Римские мозаики полы стены

Обновлено: 11.05.2024

В античной Европе мозаичное искусство родилось примерно в VIII веке до нашей эры. Минуя Древнюю Грецию, где оно оставило свой яркий след, со II века до нашей эры оно прижилось в Древнем Риме и его владениях (Испания, Франция и т.д.), где и достигло своего расцвета в античные времена.

Opus barbaricum. Галечная мозаика

Первоначально мозаику выкладывали галькой. Подбирались камушки разного цвета, чтобы рисунок был достаточно ярким и разноцветным. В основном это были несложные декоративные узоры, простые геометрические фигуры, орнамент. Со временем края камушков стали обтесываться — они приобретали более правильную геометрическую форму, что позволяло выкладывать более совершенные и сложные изображения. Эта наиболее примитивная техника пришла в Рим и Южную Европу с Ближнего Востока и получила название opus barbaricum (opus – способ, техника работ, барбарикум — варварский, то есть пришедший от «варваров», которым римляне называли жителей многих других стран).

Мозаика из гальки

Opus tesselatum (опус тесселатум)

Параллельно с этой техникой позднее стала развиваться (и со временем вытеснять) другая – opus tesselatum. Для мозаики стали использоваться тессеры — специально наколотые мелкие кусочки камня с ровной плоской поверхностью. Это позволяло выполнять более сложные рисунки, кроме того, кусочки подгонялись так, что швы и зазоры между ними были минимальны.

opus-tesselatum.jpg

Данная техника дошла и до наших времен — сегодня ее используют в основном для создания фона мозаичных панно. Кусочки выкладываются практически ровно в ряд вертикально или горизонтально, напоминая кирпичную кладку. Наряду с колотым камнем часто продолжали применять и гальку, но в большинстве случаев края камушков уже обрабатывали — обтачивали для придания им более правильной геометрической формы. Кроме того, уже к этому времени римляне стали изготавливать цветную смальту, что значительно обогащало изображения.

Мозаичные фрагменты для использования этой техники сравнительно крупные — более 4 мм.

Opus regulatum (опус регулатум)

Наряду с предыдущей техникой использовалась (как применяется и ныне) другая — opus regulatum. Уже само слово regulatum многое объясняет: фрагменты мозаики здесь равны по размерам, имеют правильную геометрическую форму и выкладывались ровно и прямо, напоминая клетки шахматной доски.

Opus regulatum 2.jpg

Кусочки также достаточно крупные, как правило — более 4 мм.

Opus vermiculatum (опус вермикулатум)

Эта техника — гораздо более совершенная, сложная и трудоемкая. Для создания мозаики применяются фрагменты очень маленького размера, правильной геометрической формы. Это смальта или мелкие кусочки цветных поделочных камней. В этой технике тессеры выкладывают многорядными (2, 3 и более рядов) плавными, изгибающимися линиями. Рисунки становятся более динамичными, совершенными и реалистичными, именно с opus vermiculatum стали создавать портреты императоров, изображения богов, сцены из жизни и античной истории.

Opus vermiculatum 2.jpg

Такие мозаики украшали дома состоятельных римлян. Однако в силу трудоемкости техники размер панно был достаточно небольшим. Но есть несколько исключений, и одно из них — самая знаменитая античная мозаика «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием», длина которой превышает 5, а ширина — 2 метра.

Размеры элементов такой мозаики — менее 4 мм.

Оpus sectile (опус сектиле)

Данная техника отличается тем, что перед выкладыванием камни предварительно тщательно обрабатывались до нужной формы для идеальной подгонки друг к другу. При этом и сама форма, и их размеры были разными — центральные фрагменты могли быть достаточно крупными. Часто использовались очень дорогие и редкие декоративные камни, поэтому в целях экономии материала они разрезались на пластины (плитки).

Оpus sectile.jpg

Именно такие мозаики украшали самые величественные храмы и дворцы в Древнем Риме, а также виллы самых богатых жителей города. Нередко, с некоторой долей условности и различий, такую мозаику также называют флорентийской.

Opus musivicum (опус музивикум)

Этот способ выполнения мозаики напоминает опус вермикулатум — фрагменты также выкладываются непрямыми, плавными линиями, но эти линии располагаются как бы веерообразно и радиально, хотя и нестрогими кругами, а плавно и с волнообразными изгибами. Техника применяется в основном для создания фона панно.

Opus palladinium (опус палладиниум)

Техника позволяет создавать дорожки неправильной формы, асимметричные фигуры, резкие изгибы, произвольно меняющие направление линии. Она особенно популярна при создании современных, часто абстрактных образов — резких, динамичных, возникающих из как бы хаотично сформированных элементов.

Все перечисленные термины широко используются и сегодня, а сами техники — применялись и применяются при создании мозаичных панно в соборах в Византии, в Средневековой Европе, в современных храмах. И, помимо этого — в современном монументальном искусстве: при оформлении интерьеров и фасадов зданий, отделке метро и т. д.


Термин мозаика происходит от латинского слова musaicum — «произведение, посвящённое музам». В садах древнего Рима музам посвящались гроты, их стены и пол украшались орнаментами, сложенными из небольших кусков цветного камня, смальты, обожжённой глины на поверхности, предварительно покрытой связующим раствором. Техника мозаики была известна ещё вo времена расцвета города Урук (III тыс. до н. э.), на территории Древней Месопотамии. Стены и колонны его храмов были облицованы глиняными столбиками, цилиндрами и полосами, обожжёнными и раскрашенными в белый, чёрный и красный цвет. Первые сюжетные мозаики на территории Древней Греции относятся к IV в. до н. э. Они составлялись из небольших чёрных и белых камней различной формы, чаще всего мозаичисты использовали обкатанную речную гальку.

На заре Эллинизма в III в. до н. э. техника создания мозаики претерпела изменения. Гальку заменили искусно обработанные разноцветные камушки тессеры. Обычно они имели квадратную форму и размер 1×1 см с хорошо отшлифованными гранями для более плотного прилегания друг к другу. Разнообразие цветовой гаммы и обилие форм камней позволяли мастерам превращать мозаичные композиции в настоящие «каменные картины». Источниками вдохновения были произведения монументальной и станковой живописи, к настоящему моменту полностью утраченной. В период расцвета Римской Империи широко распространилась традиция украшать мозаикой интерьеры общественных зданий, терм, дворцов и частных домовладений. В это время начали применять цветное стекло, обладавшее неограниченной цветовой гаммой, позволявшей достигать в мозаиках живописного эффекта.

Тессера — (лат. tessera — кубик, плитка) здесь — колотый из камня или смальты элемент мозаичного набора в виде кубика, который является модульной основой мозаик.


Мозаичный пол. Херсонес. VI в. н. э. Камень, терракота. 10,85 × 11,05 м Из раскопок А. С. Уварова в 1853 г. Инв.: Гр-3295

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня.

. или смальты – цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

DSC_8080

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

File:GiorcesBardo54.jpg


Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.



Океан. Музей Антакьи


Музей Бардо, Тунис



Похищение Европы, Аквилея


Сцены повседневного быта (бытовой жанр) встречаются как в чистом виде, так и в мифологических композициях.

Рисунок3.jpg



Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.



Актеры уличного театра

Мозаики Виллы дель Казале, близ Пьяцца Армерина, Сицилия. Начало 4 в.

Спортсменки. Вилла дель-Касале, Сицилия

Мозаики Виллы дель Казале, близ Пьяцца Армерина, Сицилия. Начало 4 в.



Охота. Вилла дель-Касале, Сицилия



Фрагмент. Здесь можно увидеть прекрасный фрагмент пейзажа

Нильский пейзаж из Палестрины. Здесь бытовой жанр переплетен с пейзажем



А здесь пейзаж дополнен анималистическими персонажами. Палаццо Массимо, Рим

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Иссе. Помпеи. Самая знаменитая римская мозаика.



Портрет Александра Македонского

Портреты часто выступают в виде аллегорий, напимер времен года. В таком варианте они несколько идеализированы.


Мозаика из Британского музея.

Встречаются портреты и очень индивидуальные и выразительные.



Археологический музей Неаполя



Археоогический музей Антальи

Натюрморт - один из популярнейших жанров.

Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.


Мозаика из Неаполитанского археологического музея.



Большой дворец, Константинополь

Мозаичные картины (а они, как правило, расположены на полу) часто были окружены широкой орнаментальной рамой.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Что такое мозаика? Мозаика – это декоративное искусство создания рисунков и узоров на поверхности путем размещения небольших цветных кусочков стекла, мрамора или других материалов в слое из цемента, гипса или клея. Используемая как форма внутреннего или внешнего украшения и первоначально разработанная в Древней Греции, мозаика широко применялась римскими мастерами, в основном, для украшения полов. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на создании мозаичных рисунков для стен и были известны своими блестящими шедеврами из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, мозаика во времена Возрождения уступила место фресковой живописи. Возрождение этого искусства произошло в 19 веке, когда многие общественные здания стали вновь украшать мозаикой (например, Вестминстерский католический собор). Теперь, как правило, для этого использовали массового произведенную керамическую плитку или стекло. Определенные стили дизайна, такие как готическое возрождение и ар-нуво, предоставили новый дизайн и использование этой формы искусства. Сегодня мозаика остается популярным ремеслом во всем мире, ее продвигают такие организации, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских мастеров мозаики (SAMA) и она доступна в качестве предмета в некоторых из лучших художественных школ Америки и Европы.

Как создаются разные типы мозаики?

Существует три основных способа построения мозаики: прямой метод, косвенный метод и двойной косвенный метод.

❶ Прямой метод построения мозаики включает прикрепление отдельных элементов непосредственно к поверхности выбранной опоры. Предварительно могут быть сделаны наброски на украшаемом участке. Прямой метод был популярным подходом используемым традиционными художниками при выполнении многих известных европейских мозаик стен и потолка. Он также используется в сочетании с поверхностями трехмерных объектов, таких как вазы. Одним из недостатков прямого метода является то, что мозаист должен работать непосредственно на участке, который нужно декорировать, что может оказаться невозможным в течение длительного времени. Современное усовершенствование предполагает использование сетки из стекловолокна. Мозаика создается на сетке в мастерской художника перед тем, как разместиться ​​на своем окончательном месте.

❷ Непрямой (косвенный) метод создания мозаики, обычно используемый для крупномасштабных заказов с повторяющимися элементами дизайна. Компоненты (стекло, плитка и т.д.) крепятся лицевой стороной вниз на липкую основу. Позже их отправляют в конечный пункт назначения. Преимущество такого подхода в том, что он дает художнику возможность вносить изменения.

❸ Двойной косвенный метод подобен косвенному методу с дополнительной стадией. Вместо того, чтобы класть плитки лицевой стороной вниз на липкую основу, они кладутся лицевой стороной вверх. Это позволяет мастеру мозаики увидеть создаваемый узор. Как только мозаика закончена, поверх нее наносится еще один слой липкой основы. Затем снимается исходный слой. Затем мозаику можно перенести на место окончательного размещения.

Примечание : Мозаика отличается от инкрустации тем, что ее составные элементы покрывают поверхность полностью, в результате повышая уровень конечного слоя (иногда для этого предварительно готовится выемка). Каждый фрагмент мозаики невелик и декоративное значение он приобретает только тогда, когда он является частью общего дизайна.

Компьютерные проекты

Теперь мозаику можно создавать с помощью программного обеспечения автоматизированного проектирования (САПР). Эти программы могут использоваться отдельными мастерами или роботизированными производственными системами. Чтобы ускорить процесс изготовления мозаики, устранить ошибки и снизить затраты, мозаики теперь собираются роботами, управляемыми компьютером, а не вручную. Производство может быть в десятки и сотни раз быстрее с меньшим количеством ошибок.

Творческие атрибуты мозаичного искусства

Мозаика, как вид искусства, ближе всего к живописи: они представляют собой двухмерное изображение. Также и мозаика и роспись подходят для масштабной отделки поверхностей. Однако, в отличие от живописца, мозаист ограничен в цветовой палитре и выборе материалов. Таким образом, чрезвычайно трудно добиться того же тонального изменения света и тени, которое может быть достигнуто с помощью (скажем) масляной краски, цветовой спектр которой огромен. Тем не менее, мозаика имеет атрибуты, которые делают ее более эффективной для создания восприятия на расстоянии. Главным из них являются световозвращающие качества используемых стеклянных мозаичных элементов , которые можно еще больше усилить, нанеся золотую или серебряную фольгу на заднюю часть стеклянных элементов или установив элементы под углом отражения.

История мозаичного искусства

Самые ранние известные мозаики, созданные с использованием гальки, датируются 8 веком до нашей эры. Эта техника работы с галькой используемая как для тротуаров, так и для стен, позже была значительно усовершенствована греческими мастерами в V веке. Они научились создавать замысловатые узоры используя камешки диаметром от одного до двух сантиметров. Контуры создавали с помощью крошечных черных камешков, а к 4-му веку для большего разнообразия были добавлены цветные камни, окрашенные в красный и зеленый цвета, что помогло греческим художникам создавать сложные геометрические узоры, а также детализированные сцены людей и животных. (См. Также: Греческое искусство.)

Каменные полы

На протяжении всей классической античности мозаика оставалась в первую очередь техникой украшения тротуаров или полов, где прочность была главным приоритетом. Камень, особенно известняк и мрамор идеально подходили для этой цели. Его можно было разрезать на крошечные кусочки и его естественный оттенок обеспечивал достаточный базовый диапазон цветов для большинства живописных дизайнов.

Тессеры и первое использование стекла

В эпоху эллинистического искусства (323–27 гг. до н.э.), греческие мозаисты добились дальнейшего прогресса. Во-первых, они начали использовать не только камень, но и стекло. Стекло можно было изготовить практически любого оттенка, что значительно расширило цветовую гамму, доступную художнику. К концу 3-го века до нашей эры возникли небольшие фабрики по производству специальных мозаичных элементов ( тессеров ), предлагающих достаточно дополнительных деталей, чтобы позволить мастерам мозаики имитировать картины. И хотя стекло не подходило так, как камень для тротуаров и полов, его легкость делала его идеальным для настенной мозаики, где декоративные качества были важнее долговечности.

Римские мозаики

Греческие мастера были наняты в большом количестве Римом после того, как Греция пришла в упадок, хотя римляне использовали мозаику в основном для полов в домах. Выдающиеся образцы сохранились в Геркулануме, Помпеях и Остии. Мозаичные рисунки в римский период – обычно посвященные сценам, прославляющим богов, домашним темам и геометрическим узорам – выполнялись по всей Римской империи, но уровень навыка не всегда был высоким. Мозаики, сделанные в Северной Галлии или Римской Британии, например, были заметно более примитивными, чем итальянские и греческие образцы. (См. Также римское искусство.)

Стеклянные стены

В эпоху раннехристианского искусства (около 300-400 гг. н.э.) в Византийской империи настенная мозаика стала популярной с ростом церковной архитектуры и декора, заменив на время религиозные картины и должна была оставаться основной формой декоративного искусства во время приближающейся византийской эпохи Юго-Восточной Европы (450–1450). (См. также: Русская средневековая живопись.) Также, в раннехристианский период, художники впервые создали мозаику из золотого и серебряного стекла, нанеся металлическую фольгу на обратную сторону стеклянных предметов. Этот тип «зеркального стекла» обеспечивал еще большую интенсивность визуальных эффектов за счет отражения света.

Византийская мозаика

С падением Рима, Византия (Константинополь) стала центром христианства и привлекла огромное количество римских и греческих мастеров, в том числе мастеров мозаики. Действительно, в этот период мозаика достигла новых высот творчества и техники, став важной чертой византийской архитектуры. Новые стеклянные тессеры ( смальты ) изготавливались из толстых листов цветного стекла. Смальты содержали осадок, поэтому свет преломляется в стекле. Также в VI веке византийские мозаисты разработали метод установки стеклянных мозаик в клеевой раствор под острым углом , чтобы отражать еще больше света. Эти улучшения привели к созданию великолепных мерцающих мозаик византийского периода.

Лучшие византийские мозаики были в основном библейским искусством, созданным для церквей и мечетей в Константинополе, таких как Собор Святой Софии и для зданий по всей Византийской империи. (См. Также: Христианское искусство, византийский период.) Известные примеры: произведения, созданные в Дафни около Афин (11 век); в соборе Равенны и в церквях Сан Аполлинер Нуово и Сан Витале (XII век); в Торчелло недалеко от Венеции и в Капелле Палатин (Дворцовая часовня); в соборе Монреале в Палермо (все 12 век) и в соборе Святого Марка в Венеции (с 11 по 14 века). (О других формах средневекового декора см.: Искусство витражей.)

Исламская мозаика

Тем временем, начиная с VIII века исламские художники начали включать мозаику в декоративные схемы своих мечетей. Мозаика была идеальной формой украшения для исламского искусства, которое запрещало фигуративные изображения в религиозных зданиях, вместо этого сосредотачиваясь на абстрактных или геометрических рисунках. Когда мавры вошли в Испанию из Северной Африки, они принесли исламскую мозаику на Пиренейский полуостров. Эти мавританские мозаики, выполненные из камня, стекла и керамики, можно увидеть в Большой мечети в Кордове и во дворце Альгамбра в Гранаде.

Мозаика продолжала быть характерной чертой романского искусства (1000–1200 гг.) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.

Вытеснение фресками

С появлением искусства эпохи Возрождения (около 1400 г.), мозаика постепенно пришла в упадок как вид искусства: не в последнюю очередь потому, что фресковая живопись предлагала больший реализм для художников, которые в любом случае устали от стилизованного декоративного качества византийского искусства.

XIX век

Возрождение мозаичного искусства произошло во второй половине XIX века, когда многие общественные здания часто украшали мозаичными узорами и картинами, как правило из керамической или стеклянной мозаики массового производства. Примеры этого – мозаики в византийском стиле в Вестминстерском соборе в Лондоне и в базилике Сакре-Кер в Париже. Готическое возрождение в архитектуре оказало важное влияние, как и события в венецианской стекольной промышленности. Производство мозаики также стимулировалось движением ар-нуво: см., например, исключительные керамические мозаики Антонио Гауди (1852-1926) и Хосепа Марии Жужоля в парке Гуэля в Барселоне.

Интересной современной мозаикой является мозаика половинного размера Гобелена Байё, созданная в 1979-99 годах Майклом Линтоном. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в городе Джеральдин, Новая Зеландия.

Самая знаменитая византийская мозаика XII века находится в соборе Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) – это изображение Христа Пантократора (Спас Вседержитель) в верхней южной галерее. Прекрасный образец средневекового религиозного искусства Восточной Православной церкви.

Категории визуального искусства
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.

Значение искусства
Подробнее о различных видах
изобразительного и декоративного искусства см.:
Значение и определение искусства.


Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве и берет начало со времен Древнего Рима.

Содержание

История

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э. [1] . Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.



Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которй чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). [2] Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой родом из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Мозаичная техника

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки. Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более худжественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

Примеры римской мозаики


Фрагмент мозаики Александра Великого, изображающий Александра Македонского

Читайте также: