Символика убранства окна крестьянского дома

Обновлено: 24.04.2024

Основные составляющие конструкции и дизайна дома

Изба́ — это деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России… …Классическая изба имеет разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время это практикуется редко. На рубеже XIX–XX вв. в связи с распространением в крестьянском домостроительстве новых типов планировок и отказом от традиционного зонирования жилой части дома, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно забывалось. В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, что глубоко неверно, т. к. дом, как правило, включает в себя кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и прочее. Википедия

Следуя традициям строительства рубленой избы

Крестьянский дом был рассчитан на одну, хотя довольно многочисленную семью. Соответственно размеру дома выбирали и длину бревна. Средняя длина бревна составляла примерно 5 м, но могла превышать и десять. На постройку добротного дома уходило 150-170 бревен.
Горизонтальный ряд бревен сруба называется « венец «. Количество венцов зависело от толщины бревна (в среднем 30 см, а иногда и 70 см) и от высоты постройки.
Так в нашей деревянной модели НАШ ДОМ — 11 венцов, диаметром 2 см, что примерно равно 24 см реального бревна.
В старые времена под деревянными домами фундаментов не делали. Нижние венцы клали прямо на землю. Иногда, правда, под углы дома подкладывали большие камни или пни крупных деревьев. Но зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы.
Подклет мы и сделали в виде основания к дому. В нём можно хранить неиспользуемые детали дома, персонажей, игрушки или аксессуары для интерьера домика. Пол в доме выполнен сплошным перекрытием, но при желании пол можно настелить из половиц. Слово «половица» появилось потому, что толстое бревно раскалывали пополам, и образовавшиеся половинки, или половицы, настилали на пол. Половицы всегда укладывали вдоль длинной стены.

На Руси крыши были высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживались. Треугольные фронтоны возводили над торцевыми стенами. В нашей конструкции есть вариант фронтона с чердачным окном и балкончиком . Между фронтонов укладываются « слеги » – бревна, поддерживающие всю кровлю. Их концы прикрывали специальной доской – причелиной . Таким способом крышу собирали без гвоздей.
Странным может показаться и отсутствие потолка в крестьянском доме. Чуть ли не до начала XX в. русские крестьяне жили в курных избах, где печи топили по-черному. Дым, поднимаясь под самую крышу, выходил через специальное отверстие. Потолок был лишь в тех избах, где топили по-белому.
В наших моделях мы решили укомплектовать дома потолком, вдруг кто-то захочет оборудовать и использовать ещё и чердак.

Фасад — лицо дома

В былые времена каждый хозяин старался украсить свое жилище, да так, чтобы оно не походило на соседское. Богаче всего наряжали фасад, выходивший на улицу. Окна большего размера прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями – косяками , отсюда их название «косящатые» или «красные» (в смысле – красивые). Это было лицо дома.
Некоторые детали фасада получили соответствующие названия – наличник , причелина (чело – древнее название лба). Их так же, как и ставни , подзоры , столбы крылец , покрывали резьбой и росписью. Для этой работы приглашали профессиональных мастеров, и стоило это немалых денег. Нарядный дом был гордостью хозяев и украшением всей деревни.
Выбор изобразительных мотивов во многом определялся религией. В языческие времена мир представлялся людям наполненным злыми духами, которые стремились всячески навредить человеку. От них-то он и старался защитить себя и свой дом. Считалось, что изображение льва, русалки, птицы-сирин на фасаде избы отпугивает нечистую силу. Даже простые геометрические фигуры наделялись определенным смыслом: круг символизировал солнце, волнистая линия – воду, борозда – поле. С распространением на Руси христианства в украшении домов появились новые религиозные символы, например крест. Нередко языческие и христианские символы причудливо соседствовали на одной и той же резной доске…

Окна с наличниками

Особое внимание наши мастера уделили резным окнам. Выбрать один вариант наличников , просто, невозможно из-за изобилия вариантов, было решено изготавливать окна коллекциями с самыми разнообразными узорами и разной сложности. Окна из-за тонкой резьбы шлифуются вручную и собираются из различных маленьких фрагментов тоже вручную. Это самый сложный и трудоёмкий элемент НАШЕГО ДОМА. Но усилия стоят того. Так и в деревнях, понимали, что и дорого и времени на украшения уходит много, но тем не менее каждый старался украсить свой дом какой-нибудь особенной «завитушкой».

Наша первая реализованная идея — это деревянная модель русского деревенского дома в масштабе 1:12, которую не только можно использовать как конструктор, но и, разобрав любую стену, играть внутри домика с куклами в дочки-матери или устроить целый театр! Дом состоит из 133 деревянных деталей, каждая из которых была обработана нашими руками.

Ключевыми моментами в моделировании были воссоздать пропорции и орнаменты, чтоб показать всю красоту и изящество русской избы. Для нас стала важна сохранность отличительных элементов, которые присуще всем русским деревянным домам конца XVIII — начала XX столетий. Также было важно сделать эту модель универсальной для строительства. Получилось сделать конструкцию для свободного полёта фантазии. Можно самому решить где будут окна, а где дверь, с какой стороны и какое количество окон будет.

Для большей вариативности было решено сделать возможным выбирать различные декоративные элементы, а так же набирать комплектацию по своему желанию, усмотрению и необходимости. С возможностью дополнять в любой момент необходимыми деталями или делать определённые элементы под заказ. Это позволяет из отдельных деталей собрать совершенно разные дома, целые улицы и сёла, а главное все они до единого будут отвечать традиционным избам в России.

• Глухая: в целой доске вырезался или
выдалбливался рисунок по намеченному
углем контуру.
• Пропильная: сквозной рисунок
выполнялся с помощью лобзиковых пил.
• Накладная: выполнялась из элементов
пропильного орнамента.

8. Глухая резьба

9. Пропильная резьба

10. Накладная резьба

11. Накладная резьба

12. Верхняя часть окна – кокошник

13. Верхняя часть окна - кокошник

14. Нижняя часть окна - фартук

15. Практическая работа «Окно деревенского дома»

• Нарисуй окно (ставни, кокошник, фартук)
• Выполняй работу при помощи линейки
• Строго придерживайся размеров и
симметрии
• Соблюдай последовательность в работе

16. План работы: 1. В центре листа нарисуй окно

17. 2. Нарисуй ставни

• Ширина ставня
равна половине
ширины окна
• Стороны ставень
должны быть
параллельны
• Не наклоняй сильно
створки ставень

18. 3. Нарисуй вспомогательную решетку

• Над окном начерти
прямоугольник и
раздели его на
равные части
• Под окном начерти
прямоугольник
меньшего размера и
тоже раздели на
равные части

19. 4. Нарисуй кокошник и фартук

• Придумай свою форму
кокошника и фартука
• При помощи
вспомогательных
прямоугольников
нарисуй их
• Помни, что все должно
быть симметричным.
• Сотри вспомогательные
линии

20. 5. Проверь себя

• Сравни свое окно и
окно мастера
• Проверь, все ли ты
сделал правильно
• Если есть ошибки,
исправь их

21. Творческая работа « Укрась свое окно»

• Вспомни, как
украшали окна
мастера Сибири
• Придумай свой
рисунок и укрась
ставни, кокошник и
фартук
• Сделай свое окно
веселым и красивым

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Оконный проем - это не только «окно в мир», в «белый свет» для обитателей избы, - пишет знаток русской народной культуры Б. Рыбаков, - но и глазок для чужих людей, сторонних злых сил, которые могут проникнуть внутрь или сглазить тех, кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев, «из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих».

Просмотр содержимого документа
««Убранство крестьянского дома.Окно»»

Ставни и наличники «Мир русской избы» Мир русской избы

Ставни и наличники

«Мир русской избы»

Мир русской избы

Задачи урока:

Задачи урока:

«Оконный проем - это не только « окно в мир », в «белый свет» для обитателей избы, - пишет знаток русской народной культуры Б. Рыбаков, - но и глазок для чужих людей, сторонних злых сил, которые могут проникнуть внутрь или сглазить тех, кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев, «из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих».

Желание человека выделить свой дом из множества других домов, вполне понятно. Резные наличники, ставни, карнизы, ворота, заборы, калитки и двери настолько преображают дом, что человек невольно останавливается и любуется искусной резьбой.

Желание человека выделить свой дом из множества других домов, вполне понятно.

Резные наличники, ставни, карнизы, ворота, заборы, калитки и двери настолько преображают дом, что человек невольно останавливается и любуется искусной резьбой.


Если фасад - лицо дома, то окна - его глаза. Стиль орнамента наличников должен отражать индивидуальный стиль всего художественного оформления дома.

Если фасад - лицо дома, то окна - его глаза.

Стиль орнамента наличников должен отражать индивидуальный стиль всего художественного оформления дома.



От людей, любующихся старым деревянным домом, часто можно услышать: «Какое красивое крыльцо, какая резьба у наличника!». Не только стремление к красоте заставляло наших предков оформлять свое жилище. Мир казался им наполненным злыми и добрыми духами, в надежде обезопасить себя они размещали на воротах, крыльце, наличниках окон и крыше специальные символы. Присмотримся повнимательнее к наличнику.

От людей, любующихся старым деревянным домом, часто можно услышать: «Какое красивое крыльцо, какая резьба у наличника!». Не только стремление к красоте заставляло наших предков оформлять свое жилище. Мир казался им наполненным злыми и добрыми духами, в надежде обезопасить себя они размещали на воротах, крыльце, наличниках окон и крыше специальные символы. Присмотримся повнимательнее к наличнику.

Изразцовый наличник

Ставни - закрывающее окно дощатое полотно. Ставни делают резными или расписными.

Ставни - закрывающее окно дощатое полотно. Ставни делают резными или расписными.


фризовая доска Ставни состоят из карниза, навершия, фризовой доски, боковин и подоконной доски. Главная функциональная задача ставен - уберечь внутренние помещения от сквозняков и непогоды. Их плотно крепят к стене, а с обратной стороны утепляют. Карниз должен защищать окно от дождя и снега, поэтому он может быть сильно выдвинут и поддерживаться кронштейнами. Лицевая сторона наличника и ставен украшаются орнаментом. карниз навершие боковины подоконная доска

фризовая доска

Ставни состоят из карниза, навершия, фризовой доски, боковин и подоконной доски. Главная функциональная задача ставен - уберечь внутренние помещения от сквозняков и непогоды.

Их плотно крепят к стене, а с обратной стороны утепляют. Карниз должен защищать окно от дождя и снега, поэтому он может быть сильно выдвинут и поддерживаться кронштейнами. Лицевая сторона наличника и ставен украшаются орнаментом.

подоконная доска







Ставни защищают родной очаг от посторонних любопытствующих глаз, придавая фасаду дома особый колорит. Что такое ставни, знают, наверняка все. Ведь все были маленькими и с удовольствием разглядывали иллюстрации к народным сказкам в детских книжках. Теремок, избушка на курьих ножках, домик зайчика, который захватила лиса — всегда на картинках окошки закрывались деревянными расписными ставнями.

Ставни защищают родной очаг от посторонних любопытствующих глаз, придавая фасаду дома особый колорит. Что такое ставни, знают, наверняка все. Ведь все были маленькими и с удовольствием разглядывали иллюстрации к народным сказкам в детских книжках. Теремок, избушка на курьих ножках, домик зайчика, который захватила лиса — всегда на картинках окошки закрывались деревянными расписными ставнями.


Думаете, что сейчас это пережиток? Вы ошибаетесь — отказываться от ставен никто и не думал. Более того, сейчас ставни популярны как никогда! Окна домов не только в далеких деревнях, но и в пригороде, и даже в городских квартирах очень часто защищают родной очаг от посторонних любопытствующих глаз, придавая фасаду дома особый колорит. В наш век передовых технологий ставни изготавливают из самых различных материалов.

Думаете, что сейчас это пережиток? Вы ошибаетесь — отказываться от ставен никто и не думал. Более того, сейчас ставни популярны как никогда! Окна домов не только в далеких деревнях, но и в пригороде, и даже в городских квартирах очень часто защищают родной очаг от посторонних любопытствующих глаз, придавая фасаду дома особый колорит. В наш век передовых технологий ставни изготавливают из самых различных материалов.


Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

"Окошечко (оконце) маленькое, а в него все видно! "Ложку за окошко даром не выкинешь." "Только и свету, что в вашем окошке!" "В окно всего свету не оглянешь." "Не только свету, что в окошке" ( прибавка: на улицу выйдешь, больше увидишь). "Бог даст, так и в окошко подаст" (т. е. далеко не ищи). "Грызть окна" (просить подаяния). "Под одним окном выпросить, под другим съесть." "Лучше подать в окно, чем стоять под окном." "Будешь ты у меня под окном стоять" (т. е. скоро обнищаешь). "Не велят в окно заглядывать — а в двери не пускают." "Муж в двери ногою, а жена в окно и с головою." "На глазах окошки, а не видит ни крошки." "Горница хороша, да окна кривы." "Придет солнышко и к нашим окошечкам." "Не прорублены окошки, так решетом свету не наносишься."

Загадки «Красная девушка в окошко глядит». «Из окна в окно готово веретено». «Ни окошек, на дверей, полна горница людей» . «У вас за окошком полно репы лукошко». «Погляжу я в окошко — стоит репы лукошко». «Стоит город, в городу двенадцать башен, в башне по четыре окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов».

Загадки

«Красная девушка в окошко глядит».

«Из окна в окно готово веретено».

«Ни окошек, на дверей, полна горница людей» .

«У вас за окошком полно репы лукошко».

«Погляжу я в окошко — стоит репы лукошко».

«Стоит город, в городу двенадцать башен, в башне по четыре окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов».

Загадки «Красная девушка в окошко глядит». СОЛНЦЕ «Из окна в окно готово веретено». СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ «Ни окошек, на дверей, полна горница людей» . ОГУРЕЦ «У вас за окошком полно репы лукошко». ЗВЕЗДЫ «Погляжу я в окошко — стоит репы лукошко». НЕБО И ЗВЕЗДЫ «Стоит город, в городу двенадцать башен, в башне по четыре окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов». ГОД, МЕСЯЦЫ,НЕДЕЛИ

Загадки

«Красная девушка в окошко глядит».

«Из окна в окно готово веретено».

СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ «Ни окошек, на дверей, полна горница людей» .

ОГУРЕЦ «У вас за окошком полно репы лукошко».

ЗВЕЗДЫ «Погляжу я в окошко — стоит репы лукошко».

НЕБО И ЗВЕЗДЫ «Стоит город, в городу двенадцать башен, в башне по четыре окошка, а из каждого окошка по семи выстрелов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю.Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к отчему краю.

Продолжая тему старинного деревянного дома (" Русская изба: как что называлось " и " Русская изба: как что называлось. Продолжение "), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;

· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;

Читайте также: