Школьный класс у доски

Обновлено: 02.05.2024

Как оформить класс, чтобы детям не хотелось из него уходить? Позитивным опытом делится команда проекта Geek Teachers и авторы YouTube-шоу «Кабинет на прокачку». Трое учителей ездят по городам России, находят школьные кабинеты, требующие ремонта, и превращают скучные классы в места, где хочется учиться. Специально для «Мела» они выбрали самые лёгкие способы обновить кабинет.

Мы привыкли к тому, что школьный кабинет — это безрадостное пространство, из которого хочется скорее вырваться на волю. Вспомните, как выглядел ваш класс. Пыльные книги и ветхие парты, салатовые стены и затёртая меловая доска, кружевные занавески и чахлые растения в горшках.

Думаете, что-то изменилось с тех пор? Совсем не так кардинально, как нам хотелось бы. Предлагаем несколько способов омолодить школьный класс.

1. Поменяйте информационные стенды

В каждом школьном кабинете есть место, где учитель размещает важную информацию. Там могут висеть детские рисунки и поделки, расписание уроков и график уборки, афиши мероприятий и чек-листы по подготовке к экзаменам. Но, как правило, школьные стенды выглядят так, что на них невозможно ничего разобрать. Информация слипается в единый ком. Например, вот так.


В наших силах взять ситуацию под контроль! Одно из самых простых и бюджетных решений — канцелярские прищепки. Натягиваем проволоку или верёвку вдоль стены и подвешиваем любые информационные материалы на прищепки. Функциональное и эстетичное место для школьной коммуникации готово.


Другой несложный вариант — канцелярский планшет и клипборды. Планшеты отлично подойдут для часто меняющейся информации, а их средняя стоимость всего 100 рублей.


2. Обустройте классный уголок

В каждом школьном кабинете есть четыре обязательные зоны.

  • Учебная зона.
  • Зона хранения и отдыха.
  • Зона учителя.
  • Санитарная зона.

Предлагаем обратить внимание на зону отдыха, то есть на то свободное пространство, где ученики могут проводить время между уроками. Да, они могут оставаться в классе, а не убегать в коридор, а многие учителя даже предпочитают такой формат перемены — не надо следить за бегунами в коридоре.

Попробуйте выделить место классного уголка, где вы сможете делиться победами и достижениями своих учеников. Одно из наших любимых решений — пробковые подставки под горячее. Закрепляем нужное количество на стену (порядок зависит от вашей фантазии!) и получаем суперуголок для фотографий на полароид, мотивационных стикеров и наград.


3. Организуйте зону отдыха

Ящики для хранения (например, вот такая тумба) — это ваш главный друг и помощник с высокой мобильностью и функциональностью.


Раз — и тумба превращается в место хранения рабочих тетрадей по географии, клея и ножниц для уроков рисования, линеек и транспортиров для геометрии. Два — и при помощи нескольких подушек вы получаете зону отдыха для детей. Находчивость, смекалка и экономия — три кита, на которых стоит бюджетный школьный ремонт.

4. Правильно храните гору папок и бумаг

Уверены, у каждого учителя найдётся огромное количество невероятно важных и ценных бумаг! Проверочные работы и контрольные, табели посещаемости и методички, дидактические материалы и расписание выездных мероприятий.

Оборудуйте специальный уголок для документов, чтобы они всегда оставались в целости и сохранности. Например, прикрепите к боковым стенам книжных шкафов коробки для документов (такие можно найти во многих магазинах), используя двусторонний скотч. Всё важное всегда будет у вас на виду, а дополнительным бонусом вы получите экономию пространства и усилий.

5. Не бойтесь ярких цветов

Цветовая гамма в классе влияет на работоспособность и концентрацию учеников. Хотите, чтобы дети занимали первые места на всех городских олимпиадах? Предлагаем хитрый путь. Попробуйте отойти от стандартного окрашивания стен в два блока и расставьте разные акценты. Например, выделите одну стену более ярким цветом — оранжевым или жёлтым.


6. Поменяйте меловую доску на грифельную стену

Традиционная меловая доска кажется незыблемой частью школьного кабинета. Пора это менять! Покрасьте часть стены грифельной краской — не обязательно чёрной, можно даже красной или зелёной (всё зависит от вашей смелости и полёта фантазии). Грифельную доску (или стену) можно даже превратить в магнитную, если покрыть её дополнительным слоем специальной краски.


8 действенных способов наладить дисциплину в классе

Легко представить, насколько новое пространство разнообразит ваши уроки: устраивайте граффити-баттлы, развешивайте фотографии со школьных экскурсий, выписывайте длиннющие формулы во всю стену или рисуйте контурные карты всем классом.

7. Используйте светлую мебель

Долой надоевшие коричневые шкафы и зелёные парты! Используйте в оформлении кабинета светлую мебель: она визуально расширяет пространство и добавляет воздуха. А если бюджет ограничен, то просто перекрасьте старые предметы интерьера.


8. Не забывайте про важные детали

Школьный класс — не место для хранения сувениров. Но мы всё же рекомендуем обращать внимание на детали в интерьере. Правильно подобранные аксессуары добавят жизни пространству и помогут учебному процессу.

Начнём с цветов и занавесок. Предлагаем поменять застарелую коричневую глину на белые кашпо (помним про волшебное свойство белого сочетаться с чем угодно), а уставшее кружево — на технологичные бумажные жалюзи.


А что насчёт оформления стен? Портреты учёных, писателей или некрасивые таблицы с формулами так приелись, что на них уже не обращаешь внимания. Как правило, они ещё и висят так высоко, что прочитать, что на них написано, попросту невозможно. Попробуйте повесить в кабинете самодельные плакаты или яркие таблицы, которые легко найти в интернете.



Необычные карты для уроков географии, красочные ассоциативные карты для английского, эстетичные гербарии для биологии или карточки для уроков русского и литературы. Вы ограничены только вашей фантазией.





Интересное на «Меле»:


Промо

«Бежим! До урока три минуты!». 7 способов перестать суетиться — даже если у вас не один ребёнок


Блоги

«ВсОШ — самая жёсткая и несправедливая». Обратная сторона школьных олимпиад — глазами их участницы


Блоги

7 вещей из советской школы, которыми мы продолжаем пользоваться


Истории

«А что такое „дебил“?». Школы США и России — глазами русской мамы двоих детей

Как идеи оформления — замечательно. Если найти финансирование, есть авторитет и нет конфликтов с администрацией и коллегами, то может даже получиться. При этом на любом этапе могут заставить переделывать вообще всё — это в лучшем случае. Нам, например, выдали представление об устранении несоответствий требованиям СанПиН, т. к. у нас в библиотеке (!) две стены были покрашены зелёным, а остальное — светло-серым. Только в 2 цвета все стены! Тёмный (конкретных оттенков) снизу, светлый (лучше — белый) — сверху. Но если будут пристальнее смотреть, то проверяются используемые материалы, сертификаты на мебель и т. п.
А ещё нужно быть готовыми к ответственности за использование крючков, зажимов, кнопок и т. п. вне зоны, которую учитель может контролировать постоянно. Как-то пришлось объясняться с мамой (адекватной), почему у ребёнка палец синий — как раз в зажим от планшета (на стене висел) не то сам залез, не то помогли. Кстати, «технологичные бумажные жалюзи» выдерживают от 2 дней до 3 месяцев. Имеет смысл научиться их делать самостоятельно, чтобы не покупать (в интернете есть инструкции). Правда, стоит предусмотреть на будущее в своём плане время на их изготовление в режиме нон-стоп или организовать кружок для детей.

Все началось два года назад, когда в школу пришёл работать учителем географии мой муж. Ему дали кабинет, и он решил кардинально его изменить. Директор нас поддержал, и за 46 600 рублей нам удалось сделать комфортное образовательное пространство. Прошлым летом я с командой Geek Teachers сделала уже второй ремонт кабинета.⠀

Важно! Не считаю, что учитель должен самостоятельно делать ремонт. Нет, но создать запрос на современные, комфортные условия, говорить о своих потребностях и желаниях нужно. Иначе будет как в том анекдоте про «глухонемого», который не говорил, потому что его не спрашивали.


Главными фишками моего кабинета стали:

⁃ место для чтения и отдыха, где дети могут с комфортом и пользой провести время.
⁃ Дверь, на которой можно писать (меловая наклейка).
⁃ Стеллажи с играми, журналами и книгами, которые в любое время можно взять.
⁃ банки для голосования жвачками (про этот метод, который помогает навсегда избавиться от жвачек под партами, у меня есть отдельный пост).
⁃ подвесные контейнеры с карандашами, ручками.

Полный обзор кабинета есть в вечных сторис под названием «35 кабинет».

Я прочитала 1000 страниц «Руководства по оформлению школ», добавила что-то из своего опыта и составила краткое описание кабинета современной школы и хочу поделиться им с вами, может, и у вас получится сделать свой «35 кабинет».

Зонирование кабинета



1. Учебная зона. 2. Зона хранения и отдыха. 3. Зона учителя. 4. Санитарная зона. Изображение взято из руководства по оформлению школ студии Артемия Лебедева


Учебная зона

В учебной зоне находятся рабочие места учеников. Здесь располагаются парты и стулья, а также информационные материалы для уроков.

Планировка учебной зоны кабинета зависит от количества учеников в классе, общего планировочного решения пространства, места вывода воды и размера парт (индивидуальные или двухместные).

Ученические парты расставляются в соответствии с нормативными документами, в которых указаны минимальные расстояния от столов до стен, шкафов, доски и между ними.

Зона хранения и отдыха

В зависимости от возможностей̆ пространства и пожеланий преподавателя, родителей и учеников зона совмещает в себе один или несколько модулей: зону хранения (различные стеллажи и шкафы для учебных материалов), мягкую зону (пуфы, лавки), зону свободного творчества (маркерные, меловые или магнитные поверхности), уголок настольных игр и рисования (отдельные столы со стульями) и выставочную зону (приспособления для демонстрации детских поделок).

При планировании зоны нужно учесть несколько моментов.

Во-первых, мебель должна примыкать к полу. Шкафы на ножках затрудняют процесс уборки кабинета.

Во-вторых, желательно, чтобы шкафы были закрытыми. Если это стеллаж, то для хранения стоит использовать непрозрачные контейнеры, чтобы не было визуального шума и кабинет смотрелся опрятно.

В-третьих, цвет мебели будет зависеть от цветового решения стен. Поэтому закупайте мебель уже после того как определитесь с цветовыми решениями для конкретного кабинета.

Зона учителя

Главными элементами являются удобный стул, просторный стол, закрывающий ноги. Желательно, чтобы техника стояла не на столе и имелось дополнительное место хранения рядом со столом.

Санитарная зона

Она есть преимущественно в кабинетах начальной школы и имеет следующие требования:

  • подвесная тумба
  • раковина со скруглёнными краями
  • жидкое мыло с дозатором
  • полотенца и мусорка

Стоит обратить внимание на плитку. Узористая, крупная плитка часто может испортить весь вид. Поэтому в этой зоне рекомендуется использовать мелкую квадратную плитку без узоров.

Цветовые решения

Цвет стен или пола способен повлиять на учебный процесс: создать расслабленную атмосферу или наоборот, активно стимулировать умственную деятельность. Цвет помогает сделать кабинет визуально теплее или прохладнеее. Некоторые оттенки позволяют выделить объекты, расположенные на их фоне», - выдержка из руководства по оформлению школ Студии Артемия Лебедева:

1. Классический: все стены кабинета окрашиваются в один цвет.

2. С акцентом. Одна из стен выделяется более ярким оттенком. Это помогает привлечь внимание к расположенному на этой стене объекту, например доске, и делает интерьер кабинета более необычным.


Еесть мнение, что стены, служащие фоном при демонстрации учебных пособий, должны быть согласованы по цвету с преобладающим цветом учебных средств и с цветом классной доски. В большей степени это относится к согласованию цветов стены и доски.

Цвет классной доски пo яркости не должен особенно отличаться от окраски стены, иначе из-за непрерывной адаптации глаз быстро наступит усталость.

По умолчанию двери, окна и потолки окрашиваются в белый цвет.

Если существующие помещения невозможно перекрасить, нужно придерживаться следующего правила: светлые пространства, оформленные в одном цвете, наполняются цветной мебелью; пространства, оформленные в разных оттенках, наполняются однотонной мебелью.

Нестандартные помещения лучше оформлять в светлых тонах — такое решение всегда хорошо смотрится. При невозможности приобрести мебель предложенного цвета лучше выбирать светлое дерево.

Выставочное пространство

Это важный элемент, который служит местом притяжения в любом кабинете. Существуют следующие варианты оформления выставочного пространства.

Стенд

Стенды могут быть фетровые и пробковые. Предпочтительней пробковый, так как в него легко втыкать кнопки, он смотрится эстетично. Но если предполагается крепить что-то на липучки, то фетровый стенд тоже подойдет. Альтернативой стендам служат пробковые подставки под горячее ХИТ из ИКЕА. Комплект из 3-х штук стоит всего 129 рублей.



Рейки

Плюсы этого способа в том, что
— рейки выглядят минималистично и сами по себе уже украшают пространство;
— пространства, куда можно прикрепить работу, действительно много;
— размещать листы можно где угодно и как угодно, постоянно меняя композицию.

Крепятся работы на кнопки.


Планшеты и клипборды

Самый обыкновенный канцелярский планшет может послужить отличным решением для создания необычного выставочного пространства.

Огромный плюс в том, что снимать и размещать новые работы очень легко и быстро.


Средняя цена одного планшета 100 рублей.

Прищепки

Еще один простой вариант — это прищепки.

Вам нужно натянуть вдоль стены проволоку, веревку или сетку. С помощью канцелярских прищепок подвесить работы.

Есть еще один похожий вариант, где работы крепятся не на прищепки, а на собачки (бегунки для штор), а собачки крепятся на рейлинг.

Варианты декоративного оформления пространства

Стены могут содержать интересную информацию в не менее интересной форме.
Это могут быть:
— измерители роста, где можно соотнести свой рост с ростом животных или известных литературных персонажей;
— геометрические фигуры с разверсткой;
— молекулярная сетка;
— иллюстрация о распространении звука в воздушной среде;
— наклейка, демонстрирующая закон отражения света.


Также можно использовать пол кабинета. С его помощью можно разобраться с дробями и наглядно изучить измерение углов.



Изображение с сайта Pinterest.


Об авторе: Воробьева Александра Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «КСОШ № 2 имени матроса, погибшего на АПЛ „Курск“, Витченко Сергея Александровича», г. Кировск Ленинградской области, автор блога @wow_urok

Учителя трудно представить без доски. А как же на карантине? На помощь приходят современные онлайн-доски. Они могут стать и местом планирования, и инструментом объяснения визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма. Они хорошо подходят для планирования, обсуждения любых идей, а главное совместной работы с учениками, в том числе во время видеоконференций.

Рисовать на пространстве доски можно разными цветами, выбирать толщину линий, добавлять заметки. Все это легко проделать как с помощью мышки, так и пальцем на планшете или мобильном телефоне.

Основные функции для начала онлайн-занятий у всех программ, которые мы включили в обзор, бесплатны, но полный возможности доступны за абонентскую плату. При этом на некоторых сайтах предлагается специальный тариф для учителей и школ.

1. AMW board


Доступ к виртуальной доске очень простой — прямо из браузера и не требует никакой регистрации. Вы можете пригласить других участников с помощью специальной ссылки или QR-кода. Но на бесплатном тарифе количество гостей ограничено. Постоянная регистрация позволяет вам сохранить доску для будущего использования, но если не хотите этого делать, то результат работы можно скачать в виде картинки или PDF.

У этой доски есть сетка из точек, которая помогает рисовать и выравнивать текст. Любые действия можно отменять простым способом, а с помощью ластика стирать определенную область, прямо как обычной губкой или тряпкой.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

2. MIRO: идеально для проектной работы


Рисование от руки возможно и прекрасно работает в программе, но здесь это не самое главное. Miro предоставляет пользователям выбор шаблонов, которые помогут структурировать и организовать планирование или мозговой штурм. Например, есть шаблон для рисования интеллект-карт, ведения проектов и планирования по технологиям agile, можно добавит чат для общения с команадой.

Пространство этой доски бесконечно, при этом навигация и управление размером рабочего пространства позволяет быстро найти то, что вы где-то записали.

Доски можно сохранять в виде изображений, PDF-файлов, загружать в качестве резервных копий, сохранять на Google Диске или прикреплять к различным трекингам проектов (но это уже для продвинутых пользователей).

Вообще этот инструмент популярен в бизнесе, но для групповой и удаленной работы в школах отличный вариант: можно добавлять заметки, записывать идеи или комментарии для стимулирования совместного творчества.

3. Whiteboard Fox: скромный, но надежный функционал бесплатно


Ваша первая Whiteboard Fox также проста в настройке и становится сразу же доступна по ссылке на сайте. Она похожа на листок из тетрадки по математике в клеточку, что помогает ровно писать и рисовать. Все очень просто, а функции только основные — рисование, стирание, навигация и отмена нарисованного. Поддерживаются текст и изображения, а кнопка «копировать все» позволяет легко захватить все на странице и скопировать ее в буфер обмена. Не такой большой функционал, зато рисунок получается естественным и точным. Все изменения участники видят в реальном времени, с небольшой задержкой в ​​секунду или две.

4. Webwhiteboard: хорошо интегрирована в видеочат


Как и в случае с Whiteboard Fox, Web Whiteboard разработана для мгновенного доступа и простоты использования, а также легко дает возможность пригласить для совместной работы. Пользователям мессенджера Google Hangout понравится удобная интеграция именно этого приложения прямо в видеочат.

Веб-доска позволяет делать совместное редактирование текста, благодаря встроенному текстовому редактору. Приложение дает возможность делать заметки всем участникам, поэтому вы можете добавлять отзывы, не изменяя исходное изображение или текст.

Правда, бесплатные доски хранятся на сервере только в течение 21 дня. Ну и дизайн у приложения, конечно, устаревший.

5. Conceptboard: устраивайте конференцию


В Conceptboard также можно вести свои разные проекты, как учебные, так и социальные. Пользователи могут вводить изображения и файлы непосредственно на доску, где другие могут рисовать, писать, прикреплять заметки и «визуально сотрудничать».

Совместная работа в реальном времени означает автоматическую синхронизацию, встроенный чат для быстрого общения и даже управление проектами с назначениями задач и оповещениями по электронной почте в приложении.

Контент можно защищать от изменений с помощью режима «только для чтения».

Отличительная особенность этой доски — возможность организовать конференцию, то есть созвониться с другими участниками и демонстрировать свой экран с доской как презентацией. На бесплатном тарифе сотрудничать не получится — другие участники будут только наблюдателями вашей работы, есть ограничения на объем информации и т. д.

6. Twiddla: почти как браузер


Основным направлением деятельности Twiddla является совместное использование изображений, файлов и веб-страниц и совместная работа с ними. Если вы планируете планировать проекты или проводить долгосрочные мозговые штурмы, лучше выбрать другой вариант.

Twiddla позволяет очень просто разметить не только пустую доску, но и конкретные веб-страницы, снимки экрана, изображения или файлы, есть встроеная система скриншотов. Вы можете открыть веб-страницу непосредственно в Twiddla и использовать множество инструментов для рисования, маркировки и письма, чтобы точно указать, что именно вы хотите показать всем на собрании.

Общение в режиме конференции доступно на платном тарифе.

7. GroupBoard: встраиваем на сайт


Те же принципы совместного использования по ссылке с минимальным временем установки характеризуют Groupboard. При этом доска позволяет пользователям настраивать элементы управления администратора, поэтому вы можете настроить уровень доступа. Встроенный видеочат отлично подходит для быстрого общения прямо в самом приложении (но не бесплатно).

Пользователи могут загружать изображения в качестве фона для доски, так что вы можете делиться быстрыми снимками проектов или веб-страниц для совместной работы, вашим контентом прямо на самой доске. Для каждой доски генерируется специальный код, который можно встроить на ваш сайт для публичного доступа. Например, как результат какой-то проектной работы.

8. Ziteboard: делает красиво


Доска ориентирована на обмен визуальным контентом, рисование прототипов и скетчей. Она позволяет пользователям демонстрировать весь контент в режиме презентации.

Уникальным для Ziteboard является алгоритм сглаживания линий и распознавания форм. Просто нарисуйте круг или квадрат, и Ziteboard мгновенно распознает ваше намерение и сгладит края вашей фигуры, чтобы она была красивой и аккуратной!

У программы есть много расширений, в том числе для популярного браузера Google Chrome, которые позволяют дополнить совместную работу другими уже используемыми инструментами.

9. Limnu: близка к физическому миру


Limnu очень хоршо переносит в онлайн движения маркера, повторяя визуальный и почти физический опыт написания на доске с маркерами.

Еще один момент для Limnu UX: все, что нарисовано или написано на доске, можно выбирать, группировать, перетаскивать, перемещать как объекты. Подобно инструменту выделения, пользователи могут легко перетаскивать и выбирать объекты, чтобы переставить их, чтобы вам не приходилось стирать и перезаписывать, если что-то не в нужном месте.

10. Scribblar: самая образовательная


Scribblar уже много лет держит фокус на образовании, но при этом не имеет бесплатного тарифного плана, только можно попробовать функционал в ограниченный по времени период. При этом она использует устаревшую технологию Flash, поэтому в браузере придется специально давать разрешение на то, чтобы она корректно работала.

При этом по набору функций эта доска самая образовательная из всех. Есть специальный раздел материалов для уроков, редактор формул и возможность управления общим предметным указателем.

Материал основан на публикации The 10 Best Online Whiteboards with Realtime Collaboration, но мы обновили и проверили всю информацию в ноябре 2021 года.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Педсовет поговорил с учителями из школы № 25 из Верхней Пышмы в Свердловской области, где недавно случился апгрейд – в каждом классе вместо меловой доски появилась интерактивная, а где-то даже и панель. Технику закупили благодаря федерально-частному партнерству: часть денег выделил УГМК холдинг, часть из бюджета в рамках реконструкции. Все средства пошли на оборудование начальной и средней школы. А вот старшеклассники получили новую технику благодаря федеральной программе модернизации школ: так на одного ученика выделяется по 200 тыс рублей. Рассказываем, что изменилось в процессе обучения, как отреагировали учителя и ученики, а также сколько понадобилось времени педагогам, чтобы освоить новую технику.


Оборудование в классе показывают губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Фото из личного архива.

На радость учителю

Когда Ирина Борисовна Мурдасова, учитель начальных классов, пришла в свой первый день на работу в новую для себя школу, была очень удивлена: в кабинете ее ждала не обычная меловая доска, а интерактивная Promethean.

« Я очень обрадовалась, обнаружив новинку! » – делится преподаватель. – « Если раньше мне самой приходилось вырезать картинки, рисовать плакаты, то теперь для этих целей можно использовать доску — и никакой бумажной работы » , – улыбается Ирина Борисовна.

Все учителя школы, не только начальной, сошлись на том, что интерактивные доски – это еще забота об экологии. Если раньше на класс приходилось распечатывать карты, на которых дети должны были отмечать определенные точки, то сейчас бумага на это не тратится. Нужные изображения можно просто вывести на доску.

Елена Андреевна Спасова, преподаватель истории и обществознания, давно работает в школе, но тоже обрадовалась новшествам: “Я вообще за любые изменения. Обычная доска – это скучно, не только детям, но и мне самой. Я теперь себя чувствую на уроке, как будто я в кино».

Развлекаловка для учеников

Еще большую радость интерактивные доски вызвали у самих учеников, особенно у пятиклашек.

« Они были в диком восторге » , – описывает ребят преподаватель истории. – « Вот это неподдельные эмоции. Даже дети с последних парт начали включаться, которые обычно всегда молчали ».

Пятиклашек еще можно понять, возраст такой, но вот реакцию девятого класса Елена Андреева предугадать никак не могла: «Школьники зашли в класс и стали восклицать: “Ой смотрите-смотрите как тут можно! Ой как здорово! А как вы это сделали?”. А один заядлый двоечник громко на весь класс выдал: “Ну вы что! Это же большой планшет!”».

Не только двоечники, вся средняя школа была под впечатлением от технических новшеств. «За поход к доске или к панели стала выстраиваться очередь, на переменах ребята оставались в классе, чтобы изучить новый гаджет, даже ученики с последних парт начали проявлять активность и задавать вопросы», – рассказывает учитель истории.

«Они то думают, что я им развлекаловку устроила. А я им и развлекаловку устроила, чтобы они новые знания вложили себе в голову», — смеется Елена Андреевна.

Правила использования


Как выглядит интерактивная панель, совмещенная с меловой доской, в классе

Ирина Борисовна считает, что не за чем сбрасывать с корабля современности старую-добрую доску, а лучше комбинировать оба пространства: электронное и меловое. « Например, можно открыть картинку на панели и по ней начать работу с меловой доской. Ребенок должен уметь подойти и к обычной доске и написать что-то мелом, ведь это координация движений и крупная, мелкая моторика ».

« Я могу сейчас даже на переменах вывести клеточку на доску, и дети там будут решать примеры столбиком: умножение деление сложение, вычитание. Им это нравится, это такое развлечение. Вместо того, чтобы носиться в коридоре они стоят в классе, хвастаются, кто уже умеет считать. Мне вообще нравится, что возросла активность. И это сказывается на успеваемости. Дети включаются в работу лучше, их не надо “будить” или “раскачивать” ».

«По времени использовать интерактивную доску можно не более 15-20 минут, поэтому я включаю ее на разных этапах урока. Во время закрепления материала есть возможность опросить каждого. На этапе объяснения нового материала ситуация аналогичная. Так как сейчас поколение детей, умеющих пользоваться различными гаджетами, то ребята быстро схватывают новую информацию. Они даже лучше меня иногда знают, где нажать какую функцию. Дети буквально за месяц поняли механизм работы и мне даже подсказывают, куда нажать » .

Пройти одну и ту же тему на меловой доске и на интерактивно — это разные вещи, убеждает Ирина Борисовна. Например, характеристика звуков, обычно такой урок проходит на меловой доске. Учитель показывает все виды характеристик, ударение и звуки в словах, а дети записывают это себе в тетрадь. К интерактивной доске же можно вызвать ребенка, чтобы он отработал новую тему: электронное перо работает от малейшего касания, а чернила легко стираются, если это нужно.

Директива сверху


За нововведения директор школы №25 Лариса Разумная поручил отвечать своему заместителю Антону Сергеевичу Поротникову. Из федерального приказа министерства просвещения следовало, что на оснащение новой техникой школы было выделено по 200 тыс. рублей на ребенка.

Казалось бы, дальше все должно быть просто, деньги есть, надо лишь купить эту самую новую технику. Но нет. Тут перед Антоном Сергеевичем встал вопрос: а что именно купить – интерактивные доски или панели? А какой фирмы?

« Тут нельзя продешевить, но и слишком дорого оборудования на всех может не хватить » , – к такому выводу пришел Антон Сергеевич.

Замдиректора признался, что выбор дался ему трудно. Несколько образцов досок разных фирм он даже принес в свой кабинет. Туда же позвал разных торговых представителей, чтобы обсудить, как техника будет работать в школе.

После разговоров с разными представителями замдиректора понял, что нужно сначала разобраться с размером доски. Нет смысла брать слишком большую, если она будет неудобно расположена. Еще один важный момент — разрешение, оно должно быть достаточным, чтобы изображение на панели могли видеть ученики с последних парт. А еще для комфортной работы доска не должна отсвечивать или быть слишком бледной, при ярком солнечном свете.

Чем отличается электронная доска от панели Поротникову смогли объяснить в компании Promethean.

« Интерактивная доска — это экран в виде белой доски. Вся информация на нее транслируется через проектор. Вся система состоит из трех элементов: интерактивный экран, компьютер и проектор, передающий изображение c компьютера на интерактивный экран.

А интерактивная панель — это автономный гаджет, который напоминает увеличенный планшет. Тут уже не нужен проектор: панели оснащены встроенным компьютерным модулем на базе Android 8 с предустановленными приложениями и инструментами для учителя. Интерактивная панель ActivPanel Titanium флагманская модель, которая отличается наибольшим количеством функций ».

Каждый учитель может активировать панель со своей учетной записью, защищенной пин-кодом. Тогда только ему будут видны его файлы, приложения, история поиска, закладки браузера и подключение к облачному хранилищу. Можно не бояться забыть флешку или того, что другой учитель удалит или переместит документы на интерактивной панели».

« В итоге мы остановили выбор на панелях и досках Titanium от компании Promethean. На тот момент это была новинка на рынке, и мы шли на риск, закупая их оборудование в большом количестве ».

Процедура оборудования школы новой техникой началась с конца августа. Задача была амбициозная: оборудование должно появиться в каждом классе школы. А это 45 досок и 59 панелей. Уже к началу учебного года часть классов получила долгожданную новинку и сумела ее опробовать.

« Я считаю, что риск оправдался. Те возможности, которые открывают панели и доски, стоят того, чтобы их попробовать. К ним даже можно подключить хороший компьютер, любую цифровую лабораторию ».

Особенно хороши новые доски сейчас в ковидное время, когда введены частично карантинные меры: « Если класс находится у себя, то учитель может работать с ним при помощи панели, рисовать, показывать, выводить нужные изображения, делать скриншоты лекции. Удобно взаимодействовать с детьми: “вызывать их» или делить по группам. Уверен, теперь качество учебы возрастет в разы ».

Учеба учителей

Когда решение о том, что школа получит новые многофункциональные панели, было принято руководством бесповоротно, педагогам организовали обучение. Нововведение разделило процесс учебы на «до» и «после»: видео можно воспроизвести на доске, а не разворачивать маленький монитор компьютера, все схемы можно нарисовать в графическом редакторе с помощью электронного «пера», а поход к доске становится настоящим приключением.

В школе провели для учителей три занятия, на которых замдиректора объяснил, как работают новые гаджеты, с помощью каких инструментов можно показывать презентации, рисовать и проводить тесты.

« Обучение работе с новой доской было легким » , – рассказывает Ирина Борисовна. – « Почти весь основной функционал был похож на то, с чем приходилось работать раньше. Конечно, были некоторые отличия, однако и тут угадывалось интерфейс знакомых устройств на Android или iOS ». Для того чтобы что-то понять, – объясняет педагог, нужно один раз все своими руками нажать .

Разобраться с интерактивными панелями было легко даже на интуитивном уровне, – объясняет Елена Андреевна, – « если вы пользовались планшетом, то сразу поймете, что к чему ».

Война не делает скидок на возраст. С первых её часов повзрослели все. Несовершеннолетние мальчишки и девчонки накидывали себе год, два, а то и три, чтобы пойти на фронт. Дети наравне со взрослыми трудились на заводах, стойко перенося лишения. А сколько юных героев отдали жизнь за нашу Родину! Их имена мы знаем наизусть: Зина Портнова, Валя Котик, Петя Клыпа, Марат Казей, Лёня Голиков, Володя Дубинин.

Про Володю Лев Абрамович Кассиль написал замечательную книгу «Улица младшего сына», про его партизанскую жизнь и трагическую гибель сняты фильмы и написаны песни. Но подвиг многих маленьких, скромных героев остался неизвестным и тихо вплелся своей тонкой веточкой в лавровый венок Великой Победы.

Вот и сельская учительница Ксения Андреевна и её маленький класс в минуту испытаний повели себя героически, не дрогнув перед лицом смерти, когда у классной доски им пришлось сдавать главный экзамен в своей жизни.

Рассказ Л. Кассиля «У классной доски» вошёл в киносборник «Юные партизаны» (1942):

Предлагаем вам разработку урока, посвящённого этому рассказу.

У. Чья профессия стала глубоко уважаемой в годы советской власти?

Д. Профессия учителя.

22339342879c56d3f9b350e9b2f0a7da

У. Великая Отечественная война стала тяжёлой школой жизни для советских детей и для всего народа, отвернувшегося от Бога. Но именно эта страшная война показала, насколько глубоко была укоренена в нашем народе христианская нравственность, воспитывавшаяся в течение тысячелетней истории России.

У. Почему в рассказе с таким почтением описывается простая сельская учительница?

Д. Ксения Андреевна воспитала много хороших людей.

У. Эти люди стали истинными защитниками Родины. Найдём описания Ксении Андреевны и затем составим её словесный портрет от лица учеников.

Д. - «Строгим, но справедливым человеком прослыла она».

- «Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у неё руки поют. сразу становится тихо».

У. Почему автор начинает описание учительницы с её рук?

Д. и У. Показывается, что учительница «руко-водила» людьми. Её руки и пели, и объясняли, и управляли.

Д. «Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице».

У. О чём говорят слова Ксении Андреевны о Ване, сыне милиционера: «Ленится вот только иногда. Ну, это и с отцом бывало»?

Д. - Отец Вани был её учеником. В лени Вани есть вина его отца, но Ксения Андреевна надеется, что Ваня подрастёт и возьмётся за ум.

- «И председатель колхоза был когда-то учеником Ксении Андреевны, и директор машинно-тракторной станции учился у неё. Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны».

- «Волосы у Ксении Андреевны давно побелели. »

У. О чём, кроме возраста, свидетельствует седина?

Д. - О мудрости, богатом жизненном опыте, больших знаниях.

- «. но глаза не выцвели и были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит».

У. Говорят, что глаза — зеркало души. Какова была душа Ксении Андреевны, судя по её глазам?

Д. Светлая, ясная, молодая — бодрая, ровная — выдержанная, от её взгляда веселели — значит, душа добрая, понимающая людей.

У. Глаза у Ксении Андреевны были синего цвета. Синий цвет — это цвет неба. В произведениях советских писателей волей-неволей просматривались христианские символы: душа Ксении Андреевны была близка к Божественным истинам.

Д. - «И походка у неё была тоже лёгкая и певучая. Девочки из старших классов старались перенять её».

- «Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась и тоже словно пела в её умелых руках».

У. Какое свойство постоянно подчёркивается?

У. Руки, походка, голос, работа — всё было певуче, плавно.

Д. «Когда писала она на классной доске условия задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не крошился, и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка, выписывая на чёрной глади доски буквы и цифры».

У. И письмо отражало внутренний мир учителя.

Д. «Не спеши! Не скачи, подумай сперва как следует!— мягко говорила Ксения Андреевна. »

У. О чём говорит то, что она жила при школе?

Д. У неё не было семьи.

У. Ксения Андреевна посвятила всю свою жизнь людям, она служила людям и учила их тому же. Как в православии называют людей, отличающихся высоким благочестием?

У. Образ Ксении Андреевны — это образ настоящей праведницы. Если Ксения Андреевна проработала в школе 32 года, то начала она работать ещё до революции, когда русские интеллигенты отправлялись на село служить делу просвещения крестьян. В годы советской власти она сохранила лучшие традиции дореволюционной школы.

Описание Ксении Андреевны от имени учеников.

Д. Нашу любимую учительницу зовут Ксения Андреевна. Это самый уважаемый на селе человек. Она строгая, но справедливая. Живёт она при школе. Тридцать два года проработала в ней Ксения Андреевна. У неё учились и председатель колхоза, и директор машиностроительной станции, и Ванин папа — милиционер, и наши родители. У Ксении Андреевны седые волосы, она немолода, но её светлый, ровный взгляд вселяет какую-то бодрость. Она вся какая-то певучая: мягкая, спокойная, размеренная. У неё даже руки словно поют. Что нам непонятно, она руками очертит — и сразу всё ясно становится. Класс зашумит — она рукой проведёт, и все успокаиваются. Никогда она не повышает голоса, учит нас думать, не торопиться. А когда она пишет мелом на доске, то кажется, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка. Она никогда не торопится, но всякая работа у неё спорится. Сейчас мы стараемся помогать партизанам. Часто по вечерам собираемся у Ксении Андреевны и рассказываем, что удалось сделать за сегодняшний день.

У. Вдумаемся, почему рассказ назван «У классной доски»? Что это за место в классе?

Д. Это место, где ученики отвечают выученные уроки.

У. В рассказе каждое действующее лицо представлено учеником, каждый у классной доски отвечает выученный урок — урок жизни. Кто «сдаёт экзамен» в рассказе?

Д. Сама Ксения Андреевна, дети, Костя Рожков, фашисты, партизаны.

У. Какую евангельскую заповедь готова была исполнить Ксения Андреевна, стоя под дулом немецкого пистолета?

Д. и У. «Положить душу за други своя»: умереть, но не выдать немцам место, где скрываются партизаны.

У. Как она держалась перед лицом смерти?

Д. Она прикрыла собой ребят. «Строго посмотрела в глаза немцу. Её синий и спокойный взгляд смутил невольно отступившего фашиста». Не захотела говорить с фашистом по-немецки. Продолжала успокаивать детей. Сказала:«Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните».

У. Как проявили себя дети у классной доски? Как они усвоили уроки Ксении Андреевны?

Д. - Дети также готовы были молчать и не выдать партизан, хоть им и страшно было видеть, как немец готов был убить их учительницу.

- Костя Рожков совершил подвиг: он обманул фашиста и ударил его по голове перевернувшейся классной доской, чтобы отвлечь его от Ксении Андреевны. Он спас свою учительницу и ребят. Костя был лучшим пловцом и сумел добраться до реки, переплыть её и позвать на помощь партизан.

У. Чем выступила классная доска для Кости?

Д. Щитом: она закрывала окно, через которое выпрыгнул Костя.

У. Как показано, что урок мужества, стойкости усвоили все дети?

Д. Они все вскочили на парты и смотрели через классную доску в окно.

У. Как вели себя у классной доски фашисты-разведчики?

Д. Они кричали на учительницу, угрожали пистолетом. Немец пнул стул Ксении Андреевны, занял её место. Нацарапал на доске план местности. Схватил Ксению Андреевну и стал грубо трясти. Угрожал ей смертью. Стрелял по доске, всаживал в неё пули.

У. Прочитайте, что в рассказе является символом вторжения врага в мирную жизнь страны?

Д. «За окнами класса, на стёклах которых были наклеены защитные полоски. Это больно резнуло ребят по сердцу». «А когда один из фашистов подошёл к столу, за которым обычно сидела Ксения Андреевна, и пнул его ногой, ребята почувствовали себя глубоко оскорблёнными».

У. Почему Сеня Пичугин спрятал за доску стул, на котором сидел фашист?

Д. Посчитал этот стул осквернённым.

У. Что детям напоминали чернильные подтёки на крышках парт?

Д. Крыло жука-бронзовика.

У. А чем явилось чернильное пятно на штанах немца?

Д. Меткой: он хотел убить Ксению Андреевну, его преступление не скрыть.

У. - Подтёки на партах казались детям родными, а пятно на штанах врага — чёрным вражеским клеймом. Так автор умело использует образы школьной жизни для создания художественного повествования. Классная доска, которая благодаря Ксении Андреевне, её мелку, несла детям уроки жизни, стала орудием возмездия фашистам.

- Как изменилось состояние пленённых немцев?

- Что вызвало их удивление?

Д. Они с удивлением посмотрели на вскочившего перед Ксенией Андреевной командира.

У. Чем объясняется это поведение командира партизан?

Д. «Встать! — закричал на них командир. — У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит».

У. «Не тому вас, видно, учили!» — объяснение того, что немцы, одержимые безумной целью мирового господства, вторглись в нашу страну. «Ума-разума» они не набрались, человечности. Художественный мир рассказа открыл нам замысел автора, назвавшего свой рассказ «У классной доски».

Во внеурочное время — просмотр художественных фильмов, поставленных по произведениями Л. А. Кассиля:

Читайте также: