают поверхностные структуры наших мыслей, слов и поступков. Они определяют то значение, которое мы придаем событиям, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), поддерживающее либо подавляющее те или иные способности и формы поведения. Убеждения и ценности связаны с вопросом «почему?».

По сути, убеждениями являются суждения и оценки, касающиеся нас самих, других людей и окружающего мира. В НЛП под «убеждениями» принято понимать тесно взаимосвязанные обобщения относительно: 1) причинно-следственной связи, 2) значения и 3) границ: а) окружающего мира; б) нашего поведения; в) наших возможностей и г) нашей идентификации. К примеру, утверждения «Причиной землетрясений является сдвиг континентальных плит» и «Причиной землетрясений является гнев Господа» отражают различные убеждения относительно причин происходящего вокруг нас. Те или иные убеждения представлены и в следующих высказываниях: «Цветочная пыльца вызывает аллергию», «Неэтично скрывать от других информацию», «Человек не может пробежать милю быстрее, чем за четыре минуты», «Я никогда не достигну успеха, потому что слишком медленно усваиваю материал» и «За любым поведением кроется позитивное намерение».

Убеждения функционируют на ином уровне, чем поведение или восприятие, и влияют на наш опыт и интерпретацию реальности тем, что связывают наши переживания с нашими критериями или системами ценностей. Для того чтобы обрести практический смысл, ценности должны быть связаны с переживаниями через убеждения. Убеждения соединяют ценности с окружающей средой, поведением, мыслями и репрезентациями, а также с другими убеждениями и ценностями. Убеждения определяют взаимоотношения ценностей и их причин, критериальными соответствиями и последствиями (подробнее об этом будет рассказано в главе 6). Типичное выражение убеждения связывает конкретную ценность с какой-либо другой частью нашего опыта. К примеру, такое высказывание, как «Успех дается тяжелым трудом», связывает ценность «успех» с определенным видом деятельности («тяжелый труд»). В то же время утверждение «Успех зависит от везения» связывает ту же ценность с другим видом деятельности («везение»). В зависимости от собственных убеждений конкретный человек выбирает тот или иной путь к успеху. Насколько та или иная ситуация, деятельность или идея вписывается (или не вписывается) в системы убеждений и ценностей данного человека или группы, напрямую определяет то, как она будет воспринята и истолкована.

С точки зрения неврологии убеждения ассоциируются с такими структурами среднего мозга, как лимбическая система и гипоталамус. Лимбическая система связана с эмоциями и долговременной памятью. Она выполняет функцию интеграции информации, полученной из намного более сложной по строению коры головного мозга, а также регулирования вегетативной нервной системы, осуществляющей контроль над такими базовыми функциями организма, как сердцебиение, температура тела, расширение зрачка и др. Представляя собой продукты глубинных структур мозга, убеждения вызывают изменения в основных физиологических процессах организма и отвечают за многие из наших неосознанных реакций. Фактически одним из источников нашего знания о том, что мы действительно верим во что-то, являются определенные физиологические реакции: «сердце стучит», «кровь кипит», «кожу покалывает». Ни одну из этих реакций мы не можем вызывать сознательно. Именно поэтому детектор лжи способен установить «правдивость» наших слов. Физиологические реакции человека, верящего в то, что он говорит, отличаются от реакций говорящего «просто так», в рамках определенного поведения (например, от реакций актера, произносящего реплики своей роли), или реакций, свидетельствующих о несоответствии или обмане.

Благодаря своей тесной взаимосвязи с глубинными физиологическими реакциями убеждения оказывают сильнейшее влияние в сфере здоровья и целительства (примером чему является эффект плацебо). Убеждения оказывают самоорганизующее или «самоисполняющееся» воздействие на многие уровни поведения, концентрируя наше внимание на одном и отфильтровывая другое. Человек, глубоко убежденный в том, что неизлечимо болен, организует свою жизнь и свои действия вокруг этого убеждения, отражающегося на многих мельчайших и часто не осознаваемых решениях. Напротив, человек, глубоко верящий в излечимость собственного заболевания, будет принимать совсем другие решения. Поскольку ожидания, порождаемые нашими убеждениями, воздействуют на глубинные нервные процессы, они способны привести к впечатляющим результатам в сфере физиологии. Примером этого является случай с женщиной, усыновившей грудного ребенка. Она была настолько убеждена в том, что «матери должны кормить детей молоком», что у нее действительно началась лактация и полученного молока хватило на выкармливание малыша.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

За пределами системы убеждений

За пределами системы убеждений Любая модель или система, отражающая работу человеческой психики, помогает людям становиться более осознанными, будь то Семейные расстановки, Райхианские телесные практики, Эннеаграмма типов личности или Юнгианская психология женских и

Глава 12 Системы убеждений: проблема и ее решение

Глава 12 Системы убеждений: проблема и ее решение Почему то, в чем мы были на сто процентов уверены, так часто оказывается ошибкой? Потому, что людям свойственно принимать решения и делать выводы на основании очень ограниченной информации, которой управляет наша

Значение убеждений

Значение убеждений Для начала подумай, во что ты веришь. Это сложно или нет? Для многих весьма талантливых людей это оказывается невероятно сложным. Начать можно с простого хода: поставь себя на место ответственного лица и прими за него решения, которые считаешь

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты Можно выявить, удерживать и трансформировать ограничивающие убеждения и «вирусы мышления» точно так же, как мы удерживаем трудные чувства. Вот несколько способов это сделать.• Центрироваться и удерживать такие убеждения в более

4. Системы убеждений: сила созидания и сила разрушения

4. Системы убеждений: сила созидания и сила разрушения Под тем, что мы думаем, лежит то, во что мы верим, — это и есть верхний покров нашего душевного состояния. Антонио Мачадо Он был равнодушным и жестоким убийцей, алкоголиком и наркоманом, неоднократно доходившим до

Определение убеждений

Определение убеждений Попробуем теперь дать немного более точное определение тому, что такое убеждение. Во первых, убеждение не есть стратегия; оно не дает знать, «каким образом»; оно не является поведением. Убеждение — это обобщение какого-либо взаимоотношения между

III. Системы убеждений и глубинные убеждения

III. Системы убеждений и глубинные убеждения Иногда ограничение, которое испытывает человек, проистекает из системы убеждений, а не из какого-то отдельного убеждения. И тогда вы работаете не с каким-то одним убеждением, а со множеством убеждений, подпитывающих друг друга.В

Третий этап: поиск конфликтующей системы убеждений

Третий этап: поиск конфликтующей системы убеждений (Обращаясь к Крису): Я хочу найти ту часть, что несет это убеждение. Поместите эту свою часть на линию времени там, куда она лучше всего подходит.Это где-то в прошлом? Или где-то рядом с настоящим? Откуда, из какого места на

Обзор упражнения по интеграции системы убеждений

Обзор упражнения по интеграции системы убеждений Конфликты в системах убеждений происходят, когда два и более существующих в настоящее время убеждения ведут к противоречивому поведению. Подобного рода обстоятельства часто создают «двойную связь» (плохо, если сделаете,

V. Системы убеждений и взаимоотношения

V. Системы убеждений и взаимоотношения Возможно, наиболее эффективный способ пройти кризисную точку — это иметь систему поддержки. Полезно развивать не только определенное поведение и способности, поддерживающие убеждение, но и систему поддержки во внешнем окружении.Я

4. Уровень убеждений

4. Уровень убеждений Под убеждениями мы понимаем те самые «Как правильно». Предполагается, что убеждения могут как расширить возможности (и мы знаем, как это правильно делается), так и сузить возможности.Нельзя наступать на тень соседа. Это жестокое оскорбление. И человек

Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений

Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений Ты уже знаешь, что убеждения формируются во время очень сильных эмоций.Постарайся вспомнить максимальное количество ситуаций, связанных с деньгами, которые вызвали очень бурные эмоции

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей Описывая людей с аутизмом, профессор Кембриджского университета Барон-Коэн отмечает, что они отличаются «психической слепотой»[81]. У них есть трудности с интерпретацией

Убеждение - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. Например: «все должны любить друг друга», « я очень хороший человек», «для того, чтобы хорошо жить, нужно много работать».

Убеждение обычно требует подтверждения в опыте.

Убеждения тесно связаны ещё с двумя важными понятиями: ценностями и критериями.

Ценности - это важные для нас вещи в этом мире, наши внутренние цели.

Ценность обычно описывается номинализацией или прилагательным с номинализацией: счастье, настоящая любовь, искренность, полное спокойствие, долг, счастливая семья.
Ценности условно можно разделить на эмоциональные, связанных с переживаниями: счастье, радость, удовольствие, - и концептуальные: патриотизм, семья, равенство, справедливость.

Антиценности - это вещи, которые мы не хотим иметь: смерть, болезнь, опасность, предательство.

Критерии - это стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения. Например: интересный мужчина - умный, начитанный, выше метр девяносто. В этой фразе «умный, начитанный, выше метр девяносто» - критерии.

Критерием может быть как реализация ценности низшего уровня (умный, начитанный), так и сенсорно измеряемый (выше метр девяносто). В последнем случае говорят о сенсорных критериях.

Вера, в отличие от убеждения, не требует подтверждения в опыте и является более «иррациональной». Поэтому вера обычно касается «непроверяемых» вещей: вера в светлое будущее, вера в бога, вера, что всё в конце концов будет хорошо, вера в смысл жизни и т.д.

Структура убеждений

Убеждения условно можно разделить на две группы:

«правила жизни» - что как устроено;
«отнесение к категории» - что чем является.


Убеждение
о причине сообщает, что нужно сделать для достижения ценности;
о следствии - что произойдёт после достижения ценности;
о критериях - что должно произойти, чтобы можно было решить, что ценность удовлетворена;
определение - чем является эта ценность;
отнесение к категории - к какой категории объект относится.

Правила жизни

Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями». Ценность – это категория вещей, которые для нас важны. Убеждения этого типа описываю, что с этой категорией делать. Так как ценности весьма общие понятия, то и убеждения тоже описывают довольно большие обобщения.

- Для успеха нужно много работать. [для получения ценности «успех» необходимо «много работать»]

- Деньги - признак успешного бизнеса. [наличие «денег» является критерием «успешного бизнеса»]

- Рак приводит к смерти. [«рак» приводит к достижению антиценности «смерть»]

- Свобода - это возможность быть тем, кем ты хочешь. [определение ценности «свобода»]

Причина-следствие

Эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы в категорию попасть (удовлетворить ценность) и что будет, если ты эту ценность получишь. Например, ценность «популярность».


Причина : «Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие : «Популярность приводит к потере здравого смысла».

Характерным признаком этого типа убеждений является наличие последовательности - одно наступает после другого: «алкоголизм приводит к смерти», «любовь вызывает счастье».

К типу «причина-следствие» относятся убеждения о долженствовании:

- Я должен много работать.

- Он вынужден стараться.

- Я не могу опаздывать.

Просто в этих убеждения обычно «потеряна» вторая часть: что будет, если ты это не сделаешь (или сделаешь).

- Для повышения по службе я должен много работать.

- Чтобы не остаться на второй год, он вынужден стараться.

- Я не могу опаздывать - за опоздания могут уволить.

В метамодели для восстановления полной формы убеждений этого типа используется реакция на паттерн «модальный глагол долженствования или необходимости».

Комплексный эквивалент

Другой тип убеждений «приравнивает» между собой различные элементы. Сюда относятся убеждения о критериях (как я узнаю об удовлетворении ценности?) и определении (что это такое?).


Критерии: «Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».

Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют». Если хотя бы один из критериев не выполняется, то ценность не достигнута. Только по фразе понять, о всех ли критериях сказал человек не получится - нужно дополнительно собирать информацию.

Определение: «Популярность – это когда ты находишься в центре внимания».

Как понятно из названия, это убеждение «поясняет», чем является ценность.

Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь - это счастье», «правда - это необходимость», и так далее.

«Отнесение к категории»

Эти убеждения описывают, что чем является, что к какой категории относится. То есть для каких «вещей» какие правила выполнены (или не выполнены).


Собственно, все утверждения вроде «я – гений» «она - красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю буритто» - убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», а блондинок в категорию «не нравится». Как вы понимаете, все убеждения об идентичности относятся к этому типу: «я - гений», «он - идиот», «я - мотогонщик».

- Петров - успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены» ]

- «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины фирмы «Мерседес» входя в категорию «хорошие машины» ]

- Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья» ]

- Здоровье - это важно. [ «Здоровье» входит в категорию «важно» ]

Идентичность

Наиболее важными среди этого типа убеждений будут убеждения об идентичности : «Я - хороший пловец».

Обратите внимание, если человек отнёс себя к категории (идентичность), то формально все убеждения о данной ценности должны быть выполнены:
- Я - хороший пловец, так как много тренировался. [причина ]
- Я - хороший пловец, поэтому меня приглашают на важные соревнования. [следствие ]
- Я - хороший пловец, так как могу проплыть стометровку и не запыхаться. [критерии ]
- Я - хороший пловец, это значит, что я плаваю лучше большинства других людей. [определение ]
Но в реальности часто всё не совсем так - и это можно использовать для изменения или усиления убеждения.

Ограничивающие и расширяющие убеждения

Ограничивающие убеждения жить «мешают» , поддерживающие – «помогают».

Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть расширяющим (полезным) и ограничивающим (вредным). Убеждение «нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами» может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Есть некоторые типы убеждений, которые чаще всего оказываются вредными (ограничивающими).


Безнадёжность

Убеждённость в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от ваших возможностей.

- Никто не может быть полностью счастлив.

- В этой стране невозможно быть свободным.

- Люди не могут не лгать.

Беспомощность

Убеждённость в том что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь её.

- Я уже не в том возрасте, чтобы начинать свой бизнес.

- Некоторые могут радоваться жизни, а я - нет.

- Я не способен контролировать себя.

Никчёмность

Убеждённость в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

- Я недостоин тебя.

- Я не заслужил быть счастливым.

- Я недостаточно хорош для этой должности.

Зависимость

Убеждённость в том, что цель можно достигнуть только с чьей-то помощью.

- Ты будешь счастлива только со мной.

- Только в нашей фирме вы сможете реализовать свой потенциал.

- Только наше лекарство поможет вам вылечить рак.

Субъективное представление убеждения

Субъективно убеждение имеет сенсорное представление: визуальная картинка, звук, ощущение. Фраза, которую человек произносит, просто служит для описания этого субъективного представления.

Для каждого убеждения есть суммарная репрезентация – субъективное представление самого убеждения, - и база – набор событий, подтверждающих это убеждение.


Способы изменения убеждений

В определённом смысле, в большинстве интервенций приходится работать с убеждениями. Но можно выделить несколько паттернов, специализированных под это.

Базовые пресуппозиции НЛП – основные допущения, аксиомы, на которых строится всё направление. То есть это всего лишь полезные идеи, и если вы будете думать в соответствии с ними, то НЛП будет работать намного лучше.

Пресуппозиция - основное глyбинное допyщение, необходимое, чтобы высказывание пpиобpело смысл.

По Ричарду Бендлеру

  • Карта — не территория.
  • Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  • Позитивная ценность человека абсолютна, а вот ценность и пригодность внутренних и/или внешних поведений может быть подвергнута сомнению.
  • Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  • Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно и полезно представить в терминах визуального, аудиального, кинестетического, обонятельного и вкусового восприятия.
  • Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  • Обратная связь вместо неудачи — все результаты и поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  • Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете

По Роберту Дилтсу

Карта не есть территория.

  • Люди реагируют на своё собственное восприятие реальности.
  • Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта — отражение мира — не является более «подлинной» или «настоящей», чем любая другая.
  • Смысл коммуникации заключается в реакции, которую оно вызывает, независимо от намерений коммуникатора.
  • Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными».
  • Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.
  • Любое поведение — даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.
  • Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Жизнь и «разум» являются системными процессами.

  • Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.
  • Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.
  • Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений — есть только обратная связь.
  • Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.
  • Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т. п., вызывающие данный поступок, — от самого поступка.
  • Любое поведение (на определённых уровнях) имеет «позитивное намерение». Оно воспринимается или воспринималось как положительные и приемлемые в том контексте, где они получили развитие, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.
  • Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определённая гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется всё большая степень гибкости.
  • Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать своё поведение, пока не достигнете желаемого.

По Стиву Андреасу

1. Карта — это не территория.

2. У субъективного опыта есть определенная структура.

Наши мысли и воспоминания вписываются в определенную схему. Если эту схему или структуру изменить, то и наш субъективный опыт автоматически изменится. Тем самым мы можем неприятные воспоминания сделать нейтральными, а полезные воспоминания, наоборот, сделать активными.

3. Тому, что способен делать один человек, может научиться любой другой.

Мы можем изучить мысленные карты преуспевающих людей и умельцев и научиться этими картами пользоваться. Слишком многие считают некоторые вещи недоступными, даже не сделав попытку приблизиться к ним. Лучше исходить из того, что возможно все. Если существуют физические ограничения или препятствия, связанные с нашим ближайшим окружением, то вы узнаете об этом, когда начнете действовать практически.

4. Мозг и тело являются частями одной системы.

Наши мысли непосредственно проявляются в напряжения мышц, характере дыхания, изменении самочувствия и т. п., и все это в свою очередь оказывает обратное влияние на наши мысли. Научившись изменять одно, мы научимся управлять другим.

5. Люди уже обладают всеми необходимыми им ресурсами.

Мысленные образы, внутренний голос, впечатления и ощущения — все это составляет основу наших умственных и физических ресурсов. С их помощью, как из кирпичиков, мы можем построить любую необходимую нам мысль, ощущение или привычку, а затем использовать их в то время и в том месте, где и когда мы больше всего в них нуждаемся.

8. В основе любого поведения лежат положительные намерения.

За каждым опасным, вредным или даже совершенно бессмысленным поступком была своя положительная цель в той ситуации, в которой он совершался. Закричать, чтобы быть услышанным, толкнуть, чтобы спасти, спрятаться, чтобы оказаться в безопасности. Вместо того чтобы осуждать и клеймить эти поступки, мы могли бы выделить в них положительные намерения совершившего их человека с тем, чтобы найти новые более подходящие в данной ситуации варианты поведения, преследующие ту же самую цель.

9. Люди всегда делают наилучший выбор из всех доступных им в данный момент возможностей.

У каждого из нас свой неповторимый жизненный опыт, своя жизненная история. На протяжении всей своей жизни мы учились тому, что и как делать, чего хотеть или не хотеть, что ценно и чему учиться. Мы делаем свой выбор, опираясь на этот опыт, но так продолжается лишь до тех пор, пока мы не освоим новые, более подходящие в тех или иных ситуациях варианты поведения.

10. Если то, что вы делаете, не приносит желаемых результатов, сделайте что-нибудь новое.

Сделайте все что угодно, но обязательно что-то новое. Если вы всегда делаете только то, что делали прежде, то и получать в результате будете только то, что получали всегда. Если же вам хочется получить что-то новое, то и ваши действия должны быть новыми, тем более что у вас такой богатый выбор возможностей.

По Майклу Холлу

  • Карта — не территория
  • Реакции людей соответствуют их внутренним картам
  • Значение зависит от контекста
  • Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга
  • Индивидуальные навыки — это результат совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем
  • Мы подстраиваемся к ощущению реальности других людей, признавая их модели мира и присоединяясь к ним для установления рапорта
  • Личность человека и его поведение это разные явления; мы представляем собой нечто большее чем наше поведение
  • В определенном контексте каждая форма поведения полезна и имеет ценность; любая форма поведения движима некоторым позитивным намерением
  • Мы оцениваем поведение и изменение в терминах контекста и экологии
  • Мы не можем не общаться; даже пытаясь избегать коммуникации, мы тем самым сообщаем что-то другим
  • Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает
  • Человек задающий фрейм коммуникации, контролирует её
  • «Не бывает поражений, есть только обратная связь»
  • Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе
  • Нет сопротивления, есть только отсутствие рапорта
  • У людей нет никаких нарушений, их психика работает прекрасно
  • Люди способны обучаться очень быстро, иногда им достаточно одной попытки
  • Лучше иметь выбор, чем не иметь выбора, и чем больше возможностей выбора, тем более гибко мы можем решать жизненные проблемы
  • Люди выбирают наилучший из имеющихся вариантов действия
  • Мы несем ответственность за то, как мы «управляем собственным мозгом», и тем самым своими состояниями

По Фрэнку Пьюслику

  • Карта не территория
  • Различие=красота
  • Сопротивление=сила
  • Доверяй бессознательному
  • Вы самый важный клиент
  • 50\50 (демонстрируй то, чему учишь\ о чём говоришь)
  • уважение
  • право на ошибку
  • коммуникация=манипуляция

По Андрею Плигину и Александру Герасимову

  • Карта не территория. У каждой личности своя собственная карта мира.
  • Жизнь и мышление — системные процессы.
  • Разум и тело — части одной и той же кибернетической системы.
  • Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость.
  • Самый тонкий элемент системы определяет ее стабильность.
  • Чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.
  • Изменения могут быть моментальными.
  • Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
  • Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
  • Люди стремятся во всем найти смысл.
  • Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

По Джозефу О'Коннору

1. Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность.

Мы не знаем, какова эта реальность. Карту мира, по которой мы действуем, рисуют нам наши чувства, убеждения и жизненный опыт. Но эта карта никогда не может быть абсолютно точной, в противном случае она была бы одинаковой у каждого человека. Мы не знаем «территории», по которой движемся, поэтому для нас наша карта и есть эта территория. Некоторые карты лучше, другие хуже. Мы движемся по жизни, как корабль по опасному и бурному морю. Если наша карта указывает нам рифы и мели, мы продвигаемся успешно. Если же карта неверна, наша жизнь подвергается опасности. НПЛ — это умение изменять карты, чтобы иметь большую свободу действий.

2. Иметь выбор лучше, чем не иметь его.

Всегда пытайтесь построить свою карту так, чтобы иметь как можно больше возможностей выбора. Всегда старайтесь увеличить число возможных вариантов. Чем больше у вас выбора, как поступить, тем свободнее вы в своих действиях и тем большее влияние можете оказать.

3. Люди всегда делают наилучший выбор.

Человек всегда делает наилучший выбор, руководствуясь собственной картой мира. Выбор может быть сделан в целях самозащиты, он может показаться странным или злонамеренным, но именно он является для человека наилучшим способом продвигаться вперед. Предоставьте ему лучший выбор, и он его сделает. А еще лучше будет дать человеку отличную карту с огромным количеством вариантов.

4. Люди работают идеально.

Никто не совершает ошибок и промахов. Все мы идеально воплощаем в жизнь собственные стратегии поведения, но эти стратегии могут оказаться неэффективными или неправильно построенными. Поймите то, как действуете сами и как действуют окружающие вас люди, — и тогда вы сможете изменить свою стратегию, сделать ее более эффективной и действенной.

5. Все поступки имеют цель.

Наши поступки не случайны. Мы всегда пытаемся достичь чего-либо, хотя и не всегда осознаем, чего именно.

6. Каждое поведение продиктовано позитивным намерением.

Все наши поступки имеют по крайней мере одну цель — достичь чего-то, что кажется нам важным и принесет нам пользу. НЛП отделяет намерение, стоящее за поступком, от самого поступка. Человек — это не его поведение. Когда у человека есть возможность выбора образа поведения, основанная на позитивном намерении, он обязательно ею воспользуется.

7. Бессознательный разум уравновешивает сознание, он не несет в себе зла.

Бессознательное — это все то, что в настоящий момент не находится в сознании. В бессознательном хранятся все ресурсы, которые необходимы человеку для того, чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

8. Значение общения заключается не только в ваших намерениях, но и в реакции, которую вы получаете.

Эта реакция может оказаться не такой, на какую вы рассчитывали, но никакое общение не может считаться безуспешным, поскольку вы все равно получили обратную связь. Если вы не добились желаемого результата, измените свой образ действий. Примите на себя ответственность за результаты общения.

9. Мы уже имеем все ресурсы, которые нам необходимы, или можем их создать.

Не существует людей, не имеющих необходимых ресурсов, существует только безнадежное состояние разума.

10. Разум и тело — единая система. Они являются различными проявлениями одной и той же личности.

Разум и тело взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга значительное влияние. Невозможно изменить одно, не затронув другого. Изменяя образ мыслей, мы меняем и свое тело. Влияя на тело, мы изменяем свои мысли и чувства.

11. Мы обрабатываем всю информацию с помощью своих органов чувств.

Развитие чувств, стремление сделать их острее позволяет человеку получить более достоверную информацию, которая позволит ему мыслить более четко и ясно.

12. Моделирование успеха ведет к совершенству.

Если один человек может что-то сделать, следовательно, его действия можно смоделировать и научить этому других людей. Значит, каждый человек может добиться наилучших результатов собственным способом. Вы не станете клоном человека, поведение которого моделируете, вы просто научитесь у него тому, что вам нужно.

Как я уже рассказывал (и показывал), наше поведение зависит от наших убеждений (статья "Логические уровни психологического воздействия") и, управляя убеждениями, мы управляем поведением. И если применить это к себе, то логично, что если мы хотим быть эффективными в жизни, мы должны иметь убеждения, способствующие нашей эффективности. Где б их взять? :)

Такие убеждения есть: они были смоделированы вместе с первыми "инструментами" НЛП, и называются - базовые пресуппозиции НЛП. Однако, разбирать, что это такое и как они работают, мы не будем. И уж тем более, я не буду доказывать вам, что это "правильные НЛПерские убеждения, в которые надо верить" - после предыдущей статьи это было бы просто глупо :) Если вы ее читали, то, надеюсь, прекрасно понимаете, что в любое убеждение можно верить тогда, когда это полезно, и так же не верить тогда, когда оно мешает - все зависит от того, что вы хотите получить в результате.

Точно так же и базовые пресуппозиции НЛП являются убеждениями, которые могут быть полезны для личной эффективности, и верить в которые предлагается так же, как и во все другие убеждения - по желанию :) Доказать-то можно все что угодно, вы ж понимаете :)

Поэтому, вместо академичного изучения базовых пресуппозиций НЛП, я вам предлагаю шутливую демонстрацию их в действии. А вернее, того, как это могло бы быть в контексте дзэна. :) Но чтобы у вас было хотя бы примерное представление, что является предметом стеба, я озвучу и коротко "расшифрую" эти пресуппозиции.

  • Карта не территория. Под "территорией" понимается окружающий мир, а под "картой" - субъективное представление отдельно взятого человека об окружающем мире. Соответственно, сколько людей, столько и пониманий того, что такое окружающий мир, поэтому карта - не территория.
  • Смысл коммуникации в вызываемой реакции. Имеется ввиду, что в общении для нас важно не только быть услышанными, но и получить какую-либо ответную реакцию.
  • Нет ошибок, есть обратная связь. Идея этой пресуппозии в том, что "ошибка" - это суждение, а "обратная связь" - это просто информация о том, какой результат мы получили. Эта пресуппозиция предлагает рассматривать результаты наших действий без лишних эмоциональных оценок, просто информативно. Точно так же, как и при включении света в незнакомой комнате, если нажав на кнопку вы включили не ту лампу, вы не называете это неудачей или ошибкой, вы просто выключаете ее и включаете другую.
  • В каждый момент человек делает лучший выбор из возможных. Это особенность психики любого живого существа, стремящегося к выживанию. :) Проблема в том, что набор возможных выборов сам по себе не всегда является лучшим. Расширение количества возможных выборов и является целью линостного роста и одной из основных задач НЛП.
  • Сознание и тело части одной системы. Мышление отражается в физиологии, а физиология влияет на мышление. Поставьте ноги вместе, напрягите их, нагнитесь вперед, вытяните перед собой руки ладонями вверх и, находясь в этой позе скажите: "Я хозяин своей судьбы!". Вы себе поверите? :) После этого обязательно смените позу и встряхнитесь :) Подробнее о том, как работает этот мехнизм в обратную сторону рассказывается в статье "Что такое гипноз".
  • За каждым поведением стоит позитивное намерение. Даже за самым плохим. Если вы спросите человека: "зачем ты это сделал?" (иногда к его ответу стоит задать еще вопрос: "а зачем тебе было нужно это?"), то скорее всего, вы услышите ответ вроде: "Я хотел, как лучше". Для себя, для другого, для всех людей в целом - не важно - важно, что само намерение, стоящее за поведением было позитивным.
  • Вселенная дружественна. Как сказал один персонаж: "Если бы она была не дружественна, вас бы сейчас либо не было в живых, либо вам было бы так хреново. потому что вселенная намного могущественнее вас." :) А еще эту пресуппозицию можно рассматривать, как "позитивный фильтр", потому что давно известно (и не только в НЛП), что человек притягивает к себе то, о чем он думает. Это, кстати, относиться и к вопросу об эффективных убеждениях.


Учитывая, что мы говорим об основах овнов, я понимаю, что каждая из этих пресуппозиций является поводом для глобальной дискуссии. Да и вообще любые убеждения - штука спорная. Но только для тех, кто любит спорить :)

Так что давайте теперь взглянем на них с улыбкой :)
Обещанный.

Дзэн базовых пресуппозиций НЛП


Фи Гу Нате был настоящим мастером дзэн - у него был посох из бамбука и он знал, когда им нужно бить ученика. Пришел как-то к Фи Гу Нате НЛПер, который только что выучился НЛП и теперь решил смоделировать дзэн. Ну, сел, подстроился, как полагается, сначала по позе, потом по ценностям разочек, и, козырнув пару раз рефреймингом, признался наконец кто он и зачем пожаловал. Про Гриндера с Бэндлером не забыл упомянуть, так, на всякий случай, авторитеты все-таки.
Фи Гу Нате выслушал его внимательно и спрашивает:
- А на чем основано учение эНэЛПэ?
Тут НЛПер задумался. "Круто капнул," - думает - "логический уровень не ниже убеждений. От такого метафорой не отмажешься. как бы его утилизировать. " Подумал, подумал и решил, что лучше не выпендриваться и просто ответить.
- На базовых пресуппозициях эНэЛПиии. - гордо сказал НЛПер, выделяя окончание на английский манер. Сказал, как послал. Мол, нефиг тут пальцы в чужое содержание кидать.
- А мог бы ты показать мне базовые пресуппозиции НЛПиии? - подстроился мастер дзэн к НЛПеру. Да так подстроился, что НЛПер в нем аж своего почувстовал. Ну и естественно, захотел тут же просветить обывателя великому мета-знанию.

Карта территория


- Ну, например. Карта не территория. - озвучил НЛПер первую пресуппозицию, которая пришла ему в голову.
- Ну уж нет, - взбунтовался Фи Гу Нате - Уж что, что, а карта это и есть территория.
- Нет, ты не понял, карта не может быть территорией, потомучто.
- Нет, я-то как раз понял. Карта - это территория.
- Нет!
- Да!
- Ну хорошо, твоя карта может быть и территория, а вот моя - нет.
- Ну наконец-то! - вздохнул Фи Гу Нате.

Смысл коммуникации


- А какие еще базовые пресуппозиции есть в НЛП? - спросил Фи Гу Нате, глядя на закат.
- Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. эй, ты меня слышишь. эй.
Долго еще НЛПер звал Фи Гу Нате, но мастер продолжал сидеть, глядя на закат. Тогда НЛПер сел рядом и тоже уставился на закат, в точности подражая ему.
- Не ужто ты понял? - тут же спросил его Фи Гу Нате.
Но НЛПер промолчал, продолжая изображать Фи Гу Нате.
Тогда мастер схватил бамбуковый посох и как долбанет его по голове.
- Ай! Больно, ты что! - вскочил НЛПер и уставился на Фи Гу Нате.
- Ну, чья коммуникация эффективнее? - спросил мастер.


- Если ты хочешь мне что-то эффективно объяснить, пожалуйста, не будь столь однообразен в своих методах. - намекнул НЛПер на предыдущий инцедент. - Бэндлер с Гриндером говорили, что если то, что ты делаешь не срабатывает, делай что угодно другое. - вставил он наконец.
- Что?
- Если то, что ты делаешь не срабатывает, делай что угодно другое. - повторил НЛПер.
- Что? - переспросил Фи Гу Нате тем же голосом.
- Если то, что ты делаешь не срабатывает, делай что угодно другое. - сказал НЛПер уже громче.
- Что? - не изменился мастер.
- Если то, что ты делаешь не срабатывает, делай что угодно другое. - напряженно произнес НЛПер чеканя каждое слово.
- Что?
- Если ты еще раз скажешь "Что" - заорал НЛПер, схватив бамбуковый посох - я ударю тебя по пальцам!
- А, ну так бы сразу и сказал! - обрадовался Фи Гу Нате.

Обратная связь


- Нет ошибок, есть обратная связь. - утешил себя НЛПер.
- Скажи это канатоходцу. - холодно произнес Фи Гу Нате.
Незная, что ответить, НЛПер задумался.
- Ладно, ладно, ходить-то люди учатся на земле. - вернул его Фи Гу Нате - Так что ты там говорил?
- Нет ошибок, есть обратная связь.
- И что же делать с этой обратной связью тому, кто попал в яму ко льву?
НЛПер снова задумался. Тогда мастер сел в такую же позу, и занес посох над его головой.
- Не замечать льва. - крикнул НЛПер и отвернулся в другую сторону.
- Правильно. - сказал Фи Гу Нате, убирая посох. - Только это не спасет его от обратной связи льва.

Возможный выбор


- Человек всегда делает лучший выбор из возможных в данный момент. - назвал НЛПер очередную пресуппозицию.
- Бывают такие лучшие выборы, что их лучше бы не делать вовсе. - стебанулся Фи Гу Нате.
- Если это возможно.
- Это тоже твой выбор. - подытожил мастер.

Освободи свой ум


- Сознание и тело части одной системы. - сообщил НЛПер очередную истину.
- Тогда осовободи свой ум без помощи медитации. - прямо попросил Фи Гу Нате.
НЛПер набрал полные легкие воздуха и, медленно выдохнув весь воздух до последнего, замер.
- А я уж думал, это снова придется делать мне. - сказал Фи Гу Нате, откладывая в сторону посох.

Последняя палка


- Каждое поведение имеет позитивное намерение. - робко произнес НЛПер, предчувствуя неладное.
Фи Гу Нате тут же схватил свой посох и отдубасил НЛПера от всей души.
- Ну а теперь что ты скажешь? - спросил затем мастер.
- Спасибо, что научил меня дзэну. - сказал НЛПер, посмотрев Фи Гу Нате в глаза. - Но, знаешь что.
НЛПер взял посох Фи Гу Нате и, отлупив им мастера, протянул посох ему в руки.
- Ты был убедителен. - сказал Фи Гу Нате и выкинул посох.

Для кого вселенная дружественна


- Вселенная дружественна. - просто сказал НЛПер.
- Для кого? - спросил Фи Гу Нате.
НЛПер посмотрел ему в глаза и широко улыбнулся.
Мастер улыбнулся и кивнул в ответ.

Основная цель наших убеждений и систем убеждений – связать глубинные ценности с другими областями нашего опыта и «карт мира». Как указывалось ранее, убеждение «успех дается тяжелым трудом» связывает ценность «успех» с конкретным видом деятельности («тяжелый труд»). В формуле «успех зависит от везения» та же ценность связана уже с другой причиной («везение»). Как показывают эти примеры, убеждения по сути своей являются выражением существующих взаимосвязей различных элементов нашего опыта.

С лингвистической точки зрения убеждения обычно выражены в форме вербальных моделей, известных как «комплексные эквиваленты» и «причинно-следственные отношения» (рис. 23). Комплексные эквиваленты представляют собой лингвистические модели, подразумевающие наличие «равнозначности» различных аспектов нашего опыта («А = Б», или «А означает Б»). Обычно они используются для того, чтобы сформулировать ценности и установить тот факт, что некая ситуация соответствует или противоречит этим ценностям. Примерами комплексных эквивалентов, отражающих наши убеждения, являются следующие высказывания: «Нормальный пульс в состоянии покоя равен 60 ударам в минуту», «Быть богатым – значит достичь успеха», «Любить – значит ни о чем не жалеть».


Рис. 23. Убеждения, как правило, выражены в форме комплексных эквивалентов или утверждений о причинно-следственных отношениях

Утверждения о причинно-следственных связях (характеризующиеся такими словами, как «вызывать» что-либо, «делать» чем-либо, «вынуждать» к чему-либо, «приводить» к чему-либо, «иметь результатом» что-либо и т. д.) связывают ценности с другими аспектами нашего опыта. Подобные лингвистические структуры используются для того, чтобы определить причины и следствия конкретных ценностей. Классическое изречение Бенджамина Франклина «Ранний отход ко сну и ранний подъем делают человека здоровым, богатым и мудрым» указывает на причины, ведущие к достижению определенных целей. Выражения «власть развращает» или «любовь исцеляет» относятся к последствиям проявления конкретных ценностей.

Комплексные эквиваленты и обобщения, касающиеся причинно-следственных отношений, являются базовыми структурами, на основе которых мы строим свои «карты мира».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Базовая модель КМС

Базовая модель КМС Рассмотрим базовую двухмерную модель сознания (рис.). Ось ординат имеет смысл «глубины» уровней сознания и связана с частотами электрической активности мозга (альфа-ритм, бета-ритм и т.д.). Верхний слой мы будем называть адаптативным – это та часть

Лингвистическая структура убеждений

Лингвистическая структура убеждений Основная цель наших убеждений и систем убеждений – связать глубинные ценности с другими областями нашего опыта и «карт мира». Как указывалось ранее, убеждение «успех дается тяжелым трудом» связывает ценность «успех» с конкретным

«Фокусы языка» и структура убеждений

«Фокусы языка» и структура убеждений В целом комплексные эквиваленты и утверждения о причинно-следственных связях являются первичным строительным материалом для наших убеждений и систем убеждений. На их основе мы принимаем решение о дальнейших действиях. Утверждения

Базовая потребность

Базовая потребность «Директору» нужны постоянные вызовы и возможность самостоятельно контролировать

Базовая потребность

Базовая потребность Самое важное, что можно предложить «Артисту» – это признание. Похвалите его, уделите ему немного внимания – и он пойдет за вами в огонь и в воду! Представителю этого типа необходимо чувствовать себя частью группы и иметь в ней высокий

Базовая потребность

Базовая потребность «Миротворцы» хотят, чтобы их принимали. Им необходимо чувствовать себя нужными. Искренне стремятся помогать другим, им нравится помогать другим и создавать благоприятную атмосферу в

Базовая техника

Базовая техника Данная техника предназначена для простой перезаписи подсознательного опыта в индивидуальной работе.Основные условия:- Знание конкретного опыта (ситуации), который вы собираетесь адекватизировать.- Невысокая эмоциональная составляющая в

Базовая техника

Базовая техника Данная техника предназначена для простой перезаписи подсознательного опыта в индивидуальной работе.Основные условия:— Знание конкретного опыта (ситуации), который вы собираетесь адекватизировать.— Невысокая эмоциональная составляющая в

Формирование новых убеждений: структура определенности

Формирование новых убеждений: структура определенности Один из наиболее важных аспектов жизнедеятельности человека — это формирование убеждений. Именно убеждения держат большинство людей в плену проблем. До тех пор, пока вы не поверите в то, что способны все

3. БАЗОВАЯ СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ЭЙНШТЕЙНА

3. БАЗОВАЯ СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ЭЙНШТЕЙНА Избранная Эйнштейном область – физика, но все мы сталкиваемся с дилеммой в решении проблем, сходных с той, что описана в его трудах. Проблема эта подобна симптому, причина которого неявна – из-за сложности ли самой

Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений

Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений Ты уже знаешь, что убеждения формируются во время очень сильных эмоций.Постарайся вспомнить максимальное количество ситуаций, связанных с деньгами, которые вызвали очень бурные эмоции

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Читайте также: