Руины стены дома на маросейке

Обновлено: 28.03.2024

Маросейка является частью древней Покровской улицы и получила своё название в XVII веке по Малороссийскому подворью (с искажением Малоросейка - Маросейка), которое находилось на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулков, на месте нынешних домов 9 и 11. В подворье останавливались приезжавшие из Малороссии купцы, дипломаты, духовные деятели и другие. В XVII веке Маросейка простиралась до Покровских ворот. Деление старой Покровки на Покровку и Маросейку установилось в первой половине XIX века (на атласе 1853 года улицы показаны в их нынешних границах).Маросейка хранит тот самый хух Старой Москвы, и вроде бы здания низенькие, многие примечательные здания уничтожены, но Маросейка жива в самом своем существовании и образе несмтря на современный прагматизми суету. И это явно чувствуется! Это и хотел передать на фото.


P.S. Эти вездесущие китчевые фонари "А-ля Пушкин" в Старой Москве конечно портят общую картину, но ведь раньше над улицами были протянуты тысячи безобразных кабелей, висячих фонарей и растяжек, так что принятие этих городских фонарей вынужденная компромиссная и смиренная неизбежность) Наверное пройдет не так много времени и власти конечно же придумают более совершенное и экологичное с точки зрения городское освещение в узких городских улочках без нарушения духа Старой Москвы, взламывая в очередной раз тротуары и перекладывая заодно пресловутую "плитку" - тем более осваивать городской бюджет ведь "надо" постоянно) Кстати "у съемки Старой Москвы" появилась еще одна относительно новая "головная боль" - "как бы поменьше разместить в кадре ужасающих своим взломом образа городских улиц, дорожных знаков и указателей" и это проблема для тех кто хочет запечатлеть "теплый" низкоэтажный городской пейзаж) Но с другой стороны, порядка, чистоты и света в центре стало больше, ну, и Слава Богу.

Recent Posts from This Journal


"Белое на зелёном"


After the Storm - Mumford & Sons (with official Lyrics)

Хотел здесь немного поразмышлять на тему поэтики глубинных смыслов песни, но передумал, ведь у каждого может быть свой душевный отклик в…


Яблони уже цветут.


Дом О.С. Толоконниковой на Пятницкой, 67/1

Всего 10 фото Знаете! Бывает, когда хочется узнать историю какого-либо московского здания именно из-за его уникальной истории. Что…


"Дела собачьи", или курцхаар

Оригинал 1800х1200 Курцхаар – короткошерстная порода, выведенная в Германии для охоты на дичь. Описание породы курцхаар объясняет…


Церковь Воскресения Словущего, что в Монетчиках, или Москва, которой уж нет

Церковь Воскресения Словущего в Хомутове, в Стрелецкой слободе, в Монетчиках - Монетчиковский пер., 7, угол Словущенского, ныне 6-го…

Пройдя по Маросейке, можно обнаружить маленькую странность: за домом №11 сразу следует №15. Между двумя стенами – узенький Маросейский тупик. Он и ведет к дому с аркой, №13с2.

В тупике

Несколько сотен лет назад этот проезд доходил до Малого Златоустинского переулка и сам являлся переулком. Однако в 1653 году в Москву пришла чума… После нее недалеко от церкви Николы в Столпах пришлось расширить кладбище, и оно перегородило дорогу.

Вплоть до начала XX века тупичок то появляется, то исчезает на московских картах… в реальности же существует до сих пор!

За ней – виднеется какой-то дом… Посмотрим крупным планом:

108 лет спустя, пройдя под аркой дома №13с2, мы упираемся в таинственную красную руину . Здесь и кончается Маросейский тупик.

Что за руина?! Какова ее история?

Церковь? Ага!

По Интернету уже ходит слух, что это была церковь. Легенду, говорят, распространяют даже местные. Она попадает в статьи москвоведов, даже в книги (!) – не буду писать, кто опозорился: я не злодей…

Вся соль даже не в том, что тут не существовало церкви, а в том, что еще в «лихие девяностые» это здание было обыкновенным жилым домом. Как мало надо времени, чтоб родилась легенда…

Более того: большинство граждан, даже не бывавших на Маросейке, этот дом видели целым и здоровым!

Как же он выглядел?

Здание появляется в фильме «Покровские ворота» на четвертой минуте и тринадцатой секунде, когда Савранский вместе с Костиком проносятся на мотоцикле сквозь арку.

В течение трех-четырех секунд мы видим небольшой одноэтажный флигелек с полуподвалом, на шесть окон, который примыкал к семи-восьмиэтажному доходному дому №13с3.

Теперь от флигеля осталась левая половина фасадной стены с пилястрами и входная группа с лучковым фронтоном. Деревянная дверь раскрыта. Через нее можно пройти в зеленый двор со спортивной и детской площадкой, а из двора есть выходы в Малый Златоустинский переулок.

Это постройка появилась в последнюю треть XIX века. Как выяснил москвовед Алексей Дедушкин, то была словолитня Якобсона.

В советское же время здесь находились две или три жилых квартиры. Еще в 1995 году в этом домике жили люди, на улице был звонок. Что же случилось дальше?

Как разрушали

Как говорят соседи, в 90-е какой-то бизнесмен купил постройку, расселил коммуналки… и исчез. То ли погиб, то ли уехал. Бесхозное здание было заселено людьми, жившими здесь на птичьих правах, и стремительно приходило в упадок.

Наконец, кто-то перекупил дом, и его начали ломать, чтобы построить новодел (пишут, что это случилось в 1998 году). Вдруг оказалось: документов на снос нет, а сама сделка купли-продажи оформлена с нарушениями. И снос остановили, оставив фасадную стену и зияющий подвал с коммуникациями. В 2013 году руина выглядела почти так же, как сейчас, но все еще была желтой.

И как руина стала красной

В 2017 году район благоустраивали по программе «Моя улица». Решено было руины не сносить, а укрепить и законсервировать. Кирпичную стену окрасили в ярко-красный цвет, это понравилось не всем, и некоторые соседи устроили протесты.

А что здесь было раньше?

На знаменитом плане Хотева (1852 год) на этом месте видим деревянный дом, по очертаниям очень похожий на наш флигель. Кажется, здесь был главный дом усадьбы, в которой совсем отсутствовали каменные здания. И это очень необычно: после 1812 года внутри Бульварного кольца строго запретили строить из дерева (первый запрет появился еще при Екатерине II). Что это значит? То, что дом здесь появился ДО 1812 и даже до 1775 года. Напомним, что кварталы между Маросейкой и Мясницкой при Наполеоне не горели.

Если бы этот домик сохранился… в Москве, по-моему, вовсе нет «родных» деревянных построек середины XVIII века или старше – кроме того, что привезли в Коломенское.

Лев Колодный пишет, что это было здание 1763 года и что в пушкинские времена тут жил популярный доктор Христиан Лодер.

Когда городская застройка обрастает дворовыми лабиринтами, переулками без названия и подворотнями, город оживает. Прекрасный пример Маросейка. Приглашаю на прогулку!

Нечётная сторона: Маросейка Малый Златоустинский переулок

Если идти по нечётной стороне Маросейки, можно заметить, что за домом 11 сразу идёт дом 15. А где же 13-й дом? Может, его нет (несчастливое число)? Да вот он, в подворотне, куда завлекает высокая проездная арка.

Дом 13 строение 2 (доходный дом Лобозева) построен известным архитектором и домовладельцем начала XX века Э. К. Нирнзее.

Дом 13 строение 2 (доходный дом Лобозева) построен известным архитектором и домовладельцем начала XX века Э. К. Нирнзее.

В арке дома 13 по инициативе жителей в начале 1990-х была установлена табличка в память о жертвах войны и репрессий: "1937–1952 / Всем кто жил / в этом доме / ушел и не вернулся / 1941–1945". Известны имена шести репрессированных.

За аркой можно обнаружить дворовую затею – руину, недавно облагороженную и выкрашенную в красный цвет.

Через сквер и двор можно выйти в Малый Златоустинский переулок, где до 1930-х годов был древний Златоустовский монастырь.

Через сквер и двор можно выйти в Малый Златоустинский переулок, где до 1930-х годов был древний Златоустовский монастырь.

Вернёмся по Малому Златоустинскому переулку на Маросейку. В конце Большого Златоустинского переулка можно зайти в арку дома 9/2 и, пройдя сквозь двор, оказаться на Маросейке.

С этой стороны Маросейки есть ещё один примечательный двор, в который ведёт арка посередине дома 11 (с 2018 года он на реставрации, и двор закрыт). В основе дома Нарышкина-Рагузинских палаты XVII века, о которых напоминают три окна с резными наличниками на дворовом фасаде.

Чётная сторона: Маросейка Петроверигский переулок улица Забелина

Петроверигский переулок начинается от Большого Спасоглинищевского (вход через арку дома 6) и долго петляет до Старосадского.

Петроверигский переулок назван по церкви Положения честных вериг святого апостола Петра, которая сгорела в пожаре 1812 года и была разобрана в 1844 году.

Петроверигский переулок назван по церкви Положения честных вериг святого апостола Петра, которая сгорела в пожаре 1812 года и была разобрана в 1844 году.

В Петроверигском переулке нельзя пройти мимо усадьбы Тургеневых-Боткиных XIX века. В 2017 году перед ней был тихо установили памятник Ивану Грозному (как отметил историк Андрей Юрганов, памятники тиранам обычно ставят при тирании). Этот памятник предназначался для города Александрова, где находилась резиденция Ивана Грозного, но его авторы поссорились с местной администрацией. Скульптуру приютило в Москве Российское военно-историческое общество. Хочется верить, что временно.

В Петроверигском переулке нельзя пройти мимо усадьбы Тургеневых-Боткиных XIX века. В 2017 году перед ней был тихо установили памятник Ивану Грозному (как отметил историк Андрей Юрганов, памятники тиранам обычно ставят при тирании). Этот памятник предназначался для города Александрова, где находилась резиденция Ивана Грозного, но его авторы поссорились с местной администрацией. Скульптуру приютило в Москве Российское военно-историческое общество. Хочется верить, что временно.

После усадьбы Тургеневых-Боткиных Петроверигский переулок поворачивает налево, а прямо продолжается переулок без названия. Нам туда.


Дверь в никуда открыта всегда.
По верхней части Ивановской горки проходит древняя улица, которая сегодня разделена надвое: до Армянского переулка она Маросейка, а дальше - Покровка. Через высоченную арку дома №13 по Маросейке ещё с улицы хорошо просматриваются остатки кроваво-красной кирпичной стены какого-то старого сооружения. На этой кровавой стене сохранены незакрашенные фрагменты штукатурки, по которым видно, что раньше здание было светлого цвета.
Покопавшись в интернете, нашла информацию, что это стена разрушенной старой церкви, которую во время реконструкции покрасили в красный цвет. Надо заметить, что жильцы дома активно возражали против такого дизайнерского решения.
Что за церковь тут стояла, я так и не знаю. Может, кто-нибудь из знатоков подскажет.


Фоном для этой декорации служит дом Лобозева, стоящий в глубине тихого двора. Доходный дом по адресу ул. Маросейка, 13 построили в 1905 году по заказу одного из крупнейших домовладельцев Алексея Васильевича Лобозева (Лобзева). Проект дома подготовил Эрнст Карлович Нирнзее (также Нирензее; годы жизни точно не установлены) - московский архитектор и предприниматель-домовладелец, автор знаменитых "тучерезов", "домов Нирнзее" - первых московских небоскрёбов, перешагнувших отметку в восемь этажей.
Шесть этажей дома занимали квартиры, сдававшиеся в аренду. В 1914 году дом принадлежал сыну А.В. Лобозева - потомственному почётному гражданину Александру Алексеевичу Лобозеву.

Posts from This Journal by “Москва” Tag


Субботнее фото. Из серии "Московские переулки"


Субботнее фото. Из серии "Московские переулки"

В одном переулке стояли дома. По одной стороне улицы тянется длинный ряд однообразных двухэтажных жёлтых домов. Ряд прерывается доходным домом…


Усадьба Колычёвых как образец московского классицизма

Большая Никитская, 2015 год Усадьба Колычёвых относится к лучшим образцам московского классицизма конца XVIII - начала XIX веков. На протяжении…


Помолчим.


Где эта улица, где этот дом?


Пасха в Москве

С Праздником Пасхи! Традиционно в Москве торжественно и радостно отмечают Пасху, а в московских парках и на бульварах подготовлены особые…

Всего 18 фото

Всего 18 фото

Не многие знают, что на месте этого довольно примечательного здания с ротондой в начале улицы Маросейка когда-то находился древнейший московский Покровский монастырь, который и дал впоследствии название улице Покровка. Это мы уже потом обыденно узнаём, что смотрим на главный дом усадьбы Разумовских. Однако обо всем по-подробней и под катом.

Все фото кликабельны.

Покровский монастырь и церковь Покрова в Садех

Покровский великокняжеский монастырь известен с 1479 года. Возможно, он был поставлен как «сторож» дороги Хомутовки, являвшейся продолжением Ильинки за воротами Китай-города. Позднее эта дорога превратилась в городскую магистраль, начальный отрезок которой стал называться Маросейкой, а следующий участок по названию монастыря - Покровкой.

02. Расположение Покровского монастыря на Сигизмундовом плане Москвы. 1610 год.

02. Расположение Покровского монастыря на Сигизмундовом плане Москвы. 1610 год.

В XV веке в районе улицы Маросейки располагались великокняжеские сады, по которым монастырская церковь, давшая название улице Покровке, называлась церковью Покрова в Садех (впервые упоминается в 1488 году). В дальнейшем, после упразднения монастыря, его церковь стала приходской. Однако, в XVIII веке она почти лишилась прихожан и была снесена около 1778 года при организации усадьбы В.П. и А.К. Разумовских. Свое название монастырь и церковь получили по одноименному православному празднику. Находился же монастырь как-раз примерно на месте дома № 2 по Маросейке.

03. Дом графа Разумовского и Ильинские ворота Китай-города. 1800-1809 годы. Ф.Я. Алексеев или ученики. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, кисть, перо. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург. Обращает на себя внимание, что художником существенно сжато расстояние от Ильинских ворот до главного Дома усадьбы Разумовских. Как мы видим, художник изобразил наличие защитного рва, заполненного водой из Неглинной. Сейчас это довольно трудно вообразить) Сейчас на месте зрителя находится как раз Политехнический музей.

03. Дом графа Разумовского и Ильинские ворота Китай-города. 1800-1809 годы. Ф.Я. Алексеев или ученики. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, кисть, перо. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург. Обращает на себя внимание, что художником существенно сжато расстояние от Ильинских ворот до главного Дома усадьбы Разумовских. Как мы видим, художник изобразил наличие защитного рва, заполненного водой из Неглинной. Сейчас это довольно трудно вообразить) Сейчас на месте зрителя находится как раз Политехнический музей.

Усадьба Разумовских

В екатерининские времена церковь была упразднена и разобрана, и земля попала в руки к архитектору Карлу Бланку

04. Генеральный план земельного участка на месте Покровского монастыря. Казаков. Дом Разумовского на Маросейке.

04. Генеральный план земельного участка на месте Покровского монастыря. Казаков. Дом Разумовского на Маросейке.

Архитектор объединил бывший церковный погост с тремя смежными дворами, и в 1779 году образовавшееся владение было продано Варваре Петровне Разумовской (урождённой Шереметевой, сестре Николая Шереметева) за 7000 рублей.

05. Планы корпусов главного Дома Варвары Разумовской. Казаков.

05. Планы корпусов главного Дома Варвары Разумовской. Казаков.

Чуть позже начинается строительство усадьбы, продолжавшееся вплоть до 1796 года. К сожалению, архитектор, разработавший проект строительства, остаётся неизвестным: возможно, это мог быть сам Карл Бланк, у которого Разумовская приобрела землю, но на это нет каких-либо прямых указаний.

06. Дом Варвары Разумовской на Маросейке. Фасад и разрез главного корпуса. В нижней части эскиза фасад усадьбы Разумовских со стороны Маросейки и Никольской церкви в Кленниках. Как мы видим, было два въезда с Маросейки.

06. Дом Варвары Разумовской на Маросейке. Фасад и разрез главного корпуса. В нижней части эскиза фасад усадьбы Разумовских со стороны Маросейки и Никольской церкви в Кленниках. Как мы видим, было два въезда с Маросейки.

В усадебном комплексе было также два каменных флигеля по бокам от главного углового объема, конюшня, каретная, погреба, колодцы, сад. «Огромный дом . набит был великолепным Шереметевским серебром и всякими драгоценностями, доставшимися графине от отца и свёкра». Графиню обслуживало 78 человек дворовой прислуги. От всей застройки усадьбы до наших дней сохранился лишь главный дом, законченный в 1796 году уже для одной В.П. Разумовской.

07. Первый основной уровень Дома Варвары Разумовской. В центре плана дома Разумовской можно заметить домовую церковь. 1980-е.

07. Первый основной уровень Дома Варвары Разумовской. В центре плана дома Разумовской можно заметить домовую церковь. 1980-е.

По иронии судьбы отстроенный на Маросейке дворец стал для Варвары Разумовской буквально местом ссылки: хотя она была одной из завидных и богатейших невест России, их брак с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским не удался. После 10 лет совместной жизни (1774-1784 годы), за которые они успели обзавестись 3 дочерьми и 2 сыновьями, Алексей Кириллович настоял, чтобы Варвара Петровна покинула семью и жила отдельно, после чего она стала в одиночестве жить в новом доме на Маросейке, полностью отказавшись от светской жизни. В доме митрополитом Платоном было разрешено устройство домовой церкви.

08. Второй основной уровень Дома Варвары Разумовской. 1980-е.

08. Второй основной уровень Дома Варвары Разумовской. 1980-е.

Во время пожара 1812 года дом Разумовской практически не пострадал, поскольку приглянулся французскому маршалу Эдуарду Адольфу Мортье, которого Наполеон назначил губернатором Москвы, и стал его резиденцией.

09. Угловая ротонда Дома Варвары Разумовской на Маросейке. На дальнем плане Никольская церковь в Кленниках.

09. Угловая ротонда Дома Варвары Разумовской на Маросейке. На дальнем плане Никольская церковь в Кленниках.

Дом относится к типу, распространившемуся в Москве в период зрелого классицизма. Он состоит из четко выраженного объема угловой ротонды и примыкающих к нему по линиям улицы и проезда двух симметричных корпусов.

10. Северный корпус Дома Варвары Разумовской и угловая ротонда

10. Северный корпус Дома Варвары Разумовской и угловая ротонда

Значительность здания, не просто фиксирующего угол квартала, но как бы создающего торжественный вход в улицу, подчеркнута особой монументальностью пропорций и лаконизмом боковых фасадов, выделяющих колоннаду ротонды, увенчанной бельведером.

11. Верхняя часть ротонды

11. Верхняя часть ротонды

Парадные помещения дома, среди которых были две круглые гостиные - в угловой ротонде и во внутреннем углу дома - и большой зал с хорами, окнами во двор, живописно группировались вокруг обширного полукруглого аванзала.

12. Нижняя часть ротонды

12. Нижняя часть ротонды

После смерти В.П. Разумовской в 1824 г. усадьба начала быстро застраиваться. Пристройки к торцам и заднему фасаду исказили четкий облик дома.

13. Северный корпус Дома Варвары Разумовской — вид со стороны Маросейки

13. Северный корпус Дома Варвары Разумовской — вид со стороны Маросейки

В 1864 г. были частично изменены декор главного фасада, ордер окружающих ротонду полуколонн и бельведер, а в 1894 г. и внутренняя планировка.

14. Западный фасад Дома Варвары Разумовской со стороны Ильинского сквера

14. Западный фасад Дома Варвары Разумовской со стороны Ильинского сквера

Дворец Разумовской упомянут в «Войне и мире» на страницах, описывающих Москву перед приходом французов: «У угла Маросейки, против большого, с запертыми ставнями дома» мастера пришли брать расчет у хозяина, а тот уже уехал.

15. Ильинские ворота Китай-города. 1800-1809 годы. П. Моисеев. Этот вид на Ильинские ворота как раз со второго уровня западного корпуса главного усадебного Дома Разумовских. На первом плане, на месте нынешнего Ильинского сквера, дровяные сараи.

15. Ильинские ворота Китай-города. 1800-1809 годы. П. Моисеев. Этот вид на Ильинские ворота как раз со второго уровня западного корпуса главного усадебного Дома Разумовских. На первом плане, на месте нынешнего Ильинского сквера, дровяные сараи.

Как мы видим, на Хотевском плане Москвы эти сараи на месте Ильинского сквера назывались Балаганами)

16. Хотевский план Москвы. 1852 год. Голубым контуром выделены Ильинские ворота, а красным — земельный участок усадьбы Разумовских.

16. Хотевский план Москвы. 1852 год. Голубым контуром выделены Ильинские ворота, а красным — земельный участок усадьбы Разумовских.

В XIX веке усадьба меняет хозяев: с 1826 года в ней жил Григорий Хомутов (московский уездный предводитель дворянства), а в 1839 дом попадает в руки некой В.Д. Поповой, по заказу которой архитектор Василий Балашов пристраивает к нему флигель, в дальнейшем переделанный в доходный дом с лавками.

17. Внутренний двор Дома Варвары Разумовской — вид в сторону угловой ротонды

17. Внутренний двор Дома Варвары Разумовской — вид в сторону угловой ротонды

Во второй половине XIX века усадьбой владеет купеческая династия Еремеевых, при которых в 1864 году происходит частичное переоформление фасадов, в 1890 году дом перестраивается по проекту архитектора Адольфа Кнабе, а в 1894 его внутренние помещения перепланируются для размещения на первом этаже торговых залов. В начале XX века в главном здании усадьбы размещался довольно знаменитый в Москве трактир Ирины Коленовой.

18. Маросейка и Дом Варвары Разумовской на месте старого Покровского монастыря

18. Маросейка и Дом Варвары Разумовской на месте старого Покровского монастыря

После революции в здании было общежитие Центросоюза. Адрес «Маросейка, д. 2/15, общежитие Центросоюза» встречается в одном из писем В.И. Ленина, в котором он просит устроить жившую там 14-летнюю дочь умершего большевика И.А. Саммера в показательную школу Наркомпроса. Затем в доме располагался Институт востоковедения имени Нариманова.

Интересно, что в здании вот уже более века находится аптека: открывшись ещё до Революции, она работала в советские годы и сохраняется до сих пор (сейчас аптека «Столетов»).

Белый город. Макаревич Г.В., Альтшуллер Б.Г., Балдин В.И., Богданов В.В., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1989.

Клименко Ю.Г. Московская усадьба И.И. Юшкова. К вопросу о реконструкции первоначального замысла.

Читайте также: