Самодельная грунтовка для кожи

Обновлено: 01.05.2024

Много лет назад, когда я только начинал работать с кожей, я использовал коммерческие или частные смеси для финишной обработки кожи. Такие средства обработки кожи очень дороги и, мало того, действие из недолго, они быстро вымываются и, к тому же, содержат различные химические добавки, что выглядит противоречащим традиционному кожевенному ремеслу. Вот я и решил сделать свой собственный состав.

Мое первое средство было простым: парафин из свечей и минеральное масло грубого отжима. Такое средство хорошо работало, но, опять же, содержало химические соединения, что мне не нравилось. И я стал искать новую формулу. Сходил в библиотеку, нашел много полезной информации по кожевенному ремеслу. Начал я с просмотра рецептов 1000-летней давности, но в них не только не было точных частей ингредиентов, но и сами состаляющие перечислены не полностью. Интересно, что часто использовалась человеческая моча. Расстроившись, я отправился к местному пасечнику и купил у него натуральный пчелиный воск и снова начал экспериментировать.

Я хотел, чтобы моя полироль удовлетворяла следующим требованиям:

  • кожа после обработки должна оставаться мягкой(краски для кожи убирают натуральный жир из кожи, и мне нужен был способ оставить его)
  • кожа должна оставаться гибкой после нанесения.
  • средство должно защищать кожу. я имею в виду длительную защиту от выхода жиров из кожи, растрескивания, случайного окрашивания, от соли и грязи.
  • кожа должна блестеть, средство должно придавать коже ее натуральный блеск.
  • средство должно обезжиривать, старые кожаные вещи бывают очень грязные

Сегодня я продаю средство, приготовленное по моей собственной формуле. В статье я расскажу как самому смешивать разные ингредиенты и готовить составы для финишной обработки кожи.

Внимание! Моя полироль работает не только на коже. Я применяю ее на дереве, искусственной коже, брезенте, даже на металлах, Но не на замше. Разумеется, перед тем, как покрывать свое изделие целиком самодельной полиролью, сначала следует проверить ее действие на небольшом кусочке такого же материала.

На фото в начале статьи изображена обувь до и после применения полироли. Для полировки обуви я использую старую ветошь, в частности старые футболки. И даже не смотря на то, что ветошь может оставлять ворсинки, полирует она очень хорошо.

Еще интересный факт – такую полироль можно использовать и как бальзам для губ, все дело в комбинации и соотношении ингредиентов, о чем я расскажу далее.

Инструменты и ингредиенты.

2

  • мерные ложки
  • емкости для готовой полироли
  • стеклянная мерная чашка
  • маленькая кастрюлька
  • алюминиевая сковородка
  • деревянная ложка
  • бамбуковые шпажки для шашлыков
  • пчелиный воск – твердый – защита для кожи. Создает пленку от воздействий внешней среды.
  • кокосовое масло полу-твердое – увлажняет кожу.
  • жидкое сладкое миндальное масло – смягчает кожу и восстанавливает баланс жиров, утерянных про покраске.
  • жидкое касторовое масло – добавляет блеск. его можно заменить минеральным маслом.
  • по желанию – жидкий чистый аммиак или спирт – очищает поверхность кожи. Как я писал выше, в старинных рецептах использовалась моча.
    Подготовка.

3

В кастрюльке нужно проделать отверстия для выхода пузырьков. Важная деталь, потому что стеклянная мерная чашка устанавливается сверху кастрюльки и перекрывает выход пара, без отверстий в кастрюльке пару выходить некуда. Затем наполним кастрюльку водой около 6мм и установим сверху стеклянную мерную чашку.

4
5
6

Все ингредиенты у нас делятся на три категории: твердые, полу-твердые и жидкие. Соответственно, их соотношение зависит от консистенции будущей полироли. Беспроигрышный вариант – 2 части жидкости, половина части полу-твердого и половина части твердого. Но вы можете изменять пропорции по своему предпочтению. Например, если хотите получить мягкую по консистенции полироль, следует взять 3 части жидких ингредиентов, а остальные оставить по половине части. Я, как правило, не беру жидкой части больше 4 частей, получается слишком жидкая консистенция полироли. Если взять 1 часть жидкой и по половине двух других, то получится консистенция как у бальзама для губ. Больше воска и кокосового масла – полироль тверже, больше жидких масел – полироль мягче по консистенции, это просто и на ваш выбор.

Аммиак\спирт

Когда используете полироль на старых вещах, жир и грязь на них будут втираться в изделие вместе с полиролью. Значит, сначала старую вещь необходимо почистить, но бывает трудно вычистить всю грязь. Чтобы такого избежать, я добавляю в полироль аммиак или спирт, они позволяют полироли впитаться в кожу для лучшей защиты. Аммиака или спирта нужно совсем немного, пару капель. Я пробовал добавлять и больше и меньше и пришел к выводу, 4-5 капель на мою чашку – в самый раз.

Внимание: если хотите получить бальзам для губ, не добавляйте аммиак\спирт.

Сначала

Добавьте в чашку воск и кокосовое масло. Для начала около 1\8 чашки и того и другого. Растопите как следует и перемешайте, затем добавьте аммиак\спирт.

Затем

Постоянно помешивая, добавляйте миндальное масло(около 1\4 чашки). Так как это масло холоднее, чем растопленное варево в чашке, то, если вылить его сразу все, в чашке могут образоваться комки. Чтобы такого не случилось, добавляйте миндальное масло тонкой струйкой и помешивайте. Миндальное масло немного гуще уже имеющегося в чашке варева, потому все вместе следует хорошенько перемешать до однородной консистенции.

Нагревайте получившуюся жидкость около 4-5 минут, но не доводите до кипения. Если от варева поднимается дымок, убавьте температуру конфорки.

Переливаем получившееся.

7

Подготовьте ваши металлические баночки, удалив с них этикетки. Наполняйте баночки, не доливая около 3 мм до верха.

Вот и все, ничего сложного. Все, что осталось сделать – это остудить. Аммиак оставляет пузырики в составе и плохо перемешивается, но это нормально. Эти пузырики останутся внутри состава и будут работать при применении.

Как я отмечал выше, этот состав можно применять на огромном количестве различных материалов. Экспериментируйте с пропорциями и никогда не покупайте коммерческие составы, они не рассчитаны на долгую службу, а лишь на выманивание у вас денег.

Примерно такой диалог можно прочесть на форумах где обсуждают химию для натуральной кожи. Это интересно, забавно, но неинформативно для начинающего кожевника.

На самом деле все значительно проще. Химия для кожи делится всего на четыре основных группы, о коих местный автор с удовольствием вам и поведает, не останавливаясь на конкретных примерах и личных предпочтениях.

Финишные средства

Они же, финиши для кожи, они же аппретуры.

Это средства для окончательного, финального, заключительного покрытия изделий из кожи. Финишем может быть лак, эмульсия, крем, мастика, масло, и т д.

Основная задача финишных средств – улучшение внешнего вида натуральной кожи и защита от влаги и других неблагоприятных воздействий, которым подвергается кожаное изделие на этапе эксплуатации.

Следует учитывать, что у продавцов натуральной кожи большой выбор шкур уже имеющих финишное покрытие.

Средства для уреза

Основная задача средств для уреза кожи – это укрепление торцов кожи, полировка и покраска.

К идеальному урезу есть три главных требования.

Эстетичность. Урез должен выглядеть красиво.

Гидрофобность. Одна из функций обработанного уреза — это защита от влаги.

Эластичность. В процессе эксплуатации изделие из натуральной кожи подвергается многократным нагрузкам на изгиб. Обработанный урез с такой нагрузкой должен справляться.

Краска для натуральной кожи

Основные требование к краске для натуральной кожи – проникающая способность, насыщенный цвет, стойкость нанесения.

Краски для кожи существуют двух видов, поверхностные и проникающие.

Поверхностные краски годятся только для мелкой реставрации изделий из кожи, и, пожалуй, для создания рисунков на натуральной коже. Для окраски натуральной кожи используются проникающие краски. Думаю, что целесообразно под термином «краска для натуральной кожи», подразумевать именно проникающую краску.

Если очень хочется получить какой-то уникальный оттенок путем смешения различных красок, смешивайте однотипные краски, и желательно от одного производителя. Важно понимать, что существующий рынок красок для кожи довольно разнообразен. У различных красок может быть разная основа. Смешивать краски на разной основе – крайне не рекомендуется.

Поскольку тема химии для натуральной кожи адресована начинающим кожевникам, нелишним будет упомянуть, что красить натуральную кожу можно, если на ней нет финишного покрытия.

Клей для натуральной кожи

Основное требования к клею для кожи – эластичность. После полного высыхания клей должен оставаться эластичным и изгибаться вместе с кожей, подверженной в процессе эксплуатации активным деформационным нагрузкам.

Так же среди требований — влагостойкость, масложиростойкость и устойчивость к перепадам температуры окружающей среды.

Клеящие составы можно условно разделить на два класса. Клеи на водной основе и клеи на основе растворителей.

Грабли для начинающего кожевника

Покупая химию для натуральной кожи, обязательно уточняйте максимум информации о продукте — сроки годности, инструкция по применению, подходит ли та или иная химия для нужного вам типа натуральной кожи, нужна ли к выбранной химии дополнительная химия или инструменты для ее нанесения и т д.

Имейте ввиду, что большинство химии для натуральной кожи приходит в негодность при минусовых температурах. Если вы совершаете покупку в холодное время года, всегда есть риск несоблюдения продавцом или его поставщиком температурного режима хранения.

Процесс правильной покраски урезов (торцов) кожи профессиональной краской для уреза – дело не простое, но и не такое уж сложное.

Разложим секреты идеального уреза на несколько полочек.

Подготовка уреза кожи

Когда урез выровнен наждачной бумагой, есть смысл его загрунтовать специальным грунтом для уреза кожи. Цель обработки грунтом – укрепление края кожи, снижение расхода краски, увеличение сцепления поверхности кожи с краской для уреза.

В процессе подготовки уреза очень желательно надевать резиновые перчатки, ну или очень тщательно мыть руки с мылом. Кожный жир, как и любой другой жир, не способствует адгезии средств для уреза кожи.

В случае если вы ремонтируете старый развалившийся урез, абсолютно всю старую «химию» необходимо сошкурить и обезжирить.

В процессе покраски уреза начинающий кожевник наверняка заляпает боковые стороны кожи будущего изделия, безнадежно его испортив. Малярный скотч (малярная лента) наклеенная вдоль уреза, поможет этого избежать. Местный автор почти всегда в таких случаях пользуется малярным скотчем и еще споет оду этому чудесному и недорогому изобретению.

Подготовка рабочего места

Никаких особых требований к рабочему месту нет, но необходимый минимум нужно предусмотреть.

Убедитесь, что освещение рабочего места достаточно, и вы будете хорошо видеть окрашиваемый урез кожи с одной и другой стороны.

На случай, если вы случайно капнете куда-нибудь не туда, а вы обязательно капнете, положите рядом пару небольших влажных тряпочек.

Совершенно обязательно заранее знать и протестировать место, куда вы положите окрашенное изделие.

Предусмотрите возможное место, куда можно положить ручку-роллер или другой инструмент для покраски уреза кожи.

И кстати, мыть инструмент для нанесения краски на урез значительно легче, если краска еще не засохла.

Я предпочитаю ставить ванночку с теплой водой прямо на рабочем месте, что бы закончив с покраской, немедленно замочить роллер, а в дальнейшем, сразу после укладки окрашенного изделия, помыть щеткой под проточной водой.

Нанесение краски на урез кожи

Урез кожи проклеен, зашкурен, чист и сух.

Нанесите грунт на урез кожи с последующей просушкой в течении полтора-двух часов.

Практически все грунты для уреза кожи сделаны на водной основе. Такие составы кажутся высохшими уже через полчаса или и того раньше, но это обманчивое впечатление. Ожидайте не менее полутора часов.

Зашкурьте высохший грунт, чтобы слой был максимально ровным и тонким.

Нанесите на урез краску для уреза кожи и дайте просохнуть в течение двух часов.

Что бы избежать некрасивых наплывов, краска на урезе должна сохнуть в вертикальном состоянии. Таким образом, покрасить все грани кожаного изделия одновременно — не получится. Сначала одну грань до состояния уверенного схватывания, потом другую и т д.

Зашкурьте высохшую краску, слой был максимально ровным и тонким.

Нанесите второй слой краски и снова ожидайте просушки не менее двух часов.

Если окрашенный урез вас эстетически устраивает, то это финал и вам всего лишь следует дождаться полного высыхания краски на урезе.

Важно. Не подвергайте нагрузкам окрашенные урезы кожи до полного высыхания краски. Полное высыхание краски происходит только спустя сутки. Столько сохнут краски для уреза на водной основе, а большинство таких красок именно на водной основе.

Где взять хорошую краску для уреза

Профессиональных красок для уреза не так уж много и в большинстве специализированных интернет — магазинов они представлены. Вряд ли уместно перечислять конкретные бренды и названия. Тот же Malenberg, по меркам популярности у кожевников – темная лошадка.

Начинающий кожевник наверняка будет экспериментировать, и искать свой путь к идеальному урезу.

При покупке краски для уреза, не стесняйтесь задавать продавцу все интересующие вас вопросы. Не стесняйтесь и не бойтесь показаться чайником. И наоборот, только полный чайник покупает, ничего не выясняя и ничем, кроме цены не интересуясь. Хороший продавец всегда исчерпывающе отвечает на все заданные вопросы. От вас требуется лишь правильно их сформулировать.

Покупайте только в заводской таре. Интересуйтесь сведениями о сроках годности, дате производства краски. Выясняйте совместимость с интересующей вас кожей и грунтами. Избегайте покупок в холодное время года или требуйте хорошей термоупаковки. Не покупайте вовсе у сомнительных и малообщительных продавцов и т д.

Философия идеального уреза

Является ли профессиональная краска для уреза единственным способом обработки уреза? Конечно, нет. Когда я шил кардхолдер, то красил урез краской «Карат», а полировал пчелиным воском. Часто и вовсе можно обойтись без какой либо краски и других средств для уреза кожи.

Пользуя то или иное средство для уреза кожи, мастер должен представлять себе конечный результат.

И пожалуй, вставлю свои три рубля в холивар об идеальном урезе

Вот несколько фотографий изделий из натуральной кожи. К сожалению, я не знаю кто их авторы.

Кошельки из натуральной кожи

Очевидно, что во всех поделках из натуральной кожи прослеживается авторский стиль и идея. И то, что это «хендмейд» дополнительно никому пояснять не нужно. Скажу честно, мне очень нравятся эти работы, и боюсь я не найду слов, что бы описать свой восторг по поводу этих поделок.

А есть поделки насквозь мазанные — перемазанные профессиональной химией для натуральной кожи, да еще и окрашенные в кислотные цвета. При этом авторы этих кожаных изделий всячески подчеркивают, что это ручная работа и в изделие вложено много ручного труда.

У меня как у простого обывателя, только один вопрос. А зачем такие мастера занимаются пошивом изделий из натуральной кожи?

Если мастер стремится приблизить внешний вид своего хендмейда к чему-то безликому и очень похожему на изделия нефтехимической промышленности, наверно логичнее ему бросить взгляд в сторону других материалов для творчества. В двадцать первом веке существует много более современных материалов, нежели кожа, более крепких, надежных, эстетичных, не требующих столько химии и ухода в течение эксплуатации.

Химия для натуральной кожи вообще, и средства для уреза в частности, не должны стать самоцелью.

Многие новички, да и не только, задаются вопросом где взять финишное средство для кожи и это правильно. Ведь разновидностей финишных средств для кожи на рынке кожевников полно, начиная от Kenda Farben, Vlotho, Eco-Flo, Kezal и т.д. Но не лучше сделать своими руками финишное средство для кожи или в простонародье самовар. Вот несколько рецептов самовара для вашей кожи. Сразу хотелось сказать, что рецепты не мои, а взяты на просторе интернета, но они дали начало полета фантазии. Ведь с рецептами можно поиграться, добавляя тот или иной ингредиент и каждый может изменить рецепт под себя.

Финишное средство для кожи

Рецепт финишное средство для кожи своими руками.

– Две части пчелиного воска, растопленного (можно приобрести на рынке).

– Одна часть масла семени льна (продается в любом продуктовом магазине).

– Одна часть терпентина (на английском называется turpentine) – скипидар.

Для понимания. Терпентин, липкая жидкость, которую добывают из хвойных деревьев. Содержит смолу и эфирное масло. Терпентиновое масло часто называют скипидаром. Его получают дистилляцией смолы и используют для разбавления красок, в олифах

Масло можно заменить на обычное оливковое (пожеланию, пробовал получилось неплохо).

Терпентин используется как размягчитель – помогает поддерживать пастообразную консистенцию.

Можно по желанию 1/3 пчелиного воска на карнаубский воск – он придаст больше блеска вашим изделиям. Но он также очень твердый (это самый твердый известный воск) – может поэтому паста совсем не паста, а более твердая масса.

Приготовление самовара для кожи.

  1. Плавим воск НА ВОДЯНОЙ БАНЕ. Не рекомендую ставить прямо на огонь – все компоненты очень огнеопасны! Готовить лучше всего в проветриваемом помещении, без посторонних.
  2. После того как наш воск расплавился – снимите с огня и тонкой струйкой вводите масло. Постоянно помешивать деревянной палочкой. Если вдруг воск свернулся немного – после добавления масла поставьте еще раз на водяную баню до растворения. Все это время мешайте.
  3. Потом снять с огня и В СТОРОНЕ от него добавить тонкой струйкой терпентин все время мешая. Очень огнеопасно – будьте осторожны!

Если воск свернулся, то после того как терпентин добавлен и перемешан можно поставить ещё на водяную баню до растворения и полного перемешивания. Потом снять все с огня и разлить по баночкам. Стеклянные закручивающиеся пойдут или алюминиевые из-под леденцов. Даже жестяные из-под кофе пойдут.

До полного остывания.

Если вы видите, что воск получается слишком твердый то, снова поставьте на водяную баню, растворите полностью и добавьте еще немного масла и терпентина (снять с огня!) Потом снова разлить по баночкам.

Если не переборщили с карнаубским воском (по рецепту он не предусмотрен, если вы добавили), то должна получится как вакса для обуви – довольно мягкая чтобы легко нанести и втереть. Наносить как на кожу, так и на брезентовые материалы и канвас – нанести, втереть и потом продуть горячим феном чтобы впиталось в ткань и высохло. Вода скатится как с гуся потом.

P.S: И тут пошел полет фантазии, вместо терпентина добавил пинен (Разбавитель предназначен для разведения и снижения вязкости художественных масляных, пента масляных и алкидных красок, рельефных паст) продается в любом магазине для художников. Получилось с пинен очень неплохо, также в этот состав добавлял немного детского крема «Дюймовочка» на этом варианте и остановился. Так что друзья пробуйте, но рекомендую с начало сделать как по рецепту, потом добавлять потихоньку ингредиенты.

Рецепт финишное средство для кожи своими руками.

Второй рецепт финишного средства.

Состав и вес материалов:

— натуральный пчелиный или карнаубский воск — 42гр.

— льняное масло — 42гр.

— мыло — 2гр. (пару кусочков на глаз)

Воск надо приготовить так: – в емкость налить натуральной олифы или льняного масла примерно70-80 гр., разогреть на закрытом огне и когда нагреется масло, то в него надо постепенно добавлять воск, примерно небольшую горсточку, обязательно помешивая. Весь воск растворится в масле, тогда мастику снять с огня. Когда раствор остынет должна получиться, масса. Консистенцией, как гуталин в баночке. Если Вам кажется, что масса очень густая, то можно добавить скипидар. Этого количества вам хватит надолго.

Наносится мастика тряпочкой на поверхность и разогревается техническим феном, разгоняется тряпочкой излишек мастики. Изделие отставляется надвое суток, по истечению которых изделие наполировывается ворсовкой или войлоком.

В мастику не надо добавлять канифоль, воск и так твердый.

Сделал по этому рецепту, применяю для торцов, очень хорошая штука, наполировывается великолепно и очень небольшой расход, правда грел строительным феном.

P.S. Со скипидаром будьте осторожны, очень вонюч и огнеопасен. После нанесения на изделия запах улетучивается.

Торец урез краска кожа обработка

Все мы задавались вопросом, как сделать красивый урез на своём изделии из натуральной кожи? Собирая информацию по крупицам из интернета я пришёл к такому методу.

Кожаный край торец урез

Правильно ли я делаю или нет, судить вам, но результат меня пока устраивает. Но нет предела совершенству…

Обязательным условием является склеивание всех частей изделия! Без склеивания ничего не выйдет.

Сначала выравниваю урез наждачной бумагой. Я использую бумагу производства Mirka, очень качественная (я на ней, кстати и инструмент затачиваю). Шлифуем урез сначала грубой — 200-300 грит, затем 500-600 грит.

Бормашинка для кожи

Наждачная бумага кожа наждачка

На этом кошельке я впервые использовал самодельное «средство механизации», но если честно, то мне не понравился результат. Доделал по старинке — вручную. Как никак, а «Hand Made».

Далее я беру клей для обоев КМЦ! Покупая одну пачку за 40 рэ, вы её вписываете в завещание внукам — она неиссякаемая, главное — разводить немного, да и больше недели готовый раствор лучше не использовать. Пробовал турецкий СМС — не то, хоть и более красив в сухом виде, а за тот же объём 150 рублей.

Обработка уреза кожаного изделия клей обои

Одной такой щепотки хватит на 0,5 литра воды. Я развожу на 30 мл, на неделю хватает. Консистенция должна быть как кисель.

Ещё понадобятся ватные палочки — для удобства нанесения на урез готового раствора.

Как покрасить кожаный край

И начинается самое интересное 🙂

Пропитываю клеем урез и полирую. Когда высохнет, шлифую. И так повторяю столько раз, пока результат не устроит меня. После одного-двух повторений уменьшаю зернистость наждачки. Странные эти производители: размер зерна меньше, а номер гритности больше. Учтите это при работе.

В среднем у меня выходит 5-7 повторений. Чем мягче кожа, тем дольше её обрабатывать.

И вот урез уже гладкий и красивый, значит, самое время переходить к покраске.

Краска для края кожи урез

Я использовал краску от Kenda Farben, Orly BT EXTRAMAT.

На фото вы могли заметить какую-то непонятную штуку. Это роллер для покраски уреза собственного изготовления за 0 рублей! Разбираю пьезоэлемент от зажигалки, достаю пружинку, надеваю на проволоку и роллер готов. Лишний расход краски минимален, и чистится очень легко. Для очистки использую ватный диск.

Перед покраской ещё раз шлифую урез 600 шкуркой для лучшей адгезии (сцепления) краски к коже. И начинаю аккуратно наносить первый слой. Если попало на лицевую часть, тут же стираю; если засохнет, то потом будет трудно убрать. Наношу краску толстым слоем, она потом впитается в урез. Сушу около получаса-часа. Чем теплей в помещении, тем быстрее высохнет.

Далее беру шкурку 600 грит и шлифую, удаляя все неровности первого слоя, а они будут.

И снова наношу слой краски. Стараюсь наносить равномерно, без пузырьков и наплывов. Жду, когда высохнет, и смотрю результат, если устраивает, то изделие готово. Если есть изъяны, то повторяю шлифовку и покраску.

Я обычно в три слоя крашу, если урез широкий. Если урез одного слоя кожи, то хватает двух проходов. Ещё для придания большей матовости я иногда шлифую финишный слой краски наждачкой 1200 грит. На кошельке в статье финишный слой я шлифовал. С глянцевой краской пока не работал, не знаю, как она себя ведёт.

Вроде бы всё подробно написал. Свои вопросы задавайте в комментариях к этой статье.

Автор мастер класса Сергей Соковин.

Читайте также: