С чердака дома хорошо была видна страница железная дорога и степь запятые

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Система упражнений по теме

«Однородные и неоднородные определения»

Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной самостоятельно характеризуют слово лощина, а во втором предложении определение широкой характеризует словосочетание тёмной лощиной. Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.

Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.

УПРАЖНЕНИЕ 1.


Прочитать выразительно предложения и ответить на вопрос:

Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Найти однородные определения и установить, что они обозначают.

1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.

(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон ( в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).


УПРАЖНЕНИЕ 3.

Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.

На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).

Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.

Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)


УПРАЖНЕНИЕ 4.

Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.

Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом. Она смотрела на него своим бархатным, чёрным взглядом. Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.

Обычно в роли однородных определений выступают одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространённое определение или причастный оборот.

Например: Весёлый, сложившийся без нас вечер был в разгаре.

При обратном порядке определений, то есть если распространённое определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.

Сравним: Сложившийся без нас весёлый вечер был в разгаре.


ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.


1.Перестроить предложения так, чтобы между определениями ставилась запятая.

В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек. В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому. Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. В кухне стоял крытый клеёнкой деревянный стол. Плотно стоящие тёмные ели отражались в воде. Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки. На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь. У него был хорошо отработанный быстрый шаг.


2.Распространить предложения однородными определениями.

Все реки запрудил……………………..лёд. ( Мелкий, сплошной).

…………….тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжёлые, холодные)

И всё это говорилось с…………………….улыбкой. (Умной, доброй).

В шагах ста от холма зеленела………………..осока. (Густая, пышная).

Хороша была………………….берёзка. (Развесистая, белоствольная).

На станции зажглись…………. и ………….огоньки. (Белые, красные и зелёные).


3.Распространить предложения неоднородными определениями.

Под одним из клёнов стояла ветхая скамья на заржавленных………лапах (чугунных). Запущенный……парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый). Осенью часто налетают порывистые……..ветры (холодные). Ксёндз носил чёрное………..пальто (длиннополое). Сутулый человек был одет в серый……….костюм (тонкий). Он поднялся по витой………лестнице (железной). Мы напились холодной……..воды (вкусной). Книга обладает колоссальной…………силой (притягательной). Большая…………тень виднелась рядом с домом (чёрная). Этот человек ходил всё лето в желтоватом………..кафтане немецкого покроя (полотняном).

ТЕСТ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Отметить номера предложений, где ставится запятая.

1.У всех было бодрое радостное настроение.

2.Старинные каменные стены окружали крепость.

3.Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4.Он любил сильное решительное слово.

5.Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.

6.Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7.Случались весёлые грустные смешные дела.

8.Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9.Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.

10.Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.

11.Прямые стройные кипарисы окружали дом.

12.Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.

13.С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.

14.Крепость была погружена в привычный мирный сон.

15.Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.

16.Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.

17.Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.

18.Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

19.Туда вела единственная песчаная дорога.

20.Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.

21.казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

22.На хуторском глухом подворье стояла кузница.

23.Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

24.Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

25.Перед ним расстилалась пенистая морская даль.

26.Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

27.В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

28.Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

29.Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

30.Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.

Ключ к тесту:

Латыпова Римма Закировна, учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа 30».

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Санин ощущал во всем своём существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.

Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.

На улице жарко и даже в доме ничего не хочется делать.

От него не было ни слуху ни духу.

Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу вишнёвым заревом.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

Для Алевтины Васильевна хотя привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.

В лесу куковали кукушки и слышались звонкие голоса девчонок.

Маленький Людвиг имел красивый голос и отличный слух и в шесть лет его отдали в школу при соборе Святого Ромбаута.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.

Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.

Ни свет ни заря отправилась Матрёна в город.

Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно.

Отовсюду звучат австрийские и немецкие венгерские и славянские мелодии.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Светало и первые петушиные крики всё уверенней и звонче раздавались в разных местах деревни.

Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.

Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи.

И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и реализации его в художественном образе.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Я имею поручения как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

За неделю боёв и беготни по лесам люди измотались и отощали на одной воде и картошке.

Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.

Уже давно стемнело и звезды ярко засияли на тёмно-синем покрывале неба.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Клёны и березки столпились на пригорках и в лощинах.

Накануне было ветрено и море по-прежнему выбрасывало на берег какие-то тёмные водоросли.

Дороги да туманы лежат на том кургане.

Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.

Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критками и тогдашнею публикой.

И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут.

Тихая ночь и только рыба плеснёт по воде да скрипнет старая сосна.

На площади играл оркестр и танцевали пары.

Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость.
Среди сибирских рек есть и большие, и малые, и спокойные, и буйные.
На улице жарко, и даже в доме ничего не хочется делать.
От него не было ни слуху ни духу.
Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу вишнёвым заревом.
Ответ: 13
___
Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.
Для Алевтины Васильевны хотя привычна, но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
Отрывистый и ломаный звук метался, и прыгал, и бежал куда-то в сторону от других.
В лесу куковали кукушки и слышались звонкие голоса девчонок.
Маленький Людвиг имел красивый голос и отличный слух, и в шесть лет его отдали в школу при соборе Святого Ромбаута.
Ответ: 25
___
Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.
Ни свет ни заря отправилась Матрёна в город.
Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно.
Отовсюду звучат австрийские и немецкие, венгерские и славянские мелодии.
Ответ: 25
___
Светало, и первые петушиные крики всё уверенней и звонче раздавались в разных местах деревни.
Не то сон, не то наваждение, не то видение чудное показалось старому монаху.
Он упал возле ног вороного коня и закрыл свои карие очи.
И день и ночь мой Ленинград стоял и жил, сражался и мечтал.
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и реализации его в художественном образе.
Ответ: 14
___
Я имею поручения как от судьи, так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
За неделю боёв и беготни по лесам люди измотались и отощали на одной воде и картошке.
Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.
Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
Уже давно стемнело, и звезды ярко засияли на тёмно-синем покрывале неба.
Ответ: 15
___
Клёны и березки столпились на пригорках и в лощинах.
Накануне было ветрено, и море по-прежнему выбрасывало на берег какие-то тёмные водоросли.
Дороги да туманы лежат на том кургане.
Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.
Ответ: 24
___
Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
Как недостатки, так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критками и тогдашнею публикой.
И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут.
Тихая ночь, и только рыба плеснёт по воде да скрипнет старая сосна.
На площади играл оркестр и танцевали пары.
Ответ: 24

На площади играл оркестр, и танцевали пары.
Там ведь 2 грамматические основы, поэтому перед и будет запятая

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Орфография

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

Грамматическая ошибка: Идя по улице , у меня.

Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял ,

«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

1)определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

10. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:

1)Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1)Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

13. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)
1)Обособленное нераспространённое определение
2)Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

15. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса (И.Гребенюк)
1)Обособленное нераспространённое определение
2)Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

16. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1)Обособленное распространённое определение
2)Обособленное распространённое приложение
3)Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение

17. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2)Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

18. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1)Необособленные приложения
2Обособленное определение
3)Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

19. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)
1)Обособленное распространённое приложение
2)Обособленное нераспространенное приложение
3)Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение

20. Укажите способ выражения определения в предложении:

Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. (В.Короленко)
1)Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
3)Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное несогласованное определение

21. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)
1)Обособленное распространённое приложение
2)Обособленное несогласованное определение
3)Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

22. Укажите способ выражения определений в предложении:

Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. (Л.Князев)
1)Необособленное приложение
2)Необособленное определение
3)Обособленные определения, выраженные причастными оборотами
4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Читайте также: