Родная литература фундамент для творчества современных писателей

Обновлено: 12.05.2024

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художественного текста и самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытие нравственного содержания произведений писателей Тульского края.

Программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения тульских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям обучащихся.

ВложениеРазмер
literatura_kak_rodnaya.doc 422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для 5 - 9 классов

Ястребова Лариса Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художественного текста и самостоятельной исследовательской деятельности, раскрытие нравственного содержания произведений писателей Тульского края.

Программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения тульских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям обучащихся.

Тематическое планирование представлено в нескольких вариантах с разным количеством учебного времени для изучения учебного предмета. Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год, максимальный объем (85 часов) - на 5 лет обучения.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • понимание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, родной край, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • обретение целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • приобретение коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознания через освоение художественного наследия писателей родного края, творческой деятельности эстетического характера.
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий .
  • сформированность внутренней потребности обучающихся в чтении произведений писателей-орловцев, чувства любви к своей родине, Тульской земле, чувства кровного родства с ее прошлым и настоящим, отраженным в художественных текстах;
  • получение опыта медленного чтения произведений русской родной (региональной) литературы;
  • приобретение знаний о жизни и творчестве тульских поэтов и прозаиков, постижение тайн художественного слова наших великих земляков;
  • сформированность умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
  • умение делать читательский выбор;
  • умение использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
  • овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности;
  • овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
  • сформированность у обучающихся основ культурологических знаний, бережного отношения к реликвиям прошлого, к своей малой родине, углубление представлений об истории и культурных связях родных мест с жизнью всей страны.

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная литература»

5 класс (17 часов)

Устное народное творчество Тульского края (1 час). Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Сказители Тульской земли и собиратели фольклора.

Малые жанры фольклора (4 часа) . Детский фольклор. Колыбельные песни. Выражение материнской любви и заботы. Приговорки, скороговорки, потешки, заклички. Своеобразие поэтических формул. Пословицы и поговорки. Выражение в них народной мудрости. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Загадки. Точность наблюдения над явлениями жизни. Образность и яркая выразительность. Основные художественные приемы, лежащие в основе загадок.

Обрядовая поэзия (4 часа). Календарно-обрядовая поэзия. Зимний цикл. Весенне-летний цикл календарно-обрядовой поэзии. Семейно-обрядовая поэзия. Поэзия свадебного обряда. Причитания, заговоры

Сказки (4 часа). Сказка – одна из самых древних форм устного народного творчества, отражающая быт, воззрения народа, черты национального характера. Сказки Тульского края: «Небылица», «Жадная старуха», «Дрозд Ерофеич, Сорока - Белобока и Лиса-Патрикеевна» и др.

Русская народная песня (3 часа). Мир русской народной песни. Песня как выражение души народа. Разнообразие тематики: лирические, исторические, хороводные, игровые, шуточные, плясовые. Поэтические особенности песен.

Частушка (1 час) – малый песенный жанр, отражающий различные стороны народной жизни. Поэтика частушек.

6 класс (17 часов)

Были и легенды о Тульском крае (2 часа). Поэты и писатели нашего края. Легенды о поселении наших предков.В. Лёвшин « Описание Тульской губернии», А. Болотов «Памятник пртекших времён»

Картины русской осени в произведениях поэтов и писателей 19 века (2 часа).

Фет А.А. «Горячий ключ», «Псовая охота», «Задрожали листья, облетая. » и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И. «Осенний вечер», «Успокоение», «Овеян вещею дремотой. » и другие стихотворения.

Бунин И.А. «Листопад». «Костер». «Вечер» к другие стихотворения; «Антоновские яблоки» (фрагменты). Духовная близость поэтов и писателей к природе и родине. Изобразительно-выразительные средства создания картин природы.

Л.Н.Толстой « Рассказы для детей» (2 часа). Тема детства и образ ребенка в рассказе. Детские впечатления писателя. Экскурсия по тульским толстовским местам города Тулы.

Русская зима в лирике русских поэтов 19 – 20 века (2 часа)

Фет А.А. «Скрип шагов вдоль улиц белых. ». «Печальная береза. ». «Чудная картина» и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И «Чародейкою-зимою, «Декабрьское утро» и другие стихотворения.

Бунин И.А. «Крещенская ночь». «На окне серебряном от инея. ». «Иней» и другие стихотворения. Выражение глубокой любви поэтов к природе и малой родине. Поэтические средства художественной выразительности.

Лесков Н.С. «Зверь» (3 часа). Жанр рождественского рассказа. Духовное перерождение героя.

Картины весенней природы в лирике русских поэтов (2 часа).

Фет А.А. «Весенний дождь». «Еще весны душистой нега. ». «Первый ландыш» и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И. «Первый лист». «Весенние воды». «Еще земли печален вид. » и другие стихотворения.

Бунин И.А. «Весеннее». «Опять с зарею. «Северная береза» и другие стихотворения. Мир природы в изображении поэтов. Художественное мастерство в создании картин природы.

Бунин И.А. «Танька» (2 часа). Судьба детей в рассказах Бунина. Гуманизм писателя. И.А. Бунин и Тульский край

Картины русского лета в изображении руссских поэтов (2 часа)

Фет А.А. «Бабочка». «Зреет рожь над жаркой нивой». «Облаком волнистым. » и другие стихотворения.

Тютчев Ф.И. «В небе тают облака. «Молчит сомнительно восток. ». «Как весел грохот летних бурь. » и другие стихотворения.

Бунин И.А. «И цветы, и шмели. ». «Перед закатом набежали. » и другие стихотворения. Острое чувство красоты природы и близости человека к ней. Художественные средства их выражения.

7 класс (17 часов)

Тульский край — литературное гнездо России (1 час). Поэты и писатели — уроженцы города Тулы. Связь творческих биографий русских писателей и поэтов с Тульской землёй.

Устное народное творчество (2 часа). Туляки - собиратели народного творчества. В. А. Левшин « Топографическое описание Тульской губернии, П.В.Киреевский и его «Собрание народных песен». Экскурсия в бытовой музей Тульской духовной семинарии.

Лесков Н.С. (2 часа). «Неразменный рубль». «Тупейный художник». «Пугало». «Несмертельный Голован». «Грабеж» (по выбору).

Н.С. Лесков и Тульский край. Мастерство Н.С. Лескова-рассказчика: знание народного слова в рассказе «Неразменный рубль». Проблема добра и зла в повести. Г. Успенский как бытописатель ( 2 часа ) « Нравы Растеряевой улицы». Жизнь тульского рабочего люда, тяжкие условия труда и быта.

И.С. Тургенев (3 часа). «Певцы». «Стихотворения в прозе». « Бежин луг» Тульская земля в жизни И.С. Тургенева. Экскурсия в Спасское-Лутовиново «По местам «Записок охотника». Объективное изображение народной жизни в рассказе «Певцы». Вера автора в талант русского народа. Своеобразие жанра цикла «Стихотворения в прозе». Философское и нравственное содержание стихотворений в прозе. («Памяти Ю. Вревской» и другие по выбору учителя).

В.Я. Греков (1 час ) « Город над тихой Окой», « Местное время», «Хлебушко».

С.А. Есенин(2 часа) Стихотворения о родине и родной природе, о любви ко всему сущему.

К.Г. Паустовский (1 час). «Старик в потёртой шинели». «Малая родина» в сердце человека.

В.С. Сапронов (1 час ). Знакомство с биографией поэта. Стихотворения цикла «Родина рябиновой зари ». «Возвращение к истокам ». Тема Родины в творчестве поэта.

Н. Парыгина (1 часа). Отрывки из романа « Вдова». Личность и судьба писательницы. Любовь к родному краю как выражение патриотического чувства автора.

Писатели и поэты Тульской земли о Великой Отечественной войне (1 часа). В.Г. Ходулин, С.И. Галкин, В. Пахомов и другие.

8 класс (17 часов)

Тульская земля в творчестве писателей XX века (1 час).

В.В. Вересаев (2 часа). « Записки врача» Вересаев и Тульский край. « Воспоминания», « К спеху» Тульский край в творчестве В. Вересаева.

И. Ф. Панькин «Легенды о мастере Тычке» (3 часа) Книга о тульских оружейных мастерах, продолжающих традиции легендарного Левши.

Г.А. Скребицкий- писатель-натуралист. (3 часа). Скребицкий - певец родной земли. Единство природы и человека в цикле прозаических миниатюр Острое чувство красоты родной природы и близости человека к ней. Лирическая проза писателя.

К.Г. Паустовский (3 часа). «Золотая роза». К.Г. Паустовский и Тульская земля. « Золотая роза» - книга о творчестве и писательском труде. Автор как главный герой произведения «Золотая роза».

С.И. Галкин (2 часа). Очерк жизни и творчества поэта. Истоки духовности в поэзии С.И. Галкина. Нравственные проблемы в стихотворениях поэта.

Малая проза современных писателей-туляков (3 часа). Н. Дружинин « Без вести пропавшие», П. Сальников « Горелый порох»

9 класс (17 часов)

Литературная жизнь Тульского края конца 18 — начала 19 в.в. (2 час).

Жуковский В.А. ( 2 час). Тульские страницы жизни поэта. «Певец во стане русских воинов». Тема войны 1812 года.Баллады Жуковского.

Пушкин А. С. (2 часа). Пушкинские тропинки в Тульском крае. Писатели-туляки о А.С. Пушкине. В. Ходулин и его пушкинская тема.

Л.Н. Толстой (3 часа). «Холстомер ». Личность и судьба великого писателя. Тульская действительность в публицистических статьях Толстого.Обличение произвола и жестокости помещиков-крепостников в рассказе «Утро помещика».

Тургенев И.С. (2 часа). «Дворянское гнездо». «Самая недоступная тайна» — повести И.С. Тургенева о любви. Образ «тургеневской девушки» Лизы Калитиной в романе. Нравственная проблематика романа «Дворянское гнездо».

М.Е. Салтыков-Щедрин и Тула . (3 часа). Тульские приметы в творчестве Щедрина. « История одного города». Обличение самодержавия, деспотизма и произвола.

Ф.Д Поленов. (1 час). Тульский край в жизни и творчестве Ф. Поленова. «Цвет побежалости»

Вклад тульских писателей и поэтов в развитие русской литературы. Обзор альманаха « Иван-озеро» (2 час).

Невозможно в полной мере представить влияние отечественной литературы на мировую культуру. Много нововведений принесли в мировую литературу русские соотечественники: такое понятие, как «маленький человек», первый и до сих пор единственный роман в стихах. Но главной особенностью русской литературы является душевность. Отечественные произведения манят искренним отношением авторов к просторам родины, настоящей любовью к нравам и традициям своего народа. Родная литература имеет связь с теми местами, откуда человек отправляется во взрослую жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин, автор таких великих произведений как роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и огромного количества стихотворений, известен по всему миру. В России именно Александр Сергеевич первым ввел направление романтизм, первым ввел образ «маленького человека», кем стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Язык Пушкина очень выразителен и уникален, примером может служить «онегинская строфа», которую никто еще не смог повторить.

Как писали Толстой и Достоевский, если бы Лермонтов прожил на десять лет дольше, им бы было нечего делать. Михаил Юрьевич погиб совсем молодым, прожив двадцать семь лет, но полных страстями и яркими событиями. «Лишний человек» Лермонтова, Печорин, несмотря на то, что Михаил пишет в предисловии, олицетворяет его самого. Никто не понимал Лермонтова, им восхищались и ненавидели, а сам он говорил, что друзей у него не было. Несмотря на короткую жизнь, он оставил после себя свыше 400-та стихотворений, 40-ка поэм и 3 романа.

Не обошлось без великих соотечественников и в 20-м веке. Маяковский, Есенин, Ахматова, Высоцкий, Бродский, Пастернак, Северянин. Через произведения данных авторов проходит одно новое дыхание русской литературы. И каким бы оно не было, проходят те же темы, что и у них предшественников, те же темы, что и в нынешней литературе, и все они знакомы современным людям, ведь они чувствовали то, что чувствует русский человек сейчас.

Родная русская литература учит быть человеком, личностью, потому и играет огромную роль в жизни людей.

2 вариант

Каждый из нас считает родной ту литературу, которая была написана на его родной земле. Для людей, родившихся в Российской Федерации, это русская литература. Ее роль бесценна. Горький однажды сказал: «Наша литература – наша гордость».

Я думаю, что каждый уважает ценности своей страны и почитает писателей, которые создавали шедевры на родном языке, рассказывая при этом о жизни соотечественников. Написанные ими творения, понимается сразу, в отличие от многих зарубежных произведений, которые удается полностью понять лишь после изучения истории страны.

Молодому поколению не стоит пренебрегать родной литературой, ведь она помогает в формировании личности. Отечественные писатели затрагивали не только вечные темы, но и трудности актуальные для собственной страны. Художественные произведения стоит прочитать еще и для ознакомления с фольклорными особенностями нации. Русская литература пропитана искренностью, любовь к колориту и нравам своих людей.

А.С. Пушкин написал великие шедевры, такие как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Пиковая дама» и множество стихотворений, полюбившимся миллионам людей из разных уголков планеты. Им было введено направление под названием романтизм. Пушкинские строки выразительны и уникальны и пример этому «онегинская строфа», ее не получилось повторить больше никому.

М.Ю. Лермонтов воссоздал образ «лишнего человека», Печорина, который покорил своим бездушием многих читателей. Лермонтовым восхищались, его же и ненавидели и, несмотря на свою короткую жизнь, он написал четыре сотни стихотворений, сорок поэм.

Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова учит различать добро и зло, дает силы двигаться дальше, объективно оценивая окружающих людей и мир в целом.

В прошлом веке получили заслуженную славу такие талантливые русские писатели, как Высоцкий, Ахматова, Маяковский. Они принесли свежее дыхание русской литературе.

Литература родных земель подпитывает чувство любви к Родине. А оно всегда было и будет важным нравственным качеством для каждого из нас. Вот в чем главное достоинство родной литературы.

Родная литература в душе каждого из нас должна быть на особом месте. Она способна привить наилучшие человеческие качества, помогает анализировать и избегать собственных недостатков. В нашей литературе великая сила, которая дает ответы на многие жизненные вопросы.

Сочинение 3

Родившись и получив воспитание в своем поселке или городе, каждый человек вбирает в себя его местные привычки, обычаи своей страны, касающиеся быта, образования и т.д. Поэтому, когда речь идет о родной литературе, то мы предпочитаем выбор книг, близких нам по духу.

Под понятием «родная литература» подразумеваются те произведения, которые знакомы и близки человеку из-за того, что их авторы имеют прямое отношение к этой же стране – они родились или проживают в ней. Таким писателям удается легко втянуть читателей в свой вымышленный мир, где есть и отрицательные, и положительные герои, имеют место знакомые места, праздники и традиции, но все, что окружает их, помогает стать участником событий.

Чувства, которые вызывает родная литература у каждого из нас, особенные. Эти произведения притягивают искренним отношением авторов к просторам родного края, настоящей любовью и заинтересованностью к нравам народа. Все это подробно описывается на страницах произведений. Такое отношение не может оставить равнодушным никого. Родная литература имеет связь с теми местами, откуда человек начинает путь во взрослую, самостоятельную жизнь. Поэтому понимание переживаний жителей своей страны для каждого писателя важно, ведь именно от читателей зависит успех автора работы.

Присутствие интереса к родной литературе имеет огромное значение в жизни читателя. В ней сосредоточены бесценные наблюдения, которые были накоплены на протяжении длительного времени. Это необходимо для того, чтобы читатель обогатил свой внутренний мир, узнав новую информацию о мире, смог научиться разграничивать понятия о добре и зле, истине и обмане. Для этого необходимо быть тесно связанным с литературными произведениями, имеющими отношение к своему краю. Каждый образ, событие произведений родной литературы накладывают в какой-то степени отпечаток на судьбу читателей благодаря тем эмоциям, понятиям, чувствам, которые они несут в жизнь реального человека.

Таким образом, родная литература в жизни каждого человека должна занимать достойное место, так как она воспитывает лучшие человеческие качества в людях, помогает проанализировать и понять собственные недостатки. Сила родной литературы велика и неоценима для любого из нас. За счет обращений к воспоминаниям о прошлом она способна восстановить силы человека, воспитать настоящие качества, понять истину.

Также читают:

Картинка к сочинению Родная литература

Популярные сегодня темы

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему

Мой любимый город Иркутск находится в Восточной Сибири, на реке Ангара, в 66 км, от озера Байкала. На территории города есть слияние реки Ангары и её притока Иркут. Именно он и дал название небольшому населенному пункту.

Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием, взятым из стихотворения Пастернака «Единственные дни» (И дольше века длится день), является дебютным

Сочинение «Родная литература» подразумевает описание литературы страны, в которой родился человек, литературы его малой родины, а также описание ценности и значения родной литературы в жизни каждого человека.

Литература Родины

Для каждого человека родной литературой является та, которая написана в родной для него стране. Так, для человека, родившегося в России, это русская литература. Для других людей родной является татарская, мордовская, украинская, киргизская, чувашская и другие литературы.

Каждый человек ценит традиции своего народа и почитает авторов, которые писали на родном языке, описывая при этом жизнь родного народа. Такие писатели намного ближе, так как описываемое ими понимается почти сразу, а зарубежные произведения можно полностью понять лишь при изучении истории страны.

Литература малой родины

Написание сочинения на тему «Литература родного края» невозможно без упоминания произведений тех авторов, которые жили в одном поселке, деревне или городе с тем учеником, который пишет сочинение. Для каждого края это свои писатели, которыми гордятся земляки. Их творчеству уделяется особое внимание, ведь материалом для произведений во многом послужили события, произошедшие в тех местах, где теперь живут его земляки.

Литература малой родины предполагает не только изучение писателей, которые уже получили известность по всей стране, но и авторов современных, которые пишут и творят прямо сейчас. Это дает повод гордиться собственным краем, в котором растут и живут писатели.

Значение родной литературы

Изучение родной литературы важно для формирования личности каждого человека, поскольку произведения отечественных писателей затрагивают не только вечные вопросы, но и проблемы, актуальные для конкретной страны. Изучение художественных произведений писателей-земляков представляет еще большую ценность, так как такие авторы являются выразителями мыслей определенной области конкретной страны. С помощью литературы родной страны и родного края у читателей углубляется чувство любви к своей Родине. А любовь к Родине – это важное нравственное качество каждого человека. В этом и заключается ценность родной литературы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Родная литература», рассмотрит значение в жизни человека произведений авторов-соотечественников и авторов-земляков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

Директор МАОУ СОШ №19

___________ Д.Ч. Колонина

« _____ » __________ 2021 г.

на 2021 – 2022 учебный год

по родной русской литературе

Учитель: Ряскина Людмила Валерьевна

всего: 17 ч.; в неделю: 0,5 ч.

Плановых контрольных работ – 2; из них: сочинений –2

Планирование составлено на основе

Основной общеобразовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №19

Цели изучения учебного предмета «Родная русская литература»

В курсе родной русской литературы актуализируются следующие цели:

· воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству родной русской литературы;

· формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

· понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

· формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

· обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культурного запаса;

· развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета

1. Календарно-тематическое планирование. 5 класс (17 часов)

Содержание учебного материала

основных видов деятельности

(на уровне учебных действий) по теме

Скорректированные сроки прохождения

1. Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 часов)

Малые жанры фольклора: Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Русские народные и литературные сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка) К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»

Формирование умений активно

использовать речевые средства и

средства информационных и

для решения коммуникативных и

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва. люблю тебя как сын…»

Развитие умений осознанно

строить речевое высказывание в

соответствии с задачами

коммуникации и составлять

тексты в устной и письменной

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота» А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади»

навыками анализа содержания

(умение воспроизвести сюжет,

оценить роль изобразительных

средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

мастерства: развитие умений

давать доказательное суждение о

собственное отношение к

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес» .

А. В. Кольцов. «Лес» .

стихотворения о природе,

развитие навыков чтения

средствами аргументации и

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» В. А. Рождественский. «Берёза»

Развитие умений анализировать

стихотворения о природе,

развитие навыков чтения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Педагогический конкурс « Марафон-проект» по теме:

«Волшебный мир литературного краеведения»

Актуальность изучения современной поэзии Донецкого края, определяется произведениями, которые имеют истинную ценность для современной молодежи. Поэтому весьма важно научить школьников осознанно воспринимать ее, выделять наиболее важное для себя, делать собственную оценкуи понимать огромную значимость для будущего поколения.

Урок способствует развитию гражданского самосознания, формированию гармоничной личности, гражданина, юного патриота родного края.

Тема: «Родной край в творчестве современных поэтов – земляков»

Пусть мне твердят,что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места

- ознакомление обучающихся с творчеством современных поэтов-земляков;

- развитие навыков интерпретации поэтического текста, ассоциативного мышления, памяти, творческих способностей обучающихся,эстетического вкуса;

- воспитание любви к родному краю, уважительного отношения к литературному прошлому, чувство гордости за своих земляков;

- углубить знание о жизни и творчестве поэтов Донбасса;

- развивать интерес к литературному прошлому;

- формировать читательскую компетенцию обучающихся;

Оборудование и наглядность:

мультимедийный проектор, презентация к теме, выставка книг и портреты поэтов- земляков.

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний

1) Назовите известных людей, которые прославили Донецкий край?

2) Вспомните имена писателей и поэтов Донетчины.

3) С какими произведениями поэтов - земляков вы знакомы?

III .Работа над усвоением нового материала

Слово учителя

Литература является художественным отражением действительности. В любом литературном тексте присутствует историческая эпоха, те времена, события, обстоятельства, в которых создавалось произведение.История донецкого края увлекательна.Сегодня на уроке мы познакомимся с литературными произведениями поэтов- земляков, которые прославили наш край, его неповторимую природу, трудолюбивых и талантливых людей Донбасса.

У каждого человека есть то святое место, которое он называет Родиной, куда ему всегда хочется вернуться, которое так дорого его сердцу. Чтобы сознательно любить свою Родину нужно ее знать. Знать историю, литературу, традиции,обычаи. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине – к тому месту, где мы родились, росли, учились, дружили, откуда взяли старт в большую жизнь. Донецкая земля родила многих писателей и поэтов, которые воспевали свою маленькую Родину. Это Павел Беспощадный, АнатолийТаранец, Николай Анциферов. Свои поэтические строки они посвятили прославленному шахтерскому труду.

Шахтер – один из главных героев в произведениях поэтов Донбасса. Это человек, посвятивший свою жизнь горняцкому труду. Нет у шахтеров Донбасса поэта более любимого, чем Павел Беспощадный. Нет у поэта, воспевшего Донбасс, земли милей и любимей, чем донецкий кряж и далеко видные терриконы. Глубокие сокровищницы донецкой земли, орошенные слезами и кровью тысяч безымянных углерубов. Это они подняли его, безграмотного рабочего парня, к звездам поэзии, чтобы он всеми красками своего большого таланта рассказал о шахтерах. Нет труда тяжелее шахтерского. Его мог опоэтизировать только человек, знающий настоящую цену черному камню. Только этот человек мог назвать Донбасс с гениальной мудростью и точностью – каменной книгой. Сорок лет перелистовал он страницы этой книги. Разными они были – печальными и радостными, мрачными и светлыми.… Первые свои стихи поэт написал под землей мелом на боку шахтной вагонетки, гружённой углем. Главной считается его поэтическая книга «Каменная книга». И именно он в своих стихах писал о важности шахтерского труда. ( Слайд 1)

ШАХТЕРАМ РУРА
(Мой первый стих)
Лица эти так дороги мне,
Эти бледные, строгие лица.
В подземелье при тусклом огне
Труд тяжелый без отдыха длится.
День настанет. Сойдутся они,
С богачами на узкой дороге.
Верю: близятся грозные дни.
Не помогут ни черти, ни боги.
Разлетятся богатых мечты.
И дождутся расплаты тираны.
Рур! Готовь боевые щиты.
За тобой — пролетарские страны!
1924

Каменная книга
. Я стою над каменною книгой,
Предо мной богатые пласты.
Колчеданной мне грозит булыгой:
Не читай заветные листы.
Книга, книга с черным переплетом,
Не такой я, чтоб башкой поник.
В черный улей, в каменные соты
Я принес шахтерские огни.
И не скрыть тебе глубокой тайны,
Как не скроешь от шахтера газ:
Я ведь твой читатель не случайный,
Многотомный, каменный Донбасс.
Правда, чтотверды твои страницы,
Трудно открывать их каждый раз,
Но смету подземные границы,
И найду — поэму и рассказ.
Знаю, сколько здесь богатств нетленных
Ты хранишь, хранишь мильоны лет.
Знаю — из картин твоих подземных,
Редкие попали к нам на свет.

Слово учителя

Поэзия – это храм великого и прекрасного, войти в который уже счастье. Темы для произведений часто подсказывает сама жизнь.

Анатолий Таранец находил эти темы. Они поражали своей душевностью, теплотой, искренностью, простотой. Все его творчество проникнуто любовью к родному краю, к шахтерскому труду.

Анатолий Таранец начал писать стихи в 11 лет. Вначале печатал их в стенной газете. Закончив школу, пошёл работать на завод, стал профессиональным токарем. Больше 20 лет отдал этой профессии, а затем столько же работал ГРОЗом на шахте, и всё это время писал. У него своя особая манера стихосложения. В его строчки вплетаются как сочные эпитеты и метафоры, так и простые разговорные слова.(Слайд 2)

Так и живём - простые мужики –

Тот брат, тот сват, тот шурин – родаки.

Там чернозём, а там не чернозём.

Куём да пашем, хлебушко жуём.

И всё нам по плечу, и всё с руки,

Такая это сила – родаки.

Анатолий Таранец пишет по велению сердца. Пишет, потому что не может не писать. Муза не покидает его ни днём, ни ночью. И рождаются, накапливаются в записных книжках стихи.

В окнах солнечных зайчики,

Солнце всходит, улыбается,

Солнце всходит, улыбается,

День хороший начинается.

Любовь моя, Макеевка,

И да здравствует, да славится

Город мой – моя мелодия,

Песня звонкая и светлая,

Сторона моя заветная,

И не просто география,

И не просто география,

Это наша биография,

Так выходит, получается,

Жизнь идёт и не кончается,

Жизнь идёт и не кончается,

В наших детях продолжается.

Слово учителя

Анциферов НиколайСтепанович прежде всего поэт-гражданин. В каждой его строчке звучит сопричастность к эпохе, виденье сегодняшних трудностей исключительно ради их скорейшего уничтожения. Поэт-горняк нелегкого послевоенного времени, не скрывающий тяжести подземного труда, мечтает «о той далекой, незнакомой, нелегкой жизни», когда шахтера вообще не станет – то есть о том, что сегодня, уже есть реально и что мы буднично называем безлюдной добычей угля.(Слайд 3)

Анциферов Николай Степанович

Николай Степанович Анциферов родился в 1930 году в семье потомственных шахтёров, в Макеевке .

Публиковаться начал с 1952 года. Широкий читатель узнал Николая Анциферова после его неожиданной смерти в 1964 году, когда весьма приличными тиражами его стихи вышли в «Молодой гвардии», «Советской России», «Донбассе», «Современнике». С гордостью пишет поэт-горняк о родном крае и нелегком шахтерском труде. Стихи Анциферова высоко оценивали Николай Тихонов и Ярослав Смеляков, Николай Асеев и Сергей Смирнов, Василий Федоров и Николай Рубцов.

О Донбассе пишут в географии,

Что Донбасс — край угля и металла.

Верно. Но для полной биографии

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песня о Донбассе,

Терриконы и копры воспеты.

Верно, есть такие. Я согласен.

Только это — внешние приметы.

Ну, а где же люди? Их не видно.

Потому мне горько и обидно.

Я хочу сказать о земляках.

Может быть, получится коряво,

Это был замечательный человек, выдающийся макеевчанин. Даже когда он жил в Москве, приезжая сюда с гордостью заявлял - я макеевчанин! Так как писал Николай Степанович о труде шахтера, не писал наверно ни один другой поэт, потому что он сам знал, что это такое. Он опускался вместе с шахтерами под землю, находился на своем посту, и потом описывал это так, как только может описать шахтер, настолько это было близко ему.

Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лежа.
Не найти работенки краше,
Не для каждого эта честь.
Это - только в забое нашем:
Только лежа - ни встать, ни сесть.
На спине я лежу, как барин.
Друг мой - рядом, упрямый парень.
«Поднажмем!» -
И в руках лопата

Все быстрее и веселей.
Только уголь совсем не вата:
Малость крепче и тяжелей.
Эх, и угольная перина!
Не расскажешь о ней в стихах.
Извиваешься, как балерина,
Но лопата играет в руках.
Отдохнуть бы минуту, две бы!
Отдыхаешь, когда простой.
Семьянин говорит о хлебе,
О любви говорит холостой.
Но промчится пара минут -
И напарник мой тут как тут.
Шепчет: «Коля, давай, давай!
Вместе взялись, не отставай!»
На спине снова пляшет кожа.
Я дружку отвечаю: «Есть!»
Я работаю, как вельможа,
Не для каждого эта честь

Слово учителя

«Человек большого таланта, трудяга, обожающий свою Родину, свою землю, свою семью. Человек, любящий людей, запах цветов, солнышко, луну и звезды. Все его книги написаны понятно, простым, доступным словом…»- так говорили об этом поэте его земляки - макеевцы .

Николай Вениаминович Хапланов (1936-2008) родился в Старобешево 3ноября 1936 года . Там прошло его трудное и голодное детство. В полтора года он остался без матери и воспитывался у родственников . Затем ушёл на фронт его отец защищать Родину. Возвратился живым, но израненным инвалидом І группы. На мизерную пенсию жить вдвоём было невыносимо, поэтому с 10-ти лет мальчишка сам старался заработать себе на кусок хлеба. Закончил школу, получил профессию бульдозериста и пошёл работать на стройку. Затем служба в армии. В 1970 году закончил отделение журналистики филологического факультета Донецкого Государственного университета. Работал корреспондентом в Тельмановской районной газете, а затем редактором в газете «Макеевский рабочий»

К творчеству у Николая любовь со школьной скамьи. Обладал он многими талантами: художник-оформитель, учитель, журналист. Писал много. На разные темы. Писал, изливая душу, выплёскивая наболевшее. Во многих стихах чувствуется пронзительная любовь автора к родному Старобешево, к родному Приазовью, к реке Кальмиус среди бескрайних пшеничных и ковыльных полей родного края. Вот строки о Кальмиусе…(Слайд 4)

Любоваться как будто

По Отчизне моей этих речек

Сосчитать не сумели пока.

И на карте страны необъятной

Речка Кальмиус – тонкая нить.

Но без ниточки этой

Я б сумел полюбить.

Кто-то рос у излучины Волги

Кто-то силу растил у Днепра.

Я же в детстве своем босоногом

Теплый берег.Знакомые дали.

-Только здесь,- берега

Начинается наша земля.

Слово учителя

Во вступительном слове «Это все о нем» ведущий библиотекарь отдела Ирина Гайдышева ознакомила собравшихся с краткой биографией юбиляра, которому в этом году исполнилось 75 лет. Рассказала о том, что профессиональным писателем он стал в 1983 году, хотя первая книга стихов Виктора Руденко увидела свет в 1975 году. Сейчас его творческий багаж составляет около 30 авторских сборников поэзии и прозы, наполненных пронзительным поэтическим словом болевой и глубоко философской тематики.

Вечер завершил просмотр литературы «Поэзия сердца», замысел которого со всей широтой и сердечностью раскрыли сборники, изданные в разные годы: «Дни черной звезды» (Донецк, 1997), «Светотени Отечества» (Донецк, 2005), «Сказание о Саур-Могиле» (Донецк, 2003), «Не молчите колокола» (Донецк, 2000), «Сторона отчая» (Донецк, 2011), «Свет клином» (Донецк, 2008), «Сказание о Добром поле» (Донецк, 2006), «Когда кричит рыба» (Донецк, 2005), «Подвиг одиночества» (Донецк, 2004), «Зов Доброго поля» (Донецк). (Слайд 5)

Виктор Петрович Руденко – поэт, прозаик. Родился в 1940 году в Узбекистане. Закончил факультет журналистики Киевского университета. Работал в областной прессе, ответственным секретарем журнала "Донбасс". Автор книг "Тепло родного берега", "Хлеб и уголь", "Простите за любовь" и других. Лауреат премии имени В.Шутова Донецкого областного фонда культуры.

Доброе полюшко — Доброполье.
Тихо, безоблачно и тепло.
Встретит вас ласково,
Хлебом и солью,
Принаряженное в зелень село.
Вот оно, близкое сердцу и милое,
С песней мельничного крыла,
С вечным молчанием братской могилы,
Что на виду, посредине села.
По палисаду проторенной тропкой,
Где по бокам — лишь трава-лебеда,
Мама к могиле придет неторопко,
Чтоб улыбнулся отец сквозь года.
Доброе полюшко — Доброполье!
В самом разгаре лучистого дня

В крике кукушки прорежется болью
Память моя

Слово учителя

Обращают внимание на себя стихи Вячеслава Теркулова, заведующего кафедрой русского языка Донецкого национального университета, доктора филологических наук, профессора, Президента Донбасской ассоциации русистов (ДАР). Стихи В.Теркулова пронизаны насквозь любовью к Донецку и его людям. Каждая поэтическая строчка буквально дышит этой любовью и завораживает сердца читателей его лирических произведений. Стихи земляка, современника, живущего рядом, прогуливающегося по одним и тем же улицам родного города, - достаточно яркий пример гражданской и сыновней любви к своей Родине.(Слайд 6)

В Донецке дождь

В Донецке дождь – плащи, дождевики,
Беспрецедентных зонтиков стихия:
Штрихованные улицы хмельные –
Гравюрами неопытной руки

Троллейбусы, маршрутные такси…
Прохожие в переплетенье улиц
Бегут к машинам, под дождем сутулясь,
Сжимая мелочь нужную в горсти.
Дождь без труда нарисовал Собор,
Рисует нищих по дороге к рынку,
Цветочных будок пестрые картинки
И чей-то торопливый разговор.

Дождь по проспекту движется к реке,
В ней ощущая родственную душу,
Дождь многолик, исполнен всякой чуши,
И беззаботен, словно саддукей.

А ты так юн, тебе семнадцать лет,
Ты только что вернулся из Алушты,
И дождь пошел легко, великодушно

Вплетаясь в дым отцовских сигарет.

Откроешь форточку, чтоб подышать грозой,
И ощутить дождя соленый привкус,
И осознать, что жизнь не получилась,
И посмеяться над самим собой.

А дождь стучит морзянкою морской

О кораблях, финвалах и касатках,
О странных снах, придуманных украдкой,
О безуспешной жизни городской.

И запах кофе, сдобы аромат,
И улица Артема за окошком…
И нежный лепет как бы понарошку,
Пока не слышен грохот канонад.

День отшумит, день превратится в ночь,
Погаснет свет и силуэты в окнах…
И ощутив, что дождь пришел с востока,
Ты выйдешь из дому, куда-нибудь пойдешь…
И в этот миг ты что-нибудь поймешь,
Хотя бы инстинктивно, церемонно…
И повторишь кому-то грустно, сонно:
Есть город, есть Донецк: в Донецке – дождь

Эти имена должен знать каждый, кто ценит нашу маленькую Родину.

І V . Рефлексия

Вопросы для беседы:

1. С кем из современных поэтов-земляков мы сегодня познакомились на уроке?

2. Какие темы стали ведущими в их творчестве?

3. Какое стихотворение, посвящённое родному краю, вам понравилось? Почему?

V . Домашнее задание

Хапланов Н.Я. – Я- айсберг в пустыне. Стихи. – РИП «Лебедь»,1994,- 147с.

Таранец А.-А в неб i ласт i вкикружляли. -ООО « ИПП Проминь»,Донецк,2006.

Газета «Макеевский рабочий», «Вечерняя Макеевка». – Макеевка,2005-2008

Анциферов Н.- Книга «Русская литература XX века. Прозаики, поэты,драматурги.

Читайте также: