Речь телеведущего состоит из фундамента трех составляющих

Обновлено: 25.04.2024

Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
Задачи исследования:
Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5
б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………. …. 8
2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15
б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18
Заключение………………………………………………………………. 24
Библиографический список……………………………………………. 26

Работа содержит 1 файл

реферат по типмммми.docx

В июне 2011 года ТНТ набрал рекордную долю по аудитории 6-54 - 11,4%, благодаря чему впервые вышел на третье место за месяц среди крупных российских телеканалов.

2.2. Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»).

Чтобы перейти к сравнительному анализу речевого поведения, нам нужно ознакомиться с характером и спецификой ток-шоу «Пусть говорят» и «Окна».

Передача «Пусть говорят» – совместный проект Первого канала и “Новой компании”. Продюсер телешоу — руководитель Студии спецпроектов Первого канала, дважды лауреат премии ТЭФИ Наталья Никонова, ведущий – Андрей Малахов. Передача тесно переплетается с предыдущими проектами с участием А. Малахова — “Большая стирка” и “Пять вечеров”, оно раскрывает жизненные проблемы, и также популярно, как и прошлые проекты благодаря харизме ведущего. По-прежнему сохранились животрепещущие темы для обсуждения, противоречивость вопросов, острые эмоции участников и гостей 15 .

Концепция ток-шоу ”Окна”, ведущим которого является Дмитрий Нагиев, была заимствована из западноевропейских массмедиа, и относится к числу законодателей модельной личности конфликтного телеведущего 16 . Откровенное обсуждение необычных и жестоких семейных конфликтов часто превращает студию ток-шоу в арену для драки. Личные проблемы героев программы выходят на поверхность и на глазах взволнованной публики переходят в стадию расставления всех точек над "И". Человек истинен на пике эмоций - невозможно удержаться от эмоциональных всплесков и неконтролируемых высказываний. Основные принципы программы: никаких границ, полная свобода! На случай драки в студии всегда находятся представители службы безопасности. В "ОКНАх" нет никакой цензуры и подсадных уток. На площадке свет софитов так меняет человека, что он теряет управляемость.

Чтобы провести сравнительный анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»), на основе изученного теоретического материала, мы разработали следующие критерии.

а) Вербальные коммуникации:

      • Тип речи
      • Принцип создания беседы
      • Тип речевого поведения в споре
      • Культура речевого поведения

      б) Невербальные коммуникации:

        • Жесты и мимика, эмоции
        1. Стратегия речевого поведения
        1. Тактика речевого поведения
        2. Компетентность
        3. Рассмотрим первый критерий – коммуникативность.

        Коммуникативность - это умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т.д.), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию и доносить ее до зрителей, мастерское владение словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущие телепрограмм представляют себе зрителей, на которых они рассчитывают, а также ориентируются на них при воплощении своих творческих замыслов.

        Анализируя речевое поведение А. Малахова, в первую очередь стоит отметить, что чаще всего его речь является социально ориентированной, что обусловлено работой на телевидении. Как было сказано выше, Первый канал – один из главных телеканалов страны, соответственно это предполагает довольно строгую регламентацию речевого поведения телеведущих.

        Характеризуя речевое поведение телеведущего Д.Нагиева, прежде всего, стоит подчеркнуть, что его речь также является социально ориентированной, что обусловлено работой на телевизионном канале. Поскольку ТНТ – популярный канал, целевую аудиторию которого составляет молодежь, то строгая регламентация речевого поведения для телеведущих не предполагается.

        Так как А. Малахов в каждом выпуске ток-шоу «Пусть говорят» выступает в роли интервьюера, то ему приходится следовать пр инципу кооперации, чтобы вызвать собеседника на откровенность и получить ответы на интересующие зрителей вопросы. Он старается достигнуть целей общения с собеседником, выяснить интересующие факты, его высказывания и вопросы соответствуют теме разговора, он избегает ненужного многословия и непонятных выражений, что обусловлено знанием целевой аудитории Первого канала.

        Пример: А.М.: «Друзья, давайте скажем спасибо…», женщине пожилого возраста, у которой погибла внучка: «Валентина Федоровна, примите наши соболезнования. Мы понимаем, что потерять внучку не пожелаешь и врагу».

        Д. Нагиев в ток-шоу «Окна» так же выступает в роли интервьюера, но в противовес А.Малахову, он не пытается вызвать доверие у собеседника, а наоборот, стремится к кооперации и солидаризации с партнерами по общению за счет использования действенных в этой среде коммуникативных «поглаживаний»:

        а) речевых комических форм, каламбуров, нарушений жанрово-ролевых норм речевого взаимодействия

        Пример: Д.Н.: Ты че? Сводница! Ты щас и рюмаху попросишь; Прощелкал, щелкунчик!; Ой, чудеса! Диву даешься! Век живи, век лечись; Зрительница пожилого возраста: Вот в наше время была любовь…/ Д.Н. (заинтересованно): А теперича?;

        б) прецедентных феноменов, связанных с народной и массовой культурой

        Пр.: Нас терзают смутные сомненья…; Жена укоряет мужа, показывая на его любовницу: Нашел на кого променять! / Д.Н.: Да сердцу не прикажешь;

        в) жаргонизмы, просторечные выражения

        Пр.: Если он бомж, то никто его на улицу не гнал. Сам снюхался, что называется; Ну, приятно, что ты сам допетрил; Да вы хам, Леон! Да вы хам!.

        А. Малахов в своей передаче «Пусть говорят» выступает в тандеме двух типов: «системщик» и «мыслитель».

        Во-первых, он подчеркивает своим речевым поведением формальность обстановки: использует официальное приветствие, такие фразы как «Позвольте мне представить…», «Разрешите мне пригласить в студию…», к участникам ток-шоу и гостям студии обращается на «вы», позволяя себе обратиться на «ты» только к ребенку, подростку или человеку, с которым он лично хорошо знаком.

        Во-вторых, он стремится правильно произносить и употреблять слова и выстраивать высказывания.

        В- третьих, А. Малахов в своем ток-шоу опирается на факты, стремится не выражать свои чувства и критично высказывать свое мнение во время передачи, чаще всего говорит спокойно, а также демонстрирует богатый словарный запас и знание не только русского, но и английского языка, не позволяя себе употреблять жаргонизмы, сленг или обсценную лексику.

        Д.Нагиев в своей передаче выступает « вождем».

        В его речи нет грубых нарушений основных литературных норм, соблюдаются нормы общения, проявляется желание шоумена «украсить» свою речь книжной и иноязычной лексикой. В то же время отдельные намеренные нарушения норм гармонического общения способствуют, по замыслу ведущего, успеху передачи в целом.

        Д.Нагиев в отличии от А.Малахова не умеет грамотно, аргументировано, на хорошем риторическом уровне отстаивать свою точку зрения (не поднимается выше обвинений по принципу «сам дурак») и демонстрируют крайне низкий уровень общей и речевой культуры

        Пр.: Д.Н. Вы сказали «я убедюсь». Так убедитесь, пожалуйста; Лифтер: Да надоело! Лифт все время сломан, пока она там… пердолится со всеми! / Д.Н.: Долго слово подбирал?

        Что касается культуры речевого поведения, то А. Малахов обычно не задает несколько вопросов одновременно, внимательно слушает ответы собеседника, однако часто позволяет себе прерывать участников ток-шоу и гостей студии на полуслове, не давая закончить мысль, что позволяет усомниться в его профессионализме. Часто переспрашивает гостя, стараясь акцентировать внимание.

        Пр.- «Вы говорите эти лекарства безопасны?» , «По Вашему мнению, все это случайно».

        Ведущий «Окон» Д.Нагиев с одной стороны должен дистанцироваться от участников телешоу, выполняя роль арбитра, стоящего не столько вне схватки, сколько выше участников противостояния, как в этическом, так и в культурно-речевом отношении.

        И Д.Нагиев, и А.Малахов осуждают героев программы за то, что они опустились до публичного обсуждения сугубо личных проблем

        Пример высказывания Д. Нагиева: Я не знаю, ценный ли вы труд пишете, но мне лично вы неприятны. Вы плохо поступили по отношению к женщине. Вы не проявили того чувства такта, которым должен обладать интеллигентный человек. Поэтому вам я аплодировать не хочу. А маме мы аплодируем.

        Пр. высказывания А.Малахова: Вы вообще не достойны того, чтобы вас назвали «мать».

        б) Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов.
        Жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

        А. Малахов садится рядом с гостем или героем программы, поддерживает визуальный контакт с собеседником, проявляет заинтересованность в речи собеседника, кивая головой.

        Д. Нагиев постоянно перемещается по студии, переходя с места на место, его жесты агрессивны, резки, неожиданны.

        Как мы говорили ранее, стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

        • Регулятивная стратегия предназначена для изменеия поведения собеседника.
        • Диктальная стратегия имеет цель «информировать собеседника о фактах, событиях объективной реальности, рассуждать, рассказывать, логически осмыслить тему разговора».
        • Модальная стратегия предназначена для выражения своих эмоций, чувств, настроения в отношении речи и коммуникативной ситуации в целом.

        Стоит отметить неизменную тактику ведения беседы А. Малахова: он проявляет заинтересованность в речи собеседника и старается не задавать неуместных вопросов.

        Пр.- «Давай мы перенесемся сейчас в ваш город и вспомним те события»-в обращении к молодому парню.

        В поведении же Д.Нагиева во время беседы, начинает преобладать стремление разрешить противостояние героев программы в форме скандала, с его правом и обязанностью отчитать, вынести приговор виновным.

        Пр.: Я вот свято верю, что человека нельзя увести. Вот я свято верю, что человек может уйти. И виноват не тот, кто увел, а тот, кто ушел.

        Это приводит к актуализации отрицательных коммуникативных черт ведущего. Он превращается в конфликтного манипулятора, склонного к категоричным, императивным высказываниям, к частым перебивам и к использованию, направленных на подавление собеседника, конфликтных речевых жанров – колкости и упрека, а также приемов языковой демагогии – доведения аргумента собеседника до абсурда.

        1. Компетентность – совокупность компетенций и наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

        В своем ток-шоу «Пусть говорят» Андрей Малахов пытается показать всевозможные стороны жизни в нашей стране, во всех, даже самых крайних, ее проявлениях. Передача «Пусть Говорят» помогает взглянуть с новой, а порой совсем с неожиданной стороны на проблемы, которые, казалось бы, неразрешимы, а может быть даже о которых никто еще до сих пор не задумывался.

        Как показало проведенное исследование, противоречивое коммуникативное поведение Дмитрия Нагиева на съемочной площадке обусловлено речеповеденческим сценарием « заимствованного» ток-шоу «Окна» и нацелено на достаточно реалистичное воссоздание коммуникативной ситуации конфликтного взаимодействия непримиримых противников – героев программы. Д. Нагиев в данной ситуации выполняет несколько функций.

        Когда телеведущий произносит слова не простым монотонным голосом, а с эмоциональной окраской, то это воспринимается по другому и играет огромную роль. Текст приобретает колорит, формирует образы, а также говорящий стимулирует внимание слушающего, тем самым правильно донося и передавая информацию. Но это утверждение верно при определённых обстоятельствах и степени.

        Если мы рассмотрим на примере одного телеведущего, к примеру Дмитрия Киселева. В его передачах через чур наблюдается изобилие эмоционально-окрашен­ных слов. Когда это через чур, то это приобретает ненужную агрессию, выглядит это излишне. Выражу своё мнение. Что если передача информационная, то на мой взгляд ресь должна быть более нейтральной и сдержанной.

        Едят - от слова ,, есть " - это разноспрягаемый глагол, стоит в форме: 2 спряжения, з лица, множественного числа.
        Склонения: 1 скл., 1 скл., 2 скл.,3 скл., 2 скл..
        Трудиться - глагол, корень труд, суффикс и, и суффикс неопределённой формы ть, постфикс ся.
        Вырвать- глагол, корень рв., приставка вы., суффикс а и суффикс неопределённой формы ть

        Дорогой Дедушка Мороз (и пишешь)

        Разговаривают-окончание ют,настоящее время,множественное ч.,3лицо
        слышу-окончание у,время настоящее,число единственное,,лицо 1.
        зимовать-окончание нулевое,неопр.форма глагола

        Удлинённо-, зелёные или сизоватые, с гладкими или волнистыми краями и лёгким налётом. дуговое. Расположены очерёдно и охватывают стебель. Нижний лист самый крупный, верхний, так называемый флаг-лист — самый маленький. У тюльпанов и их садовых форм верхняя сторона листьев украшена фиолетово-бурыми, пятнами или штрихами, полосами, что придаёт растениям особую декоративность. У взрослого цветущего растения чаще всего 2-4(5) листа, которые расположены в нижней части стебля. У молодых растений (до первого цветения) единственный лист развивается к концу вегетации. Зачатки листьев закладываются в замещающей луковице взрослого растения в период, а рост продолжается в следующем сезоне.

        Мне нравится зимнее время года. Я люблю посещать зимний лес. Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты снежными кружевами, они как будто спят. Высокие вершины елей украшены гирляндами шишек, которыми кормятся птицы.
        На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Глубок зимний сон природы, но теплится жизнь под сугробом. Если расчистить сугроб до земли, то можно заметить кустики брусники, веточки черники и листья других растений. На лесных полянах видны следы животных: лисицы, зайца-беляка, лося.
        В непроходимых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят свои домики – гнезда белки. Многие птицы совсем не улетают от нас на зиму. Рябчики, тетерева, глухари, куропатки живут круглый год на одном месте. Из мелких птичек воробьи никуда не улетают о нас. Остаются с нами синицы, дятлы, сойки, сороки. Своим ярким оперением украшают нашу зимнюю природу снегири. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Пробушует метель, и лес волшебно преображается. Хорош лес в зимнем уборе!

        Помогите написать изложение на расказ "проказы старухи-зимы" Разозлилась старуха зима задумала она всякое дыхание со света сжить

        СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Человек,равнодушный к своему языку-дикарь. Помогите пожалуйста разобрать,Заранее спа

        Разберите синтаксический разбор предложения прошу плиз срочноМама рада , что Наташа добрая, ласковая , отзывчивая , чуткая , душ

        Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола. 1) (31) Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь! 2)

        Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: В отрадной тишине простыми звуками свирели в

        Если кое - отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в 3 слова : Кое - кто и кое у кого. Я не понимаю эти слова. Помог

        Доклад на тему "Слова с оценочным значением в речи телеведущих" 7 класс как подготовить, о чём писать, где найти?

        Как составить план доклада на тему "Слова с оценочным значением в речи телеведущих" для 7 класса?

        Когда телеведущий произносит слова не простым монотонным голосом, а с эмоциональной окраской, то это воспринимается по другому и играет огромную роль. Текст приобретает колорит, формирует образы, а также говорящий стимулирует внимание слушающего, тем самым правильно донося и передавая информацию. Но это утверждение верно при определённых обстоятельствах и степени.

        Если мы рассмотрим на примере одного телеведущего, к примеру Дмитрия Киселева. В его передачах через чур наблюдается изобилие эмоционально-окрашен­ных слов. Когда это через чур, то это приобретает ненужную агрессию, выглядит это излишне. Выражу своё мнение. Что если передача информационная, то на мой взгляд ресь должна быть более нейтральной и сдержанной.

        Вот небольшая цитата для примера из передачи, которая иллюстрирует данный факт:

        l7YlxkTInd4Y8ZFBLH2FQMQSeTMQ7Er.jpg

        А теперь давайте посмотрим, что это за слова, которые могут проявляться в речи телеведущих:

        n8Hez6DhCqHbQVPcKsSeXflAlHfkKEpD.jpg

        Рассказ на тему "Наша классная комната"

        Наш класс находится на третьем этаже школы. Если подниматься по правой лестнице с коридора первого этажа, то следует повернуть направо и третьи двери будут нашего класса.

        В нашем классе стоят школьные парты в три ряда. Моя парта находится в среднем ряду третья от стола учителя. Поэтому если я смотрю вперед, я вижу сперва учительский стол, а за ним во всю стену школьную доску. На этой доске учитель пишет нам задания, а мы пишем ответы.

        Слева от меня расположены три больших окна, окна у нас пластиковые, так как недавно в школе был ремонт и очень светлые, с большими подоконниками. На подоконниках стоят горшки с цветами. Вон тот зеленый горшочек с кротоном принесла я.

        Справа и за моей спиной вдоль стены стоят шкафчики. Часть из них под наши вещи, часть под учебные пособия. Мой шкафчик под номером 9, на дверце которого нарисован зайчик.

        Вокруг меня сидят мои одноклассники, все они сосредоточенно пишут рассказ о классной комнате.

        Девочка Маша пошла с мамой в лес, где они увидели много-много красивых, разноцветных цветочков. Маша всё спрашивала: - "Какого цвета этот цветок, а этот?" И мама начала петь такую песенку;

        Белые ромашки головками качают, к себе подзывают.

        Алые гвоздички глазками мигают, к себе приглашают.

        Фиолетовые колокольчики головками звенят, тоже в букет хотят.

        ** Синиевасильки лепестками-пёрышками шелестят: в Машин букет хотят **голубые незабудки и

        Красный иван-чай Маше на ножку наступили, взять их попросили.

        Они пришли домой и сразу поставили цветы в самую красивую вазу, где они долго-долго стояли и радовали Машу.

        На ТВ стали появляться дикторы и телеведущие с плохой речью (гнусавые, картавые, глухой голос.). Это что - теперь мода такая?

        ТВ и радио всегда были образцами чистой и правильной русской речи и дикции (Левитан, Высоцкая, Герцог. ) и все равнялись на них. Но почему после развала СССР в РФ теперь часто вещают такой некачественной речью? Бывает не только противно слушать, но и непонятно - что говорят! Как Вы думаете, почему такое происходит?

        В и х р ь Высший разум (135154) Извините, я не занимаюсь приёмом на работу на ТВ. Там сотни видов профессий и можно обращаться в редакцию ТВ с указанием вида и уровня (аттестаты, дипломы. ) своей подготовки. Успехов.

        Ведущих, как правило, обучают речи. кто то быстро исправляет деффекты, кто то медленнее. Помимо речи там целый форох требований к ведущему. В любом случае, даже самый картавый ведущий говорит грамотнее и эстетически приятнее, чем 99% людей. а критики всегда найдутся.

        В и х р ь Высший разум (135154) Похоже, что Вы редко включаете ТВ! Или невнимательно слушаете и терпимо относитесь к недостаткам "фикции". Жаль! Ваше "мнение" - направлено на падение качества вещания на ТВ! Многие годы "вещает" картавый СТЕПАНЕНКО по ЦТВ, так хочется сделать и подарить ему букву "Р" которую он и не собирается научится говорить! Вы скорее всего также плохо говорите, потому и оправдываете картавых. Жаль! УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ВЕЛИКОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Упали требования к нему. Проф. В.

        Да даже просто все телеведущие по всем РФ каналам, кто ударение ставит неправильно, кто глотает слова, буквы, окончания, предлоги, союзы, артикли, гласные и согласные. Слушайте директора каналов. -ЗАЙМИТЕСЬ ЭТИМ ВОПРОСОМ ВСЕРЬЁЗ. Имейте хотя бы уважение, пусть даже не к нам, а уж хотя бы К СЕБЕ. Выгоняйте таких или переводите на другие должности. Организуйте грамотный подбор кадров! А кого жалко увольнять - НАНИМАЙТЕ ЕМУ ЛОГОПЕДА. -Это Вам, как говорится бесплатный совет. А то, ну просто раздражительно слушать, куда не переключи. -Заранее извините, если кому не понравилась моя эмоциональная критика.

        Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
        Задачи исследования:
        Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
        Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
        Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
        Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»

        Содержание

        Введение…………………………………………………………………….3
        1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
        а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5
        б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………. …. 8
        2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
        а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15
        б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18
        Заключение………………………………………………………………. 24
        Библиографический список……………………………………………. 26

        Работа содержит 1 файл

        реферат по типмммми.docx

        Федеральное агентство по образованию

        Государственное образовательное учреждение

        высшего профессионального образования

        Ульяновский государственный технический университет

        Кафедра «Политологии, социологии и связей с общественностью»

        Дисциплина «Теория и практика массовой информации»

        Реферат на тему:

        «Особенности речевого поведения телеведущего

        Студент: Кашичкина Е.С. Сод-31

        Преподаватель: Шигабетдинова Г. М.

        1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу

        а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5

        б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения… ………. …. 8

        2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов

        а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15

        б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………… .18

        Библиографический список……………………………………………. 26

        Современное российское телевидение - это разнообразие идей, форм, жанров. Многие из них заимствованы с Запада и адаптированы к отечественной действительности. Одним из таких видов телевизионной продукции является ток-шоу (англ. talk show от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация) - особый жанр журналистики, подразумевающий дискуссию, обсуждение какого-либо вопроса. При этом в дискуссии принимают непосредственное участие приглашенные в студию зрители.

        Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего.

        В ток-шоу ведущий обращается не только к массовому зрителю, но и к гостям студии. Эта двойной адресация считается одним из характерных признаков жанра ток-шоу. Ведущий ток-шоу, несомненно, определяет "лицо" передачи, являясь центральной фигурой ток-шоу, заявляет тему для обсуждения, производит выбор между эксплицитной и имплицитной информацией, делает некоторые выводы, направляет развитие диалога, создает определенный образ себя. Речевые стратегии способствуют максимально эффективной реализации всех целей и нацелены на увеличение силы высказывания.

        Актуальность исследования обусловлена необходимостью описания речевых стратегий и тактик в ток-шоу, которая создается в ходе изучения типовых образцов речевого поведения телеведущих, позволяющих понять алгоритмы быстрого и эффективного достижения коммуникативного результата.

        Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.

        1. Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
        2. Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
        3. Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
        4. Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»

        Обзор литературы. Теоретической и методологической основой реферата послужили работы:

        1. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Структурно пособие учитывает учебные программы по основам телевидения и тележурналистики. Примеры, иллюстрирующие те или иные теоретические положения, взяты как из мировой практики телепроизводства, так и из личного опыта автора, в течение 10 лет работавшего собственным корреспондентом российского государственного телевидения в странах центральноазиатского региона. Князев обращает внимание на важность соблюдения определенных форм речевого поведения.
        2. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге.

        В данной монографии анализируются: структура коммуникативного события, замысел речевой партии коммуниканта, режимы диалоговедения, стандартные механизмы дискурсивного развертывания, типы коммуникативной координации речевого поведения. Опираясь на данную работу, мы рассмотрели особенности речевого поведения в социально ориентированном общении.

        1. Володина, М. Н. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования

        Это пособие помогло нам овладеть необходимыми знаниями, направленными на понимание текстов массовой коммуникации, которые во многом определяют социально-психологическую, информационно-языковую и культурную ситуации в обществе. Основываясь на данное пособие, мы рассмотрели условия, позволяющие участникам общения действовать совместно.

        В данной статье автор предлагает классификацию речевого поведения участников беседы. В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении

        1. Васильев, А. Д. Слово в телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании

        Книга посвящена актуальным вопросам словоупотребления в текстах российского телевидения последних лет. Выводы автора подтверждаются многочисленными примерами, иллюстрирующими основные тенденции лексической динамики в телевещании. На основании данной книги мы сделали вывод, что словоупотребление в телепередачах зачастую воспринимается в качестве авторитетной нормы, оказывающейся соответственно весьма интересной для исследования.

        Так же мы опирались на работы Бредермайера К. Искусство словесной атаки», Вартанова А. С. Актуальные проблем телевизионного творчества. На телевизионных подмостках, Введенской Л. А. Русский язык и культура речи, Кузнецова Г. В. Так работают журналисты ТВ, Могилевской Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования и др.

        Материалом для исследования послужили репортажи, взятые из программ «Пусть говорят» (Первый) и «Окна» (ТНТ).

        1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу

        а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации

        Начать работу следует с ответа на вопрос: что же называется речевым поведением? Согласно словарю 1 , речевое поведение – это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно-адекватной тональности и стилистике. По мнению А. А. Князева 2 ,соблюдение определенных форм речевого поведения является чрезвычайно важным для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и полилогических жанрах.

        Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. «Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем» 3 .

        М. Н. Володина выделяет исходные условия, позволяющие участникам общения действовать совместно:

        • наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;
        • ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим) 4 .

        Данные условия автор называет «принципом кооперации», т.е. требованием к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

        В. М. Березин отмечает основные правила речевого поведения, обусловленные этим принципом:

        • высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;
        • высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;
        • высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;
        • высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

        Однако, «реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Но если нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи» 5 .

        В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики. Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов 6 . Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

        Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д. Стоит отметить, что тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно.

        Типы речевого поведения:

        И. Г. Родченко в своей статье «Типы речевого поведения» 7 говорит о том, что своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Являясь участниками общения, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Автор подчеркивает, что прогноз вряд ли был бы возможен, если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях массовой коммуникации.

        В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Таким образом, И. Г. Родченко предлагает следующую классификацию:

        Читайте также: