Ребристая доска музыкальный инструмент

Обновлено: 17.04.2024

Музыкальный инструмент рубель

Среди русских народных музыкальных инструментов этот представитель ударных считается настоящим произведением искусства. Он не имеет четкого определенного звукоряда, но обладает широкими выразительными возможностями.

Что такое рубель

Инструмент входит в группу ударных, используется в народных ансамблях, является одной из разновидностей трещоток. Выглядит, как деревянная доска с ручкой, рабочая поверхность которой состоит из скругленных граней. Обратная сторона дает возможности для творчества. Ее украшают резьбой, рисунками, затейливыми узорами и орнаментами.

В комплекте с рубелем предусмотрена деревянная колотушка, на конце которой находится шарик. Иногда он заполняется сыпучим материалом. При игре воспроизводится гремящий звук.

Музыкальный инструмент рубель

Изготовление инструмента

История старинного представителя ударной группы уходит глубоко в века, когда не было электричества и люди ничего не знали о механике, вибрациях, звукоряде, нотной грамоте. Музыкальные инструменты изготавливались из подручных материалов. Заготовкой для рубеля служила доска из дуба, бука, рябины, ясеня. На ее поверхности нарезались грани, им придавали округлую форму. Торцы обрабатывались, опиливались, вырезалась ручка, а с одной стороны корпуса вырезалась резонаторная щель. Из дерева изготавливалась колотушка, которой проводили по рубцам-валикам с разной быстротой. Получалось громкое, гулкое шумовое звучание.

Как играть на рубеле

Инструмент укладывают на колени, одной рукой держат за ручку, а другой осуществляют движения колотушкой с шариком на конце. Несмотря на примитивность, не исключается возможность изменить тональность. Для этого нужно просто закрыть резонаторную щель, высота тона изменится.

В старину рубель применялся в обрядах, на нем играли на праздниках. Интересно, что нерабочую поверхность часть использовали вместо утюга для глажения одежды. Сегодня традиции игры на деревянной трещотке позволяют сделать создать экспрессию, внести яркость в народные произведения.

Музыкальный инструмент било

В конце X века на Руси появилась традиция звонить в било. Древнейший ударный музыкальный инструмент стал прототипом пришедших позднее из византийской религиозной культуры колоколов.

Устройство инструмента

Простейший древний идиофон люди создавали из доступных материалов. Чаще всего использовалось дерево. Лучше звучали ясень, клен, бук, береза.

Било представляло собой кусок деревянной доски, ее подвешивали или носили в руках. Звук воспроизводился ударом деревянной колотушки. Металл также использовался для изготовления идиофона.

Игра на било

Инструмент назывался «клепало». Он давал более громкий, сочный звук, позднее его стали называть плоским колоколом. Иногда било изготавливали в виде дуги. Она символизировала радугу, звук издавала мощный, подобный грому. Звучание «клепала» зависело от толщины материала.

История

Первые письменные упоминания об использовании простейшего идиофона относятся ко второй половине XI века. Летописи рассказывают об игумене С. Феодосии – основателе Киево-Печерского монастыря. Святой Феодосий пролежал в болезни пять дней. Придя в себя, игумен попросил вынести его во двор, созвать монахов. Для этих целей использовали деревянные доски с колотушками, звук которых собирал людей.

Примерно в этот же период с Запада пришли колокола. Их отлив был делом дорогостоящим, длительным. Колокола имели небольшой размер, резкий звук. До XVI века они не могли полностью вытеснить клепала.

Наиболее распространенным било считалось на юге Руси. В северных регионах музыкальный инструмент встречался реже, чаще изготавливался из дерева. В Киевской Руси клепало изготавливали из меди, стали, чугуна – местная древесина не способна была давать яркий, раскатистый звук.

Музыкальный инструмент било

Использование

В XVII веке било «перебралось» в музыкальные заведения. Несколько досок из металла, дерева или камня разных размеров, формы, толщины подвешивали на планке. При ударе колотушкой каждая доска давала уникальный звук, а все вместе – музыку.

Сейчас клепала используют служители монастырей северо-запада России. Там различают два вида била – великое и малое. Первое подвешивается на звонницах, второе носят в руках, ударяя колотушкой.

Древнейший идиофон можно увидеть на некоторых предприятиях. Обычно это кусок рельсы, ударяя о который рабочих оповещали о наступлении обеденного перерыва или конце рабочего дня. Клепало нельзя назвать исконно русским древним музыкальным инструментам. Подобные экземпляры все еще используются в разных странах мира.

Народные музыкальные инструменты

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее.

Сама жизнь

Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.

В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.

В ложки бей

Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.

Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.

Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.

Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.

Деревянные ложки

Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.

Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…

Пусть меня научат

Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.

Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.

Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и
духовых русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород


Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.

Названия

Рубе́ль, ребрак, качулка рубчатая

Описание

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.

Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

Рубели. Архангельская, Вологодская, Ярославская губ., 19 в.

Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

…Касьян слышал, как глухо, будто мельничный жёрнов, погромыхивал в избе рубель: должно быть, Натаха прокатывала вчерашнее бельё…

— Евгений Носов, «Усвятские шлемоносцы»

Музыкальный инструмент

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. В одной из боковых торцевых сторон высверливалась резонаторная полость (не сквозная): звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубелем хорошо подчёркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов.

Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

Изготовление музыкальных рубелей

Для рубелей применяют древесину твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручка.

Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков.

Для этого на поверхности прочерчивают параллельные линии через определенные промежутки (15 мм) и делают пропилы глубиной 7 мм. Когда пропилы сделаны, с их краев косячком — стамеской срезают древесину в направлении пропила, получая углубления между валиками.

В следующем этапе работы стамеской производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Поверхности граней на рубеле обрабатываются прямоугольным напильником и наждачной бумагой.

Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причём не насквозь.

Пословица

Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное бельё становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

10 самых необычных музыкальных инструментов в мире


Музыкальные инструменты из нашего списка внешне мало похожи на привычные взору гитары, пианино или барабаны, с которыми большинство знакомо с детства благодаря занятиям в музыкальной школе или просто телевизионным программам. Предлагаем обзор инструментов, которые дают возможность одному артисту быть особенным, а другим восстановить связь с историей или получить возможность творческому выходу, о многих люди даже и не слышали.

Кажется, что наши предки были помешаны на музыкальных инструментах не меньше нашего и как результат, через тысячелетия, мы имеем возможность широкого выбора данных устройств. Некоторые инструменты, как, например, Эолова арфа, являются примером использования сил природы, в данном случае ветра, для извлечения звука, а примером использования научных разработок является поющая катушка Теслы. Другие пытаются имитировать звуки сразу же нескольких инструментов, как, например, недавно изобретенный струнно-клавишный-смычковый инструмент «Колесная арфа» (Wheelsharp). И, наконец, несколько инструментов изготовленных на заказ, как, например, инструмент Gameleste, созданный специально для исландской певицы Бьорк.

10. Gameleste

Gameleste

Gameleste специально был сконструирован для альбома и мультимедийного проекта “Biophilia” исландской певицы Бьорк, который был представлен публике в 2011 году. Ударный инструмент является сочетанием традиционного индонезийского инструмента гамлана и челесты, маленького клавишного инструмента с молоточками, которые ударяют о металлические пластины, создавая звук приближенный звуку колоколов. Инструмент был создан британским перкуссионистом и исландским органистом.

9. Шарманка Sharpsichord

Шарманка Sharpsichord

У звукового инженера Генри Дега ушло 4 года на создание гигантской шарманки, которая работает на солнечной энергии. Автор назвал свое детище Sharpsichord. Инструмент представляет собой огромное металлическое устройство с граммофоном и 11 000 дырочек для смены цилиндров. Штифты, на которые устанавливают цилиндры, при вращении задевают за струны инструмента и рождается звук. Во время исполнения композиции все цилиндры меняются вручную, что занимает много времени, поэтому концерт может длиться целый день или дольше.

8. Лур

Лур

Лур – это духовой инструмент, горн, который в длину может достигать два метра и является одним из самых старинных инструментов в нашем списке. Его изображение можно найти даже на наскальных рисунках в Скандинавии. Он может иметь прямую и изогнутую форму и часто ассоциируется с периодом викингов, в Средние века существовал деревянный аналог инструмента. Когда изменились технологии, то его начали изготавливать из бронзы, например, в Дании и Германии использовали такой вариант с мундштуком.

7. Поющая катушка Теслы

Поющая катушка Теслы

Это, возможно, самый потрясающий инструмент в нашем списке, да и выглядит он как «гость из будущего». Поющая катушка Теслы представляет собой своеобразный плазменный громкоговоритель. Катушка производит напряжение сверхвысокой частоты, затем следует звуковой эффект. В результате напряжения низкие волны издают звук похожий на звук синтезатора. Так как этот звук не улавливается ухом человека, то специальная установка преобразует его, и мы можем его слышать.

6. Пирофон

Пирофон

Пирофон – это своеобразный орган, который производит звук в результате взрывов. Инструмент был изобретен в 19 веке случайно при разработке двигателя внутреннего сгорания. При возгорании в трубках образуется звук. Выхлоп из камеры сгорания проходит через специальные камеры и получаются звуки разной тональности. Инструмент работает на пропане или авиационном бензине.

5. Колесная лира (харди-гарди)

Колесная лира (харди-гарди)

Колесная лира выглядит так же смешно, как и называется, но это очень важный инструмент при исполнении французских, венгерских и галицких народных песен, так как инструмент производит богатый, экзотический длительный звук, который получается во время вращения резинового колеса, задевающего струны. Инструмент звучит как струнный, но оборудован также и клавишами. Сверху он оснащен струнами, которые под напряжением издают звук похожий на звук волынки, поэтому харди-гарди часто используют именно для партии волынки в современных композициях.

4. Колесная арфа (wheelharp)

Колесная арфа

Колесная арфа – это музыкальный инструмент со струнами, которая управляется клавишами и ножным двигателем. Струны издают постоянный звук в результате трения колеса об них. Питание подается при помощи ножных педалей, которые напоминают педали пианино. Впервые инструмент был представлен публике в 2013 году в Калифорнии, а разработан по рисункам Леонардо Да Винчи. Так как не было подробных чертежей, то только благодаря музыкантам и инженерам он увидел свет. Это инструмент-оркестр, который издает полный, богатый звук.

3. Скрипка Хардангер

Скрипка Хардангер

2. Диджериду

 Диджериду

Диджериду - широко известный духовой инструмент аборигенов Австралии. Его изобрели 1500 лет назад. В основном это деревянная труба, которая производит звук. Инструмент существует разной длины и разного размера, но традиционно он должен быть длинным – чем длиннее инструмент, тем ниже тон издаваемо звука. Диджериду можно найти даже на наскальных рисунках древних людей. Традиционно инструмент расписывают в цвета присущие той или иной культурной группе.

1. Эолова арфа

Эолова арфа

Эолова арфа, или воздушная арфа, - это струнный инструмент, который производит звук под воздействием силы ветра. Своё название она получила в честь греческого бога ветра Эола. Инструмент состоит из ящика и, собственно, грифа с натянутыми струнами. Если установить арфу у открытого окна, то ветер, проходя сквозь струны, способствует образованию звуковых волн. Струны натянуты так, чтобы звук производился в разных тональностях. В результате мы получаем навязчивый, даже жутковатый звук, как будто сами боги играют на арфе.

Читайте также: