С обеих сторон заведующий отделом обожгешь руку клали кирпичи

Обновлено: 28.03.2024

Очень часто в устной и письменной речи учащихся встречаются ошибки в образовании слов, форм слов, в построении предложений.

Данные ниже упражнения, объединенные в 8 блоков, учат школьников находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки.

1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

2. Троих котят мы отдали, а одного оставили себе.

3. На работу взяли обоих девушек.

4. В двух тысяч первом году мой брат пошел в школу.

5. К пятиста участникам обратился с речью организатор фестиваля.

6. Обои юноши обладали отличной памятью.

7. Я родился в тысяча девятьсот девяносто втором году.

8. Поступать в вуз по собеседованию было предложено стам талантливым школьникам.

9. Он заслужил расположение обеих сестер.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании форм числительных.

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – с шестьюстами, 3 – обеих, 4 – в две тысячи первом, 5 – к пятистам, 6 – оба,
8 – ста.

1. В новом магазине был большой выбор сапог, туфлей, ботинок, кроссовок.

2. Салтыков-Щедрин выступает против корыстолюбия, взятничества, чинопочитания.


3. К шести чашкам я подобрал шесть блюдцев.

4. В книгах Жюль Верна много приключений.

5. Надо еще взять три банки тушенки и пачку макаронов.

6. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

7. Ставьте посуду на разносы, пожалуйста!

8. У грузинов принято за столом произносить длинные тосты.

9. Мужчины нашего отдела поздравили всех сотрудниц с Восьмым мартом.

10. Мне поручили купить два килограмма апельсин и пять килограммов помидор.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании:

а) существительных (2, 7);

б) форм существительных (1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – большой выбор туфель, 2 – взяточничества, 3 – шесть блюдец, 4 – Жюля,
5 – пачку макарон, 6 – нет времени, 7 – на подносы, 8 – у грузин, 9 – с Восьмым марта, 10 – апельсинов, помидоров.

1. Кладите тетради на стол.

2. Герой фильма всегда надсмехался над тем, кто беднее его.

3. Из окна я видел, что женщина полоскает белье.

4. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

5. Многие люди ездиют на метро.

6. Машина сломалась, поедь на автобусе.

7. Не трожь мои вещи.

8. Захожу к другу и вижу, как он в ужасе метается по комнате.

9. Я собирался покласть все покупки на стол.

10. Тяжело было видеть, как он мучится.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании:

б) форм глаголов (3, 4, 5, 7, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – насмехался, 3 – полощет, 4 – кладет, 5 – ездят, 6 – поезжай, 7 – не тронь, 8 – мечется, 9 – положить, 10 – мучается.

1. Наш боксер был слабже своего соперника.

2. Новая история была более интереснее предыдущей.

3. Малыша посадили к ей на колени.

4. Саша был признан самым сильным шахматистом школы.

5. Мне надоело решать ихнии проблемы.

6. Чацкий – самый честнейший герой комедии Грибоедова.

7. Запятая в этом предложении возможна, но более правильнее было бы поставить здесь двоеточие.

8. Все пришли посмотреть на его.


9. Байкал – самое красивейшее озеро России.

10. Мальчик мечтал стать известнейшим пианистом.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании:

а) форм прилагательных (1, 2, 6, 7, 9);

б) форм местоимений (3, 5, 8).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – слабее, 2 – интереснее предыдущей или более интересной, чем предыдущая, 3 – к ней на колени или ей на колени, 5 – их, 6 – честнейший или самый честный, 7 – более правильным было бы или правильнее было бы, 8 – на него, 9 – красивейшее или самое красивое.

1. Мы проводим мероприятие в соответствии утвержденного плана.

2. Большинство кабинетов были готовы к учебному году.

3. Никто, даже близкие родственники, не могли его утешить.

4. Печать должен поставить заведующий магазина.

5. Пятерка истребителей сопровождали эскадру.

6. Большинство учеников успешно справились с задачей.

7. Те, кто сдали зачеты, будут допущены к экзаменам.

8. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

9. Мальчик поделился о своих впечатлениях.

10. Некрасов описывает тяжелое положение пореформенного крестьянства.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением связи подлежащего и сказуемого (2, 3, 5, 7).

Отметьте предложения с ошибками в управлении (1, 4, 8, 9).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – в соответствии с планом или на основе плана, 2 – было готово, 3 – никто не мог, 4 – заведующий магазином, 5 – пятерка истребителей сопровождала, 7 – кто сдал, 8 – оплатить проезд или заплатить за проезд, 9 – поделился впечатлениями или рассказал о впечатлениях.

1. Учитель уделял много внимания на работу с отстающими.

2. Окно украшала новая тюль.

3. Его мнение на спектакль отличалось ото всех других мнений.


4. Он был совершенно непричастен в этом скандале.

5. Вопрос об операции будет решаться коллегией врачей, созываемых завтра.

6. Больной мозоль не давал покоя.

7. Этот человек всегда придерживался правил хорошего тона.

8. Я присоединился к группе туристов, выехавшим на природу.

9. Кто принес новый аэрозоль?

10. Хотелось бы ознакомиться с рецензией.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в согласовании (2, 5, 6, 8).

2) Отметьте предложения с ошибками в управлении (1, 3, 4).

3) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – уделял много внимания работе, 2 – новый тюль, 3 – мнение о спектакле, 4 – непричастен к скандалу, 5 – коллегией врачей, созываемой, 6 – больная мозоль, 8 – к группе туристов, выехавшей.

1. Решаясь на рискованный шаг, подумайте о последствиях.

2. Читая эту книгу, становится грустно.

3. Юноша давно увлекался и любил биологию.

4. Попав на прилавки магазинов, этот журнал заинтересует многих женщин.

5. Я быстро прочитал записанные задания на доске.

6. Тютчев понимал и много писал о природе.

7. Оказавшись в доме Кабанихи, жизнь Катерины изменилась.

8. Я хочу рассказать о зимнем солнце, горах и как я катался на лыжах.

9. Прочитав рассказ, мне показался странным его финал.

10. Он пошел гулять, сделав уроки и когда завершил домашние дела.

Задания

1) Найдите ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами (2, 4, 7, 9).

2) Найдите ошибки в построении предложений с причастными оборотами (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами (3, 6, 8, 10).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – когда читаешь эту книгу, 3 – увлекался биологией и любил ее, 4 – когда журнал попадет на прилавки магазинов, он заинтересует…, 5 – задания, записанные на доске или записанные на доске задания, 6 – понимал природу и много писал о ней, 7 – жизнь Катерины изменилась, когда героиня оказалась в доме Кабанихи, 8 – и о том, как я катался на лыжах, 9 – мне показался странным финал прочитанного рассказа, 10 – сделав уроки и завершив домашние дела.


1. Третьеклассница исполнила «Старинную французскую песенку».

2. Мне показалось то, что эта шутка не очень уместна.

3. Все, которые хорошо работали, получат премии.

4. Лирический герой стихотворения говорит, что мне не надо рая.

5. Мы отправились в путешествие на корабле «Скрябине».

6. Блоковской «Незнакомкой» восхищались многие.

7. Невозможно было идти дальше. Потому что болели ноги.

8. Я был убежден в том, что брату нужно посоветоваться с врачом.

9. Вера, что мы найдем дорогу, не покидала меня.

Задания

1) Найдите ошибки в построении сложных предложений (2, 3, 7, 9).

2) Найдите ошибки в выборе форм приложений, выраженных именами собственными (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с косвенной речью (4).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – мне показалось, что, 3 – все, кто хорошо работал, 4 – что ему не надо рая, 5 – на корабле «Скрябин», 7 – невозможно было идти дальше, потому что болели ноги, 9 – вера в то, что мы найдем дорогу.

Задания ЕГЭ по морфологии и культуре речи. Морфологический разбор – классифицикация слов различных частей речи. Оценить морфологические формы с точки зрения нормативности. Задания предполагают работу со словами различных частей речи в предложении.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.11.2008
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа №4

по русскому языку

Морфология и культура речи

Изучая морфологию, учащиеся узнают о грамматическом строе языка, о грамматических классах слов (частях речи) и свойственных этим классам категориях.

Типичные задания ЕГЭ

по морфологии и культуре речи:

- Укажите ошибку в образовании формы слова.

- Укажите номер предложения, в котором есть действительное причастие (деепричастие, подчинительный союз и т.п.).

- Укажите правильную морфологическую характеристику слова… из предложения…

- Из предложения (предложений) выпишите краткое причастие (прилагательное в превосходной степени, все наречия, частицы, производные предлоги, притяжательные местоимения и т.п.).

- Из предложения (предложений) выпишите причастия, перешедшие в имя существительное.

- Укажите номер предложения, в котором местоимение употреблено в функции частицы.

Приведенные типы заданий проверяют следующие базовые умения:

- умение производить морфологический разбор - анализировать, классифицировать слова различных частей речи;

- умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.

Большинство заданий предполагает работу со словами различных частей речи в пределах предложения.

1. Установите соответствие между существительными и прилагательными по родовому признаку:

1) Онтарио; а) красивый;

2) какаду; б) красивая;

3) кашне; в) красивое

2. В приведенных словосочетаниях мысленно поставьте существительные в начальную форму и укажите те, которые относятся к мужскому роду:

1) Большие мозоли;

2) Моченые яблоки;

3) Домашние тапки;

4) Маленькие мыши;

5) Офицерские погоны;

6) Ценные коррективы.

3. В каком предложении выделенное существительное имеет

1) Долить кипятк… в стакан.

2) Прийти в гости и поесть медк…

3) От него не было ни слух… ни дух…

4) Ей нравился горьковатый вкус ча…

4. Укажите существительные, которые во множественном числе Им.п. имеют окончание -ы (-и).

5. Найдите существительные, которые в форме Р.п. множественного числа имеют нулевое окончание.

1) 1) пара помидор…;

6) группа мичман… .

6. Укажите собственные имена, окончание которых в Тв.п. единственного числа - ым:

1) Встречаться с Набоков…;

2) Фильм с Чаплин…;

3) Познакомиться с городом Тамбов…;

4) Отдыхать под Галицын…;

5) Восхищаться Бунин….

7. Определите, в каком предложении находится существительное со следующими морфологическими признаками: в Вин.п., только во мн.ч.

1) Лиса и во сне кур считает.

2) Знай, сверчок, свой шесток.

3) Голод не тетка, заставит работать.

4) Готовь сани летом, а телегу зимой.

5) Грамоте учиться - всегда пригодится.

8. Найдите ошибку в образовании краткой формы имен прилагательных:

2) Братский - братск;

3) Светлый - светел;

5) Бледный - бледен;

6) Змеиный - змеин.

9. Определите, в каком предложении находится прилагательное со следующими морфологическими признаками: кач., м.р., вин.п., ед.ч.

1) Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

2) Вечер черные брови насупил.

3) Я слушал ее и невольно оглядывал стройный лик.

4) Словно белою косынкой подвязалася сосна.

10. Найдите числительные.

11. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Об обоих фильмах говорили восхищенно.

12. Укажите строчку, в которой присутствуют местоимения разных разрядов:

1) Моему, вы, они, твоего, себя;

2) Кто, какой, чему, сколько, какого;

3) Некто, несколько, что-то, нечто;

4) Сам, весь, всякий, каждый;

5) Тот, этот, сколько, такой.

13. Укажите, где допущена речевая ошибка, связанная с употреблением местоимений.

1) На пригорке появилась первая трава. Она зазеленела уже в апреле.

2) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

3) Каждый из помещиков предлагает, чтобы Чичиков к нему приехал.

4) Мы ничего не знали об этой истории.

14. Определите, в каком предложении находится местоимение со следующими морфологическими признаками: определит., им.п., мн.ч.

1) Кто любит труд, того люди чтут.

2) Кому вершки, а кому и корешки.

3) Все хорошо, что хорошо кончается.

4) Мы сами с усами.

15. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Здесь так пыльно, что даже в платке, который я вынимаю из сумки, лежит пыль. (В. Каверин)

2) Краткое прилагательное;

3) Слово состояние;

16. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Из печки вывалилась горящая ветка и чадно горела на железном листе, набитом перед печкой. (Л. Леонов)

3) Действительное причастие;

4) Страдательное причастие.

17. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Изображение Георгия в образе мученика нередко среди памятников византийского искусства.

3) Слово состояние;

4) Причастие.18. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

У ног Ильи широкая пасть оврага была наполнена густой тьмой. (М. Горький)

3) Действительное причастие;

4) Страдательное причастие.

19. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

1) 1) Имя существительное;

2) Имя прилагательное;

20. В каком предложении выделенное слово является местоимением?

1) Теперь мы сами доедем, - сказал Селифан, - ступай себе домой. (Н. Гоголь)

2) Бабушке с каждой минутой становилось все лучше. (В. Каверин)

3) Ему был известен каждый переулок этой большой рабочей окраины. (В. Катаев)

4) Где же все-таки я видел этого человека?

21. Выпишите притяжательные местоимения.

Подполковник Николай Вадимович Рубовский, невысокий плотный человек с густыми бровями, веселыми серыми глазами и прихрамывающею походкою, отчего его шпоры неровно и звонко призвякивали, был весьма любезен и за то любим в обществе. (Ф. Сологуб)

22. Выпишите относительное местоимение.

Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был так хорош в своем месте, и бросил его. (Л. Толстой)

23. Выпишите неопределенные местоимения.

Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, какие-то далекие плавания, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок ржавчины от старого якоря! (К. Паустовский)

24. Выпишите страдательное причастие.

Стоит только узнать, сколько берет медлительный в Лиссабоне, как тотчас возникает немыслимое желание нанять его и проехать по старым, величавым улицам готического города, политым ласковой водой, к пышному городскому собору, а потом по моряцким улочкам в порт, пахнущий рыбацкими тельняшками. (К. Паустовский)

25. Выпишите производный предлог.

Дениске было уже около двадцати лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но, несмотря на возраст, не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змея, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. (А. Чехов)

26. Выпишите подчинительные союзы.

Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить. (Н. Носов)

27. Выпишите предлоги.

Но как раз когда собака почуяла след, сквозь густую крону дерева пробился солнечный луч и полетел вниз, на тот листик заячьей капусты, от которого запахло собаке перышком тетеревенка. (М. Пришвин)

28. Выпишите частицы.

Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать. (Н. Гоголь)

29. Выпишите прилагательное, образованное от причастия.

Это, однако, не мешало (доктору) не пропустить ни одного вечернего представления, знать близко всех выдающихся наездников, акробатов и жонглеров и щеголять в разговорах словечками, выхваченными из лексикона цирковой арены и конюшни. (А. Куприн)

30. Выпишите наречие, образованное от деепричастия.

31. Выпишите предлог, образованный от наречия.

Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками. (А. Куприн)

32. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько помидор;

3) до две тысячи двадцать второго года;

4) старые профессора.

33. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько башен;

2) чувствуем себя хужее;

3) измерьте ширину плеч;

4) более восьмисот человек.

34. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) около его дома;

3) более пятиста;

4) более полутораста партизан.

35. Укажите пример с грамматической ошибкой.

1) 1) спёртый воздух;

2) порватая куртка;

3) достигший чего-то;

4) улёгшийся ветер.

36. Укажите пример с грамматической ошибкой.

37. Укажите пример с грамматической ошибкой.

1) промокший сапог;

2) несколько пар сапог;

3) пожелания самого наилучшего;

4) пожелания всего наилучшего.

38. Укажите пример с грамматической ошибкой.

1) 1) решение судей;

3) обычаи грузин;

4) никаких комментарий.

39. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

40. Укажите пример с морфологической ошибкой.

1) 1) с обоих сторон;

2) заведующий отдела;

3) обожгёшь руку;

4) клали кирпичи.

41. В каждом из следующих примеров есть ошибки. Укажите пример с морфологической ошибкой.

1) Если я не позабочусь о младших сестрах, никто о них не позаботиться.

2) Мы установили связь с патьюстами сорока тремя населенных пунктов.

3) Большая часть населения, населяющего нашу область, страдает от дефицита йода в воде.

4) В трехста девяноста случаях из тысячи лекарство быстро избавляло пациентов от боли.

42. Найдите морфологическую ошибку. Выпишите правильную форму слова.

Сражение русской и французской армий произошло в полутораста километрах от Москвы, рядом с селом Бородиным.

43. Найдите морфологическую ошибку. Выпишите правильную форму слова.

Писатель считал, что идея справедливости, равенства людей со временем обязательно завоюет ума и сердца людей во всех странах мира.

44. Найдите морфологическую ошибку. Выпишите правильно образованную форму.

Что может быть горче для человека, чем сознание, что ты ничем не можешь помочь другу?

45. Найдите морфологическую ошибку. Выпишите правильно образованную форму.

Хотелось бы услышать ответы на ряд вопросов, касаемых вступительных экзаменов в вузы.

46. Укажите существительное.

47. Укажите прилагательное.

48. Укажите глагол.

49. От какого прилагательного можно образовать формы степеней сравнения.

50. Укажите причастие.

1) 1) разбежавшись;

51. От какого глагола можно образовать страдательное причастие настоящего времени?

1) 1) сопоставить;

52. От какого из данных ниже глаголов нельзя образовать причастие с суффиксом -ущ - или -ющ -?

53. Укажите деепричастия.

Г - спеша.1) А, В; 2) Б, В; 3) В, Г; 4) Б, Г

54. От какого глагола можно образовать деепричастие с суффиксом - в -?

55. Найдите ошибку в определении морфологических признаков.

1) Несколько часов - неопределенное местоимение;

2) Я несколько отстал - наречие;

3) Спустился ниже всех - наречие в форме превосходной степени;

4) Рябина ниже, чем клен - наречие в форме сравнительной степени.

Прочитайте текст и выполните задания 56 - 60.

(1)У нас в городе очень много мостов, которые по ночам разводятся. (2) Время их разводки точно известно: есть расписание, которое вывешено на специальной синей табличке при въезде на мост, однако о разводке забывают и она всегда оказывается некстати. (3) Евгению Викторовичу нужно было попасть из центра в один из новых районов города, в северной его части, для чего следовало миновать Дворцовый мост. (4) И вот как раз сейчас мост оказался разведенным.

56. В каком падеже употреблено существительное «мост» во 2-м, 3-м и 4-м предложениях?

1) во всех трех предложениях в Вин.п.;

2) во 2-м и 3-м - в Вин.п., в 4-м - в Им.п.;

3) во 2-м и 4-м - в Вин.п., в 3-м - в Им.п.;

4) во 2-м - в Вин., в 3-м и 4-м в Им.п..

57. В каком (-их) предложении (-ях) есть причастие (-я)?

58. Укажите краткое (-ие) прилагательное (-ые), употребленное (-ые) в тексте.

1) 1) Точно, известно, нужно.

2) Известно, нужно.

59. Какое (-ие) из местоимений служит (-ат) для связи предложений текста?

1) 1) Личные нас, она;

2) Притяжательное их;

3) Притяжательное его;

4) Относительные которые, которое, чего60. Выпишите все частицы

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. - М., 2003.

2. Служевская Т.Я. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. - СПб., 1997

Оказание первой помощи при ожогах

Умерших от ожогов было бы значительно меньше, а мучения пострадавших были бы не такими сильными, если бы уже с первых минут им правильно начали оказывать помощь. Достаточно применять доступную каждому схему простейших действий непосредственно на месте происшествия, чтобы не только уменьшить чудовищные боли, но и значительно увеличить вероятность спасения пострадавшего.

Ожоги подразделяются на: термические (от воздействия пламени, раскаленных предметов, горячей и горящей жидкости), химические (от воздействия кислот и щелочей), ожоги от воздействия солнечных лучей (лучевые), электрического тока (электрические).

Существует 4 степени ожогов:

1 степень – покраснение кожи, отёчность. Самая легкая степень ожога.

П степень – появление пузырей, заполненных прозрачной жидкостью (плазмой крови).

Ш степень – омертвение всех слоёв кожи. Белки клеток кожи и кровь свёртываются и образуют плотный струп, под которым находятся повреждённые и омертвевшие ткани.

1У степень – обугливание тканей. Это самая тяжёлая форма ожога, при которой повреждаются кожа, мышцы, сухожилия, кости.

Первым фактором, влияющим на тяжесть состояния пострадавшего, является площадь ожога.

Определить площадь ожога можно с помощью «правила девяток»: когда кожная поверхность ладони составляет 1%,

кожная поверхность руки составляет 9% поверхности тела,

кожная поверхность ноги – 18%,

кожная поверхность грудной клетки спереди и сзади – по 9%,

кожная поверхность живота и поясницы живота и поясницы – по 9%. Ожог промежности и гениталий- 1% площади ожога. Ожоги этих областей являются шокогенными повреждениями.

ЗАПОМНИ! При больших по площади ожогах происходит опасное для жизни обезвоживание организма.

Алгоритм действий при ожогах:

1. Прекратить воздействие высокой температуры на пострадавшего, погасить пламя на его одежде, удалить пострадавшего из зоны поражения.

2. Уточнить характер ожога (ожог пламенем, горячей водой, химическими веществами и т.д.), а также площадь и глубину. Пострадавшего завернуть в чистую простыню и срочно доставить в медсанчасть.

3. Провести транспортную иммобилизацию, при которой обожжённые участки

тела должны быть в максимально растянутом положении.

4. При небольшом ожоге обожжённый участок можно поместить под струю холодной воды из крана на 10-15 минут, при обширных ожогах этого делать нельзя.

5. Одежду в местах ожога лучше разрезать и наложить вокруг ожога асептическую повязку, вату при этом накладывать нельзя.

6. При поражении пальцев переложить их бинтом.

7. Обожженную часть тела зафиксировать, она должна находиться сверху.

8. При транспортировке раненого в лечебное учреждение обеспечить ему покой.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- оставлять пострадавшего одного;

- наносить на обожжённое место мазь, крем, растительное масло, присыпать порошками;

- снимать остатки одежды с ожоговой поверхности;

- при ожоге полости рта давать пить и есть.

2. Электрические ожоги (поражение электрическим током).

При поражении электрическим током имеет значение не только его сила, напряжение и частота, но и влажность кожных покровов, одежды, воздуха и продолжительность контакта.

Существует несколько вариантов прохождения электрического тока по телу:

1) верхняя петля прохождения тока (через сердце);

2) нижняя петля прохождения тока (через ноги);

3) полная (W-образная петля прохождения тока).

ЗАПОМНИ! Наиболее опасна та петля, путь которой лежит

через сердце.

Характер повреждений при поражении электрическим током:

  • Током бытового напряжения до 380В – появляются метки на коже в виде кратеров, иногда внезапная остановка сердца.
  • Током напряжения до 1000В – судороги, спазм дыхательной мускулатуры, отёк мозга, внезапная остановка сердца.
  • Током напряжения свыше 10000В – электрические ожоги и обугливание кожи, разрыв органов, опасные кровотечения, переломы костей и даже отрывы конечностей.

ЗАПОМНИ! Крайне опасно касаться оборванных висящих или лежаших на земле проводов или даже приближаться к ним. Электротравму возможно получить и в нескольких метрах от провода за счёт шагового напряжения.

Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током:

  • Освободить пострадавшего от действия электрического тока.
  • Убедиться в отсутствии реакции зрачка на свет.
  • Убедиться в отсутствии пульса.
  • При внезапной остановке сердца нанести прекардиальный удар по грудине.
  • Приступить к ингаляции кислородом.
  • Приложить к голове холод.
  • Приподнять ноги.
  • Сделать искусственную вентиляцию лёгких.
  • Продолжить реанимацию.
  • Вызвать скорую помощь.
  • При ожогах и ранах – наложить стерильные повязки. При переломах костей конечностей – табельные или импровизированные шины.
  • Химические ожоги.

Вызываются кислотами, щелочами, отравляющими веществами кожно-резорбтивного действия, ядовитыми техническими жидкостями. При всасывании данных веществ они нередко сопровождаются общим отравлением организма.

Алгоритм действий при химических ожогах:

1.Определить вид химического вещества.

2. Поражённое место промывают большим количеством проточной холодной воды из-под крана в течение 15-20 мин.

3. Если кислота или щелочь попала на кожу через одежду, то сначала надо смыть её водой с одежды, а потом осторожно разрезать и снять с пострадавшего мокрую одежду, после чего промыть кожу.

4. При попадании на тело человека серной кислоты или щелочи в виде твердого вещества необходимо удалить ее сухой ватой или кусочком ткани, а затем пораженное место тщательно промыть водой.

5. При поражениях щелочью места ожогов промыть под струей холодной воды, при наличии лимонной и уксусной кислоты - обрабатывают 2% раствором.

6. На место ожога наложить асептическую повязку.

7. При ожогах, вызванных фосфорорганическими веществами, обожжённую часть промыть под сильной струёй воды и наложить асептическую повязку.

8. При ожогах негашеной известью удалить её частицы и наложить асептическую повязку (можно нанести примочку с 20% раствором сахара).

Этих людей можно назвать поистине выдающимися в своей области. Новаторы, великие мыслители, ученые, изобретатели и знаменитые литераторы оставили нам в наследство не только свои осязаемые труды, но и меткие изречения, к которым полезно прислушиваться хотя бы изредка. Так вот, сейчас как раз один из таких моментов.

Поразительно точная цитата Форда, которую необходимо вспоминать в моменты принятия важных решений. Какими бы ни были обстоятельства, все зависит только от тебя и твоей уверенности в себе. Ждать чуда, когда ты заранее настроил себя на провал, не нужно. А вот веря в свои силы, ты можешь свернуть горы.

Вы будете продолжать оставаться несчастными до тех пор, пока вы считаете, что счастливыми вас делают другие.

Твое счастье зависит только от тебя самого. Никто не обязан делать тебя счастливым — ни семья, ни друзья, ни вторая половинка. Если ты сам не в силах сделать свою жизнь лучше, то к чему ожидать этого от кого-то другого?

Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы; дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.

То, что окружающие люди одобряют твои действия и хвалят тебя за достигнутые результаты, не значит ничего по сравнению с чувством самоудовлетворения. Ты сам определяешь, достойно ли ты себя проявляешь, действительно ли ты выложился на все 100 %, не идешь ли ты вразрез со своими принципами и т. д. Ценнее всего, когда ты сам, не обращая внимания на мнение других людей, можешь быть собою доволен.

Даже об одних и тех же вещах люди привыкли говорить разными словами. Дело также в восприятии, двойных смыслах и контексте. Говоря даже самыми простыми словами, ты не можешь быть уверенным, что твой собеседник правильно поймет то, что ты пытаешься ему донести. А теперь задумайся, сколько ссор возникало из-за банального недопонимания.

Хорошо рассуждать о добродетели — ещё не значит быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — ещё не значит быть справедливым на деле.

Слова — это всего лишь слова. Ты можешь бесконечно рассуждать на тему того, как важно помогать окружающим, делать другим людям замечания и выступать в роли всеобщего мотиватора, но если ты сам не предпринимаешь ни единой попытки действовать согласно своим пламенным речам — грош тебе цена.

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Антуан де Сент-Экзюпери

Судить себя — не значит осуждать или заниматься жесткой самокритикой (и уж тем более — самокопанием). Каждому человеку важно научиться давать наиболее объективную оценку себе и своим действиям. А критиковать окружающих — это дело простое, но в то же время совершенно бесполезное.

Хорошие результаты получает тот, кто умеет ждать. Конечно, не только ждать, но и работать на желаемый результат. Но согласись: глупо грезить о высокой должности тогда, когда ты только в начале своего карьерного пути.

Первая помощь при термических ожогах

По статистике, большая часть ожогов происходит в бытовых условиях и вызвана воздействием пламени, кипятка, горячего пара или раскаленных предметов. И – увы! – их нередко получают дети. Именно поэтому каждый взрослый человек должен ориентироваться в определении степени ожогов, так как от этого зависит выбор способа оказания первой помощи, метода дальнейшего лечения ожога и оценка необходимости во врачебной (в том числе, стационарной) помощи.

Итак, в связи с тем, что при термических ожогах (в отличие от химических ожогов и ожогов глаз) определить их степень достаточно легко, это должен уметь делать каждый человек. Для начала следует, по возможности, уточнить у пострадавшего или окружающих, что произошло, для того, чтобы убедиться в том, что у пострадавшего именно термический ожог, затем осмотреть пораженную поверхность и оценить площадь ожога и степень.

Выделяют 4 степени ожога:

1. Первая степень: покраснение и отек кожи в месте термического ожога. Возможно появление мелких пузырей с прозрачным содержимым.

2. Вторая степень: покраснение и отек кожи в месте термического ожога, а также напряженные или вскрывшиеся пузыри и тонкий струп, который начинает формироваться.

3. Третья степень. При третьей степени термического повреждения имеется глубокий ожог до мышц и костей с формированием струпа. Пузыри при третьей степени, как правило, уже лопнувшие. При этом вокруг зоны глубокого ожога могут быть мелкие пузыри с прозрачным содержимым (вторая степень ожога), покраснение (первая степень ожога).

4. Четвертая степень. При четвертой степени ожога происходит обугливание обожженной части тела. Возможно комбинирование четвертой степени с первой, второй и третьей.

То есть, у одного пострадавшего могут быть ожоги разной степени. При этом тяжесть состояния пострадавшего оценивают по наиболее глубоким ожогам в зависимости от площади пораженной поверхности.

Термические ожоги кожи: как оценить площадь поражения

Уметь определять площадь термического ожога крайне важно – это позволяет выбрать правильную тактику лечения и порой даже спасти жизнь пострадавшему. Один из самых простых способов оценки площади ожога – «правило ладони». Площадь ладони человека составляет в среднем 1% площади его тела. Так, с помощью ладони можно определить, сколько процентов тела поражено.

Существует также правило «девятки» для взрослых: рука, половина ноги, половина спины, грудь, живот, голова – по 9%, и промежность – 1%. Но у детей голова с шеей составляет около 21% площади тела.

Термические ожоги кожи: как выбрать правильную стратегию оказания первой помощи.

При поверхностных термических ожогах более 10% площади тела взрослых (у детей – более 5%) и при более глубоких ожогах от 5% тела взрослого человека (соответственно, более 2,5% тела ребенка) после оказания первой помощи требуется обязательная врачебная помощь с последующей госпитализацией. Такие ожога приводят к нарушению общего состояния, угрожают жизни пострадавшего и в последующем могут потребовать оперативного вмешательства.

Кроме этих случаев, обязательной госпитализации подлежат пострадавшие с глубокими ожогами кистей рук и стоп и поверхностными обширными ожогами кистей рук и стоп, с ожогами глаз, ушей, лица и промежности, а также с предполагаемыми ожогами дыхательных путей из-за вдыхания крайне горячего воздуха.

Термические ожоги кожи: как оказать первую помощь

Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:

- Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.

- Успокоить пострадавшего и окружающих.

- Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.

- При солнечных ожогах следует просто перенести пострадавшего в тень.

- Если вы не знаете, что произошло, кратко и быстро уточнить обстоятельства («ребенок вылил на себя чашку горячего бульона», «загорелась одежда от пламени костра»).

- Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.

- На обожженную поверхность нанести Солкосерил® гель, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, взбитое яйцо, сметану, кефир, спиртовые растворы и прочие средства, а также прикладывать к ране листья алоэ, сок каланхоэ, золотой ус и прочие. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку, а только нанести гель.

- При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.

- При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду, чай, компот. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.

- При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

- Приступить к проведению сердечно-легочной реанимации (искусственному дыханию и непрямому массажу сердца) при отсутствии у пострадавшего дыхательной и (или) сердечной деятельности.

- При показаниях для госпитализации вызвать «Скорую помощь» или доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Лучше все же воспользоваться услугами «Скорой помощи», так как обычно мы не знаем, в каком отделении какой больницы производят лечение ожогов. По возможности, это должна быть специализированная клиника или специализированное отделение.

Когда можно лечить термические ожоги кожи в домашних условия.

Далеко не все ожоги требуют дальнейшего лечения в стационаре и даже поликлинике. В домашних условиях самостоятельно можно лечить поверхностные небольшие ожоги без инфицирования (без красных отечных краев раны, без гнойного отделяемого из раны, повышения температуры тела, озноба, усиления болей в ране, появления дергающих болей в ране и т.д.).

Взрослым можно начинать лечить дома ожоги площадью до 1% тела (размером с ладонь этого человека), если только это не обширные ожоги кисти, стопы, лица, половых органов. Это важно знать, так как при заживлении могут образовываться рубцы, которые нарушат функцию этих частей тела. В домашних условиях можно лечить только неинфицированные ожоги кисти, стопы или лица (размером приблизительно с монету).

Следует помнить о том, что в случае длительно незаживающего ожога, особенно нижних конечностей при сопутствующей нервно-сосудистой патологии ног, углублении раны, появлении гнойного отделяемого, неприятного запаха из раны, при усилении болей и нарушении общего состояния следует обязательно обратиться к хирургу поликлиники.

Любые ожоги у новорожденных требуют врачебной помощи и, как правило, лечения в стационаре.

Если в рану во время ожога попала земля, или ожог был получен на природе, следует в тот же день обратиться в любой травмпункт или к хирургу поликлиники, чтобы сделать прививку от столбняка – опасного инфекционного заболевания. Хорошо, если врач еще и обработает эту ожоговую поверхность. В дальнейшем можно будет продолжать лечение в домашних условиях.

Что необходимо приготовить для лечения ожогов в домашних условиях

- Стерильный бинт – 1-2 упаковки в день (размер и объем – в зависимости от площади ожога).

- Средство для обработки рук (антисептик).

- Стерильные медицинские перчатки – 1 пара перчаток на одну перевязку.

- Перекись водорода (3%-раствор) – 1-2 флакона на перевязку.

- Спиртовые растворы йода или бриллиантового зеленого (так называемая «зеленка») – 1 флакон.

- Ватные палочки – 1 упаковка.

- Тампоны из марли (для обработки раны) – их можно сделать самостоятельно из стерильного бинта, надев стерильные перчатки. Хранят их в упаковке от стерильного бинта. Лучше готовить новые тампоны из марли перед каждой перевязкой.

- Пластырь (иногда бывает необходим для фиксации повязки к неповрежденной коже).

Как лечить термические ожоги кожи в домашних условиях

Внимание! Нельзя самостоятельно вскрывать ожоговые пузыри и использовать вату и пластырь при обработке раневой поверхности. Максимум, что допустимо – наполненный содержимым плотный пузырь можно осторожно надрезать по одному из краев стерильным лезвием или проколоть стерильной иглой.

Перевязки (обработку ожога) производят 1- 2 раза в день. Предварительно надо подготовить все материалы и обработать руки того, кто будет это делать. Если была наложена повязка, следует ее снять. Если внутренняя часть повязки зафиксировалась на ране, смочить ее 3%-ной перекисью водорода и дождаться ее отделения от раны.

Неповрежденную кожу вокруг раны необходимо обработать раствором йода или бриллиантового зеленого, а на рану нанести препарат, который улучшит питание тканей и активизирует заживление раны.

Читайте также: