Реставрация сводов монье кирпичных

Обновлено: 04.05.2024

Согласована проектная документация на проведение ремонтно-реставрационных работ в здании информационно-консультационного центра, расположенном на ул. Большая Лубянка. Об этом сообщили в пресс-службе комитета Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза).

Как пояснил председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов, согласован проект на проведение работ по сохранению бывшего доходного дома Трындиных, в котором располагался магазин и фабрика фирмы «Е.С. Трындина Сыновей». «Семейная фирма была одной из крупнейших компаний дореволюционной России, производившей оптические, физические, геодезические приборы, учебно-наглядные пособия и медицинские инструменты. В 1902 году в здании надстроили общедоступную астрономическую обсерваторию, которая не сохранилась до наших дней», - приводятся в тексте слова Леонова.

Уточняется, что в рамках работ по реставрации предусматривается: воссоздание утраченных фрагментов известковой штукатурки реставрационными известковыми растворами, окраска фасадов, воссоздание деревянной входной двери и столярных оконных заполнений, а также реставрация кирпичной кладки капитальных стен XIX века, реставрация сводов Монье на антресольном этаже, воссоздание существующего архитектурно-художественного оформления интерьеров, в том числе лепных карнизов, потолочных розеток и кессонов. По проекту реставрации выполняется отделка помещений, в большей степени сохранивших исторические объемно-планировочные характеристики 1980-х годов.

«После революции предприятие Трындиных было национализировано. Дом на ул. Большая Лубянка, где на первом и втором этажах находился магазин, на третьем контора, а на четвертом жили Трындины, был забран для ВЧК. В 1920-е в доме проводились встречи общества астронавтики, членами которого были ученые Циолковский, Цандер, Перельман», - добавил Леонов.

В ходе проведения комплексных работ по реставрации памятника будет произведена замена всех систем инженерного обеспечения в соответствии с требованием современных норм эксплуатации.

IMG_3917

После окончания работ по возведению временной кровли над срубом 1-го этажа, реставрационные работы перешли на вычинку потрескавшихся сводов подвального помещения. По своей конструкции потолок подвала состоит из кирпичных сводов и железобетонных перекрытий, изобретённых французским садовником Жосефом Монье (Joseph Monier, 1823-1906 г). Такие потолочные своды, выполненные технологически правильно, получаются чрезвычайно долговечными и очень прочными.

Технология таких сводов из кирпича и металла применяется и по сей день и не только для подвальных помещений.

kirpichnyy_potolok

svodi

01106

Но в нашем случае осиповские строители выполнили их в полкирпича, а не в целый, что являлось одной из причин появлению трещин и могло привести даже к обрушению потолка. Да ещё повлияли домкраты, которые были установлены на полу кухни (потолке подвала) которыми подымали стены при реставрации сруба. Поэтому этот текущий момент реставрации потолочных сводов является одной из приоритетных задач.

Разрушающиеся фрагменты наших сводов, которые ещё предстоит восстанавливать.

IMG_3906

На этом фото хорошо видна трещина на полу в кухни (потолок подвала).

IMG_3926

Вид потолка с подвала.

IMG_3904

А вот уже только что восстановленный участок потолочного свода.

IMG_3916

Вот такое приспособление служит для фиксации кирпичной кладки и от протекания ещё не застывшего цементного раствора.

IMG_3913

Наша вычинка сводов начинается с пола кухни. Снимается слой цементной стяжки, и выбираются повреждённые (треснувшие) кирпичи. Производится замена их на новые, специально подпиленные в нужные размеры. После всё заливается цементным раствором и фиксируется снизу (в подвале) спец. приспособлением. Для того чтобы сырость от такой конструкции не передавалась на деревянные стены используют изолирующую прокладку из рубероида.

IMG_3921

IMG_3928

Тут при помощи «болгарки» кирпичи обрабатываются в нужный размер.

IMG_3930

Параллельно с вычинкой потолка идёт процесс реставрации деревянной оконной рамы, являющейся одной из основных архитектурных достопримечательностей особняка. Рама собрана из дугообразных сегментов, выпиленных из цельного бревна. Мы разобрали её на части, для изучения и снятия размеров с составных элементов.

IMG_3936

IMG_3938

К сожалению, в раме обнаружилось много прогнивших и непригодных для реставрации элементов. Но уже готовятся шаблоны, по которым она будет изготавливаться.

IMG_3937

IMG_3941

К тому же все элементы рамы были просто ровно состыкованы друг с другом, без фигурных соединительных пазов которые бы препятствовали продуванию ветром (сквозняку), да ещё и не всюду были утеплительные войлочные прослойки. Такое впечатление что её собирали абы-как на скорую. У нас же в планах воссоздать её в том же виде, но сделать всё «по уму».

Так же планируется в ближайшее время заняться «черновым» входом со двора, который ещё когда то имел деревянное крыльцо. В советский период крыльцо было разрушено, а сама входная часть заложена кирпичом. Сейчас в планах начать восстанавливать уже покосившиеся кирпичные стойки, пол и сделать крыльцо.

IMG_3944

IMG_3948

IMG_3950

Вот первые кирпичные стойки отреставрированные нами ещё в самом начале реставрации особняка в этапах работ по цоколю.

IMG_2552

IMG_2560

Пока ещё стоят теплые деньки реставрационные работы в особняке Осипова идут полным ходом. Ребята гидроизолировали фундамент по всему периметру дома.
Начали чинить свод цокаля, да остановились и занялись разбором задней части сруба.

В довольно короткие сроки реставраторы полностью разобрали и подняли кухню.

IMG_2554

Нижние венцы оказались сильно поражены, их необходимо полностью заменить на новые.

Первый обтесанный новый венец уже ожидает на вайме, когда под него подготовят ложе.

IMG_2524

IMG_2556

Рядом подтесывают бревно, чтобы укрепить его, сделать вставку. Его можно и не заменять полностью.

Во время разборки сруба обнажилась новая проблема: начали трескаться своды которые держаться на пятиметровых рельсах.

IMG_2572

Трещины хорошо видны на потолке, в подвальном помещении, которое находится прямо над разобранной кухней.

IMG_2580

Такой свод в своё время придумал французский садовник Монье.

svod-monie

Во время ходьбы по полу своды стали вибрировать и подпрыгивать. Рельсы не типично длинные для такой конструкции, да и «осиповцы» не совсем технологически грамотно смастерили своды.

Почему-то вот на этом месте было бревно, которое со временем сгнило.

IMG_2563

Кирпичи для свода пилят под конус ручной пилой.

IMG_2574

Из таких уже обработанных кирпичей выкладывается сам свод.

IMG_2566

Если спуститься в низ, в подвал, то можно увидеть как следствие этой проблемы: крошащийся столб, он просто рассыпается под тяжестью потолка; трещины, а этот угол сыпется, стоит только до него дотронуться или просто чихнуть рядом.

IMG_2593

В советские годы в подвале сделали классы и жилое помещение для учителей.

IMG_2595

Ажурные потолки и лебеди на стенах, парадная с узорной плиткой и спрятанные в подвальных помещениях своды Монье – такое богатство таится внутри доходного дома на Чистых прудах. В этом доме жили писатели и ученые, Ленин встречался с Горьким, а сегодня здесь живут москвичи и располагается театр "Табакерка". За бережной реставрацией, которая проводится в доме усилиями Фонда капремонта Москвы, понаблюдал корреспондент "РИА Недвижимость".

Дом с богатой историей

К архитектурным жемчужинам центра Москвы можно по праву отнести исторические здания – памятники. Многие из них за свою долгую жизнь ни разу серьезно не реставрировались и вполне неплохо сохранились, но все-таки уже нуждаются в капитальном ремонте. Усилиями Фонда капремонта Москвы (ФКР) исторические дома обретают свой первозданный вид.

Так происходит, например, с доходным домом братьев Грибовых по адресу: Чаплыгина, 1А. Экскурсию по объекту для журналистов проводит заместитель начальника управления строительного контроля ФКР Москвы Ильдар Билялетдинов.

Москвичам этот дом известен еще и как здание, в одном из переоборудованных подвалов которого размещается Театр Олега Табакова ("Табакерка"). Сам дом был построен в 1911 году, а реставрация и капремонт в нем начались летом прошлого года.

У дома богатая история: здесь жили ученый Сергей Чаплыгин, архитектор Густав Гельрих, советский полярник, радист первой советской дрейфующей станции "Северный полюс" Эрнст Кренкель, писатель Андрей Глоба, историк Юрий Готье и врач Николай Гамалея. Здесь осенью 1920 года в компании Максима Горького слушал "Аппассионату" Бетховена Владимир Ленин. А сам писатель жил в этом доме во время приездов в Москву, о чем свидетельствует мемориальная табличка на здании.

Воссоздать и расчистить

При ближайшем рассмотрении становится ясно, что фасад нуждается в обновлении: местами облезает краска, не в самых четких линиях сохранился лепной декор. Ярким элементом отделки являются порталы входных групп с горельефами, и ФКР Москвы запланировал их научную реставрацию.

"Как только позволят погодные условия, начнутся объемные работы по реставрации фасадов. К этому процессу допускаются специализированные организации, которые имеют лицензию министерства культуры. Только они имеют право подаваться на конкурс на проведение капитального ремонта с реставрацией и в дальнейшем выполнять эти работы", – объясняет Билялетдинов.

Интерьер впечатляет с самого порога – стены в парадной украшены разноцветной керамической плиткой, которая на удивление хорошо сохранилась. Ажурные узоры на потолке и стенах в холле чередуются с изображением лебедей. В неплохом состоянии и таблички с выгравированной нумерацией квартир. Жители дома явно относятся к нему с любовью и бережностью. На это указывают детали, например, новые, совсем не исторические, но со вкусом подобранные люстры и светильники в холлах.

После ремонта все будет максимально соответствовать тому облику дома, который был при его создании, обещает представитель ФКР.

Челябинск. Ул. Кирова, 165

Многочисленные попытки установить, где и когда было впервые использовано перекрытие с лучковыми сводами по стальным балкам, при устройстве сводчатой части которых использована кирпичная кладка, не увенчались успехом. Поэтому в строительной и реставрационной практике название - «свод Монье» стало нарицательным.

На начальном этапе своего становления в строительной практике своды, устроенные по типу "Монье" выполнялись из кирпича и опирались на стальные или железные рельсы, а заполнения пролетной части выполнилось из кирпича по кружалам. Здания, имеющие перекрытия такого типа встречаются вдоль строящихся железных дорог в период с 1840-х годов.

При этом встречаются конструкции сводов, опирающихся на чугунные грибовидные рельсы (изготовленные по дюймовой системе измерений), с явно выраженной головкой примыкающей к стенке рельса, с подошвой имеющей проушины. Кроме указанной выше конструкции рельса использовались чугунные рельсы конструкции П.К. Фролова (выпуклых рельсов с эллиптической формой поверхности катания), двухголовые рельсы и широкоподошвенные рельсы. С 1870- хх гг. появляются своды Монье, которые в качестве опорных балок имеют стальные рельсы, изготовленные по Виньолевскому типу (рельсы, состоящие в поперечном сечении из яблока, узкой шейки и пяты).

Рождение железобетона относят к середине XIX века. В 1850-1855 гг. француз Жан Луи Ламбо построил лодку из армированного цемента, которая считается первым прототипом железобетона. Впервые патент на использование железобетона взял в 1854 году английский штукатур Вильям Уилкинсон. В дальнейшем он широко применял железобетон при строительстве перекрытий, а в 1865 году возвел в Ньюкастле-на-Тайне небольшой домик, целиком из железобетонных конструкций. Из железобетона здесь были выполнены не только стены и перекрытия, но также лестницы, ступени и дымовая труба. В 1861 году Вильям Уилкинсон издал книжку с описанием назначения железобетонных изделий и способов их использования.

В 1867 г. француз Жозеф Монье (фр. Joseph Monier, 8 ноября 1823, Saint-Quentin de poterie, Франция — 12 марта 1906, Париж) получил патент на изготовление цветочных кадок из железа и цемента. Жозефу Монье понадобилось изготовить садовую кадку для посадки апельсинового дерева. В качестве материала он воспользовался простым цементным раствором. Но с течением времени в кадке появились трещины. Возникшая проблема была решена простым укреплением сооружения с помощью железных обручей. Однако произведя несколько поливок, началось ржавление поверхности. Для укрепления кадки Монье наложил сверху еще один слой раствора. Это стало рождением первого железобетонного изделия. В 1868 г. Монье построил небольшой железоцементный бассейн. И вскоре Монье стал обладателем патентов на изготовление железобетонных труб и резервуаров.

Монье расширил области применения железобетонных изделий. 1873 год ознаменовался производством моста из железобетона, спустя 5 лет он занялся балками и шпалами. В 1880 году все изобретения относительно нового стройматериала были объединены одним патентом и заявлено их патентование в Германии и Российской Империи.

В 1886 году немецкий инженер Гюстав Вайс (Gustav Adolf Wayss, 1851—1917) купил патент Монье и усовершенствовал принцип железобетона. Его исследования и основание строительной фирмы Wayss & Freytag привели к распространению идей Монье по всему миру.

Различные испытания и исследования материала позволили установить, в чем основной просчет разработки Жозефа Монье. Гюстав Вайс спустил армирование из середины плиты в ее нижнюю часть.

Монье неодобрительно отнесся к модернизации своего изобретения. Но Вайс все-таки доказал французу правильность своего решения. В итоге, идея соединить бетон с железом принадлежит Монье, а метод армирования – Гюставу Вайсу. Впоследствии Вайсом была увеличена длина плит перекрытий до 5 м. В настоящее время она достигла 12 м.

Своды «Монье» получили широкое распространение, в строительной практике России, начиная со второй половины XIX века и до времени индустриализации. При этом их конструкция претерпела значительные изменения.

К началу XX века в общестроительную практику входят лучковые своды из бетона, бутобетона и железобетона, опирающиеся на стальные прокатные двутавровые балки. Здания с подобными перекрытиями появляются как в больших губернских центрах, так и в уездных портовых городах.

В 1903 г. профессор А.Ф. Лолейт на съезде по расширению применения железа в России сделал доклад «Система Монье. Ее применение, промышленное значение и вопросы, связанные с распространением железобетона».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907:

Система конструкции Монье, теперь весьма распространенная в архитектуре и инженерном деле и состоящая из соединения цемента с железом. Удачные результаты соединения двух превосходных строительных материалов, как железо и цемент, привели к тому, что система Монье получила весьма обширное и разнородное применение. Удобство этой конструкции заключается в том, что железо, заделанное в цементе, крепко к нему пристает и не ржавеет. Притом коэффициент расширения бетона из портландского цемента (0,0000137 до 0,0000148) приблизительно одинаков с коэффициентом расширения железной проволоки (0,0000145), так что изменения температуры не влияют на сцепление обоих материалов. Так как железо превосходно сопротивляется растяжению, а бетон обладает значительным сопротивлением сжатию, то, например, в работающей на изгиб балке, одни волокна которой испытывают растягивающие напряжения, а другие сжимающие, на каждый из этих двух материалов приходится тот род усилий, которым он лучше сопротивляется. Конструкция эта составляется из железных стержней и полос определенного сечения и длины в зависимости от действующих усилий и окружающего их цементного слоя. Потолки этой системы состоят из прямых или изогнутых плоских или сводчатых плит, опирающихся непосредственно на стены и поддерживающих собственный вес и приходящуюся на них нагрузку. При этом железные полосы сопротивляются вытягивающим и сжимающим усилиям, а окружающая их цементная оболочка препятствует боковому прогибу полос, соединяя их в одну систему, где ни одна часть не может ни передвинуться, ни изогнуться независимо от другой. Эта система в настоящее время применяется к устройству полов, потолков и сводов в гражданских зданиях, а также для возведения стен и отдельных подпор взамен каменной кладки при устройстве водопропускных труб и мостов под обыкновенными и железными дорогами, не исключая городских монументальных мостов (мост через реку Канзас в гор. Топека, длиной 211,3 м, из 5 пролетов в 29,7—33,5—38,1—33,5 и 29,7 метров).

В Челябинске сохранилось полтора-два десятка старинных зданий, где были применены своды Монье в перекрытиях. Также много аналогичных зданий в других городах Челябинской области. Гораздо реже встречаются примеры использования сводов Монье при устройстве балконов. В Челябинске сохранился единственный старинный дом с подобным балконом.

После революции использование сводов Монье становится редкостью. Однако в конце 1920-х – начале 1930-х годов при возведении жилых домов вновь вспомнили о сводах Монье. В Златоусте, Магнитогорске и Челябинске было возведено несколько домов с балконами, в конструкции которых была применена система Монье.

Читайте также: