Размещение портретов руководителей на стене

Обновлено: 14.05.2024

Курьезная ситуация произошла на днях в Санкт-Петербурге. Как сообщают СМИ [1], депутат одного из муниципальных образований, приехав на заседание, обнаружил, что ранее повешенный им в здании совета портрет А.С.Пушкина был заменен на портрет В.В.Путина. Замена разозлила депутата до такой степени, что он порвал изображение действующего российского президента, точнее, как он сам потом заявил, «неустановленного мужчины, похожего на президента России Владимира Владимировича Путина». Данный акт, в свою очередь, возмутил сотрудницу администрации муниципального округа, которая вызвала полицию. Представители правоохранительных органов прибыли на место происшествия и начали проверку.

Инцидент получил огласку в социальных медиа, а затем и в прессе. Комментируя его, пресс-секретарь президента России Д.С.Песков призвал участников конфликта успокоиться, заняться решением более важных задач и предложил им компромиссное решение — возвращение в здание совета изображений и литератора, и лидера [2]. По его словам, размещение портретов главы государства в зданиях органов власти ничем не регламентировано. Вместе с тем он подчеркнул, что Кремль, разумеется, не может позитивно отнестись к поступку депутата, порвавшего портрет президента.

Воздержимся от оценок действий слуги народа, уже известного своим неординарным отношением к декорации рабочего места. Достаточно сказать, что подобный поступок представляется некорректным с точки зрения профессионального и некультурным в плане общегражданского этикета. Одним словом, неэтичным. Ситуация в стране и мире сложная, однако даже с учетом этого следует сохранять самообладание и контролировать эмоции. Перифразируя классика и современника А.С.Пушкина Н.В.Гоголя: «оно, конечно, Александр Сергеевич гений, но зачем же утварь портить».

Вместе с тем, отталкиваясь от обозначенного информационного повода, интересно посмотреть на портреты холодным взглядом протоколиста.

Во-первых, согласимся с мнением пресс-секретаря Д.С.Пескова о том, что ведомственных директив и регламентов использования изображений высших должностных лиц в России не имеется. Портрет главы государства не является элементом государственной символики в отличие от герба и флага, закрепленных в Конституции и Федеральных конституционных законах №№1-2 от 25.12.2000 г. Их использование официальными лицами, в свою очередь, кодифицировано в рекомендациях Геральдического совета при Президенте России. Так, например, при размещении флагов в рабочих кабинетах чиновникам рекомендуется руководствоваться следующими схемами [3]:

Расположение флагов в рабочих кабинетах




1 — рабочий стол должностного лица;
2 — кресло (стул) должностного лица;
3 — Государственный флаг Российской Федерации;
4 — флаг субъекта Российской Федерации;
— расположение стен кабинета.

Проецируя эту логику на изображения высших должностных лиц, допустимо заключить, что при одновременном размещении в кабинете их портретов уместно сохранять тот же порядок. Например, если депутаты муниципальных образований Санкт-Петербурга будут размещать портреты гаранта Конституции и губернатора, то первый будет находиться на более почетном месте по отношению ко второму:



В случае, когда чиновник решит также вывесить портрет главы местной администрации, порядок будет следующим: по центру — глава государства, слева от него (если смотреть фронтально) — глава субъекта России, справа — глава местного самоуправления:



Однако данный принцип, базирующийся на критериях приоритета и протокольного старшинства, применим только к представителям власти, обладающим официальным должностным статусом. Если же, в соответствии с советом спикера Кремля, участники санкт-петербургской истории решат разместить портреты Пушкина и Путина, конфигурация не может быть определена аналогичным образом. «Наше все» — историческая фигура XIX века, сравнение которой с действующим президентом формально возможно разве что по алфавиту. Соответственно, слева — Путин, справа — Пушкин. Можно добавить в этот ряд, скажем, древнегреческого философа Платона. Тогда изображение главы государства сместится в центр. Главное — чтобы портреты располагались на одном уровне (один не выше и не ниже другого) и желательно, чтобы они были одного размера. Хотя очевидно, что такая «линейка» будет смотреться комично.

Использование фотографий глав зарубежных государств во внешнем и внутреннем убранстве рабочих мест представляется странным и неуместным. Прежде всего, действующих и современников. Портреты исторических деятелей, например, Наполеона, — в меньшей степени, но в принципе тоже. Демонстрация изображений «нейтральных» великих персонажей, к которым в данном контексте можно отнести А.С.Пушкина, зависит от вкусов и индивидуальных предпочтений хозяев кабинетов. В любом случае в законодательстве эти аспекты не зафиксированы, да и едва ли могут быть отражены исходя из здравого смысла.

Во-вторых, порча или уничтожение портретов главы государства сами по себе едва ли могут быть квалифицированы как преступления против порядка управления. В зависимости от конкретных обстоятельств, последствий и их тяжести такие деяния, думается, допустимо трактовать в терминах статей: «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ), «Уничтожение или повреждение чужого имущества» (ст. 7.17 КоАП РФ), «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» (ст. 167 УК РФ), «Хулиганство» (ст. 213 УК РФ), «Вандализм» (ст. 214 УК РФ). Мотив политической или идеологической ненависти будет выступать отягчающим обстоятельством по статьям 213 и/или 214 УК РФ. Его наличие может также привести к возбуждению уголовного дела в соответствии со статьей 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»).

Вопрос о преследовании порчи имущества в административном или уголовном порядке решается в зависимости от размера ущерба: согласно действующим нормам, ниже 5 тыс. рублей — правонарушение (КоАП РФ), выше — преступление (УК РФ). Отметим, что стоимость большей части доступных в продаже изображений российского лидера не превышает этот порог. Однако есть и другие, зачастую уникальные портреты высшего ценового сегмента — например, находящийся в его кабинете и выполненный «в Японии с особой техникой на рисовой бумаге» [4]. Порча такого художественного артефакта и культурного наследия двусторонних международных связей была бы, вне всякого сомнения, весьма прискорбна.

Для сравнения: надругательства над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации наказываются в соответствии с отдельной статьей УК РФ (ст. 329). Хотя по статистике правоприменительной практики они вряд ли входят в число наиболее распространенных преступлений.

Наконец, в-третьих, использование визуальных образов национальных лидеров в отечественной и зарубежной протокольных практиках — от парсун и бюстов до цифровых изображений на сайтах — тема для исторического исследования. С другой стороны, история и ее прецеденты, помимо протокола и этикета, учат нас еще и важной роли чувства юмора. Как и многим великим людям, оно было вполне присуще А.С.Пушкину. В том числе по отношению к портретам — своими чужим.

Достаточно вспомнить его раннее лицейское стихотворение, написанное на французском языке, «Mon portrait» [5]. Или рисунки на полях рукописей, среди которых он, впрочем, отдавал предпочтение скорее прекрасным дамам, чем власть имущим. Или отношения с учителем рисования С.Г.Чириковым, чьей кисти принадлежит первый дошедший до на портрет поэта в сознательном возрасте, выполненный акварелью около 1815 г. Позднее — с О.А.Кипренским («Себя как в зеркале я вижу, // Но это зеркало мне льстит») и В.А.Тропининым.

Не чужда ирония и действующему российскому президенту. В рассматриваемом контексте можно вспомнить, как во время одной из недавних видеоконференций он поинтересовался у лидера КПРФ Г.А.Зюганова присутствием за его спиной портрета того же литературного классика, однако отсутствием. Конечно же не себя, но идеологов коммунизма — Ленина, Маркса и Энгельса. Глава думской фракции оценил шутку и заверил главу государства, что находится «в достойном окружении портрета Пушкина, герба Советского Союза, знамени Победы и Родины-матери» [6].

Позволим себе привести еще один пример «живописного протокола». В кабинете кафедры дипломатии МГИМО размещен портрет выдающегося адмирала, государственного деятеля и дипломата Е.В.Путятина. Картина была преподнесена в дар одной японской делегацией в память о том, что в 1855 г. именно Е.В.Путятин подписал договор о дружбе и торговле с этой страной (Симодский трактат), который положил начало истории двусторонних дипломатических соглашений. Как видим, в японском деловом протоколе портреты не только действующих лидеров, но и исторических фигур выступают распространенным подарком. Когда студенты интересуются тем, кто изображен на полотне, сотрудники кафедры рассказывают им не только о дипломатических подвигах адмирала, но и о том, что в 1861 г., когда именно он занимал пост министра народного просвещения, были введены матрикулы, ставшие прообразом современных зачетных книжек.

На этой ноте, надеясь, что описанный конфликт в Северной столице в скором времени будет полностью исчерпан, история не получит продолжения, а пропавший из здания совета портрет А.С.Пушкина будет найден и возвращен на свое место, хочется закончить очерк строками в духе модных ныне в социальных сетях пародий:

Пропал поэт: портрет его, быть может,
Найдется и утерян не совсем;
Пропажа пусть полицию тревожит;
А протокол. тут не помочь ничем.
Висят же в Эрмитаже, в Интернете,
Но сердцу депутата дорогой
Пропал. Быть без портрета в кабинете
Однако же не повод рвать другой.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.


. очень хочется поместить портреты и герб на одной стене.

Так, к сожалению, везде и делают. Хотя герб - это символ государства или самоуправления - неких относительно постоянных сущностей, а портреты первых лиц - это лишь фотографии персон, временно замещающих должности. И олицетворять полномочия главы города может только герб. Кстати, рядом с гербом города он может поместить (левее, не ниже и не меньше) герб России. Можно понять, когда в Российской империи везде висел портрет здравствующего императора - он и был олицетворением государства. Если мы - демократическая страна, то место лику её очередного президента (причем здесь вообще премьер-министр, непонятно, поскольку если верить Конституции, он лицо вообще не выборное, а назначаемое), как и сказал Профессор МД, в красном углу, или на боковой стене кабинета - в знак уважения и чтобы его постоянно созерцать в священном восторге.
За спиной же главы местного САМОУПРАВЛЕНИЯ место только символу этого САМОУПРАВЛЕНИЯ. А то получается, что он осуществляет свои полномочия от лица Президента и Премьера. Что есть неправда.
А у нас как всегда, если нельзя, но очень хочется, то можно.
В этом случае (поскольку запретить блажь невозможно) в центре и выше (или больше) - герб города, слева от него (и ниже или меньше) - Президент, а справа уж - В.В. Премьер.
Но в этом случае мы - не демократия, и Конституция - бумажка.

2010-11-24 11:53:56 // IP: 194.190.1.36Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо


2010-11-24 11:54:14 // IP: 178.218.23.1Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо

Mike163 написал 2010-11-24 11:06:42:
>> Одно уточнение, руководству очень хочется поместить портреты и герб на одной стене, такое возможно? Если возможно, то в каком порядке?
Спасибо



2010-11-24 12:01:28 // IP: 178.218.23.1Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо

P.S. Компетентное мнение уже опередило мои досужие рассуждения :+)


2010-11-24 19:05:13 // IP: 109.185.118.17Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо



2010-11-24 20:16:45 // IP: 95.83.129.68Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо


2010-11-24 21:39:01 // IP: 24.69.137.129Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо


2010-11-24 22:28:29 // IP: 178.66.155.87Ответить
Ответить с цитированием
Сказать спасибо

Нормативных актов, регламентирующих оформление кабинетов чиновников, не существует, да было бы странно, если бы таковые и имелись: это рабочее помещение, его дизайн мало кого волнует. Имеются только требования относительно размещения символов государственной власти в местах, где эта власть осуществляется: например, в зале судебного заседания висит герб России и стоит флаг. Портрет президента/премьер-министра к символам госвласти, слава богу, не относится, в их число входят лишь флаг, герб и гимн.

По моему мнению, портреты появляются по двум причинам. Во-первых, это способ показать свою лояльность действующей власти и символическую причастность к ней, чтобы уменьшить количество упрёков в недостаточном радении за народ и патриотизме (и тем самым устроить себе символический оберег на случай чисток). Во-вторых (это характерно скорее для чиновников низшего ранга), портрет высшего руководителя является кустарным заменителем уже перечисленных выше символом государственной власти: согласитесь, что в кабинете завуча школы или третьего заместителя начальника ЖКХ герб России будет смотреться комично, так как власть у этих людей довольно ограниченная и направлена на не слишком широкий круг лиц. Портрет же оказывается идеальным вариантом: он символизирует госвласть не напрямую (т.о., чиновник не роняет сакральный авторитет герба/флага/гимна), но метонимически, через символическую связь с публичными носителями этой власти (Путиным/Медведевым).

Кстати, такая же история с нематериальным символом госвласти — гимном: чтобы не «трепать» сакральный символ, многие органы власти и госучреждения придумывают собственные гимны и исполняют их по тем торжественным поводам, которые рангом до общегосударственных не дотягивают.

Не думаю, что установка портретов производится по требованию руководства. Всё вышеперечисленное показывает, что в большинстве случаев это низовая инициатива и стремление «быть как все».

Что касается исторической перспективы, то в советские времена традиция вешать портреты генсеков цвела пышным цветом. До революции портреты царей иметь было не обязательно, но в литературе встречаются упоминания «самодержца на стене», поэтому следует заключить, что корни традиция имеет ещё как минимум в 19 веке, ну а развитие фотографии и печатных технологий её только усилило.

Ну вот, почему-то радостно залайкали ответ про примитивную диктатуру, причём со ссылкой на голливудское кино. Между тем, портреты действующих президентов действительно висят в офисах американских чиновников. И как раз в кино это очень часто можно увидеть.

Мне тоже не нравится Путин – ни в президентском кресле, ни на портрете. Но истина, пардон, дороже.

Удивительно, что люди сразу кидаются к примерам из советского прошлого и российского настоящего (кстати, стоит ещё и царские времена вспомнить, где портрет царя в кабинетах висел обязательно). Мол, только наши такие вот. Вместе с тем традиция вещать на стену портрет государственного лидера существует практически во всех государствах. Даже в Штатах портреты президентов. Читать далее

Давайте на секундочку предположим, что это месть интеллигентных людей с тонким чувством юмора! Вспоминаем "Похождения бравого солдата Швейка": ". Бретшнейдер умолк и разочарованно оглядел пустой трактир. -- А когда-то здесь висел портрет государя императора,-- помолчав, опять заговорил он.-- Как раз на том месте, где теперь зеркало. -- Вы справедливо. Читать далее

Портреты глав государств привычно висят в кабинетах чиновников тех стран,которые являются примитивными диктатурами. Мы все смотрим иностранное кино и знаем, что в кабинетах высокопоставленных чиновников США в обязательном порядке присутствует государственная символика. Герб и Флаг. Эти чиновники служат стране,служат обществу, под временным руководством того или иного. Читать далее

А, ну значит в штатах чиновник повесить президента может, показывая свою с ним солидарность, а у нас это будет. Читать дальше

Это стадное чувство чиновников, проявление лояльности «вертикали власти». Писаные инструкции на этот счёт вряд ли существуют. Кстати, при Медведеве была забавная ситуация, когда у «либералов» висел его портрет, а у «консерваторов» - путинский. При позднем СССР портреты Брежнева, кстати, в одиночку почти никогда не висели, несмотря на словесные его восхваления. Только. Читать далее



Зайдя в кабинет к какому-нибудь начальнику, вы наверняка замечали, что на его стене непременно висит портрет главы государства или премьер-министра. Без этого атрибута не обходится ни один руководитель муниципального учреждения. То ли ему так спокойнее - когда его спину «прикрывает» строгий взгляд высшего начальства, то ли. его заставили повесить этот самый портрет?

Об этом мы спросили у самих обнинских чиновников.

«МНЕ ТАК ДОСТАЛОСЬ»

Если верить истории, то первыми моду на свое изображение ввели римские императоры: именно их божественные лики стали впервые чеканить на монетах - ну, чтобы народ имел представление о том, как выглядит их верховный руководитель. Потом этот тренд перешел и на бумажные денежные купюры. Ну а в Российской империи законодателями этой тенденции стали также императоры - именно тогда в чиновничьих кабинетах стали появляться первые портреты царей.

В советской России это привычка сохранилась. На стене могли оказаться не только вожди пролетариата, но и другие актуальные личности - Маркс, Энгельс. Отсутствие анфаса Сталина в 30-40 годы вообще могло грозить серьезными неприятностями. В советское время портреты являлись элементом культа личности, а «вождизм», как мы знаем, позже осуждался потомками.

Но что сейчас? Почему лицо главы государства все еще по привычке смотрит на нас на приеме у главы какой-нибудь местной администрации или руководителя отдела? Это «обязаловка» или душевный порыв? А может, существуют главы, которые вообще ничего не вешают на стены?

Обнинский сити-менеджер Татьяна ЛЕОНОВА призналась: в ее кабинете присутствует портрет Владимира Владимировича. И еще герб.

- Так мне досталось, и я ничего плохого в этом не вижу. Это преемственность другого руководителя, и я ее поддерживаю, - объяснила градоначальница.

Управделами мэрии Геннадий АНАНЬЕВ на вопрос, есть ли в его приемной чья-то фотокопия, заявил:

- Конечно - президента! Мне он достался. Сначала был один - более молодого возраста, потом другой, - добавил Геннадий Евгеньевич.

При этом он заверил: никаких указаний в том, кого и какого возраста вешать на стену ему не давалось. Никто не мешает, помимо этого, также установить, например, герб Обнинска или Калужской области.

«ЭТО ТАКАЯ ТРАДИЦИЯ»


Следуют этому канону и другие обнинские чиновники. Так в 2013-м, если верить нашему фотоархиву, у начальника соцзащиты Владимира ЖАРСКОГО висел портрет Дмитрия МЕДВЕДЕВА. А вот его коллега, руководитель Управления образования Татьяна ВОЛНИСТОВА, заявила, что на сегодняшний день в ее кабинете установлен портрет нынешнего президента России.

- Мы исполняем политику главного рулевого страны и реализуем национальные проекты - такие, как «Образование» и «Демография», инициатором которых он был. Это лидер страны, и все должны его знать, видеть и понимать, что мы выполняем госполитику, которая им определена, - сказала Волнистова.

Как подчеркнула Татьяна Валерьевна, установка портрета - это личное решение Управления образования.

И если сотрудники мэрии весьма единодушны в своем порыве, то, может быть, хотя бы обнинские депутаты не столь консервативны в привычке устраивать «вернисаж»?

- У меня в кабинете портрет Путина - президента страны, - заявил председатель Горсобрания Геннадий АРТЕМЬЕВ. - Он всегда висел, сколько помню - и в предыдущем созыве, и в предпредыдущем. Никаких указаний нет, это традиция - что портрет главы государства висит в официальном кабинете.

У ГЛАВ СОСЕДНИХ РАЙОНОВ ПО ДВЕ РЕПРОДУКЦИИ.

Мы не смогли не спросить о наличии или отсутствии политических «ликов» и у глав соседних районов. Что примечательно, у них висят сразу по две репродукции.

- В кабинете главы администрации Жуковского района Анатолия СУЯРКО два портрета: нашего земляка - Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, и президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, - заявили в местной мэрии.


А вот глава администрации Малоярославецкого района Вячеслав ПАРФЕНОВ заявил, что, помимо главы государства, у него в кабинете установлен портрет премьер-министра Михаила МИШУСТИНА - с первого же дня назначения, причем его тогда еле нашли.

- Есть президент, есть премьер - это авторитетные люди, многое делают для того, чтобы наша родина во всех отношениях развивалась и становилась крепче. И мы, органы местной власти, должны равняться на таких людей.

Кстати, помимо упомянутых лиц, в кабинете Парфенова также установлены герб и флаги России, Калужской области и Малоярославца - в общем, все, какие только можно, «обереги».

ЮРИЙ ФРАЙ: «У МЕНЯ ТОЛЬКО ОДИН ПОРТРЕТ - МОЙ»

Но вернемся в Обнинск. Зачастую портреты главы государства можно встретить не только в администрациях, но и в учреждениях культуры, спорта и «социалки». А учитывая большую любовь президента к единоборствам, мы точно знали, где искать еще одну фотокопию Владимира Владимировича - в «колыбели» дзюдоистов, спортшколе «Держава».

- Да, у меня есть портрет в кабинете - мой, - неожиданно заявил директор спортивного заведения Юрий ФРАЙ. - Мне подарили картину маслом с изображением меня в боевой стойке и в кимоно. Хорошая картина, мне очень понравилась, повесил в кабинете - но, конечно, не как объект поклонения. У меня много чего там висит: афиши со значимыми мероприятиями, мои личные достижения: сертификаты, дипломы, памятные фото из жизни нашей школы. Здесь же хранится спортинвентарь. Никаких властных атрибутов нет.


По словам Юрия Владимировича, его кабинет - тренерский, здесь проходят планерки, разговоры с учениками, наставниками, родителями. Это место не для официоза.

- Мне не нужна держава и скипетр, у меня спортивная полудомашняя атмосфера. Поэтому я даже не думал о портретах руководства страны - это стоит оставить тем, кто занимается жестким администрированием, тем, кто указывает свою связь с вертикалью власти. Я в этом плане более демократичен, мне поддержка в виде портретов не нужна, - заявил Фрай.

Читайте также: