Схема получения шахматной доски способом блочной мозаики

Обновлено: 17.04.2024

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

1. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов.

2. Мозаика с металлическим контуром.

Тип урока. Комбинированный.

по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаичных наборов; обучить учащихся изготовлять мозаичный набор из шпона.;

по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаики с металлическим контуром; обучить учащихся украшать мозаичные наборы из шпона филигранью и сканью.

Содержание урока 21А

Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§26. Мозаика

Мозаика — разновидность декоративно-прикладного искусства, в котором изображение (в виде орнамента или какого-либо сюжета) создаётся из кусочков стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и др. Эти кусочки, плотно подогнанные друг к другу, выкладывают на украшаемую поверхность и скрепляют клеем, специальной мастикой, цементом и т. п. (рис. 88, 89).

Орнамент — узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. 90).

Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.

В деревянной мозаике изделие составляют из кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений. Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в.

Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Инкрустация — украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. На рисунке 91 показана шкатулка, инкрустированная перламутром.

Интарсия — вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.

В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке 92 представлено панно, выполненное в современной технике интарсии.

Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. 93, а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. 93, в) и склеивают между собой (рис. 93, г).

Рис. 93. Получение декоративных пластин для блочной мозаики:
а,б — склеивание пакетов и нарезание их на блоки-бруски; в — подбор блоков-брусков для получения необходимого рисунка; г — соединение блоков-брусков на клею; д — пластины, нарезанные из полученного блока

Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. 93, д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.

Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости.

Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.

Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона толщиной 0,5. 3 мм ценных пород древесины и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород (рис. 94).

Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.

Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать объёмные изображения, подобные показанным на рисунке 95.

Запоминаем опорные понятия

Мозаика, инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Блочная мозаика из дерева — один из самых доступных и простых способов украсить предмет из дерева. Данная техника сейчас очень популярна при украшении деревянных столешниц, разделочных досок и прочей утвари и предметов интерьера.

Техника блочной мозаики

Рисунок разделочной доски

Техника блочной мозаики состоит в склейке брусочков/пластинок древесины разного сечения в блоки и распил их на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Можно, как составлять изделие целиком из напиленных дощечек/брусков, так и вставлять их в углубления и конечно же наклеивать на другие деревянные поверхности. Вот и у нас на курсах делают разделочные торцевые доски схожим образом!

История блочной мозаики

Чертозианская мозаика на шкатулке

Чертозианская мозаика на шкатулке

Родина блочной мозаики — Древний Восток. Украшения древних персидских шкатулок выполнены в данной технике. Ближе к средним векам, техника стала известна в Италии, где и получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы: кость, рог, перламутр. Такая мозаика стала известна под названием «Чертозианская мозаика» — от названия монастыря, где процветало данное искусство.

Но и восточные мастера не сидели без дела и развивали данное направление, которое до наших дней дошло не только в первозданном виде. Например из переклеенных блоков создаются большие панно, с которых слоями, рубанком снимают тонкий шпон. Этим шпоном потом фанеруются шкатулки и другие предметы, что дает такой же эффект при меньшем расходе драгоценных материалов.

Так же сейчас очень популярны объемные работы в технике блочной мозаики, хотя скорее всего большинство и не знает, что они работают в данной технике.

Чем примечательная блочная мозаика

Изготовление мозаичного украшения из блока, менее трудоемко, чем другие способы получения мозаичных узоров. В нынешнее времена технологического прогресса, любой желающий сможет изготовить что-то подобное быстро и без хлопот на распиловочном циркулярном станке или при помощи ленточного станка.

Вот и в нашей мастерской ребята и девчата без проблем изготавливают торцевые разделочные доски с блочной мозаикой на свой вкус из различных пород древесины.

Приходите попробовать и вы, в нашу столярную школу или столярный коворкинг в городе Москва.

Мозаикой называют орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. («Орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение».) В русских орнаментах присутствуют символы солнца, плодородия, изображаются деревья, женские фигуры в окружении коней.

Русский орнамент часто состоит из стеблей вьющихся растений, заключающих в своей середине нечто вроде грозди или шишки хвойного дерева (рис. 42, а). В орнаменте постоянно встречаются фигурки птиц — символы тепла и богатого урожая (рис. 42, б).


Рис. 42. Орнаментные изображения: а — листья; б — птица с плодами

При художественной обработке древесины применяют различные виды мозаики: инкрустацию, интарсию, маркетри и блочную мозаику.

Инкрустация — украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов (рис. 43).


Рис. 43. Инкрустированная деревянная поверхность

Инкрустация широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (Черным деревом называли темного цвета древесину некоторых тропических пород деревьев.)

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов, т. е. выполняется заподлицо.

Одной из разновидностей инкрустации является контурный орнамент из металлической полоски (жилки), вбитой заподлицо в древесину. Полоски толщиной около 2 мм и шириной до 7 мм отрезают от металлического листа или получают расклепыванием (прокаткой) проволоки из латуни, бронзы золотистого цвета, меди, придавая им клинообразное сечение. Такие жилки изгибают на шаблонах и забивают в поверхность древесины.

Узорчатую сетку из металлических жилок называют филигранью (сканью). (Термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань» берет свое начало от древнерусского «скань» — свивать.) Применяется филигрань для отделки филенок дверей, мебели. Жилками изображают листья, цветы и геометрические узоры (рис. 44).


Рис. 44. Узорчатый рисунок из металлических жилок

Интарсия — вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цвета. Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. На украшаемой поверхности древесины делают углубления определенных контуров, в которые вклеивают деревянные пластинки — вставки различных цветов и текстур (рис. 43, 49).

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, полируют, иногда лакируют.

Маркетри — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород и текстуры. В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы — гнезда (вырезки) в фоновом шпоне. Облицовывание — украшение поверхности листами шпона, бумаги, пластика и т. д.

Составленный набор с лицевой стороны склеивают клейкой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия (рис. 49).

С изобретением лобзика в XVI в. маркетри стали выполнять со сложноконтурным набором. При этом гнезда и вставки выпиливают одновременно в различных наложенных друг на друга листах шпона. Чередующиеся по цвету и породе листы шпона набирают в пачку и скрепляют. На верхний лист шпона наклеивают или наносят рисунок набора. По рисунку лобзиком выпиливают сложный контур мозаичного элемента. Выпиленные вставки из одного листа шпона вставляют в гнезда других листов. Получается многовариантность сочетаний фонов, текстур и цветов мозаики.

Блочная мозаика пришла с Древнего Востока. Основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок древесины (рис. 45, а, б, в), а затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором (рис. 45, г).


Рис. 45. Блочная мозаика: а, б — блоки, склеенные из разноцветных пластинок; в — блок, склеенный из пластин и брусков; г — мозаичная пластинка, вырезанная из блока

Такие узоры наклеивают на украшаемые поверхности или вставляют (вклеивают) в углубления на поверхности. Особенно удобно выполнять блочной мозаикой узоры звезд, розеток, лент.

Новые слова и понятия

Мозаика, орнамент, инкрустация, контурный орнамент, филигрань, интарсия, маркетри, облицовывание, гнездо, блочная мозаика.

Мозаикой называют орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. («Орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение».) В русских орнаментах присутствуют символы солнца, плодородия, изображаются деревья, женские фигуры в окружении коней.

Русский орнамент часто состоит из стеблей вьющихся растений, заключающих в своей середине нечто вроде грозди или шишки хвойного дерева (рис. 42, а). В орнаменте постоянно встречаются фигурки птиц — символы тепла и богатого урожая (рис. 42, б).


Рис. 42. Орнаментные изображения: а — листья; б — птица с плодами

При художественной обработке древесины применяют различные виды мозаики: инкрустацию, интарсию, маркетри и блочную мозаику.

Инкрустация — украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов (рис. 43).


Рис. 43. Инкрустированная деревянная поверхность

Инкрустация широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (Черным деревом называли темного цвета древесину некоторых тропических пород деревьев.)

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов, т. е. выполняется заподлицо.

Одной из разновидностей инкрустации является контурный орнамент из металлической полоски (жилки), вбитой заподлицо в древесину. Полоски толщиной около 2 мм и шириной до 7 мм отрезают от металлического листа или получают расклепыванием (прокаткой) проволоки из латуни, бронзы золотистого цвета, меди, придавая им клинообразное сечение. Такие жилки изгибают на шаблонах и забивают в поверхность древесины.

Узорчатую сетку из металлических жилок называют филигранью (сканью). (Термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань» берет свое начало от древнерусского «скань» — свивать.) Применяется филигрань для отделки филенок дверей, мебели. Жилками изображают листья, цветы и геометрические узоры (рис. 44).


Рис. 44. Узорчатый рисунок из металлических жилок

Интарсия — вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины других пород и цвета. Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. На украшаемой поверхности древесины делают углубления определенных контуров, в которые вклеивают деревянные пластинки — вставки различных цветов и текстур (рис. 43, 49).

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, полируют, иногда лакируют.

Маркетри — украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из древесины различных пород и текстуры. В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы — гнезда (вырезки) в фоновом шпоне. Облицовывание — украшение поверхности листами шпона, бумаги, пластика и т. д.

Составленный набор с лицевой стороны склеивают клейкой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия (рис. 49).

С изобретением лобзика в XVI в. маркетри стали выполнять со сложноконтурным набором. При этом гнезда и вставки выпиливают одновременно в различных наложенных друг на друга листах шпона. Чередующиеся по цвету и породе листы шпона набирают в пачку и скрепляют. На верхний лист шпона наклеивают или наносят рисунок набора. По рисунку лобзиком выпиливают сложный контур мозаичного элемента. Выпиленные вставки из одного листа шпона вставляют в гнезда других листов. Получается многовариантность сочетаний фонов, текстур и цветов мозаики.

Блочная мозаика пришла с Древнего Востока. Основу ее составляют блоки, склеенные из разноцветных брусков и пластинок древесины (рис. 45, а, б, в), а затем распиленные или настроганные на множество тонких пластинок с одним и тем же узором (рис. 45, г).


Рис. 45. Блочная мозаика: а, б — блоки, склеенные из разноцветных пластинок; в — блок, склеенный из пластин и брусков; г — мозаичная пластинка, вырезанная из блока

Такие узоры наклеивают на украшаемые поверхности или вставляют (вклеивают) в углубления на поверхности. Особенно удобно выполнять блочной мозаикой узоры звезд, розеток, лент.

Новые слова и понятия

Мозаика, орнамент, инкрустация, контурный орнамент, филигрань, интарсия, маркетри, облицовывание, гнездо, блочная мозаика.

Для того чтобы в мозаичных наборах впоследствии не образовывались трещины, шпон должен быть очень сухим.

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри обычно является плоский нож-резак (рис. 46). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частей мозаики.


Рис. 46. Плоский нож-резак

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 47). Лезвие ножа изготовляют из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить перегрева и последующего снижения твердости лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.


Рис. 47. Виды ножей-резаков для резьбы по древесине с режущими кромками и ручками различной формы: 1 — округлая ручка; 2 — граненая ручка; 3 — плоская ручка; 4 — прямолинейная режущая кромка; 5 — округленная режущая кромка

Лезвие заточенного ножа тщательно правят и доводят на брусках и оселках, чтобы режущая кромка была острой, а боковая поверхность — гладкой.

На рисунке 48 изображены приемы выполнения резьбы. Их применяют для вырезания гнезд. Резьбу можно выполнять одной или двумя руками с движением лезвия как к себе, так и от себя.


Рис. 48. Приемы резьбы ножом-резаком: а — резьба одной рукой на себя с наклоном вправо; б — резьба одной рукой на себя с наклоном влево; в — резьба двумя руками на себя; г — резьба двумя руками от себя

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 50, д). Для распиливания шпона используют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. На фоновый шгюн наносят рисунок вставки (гнезда) (рис. 49, а) и вырезают контур резаком (рис. 49, б, в). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 49, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 49, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 49, е). Полученный набор наклеивают на основу.


Рис. 49. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через копировальную бумагу или кальку; 6 — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — разметка и вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки и фона клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 50, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.


Рис. 50. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б— остроугольных фигур; в — окружности; г — закруглений с надрезами; д — двойным ножом по шаблону

При резании шпона из твердых пород вначале по линейке делают неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, потом — с большим нажимом, таким образом перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Чтобы вершины острых углов не обламывались, вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 50, б). Закругления вставок вырезают с учетом направления распространения опережающих лезвие трещин (например, в направлении по стрелкам, изображенным на рисунке 50, в).

При вырезании гнезда, чтобы не растрескивался его контур, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают, врезая в поверхность носок ножа (рис. 50, г).

Если необходимо вырезать множество криволинейных контуров в виде завитков, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 50, 5).

Круги и кольца вырезают циркулем-резаком за несколько проходов круговыми движениями с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах прорезают сначала внутреннюю окружность, а затем наружную.

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис. 51).


Рис. 51. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 52) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают в лист, чередуя полоски разных цветов (рис. 52, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 52, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 52, в).


Рис. 52. Набор шахматной доски: а — склеивание полосок различной тональности; б — склеивание полосок со сдвигом; в — шахматная доска

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют для объемного изображения декоративных наборов паркетного типа (рис. 53). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в расположенных рядом листах шпона.


Рис. 53. Наборы с объемным изображением

Практическая работа № 14

Выполнение мозаичного набора

  1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
  2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
  3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображения.)
  4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

Новые слова и понятия

Нож-резак; мозаичный набор — с косым расположением полосок; шахматный — с объемным изображением.

Читайте также: