С какой периодичностью проводится проверка состояния фундаментов опор

Обновлено: 23.04.2024

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "ФСК ЕЭС"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВЛ И ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА КОМПОНЕНТОВ ВЛ

Дата введения 2011-12-30

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций Российской Федерации - ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения", общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним - ГОСТ 1.5-2001, правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации - ГОСТ Р 1.5-2004.

Сведения о стандарте

РАЗРАБОТАН: ОАО "НТЦ электроэнергетики".

ВНЕСЁН: Департаментом технологического развития и инноваций ОАО "ФСК ЕЭС".

УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ: Приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 30.12.2011 N 817.

1 Область применения

Настоящий стандарт организации распространяется на воздушные линии электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, находящихся в эксплуатационном обслуживании ОАО "ФСК ЕЭС", предназначен для оценки технического состояния и определения остаточного ресурса компонентов ВЛ (опоры с фундаментами, провода, грозозащитные тросы, изоляторы, линейная арматура) и содержит обязательные требования к организации работ и оформлению их результатов в рамках мероприятий по оценке технического состояния и остаточного ресурса ВЛ.

2 Нормативные ссылки

Настоящий стандарт учитывает основные требования следующих нормативных документов:

ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

ГОСТ 12.1.002-84 ССБТ Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.009-76* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.009-2009. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3062-80 Канат одинарной свивки типа ЛК-О конструкции 1x7(1+6). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3063-80 Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1x19(1+6+12). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3064-80 Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1x37(1+6+12+18). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 6490-93 Изоляторы линейные подвесные тарельчатые. Общие технические условия

ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения

ГОСТ 22012-82 Радиопомехи индустриальные от линий электропередачи и электрических подстанций. Нормы и методы измерений (с Изменением N 1)

ГОСТ 27751-88* (СТ СЭВ 384-87) Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 54257-2010. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 28259-89 Производство ремонтных работ под напряжением в электроустановках. Основные требования

ГОСТ 28856-90 Изоляторы линейные подвесные стержневые полимерные. Общие технические условия

ГОСТ Р 51097-97 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от гирлянд изоляторов и линейной арматуры. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 51177-98 Арматура линейная. Общие технические условия

ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех

3 Термины и определения

3.1. вид технического состояния: Категория технического состояния, характеризуемая соответствием или несоответствием качества объекта определенным техническим требованиям, установленным технической документацией на этот объект

Примечание - Различают виды технического состояния: исправность и неисправность, работоспособность и неработоспособность

3.2. воздушная линия электропередачи (ВЛ): Устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

3.3. гасители вибрации: Защитная арматура для гашения вибрации провода и грозозащитного троса.

3.4. гирлянда изоляторов: Устройство, состоящее из одного или нескольких подвесных изоляторов (фарфоровых, стеклянных или полимерных) и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой, подвергающееся воздействию растягивающей силы.

3.5. грозозащитный трос: Элемент ВЛ, предназначенный для защиты ВЛ от прямых ударов молнии. Трос заземляется или изолируется от тела опоры (земли) и, как правило, располагается над проводами фаз, полюсов.

3.6. изолятор подвесной полимерный: Изолятор, состоящий из стеклопластикового стержня, полимерной защитной оболочки, защищающей стержень, промежуточного слоя между ними, металлических оконцевателей и экранной арматуры, если она требуется по условиям работы изолятора.

3.7. исправное состояние (исправность): Состояние объекта, при котором он соответствуют всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.8. контроль технического состояния: Проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.

Примечание - Видами технического состояния являются, например, исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п. в зависимости от значений параметров в данный момент времени.

3.9. критерий предельного состояния: Признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

3.10. линейная арматура: Совокупность крепежных, защитных и других изделий для ВЛ.

3.11. линейный изолятор: Изолятор, предназначенный для работы на ВЛ и электрических станциях.

3.12. надежность: Свойство объекта (системы) выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования.

3.13. наработка до отказа: наработка объекта от начала эксплуатации до возникновения первого отказа.

3.14. неисправное состояние (неисправность): Состояние объекта, при котором он не соответствуют хотя бы одному из требований нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.15. неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.16. нормированная механическая разрушающая сила: Нормированное значение растягивающей силы, которую изолятор должен выдерживать без механических разрушений.

3.17. опора ВЛ: Конструкция, на которой подвешены провода и грозозащитные тросы ВЛ.

3.18. осмотр: Визуальное обследование электрооборудования, зданий и сооружений, электроустановок.

3.19. остаточный ресурс: Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние.

3.20. отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

3.21. повреждение: Нарушение в работе или неисправность механизма или устройства, не влияющее на выполнение их основных функций.

3.22. подвесной изолятор: Линейный изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элементов к несущим конструкциям или объектам.

3.23. поток отказов: Число отказов на 100 км линии в год.

3.24. предельное состояние: Состояние ВЛ или элементов ВЛ, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

3.25. провод: Элемент ВЛ, предназначенный для передачи электрического тока.

3.26. работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.27. ресурс: Наработка оборудования от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в состояние, при котором дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.

3.28. срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до его перехода в предельное состояние.

3.29. трасса ВЛ: Полоса земли, на которой сооружена ВЛ.

3.30. устройства диагностики: Приборы и аппараты, предназначенные для определения значений технических характеристик аппаратов электроустановок и/или их компонентов.

3.31. фаза ВЛ: Один или несколько проводов или один из выводов многофазной системы переменного тока. ВЛ могут выполняться с одним или несколькими проводами в фазе, во втором случае фаза называется расщепленной.

3.32. фундамент опоры: Конструкция, заделанная в грунт или укладываемая непосредственно на грунт без заглубления и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололёд, ветер)

3.33. эксплуатационные испытания: Испытания объекта, проводимые при эксплуатации.

3.34. эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание - эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

4 Общие положения

4.1 При техническом обслуживании ВЛ в соответствии с [5] эксплуатационным персоналом с определенной периодичностью выполняются обследования ВЛ - осмотры, профилактические проверки, измерения, работы по предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

Поскольку в энергосистемах ОАО "ФСК ЕЭС" более 40% ВЛ эксплуатируется 25 лет и более, актуальными становятся вопросы о проведении работ по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации ВЛ. В этом случае информация, предоставляемая в ведомостях неисправности при техническом обслуживании ВЛ, оказывается недостаточной, и приходится выполнять более детальные (инструментальные) обследования ВЛ.

На основе проведенных обследований проводится оценка технического состояния ВЛ и определяется остаточный ресурс компонентов ВЛ для планирования необходимых восстановительных работ или принятия решения по экономической целесообразности реконструкции или технического перевооружения ВЛ.

Определение остаточного ресурса компонентов ВЛ должно производиться на основе построения математических моделей их прочности, учитывающих темпы старения этих компонентов за предшествующий период эксплуатации ВЛ.

4.2 Темпы старения компонентов ВЛ должны быть определены на основе обследования этих компонентов, оценки технического состояния, определения величины износа от начала эксплуатации до момента проведения обследований.

4.3 Оценка технического состояния ВЛ при проведении обследований, должна обеспечивать получение достаточно точных и надежных данных, пригодных для анализа фактической остаточной прочности основной массы компонентов ВЛ.

4.4 Оценка технического состояния ВЛ должна проводиться с учетом анализа данных технологических нарушений ВЛ и их компонентов (по Актам технологических нарушений).

4.5 Методы и средства, используемые при оценке технического состояния ВЛ должны обладать достаточной точностью и информативностью. Для надежной оценки потерь прочности элемента ВЛ в период длительной эксплуатации целесообразно обследование проводить двумя (или более) методами, основанными на разных принципах.

4.6 Прогнозирование остаточного ресурса компонентов ВЛ возможно на основе следующих методов:

- математического моделирования опор ВЛ, проводов и грозозащитных тросов;

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "ФСК ЕЭС"

МЕТОДИКА
диагностики состояния фундаментов опор ВЛ методом неразрушающего контроля

Дата введения 2009-01-22

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций Российской Федерации - ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения", общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним - ГОСТ 1.5-2001, правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации - ГОСТ Р 1.5-2004.

Сведения о Методике

РАЗРАБОТАНА: ЗАО "МЕДКОМ"

ВНЕСЕНА: Департаментом систем передачи и преобразования электроэнергии, Департаментом управления активами, Дирекцией технического регулирования и экологии

УТВЕРЖДЕНА: распоряжением ОАО "ФСК ЕЭС" от 22.01.2009 N 19р с изменениями от 16.06.2010, приказ N 423.

СРОК ДЕЙСТВИЯ: с 01.02.2009

Общие положения

Настоящая Методика диагностики состояния фундаментов опор ВЛ методом неразрушающего контроля (далее по тексту: Методика)

1 Разработана на основе результатов НИОКР N МА 19 от 15.03.05 "Разработка неразрушающего метода оценки фактического состояния фундаментов опор ВЛ"*

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

2 Настоящая Методика определяет:

- Описание метода сейсмоакустической диагностики состояния железобетонных фундаментов опор ВЛ.

- Область применения метода.

- Порядок проведения диагностики, обработки результатов измерений и общий методологический подход к определению реального состояния фундаментов.

- Описание аппаратно-программных средств для реализации метода.

- Требования к подготовке и квалификации персонала, а также трудозатраты по сейсмоакустической диагностике фундаментов опор ВЛ.

1 Описание сейсмоакустического метода диагностики

1.1 Основные принципы сейсмоакустического метода.

Сейсмоакустический метод диагностики основан на влиянии различных дефектов конструкции фундамента на его динамические характеристики.

Динамическими характеристиками (используемыми в применяемом методе) являются резонансные частоты свободных колебаний фундамента.

Резонансные частоты зависят от скорости распространения свободных колебаний (волны) в теле фундамента и его геометрических размеров (длины пути свободных колебаний в теле фундамента).

Скорость распространения волны, в свою очередь, зависит от плотности бетона и упругих свойств железобетонной конструкции фундамента.

Разрушение фундамента (потеря прочности в результате снижения плотности бетона, появления трещин и сломов) приводят к уменьшению скорости распространения колебаний в теле фундамента.

Снижение скорости распространения волны (при неизменных геометрических размерах) приводит к изменению резонансных частот фундамента.

Измеряя резонансные частоты свободных колебаний однотипных (по конструкции и геометрическим размерам) фундаментов опор ВЛ можно выявить объекты с "измененными" прочностными характеристиками.

Сравнивая измеренные резонансные частоты с расчетными или статистическими значениями, можно определить "отклонение" частот конкретного объекта от расчетной или статистической нормы.

По величине этого "отклонения" можно определить степень разрушения фундамента (потери его несущей способности) на основе моделирования или сравнения с "отклонениями" на объектах с искусственно созданными дефектами.

1.2 Измерение динамических характеристик фундаментов опор ВЛ.

Измерение резонансных частот свободных колебаний фундаментов опор ВЛ производится по схеме, приведенной на рис.1.

Под воздействием широкополосного ударного воздействия в объекте измерений (фундаменте ВЛ) возникают свободные резонансные колебания.

Тип колебаний (продольные или поперечные волны) зависит от направления приложения ударного воздействия.

Датчики - акселерометры регистрируют колебания фундамента и преобразуют их в электрические сигналы.

Для регистрации определенного типа колебаний датчики располагаются на боковых поверхностях, либо на торцах анкерных болтов фундамента.

Сигналы от датчиков - акселерометров обрабатываются прибором КСА 2 и сохраняются в памяти прибора.

Обработка заключается в усилении, фильтрации и аналого-цифровом преобразовании сигналов от каждого датчика.

Сохранение сигналов производится в виде реакции на каждое ударное воздействие (реализация), как отдельный файл.

Дальнейшая обработка сигналов производится на ПК, с использованием программы KsaView.

Для сигналов реакций на ударные воздействия программой KsaView производится:

- усреднение по нескольким реализациям;

- спектральное преобразование Фурье.

По результатам этого преобразования определяется спектр колебаний, составляющих сигнал реакции на ударное воздействие и резонансные частоты свободных колебаний.

Примеры реакции на ударное воздействие и их спектральное преобразование приведены на рис.2 и 3.

1.3 Область применения сейсмоакустического метода для диагностики фундаментов опор ВЛ и критерии оценки состояния фундаментов.

Сейсмоакустическим методом диагностируются следующие виды дефектов конструкции железобетонных фундаментов опор ВЛ.

- Снижение и потеря несущей способности конструкции фундамента в надземной (верхней) части из-за ослабления крепления закладных анкерных болтов в теле фундамента.

- Снижение и потеря несущей способности конструкции фундамента в надземной (верхней) части из-за потери прочности бетона.

- Снижение и потеря несущей способности конструкции фундамента из-за разрушений в подземной части (потеря прочности бетона и слом в районе технологического отверстия).

1.3.1 Диагностика ослабления крепления закладных анкерных болтов в верхней части фундамента.

Определяющей причиной потери несущей способности анкерного крепления фундамента является ослабление крепления (расшатывание) закладных анкерных болтов в теле фундамента из-за потери прочности бетона.

Диагностика состояния анкерного крепления фундамента производится на основе анализа изменений спектра резонансных частот собственных колебаний закладных анкерных болтов.

Ослабление крепления (расшатывание) закладных анкерных болтов в теле фундамента приводит к "развалу" первого резонансного пика на два дополнительных резонансных пика в спектре свободных колебаний анкеров. По мере потери прочности бетона в надземной части фундамента и "расшатывания" закладных анкерных болтов "левый" резонансный пик будет иметь более явное проявление и смещаться в низкочастотную область спектра. "Правый" резонансный пик (по мере ослабления крепления болта в теле фундамента) будет стремиться к частоте свободных колебаний незакрепленного болта. Пример изменения динамических характеристик закладных анкерных болтов, при различной степени разрушения надземной части фундамента типа Ф5-2, приведен на рис.4. Степень разрушения верхней части фундамента, соответствующая приведенным на графике характеристикам, показана на рис.5.

В прочном бетоне частота 1 тона колебаний анкера длиной 35 см составляет около 6000 Гц.

При ослаблении бетона вокруг анкера в спектре колебаний образуются 2 пика:

- частота одного растет по мере ослабления бетона, достигая частоты около 7200 Гц, затем стабилизируется;

- другой пик имеет более низкую частоту, которая тем ниже, чем хуже состояние бетона и состояние арматуры, к которой закреплен анкер.

Для оценки состояния анкерного крепления фундаментов опор ВЛ используется следующая классификация:

- "Исправное" состояние - частота 1 тона колебаний анкера составляет около 6000 Гц

- "Удовлетворительное" состояние бетона вокруг анкеров - при частоте 1 пика выше 5000 Гц.

- "Неисправное" состояние - при частоте 1 пика выше 4000 Гц.

- "Аварийное" состояние - частота 1 пика ниже 4000 Гц.

Абсолютные значения частоты 1 резонансного пика приведены для наиболее часто используемых фундаментов с анкерами длиной 35 см (типа Ф5-n).

Для анкерных фундаментов другого типа абсолютные значения частоты 1 резонансного пика (при "Исправном" состоянии) определяется статистическим путем. Последующая градация состояния производится в процентах снижения этой частоты, аналогично приведенной классификации.

1.3.2 Диагностика состояния надземной части фундамента.

Определяющей причиной потери несущей способности фундамента в надземной части является снижение прочности бетона из-за его разрушения.

Диагностика состояния надземной части фундамента производится на основе анализа частоты 1 тона резонансных колебаний поперечного сечения фундамента в различных по высоте фундамента сечениях.

В прочном бетоне эта частота не меняется по высоте фундамента и составляет 4400-4600 Гц для фундамента сечением 0,40,4 м. Спектры свободных колебаний для 4-х измерительных сечений с шагом 0,1 м приведены на рис.6. При анализе необходимо учитывать, что в верхней части фундамента (в слое толщиной 10-15 см) возникает головная волна, частота колебаний которой ниже основной частоты на 10-16%. Причем эти колебания возникают только в случае, если удар наносится примерно в средней части по высоте указанного слоя. При ударах ниже этого слоя этот резонансный пик не наблюдается. Появление этого пика может быть связано с более низкими жесткостными характеристиками железобетона в верхней части фундамента.

На поврежденном фундаменте частота 1 тона резонансных колебаний снижается. На рис.7 приведены спектры реализации в двух сечениях по высоте разрушенного фундамента на 5 см и 15 см ниже границы явно выраженных разрушений фундамента.

На рис.9 приведены примеры спектров резонансных колебаний поперечного сечения фундамента. По мере удаления измерительного сечения от зоны разрушений бетона частота колебаний в нём растет, что позволяет оценить состояние бетона фундамента с оценкой его изменения по высоте фундамента.

Для оценки состояния бетона в верхней (надземной) части фундамента используется следующая классификация:

- "Исправное" - бетон соответствует марке 400, частота основного тона поперечного резонанса 4400-4600 Гц;

- "Удовлетворительное" - бетон соответствует марке 300 и выше, частота основного тона поперечного резонанса больше 4000 Гц;

- "Неисправное" - бетон соответствует марке 150200, частота поперечного резонанса 35004000 Гц;

- "Аварийное" - частота поперечного резонанса ниже 3500 Гц или соответствующий резонансный пик не выделяется из-за сильных разрушений бетона.

Абсолютные значения частоты 1 резонансного пика приведены для наиболее часто используемых фундаментов с поперечным сечением 4040 см.

Для анкерных фундаментов другого типа абсолютные значения частоты 1 резонансного пика "Исправное" состояние определяется расчетным или статистическим путем. Последующая градация состояния производится в процентах снижения этой частоты, аналогично приведенной классификации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ПОРТАЛОВ ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НАПРЯЖЕНИЕМ 35 кВ И ВЫШЕ

Срок действия с 01.07.88
до 01.01.98*
__________________
* О дате окончания действия см. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.

РАЗРАБОТАНО Производственным объединением по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей "Союзтехэнерго" и Макеевским инженерно-строительным институтом

ИСПОЛНИТЕЛИ И.А.Серебренников, И.Г.Барг, Б.Л.Ошеров, В.Н.Диденко (ПО "Союзтехэнерго"); Е.В.Горохов, Е.В.Шевченко, В.П.Королев, С.Н.Шаповалов (МакИСИ); Б.Е.Токарь (ПЭО "Донбассэнерго")

УТВЕРЖДЕНО Производственным объединением по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей "Союзтехэнерго" 1 сентября 1987 г.

Зам. главного инженера Ф.Л.Коган

Настоящие Методические указания содержат основные положения по проведению обследований металлических (стальных) конструкций опор воздушных линий электропередачи (BЛ) и порталов открытых распределительных устройств (ОРУ) напряжением 35 кВ и выше и предназначаются для персонала Союзтехэнерго, занимающегося вопросами эксплуатации электрических сетей и могут быть рекомендованы для персонала предприятий электрических сетей, служб эксплуатации зданий и сооружений энергопредприятий и энергоуправлений, а также для персонала проектных, специализированных и научно-исследовательских организаций, занимающихся проектированием и эксплуатацией стальных конструкций.

Методические указания составлены в соответствии с действующими нормативными документами на проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию стальных строительных конструкций ВЛ и ОРУ напряжением 35 кВ и выше на основе обобщения опыта эксплуатации металлических опор ВЛ и порталов ОРУ ПО "Союзтехэнерго" и другими организациями, а также работ, выполненных Макеевским инженерно-строительным институтом.

Основные термины и определения, принятые в Методических указаниях, приведены в приложении 1.

1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
И УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПОР ВЛ И ПОРТАЛОВ ОРУ

1.1. Для опор ВЛ и конструкций ОРУ применяются стали по ТУ 14-1-3023-80, ГОСТ 380-71* и стали марок 14Г2, 09Г2С, 10Г2С1, по ГОСТ 19281-73**, ГОСТ 19282-73**. В соответствии со СНиП II-23-81 данные конструкции отнесены к группе 1, 2, 3.

* Взамен действует ГОСТ 19281-89. - Примечание "КОДЕКС".

1.2. Для гибких элементов опор (оттяжек, вантовых траверс) применяются стальные спиральные канаты (раскручивающиеся или перекручивающиеся) по ГОСТ 3062-80, ГОСТ 3063-80, ГОСТ 3064-80 из оцинкованной проволоки высшей марки.

1.3. Каждая опора - это пространственная конструкция, состоящая из 300-600 элементов уголкового профиля (в зависимости от высоты и типа опоры), соединенных болтами, заклепками или сваркой. На каждой линии электропередачи могут быть установлены несколько различных типов опор.

1.4. При расчете опор ВЛ и порталов ОРУ необходимо учитывать следующее:

а) усилия, действующие на опоры ВЛ и порталы ОРУ, возникают от ветра и гололеда, а также в результате односторонних обрывов тросов и проводов;

б) нагрузки от собственного веса и веса проводов, тросов, арматуры, изоляторов для промежуточных опор имеют второстепенное значение и напряжения от них составляют около 10% расчетных;

в) в анкерно-угловых опорах наибольшие усилия возникают от тяжения проводов и тросов;

г) воздействие гололедно-ветровых нагрузок может иметь различный характер на отдельных участках ВЛ.

1.5. Основными причинами, влияющими на снижение уровня технического состояния конструкций, являются: низкое качество проектирования; дефекты изготовления; дефекты транспортировки, монтажа; коррозия; превышение расчетных нагрузок и воздействий; низкое качество выполнения ремонтных работ; наезды транспортных средств; стихийные явления.

1.6. К дефектным повреждениям, возникающим в процессе транспортировки, монтажа и эксплуатации относятся: погибы, вмятины, искривления, трещины, размалковка (смалковка) уголков, потеря устойчивости, отрыв элементов и пр.

1.7. Степень коррозионного поражения узлов и отдельных элементов конструкции зависит от характеристики воздушной среды и грунта, а также продолжительности эксплуатации. Необходимо учитывать, что для отдельных участков ВЛ состав воздушной среды и грунта может быть неоднороден.

Имеются три характерные зоны по высоте конструкции, отличающиеся условиями и интенсивностью протекания коррозионных процессов.

1.7.1. Первая зона коррозии располагается выше отметки 1,5-2 м, по условиям протекания процесса характеризуется как атмосферная и определяется степенью агрессивного воздействия атмосферы и влажностью воздуха. Наиболее характерным видом для этой зоны является сплошная равномерная коррозия.

1.7.2. Вторая зона коррозии находится выше уровня грунта до отметки 1,5-2 м и является переходной между подземной и атмосферной. Процесс коррозионного разрушения в этой зоне протекает наиболее интенсивно; характерным видом является местная коррозия (в виде питтингов и отдельных пятен).

1.7.3. Третья зона расположена в грунте, классифицируется как подземная коррозия и определяется коррозионной активностью грунта (кислотностью, солевым составом, влажностью и воздухопроницаемостью) и продолжительностью нахождения металла в почве при плюсовых температурах.

1.8. Характерные дефекты и повреждения опор ВЛ и порталов ОРУ, а также их допустимые значения приведены в приложении 2.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИЙ

2.1. Контроль технического состояния конструкций в период их эксплуатации включает следующие виды технических мероприятий: осмотры, профилактические проверки, обследования.

2.2. Осмотры, профилактические проверки следует проводить в соответствии с требованиями "Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1983). При этом необходимо руководствоваться также положениями настоящих Методических указаний (разд.3).

2.3. Необходимость проведения обследования определяется результатами осмотров и профилактических проверок.

2.4. В задачи обследования входит выявление дефектов и повреждений опор ВЛ и порталов ОРУ, определение технического состояния объектов, разработка рекомендаций по восстановлению и дальнейшей эксплуатации конструкций.

2.5. В зависимости от объема и сложности проводимых работ обследования могут выполняться предприятием электрических сетей или сторонними специализированными организациями.

2.6. Периодичность проведения обследований определяется предприятием электрических сетей в зависимости от степени агрессивного воздействия среды (по данным специализированных лабораторий) в районе прохождения трассы ВЛ или расположения ОРУ. Рекомендуемая периодичность проведения обследований приведена в табл.1.

Рекомендуемая периодичность проведения обследования

Степень агрессивного воздействия среды на конструкции (СНиП 2.013.11-85)

Характеристика района прохождения трассы ВЛ, расположения ОРУ

Средняя скорость коррозии углеродистой стали,
мм/год

Рекомендуемая периодичность обследований,
лет

Сельская местность, лесные районы, районы, не подверженные промышленным загрязнениям

Районы в радиусе 3 км от источника загрязнения - металлургических, машиностроительных, металлообрабатывающих заводов, ТЭС и т.п.

Свыше 0,05 до 0,5

Районы вблизи химических предприятий, приморские районы

2.7. При выявлении в процессе эксплуатации конструкций многочисленных характерных отклонений (например, дефектов сварных швов) к проведению обследования могут привлекаться специализированные лаборатории, подразделения энергосистем.

2.8. Обследования конструкций ВЛ и ОРУ сторонними специализированными организациями производятся в следующих случаях:

при обнаружении значительных отступлений от проекта, при наличии массовых дефектов и повреждений конструкций, представляющих опасность для их несущей способности;

при наличии явной опасности хрупкого разрушения конструкций в результате применения сталей кипящих плавок, а также с другими отклонениями от требований норм;

при увеличении нагрузок на опоры (увеличение пролетов, замена проводов, тросов на большие сечения, при изменении расчетных ветровых, гололедных нагрузок).

2.9. Для определения объема и состава работ по обследованию необходимо установить однородные зоны эксплуатации конструкций ВЛ по следующим параметрам:

метеорологическим характеристикам (ветровой район, гололедный район, относительная влажность и температура воздуха, продолжительность увлажнения конструкций);

составу и концентрации коррозионно-активных агентов в воздушной среде;

характеристикам грунта и почвы.

2.10. Ветровой и гололедные районы определяются по картам ветровых и гололедных районов СССР или по региональным картам с использованием данных фактических наблюдений.

2.11. Относительная влажность воздуха, температура, продолжительность увлажнения конструкций определяются в соответствии с ГОСТ 9.039-74, а также с использованием данных метеорологических станций.

Для определения продолжительности увлажнения конструкций устанавливается фактическая продолжительность пребывания видимой пленки влаги на поверхности металла по суммарной продолжительности выпадения дождя, снега с дождем, мокрого снега, измороси, мороси, росы, тумана, оттепелей (если снег лежит на конструкции).

2.12. Концентрация и химический состав воздушной среды и характеристики грунта устанавливаются по данным специализированных лабораторий.

2.13. Установление однородных зон эксплуатации производится перед первым обследованием и используется в каждом последующем. Зоны эксплуатации рекомендуется нанести на трассу (профиль) воздушной линии.

2.14. В пределах одной однородной зоны эксплуатации ВЛ достаточным для оценки технического состояния опор в этой зоне является обследование двух-трех опор каждого типа.

В том случае, если заключение о техническом состоянии обследованных опор в пределах зоны различны, необходимо провести обследование всех опор в зоне.

2.15. Если определения однородных зон ВЛ не выполнено, следует провести сплошное обследование опор линии.

Сплошное обследование опор следует производить также при решении вопроса о их реконструкции или замене.

2.16. При выборе зон и конкретных опор, подлежащих обследованию, необходимо учитывать данные проводившихся ранее обследований.

2.17. На ОРУ обследованию подлежат все порталы.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

3.1. Обследование включает следующие этапы:

натурное освидетельствование конструкций;

оценку технического состояния конструкций;

разработку конкретных рекомендаций по ремонту, усилению, реконструкции обследованных объектов.

3.2. При необходимости в процессе обследования следует произвести оценку качества стали опор (порталов) с целью определения или уточнения марки материала и выявления соответствия свойств стали требованиям действующих норм, проекту, а также уточнения расчетных характеристик.

3.3. Подготовительные работы включают в себя подбор и изучение необходимой технической документации; составление рабочей программы обследования; проведение организационно-технических мероприятий.

3.3.1. В перечень необходимой для изучения технической документации входят:

комплект чертежей металлических опор, порталов, фундаментов;

сертификаты на сталь и другие материалы;

акты на скрытые работы;

журналы монтажных работ;

акты приемки в эксплуатацию;

паспорта ВЛ, ОРУ;

протоколы испытаний и измерений;

акты осмотров и измерений;

материалы учета технического обслуживания и ремонта ВЛ, ОРУ (в том числе материалы предыдущих обследований);

данные об отказах ВЛ, ОРУ.

3.3.2. Рабочая программа обследования должна включать:

цели и задачи обследования;

объем и состав работ;

перечень необходимых приборов, инструментов, приспособлений и материалов (приложение 3);

В контакте
Одноклассники
Мой мир
Твиттер
Гугл+
RSS

Вопрос администрации

Тесты с ответами и комментариями, без рекламы.

Сервис тестирования

Панель авторизации

Инструкция по пользованию сайтом

В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

В контакте
Одноклассники
Мой мир
Твиттер
Гугл+
RSS

Вопрос администрации

Купить Билеты с ответами в формате Word

Магазин учебных материалов

Панель авторизации

Инструкция по пользованию сайтом

В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

Читайте также: