Шпаклевка для музыкальных инструментов

Обновлено: 28.04.2024

Любой лютье – человек, изготавливающий музыкальные инструменты – хорошо знает особенности выполнения финишных покрытий, знаком с разновидностями лаков и красок, которые подходят для этой цели. Со временем любой материал теряет сцепление с поверхностью и может потрескаться. Покраска гитары или иных инструментов из древесины возможна и в домашних условиях, главное – подобрать качественный лак и соблюсти все этапы ремонта.

Покраска гитары своими руками: инструкция

Для работы нужно выбрать проветриваемое помещение, по возможности чистое, чтобы на нанесенное покрытие не садилась пыль. В нем следует установить удобный стол, закрыть его газетами, а также приготовить инструменты и материалы:

  • респиратор, перчатки, защитные очки;
  • коробки для деталей гитары;
  • паяльник;
  • отвертки;
  • фен строительный;
  • наждачки с разной зернистостью;
  • тряпки;
  • шлифовальную машинку;
  • грунт по дереву;
  • лак.

Инструменты для ремонта музыкальных инструментов

Подготовка к покраске гитары

Рекомендуется потренироваться на старой гитаре, которая не представляет собой большой ценности. Это поможет обрести нужные навыки и более точно произвести работу с дорогостоящим инструментом в будущем. В качестве подготовки нужно провести демонтаж гитары: разобрать ее так, чтобы можно было легко восстановить.

Демонтаж

Для данного процесса потребуется набор отверток разного калибра. Снимают струны, предварительно открутив колки, после убирают остальные регуляторы, шурупы. Их укладывают в небольшие коробочки, при необходимости подписывают. После выкручивают болты сзади инструмента, соединяющие гриф и корпус. Гриф снимают, как и темброблок, и крышку выходного гнезда.

Чаще всего провода, крепящие регуляторы громкости и тона с выходным гнездом, проводятся через отверстие в корпусе гитары, поэтому для отделения темброблока отрезают их с двух сторон. Важно предварительно пометить провода цветными стикерами и подписать, чтобы потом без проблем припаять на прежнее место. После можно отрезать провода у места пайки, чтобы большая часть их осталась целой.

Разборка инструмента

Обычно проводов у гитары два, но может присутствовать и третий – для заземления. Он располагается между звукоснимателями и железной планкой в задней части инструмента, к которой крепятся несколько пружин. Этот провод также нужно обрезать, иначе снять темброблок не получится. Откручивают пластиковую крышку, добираются до провода заземления, аналогичным образом помечают стикером и обрезают поближе к области крепления. Снятый темброблок обязательно помещают в плотную коробку, чтобы надежно защитить от пыли. Припаивание проводов назад производят после окончания всех работ по покраске.

Применение промышленного фена и наждачной бумаги

Перед следующим этапом нужно надеть очки, перчатки, респиратор. Они понадобятся для обеспечения индивидуальной безопасности во время снятия старого покрытия с гитары. После действуют таким образом:

  1. Закрепляют деревянный корпус инструмента на столике. Строительным феном нагревают его, чтобы можно было очистить дерево от старого покрытия. Перегревать изделие нельзя, иначе оно опалится.
  2. Берут листы наждачки разного калибра: для грубой, первичной, финальной обработки и для «мокрой» шлифовки. Обрабатывают поверхность корпуса наждачкой с самым крупным зерном, убирая грубые дефекты и остатки лака, краски. Хорошо проходят по вырезам, впадинам. После используют среднюю наждачку, затем – финальную (самую мелкую).
  3. Поверхность деревянного изделия в конце обработки должна стать идеально гладкой. С нее смахивают всю пыль, немного смачивают водой. Берут водостойкую наждачку и еще раз шлифуют «по мокрому», чтобы удалить все жировые пятна от пальцев. Дают поверхности полностью просохнуть.

Удаление старого лака с корпуса

Покраска гитары

После окончательной подготовки гитару можно красить или лакировать, но вначале ее обязательно грунтуют. Наносят небольшой кисточкой ровный слой грунта, еще удобнее распылять средство из пульверизатора. После высыхания грунтовки приступают к покраске. Выбранным средством обрабатывают одну сторону гитары, по мере сушки проводят те же действия для второй стороны. Если получится подвесить изделие за отверстия от болтов, окрашивание будет возможно осуществить сразу с обеих сторон.

После полного высушивания краски дерево обрабатывают самой мелкой наждачкой, пока все неровности, оставленные кисточкой, не исчезнут. Если лак, краска наносились распылителем, этот этап можно пропустить, поскольку слой чаще всего получается очень ровным. Обычно требуется два-три слоя лакокрасочного материала для придания гитаре обновленного вида. Чтобы краска не треснула, также нежелательно производить менее двух слоев при окрашивании.

Выбор лаков и финишных покрытий для гитар

Тактильные ощущения, возникающие при касании того или иного древесного покрытия после обработки, совершенно разные. Неодинаковы различные красящие средства и по качеству, сроку службы, внешнему виду. Обычно для сохранения натуральности дерева выбирают воск, масло, для легкости обновления покрытия – шеллак, для высокой скорости нанесения – нитролак. Есть и иные типы лаков, которые тоже следует рассмотреть подробно.

Масляное и восковое покрытие

Льняное масло, смешанное с хвойной канифолью – популярное средство, которым покрывают музыкальные инструменты, мебель. Традиция создавать масляные пропитки является довольно старой, но активно используется и сегодня. Единственным отличием стал тип масла, который применяется мастерами в наши дни: лучшие свойства показало тунговое, хотя нередко для удешевления оно разбавляется льняным. Также мастера высоко ценят специальное «датское масло», которое состоит из таких компонентов:

  • льняное масло;
  • тунговое масло;
  • лак мебельный;
  • уайт-спирит.

Льняное масло для дерева

После нанесения на древесину масляный состав полимеризируется от воздействия воздуха, и покрытие твердеет. Обычно наносят масло в 3-5 слоев с промежуточной шлифовкой вдоль волокон. Крупные поры на дереве перед обработкой зашпаклевывают составом на водной основе.

Вощение музыкальных инструментов по технологии почти не отличается от описанной выше. Нередко методики сочетаются, и тогда покрытие станет атласным на ощупь. Покрасить гитару своими руками заново будет несложно, ведь снимать предыдущее покрытие не нужно. Недостаток восков и масел состоит в низкой прочности и слабой защите от влаги. Также масла могут глубоко впитываться в древесину и нарушать звучание акустических инструментов (обычно к гитарам это не относится).

Спиртовые лаки

Лаки на основе этилового или метилового спирта – это канифоль, мастика, шеллак, сандарак. Самым популярным и качественным считается шеллак, поэтому им и стоит покрывать простые и электрогитары. Данный лак характеризуется такими свойствами:

  • красивый глянец;
  • высокая адгезия к древесине;
  • отсутствие токсинов;
  • легкость нанесения;
  • исключение пожелтения со временем;
  • возможность ремонтировать покрытие.

Грунтовки и лаки на спиртовой основе

Первичное высыхание лака длится сутки, полное – неделю, что является хорошим показателем по сравнению с иными аналогичными составами для дерева. Но минусы у него тоже имеются: плохая механическая и химическая стойкость, быстрота появления царапин, размягчение под действием тепла. Влагостойкость лака вначале высокая, но с течением времени снижается.

Перед нанесением средство необходимо растворить в спирте (примерно 300 г сухого порошка шеллака на литр спирта). Втирать лак можно кисточкой, ватным тампоном – это очень легко. После каждого слоя надо отшлифовать поднявшиеся волокна. Всего требуется 3-4 нанесения шеллака. Для окончательной полировки обычно применяется политура – раствор воска в спирте.

Нитроцеллюлозные лаки

Нитролаки стали использоваться около 100 лет назад и сейчас очень популярны в автомобильной и мебельной промышленности. В их составе есть нитроцеллюлоза – азотнокислый сложный эфир целлюлозы, разведенный ацетоном или иными растворителями. Вот достоинства этих лаков:

  • простота нанесения;
  • высокая скорость сушки;
  • отсутствие шагрени на пленке;
  • хороший глянец;
  • достаточная атмосферостойкость.

Нитролак по дереву

Из-за низкого сухого остатка лак приходится наносить в 5-11 слоев с межслойным шлифованием, поэтому общая длительность процесса может быть значительной. Также нитролаки склонны к пожелтению, появлению трещин, имеют резкий запах, не слишком надежно соединяются с деревом, поэтому требуют обязательного предварительного покрытия древесины грунтовкой. Уход за гитарой будет сложным, ведь нитролаки не стойки химически. Чаще всего эти средства используют для придания покрытию винтажного вида.

Полиуретановые лаки

Под полиуретанами понимают группу полимеров, содержащих уретановые группы, – синтетические эластомеры. Они широко используются для приготовления двухкомпонентных лаков, которые могут применяться в окрашивании музыкальных инструментов. Такие средства практически вытеснили нитролаки благодаря улучшенным техническим параметрам. Вот их свойства:

  • эластичность, отсутствие растрескивания пленки;
  • долгий срок службы;
  • стойкость к действию химических веществ и механических повреждений;
  • высокая адгезия с древесиной;
  • разнообразие по внешнему виду – есть матовые, глянцевые, полуматовые, полуглянцевые лаки.

Состав полиуретановый глянцевый

К минусам относятся желтоватый оттенок, сложность нанесения. Подобные составы полимеризируются при контакте со специальными отвердителями, поэтому перед работой их приходится смешивать. Красить гитару вручную полиуретановым лаком сложно, поскольку в глубоких слоях формируются пузырьки – придется покупать особый распылитель. Отвердители лаков сильно чувствительны к свету, хранить их надо только в темноте.

Полиэфирные лаки

Данные лаки лидируют по прочности покрытия, стойкости к действию химических веществ и плотности. Они позволяют создавать тонкую, но крепкую пленку, надежно защищающую гитары и иные инструменты, отличающуюся высокой степенью блеска и износостойкостью. Покрытие переносит перепады температур, не проседает, не трескается и не желтеет.

Из-за сложности смешивания и потребности в соблюдении точной рецептуры, необходимости добавления катализатора, разбавителя и ускорителя к базе в домашних условиях такие лаки почти не применяются. У полиэфиров отмечается малое время жизни, поэтому новичку с ними работать практически нереально. Еще лаки имеют резкий запах, высокую токсичность, что тоже сильно ограничивает их использование в условиях обычной мастерской.

Полиэфирный состав для дерева

Акриловые лаки

Такие лаки бывают одно- и двухкомпонентными. Они позволяют получить самую эластичную пленку, которая не трескается со временем. Покрытие будет красиво блестеть, оно абсолютно прозрачное и не меняется в течение многих лет, не желтеет от солнца. Акриловый лак наносится даже кисточкой, легко смешивается, имеет прекрасную адгезию с деревом. Некоторые средства позволяют получить эффект мокрого дерева, совместно с красками применяются для росписи, создания грифов, рисунков.

Минусов у подобных лаков немного. Они имеют большое время сушки, причем на весь период изделие должно быть хорошо защищено от пыли. Полная полимеризация и вовсе занимает 2 месяца, за это время состав оседает в древесные поры, то есть усаживается. Чтобы лак не повлиял на акустические характеристики гитары, наносить его надо только нетолстым слоем.

Акриловый лак для дерева

Водные лаки

Составы такого вида плохо подходят для покраски гитары. У них невысокая степень блеска, низкая износостойкость, малый срок службы. Плюсами являются экологичность и дешевизна, но повторять лакировку придется довольно часто.

Советы и рекомендации

Чаще всего используется самый простой вариант лакировки гитар – покрытие корпуса бесцветным лаком. Есть и более интересные приемы, например, нанесение цветного лака, краски, окрашивание в два слоя разными оттенками, придание эффекта «старины».

Покрытие электрогитары лаком

Некоторые красят изделие в один тон, после высыхания оборачивают его изолентой и проходят вторым цветом, чтобы на поверхности сформировались яркие полоски. Допускается выполнение росписи, рисунков, для чего удобнее всего применять трафареты. Оригинальный дизайн можно придумать самостоятельно, по желанию, главное – выполнять все работы качественно и с фантазией!

В этой статье мне бы хотелось поделиться собственным опытом, касающимся покраски гитар и рассмотреть один из сложных вариантов покрытия – полупрозрачный градиент (transparent cherryburst) с подчеркнутой структурой древесины. Я постараюсь подробно рассказать о каждом этапе работ по нанесению покрытия, начиная с подготовки поверхности и заканчивая тонкой полировкой лака.

Г радиентные расцветки гитар (часто называемые «бёрстами») считаются столь же сложными, сколь и популярными. Различают две разновидности такого покрытия – прозрачное и непрозрачное. Непрозрачное наносится красками (эмалями) на загрунтованную поверхность, полностью закрывая структуру древесины (рис. 1). Полупрозрачные лишь тонируют покрытие в характерные для «бёрста» цвета, при этом структура древесины не только не скрывается, но и, зачастую, подчеркивается (рис. 2).

transparent cherryburst

Рис.1 Непрозрачный градиент

semitransparent cherryburst

Рис.2 Полупрозрачный градиент

Сегодня мы рассмотрим именно вторую разновидность градиентных покрытий, при этом структуру древесины выделим достаточно сильно. Существует два способа создания подобных покрытий: путем тонирования лака в нужны цвет и путем тонирования (морения) древесины. Первый способ дает достаточно ровный цвет не скрывая структуру древесины, второй же сильно подчеркивает структуру, поскольку разные участки древесины по-разному впитывают красители. Именно такой способ мы и рассмотрим.

Итак, дано: «белый» (то есть, не покрытый) корпус гитары из болотного ясеня (рис. 3), красители Color Tone цветов Vintage Amber и Cherry Red, порозаполнитель, полиуретановый лак, компрессор и краскопульт. Сразу скажу, что такое покрытие нужно делать с помощью краскопульта. Тампонным методом получить подобное покрытие очень сложно и нужно обладать недюжинным опытом, для таких людей данная статья не расскажет ничего нового.

Требуется – покрасить гитару в цвет cherry burst с выделением структуры древесины.

Корпус гитары из ясеня

Рис.3 "Белый" корпус гитары

Первый этап. Подготовка поверхности.

Первое, что нужно сделать – подготовить поверхность к покрытию. Отшлифуйте деку наждачной бумагой №500. Плоские поверхности шлифуйте исключительно бруском, если удерживать бумагу пальцами, то не удастся равномерно отшлифовать поверхность – какие-то участки будут глубже. То есть, верх и низ деки шлифуем бруском, а торцы – пальцами. Шлифовать необходимо по волокнам, а не поперек, поперечные царапины могут быть не видны, однако проявятся при нанесении морилки. Такой тонкий абразив выбран из-за того, что красители будут наноситься непосредственно на древесину, и все мельчайшие царапины будут выделены. Поэтому необходимо очень аккуратно и тщательно отшлифовать деталь мелким абразивом.

После того, как дека отшлифована, необходимо удалить ворс и выровнять неглубокие вмятины, если они есть. Для этого протрите деку влажной (но не мокрой!) тряпочкой и просушите феном. Будьте аккуратны, не перегрейте поверхность, особенно на торцах. Под действием тепла и влаги неглубокие вмятины выровняются, проявятся невидимые царапины, которые нужно отшлифовать. Повторите процедуру еще раз. Если ворс не поднялся, значит можно переходить ко второму этапу.

Второй этап. Выделение структуры пор.

Выделение пор сделает рисунок древесины более контрастным. Я выделяю поры специальной шпатлевкой черного цвета для древесины (рис.4).

Порозаполнитель для корпуса электрогитары

Разбавьте шпатлевку теплой водой и размешайте до однородной консистенции густой сметаны, затем вотрите в древесину. Излишки удалите влажной тряпочкой. Обработанная дека должна высохнуть, оставьте ее на ночь (рис.5).

Дека гитары с заполненными порами

Рис.5 Дека с заполненными порами

Теперь необходимо отшлифовать деку, чтобы убрать остатки шпатлевки с поверхности. Я шлифую абразивной бумагой №500 на деревянном бруске. Обратите внимание – если пыль с деки налипает на бумагу комками, то дека еще не просохла. Так же шпатлевка может выделить царапины, которые не были удалены при предыдущей шлифовке, их необходимо отшлифовать (рис. 6).

Шлифовка деки гитары

Дека отшлифована, если вернулся первоначальный цвет древесины, при этом поры будут сероватыми. Не беспокойтесь, они почернеют после первого слоя лака/грунта. Переходим к следующему этапу – непосредственно покраске.

Третий этап. Покраска.

Для создания прозрачных цветных покрытий я использую концентраты ColorTone (рис. 7). Они универсальны, могут использоваться как морилка, их можно добавлять в лак для тонировки или в краску для изменения цвета (например, Vintage Amber можно добавить в белую эмаль и получить имитацию винтажного бежевого цвета).

Я буду использовать красители в качестве морилки. Поскольку это концентраты, их нужно разбавить. Разбавлять их можно водой, спиртом, растворителем. Лично я использую ацетон – он быстро испаряется с поверхности, поэтому не оставляет потеков и следов. Насыщенность проверяю на кусочке древесины.

В данном случае мы красим гитару в цвет cherry burst. Для этого цвета нужны 2 концентрата – Cherry Red и Vintage Amber. Желтоватый внутренний цвет будет переходить в вишневый внешний. При создании градиентов действует универсальное правило – сначала наносятся светлые тона, потом темные. Поэтому первым делом мы готовим янтарный краситель Vintage Amber (рис 8).

Color Tone

Рис.7 Концентраты ColorTone

Рис.8 Разбавленный краситель

Теперь необходимо настроить краскопульт таким образом, чтобы он выдавал минимум материала и большое количество воздуха, при этом границы факела должны быть широкими. Равномерно в пару слоев наносим краситель на деку (рис 9).

Рис.9 Первый слой красителя

Далее готовим раствор цветом Cherry Red. Насыщенность должны быть такой, чтобы изменение цвета при окраске из пульта было едва заметным от слоя к слою, при этом раствор должен выглядеть как вишневый сок, возможно, чуть светлее. Факел краскопульта необходимо сделать узким. Техника нанесения такова – необходимо направлять центр факела на закругленную кромку деки так, чтобы угол падения на деку и торец был одинаковым. Насыщенность цвета регулируется в первую очередь количеством слоев, а не соотношением ацетона и красителя (рис. 10).

После нанесения двух слоев необходимо, чтобы дека просохла. Если влаги будет много, то краситель может потечь, испортив покрытие.

Рис.10 Второй слой красителя

После просушки готовим раствор для третьего слоя – более темный, чем предыдущий, раствор должен быть цветом вишни или насыщенного красного вина. Тонким факелом аккуратно наносим его на торцы и самый край деки (рис. 11).

Рис.11 Третий слой красителя

Обратите внимание – краситель впитался неравномерно, выделив структуру древесины. Наиболее сильно это заметно на торцах деки: там, где волокна параллельны поверхности цвет светлее, в местах, где волокна перпендикулярны – темнее. Поэтому имеет смысл выровнять цвет в этих местах. Для этого необходимо смешать краситель с лаком до максимально темного цвета. Тонким факелом прокрасьте торцы и 1-2 см верхней и нижней поверхности деки (рис 12).

Четвёртый слой красителя для гитарного корпуса

Рис.12 Четвертый слой красителя с лаком

Дождемся высыхания слоя и можем повторить эту процедуру, если хотим еще более ровный цвет на торцах.

Следующий этап – лакировка.

Четвертый этап. Лакировка.

Лакировка делится на два этапа – грунтовка и финишная лакировка. На первом этапе наносится грунт или лак в таком количестве слоев, чтобы выровнять поверхность. На втором этапе – слои финишного лака.

Грунтовать поверхность можно и финишным лаком, но он, в отличие от грунта, сильнее впитывается в поверхность и общее количество грунтовочных слоев увеличивается. Грунт же хорошо закрывает поры и ложится ровнее, чем лак. Поэтому достаточно 2-4 слоев грунта против 6-7 слоев лака.

При покраске и лакировке я располагаю деку горизонтально. Это позволяет покрывать верхнюю и нижнюю поверхности «жидким» лаком с большим количеством разбавителя, что дает ровный слой без опасности потеков. Во избежание образования потеков на торцах я готовлю 2 состава: более густой для торцов с меньшим количеством разбавителя и достаточно жидкий для верхней и нижней поверхностей.

В данном случае я использовал двухкомпонентный полиуретановый лак как для грунтовочных, так и для финишных слоев. Материал необходимо наносить в два слоя с восьмичасовой сушкой между этапами покрытия. (В данном случае два слоя нанесения – рекомендация производителя для получения равномерного покрытия. Во избежание путаницы мы будем считать одну «сессию» покрытия за один слой). Необходимо нанести три слоя лака (или примерно два слоя грунта) перед первой шлифовкой. Шлифовать необходимо абразивами №800-1000, однако если образовались потеки, допустимо ошлифовать их абразивом №500.

Не пытайтесь полностью выровнять поверхность, на этом этапе ее кривизна может быть сравнима с толщиной лаковой пленки и существует неприятная вероятность прошлифовать покрытие до дерева. А этого нельзя делать, поскольку испортится цвет. Отшлифуйте аккуратно пылинки и потеки (если есть) и неровность лака, при этом поры древесины останутся нетронутыми. Шлифовать необходимо бруском. После этого нанесите еще два слоя лака (один слой грунта). Повторите шлифовку. И так до тех пор, пока поверхность после шлифовки не будет равномерно матовой.

После этого покройте деку 4-5 слоями финишного покрытия, отшлифовывая при необходимости пылинки и небольшие неровности. Особое внимание обратите на края отверстий и выборок под датчики, гриф и электронику. В этих местах образуется валик из лака, который необходимо отшлифовывать. Будьте аккуратнее, чтобы не отшлифовать до дерева. Последним будет считаться тот слой, который кривизной не повторяет кривизну структуры древесины.

Лакировка гитарного корпуса

Лак смачивает и выделяет порозаполнитель

Рис.14 Лак смачивает и выделяет порозаполнитель

Если вы хотите, чтобы покрытие повторяло кривизну пор, то при каждой шлифовке необходимо убирать только посторонние включения, не допуская при этом образования «апельсиновой корки» на поверхности. Наносите более тонкие слои и увеличьте их общее количество, так покрытие с одной стороны будет подчеркивать естественную кривизну структуры, с другой – будет достаточно прочным.

Не шлифуйте последний слой после суточной просушки, теперь необходима просушка всего покрытия перед финальной стадией – полировкой. Просушка при комнатной температуре для полиуретановых лаков должна составлять 1.5-2 недели, для акриловых лаков – 3-5 недель. За это время лак полностью наберет прочность, окончательно усядет в поры и потеряет вязкость, что значительно облегчит процедуру финальной шлифовки и полировки. Перед сушкой промажьте отверстия под струны, потенциометры и прочие лаком при помощи кисточки.

Шлифовка будет производиться с водой, эта мера предотвратит ее впитывание, разбухание дерева и растрескивание лака в этих местах. Так же необходимо дождаться полной усадки лака, иначе он усядет при нагреве во время полировки, и поверхность будет неровной.

Пятый этап. Полировка.

После длительной сушки лак усядет в поры, немного их выделив. Это будет заметно, если вы не шлифовали лак перед просушкой. Теперь необходимо выровнять поверхность после усадки и отшлифовать пылинки, корку и прочие недостатки. Шлифовать необходимо бруском со шкуркой на мягкой (например, резиновой) подложке. Это необходимо, чтобы углы бруска или загнувшиеся грани листа шкурки не царапали поверхность. Поверхность и шкурку необходимо смачивать водой – шкурка не забивается лаком, частицы лака не липнут к поверхности, что обеспечивает равномерную обработку. Отшлифуйте поверхности до равномерного матового цвета абразивом №1000. После этого повторите обработку последовательно 1500, 2000 и 2500 абразивом (рис 15).

Финальная шлифовка

Рис.15 Финальная шлифовка

Очистите поверхность и внимательно рассмотрите под разными углами света. Поверхность должна быть матовой, видимых царапин, ямочек и канавок возле отверстий и пазов под гриф и датчики быть не должно. После этого переходим к полировке.

Я выполняю эту операцию при помощи полиролей для автомобильного лака №1, №2 и №3 и специального поролонового круга для дрели.

Нанесите полироль №1 на поверхность достаточно толстым слоем и, прижимая круг достаточно плотно, но не слишком сильно, чтобы избежать перегрева лака, снимите полироль с поверхности, двигаясь против вращения круга (рис 16).

Полировка гитарного корпуса

После первого прохода полиролью №1 вы увидите сетку из царапин, покрывающую лак. Самые глубокие царапины необходимо удалить шкуркой №2000, остальные убираются полиролью №1. В труднодоступных местах полировать нужно вручную, мягкой тряпочкой для полировки. Приобрести такую тряпочку можно там же, где продается полироль.

После обработки полиролью №1 царапин не будет видно, при этом поверхность будет мутноватой. Тщательно очистите все полсти от остатков полироли.

Теперь необходимо отполировать поверхность полиролью №2. Именно она дает глубину и блеск покрытия. Теперь нужно очистить гитару от остатков полироли и разверткой удалить лак из отверстий. Перед окончательной сборкой тщательно уберите рабочее место и протрите деку тряпкой для полировки с небольшим количеством полироли №3.

Градиентное покрытие гитары с выделенной структурой древесины

Рис.17 Градиентное покрытие с выделенной структурой древесины

Рис.18 Градиентное покрытие с выделенной структурой древесины

В заключение – несколько советов.

  • Всегда используйте средства индивидуальной защиты при покраске! Химический ожог легких парами ацетона или растворителей – это не шутки.
  • Используйте влагомаслоотделители (они ставятся между компрессором и краскопультом), это исключит попадание конденсата и масла из компрессора в лак – меньше работы при шлифовке.
  • Если у вас нет оборудованной покрасочной комнаты – делайте влажную уборку перед лакировкой – и избежите попадания пыли в лак.
  • Если вы пользуетесь шприцами для дозирования ЛКМ, берите шприцы БЕЗ резинового наконечника поршня. Такие шприцы смазаны силиконом, его попадание в ЛКМ чревато появлением кратеров.

Вот, вроде бы и все. Если возникли какие-либо вопросы и замечания – публикуйте их в комментариях. До встреч!

19.10.2015, Антон
Здравствуйте. Большое спасибо за статью. Подскажите пожалуйста, как и чем удаляются продукты шлифовки между нанесением слоев лака? И нужно ли обезжиривать древесину перед началом покрасочных работ?

17.08.2014, Александр
Замечательная статья, наконец-то стало понятно, что и как поэтапно надо выполнять.Спасибо!

Клеи для гитар

Каким клеем клеить гитару вопрос, который обязательно встанет перед вами, коснись вы только ремонта гитар, не говоря уже об изготовлении. Сегодня можно купить огромное количество разных клеёв, но не все они подойдут для гитары. Обсудим какими клеями можно пользоваться при изготовлении гитар.

Можно разделить клеи для гитар на те, которыми можно клеить всю гитару и те, которыми выполняются только некоторые операции, когда требуются какие-то особые качества.

мездровый сухой клей

Это традиционный клей для гитар. Для изготовления гитар вам надо будет найти самый высококачественный. Причем важно, чтобы он правильно хранился и не потерял своих свойств и не был заражен всякого рода организмами. Костный клей менее прочный и для изготовления гитар лучше найти мездровый. Рыбный клей – самый прочный.

жидкий мездровый клей

Вы будете, как настоящий гитарный мастер варить клей. Склейка не будет выглядеть как-то буднично – это целое действо. Способ приготовления кто-то называет слишком утомительным, но хорошие вещи быстро не делаются. Клей надо приготавливать на водяной бане. Фактически всё очень просто, только надо соблюдать правильные пропорции и температурные режимы.

Правила приготовления. Замочить на несколько часов, только покрыв клей водой. Как разбухнет, нужно нагреть на водяной бане, т. е. ёмкость с клеем нужно засунуть в ёмкость с водой и эту воду подогревать. Например, очень хорошо подходит детская кастрюлька с отверстием в крышке, в которую засовывается стаканчик с клеем и крышечкой. Нагревать нужно, пока содержимое не превратится в однородную массу, хорошо намазывающуюся, примерно консистенция жидкого кефира. Быстро остывая, клей желатинится, поэтому работать надо без особого раздумывания. В помещении должно быть тепло. После остывания, неиспользованная масса, теряет часть клеящей способности. Поэтому замачивайте точно. Нерасплавленный клей можно хранить некоторое время в холодильнике. Сухой клей также лучше хранить в сухом прохладном месте.

  • Достоинства. При правильной склейке, очень крепок. Достаточно текуч, пока не остынет. Высыхает в твердую структуру, и считается, что наилучшим образом подходит для музыкальных инструментов, так как без лишних потерь передаёт колебания.
  • Недостатки. Очень хрупок - при ударе легко скалывается. Но можно добавить в него ПВА-подобного клея, который его слегка пластифицирует. Есть и другие добавки. Даёт большую усадку, т. е. требует очень точного прилегания склеиваемых поверхностей, но по-другому в гитарах и нельзя. Сильно реагирует на влажностный режим, как впрочем, и вся гитара.

Не все готовые столярные клеи подходят для изготовления гитар. Можно даже сказать, что практически все готовые ПВА и ПВА-подобные столярные клеи не особенно подходят для изготовления гитар. Только редкие из них. Причина этому как раз пластичность склейки. В общей массе они подготовлены для столярных изделий, а не для передачи колебаний в гитаре. Поэтому надо искать готовый столярный клей, который при высыхании даёт твердую структуру.

Как проверять. Надо высушить чуть-чуть и поковырять стамеской, не должно быть резинки. Должно или колоться, или с трудом резаться.

Клей для гитар

Клей - который подходит идеально - это американский Titebond Original Wood Glue, как его найдёте больше можно ничего не искать. Высыхает он в колющуюся структуру, как традиционная столярка. Идеально! Но именно только красный клей как на картинке имеет такие качества, остальные обладают некоторой пластичностью.

Этот красный клей можно с полным правом назвать гитарным клеем номер один.

  • Правила приготовления. Выдавил, намазал, придавил.(Бывает, что слишком густой и необходимо его разбавить водой.)
  • Достоинства. Не перечесть. У него всё достоинства. Им можно клеить всё.
  • Недостатки. Затрудняюсь с ответом. Разве только что купить его не так просто, поэтому, когда он заканчивается, то становится очень неприятно на душе.

smola

Этот клей почему-то у многих вызывает "аллергическую" реакцию, что, мол, им нельзя делать гитары нигде никогда. Не хочу с этим спорить. Важно понимать, что всем нельзя пользоваться, если это неправильно применять. Нет никакого смысла собирать на эпоксидку всю гитару. Так вопрос даже не стоит, но есть некоторые работы, где эпоксидная смола полностью оправдана и незаменима, благодаря своему главному свойству.

Эпоксидный клей или эпоксидная смола – это клей, который не имеет усадки при застывании - сколько было намазано, наложено, столько и останется после застывания.

Поэтому в ремонтах, когда подогнать склеиваемые поверхности невозможно – смола не имеет аналогов.

Приготовление. Остаются вопросы в плане какое должно быть соотношение смолы и отвердителя. Есть рекомендация из инструкций 10:1, но этого недостаточно в каких-то случаях с подозрительными отвердителями. Бывает, что попадается и 1:6 – это безошибочное сочетание. Надо поэкспериментировать с вашим клеем. Очень удобно использовать для смешивания два шприца. 20 кубиков для смолы и 2 кубика для отвердителя. Так в шприцах его можно и хранить, закрыв шприц как колпачком основанием иглы, которую откусить и загнуть.

Суперспособность номер два - эпоксидный клей обладает высокой текучестью. Хорошо, когда затекает куда надо и плохо, когда протекает дальше, куда не следует.

От водных клеев дерево разбухает, что может стать некоторой проблемой в ряде работ. Смола хорошо впитывается в дерево, что также может стать проблемой, но при этом дерево не разбухает. Для снижения текучести можно просто подождать некоторое время после перемешивания составляющих до момента пока не снизится текучесть, но и не пропустите момент, когда клей станет слишком густой, это может существенно снизить качество склейки.

Незатвердевший клей можно без труда смыть уаит-спиритом или керосином. Нет спешки во время намазывания и сдавливания. Например, на эпоксидную смолу можно устанавливать лады гитары, тогда всё пространство в пропиле будет заполнено.

super-glue

Этот клей является специфическим клеем для особого вида работ. Надо помнить, что он очень токсичен, и вдыхать его опасно. Смотрите, чтобы после высыхания что-то оставалось и держало - качество очень разное, надо найти хороший.

Главное свойство суперклея – это не скорость застывания, а его сверхтекучесть.

Заклейка минитрещин, в которые обычный клей не засунешь – вот сфера, где суперклей уникален.

Алюминиевая шпаклевка, или специальный состав на основе алюминиевой пыли, широко применяется в сфере ремонта автотранспорта. У этого материала есть и другие области использования, в том числе — строительство. Шпаклевка имеет свою специфику нанесения, поэтому работа с ней должна проводиться только с учетом знания технологии.

Свойства, плюсы и минусы материала

Металлизированная шпатлевка с алюминиевым наполнителем — это состав, содержащий алюминиевую пудру, который применяется для исправления дефектов на подверженных вибрации и температурным воздействиям поверхностях. Именно из-за присутствия алюминиевой пудры шпаклевка имеет коэффициент температурного расширения, близкий к показателю металла. Это дает средству возможность многократно выдерживать циклы нагрева и охлаждения без риска отслоения и растрескивания.

Полиэфирная шпатлевка усиленная алюминием

Полиэфирная шпатлевка усиленная алюминием

Присутствие алюминия увеличивает стойкость шпаклевки к повышенным температурам, а также улучшает показатель сцепления с основанием. Подобные материалы обладают минимальной усадкой, высокой эластичностью, прекрасно подходят для ремонта, устранения дефектов и выравнивания деталей любой площади. Несмотря на присутствие алюминиевого наполнителя, структура шпаклевки остается мелкозернистой, поэтому она подходит для ликвидации даже мельчайших неровностей.

Прочие свойства и преимущества алюминиевой шпаклевки:

  • идеальное выведение границ между двумя деталями;
  • отсутствие скалывания на стыках;
  • длительное время жизни готового раствора;
  • улучшение теплопроводности материалов;
  • обеспечение гидроизоляции поверхностей;
  • облегчение выполнения финишной отделки;
  • экономия расхода прочих материалов;
  • возможность нанесения даже толстым слоем.

К недостаткам средств с алюминием можно отнести их высокую цену, а также необходимость в обязательном использовании финишных покрытий из-за высокой пористости.

Сферы применения

Шпаклевка с алюминиевой пудрой применяется в строительстве. Обычно с помощью состава ремонтируют дефекты металлоконструкций, иных металлических изделий, например, оконных рам.

Полученные «заплатки» будут обладать высокой прочностью, надежностью и намертво сцепляются с основанием. После высыхания и грунтования поверхность можно будет окрасить любой подходящей краской.

Еще одна возможная область применения материала — ремонт ламината, который выполнен на основе полиэфирной смолы. Речь идет о таких изделиях:

  • предметы интерьера;
  • музыкальные инструменты, в частности, гитары;
  • некоторые детали автомобилей;
  • сантехнические изделия.

Подходит для ремонта ламината

Для каких поверхностей используется шпаклевка

Наносить средство с алюминиевой пудрой можно на подложки из самых разных материалов. Вот основные из них:

  1. Сталь — углеродистая, легированная, нержавеющая, гальванизированная и т. д. После шлифования изделие будет смотреться идеально ровным, на нем совсем не останется видимых дефектов.
  2. Оцинкованные предметы. Шпаклевка с алюминием позволит устранить повреждения даже на поверхностях со сложным рельефом.
  3. Полиэфиры и полиэфирные стеклопластики. Этот материал прекрасно сочетается с алюминиевой шпаклевкой. С ее помощью можно легко заделать сколы, трещины, иные дефекты, причем бесследно.
  4. Алюминий. Шпаклевка позволяет устранить царапины на поверхности алюминиевых изделий, предметов быта, деталей авто.

Кроме того, шпаклевочная смесь с алюминием подходит для ремонта, восстановления и реставрации лаковых покрытий и материалов с нанесенными двухкомпонентными составами на основе акрила. Не рекомендуется накладывать средства лишь на поверхности, покрытые реактивными и протравливающими грунтами, однокомпонентными акриловыми и нитроцеллюлозными составами.

Особенности проведения работ с алюминиевой шпаклевкой

Качество готового результата сильно зависит от тщательности подготовки основания и правильности нанесения состава.

Подготовительные мероприятия

Для начала приобретают нужное количество шпаклевки, учитывая расход, указанный на упаковке средства. Также надо приготовить:

  • раствор для обезжиривания основания (для металла можно взять бензин, керосин, для полиэфиров — специальные составы);
  • наждачная бумага с разной зернистостью для шлифования;
  • резиновый шпатель оптимального размера для нанесения массы, либо комплект шпателей разной формы, ширины;
  • растворитель для нитроцеллюлозных изделий для очистки шпателей от шпаклевочной массы после окончания работы;
  • перчатки, иные средства индивидуальной защиты;
  • тряпочки и губки для обработки изделий.

Шпатели для автомобиля

Особенности подготовки поверхности

Способы подготовки поверхностей будут разниться в зависимости от конкретного типа изделия и вида материала:

  1. Ламинат полиэфирный. Производят первичное обезжиривание особыми составами (например, предназначенными для смывания силиконов), затем зачищают материал наждачкой с зерном Р100-Р120 и еще раз протирают тем же составом. Дают полностью просохнуть.
  2. Стальные конструкции. Покрытие обезжиривают, тщательно протирая каждый участок поверхности. Обрабатывают наждачной бумагой с зернистостью 80-120, чтобы устранить все неровности, налипшие частички. Еще раз обезжиривают и сушат конструкцию.
  3. Алюминий, в том числе алюминиевые автомобильные диски. Аккуратно очищают поверхность, матируют ее самой мелкой наждачной бумагой, протирают растворителем для полного избавления от загрязнений.
  4. Оцинкованные покрытия. Изделие обезжиривают, протирают специальным волокном (хорошо подходит «скотч брайт»), снова обезжиривают, шлифуют «на сухую», в третий раз проводят обезжиривание.
  5. Старые лаковые покрытия и загрунтованные поверхности. Протирают растворителем, шлифуют насухо шкуркой с зерном Р220-Р280, второй раз обезжиривают.

Подготовка кузова к шпатлеванию

Нанесение состава

Работают со шпаклевкой при температуре выше +10 градусов. Оптимальной температурой для нанесения является +20 градусов. Обычно алюминиевые шпаклевки реализуются в двухкомпонентной форме — содержат основной состав и отвердитель, при этом соотношение для их смешивания составляет 100: 2-3. Для точного отмеривания компонентов нужно использовать дозаторы.

После замешивания наносят средство на основание в течение 4-6 минут, так как затем пластичность состава начнет снижаться. Не стоит делать порции слишком большими — использовать их вовремя и полностью не получится. Нанесение осуществляют резиновым шпателем, разравнивают, дают просохнуть в течение 40 минут. Если повысить температуру до +60 градусов, то сушка продлится не более 10 минут.

Нанесение состава с алюминиевым наполнителем

При видимых наплывах после просушивания делают шлифование не слишком грубой наждачкой. Готовое покрытие дополнительно обрабатывают акриловым грунтом или полиэфирной шпаклевкой. Если подойти к вопросу с аккуратностью и тщательностью, с помощью шпаклевки можно устранить любые изъяны, при этом произвести ремонт своими руками без лишних затрат.

Звук музыкальных инструментов

Наверное, этим вопросом задаются все музыканты. Как известно все музыкальные инструменты покрываются слоем лака, да еще и не одним. Помните знаменитую скрипку Страдивари? Она имела неподражаемое звучание. Оно исходило, прежде всего, от лака, как многие считали. Все тогда говорили об уникальном секрете. Кажется, он был даже утрачен. Однако нет, многие современные мастера заявляют, что секрет не только не утрачен, но им пользуются до сих пор. Есть разные виды лаков, какие-то из них можно применять для виолончели, а какие-то для альта.

Современные мастера в один голос говорят, что поточное производство музыкальных инструментов и соответственно покрытие стандартными лаками привело к тому, что они просто не звучат или звучат ужасно. Итальянским же средневековым лакам до сих пор поются хвалебные песни. Итальянский лак имеет золотистый цвет, он хоть и прозрачен, но способен укрыть инструмент так, что он приобретет неожиданный благородный оттенок. Кроме того, лак обладает эластичностью. Именно поэтому музыкальные инструменты того времени до сих пор поражают своим изысканным звучанием.

Лак для музыкальных инструментов

Лак для музыкальных инструментов

Уже в наши дни доказано, что лак действительно оказывает значительное влияние на звучание инструмента. Тот легендарный лак был создан из смолы дерева, которого сейчас на планете нет. Росло это дерево в Индии, но причины его исчезновения не понятны. Сегодня многие склонны считать, что это на самом деле миф. Такого дерева никогда и не существовало. Однако многие мастера музыкальных инструментов рассказывают эту легенду в полной уверенности, что это быль.

Понятно все-таки одно:

  • каждый мастер имел свой личный рецепт приготовления лака,
  • каждый мастер хранил этот рецепт как зеницу ока.

Благодаря этому мы знаем оранжевый лак Страдивариуса, гварнериевский лак Иосифа Гварнери и так далее.

Специалисты приходят к выводу, что у итальянских мастеров был единый рецепт лака. Но поскольку производился он не так, как он производится сейчас промышленным способом, каждый мастер готовил его самостоятельно. Соответственно, он мог добавлять какие-то ингредиенты, улучшая или ухудшая его качество. Как правило, качества все-таки улучшались и поэтому в памяти людей остались эти знаменитые лаки. Получается, что с уходом Страдивариуса исчез рецепт его лака, когда ушел в мир иной Николай Амати, то и его уникального лака не стало.

Но ведь у каждого мастера были ученики. Они-то могли знать рецепты лаков? При изучении вопроса выяснилось, что даже при одинаковом лаке существует еще искусство или умение покрывать лаком поверхность музыкального инструмента. Это хорошо видно при сравнении тех же инструментов оставшихся из Средневековья.

Тогда поговорим не о рецепте лака, а об искусстве лакирования. Этим-то и отличались настоящие мастера от своих учеников и подмастерьев.

Что нужно для правильной лакировки

Каждый мастер был настоящим художником.

Соответственно он должен был обладать такими качествами как:

  • художественный вкус,
  • навык владения кистью,
  • чувство меры.

Эти качества мастер, конечно, уносил с собой в могилу и конкуренцию ему составить мог только тот ученик, который обладал так же художественным чутьем и мастерством.

Можно ли воссоздать средневековый лак

Можно ли воссоздать средневековый лак

Нужно сказать, что лак это не что иное как раствор смолы. Она растворяется в некоторых веществах и после высыхания образовывает прочное покрытие. Это покрытие изначально предназначалось для сохранения музыкального инструмента, да и вообще любого предмета. Уже позже стали понимать, что оно оказывает какое-то влияние на качество звучания музыкального инструмента. Растворителем смолы, как правило, является крепкий спирт. После растворения смолу смешивают с эфиром, который и испаряется. В составе важно, принципиально важно, соблюдать пропорции.

Есть два способа лакирования музыкальных инструментов.

Вышеописанный процесс растворения смол это холодный способ. При горячем способе масляные лаки варят. Когда раствор густеет, в него добавляют терпентин, что и делает лак прозрачным. В качестве смолы нередко брали янтарь. Янтарный лак действительно самый прочный. Для растворения янтаря достаточно крепкого спирта. Но иногда этот лак получался слишком жидким, потому, что соотношение спирта и смолы было разным. То есть спирта намного больше, чем необходимо. Тем не менее, даже такой раствор использовали, вот только называли его политурой, а не лаком.

Итальянские лаки, которые доступны для исследования, создавались около двухсот лет назад.

Конечно, судить обо всех деталях мы не можем. Относительным остается и цвет лака. До нашего времени он дошел изрядно потемневшим. Кроме того, на покрытие воздействуют климатические особенности и самый главный враг всего – время. Однако надо отдать должное, инструменты до наших дней хорошо сохранились. Это и стало возможным потому, что они покрыты лаком. Когда-то они имели совсем друг вид и другое звучание. Но вот что действительно важно, это понять какая смола была основой для средневековых лаков? Вообще прочность это естественное состояние для любой смолы, но вот эстетические качества для многих смол не характерны.

Лак для скрипки

Лак для скрипки

Есть два способа сделать музыкальный инструмент гладким и блестящим.

  • Первый способ, нанесение лака с помощью кисти в несколько слоев.
  • Второй способ, лак наносят, но после высыхания изделие полируют, до придания глянцевого блеска.

Некоторые исследователи заметили, что старые скрипки, например, имеют неоднородную покраску. То есть, середина деки всегда светлее, а края темнее. Может быть, скрипки лакировали особым образом или просто использовали для этого разные лаки? Где-то применяли масляные лаки, а где-то только политуру.

Не менее интересен вопрос, а зачем вообще лакируют скрипки? Мастер, создающий скрипку, всегда пробует ее звучание на разных стадиях создания. Даже без лака она превосходно звучит. Но если при ее лакировке лак использовался низкосортный, то качество звука исчезало. Это мог заметить даже не специалист. Тем не менее, оставить скрипку не лакированной нельзя. Сочность звуков со временем пропадает. Древесина утрачивает свои свойства и ее требуется законсервировать. Сделать-то это можно с помощью лака. Конечно, на звук влияет в большей степени конструкция скрипки, ее анатомия. Но и состояние древесины тоже важно.

Но вернемся к лаку. Понятно, что плохой лак может испортить самую лучшую скрипку. А вот хороший лак способен сделать ее королевой инструментов, как ее обычно и называют. Во время игры вибрация звука проходит через все тело скрипки.

Лакированная поверхность является хорошим резонатором. Если поверхность получается идеально ровной, то для звука не создается никаких препятствий.

Для сохранения инструмента лак оказывается, не менее важен. Все знают, что древесина при высыхании сжимается. Поры ее сужаются и естественно, это отражается на качестве звука. Если скрипку оставить без лака, то со временем деки могут растрескаться и даже если они останутся целыми звук все равно будет слабый и не красивый. Лакированная поверхность позволяет порам не высыхать слишком быстро. Лак сам заполняет эти поры и потому древесина долго не усыхает, это раз, и звук не пропадает, а только усиливается со временем, это два.

Заключение современного специалиста

Рецепт лака для скрипки

Итак, после изучения и размышлений на тему, каким должен быть лак для скрипки и для музыкального инструмента вообще, можно уверенно сказать, что лак должен быть только масляный.

Можно использовать такой рецепт:

  • одна часть плавленого янтаря,
  • одна часть льняного масла,
  • две части скипидарной эссенции,
  • уайт-спирит.

Готовить лак начинать нужно со строго определения пропорций. Лучше всего варить лак в колбе с узким горлышком. Когда при нагревании смола становится похожей на жидкость, это говорит о том, что температура достигла 160 градусов. После полного расплавления смолы добавляем масло. Делаем это постепенно, взбалтывая и нагревая. Наша цель, добиться однородности состава. Когда добавляем растворитель, доводим до кипения. Когда мы видим, что масса стала однородной, слегка остужаем ее и процеживаем через льняную ткань.

Лак готов и его можно наносить на инструмент. Кстати, если он еще некоторое время постоит, то все грубые частицы, которые смогли проникнуть через льняную ткань, осядут на дно. Качество лака, таким образом, улучшится.

материалы по теме

Смолы для лаков

Смолы для лаков

В доле продукции, выпускаемой лакокрасочной промышленностью, лаки занимают не малое место. Они активно используются как на промышленных производствах, так и в домашних хозяйствах. Лаки служат отличным защитным средством для потерявших свой внешний вид поверхностей и предметов мебели. Как всем известно, лаки бывают цветные и бесцветные, но все образуют прочную прозрачную плёнку, которая может продлить срок эксплуатации обработанной поверхности в несколько раз.

Краски для витража

Краски для витража

Творческим личностям всегда свойственны поиски для себя чего-либо нового, неизведанного, еще неизученного ими. Им присуще находиться в постоянных поисках себя и нового увлекательного хобби. Так что роспись витражами по стеклу – как раз то, что нужно любителям изобразительного искусства.

Создание красок

Создание красок

Продукция промышленности, выпускающей лаки и краски предназначена для обработки различных плоскостей. Она представлена особыми растворами (суспензиями), которые наносятся на нужную поверхность, после чего получается покрытие с заданными качественными характеристиками. Такая продукция относится к материалам для строительства, ремонта и отделки, она подразделяется на большое число видов: клей, шпаклевка, разные краски, грунтовки, эмали и другие изделия.

Читайте также: