Шпаклевка для барельефа какую выбрать

Обновлено: 13.05.2024

Предлагаю в этой теме поделиться опытом кто с чем работает, т.к. вопросы периодически всплывают
отзывы о смесях, инструментах
Татьяна Блувштейн дала рецепт смеси, для удобства поиска переношу его сюда (если ни кто не против :-) )

МАССА ДЛЯ ЛЕПКИ ИЗ ГИПСОВОЙ ШПАТЛЕВКИ
Итак, проведя ряд экспериментов порядка 20-30, выявила для себя наиболее оптимальный рецепт. Пропорций здесь не будет, все примерно на глаз и на ощупь. Какие требования были к составу? Сразу напишу, что тестировала различные массы на лепке лепестка с тонким волнистым краем, а так же на изготовлении виноградного крученого жгутика, который раскатывала линейкой, затем обвивала его вокруг бумажного конуса для придания формы. От массы требовалось удержание формы, устойчивость к жестким деформациям, устойчивость к образованию трещин во время раскатки, обработки а так же к появлению трещин во время сушки изделия.
1. ШПАТЛЕВКА. Выбирать лучше, естественно, гипсовую; финишную, тк в ней мелкое зерно, ну и с долгим сроком жизни состава. В моем случае - это Ротбанд финишная, думаю, подойдет любого другого производителя. С Унифлотом на мой взгляд лучше не связываться, тк оч короткий срок жизни состава, быстро встает. Ночью из ротбанда делала замес, утром опробовала остатки, которые лежали, естественно, в пакете, свойства сохранились.
2. БАЗА, на которой делаем замес. В качестве нее берем ПВА или ПВА+крахмал кукурузный (доводим до густоты на водяной бане). ПВА у меня обычный универсальный. Сколько крахмала ложить в ПВА? Я делала на глаз, главное не доводить до состояния неньютоновской жидкости (погуглите, кто не знает что это). Итак, добавляем крахмал в ПВА, хорошо размешиваем и на водяную баню, помешиваем, пока крахмал не загустеет. Именно крахмальный ПВА подойдет для лепестков, хорошо держит форму. Сделайте небольшое количество такой смеси, если все удачно получилось, состава можно заготовить больше и держать его под крышкой, можно в холодильнике, наверное))
Теперь делаем массу, в базу добавляем шпатлевку понемногу и вымешиваем довольно тугое тесто, сначала какой-нибудь лопаткой, затем руками, постоянно присыпая тесто шпатлевкой. Делаем довольно тугой состав, пока масса впитывает сухую шпатлевку. Не стоит бояться, что тесто становится слишком тугим и не пластичным, на перегибах даже рвется, потом мы его разбавим. Скатываем шарик и убираем в пакет, шпатлевке нужно дать набухнуть. По времени 5-10 мин, обычно производитель указывает на пакетах, сколько нужно выдержать раствор перед его применением.
3. ГЛИЦЕРИН. Можно, наверное, использовать и какой-нить жирный крем, я не пробовала. Итак, в настоявшуюся смесь добавляем капельку глицерина. Очень важно добавлять его не сразу, а после того как шпатлевка настоится, иначе, результат хуже. Опять вымешиваем до однородности и оставляем немного отлежаться в пакете. Можно лепить. Если лепестки "текут" и не держат форму - глицерина много или крахмала мало. Для жгутиков подойдет масса и с повышенным содержанием глицерина, можно даже и на чистом ПВА делать. Если элементы трескаются - это означает что глицерина недостаточно в составе. Трещинки на краешках лепестков, если они все-таки образовались, можно подрезать ножницами.

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот - сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно, заглаживаем

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем - в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место - голова

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

Для детализации прорисованы чешуйки

Для детализации прорисованы чешуйки

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Барельеф на стене на морскую тему готов

Барельеф на стене на морскую тему готов

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.

отделка барельефа

Барельеф – один из вариантов декорирования вашего интерьера. Пожалуй, самым популярным материалом для изготовления барельефа является гипс. Может показаться, что барельеф могут создать только профессионалы. Но в этой статье мы расскажем, как можно сделать барельеф своими руками. Чаще всего на стенах в виде барельефа можно увидеть изображение цветов, животных, птиц.

Характеристики гипса для создания барельефов

шлифовка барельефа из гипса

Гипс идеально подходит для создания панно. Он выбирается за:

  1. Экологичность материала;
  2. Большой срок использования;
  3. Негорючесть материала;
  4. Гигроскопичность. Этот показатель можно отнести в плюсу и минусу. В помещениях высокой влажностью барельеф из гипса может показать себя неоднозначно.

Если вы выбрали шпаклёвку, то лучше выбирать акриловую. А если навыков в лепнине немного, то выбирайте уже разведённую, а не сухую шпаклевку. Как и гипс, шпаклевка популярна благодаря своим функциональным показателям:

  1. Эластичность;
  2. устойчивость к резким перепадам температуры;
  3. невосприимчивость к ультрафиолету;
  4. вариативность в цветовой палитре.

Необходимые инструменты для создания барельефа

Перед нанесением барельефа необходимо подготовить ряд инструментов. Они помогут облегчить процесс создания лепнины.

мастихины для барельефа

  • Мастихин — это специальный инструмент. Он используется в живописи. Применяется для удаления красок. Иногда используется в качестве кисти, если необходимо нанести густые краски на холст. Мастихин можно просто узнать. Он выглядит как маленькая фигурная лопатка. Существует более 14 видов мастихинов. Выбор зависит от вашей цели. Для барельефов отлично подойдут мастихины в виде ромба, овала и прямоугольника. Если вы выбрали в качестве рисунка природный пейзаж, вам подойдет мастихин необычной формы.
  • Макловица — это широкая малярная кисть в виде щетки. Применяется для окраски водными растворами;
  • Малярная лента — известна как малярный скотч. Нужна для озонирования участков поверхности. За счет низкого сцепления легко отклеивается. Не дает попадать лишнему отделочному материалу на нежелательную поверхность;
  • Кельма — это стальная «лопатка» с изогнутой рукоятью. Широко распространена в области отделки. Чем-то похожа на мастихин. Но имеет другое целевое назначение;
  • Перчатки — необходимы для защиты рук от растворов, шпаклевки и гипса. Подойдут обычные из резины;
  • Полиэтиленовая пленка — на пленку наносится эскиз будущего барельефа. Иногда используется вместо кальки;
  • Шпатель или плоская кисточка — приобретается дополнительно и не является обязательным инструментом (если только нет мастихинов). Нужны, если в качества материала была выбрана шпаклевка.

Подготовительный этап создания барельефа свои руками

  • Для начала надо выбрать стену, на которой Вы хотите разместить барельеф;
  • Подбирается подходящий рисунок. Он зависит от ваших навыков, размера стены и интерьера комнаты;
  • Обратите внимание на освещение. В зависимости от техники нанесения барельефа рисунок может выглядеть по-разному;
  • Если Вы делаете барельеф впервые, то не стоит выбирать сложные изображения. Картина цветов вполне подойдет.
  • Далее выбираете подходящий материал. Смотрите на характеристики и на удобство работы с ним;
  • Перед началом работы необходимо посмотреть один из мастер-классов по изготовлению барельефа для начинающих.

Алгоритм действий грунтовка на барельефе

Лучшими материалами для новичков в изготовлении барельефа являются гипс и штукатурка.

  • На подготовительном этапе была выбрана стена. Теперь ее необходимо подготовить. Стену стоит выровнять, зашпаклевать трещины. Избавьтесь от шероховатостей (если это не подразумевается в композиции);
  • Определитесь с размерами выбранного рисунка. Обычно он соответсвует выбранной площади на стене.
  • Сделайте эскиз в необходимую величину. Перед этим рекомендуется сделать маленький эскиз для себя. Эскиз может быть сделан на трафарете (готовый рисунок). Самостоятельный эскиз переносится на кальку или полиэтиленовую пленку;
  • На подготовленую поверхность можно нанести материал. В нашем случае гипс или штукатурку. Через 15 минут можно приложить наш трафарет. Его можно обвести карандашом или кисточкой;
  • Аккуратно отлейте от стены пленку или трафарет;
  • В самых широких частях будущего барельефа установите шурупы или дюбеля. Это будет каркасом;

Создание объемности

объёмное изображение

  • Каждый слой наносится после высыхания предыдущего;
  • Рисунок корректируется и дорабатывается с помощью мастихинов;
  • Законченный барельеф нужно оставить просохнуть;
  • Если используется гипс, можно попользоваться готовыми формами. Можно и лепить самостоятельно.
  • После того как панно высохло, барельеф нужно отшлифовать. Шлифовка избавит вас от мелких неровностей, острых углов или шероховатостей;
  • Перед окончательной отделкой барельеф покрывается грунтовкой. Это усилит адегезию (сцепление) с последующим отделочным материалом;
  • Если остались щели или дырки, их надо заполнить. Можно использовать клей или герметик. Эта процедура важна. Она повысит эксплуатационную характеристику барельефа;
  • Позже панно можно покрасить или отделать декоративной штукатуркой.

Барельеф в интерьере

покраска барельефа

Барельеф всегда был признаком изысканного вкуса. По сравнению с прошлыми столетиями вариативность барельефов очень высока. Панно бывает нескольких видов и техник. Благодаря этому можно выбрать подходящий именно вам. Создавая барельеф на стене из гипса или шпаклевки стоит учитывать:

  1. микроклимат помещения;
  1. функциональное назначение барельефа;
  2. существующий дизайн комнаты.

На данный момент можно выбрать барельефы для детских, гостиных или спальных комнат. В первом случае, лучше выбирать шпаклевку. Она эластична и невосприимчива к механическим повреждениям. В кухне или ванной комнате барельефу будет существовать сложно из-за повышенной влажности. Но если ы все-таки решились, то следует обезопасить себя спальными средствами.

барельефное панно в гостиной

Барельефами можно условно назвать объемное изображение или композицию на поверхности, сделанную из гипса или полимерных материалов. Барельефы или лепнина были популярны в эпоху роскоши в кругах привилегированной знати. Это было связано с тем, что такой ручной труд требовал определённых художественных и архитектурных навыков, которыми обладали далеко не все. Сейчас же барельефы сохранили свой величественный вид. Но сделать его уже можно и самим. Доступность материалов, пошаговые инструкции для работы позволяют создавать барельефы в домашних условиях, не прибегая к посторонним услугам.

Виды барельефов покраска барельефа

Существует несколько видов барельефов:

По способу или технике нанесения бывают:

  1. Высокий рельеф. Он обуславливается выступающими фигурами;
  2. Низкий рельеф. Выступает на поверхность максимум на половину объема;
  3. Смешанный рельеф. Сочетание первых двух техник.

Разница между техниками заключается в том, что при технике горельеф (высокий рельеф) изображение наносится как круглая фигура.

барельеф из гипса и штукатурки

По внешним характеристикам бывают барельефы:

  1. Пейзажные (изображение лесов, гор, природы);
  2. Сюжетные;
  3. Багетные или окантовочные;

В зависимости от композиционных решений бывают:

  1. Многоплановые (создают контрастный эффект);
  2. Орнаментальные;
  3. Сюжетно-изобразительные;
  4. Облицовочные.

Необходимые навыки для создания барельефа на стене верхний рельеф

Технология выполнения барельефа

Выполняя барельеф на стену своими руками, следует придерживаться нетрудной технологии, которую можно разделить на несколько небольших этапов.

Этап №1: В первую очередь необходимо определить где будет выполняться барельеф, а также его размер;

Этап №2: Выбор материала, из которого будет делаться барельеф: гипс, шпаклевка, алебастр;

Этап №3: Выбираем эскиз или трафарет будущего барельефа;

Этап №4: Подготавливаем инструменты и поверхность;

Этап №5: Переносим эскиз или трафарет на подготовленную поверхность;

Этап №6: Непосредственное выполнение

большой барельеф на стене в спальне

барельефа. Само нанесение лепки требует большой сосредоточенности и кропотливости. Выполняя барельеф, необходимо помнить, что в самых широких местах будущего барельефа предварительно согласно эскизу советуется закрепить, например, саморезы или шурупы. Этот создает эффект каркаса и укрепления, чтобы ваша лепка была устойчива. Подобием корсака может послужить и картон, который нужно будет просто доработать с помощью гипса или штукатурки. Для получения раствора материал разводится с водой и наносится на «отпечаток» (оставленный трафаретом, если вы им пользовались). Каждый слой наносится только тогда, когда предыдущий высох. Последним слоем можно нанести грунтовку, чтобы ваша композиция не распалась;

Этап №7: Последующая отделка при необходимости.

Особенности нанесения рисунка лепка

Особенности барельефов как элемента декора очевидны. Какой бы рисунок вы не выбрали для выполнения барельефа он должен быть чётко подобран под стиль и общий интерьер комнаты. Специфика такого декоративного решения в том, что барельефы подходят не под все помещения. Это связано и с микроклиматом помещения, и его назначением. Например, если барельеф был установлен в детской комнате, то скорее всего он не будет в первоначальном виде надолго. Помещения с повышенной влажностью могут также оказать негативное влияние на материал из которого сделана лепка.

Ещё одной важной особенностью является освещение в помещении. Дело в том, что разная техника влияет на изображение под разным освещением. Если техника низкого барельефа не притязательна, то горельеф любит более открытые пространства в большим количествам света.

Подготовка поверхности перед нанесением барельефа

барельеф над камином

Барельефы, как правило, выполняются на поверхности, не подразумевающие краску или обои. Это может быть штукатурка, шпаклевка. Подготовка поверхности универсальна. Сначала необходимо выровнять поверхность, а также избавиться от шероховатостей (если это не подразумевает ваша композиция). Для лучшего сцепления с поверхностью при подготовке лучше пройтись грунтовкой. Грунтовка наносится на стену не менее двух раз.

Выполнение барельефа на стене из гипса

лепка без трафарета

Данный материал является одним из ходовых в практике лепки за счет своей податливости во время работы и прочности после высыхания. Гипс применяют не только для создания объемных изображений на стенах, но также и для облицовки каминов, ниш, многоуровневых, классических и купольных арок, перегородок. Особенностью при работе с гипсом — это желательное использование специального набора инструментов. Их можно приобрести в строительных и изобразительных магазинах. Также безусловным преимуществом гипса является то, что он подходит для создания изображений самой разной сложности. А также на него отлично ложатся отделочные покрытия: краска, штукатурка, грунтовка, лак, клей.

Материалы и инструменты для выполнения барельефа на стене

инструмент для барельефа

Если вы хотите сделать без труда барельеф на стене своими руками, то необходимо запастись обязательными материалам инструментами, чтобы работа была эффективнее. Помимо подготовки основного материала (гипс, штукатурка, алебастр и.т.д) желательно при себе иметь:

барельефы из гипса

Барельеф – это декоративное панно, выступающее над основной плоскостью не более чем на половину полного объема. Издавна рельефные изображения украшали фронтоны и стены греческих храмов и римских дворцов. В России они стали популярны в начале 19 века. Изначально украшать свои дома декоративной лепкой могли только очень богатые люди. В наше время, зная технологию изготовления и имея необходимые инструменты, сделать барельефы из гипса и шпатлевки своими руками сможет каждый.

Барельеф

Общая технология создания барельефа

Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.

Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:

  1. Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
  2. Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
  3. Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
  4. Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
  5. Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
  6. Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
  7. Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
  8. Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
  9. Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.

Барельеф, выполненный по трафарету:

Барельеф, выполненный

Материалы для создания барельефа

Барельефы редко лепят и гипса. Этот материал очень быстро затвердевает, что делает его последующую обработку затруднительной. Чаще всего при создании рельефных панно используют гипсовые шпатлевочные смеси, содержащие специальные присадки, которые облегчают работу.

У каждого мастера есть свои любимые материалы, позволяющие создавать поистине уникальные вещи. Тем, кто только начинает пробовать свои силы, рекомендуется использовать смеси из приведенного списка:

  • Knauf Uniflot – производство Германия. Прочный и пластичный материал. Не дает усадки и не трескается. С ее помощью можно создавать объемный рельеф без дополнительного армирования. Единственный недостаток – высокая цена;
  • Knauf Fugen. Менее прочная и пластичная, зато стоит в 3 раза дешевле, чем Uniflot. С помощью этой гипсовой смеси можно легко создать рисунок с неглубоким рельефом;
  • Pufas. Еще один бренд немецких производителей. Эта гипсовая смесь содержит целлюлозное волокно, что позволяет наносить ее слоями любой толщины. Отлично схватывается с основой, застывает равномерно без усадки и скатывания. Легка в обработке.
  • Акрил Путц. Производство Польша. Это уже готовая для использования акриловая смесь. Медленно застывает, что дает на проработку мелких деталей более часа.

Помимо основного материала необходимы подготовительные пропитки. Они глубоко проникают в состав смеси, предотвращая осыпание.

Важно! Большие рельефные панно имеют большой вес, и если основание недостаточно прочное, барельеф может упасть.

Один из лучших пропиточных материалов – влагозащитный грунт-концентрат Pufas. Он подходит не только для минеральных оснований, но и для дерева. Для рыхлой сыпучей базы лучше использовать Aquastop.

Внимание. Начинающие мастера не всегда могут с первого раза правильно развести сухую шпатлевку, поэтому рекомендуется приобретать уже готовую к использованию смесь. Она продается в герметичных емкостях.

Материалы

Инструменты

Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:

  1. для нанесения шпатлевки;
  2. для удаления излишков материала корректировки рельефа.

К первой группе относятся:

  • металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
  • пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
  • шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;

Инструменты второй группы:

  1. мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
  2. скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
  3. столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
  4. кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.

В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.

Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.

Изготовление

Подготовка рисунка

Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.

Подготовка основы

Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.

Подготовка

Формирование основных рельефов

Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.

Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.

Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.

Формирование мелких деталей

Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.

Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.

Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.

На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.

Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:

Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки

Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:

  • Не стоит сразу браться за осуществление индивидуальных проектов. Можно начать с небольших медальонов, отлитых по готовым силиконовым формам, которые продаются в строительных магазинах. Изделие фиксируется на базовой поверхности с помощью клея ПВА.
  • Чтобы не проводить многочисленные эксперименты, подбирая соотношение сухой смеси к воде, рекомендуется покупать уже разведенные шпатлевки.
  • Для разведения состава рекомендуется использовать разрезанный напополам резиновый мяч. Стенки такой самодельной емкости легко очищать от остатков застывшей смеси.

Барельеф, сделанный своими руками, является не только уникальным украшением, но и поводом для гордости хозяина дома.

Читайте также: