Штуки на крышах домов

Обновлено: 23.04.2024

Скорее всего и вы заметили у себя в городе много строений на крышах которых стоят красные фонари в той или иной форме. Вы когда-нибудь задумывались для чего они нужны? Мне было интересно. Давайте разберемся..

С одной стороны можно подумать, что эти огни элемент красивого освещения, который вносит свою особую изюминку в ночное освещение города, но это "не совсем" так😊

Заградительной освещение

Да, именно так называются красные сигнальные огни на высоких и протяженных зданиях. Вы когда-нибудь видели такую картину: в городе стоит высокая влажность, туман,на дальности метров 100 от вас уже просто ничего не видно, а ведь некогда там стояло огромное строение, но поднимая взгляд чуть выше, вы видите красные фонари, которые и не позволяют забыть о том, что там, в тумане стоит высокий объект.

Так вот, в разных ситуациях, по городу может пролетать воздушный транспорт , такой как малогабаритные самолёты или вертолёты, например в условиях ЧС. И при плохих погодных условиях высотные здания могут стать причиной аварии, потому что пилот просто может вовремя их не заметить!

Поэтому главной причиной установки таких "сигнальных маяков" служит то, что таким образом воздушный транспорт (пилот) сможет вовремя заметить высокое здание и не столкнуться с ним, при плохих погодных условиях и слабой видимости.

Интересный факт

Световое заграждение оснащено блоком питания, который автоматически управляет работай этих фонарей. Например, по хорошей погоде и днём, блок отключает эти фонари и наоборот включает их в темное время суток и при плохой видимости.

Ещё эти сигнальные фонари, как правило, должны иметь "двойное подключение". Это означает, что они не зависят от общего электропитания. Например, в случае отключения электроэнергии в доме или аварии, они перейдут на режим питания от аккумуляторов и продолжат свою бесперебойную работу в течение какого-то времени до устранения проблем с электричеством.

Обычно сейчас для заградительного освещения используют светодиодные лампы, они в отличие от ламп накаливания, которые нужно менять в течение года и ранее, прослужат до 10 лет.

Заключение

Современные технологии строительства требуют дополнительной заботы о безопасности людей и движения воздушного транспорта. Города становятся больше, здания становятся выше и без заградительного освещения ни куда. Теперь мы разобрались для чего необходимо такое освещение и какую пользу оно приносит.

Ставьте лайк на эту статью и подписывайтесь на канал. Это способствует выходу на канале большему количеству полезных и интересных статей и видео👍

Самые необычные объекты на крышах домов


Это в нашей стране крыши принято строго-настрого закрывать для посетителей и считать хулиганом каждого, кто туда пробрался. А во всем мире их эксплуатируют на пользу жильцам и сотрудникам зданий. И сегодня мы расскажем про 10 самых необычных примеров использования крыш , собранных со всей планеты.

Сад на крыше

Самый популярный способ использовать крышу – это разбить на ней небольшой сад, куда люди могли бы ходить отдыхать, любуясь раскинувшимися вокруг городскими панорамами и зеленой растительностью, высаженной тут же.

Сад на крыше многоэтажного дома

Сад на крыше многоэтажного дома

Подобные объекты можно найти по всему миру, но самый большой сад на крыше разбит в верхней точке отеля Marina Bay Sands в Сингапуре, где огромная пальмовая роща переходит в бассейн у самого края двухсотметрового обрыва.

Сад и бассейн на крыше отеля Marina Bay Sands в Сингапуре

Бассейны на крыше

Бассейны вообще являются весьма популярным объектом для размещения на крышах многоэтажных домов. Люди не прочь поплавать в них, имея при этом шикарный вид на городские улицы и соседние небоскребы.

Бассейн на крыше многоэтажного дома

При этом подобные сооружения появляются не только посреди плотно застроенных городов, где нет никакой другой возможности обустроить бассейн, но также в частном секторе, в домах, владельцы которых не гнушаются архитектурных экспериментов с их жилищами.

Бассейн на крыше многоэтажного дома

Венецианский канал на крыше торгового центра в Лондоне

А в Лондоне на крыше торгового центра Selfridges расположен другой водный объект, не имеющий никакого отношения к бассейну для плавания. Там обустроена сеть каналов, по которым можно передвигаться на небольших лодочках, рассчитанных на двух человек.

Венецианский канал на крыше торгового центра Selfridges в Лондоне

Венецианский канал на крыше торгового центра Selfridges в Лондоне

Этот канал опоясывает крышу здания в центре Лондона, в котором находится торговый центр Selfridges. Его общая длина составляет 200 метров при ширине в 2 м. Здесь же расположено Crystal Cafe – заведение общественного питания, в котором можно подождать свою очередь покататься на лодках.

Венецианский канал на крыше торгового центра Selfridges в Лондоне

Частная застройка на крыше торгового центра

А вот в китайском городе Чжучжоу на крыше местного торгового центра расположены не каналы для обзорных прогулок на лодках, а частная застройка. Там находятся четыре двухэтажных коттеджа с небольшими приусадебными участками.

Частные коттеджи на крыше торгового центра в Китае

При строительстве торгового центра эти домики были заявлены в качестве офисных зданий для сотрудников комплекса. Но со временем они были проданы в частные руки, и в коттеджах поселились богатые горожане, которым хочется комфортно жить в самом центре Чжучжоу, имя прекрасные виды из окон.

Частные коттеджи на крыше торгового центра в Китае

Футбольное поле на крыше небоскреба

В Токио же, наоборот, крыши зданий в центре города пытаются сделать не частным, а общественным пространством, которого так не хватает на улицах мегаполиса. К примеру, в верхней точке одного из зданий в японской столице несколько лет назад появилось футбольное поле.

Футбольное поле на крыше небоскреба в Токио

Благодаря системе искусственного освещения, этот спортивный объект на крыше работает круглосуточно. В Токио в любое время дня и ночи найдется множество желающий погонять мячик – любовь к футболу в Японии огромна.

Футбольное поле на крыше небоскреба в Токио

Радуга на крыше

На крыше одного из самых высоких зданий в датском городе Орхус вот уже несколько лет существует необычная конструкция в виде радужной окружности, полностью опоясывающей верхнюю точку этого строения. Создал инсталляцию известный датско-исландский художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson), который известен на весь мир своими экспериментами со светом, цветом и пространством.

Радужная инсталляция на крыше здания от Олафура Элиассона

Радужная инсталляция на крыше здания от Олафура Элиассона

В частности, в данном случае он хотел создать для Орхуса новый пространственный ориентир, в котором важны не стороны света, а цвета. Так что жители города теперь живут не в северной или южной его части, а в красной, фиолетовой или желтой, в зависимости от направления цветов радуги в этой инсталляции.

Радужная инсталляция на крыше здания от Олафура Элиассона

Cloud City – инсталляция на крыше Музея Метрополитен

Было бы странно, если бы одна из крупнейших в мире площадок современного искусства, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, не попыталась использовать крышу здания в собственных нуждах. Там находится масштабная инсталляция с названием Cloud City от архитектора Томаса Сарацино (Tomas Saraceno).

Cloud City – инсталляция на крыше Музея Метрополитен

Cloud City – инсталляция на крыше Музея Метрополитен

Cloud City представляет собой многоэтажную конструкцию из объемов сложной формы, соединенных металлическими суставами и стальными тросами. Внутри этого объекта можно гулять, открывая для себя таким образом геометрию Нью-Йорка с новой стороны.

Cloud City – инсталляция на крыше Музея Метрополитен

Церковь на крыше жилого дома

В киевском районе Оболонь на крыше одной из многоэтажек на удивление местным жителям и архитектурному надзору Киева выросла трехэтажная православная церковь.

Церковь на крыше жилого дома в Киеве

Власти города говорят о необходимости сноса этого незаконного строения, а церковники утверждают, что нет никакой разницы, где именно находится храм – на земле или на небе. Тем более что во втором случае он даже ближе к Богу.

Церковь на крыше жилого дома в Киеве

Roof Top Terrace – офис на крыше

Открытые офисные пространства, где может работать любой желающий, не будучи привязанным к конкретной компании, сейчас имеются в сотнях, если не тысячах городах по всему миру. И только в Лондоне такое учреждение появилось на внутри здания, а снаружи – на одной из крыш в центре британской столицы.

Roof Top Terrace – офис на крыше в центре Лондона

Коворкинг Roof Top Terrace работает в Лондоне в теплое время года каждый день с 6:30 утра до 8 вечера. При этом не важно, идет ли дождь (а он в британской столице едва ли не каждый день) – на этой открытой террасе находятся бесплатные зонтики для посетителей.

Roof Top Terrace – офис на крыше в центре Лондона

Парк развлечений на крыше небоскреба

А закончим этот обзор мы не работой, а развлечениями. Ведь на крыше небоскреба Stratosphere в Лас-Вегасе существует парк аттракционов для людей, которые не боятся высоты.

Парк аттракционов на крыше небоскреба Stratosphere в Лас-Вегасе

Парк аттракционов на крыше небоскреба Stratosphere в Лас-Вегасе

Ведь кружиться на карусели и других аттракционах посетителям этого парка предстоит, зависая на высоте 250 метров над уровнем земли – именно на этой отметке находится крыша небоскреба Stratosphere.



Скандинавия - во многом удивительный регион планеты, который знаменит целым рядом уникальных достопримечательностей. И в этом перечне визитных карточек одним из самых массовых, но при этом запоминающихся можно назвать. дома местного населения, крыши которых частенько засажены травой. Вот только делают это скандинавы не красивого вида ради, а исходя из целого ряда важных практических соображений. Правда, при всей известной полезности такой крыши больше она в других регионах планеты практически не прижилась.

У этих крыш необычные и история, и технология строительства. /Фото: travelask.ru

Зелёные крыши жилых домов в скандинавских странах многими воспринимается скорее как дань вековой традиции, которая ещё в древние времена распространилась на территории современных Норвегии, Исландии, Дании и Швеции. Однако в реальности у высадки травы в столь необычном месте есть сразу несколько важных назначений, которые нивелируют все сложности строительства такого объекта. Справедливости ради, следует отметить, что первоочередной задачей зелёных крыш в Скандинавии было обеспечение безопасности жителей.

Всё дело в том, что ещё в незапамятные периоды истории таким образом жилые помещения пытались замаскировать от захватчиков, чтобы те максимально сливались с окружающей местностью. И, судя по тому, что эта традиция продолжала использоваться в контексте эволюции оружия и военных технологий, она действительно была довольно эффективной.

Такой домик в траве не сразу заметишь. /Фото: architecturalidea.com

Другой, куда более «повседневной» причиной продолжения возведения зелёных крыш, является их практичность в скандинавских погодных и территориальных условиях. Во-первых, используемая при строительстве смесь дёрна, сухой коры и травы отличается высокими теплоизоляционными характеристиками. Во-вторых, кроме сохранения стабильного уровня тепла в комнатах, в том числе, в холодное время года, такая крыша отлично защищает дом от излишней влажности. А вот жаркую погоду, наоборот - зелёная кровля укрывает внутренние помещения от палящего Солнца.

В таких домиках не жарко летом и не холодно зимой. /Фото: lifeglobe.net

Ещё одним безусловным достоинством крыши, покрытой травой - это её экологичность, ведь при строительстве используются только натуральные материалы. Учитывая сегодняшнюю тенденцию к разумному потреблению и отхода от загрязняющих окружающую среду источников энергии, нет ничего удивительного в том, что древняя скандинавская технология, пусть и несколько модернизированная. продолжает пользоваться популярностью в Дании, Норвегии, Исландии и на Фарерских островах.

Множество таких домиков в Скандинавии являются современными постройками. /Фото: pikabu.ru

Для скандинавов все вышеупомянутые безусловные достоинства зелёной крыши являются определяющими в выборе этого типа кровли, несмотря на все трудности в её возведении и эксплуатации. А они есть, и самой первой можно назвать её дороговизну: при всей натуральности материалов, крыша с травой все-таки - недешёвое удовольствие. Кроме того, сама технология строительства представляет собой довольно трудоёмкий процесс и многоуровневую структуру. Так, одним из механизмов укладывания травы на крышу выглядит следующим образом: основа теплоизоляции - слой глины толщиной в десять сантиметров, равномерно распределённый по всей поверхности кровли, сверху она покрывается сухой корой, пропитанной овечьим жиром, а дальше размещается торф, мох и солома.

Структура укладки крыши с травой. /Фото: krovportal.ru

Причём в данном случае важно неукоснительное соблюдение алгоритма возведения. Так, учитывая довольно большой вес готовой травяной кровли, архитекторам предписывается дополнительно укреплять несущие конструкции здания и опорные перекрытия. Кроме того, такая крыша должна иметь правильную основу, которая надёжно отделит траву от непосредственного покрытия и изоляции, а также не даст грунтовому слою деформироваться со временем. Если основа будет сооружена правильно, то корни газона наоборот станет укрепляющим кровлю фактором.

Успешное строительство дома с травяной кровлей возможно только при чётком соблюдении технологии. /Фото: telegraf.com.ua

Важной составляющей поддержания эксплуатационной эффективности зелёной крыши был постоянный уход. Справедливости ради, стоит отметить, что особых условий заботы натуральная поверхность кровли не требует, ведь, по сути, она нуждается только в регулярном увлажнении, но в условиях скандинавского климата данный процесс осуществляется естественным образом. Однако важно поддерживать её короткую длину, чтобы не увеличивать вес и без того тяжёлой крыши. Сегодня это сделать довольно просто: достаточно иметь в доме газонокосилку, и регулярно ухаживать за травой на кровле, как за газоном вокруг дома. В противном случае, как и в условиях несоблюдения технологии строительства, может произойти протекание кровли, а в тяжёлых случаях возникает опасность просадки крыши, которая создаёт непосредственную угрозу безопасности жильцов.

Интересный факт: в древние времена, когда о газонокосилках речи быть не могло, скандинавам помогали ухаживать за травяной кровлей. домашние животный - гуси и даже козы. Их попросту выпускали погулять по крышам домов, где они с удовольствием лакомились подросшей травкой.

Ошибка в технологии или неправильный уход за крышей станет причиной её деформации. /Фото: glavcom.ua

Казалось бы, такая полезная, экологичная и красивая технология строительства кровли должна была получить популярность далеко за пределами скандинавских стран, однако этого не произошло. Оказывается, причиной того, что в других регионах планеты эта практика почти не получила распространения, стал неподходящий там климат. Для того, чтобы травяная кровля поддерживалась в пригодном состоянии, ей необходимо постоянное увлажнение, и если в северных районах Европы это происходило естественным путём, то в других странах погодные условия слишком сухие или жаркие. Конечно, сегодня все в большем количестве государств пытаются внедрить практику озеленения крыш домов, высаживая там, в частности сады, однако к оригинальной скандинавской технологии эти попытки имеют скорее косвенное отношение.

Зелёные крыши домов в других странах мало чем похожи на оригинальные кровли из Скандинавии. /Фото: ukr.bio

Зелёные крыши домов в других странах мало чем похожи на оригинальные кровли из Скандинавии. /Фото: ukr.bio

А вот в Скандинавии зелёная кровля продолжает пользоваться немалым спросом: их активно строят на современных домах, совершенствуя их технологию, чтобы она, не потеряв традиционные черты, могла идти в ногу со временем и пользоваться преимуществами научно-технического прогресса. Кроме того, зелёные крыши пытаются максимально популяризовать, не только в качестве туристической достопримечательности, но и организовывая ежегодные конкурсы между застройщиками, которые презентуют интересные проекты в уникальном скандинавском стиле.

В продолжение темы: во многих регионах планеты наблюдается практика определённых архитектурных традиций, и азиатские страны в этом отношении исключением не являются - Зачем в Китае, Японии и Корее делают странные изогнутые крыши


Поскольку советское наследие в виде старых многоэтажек еще не покинуло наши города и поселки, на некоторых из них можно увидеть странные крошечные домики-башенки. Чаще всего архитектурные элементы сталинской эпохи находятся в неприглядном состоянии, но все же сохранились. Мало кто знает зачем их строили, а вот легенд и версий встретить на просторах постсоветского пространства можно немало. Хотя имеется и вполне логичное объяснение появления «домиков Карлсона» на крышах «сталинок».

На крышах многоэтажных домов сталинской эпохи еще сохранились загадочные домики-башенки.

Прогуливаясь по старым кварталам городов, можно заметить на крышах многоэтажных домов, построенных в 1930-1950 гг., небольшие домики или башенки. Некоторые из них хоть и выглядят уже совсем потрепанными, тем не менее еще присутствуют, вызывая к себе интерес. Об их истинном происхождении и предназначении мало кто задумывался и проводил изыскания, тем не менее фантазий и легенд по этому поводу бродит среди народу немало.

Домики-башни оснащены смотровыми площадками по периметру, иногда они имеются и на крышах. | Фото: bigpicture.ru.

На крышах высотных домов можно увидеть восьмиугольные «пагоды». | Фото: bigpicture.ru.

Чаще всего у людей возникает мысль, что это такие себе домика для «советского» Карлсона, который живет на крыше. Те, кто хоть немного знаком с историей архитектуры, принимают их за люкарны (слуховые окна, появившиеся на крышах домов еще в эпоху Возрождения), а кто жил в советскую эпоху – за происки НКВД, сотрудники которого увлекались тотальной слежкой и подслушиванием. Более романтичные натуры в детстве считали их домиками гномов и фей. Кто-то с умным видом знатока рассказывает о метеорологических станциях, откуда ведется наблюдение за погодными изменениями, ну а кто и вовсе считает, что при СССР в них находились автоматчики, охраняющие территорию.

Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.

Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.

Народных версий масса, тем не менее эти странные малые архитектурные объекты в свое время сыграли значимую роль в обеспечении безопасности населения. Как оказалось, они являлись вышковыми наблюдательными пунктами Местной противовоздушной обороны (МПВО). Сами же вышки изначально называли ВНОС – воздушное наблюдение, оповещение и связь. Хотя МПВО прижилось лучше и не было ни одного жителя советских городов времен Великой отечественной войны, который бы не знал значения этой аббревиатуры.

За время военных действий только в Ленинграде было построено 180 башен, являющихся пунктами ВНОС. | Фото: wikimapia.org.

Исторические факты: Первые вышки, как и сама система МПВО появилась еще в Петрограде в марте 1918 г., когда советские артиллеристы, пытаясь остановить летающий над городом немецкий аэроплан, выпустили ему вдогонку снаряд. Он, естественно, не разорвался в воздухе, а приземлился на набережной Фонтанки, причинив вред не только городским постройкам, но и прохожим. После этого инцидента было решено строить кирпичные башни на крышах самых высоких зданий, которые использовались вначале в качестве пожарных смотровых вышек. Массовым же возведением наблюдательных сооружений начали заниматься в середине 30-х гг., причем строительство велось не хаотично, а по строгому плану расположений, разработанному закрытой кафедрой Инженерно-строительного института Петрограда.

Бойцы МПВО несли круглосуточную вахту, молниеносно сообщая о любых нештатных ситуациях в штаб. | Фото: mvdmedia.ru.

Что же касается других населенных пунктов, то в них также появились пункты МПВО, которые с 1932 г. официально были выделены в самостоятельную часть, вошедшую в систему ПВО страны. Уже в послевоенное время (1961 г.) ее переименовали в Гражданскую Оборону СССР, которая являлась очень важной частью системы оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.

Зачастую, рядом с башней ВНОС располагалась зенитная установка.

С началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.), когда угроза нависла и над СССР, руководство над подразделением МПВО передали НКВД. В считанные месяцы на высотных зданиях и водонапорных башнях стало появляться все больше наблюдательных вышек ВНОС, правда к этому времени их собирали из подручных средств, в основном из дерева. В тот период времени было не до эстетики и архитектурных изысков.

Бинокли стали единственным прибором, позволяющим следить за приближением авиации врага.

В 1941 г. основные пункты ВНОС были оснащены окнами, выходящими в разные стороны, смотровыми площадками, быстродействующей системой оповещения населения об угрозе нападения (ревунами) и точками связи. А вот члены добровольного формирования (бойцы), которые и несли круглосуточную службу, были обеспечены биноклями, звукоулавливателями, противогазами и учебным карабином. В стратегически важных местах рядом с постами ВНОС (если пункт был построен из кирпича, то и на крышах) были оборудованы площадки для установки зенитных орудий, которые вели заградительный огонь по пикирующим бомбардировщикам противника.

На страже воздушного пространства Ленинграда были юные девушки-комсомолки. | Фото: agropolis.spbgau.ru.

Кстати сказать, службу на смотровых вышках в военное время несли девушки-старшеклассницы или студентки. При этом сами кадровые военные аббревиатуру МПВО в шутку расшифровали на свой лад – «местный полк веселых оборванцев», ведь девушкам-бойцам, поначалу, даже форму не выдавали, да и были они слишком хрупкими и смешными с карабином наперевес. Тем не менее на плечи этих отважных девчонок легла основная ответственность в период военных действий на территории своего населенного пункта.

Весной 1942 года более 100 тысяч комсомолок было мобилизовано на службу в МПВО СССР.

График дежурств для бойцов ВНОС хотя и был установлен с учетом их физических возможностей и подготовки (2 часа – несение службы, 4 часа – отдых), но его придерживаться не было никакой возможности. Тем, кому пришло время отдыха было не до того. Частые тревоги, обстрелы или бомбардировки вынуждали девушек выходить на улицы, помогать местным жителям спуститься в бомбоубежища или оказывать помощь пострадавшим. Они учавствовали и в разборах завалов, и в ремонтных работах. Так что выспаться вволю никогда не удавалось, впрочем, как и поесть (особенно в блокадном Ленинграде).

Часть девушек-бойцов МПВО выполняла функции санитарок, помогая пострадавшим во время бомбардировок. | Фото: special-spb.rpa-mu.ru.

Во время круглосуточных дежурств бойцам МПВО приходилось вести неусыпное наблюдение:
♦ за приближением вражеской авиации;
♦ выявлять сброс парашютистов, диверсантов, агитационных материалов и пр.;
♦ отслеживать работу шпионов-корректировщиков, использующих ракетницы или другие сигналы для наведения вражеских бомбардировщиков или корректировки артобстрелов;
♦ фиксировать точное место падения фугасной или зажигательной бомбы;
♦ отслеживать любые нештатные ситуации как небе, так и на вверенной территории, чаще всего это периметр квартала/района (дальше увидеть было ничего нельзя).

Бойцы МПВО во время патрулирования крыш. | Фото: sputnik-abkhazia.ru.

При обнаружении любого из вышеперечисленных нарушений, дежурный молниеносно сообщал в штаб МПВО и уже оттуда отправлялись группы быстрого реагирования. Эти бригады отправлялись тушить пожары, обезвреживать неразорвавшиеся бомбы и снаряды, оказывать помощь раненым или ослабленным жителям города, восстанавливать повреждения и т. д. Хотя в случае с активными бомбардировками, помимо оповещения населения с помощью ревуна, дежурные могли корректировать огонь зенитной артиллерии в режиме реального времени.

В свободное от патрулирования время девушки участвовали в ремонтных работах и помогали местным жителям. | Фото: waralbum.ru.

Учитывая скорость движения самолета, бойцы МПВО заранее предупредить об опасности, никак не могли.

Безусловно, бойцы МПВО внесли свою лепту в обеспечение некоторой безопасности, но учитывая скорость полета бомбардировщика, а также возможности человека и связи, надеяться на более весомые результаты было нереально.

К примеру: Немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88 мог развивать скорость до 605 км/ч, поэтому если боец МПВО и заметил его на расстоянии 500-900 метров, он даже не успевал сообщить в центр об угрозе, ведь самолету понадобится всего несколько секунд на преодоление этого расстояния.

Такие плакаты развешивались в людных местах, чтобы жители самостоятельно могли обезвредить зажигательную бомбу. | Фото: mvdmedia.ru.

Хотя в случае с зажигательными бомбами их вклад был очень даже весомым, ведь дежурные на вышке первыми могли заметить, куда упала фугасная или зажигательная бомба, оценить масштабы повреждений и сообщить в штаб. Особенно актуально это было в исторических районах городов (из-за большого количества деревянных построек), где огонь распространялся молниеносно, ведь обилие сухих деревянных перекрытий, балок, стропил и плотность застройки способствовали масштабному возгоранию.

Также пригодилась и своевременная информация о корректировщиках огня или выбросе парашютистов/листовок, помощь патрульных способствовала своевременному принятию мер по пресечению нежелательных действий врага. В остальном же, они лишь фиксировали свершившийся факт, направляя кареты скорой помощи или группы реагирования на помощь пострадавшим и устранение каких-либо неполадок.

Пустующие башенки предприимчивые бизнесмены используют для рекламы.

Десятилетия запустения сказались на состоянии пунктов ВНОС, сыгравших немаловажную роль в обороне населенных пунктов.

Десятилетия запустения сказались на состоянии пунктов ВНОС, сыгравших немаловажную роль в обороне населенных пунктов.

После окончания Второй мировой войны, вплоть до начала 1950 гг. пункты ВНОС продолжали возводиться на восстановленных или новых зданиях, а их бойцы все так же несли круглосуточную службу, наблюдая за воздушным пространством. Только с появлением мощных высокотехнологичных локаторов и сенсоров надобность в этих башнях отпала. С этой задачей, куда эффективней стали справляться специальная техника и войска противовоздушной и противоракетной обороны.

Загадочные башенки, с которых открывается прекрасная панорама, планируют отреставрировать и превратить в смотровые площадки.

Загадочные башенки, с которых открывается прекрасная панорама, планируют отреставрировать и превратить в смотровые площадки.

Ну а пункты ВНОС стали никому не нужны. Потеряв свою актуальность, они оказались заброшенными. Все что можно было демонтировать – уже давно растащили предприимчивые жители, ну а сами башенки постепенно разрушаются, ведь времени прошло немало, а оно, как известно, безжалостно к покинутым строениям, даже к таким героическим.

В Санкт-Петербурге началась реставрация башен МПВО. | Фото: spb.kp.ru.

Хотя в Санкт-Петербурге, например, вынесено решение о реставрации пунктов МПВО на тех зданиях, откуда открываются самые впечатляющие виды на город. На них планируют оборудовать смотровые площадки, правда, чтобы восстановить к ним доступ и привести их в порядок понадобится немало времени и средств.

Вот от российской гиперзвуковой ракеты «Циркон» не спасет никакая башенка и даже ультрасовременная система ПВО. А в чем заключается уникальность новой разработки, можно узнать из нашего видеообзора:

Не только малые архитектурные объекты в виде домиков на крышах домов постигла участь забвения и разрухи. Грандиозный спорткомплекс «Олимпийский», который был построен в преддверии Олимпиады 1980 года, недавно закрыли сначала на реставрацию, а затем планы поменялись.

Поскольку советское наследие в виде старых многоэтажек еще не покинуло наши города и поселки, на некоторых из них можно увидеть странные крошечные домики-башенки. Чаще всего архитектурные элементы сталинской эпохи находятся в неприглядном состоянии, но все же сохранились. Мало кто знает зачем их строили, а вот легенд и версий встретить на просторах постсоветского пространства можно немало. Хотя имеется и вполне логичное объяснение появления «домиков Карлсона» на крышах «сталинок».

Прогуливаясь по старым кварталам городов, можно заметить на крышах многоэтажных домов, построенных в 1930-1950 гг., небольшие домики или башенки. Некоторые из них хоть и выглядят уже совсем потрепанными, тем не менее еще присутствуют, вызывая к себе интерес. Об их истинном происхождении и предназначении мало кто задумывался и проводил изыскания, тем не менее фантазий и легенд по этому поводу бродит среди народу немало.

Чаще всего у людей возникает мысль, что это такие себе домика для «советского» Карлсона, который живет на крыше. Те, кто хоть немного знаком с историей архитектуры, принимают их за люкарны (слуховые окна, появившиеся на крышах домов еще в эпоху Возрождения), а кто жил в советскую эпоху – за происки НКВД, сотрудники которого увлекались тотальной слежкой и подслушиванием. Более романтичные натуры в детстве считали их домиками гномов и фей. Кто-то с умным видом знатока рассказывает о метеорологических станциях, откуда ведется наблюдение за погодными изменениями, ну а кто и вовсе считает, что при СССР в них находились автоматчики, охраняющие территорию.

Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.

Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.

Народных версий масса, тем не менее эти странные малые архитектурные объекты в свое время сыграли значимую роль в обеспечении безопасности населения. Как оказалось, они являлись вышковыми наблюдательными пунктами Местной противовоздушной обороны (МПВО). Сами же вышки изначально называли ВНОС – воздушное наблюдение, оповещение и связь. Хотя МПВО прижилось лучше и не было ни одного жителя советских городов времен Великой отечественной войны, который бы не знал значения этой аббревиатуры.

Исторические факты: Первые вышки, как и сама система МПВО появилась еще в Петрограде в марте 1918 г., когда советские артиллеристы, пытаясь остановить летающий над городом немецкий аэроплан, выпустили ему вдогонку снаряд. Он, естественно, не разорвался в воздухе, а приземлился на набережной Фонтанки, причинив вред не только городским постройкам, но и прохожим. После этого инцидента было решено строить кирпичные башни на крышах самых высоких зданий, которые использовались вначале в качестве пожарных смотровых вышек. Массовым же возведением наблюдательных сооружений начали заниматься в середине 30-х гг., причем строительство велось не хаотично, а по строгому плану расположений, разработанному закрытой кафедрой Инженерно-строительного института Петрограда.

Что же касается других населенных пунктов, то в них также появились пункты МПВО, которые с 1932 г. официально были выделены в самостоятельную часть, вошедшую в систему ПВО страны. Уже в послевоенное время (1961 г.) ее переименовали в Гражданскую Оборону СССР, которая являлась очень важной частью системы оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.

С началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.), когда угроза нависла и над СССР, руководство над подразделением МПВО передали НКВД. В считанные месяцы на высотных зданиях и водонапорных башнях стало появляться все больше наблюдательных вышек ВНОС, правда к этому времени их собирали из подручных средств, в основном из дерева. В тот период времени было не до эстетики и архитектурных изысков.

В 1941 г. основные пункты ВНОС были оснащены окнами, выходящими в разные стороны, смотровыми площадками, быстродействующей системой оповещения населения об угрозе нападения (ревунами) и точками связи. А вот члены добровольного формирования (бойцы), которые и несли круглосуточную службу, были обеспечены биноклями, звукоулавливателями, противогазами и учебным карабином. В стратегически важных местах рядом с постами ВНОС (если пункт был построен из кирпича, то и на крышах) были оборудованы площадки для установки зенитных орудий, которые вели заградительный огонь по пикирующим бомбардировщикам противника.

Кстати сказать, службу на смотровых вышках в военное время несли девушки-старшеклассницы или студентки. При этом сами кадровые военные аббревиатуру МПВО в шутку расшифровали на свой лад – «местный полк веселых оборванцев», ведь девушкам-бойцам, поначалу, даже форму не выдавали, да и были они слишком хрупкими и смешными с карабином наперевес. Тем не менее на плечи этих отважных девчонок легла основная ответственность в период военных действий на территории своего населенного пункта.

График дежурств для бойцов ВНОС хотя и был установлен с учетом их физических возможностей и подготовки (2 часа – несение службы, 4 часа – отдых), но его придерживаться не было никакой возможности. Тем, кому пришло время отдыха было не до того. Частые тревоги, обстрелы или бомбардировки вынуждали девушек выходить на улицы, помогать местным жителям спуститься в бомбоубежища или оказывать помощь пострадавшим. Они участвовали и в разборах завалов, и в ремонтных работах. Так что выспаться вволю никогда не удавалось, впрочем, как и поесть (особенно в блокадном Ленинграде).

Во время круглосуточных дежурств бойцам МПВО приходилось вести неусыпное наблюдение:
♦ за приближением вражеской авиации;
♦ выявлять сброс парашютистов, диверсантов, агитационных материалов и пр.;
♦ отслеживать работу шпионов-корректировщиков, использующих ракетницы или другие сигналы для наведения вражеских бомбардировщиков или корректировки артобстрелов;
♦ фиксировать точное место падения фугасной или зажигательной бомбы;
♦ отслеживать любые нештатные ситуации как небе, так и на вверенной территории, чаще всего это периметр квартала/района (дальше увидеть было ничего нельзя).

При обнаружении любого из вышеперечисленных нарушений, дежурный молниеносно сообщал в штаб МПВО и уже оттуда отправлялись группы быстрого реагирования. Эти бригады отправлялись тушить пожары, обезвреживать неразорвавшиеся бомбы и снаряды, оказывать помощь раненым или ослабленным жителям города, восстанавливать повреждения и т. д. Хотя в случае с активными бомбардировками, помимо оповещения населения с помощью ревуна, дежурные могли корректировать огонь зенитной артиллерии в режиме реального времени.

Безусловно, бойцы МПВО внесли свою лепту в обеспечение некоторой безопасности, но учитывая скорость полета бомбардировщика, а также возможности человека и связи, надеяться на более весомые результаты было нереально.

К примеру: Немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88 мог развивать скорость до 605 км/ч, поэтому если боец МПВО и заметил его на расстоянии 500-900 метров, он даже не успевал сообщить в центр об угрозе, ведь самолету понадобится всего несколько секунд на преодоление этого расстояния.

Хотя в случае с зажигательными бомбами их вклад был очень даже весомым, ведь дежурные на вышке первыми могли заметить, куда упала фугасная или зажигательная бомба, оценить масштабы повреждений и сообщить в штаб. Особенно актуально это было в исторических районах городов (из-за большого количества деревянных построек), где огонь распространялся молниеносно, ведь обилие сухих деревянных перекрытий, балок, стропил и плотность застройки способствовали масштабному возгоранию.

Также пригодилась и своевременная информация о корректировщиках огня или выбросе парашютистов/листовок, помощь патрульных способствовала своевременному принятию мер по пресечению нежелательных действий врага. В остальном же, они лишь фиксировали свершившийся факт, направляя кареты скорой помощи или группы реагирования на помощь пострадавшим и устранение каких-либо неполадок.

Читайте также: