Шум под окнами жилого дома по закону рб

Обновлено: 26.04.2024

Порой многоэтажный дом благодаря некоторым проживающим в нём напоминает танцевальный пол или ударную стройку, затянувшуюся далеко за полночь. Чтобы бороться с шумными соседями, приходится обращаться в ЖЭУ или в милицию. В этом году претерпел изменения алгоритм подобных действий.

С 1 марта 2021 года вступили в силу обновлённые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). В них расширена формулировка статьи, касающейся нарушений правил пользования жилыми помещениями, изменены и конкретизированы суммы штрафов, а также пересмотрен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы.

Сотрудники милиции составляли рапорт и направляли в ЖЭУ.

Раньше статья 21.16 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» КоАП выглядела так: «Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, – влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от тридцати до пятидесяти базовых величин. Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до семидесяти базовых величин».

Протоколы, согласно ПИКоАП, в городах имели право составлять администрации районов, органы государственного санитарного надзора (по части 1 статьи), организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.

ЖЭУ в большинстве случаев и занимались этими вопросами. В том числе соседями независимо от характера создаваемого ими шума. Больше всего работников ЖКХ, по их признанию, волновало то, что на них были возложены обязанности по привлечению к ответственности любителей поздних застолий (а какие из них проходят тихо?), супругов-скандалистов, меломанов разных возрастов («У меня новые колонки. Чего вы хотите? Я отдыхаю».) и тому подобных индивидуумов. Трудно не согласиться с тем, что к обслуживанию жилфонда это не имеет прямого отношения. Учитывая, что инциденты возникали в нерабочее время жилищных служб, а нередко по ночам, жильцы вызывали милицию. Сотрудники ОВД принимали заявление, при необходимости составляли рапорт, а потом отправляли документы в ЖЭУ. Именно работники ЖЭУ осуществляли все дальнейшие процессуальные действия: опрашивали заявителей, жителей квартиры, из которой доносился шум, соседей как свидетелей, составляли протоколы и так далее.

Бюджет семейный лучше поберечь.

Новая версия статьи в КоАП, посвящённая нарушениям правил пользования жилыми помещениями, фигурирует под номером 22.12 и насчитывает пять частей.

Совершение действий, нарушающих покой других граждан в жилом доме или создающих вибрацию и шум, в период с 23.00 до 7.00 влечёт наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Отдельным пунктом прописано шумное поведение жильцов, согласно второму абзацу подпункта 7.10 Правил пользования жилыми помещениями: «С 23.00 до 7.00 не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий)». Конкретизирован размер штрафа, при этом верхний предел снижен с 30 до 10 базовых величин.

Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечёт наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин. Это новшество, и оно, по мнению работников жилищно-коммунальных служб, очень важное.

Как рассказали в одном из ЖЭУ, если дело доходит до суда, нарушителя обычно штрафуют на одну базовую величину (теперь – от двух базовых в первый раз) независимо от количества уже совершённых правонарушений по данной статье. Кроме того, если человек признавал себя виновным в совершении правонарушения и выражал согласие на применение к нему административного взыскания, он оплачивал штраф в размере 0,5 базовой величины на месте (на почте, в банке), а протокол не составлялся. И таких нарушителей, которые не раз приходили в ЖЭУ, признавали вину и оплачивали незначительную сумму, немало. Теперь они должны знать: при повторном нарушении покоя соседей придётся раскошелиться не на 0,5 базовой величины, а как минимум на 10. Зачем подвергать такому риску свой бюджет?

Самое, пожалуй, главное нововведение: согласно обновлённому ПИКоАП, по двум названным частям статьи 22.12 КоАП рассматривать дела и составлять протоколы будут органы внутренних дел.

Проведение работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19.00 до 9.00 в рабочие дни влекут наложение штрафа в размере от четырёх до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от пяти до двадцати пяти базовых величин.

С шумными соседями отныне разбираются не коммунальники, а милиция. За действия, которые нарушают покой других людей в доме, создают шум и вибрацию с 23.00 до 7.00, наказание осталось прежнее: от 2 до 10 базовых величин. За второе такое нарушение в течение года штраф вырастет: минимум – 10 базовых, максимум – 30.

Опять же, отдельно закреплена ответственность за нарушение временного запрета на проведение шумных перепланировок в соответствии с положениями постановления Совета Министров от 16 мая 2013 года № 384. Указаны иные размеры штрафа (было до 30 базовых). С такими нарушителями, как и прежде, будут разбираться обслуживающие жилищные организации (также уполномочены местные органы власти). Но и милиция не останется в стороне. Например, в будний день в 20.00 или в выходной в полдень из соседней квартиры доносится громкий шум явно ремонтно-строительного происхождения? Жильцы, которым это создаёт неудобство, не знают, перепланировка там проводится или бытовой ремонт (его-то нельзя выполнять лишь с 23.00 до 7.00). Но они могут с полным правом набрать 102, а в ОВД обязаны отреагировать. То есть прибывший наряд принимает заявление, составляет рапорт и вместе с сопроводительным письмом направляет в ЖЭУ. А там уже разберутся и дадут правовую оценку: если шум связан с перепланировкой – протокол и суд либо признание вины и штраф на месте в размере 0,5 базовой величины; если же бытовые работы – дело закрывается.

Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до семидесяти базовых величин.

Занимаются правонарушениями в жилищном фонде ЖЭУ и районные администрации, а ещё и органы госсаннадзора, которых привлекают, в частности, если квартира или вспомогательное помещение находятся в антисанитарном состоянии).

Итак, закон нам в помощь в борьбе с шумными соседями. Главное – хорошо знать его и ознакомить с положениями тех, кто ведёт себя очень вольно.

Практический каждый из нас хотя бы раз сталкивался с проблемой шумных соседей, любителей застолий по месту жительства, либо годами делающих ремонт в своих квартирах, стуча и сверля по вечерам.

Иногда достаточно просто телефонного звонка и разговора по душам чтобы разрешить конфликт.

Но что делать, если соседи не реагируют на Ваши обращения?

Для начала необходимо знать, что в соответствии с п.7.10 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.05.2013 №399, граждане обязаны пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме. С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий);

За нарушение правил пользования жилыми помещениями предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.21.16 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа до 30 базовых величин.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.3.30 ПИКоАП Республики Беларусь протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.21.16 КоАП Республики Беларусь, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, то есть директора жилищно-эксплуатационных участков (далее – ЖЭУ).

Таким образом, в случае нарушения Вашими соседями правил пользования жилыми помещениями Вам необходимо обращаться с соответствующим заявлением о привлечении соседей к административной ответственности к директору ЖЭУ по месту жительства. Если же Вам мешает шум в ночное время, то желательно вызвать сотрудников милиции по телефону 102, которые по приезду зафиксируют факт нарушения правил пользования жилыми помещениями, возможно, опросят Вас и Ваших соседей, а затем направят материалы в ЖЭУ.

В случае постоянного нарушения Вашими соседями правил пользования жилыми помещениями они могут быть выселены в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст.85 Жилищного кодекса Республики Беларусь, которой предусмотрено, что подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения граждане, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении, порче жилого помещения либо в использовании его не по назначению, или за иные нарушения требований настоящего Кодекса, делающие невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, были предупреждены собственником о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения.


Было

Раньше ст. 21.16 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» КоАП выглядела так:

  1. Нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, — влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до пятидесяти базовых величин.
  2. Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов — влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до семидесяти базовых величин.

Протоколы, согласно ПИКоАП, имели право составлять сельские, поселковые советы, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах, органы государственного санитарного надзора (по ч. 1 статьи), организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.

Последние (в Минске — ЖЭУ) в большинстве случаев и занимались этими вопросами. В том числе шумными соседями независимо от характера шума. Больше всего работникам ЖКХ не нравилось, что на них были возложены обязанности по привлечению к ответственности любителей поздних застолий (такие мероприятия проходят тихо только на поминках), супругов-скандалистов (при выяснении отношений прав тот, чей аргумент громче), подростков-меломанов («Сегодня отец купил мне новые колонки. Теперь всем конец! Соседи, вешайтесь…» — как пела группа «Дискотека Авария») и тому подобных индивидуумов. Трудно не согласиться с тем, что к обслуживанию жилфонда это не имеет прямого отношения. Учитывая, что инциденты возникали во внерабочее время жилищных служб, а нередко по ночам, жильцы вызывали милицию. Сотрудники ОВД принимали заявление, при необходимости составляли рапорт, а потом отправляли документы в ЖЭУ. Именно коммунальщики осуществляли все дальнейшие процессуальные действия: опрашивали заявителей, жителей квартиры, из которой доносился шум, соседей как свидетелей, составляли протоколы и так далее.


Фото носит иллюстративный характер, pravo.by

Стало

Новая версия статьи в КоАП фигурирует под номером 21.12 и насчитывает пять частей. Рассмотрим их вместе с начальником юридического отдела ЖЭУ № 3 Первомайского района Алексеем Скалдиным.

  1. Совершение действий, нарушающих покой других граждан в жилом доме или создающих вибрацию и шум, в период с 23 до 7 часов — влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Отдельным пунктом прописаны «шумные» действия жильцов согласно второму абзацу подпункта 7.10 Правил пользования жилыми помещениями: «С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий)». Конкретизирован размер штрафа, при этом верхний предел снижен с 30 до 10 базовых величин.

  1. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Это новшество, и оно, по мнению А. Скалдина, очень важное:

— Практика показывает: если дело доходит до суда, нарушителя обычно штрафуют на одну базовую величину (теперь — от двух базовых в первый раз) независимо от количества уже совершенных правонарушений по данной статье. Кроме того, если человек признавал себя виновным в совершении правонарушения и выражал согласие на применение к нему административного взыскания, он оплачивал штраф в размере 0,5 базовой величины на месте (на почте, в банке), а протокол не составлялся. Недавно общался с таким злостным нарушителем — он уже раз 10 приходил в ЖЭУ, признавал вину и оплачивал незначительную сумму. Я его предупредил: в следующий раз придется раскошелиться не на 0,5, а как минимум на 10 базовых величин. Уверен, это заставит его пересмотреть свое шумное поведение.


Фото носит иллюстративный характер, dom-expert.by

Самое, пожалуй, главное нововведение: согласно обновленному ПИКоАП, по двум названным частям ст. 21.12 КоАП рассматривать дела и составлять протоколы будут органы внутренних дел.

  1. Проведение работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19 до 9 часов в рабочие дни — влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от пяти до двадцати пяти базовых величин.

Опять же, отдельно закреплена ответственность за нарушение временного запрета на проведение шумных перепланировок в соответствии с положениями постановления Совета Министров от 16 мая 2013 года № 384. Указаны иные размеры штрафа (было до 30 базовых). С такими нарушителями, как и прежде, будут разбираться обслуживающие жилищные организации (также уполномочены местные органы власти). Но и милиция не останется в стороне, обращает внимание А. Скалдин. Например, в будний день в 20 часов или в выходной в полдень из соседней квартиры доносится громкий шум явно ремонтно-строительного происхождения. Жильцы, которым это создает неудобство, не знают, перепланировка там проводится или бытовой ремонт (его-то нельзя выполнять лишь с 23 до 7 часов). Но они могут с полным правом набрать 102, а в ОВД обязаны отреагировать. То есть прибывший наряд принимает заявление, составляет рапорт и вместе с сопроводительным письмом направляет их в ЖЭУ. А там уже разберутся и дадут правовую оценку: если шум связан с перепланировкой — протокол и суд либо признание вины и штраф на месте в размере 0,5 базовой величины; если же бытовые работы — дело закрывается.

Ч. 4 ст. 21.12 аналогична ч. 1 ст. 21.16, только штрафы другие: для физических лиц порог снижен до двадцати базовых величин, а для юридических увеличен до шестидесяти.

Ч. 5 новой статьи дублирует ч. 2 прежней, но уменьшен размер штрафа для собственников и нанимателей жилья — от десяти до тридцати базовых величин.

Заниматься правонарушениями, указанными в ч. 3–5, в столице будут ЖЭУ и районные администрации, а в ч. 4 — еще и органы госсаннадзора (их привлекают, в частности, если квартира или вспомогательное помещение находятся в антисанитарном состоянии).

Справочно

При внесении поправок в документы, регулирующие административно-правовые отношения, обсуждалось предложение установить единый временной период, в течение которого запрещалось бы проводить создающие шум и вибрацию работы как при перепланировках, так и при бытовых ремонтах. Что вполне логично: неудобства приносит не специфика работ, а уровень шума. Однако пока существующие нормы остаются без изменений.

Смотрите также:

В городе большинство из нас живут в многоквартирных жилых домах и, наверное, каждый из нас сталкивался с «проблемой шумных соседей». Кто-то мирится с «неизбежным соседством», а кто-то решает идти в наступление, давая отпор правонарушителю. Да-да, шум, создаваемый соседями, является правонарушением, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), если кто не знал.

Часть 1 статьи 21.16 КоАП влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от тридцати до пятидесяти базовых величин за нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания.

Конечно же не только шум в жилых помещениях наказуем, а также и другие действия, но обо всем по порядку.
Итак, что же согласно этим самым правилам пользования жилыми помещениями должны делать и наоборот не должны делать наши соседи, ну и, конечно же, мы с вами.

Согласно п. 7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее — Правила), утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, граждане обязаны:
- использовать жилые и вспомогательные помещения, а также находящееся в них оборудование в соответствии с их назначением;
- соблюдать установленные для проживания санитарно-эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности, требования настоящих Правил и иные требования, установленные законодательством (ст. 26 Жилищного кодекса);
- предоставлять в организации контактные телефоны (при необходимости телефоны доверенных лиц) для экстренной связи в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных с содержанием и использованием жилых помещений;
- обеспечивать в жилых и вспомогательных помещениях сохранность конструктивных элементов и инженерных систем, санитарно-технического, электрического, газового и иного оборудования, соблюдать правила пользования этим оборудованием.
При обнаружении неисправности конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, других опасных явлений, угрожающих разрушению конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования жилого дома, здоровью и жизни проживающих в жилом доме граждан, их имуществу, незамедлительно принимать меры к устранению данных неисправностей и сообщать о дефектах организации или соответствующей аварийной службе;
- содержать в чистоте и порядке жилые помещения, включая подсобные, балконы и лоджии, не сорить в кабинах лифтов, вспомогательных помещениях жилых домов и на придомовой территории;
- выносить мусор, твердые коммунальные отходы в специально отведенные места, производить чистку ковров и иных бытовых вещей в местах, определяемых организацией;
- обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения, а также к расположенному в них инженерному оборудованию работникам организаций для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, проведения осмотров, ремонтных работ (при необходимости), снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты;
- обеспечивать подготовку жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (утепление окон и дверей);
- расходовать экономно воду, газ, электрическую и тепловую энергию;
- пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме.
С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий);
- возмещать ущерб, причиненный гражданами вспомогательным помещениям жилого дома, помещениям других граждан и организаций независимо от форм собственности при осуществлении права владения и пользования жилыми помещениями;
- содержать в надлежащем техническом, противопожарном и санитарном состоянии в подвале и вспомогательных помещениях жилого дома занимаемые хозяйственные кладовые (сараи) и прилегающие к ним проходы, не допускать накопления в них мусора, хранения взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся (горючих) жидкостей, газовых баллонов и других огнеопасных веществ и материалов, а также пользования открытым огнем;
- использовать легкосъемные конструкции для закрытия существующих каналов прокладки сантехнических коммуникаций;
- поддерживать функциональность элементов противопожарной защиты (эвакуационные двери, люки, лестницы), расположенных на балконах и лоджиях квартир;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные Правилами и иными актами законодательства, а также вытекающие из договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, договора управления общим имуществом.
Согласно пункту 16 этих же Правил гражданам и организациям в жилом доме запрещаются:
- действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций;
- курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома;
- сушка белья во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома;
- переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;
- хранение в жилых помещениях, а также на балконах и лоджиях взрывоопасных, отравляющих и загрязняющих воздух веществ и предметов (за исключением средств борьбы с грызунами и другими животными), а также легковоспламеняющихся веществ с нарушением правил хранения и пользования;
- загромождение балконов, лоджий;
- загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений;
- содержание во вспомогательных помещениях жилого дома животных, в том числе пчел;
- самовольная установка на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и других конструкций;
- самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций зданий, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;
- самовольные переустройство и (или) перепланировка.

Поэтому шум, создаваемый соседями, игра на музыкальных инструментах, громкая речь и пение, выполнение бытовых (ремонтных) работ, резкое закрытие дверей и многое другое, что нарушает наш покой и указанные Правила недопустимо в многоквартирном жилом доме.
Раз уж упомянули про ремонт, то нужно также отметить, что согласно п. 20 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384, в период проведения переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных и блокированных жилых домах запрещается:
- производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни;
- загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;
- использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.

Что же касается общежитий, то согласно Положению об общежитиях, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269, внутренний распорядок в общежитии устанавливается правилами, утверждаемыми администрацией государственной организации по согласованию с профсоюзным комитетом (при его наличии).

Граждане, проживающие в общежитии, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка в общежитии и пожарной безопасности.
Как мы все понимаем, порой утихомирить шумных соседей и любителей жить как им заблагорассудиться просьбами и уговорами просто не получается не только у жильцов, однако и у представителей правопорядка.

Так как самые частые нарушения, на которые мы жалуемся, связаны именно с шумом, создаваемым соседями будь то пение, громкое прослушивание музыки или же ремонт, то нужно определиться, какой допустимый уровень шума допускается национальным законодательством.
Пункт 37 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95, гласит, что допустимые и максимальные уровни звука в жилых помещениях жилого дома должны соответствовать Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам, устанавливающим требования к шуму на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

При этом допустимый уровень шума, согласно абз. 2 ч. 1 п. 4 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2011 № 115, — такой уровень шума, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Также данные санитарные нормы устанавливают такое понятие как предельно допустимый уровень шума — уровень шума, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всей трудовой деятельности, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Дела, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21.16 КоАП рассматривает районный суд либо же органы государственного санитарного надзора (районный центр гигиены и эпидемиологии или, проще говоря, санстанция), но лишь по ч. 1 ст. 21.16 КоАП и по тем делам, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 21.16 КоАП составляют уполномоченные на то должностные лица:
- сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
- органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, но лишь по ч. 1 ст. 21.16 КоАП;
- организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.

В случае, если вы вызываете милицию на шумных соседей, то сотрудники органов внутренних дел приедут и примут от вас заявление, помогут утихомирить правонарушителя, однако составить протокол об административном правонарушении за нарушение Правил пользования жилыми помещениями не смогут, а передадут ваше заявление в тот орган, который вправе проводить подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению.

В соответствии с подп. 4.2 п. 4 и подп. 7.6 п. 7 решения координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией г. Минска от 29.03.2017 № 1 в целях профилактики правонарушений УВД администраций районов г. Минска поручено во всех случаях информировать организации жилищно-коммунального хозяйства о выявленных фактах нарушений Правил пользования жилыми помещениями.

Если же вы подали заявление на соседа, а потом пожалели его и больше не желаете привлекать его к ответственности дабы не портить соседские отношения, то примириться с ним уже не выйдет, так как если будет доказано, что сосед шумел либо каким-то образом еще нарушил Правила пользования жилыми помещениями, то к ответственности его привлекут.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП обстоятельством, исключающим административный процесс в отношении физического лица, является отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Примирение возможно по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 КоАП, которые влекут административную ответственность по требованию и такими делами не являются дела, предусмотренные ст. 21.16 КоАП.

Если уже готовы идти до конца, то нужно знать, что согласно ст. 6.3 ПИКоАП доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного КоАП, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и иными законодательными актами.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП, связанным с лишением или ограничением прав участников административного процесса или нарушением иных правил административного процесса.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства по делу об административном правонарушении.
Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности. В основу процессуальных решений, принимаемых судом, органом, ведущим административный процесс, могут быть положены только достоверные доказательства.

Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.

Следует также знать, что если с момента правонарушения прошло два месяца, то привлечь правонарушителя уже невозможно, за исключением обстоятельств, которые вряд ли применимы по делам о нарушении Правил пользования жилыми помещениями, так как согласно ст. 7.6 КоАП административное взыскание за совершение административного правонарушения может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения. Данные сроки на привлечение не восстанавливаются.

Данное обстоятельство является обстоятельством, исключающим административный процесс в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП.
При написании заявления о привлечении правонарушителя к ответственности нужно четко указывать время и место совершения правонарушения, если известно, то указать анкетные данные правонарушителя, свидетелей, которые смогут подтвердить факт правонарушения, а также возможно приложить к заявлению доказательства в виде аудио либо же видеозаписи.

Мы, порой, видим мелкие огрехи других людей, однако не замечаем больших изъянов у себя. Неспроста народная мудрость гласит: «В чужом глазу соломину видеть, в своем — бревна не замечать». Поэтому не стоит забывать о взаимоуважении!

Автор: Карина Комиссарчик, Карина Комиссарчик

Интересная и вечная тема — это шумные соседи. Многие из нас сталкивались с этой проблемой. Сегодня вместе с директором агентства недвижимости « Эксперт» Павлом Астапеней мы попробуем разобраться, как действовать, если на шумных соседей не влияют цивилизованные разговоры или банальный вызов милиции.


01
По закону действительно нельзя шуметь?

Прежде чем начать конкретный разговор, необходимо коснуться тех нормативно-правовых актов, которыми нужно руководствоваться при возникновении проблемы — понимать свои права и обязанности. Первый документ, который необходимо рассмотреть — это Постановление Совета министров РБ от 21 мая 2013 года № 399 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений».

Пункт, на который следует обратить внимание — 7.10. Пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме. С 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум ( в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых ( ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий.

02
Когда можно пошуметь и как сильно?

Для этого есть другой правовой акт — Постановление Министерства здравоохранения РБ от 16 ноября 2011 года № 115 «Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов „Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки“». В нем рассказано, какой уровень шума допустим, в том числе и в период с 23.00 до 7.00. В этот период допустим шум в пределах 45 дБ. В остальное время — 55 дБ.

Еще важный момент касается проведения ремонтных работ и перепланировок. Для разрешения этого конфликта существует Постановление Совета министров Беларуси № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов». Нельзя производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и ( или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни.

03
Пошумели. Какая ответственность за это?

Если речь идет о ночном шуме и нарушении общественного порядка, то обращаться нужно в милицию. Если речь идет о регулярном и систематическом шуме от ремонта или громко хлопающих дверей, например, то обращаться стоит в ЖЭС или ТСЖ. Плюс подобные вопросы сегодня можно решать через портал 115.БЕЛ. В этом случае все претензии фиксируются в интернете. Звонок не решит проблему окончательно, а зафиксированная жалоба — может.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — от 30 до 50 базовых величин. Мелкое хулиганство, ночной шум, нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, — влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.


Читайте также: