Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка родительское собрание

Обновлено: 12.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»

Родительское собрание на тему: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребенка»

Воспитатели: Резниченко Н.В.

«Ребенку исполнилось три года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Ученые пришли к выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка»

Психологи XX века доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

«Руководить умственным развитием ребенка – это значит учить его чему-то, ставить перед ним определенные задачи и показывать способы их решения» - по мнению доктора психологических наук Л. Венгера.

- Можно ли учить трехлетнего ребенка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?

К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло. Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому.

Задача взрослых – не научить ребенка чему – то необычайному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. Правильное восприятие формы, величины, цвета и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется « ящик ощущений».)

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения)

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику.

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель берёт в руки волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!

Отпустите руки.
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

1.- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (Желтый цвет) (выставляются человечки соответствующего цвета на мольберт)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(Красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная».

Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)

Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (Постучать мизинцем по столу.)

Игра 1. «Построим башню»

Цель : учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (Демонстрация игры с 1 родителем).

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные флажки»
- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры .
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Первая подсказка: в ящике ощущений предмет оранжевого цвета . Значит в ящике предмет оранжевого цвета , запомним.

На этой станции мы познакомились с интересными играми, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (Круг)

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (Треугольник)

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (Квадраты)

Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут. (Овал)

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом , квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»)

Игра 2. «Прятки». Те игрушки, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (3 - 5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из игрушек. После этого дети должны определить, какая игрушка «спряталась».

Вторая подсказка: разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера.

Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию ИЗО

Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся.

Презентация игр: воспитателей и родителей. (Название игры, цель игры и как можно сделать в домашних условиях).

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

А сейчас проведем мастер-класс. Мы вам предлагаем всем дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру «Солнышко» Она изготавливается быстро и не требует особых усилий.

Вам предлагается сделать лучики. На лучики приклеить разноцветные бантики, те цвета, которые должны знать дети в первой младшей группе.

(Воспитатель заранее раздает готовый круг для солнышка)

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху - (действия выполняются по содержанию)

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

Решения родительского собрания

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Форма проведения: семинар — практикум.
Цель:
обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 -4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве.

2.Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания.

3.Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники:
родители, воспитатели.
Предварительная работа:
-Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.

-Проведение консультаций: «Учимся, играя», «Развитие сенсорного восприятия», «Значение конструирования в сенсорном развитии детей».

План проведения собрания:
1.Вводная часть.(Дидактическая игра «Какой мяч»).

2. Презентация «Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста». 3.Игротека-практикум. Создание проблемной ситуации.

4..Подведение итогов собрания. Решение родительского собрания.

«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.Вся его жизнь — это игра» А. С. Макаренко.

Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в

детском саду и в которые мы советуем играть дома. Но сначала немного в памяти освежим,

что же это такое сенсорное развитие. Проводится дидактическая игра «Какой мяч» (родители передают по кругу мяч шипами и называют его признаки). Вы сейчас воспринимали предмет по внешним свойствам (цвет, форма, материал, вкус, запах и др). А развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов -это сенсорное развитие ребенка. Психологи ХХ века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, п а м я т ь , наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зеленый, синий, желтый) и их оттенки (розовый, фиолетовый, голубой и т. д.), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д), величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый), обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.). Одновременно с формированием эталонов необходимо научить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей- накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни. А сейчас хотелось бы узнать, какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребенком? Чему могут научить ребенка эти игры? (Ответы родителей). При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.


Создание проблемной ситуации

Перед нами возникла проблемная ситуация- узнать на ощупь, что находится в «Волшебном мешочке?» (Воспитатель предлагает родителям определить на ощупь содержимое мешочка). Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет. (Выслушиваются и принимаются все предложения). Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлен, возбужден, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания и узнать, что же находится в мешочке.

Мы предлагаем вам поиграть (проводится игровой практикум):

Игра 1. «Построим башню»

Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой». Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их ( «такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (Демонстрация игры в паре с одним из родителей). В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно

построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

Игра 2. «Спрячь мышку»


Игра 3. «Определите форму»

Каждому ребенку раздается набор разноцветных геометрических фигур. Демонстрируем картинки со знакомыми детям предметами, дети должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Перед вами лежат перемешанные семена гороха , фасоли и киндер-игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связанны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение — надо взять 1 фасолину большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом — большим и безымянным. получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребенок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела! А сейчас мы попробуем угадать, что же находится в «Чудесном мешочке», как вы думаете, что это? (родители дают предполагаемые варианты ответа). Воспитатель достает и показывает что это помело, гибрид апельсина и мандарина. Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса. Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям, наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. Мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребенком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые
игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!


Подведение итогов собрания

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития, ребенок должен развиваться гармонически, то есть в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. -Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (родители передают друг другу мяч и высказывают


Решение родительского собрания

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie_2.docx 504.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка»

Время проведения : сентябрь

Форма проведения : семинар

Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

  • ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей;
  • активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
  • укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения : помещение группы «Петушок».

1. Вступительный этап:

*создание проблемной ситуации;

2. Основная часть:

*анализ результатов обследования детей;

*содержание и методы сенсорного развития.

*выполнение заданий в мини-группах.

3. Подведение итогов собрания:

1 . В группе оформлена выставка, посвященная сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

F:\с телефона на 20.12.20\20201210_140159.jpg
C:\Users\Ринат\Desktop\тема адаптация\фотки садика\IMG_3711.JPG

C:\Users\Ринат\Desktop\тема адаптация\фотки садика\IMG_3814.JPG
C:\Users\Ринат\Desktop\тема адаптация\фотки садика\IMG_3818.JPG

«Ребенку исполнилось 2-3года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем, что можно сделать для того чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.

Давно уже кануло в прошлое представление о дошкольном возрасте, как о « пустом» времени, когда дитя только растет и забавляется. Советские и зарубежные ученые пришли к единодушному выводу: именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребенка »

Так сказал (Л. Венгер)

Психологи XX века доказали, что двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития. Поэтому не случайно тема нашей встречи звучит так: «Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка».

Можно ли учить 2-3 х ребенка? Захочет ли он учиться и будет усваивать то, что мы хотим?

К 2-3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.

Ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.

Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии Задача взрослых не научить ребенка чему-то необычайному, а наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития, и сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности.

В образовательной программе младших групп основным является сенсорное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-3 лет наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, предметов и явлений.

Правильное восприятие формы, величины, цвета и др. свойств и качеств необходимо для успешного усвоения многих дисциплин, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

(Звучит таинственная музыка, перед родителями появляется «ящик ощущений» - красочная коробка с плотно закрытой крышкой и двумя отверстиями, расположенными сбоку, с одной и другой стороны, чтобы можно было просунуть руки).

Перед нами проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находиться в ящике ощущений.

Воспитатель предлагает на ощупь определить, что находится внутри коробки. Родители запускают руки в ящик и ощупывают предмет, выслушиваем предположения. В ящике лежит фрукт помела.

Сейчас вы попали затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.

Сегодня предлагаем пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.

2. Анализ результатов обследования детей

Каждый родитель знает своего ребенка, видит, как он играет, рисует, строит из кубиков, но не все родители представляют себе, что должен знать и уметь ребенок на пороге дошкольного возраста в 3 года. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с детьми родственников, приятелей… «Машин Андрей все буквы помнит, стихи читает наизусть, а мой возиться лишь с кубиками… Не знаю что с ним и делать» - зачастую слышно от родителей.

Как правило родители отмечают только бросающиеся в глаза знания и умения ребенка и не обращают внимания на наиболее важные вещи, которые характеризуют уровень его развития.

Все дети разные, и развиваются они по - разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, который соответствует норме ребенка определенного возраста.

Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.

Что значит уметь играть? Играет ли ребенок, если он тянет за веревочку машину? а когда укладывает куклу спать в кроватку и накрывает ее лоскутком? Может быть, да, а может и нет.

Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, в кукле девочку, в лоскутке одеяло. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, показали взрослые, или что увидел у других детей.

Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (раздевает куклу, укладывает, накрывает одеялом и т.д.)

  • Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диван, стульчик).

Не просто прикладывать друг к другу два кирпичика, как показали, а узнает о том, что получилось, например, настоящий диван, на него можно посадить куклу.

Хорошо, если ребенок начал рисовать, из-под карандаша выходит изображение, хотя бы немного напоминающие машину, елку, узнаваемые для него самого.

Данные умения можно выявить, наблюдая за ребенком. Но для этого надо выяснить, как он воспринимает форму, цвет, величину предметов. Мы проводили проверку по методике Л. Венгера.

( Воспитатель раздает родителям материалы методики обследования и предлагает дома ознакомиться с ней. Далее знакомит с обобщенными результатами обследования детей группы. С результатами конкретных детей знакомит по желанию в индивидуальном порядке после собрания ).

Содержание и методы сенсорного развития.

(см в презентации)

Глаз-зрение, ухо-слух, язык-вкус, нос-обоняние, рука-осязание.

Знакомим родителей с некоторыми развивающими заданиями, которые можно использовать дома.

«Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»

«Привяжи ниточку к шарику», «Озорные прищепки», «Поставь цветы в вазу», «Перевези груз», «Овощи», «Фрукты», «Узнай фигуру», «Макси пазлы».

Задания в мини-группах.

Обследование объекта (птицу, снег, ёлку) - мысленно;

Расскажите, какие анализаторы задействовали и какое представление получили.

Задание 2. «Передай по кругу» - совместное творчество. Придумайте и запишите действия, которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.

(Каждой группе родителей раздаётся по листу, на котором написано:

Вода, песок, глина, камни, бумага.)

«Самая лучшая игрушка для ребёнка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка-кучка песка»

Действительно, песок, вода, глина, бумага - любимые материалы для игр занятий детей младшего возраста, они дают возможность расширить сферу ориентирования ребёнка в окружающем мире.

Вос-ль: Показывает как быстро и просто сделать солёное тесто для игр и лепки детей дома. (раздаёт памятки «Как сделать солёное тесто»)

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

-Поднимите руку те родители, у которых есть необходимая литература, игры.

-Сейчас поднимите руку те родители, которые считают, что сенсорные игры развивают правильное восприятие формы, величины, цвета, речь, память, мышление малыша.

-Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

-А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, кто дома проводит подобные игры.

-В нашей группе не так много родителей, которые знакомят малышей с сенсорными играми.

-Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи была интересна.

-Ваша реакция показала, что тема нашего собрания актуальна и значима.

Раздача анкет для заполнения их дома

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

Подведение итогов собрания

Решение текущих вопросов.

Принятие решения родительского комитета.

Просим оценить наш семинар. На столе расположен контур домика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием семинара, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены черную.

Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

— дать необходимую информацию о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста, и о его значимости;

— представить родителям пособие, способствующее сенсорному развитию детей, направленное на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов;

— укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

План собрания :

I. Организационный этап:

1. Подготовка места проведения собрания и оборудования.

2. Оформление стенда, выставки по теме (дидактические игры, игрушки, консультации, пособия, литература).

3. Изготовление буклета для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

4. Изготовление представляемого пособия- «Учимся, играя!»

II. Вступительный этап

III. Основной этап

Неслучайно я начала собрание с этих слов, так как речь сегодня пойдет о сенсорном воспитании детей раннего возраста. А знаете ли Вы, что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

В раннем возрасте малыш приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств, развитие которых идет очень интенсивно в период от 0-3 лет. Необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям: осматриванию, выслушиванию, опробованию.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Задача взрослого – расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель-познание мира, остается неизменной.

Игры по сенсорному развитию помогают развивать мелкую моторику рук малыша, представление о цвете, форме, величине предметов, воспитывать нравственные качества: доброту, умение замечать красоту вокруг себя и бережное отношения к ней.

Родители, чтобы Ваш ребенок вырос любознательным, отзывчивым, умным, общительным — воспользуйтесь некоторыми рекомендациями:

• Не поддавайтесь иллюзии, что Вы обо всем уже знаете. Открывайте мир с вашим ребенком!

• Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

• Всегда внимательно выслушивайте ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.

• Проводите совместные опыты и наблюдения.

• Поощряйте самостоятельность и инициативу.

• Фантазируйте, играйте, открывайте!

Благодарю вас за внимание! Всем большое спасибо! До свидания.

Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка» "Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка". Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование.

Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка» во второй младшей группе

Родительское собрание «Сенсорное развитие ребенка» во второй младшей группе Форма мастер-класс Цель - заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию.

Родительское собрание тема во второй младшей группе «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в второй младшей группе. Тема «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель Комарова.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет» Родительское собрание в группе раннего возраста «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет» Цель: 1. Сплочение родительского коллектива;.

Родительское собрание в старшей группе «Толерантное воспитание» Родительское собрание в старшей группе по теме «Толерантное воспитание» Цель: познакомить родителей старшей группы детского сада с понятием.

Родительское собрание в старшей группе Тема: «Воспитание без наказания» Ход собрания Горит свеча, и язычок огня Трепещет и манит, и радует меня, И заставляет думать о пути, Что нашим детям суждено пройти. Добро.

Родительское собрание во второй младшей группе «Экологическое воспитание детей»

Родительское собрание во второй младшей группе «Экологическое воспитание детей» Экологическое воспитание в наше время становиться важнейшим направлением педагогики детства. Почему? В – первых, экологически грамотное.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка»

Цель:обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 2-3 лет;активизировать пед. опыт родителей по теме собрания;укреплять сотрудничество семьи и д/с.

План проведения

1. Вступительный этап:

-создание проблемной ситуации;

2. Основная часть:

-анализ результатов обследования детей;

-содержание и методы сенсорного воспитания;

-пед. всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»;

-выполнение заданий в мини-группах;

3. Подведение итогов:

Ход мероприятия.

Ребёнку исполнилось 3 года. Он поднимается на новую ступень развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой и над тем,что можно сделать для того,чтобы он вырос умным,честным и счастливым человеком….Именно в этот период закладываются основы будующей личности,Формируются предпосылкифизического,нравственного и умственного развития ребёнка.» Л. Венгер.

-Можно ли научить трёхлетнего ребёнка? Захочет ли он учиться и будет ли усваивать то, что мы хотим?

К трём годам у ребёнка развито и умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять её в определённое русло.

Посмотрите на жизнь

Вы глазами детей,

С ребёнком смелей

Вы по этой планете идите.

Расскажите о звёздах,

Как прекрасная фея,

В чистых. юных сердцах

Огоньки доброты зажигайте.

Психологи доказали,что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Не случайно тема нашей встречи «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка.»

Создание проблемной ситуации.

Перед нами возникла проблемная ситуация-узнать на ощупь,что находится в ящике ощущений.

Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика (там фрукты,манго…

Вы попали в затруднительную ситуацию. А ребёнок проходит этот путь каждый свой день

Основная часть.

Анализ результатов обследования детей.

-Умение играть,использовать игрушки,строить элементарную цепочку игровых действий.

-Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (стульчик,диванчик) и узнавать в постройке то,что хотел построить.

-Умение рисовать. (хотя бы что-то отдалённо напоминающее мячик, машинку, ёлочку, узнаваемое для него самого).


Данные умения могут выявить сами родители в ходе повседневных наблюдений за ребёнком.

Содержание и методы сенсорного развития.

Знакомим родителей с некоторыми развивающими заданиями,которые можно использовать дома.

Педагогический всеобуч

«Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»


«Привяжи ниточку к шарику», «Озорные прищепки», «Поставь цветы в вазу», «Перевези груз», «Овощи», «Фрукты», «Узнай фигуру», «Макси пазлы».

Задания в мини-группах.

Задание 1.

Обследование объекта (птицу,снег,ёлку)-мысленно;

Расскажите,какие анализаторы задействовали и какие представления получили.

Задание 2.«Передай по кругу»-совместное творчество. Придумайте и запишите действия,которые можно совершать с этим материалом для выявления его свойств.

(Каждой группе родителей раздаётся по листу,на котором написано:

«Самая лучшая игрушка для ребёнка та,которую можно заставить постоянно

меняться:для маленьких детей самая лучшая игрушка-кучка песка»

Действительно,песок,вода,глина,бумага-любимые материалы для игр занятий детей младшего возраста, они дают возможность расширить сферу ориентирования ребёнка в окружающем мире.

Вос-ль: Показывает как быстро и просто сделать солёное тесто для игр и лепки детей дома. (раздаёт памятки «Как сделать солёное тесто»).

Далее выступил педагог-психолог:

«Знакомство родителей с работой педагога-психолога».


Она познакомила со своей работой, рассказала о сенсорном развитии ребёнка с точки зрения психологии. Провела анкетирование «Давайте познакомимся» и раздала для заполнения бланки «Разрешение на работу с ребёнком».

Игра «Вопрос-ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

-Поднимите руку те родители, у которых есть необходимая литература, игры.

-Сейчас поднимите руку те родители, которые считают, что сенсорные игры развивают правильное восприятие формы,величины,цвета,речь, память, мышление малыша.

-Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

-А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, кто дома проводит подобные игры.

-В нашей группе не так много родителей, которые знакомят малышей с сенсорными играми.

-Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи была интересна.

-Ваша реакция показала, что тема нашего собрания актуальна и значима.

Подведение итогов собрания

Вот и подходит к концу наше родительское собрание. Безусловно, очень хотелось бы, чтобы каждый из вас вынес что-то полезное для себя. Конечно же, кто-то может применить полученные сведения в большей степени, кто-то-в меньшей.

Решение текущих вопросов.

Принятие решения родительского комитета.

В родительский центр помещается памятка «Все дети разные».

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»

Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями РЭМП у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Читайте также: