Размеры дверей 19 века

Обновлено: 28.04.2024

От вора нет запора. И люди в прошлом запирали окна и двери не столько от вора, сколько от различного рода неожиданностей, а также для обретения чувства защищенности, покоя. А от вора защищали сторож с калатушкой, квартальный надзиратель и городовой.

Запорные приборы филенчатых дверей в первой половине XIX в. бывали двух разновидностей: накладные и врезные. Более архаичный накладной тип еще достаточно широко бытовал и в начале XIX в., корни его уходят в XVIII в. Основной тип дверной фурнитуры в первой половине XIX в. — врезной.

На одностворных дверях XVIII в. применялись накладные замки со встречей, которая крепилась на коробке (врезалась в наличник). Замок крепили, как правило, с внутренней стороны, чтобы его нельзя было взломать или сбить. С противоположной стороны полотнища набивали две личины: одну для ключа, другую для фалевой ручки.

На двустворных дверях, помимо замка, крепимого на «ходячей» створке, монтировались на «стоячую» створку шпингалеты, продольные задвижки, закрепляющие полотнище к притолоке и порогу. У низких и простых дверей XVIII в. накладные шпингалеты автономны: нижний невысокий и более длинный верхний. У более парадных и высоких дверей шпингалет единый, верхний и нижний стержни объединялись коробкой, их поступательное движение при открывании и закрывании створки обусловлено вращанием ручек шпингалетной коробки. Шпингалетная коробка одновременно является встречей замка, крепимого на «ходячей» створке.

Накладной замок в первой трети XIX в. снабжался ручкой — двусторонним костылем, в XVIII в. — фалевой скобой. При внутренних замках ручки были односторонними костыльковыми. Односторонний тип ручки удобнее двустороннего, но быстро изнашивается пружина замка.

На рубеже XVIII и XIX вв. при перемещении запорной дверной фурнитуры с наружной поверхности внутрь полотна в парадных дверях мог традиционно сохраниться раздвижной тип шпингалета, во всю высоту дверного полотнища. В дальнейшем, на протяжении первой половины XIX в. врезные шпингалеты применялись исключительно автономного типа: отдельно верхний и отдельно нижний.

Переход от наружных приборов к внутренним изменил внешний вид полотна, его конструкцию, формы и пропорции. Прежде всего наблюдается заметное утолщение двери. Изменилась форма притворного узла. При накладной фурнитуре притвор симметричен, при внутренней — асимметричен, фальц его составляет примерно 1/3 общей толщины двери. Изменились и пропорции членений дверного полотна, которые зависят от положения средников. Положение средников, в свою очередь, пребывает в прямой зависимости от типа примененной фурнитуры. Замок, высота которого над уровнем пола продиктована антропометрическими соображениями, при коробчатой конструкции обязан был крепиться на среднике (если средников было два, то верхний специально для этого мог делаться шире). При врезном типе замок не должен был сопрягаться со средником, чтобы не нарушить шиповую конструкцию его соединения с обвязкой.

В доме, как правило, было несколько типов комплектов дверной фурнитуры, в соответствии с типами дверных заполнений. Двустворные двери снабжались шпингалетами и замками с косым засовом, который обуславливал необходимость поворотной ручки. В одно-створных дверях необходимость в шпингалетах отпадала, а ручка могла быть не фалевая, а скоба. Во второй половине XIX в., при распространении валиковых замков, скобы на планках устанавливались и на парадных дверях. Двери балконные или дверь из гостиной в сад снабжались оконными приборами. Наружные входные двери часто имели ту же скобянку, что и внутренние парадные. Двери подсобных, хозяйственных комнат (чуланы, кладовые, столярные) имели простейшие приборы. В пределах одной функциональной зоны фурнитура обычно однотипна.

Петли полушарнирные обычно отстоят от верха и низа двери на высоту, равную высоте петли.

Дома рядовой застройки имели медные (латунные) приборы не только в парадной, но и в жилой зоне. Существовал, однако, социальный и имущественный пласт, который не всегда мог позволить себе приборы из цветного металла, даже в парадных помещениях. Во дворцах, принадлежавших состоятельным людям, крупным сановникам, богатая отделка интерьера была не столько свидетельством материального благополучия, сколько обязательным предметом престижа.

Железные приборы обычно красили масляным составом черного цвета. Медную фурнитуру чистили — в одних домах регулярно, т. е. почти ежедневно, по раз и навсегда заведенному порядку, в других, где повседневному быту придавалось меньше значения, — к праздникам, либо к приему гостей. Чистку производили толченым кирпичом с квасом или уксусом.

Комплекты врезной скобянки на двустворных дверях разного типа в первой половине XIX в. состоят из следующих приборов:

• четыре петли: две правые и две левые; на дверях значительных габаритов — шесть петель: три правые и три левые;

• два шпингалета автономных: верхний и нижний, к ним два пробоя;

• замок на «ходячей» створке с запорной планкой на «стоячей» створке; замков может быть два: один, верхний, с косым засовом и другой, нижний — с прямым засовом;

• ручка фалевая, с прямоугольным стержнем, приводящим в поступательное движение косой засов;

• личины, каждая с двумя отверстиями; круглыми для ручки и ключевиной; при двух замках личины также две, но меньших размеров.

Обычно для симметрии ручки и личины устанавливались на обеих створках, на «стоячей» створке они были не функциональны. В этом случае ручек и личин было две пары. Нефункциональные ручки вставлялись в специальные пластины с квадратным отверстием, предварительно набитые на обвязку под личины — для предохранения от расшатывания. Нефункциональные личины лишены отверстия для ключа.

В некоторых случаях в непарадных комнатах шпингалеты заменяли железными крючками, которыми «стоячая» створка крепилась к притолоке и к порогу.

Одностворная дверь имела две петли, ручку (фалевую, чаще скобу), замок или приспособление для закрывания изнутри — поперечную задвижку или крючок.

Валиковые приспособления для фиксирования дверей пришли на смену косым засовам в третьей четверти XIX в., что вызвало смену поворотных ручек на большие скобы, укрепленные на планках, служивших одновременно личинами.

Крепились к дереву приборы либо гвоздями, либо шурупами. Брусковые гвозди были железными, коваными, с объемными шляпками. Шурупы могли быть как латунными, так и железными. Латунные шурупы, не уступающие железным в прочности, и подходили по материалу к латунным приборам, они обладали несомненным и очевидным преимуществом перед железными: не коррозировали, разрушая при этом дерево, а поэтому при необходимости легко могли быть вывернуты из дерева, что представляет зачастую серьезные затруднения с железными шурупами.

Ручки поворотные с личинами обычно составляли комплект, а потому продавались вместе, по номерам, которые определяли их габариты и взаимную сомасштабность. Рельефные, рифленые ручки соответствовали рифленым деталям личины; гладким, округлым формам ручек соответствовали такие же формы личин.

Несмотря на кажущееся типологическое многообразие новоротных ручек в каждый определенный промежуток времени преобладал определенный тип. Костыли двусторонние характерны для наружных замков первой трети XIX в. Ручки костылькового типа, односторонние, стилизованно символизирующие рог изобилия, характерны для первой четверти XIX в. (рис. 203). Ручки 1830— 1840-х годов, условно сохраняя объемную схему рога изобилия, приобретают оплывшие, упрощенные и схематизированные формы, теряют деталировку и тонкую пластичную разработку поверхности, уступая предшествующему типу в декоративности, но зато приобретая безусловную комфортность (рис. 204). Ручки 1850—1860-х годов, сохраняя гладкую поверхность, изгибаются в другую сторону. Они рассчитаны на соприкосновение со всей поверхностью ладони, в то время как предшествующие типы костыльковых ручек были рассчитаны на работу рычага в оптимальном режиме, т. е. на нагрузку в крайней его точке (рис. 205). Все перечисленные типы ручек — полые внутри, спаянные из двух половинок, что делает их значительно легче цельнолитых, которые быстро изнашивали замковые пружины. Стержни ручек железные, кованые.


Рис. 203. Костыль односторонний. Первая четверть XIX в.


Рис. 204. Костыль односторонний. 1830- 1840-е годы


Рис. 205. Костыль односторонний. 1850—1860-е годы

Скобы латунные первой половины XIX в. также пустотелы, спаяны из двух половинок. Они крепятся к древесине лапками, в отличие от скоб последней трети XIX в., которые кренились на планках. Ампирные скобы просты но форме, с заметным утолщением в средней части. В третьей четверти XIX в. формы лапок усложняются. В середине XIX в. встречаются цельнолитые ручки, с тонким и плоским корпусом.

Железные скобы применялись на дверях щитовых либо филенчатых во второстепенных по функции комнатах. В сечении они круглые, в отличие от цельнолитых латунных. Как и латунные, крепятся они шурупами или гвоздями. В каждой лапке, как правило, по три отверстия. Чердачные или чуланные скобы могли крепиться архаическим способом: вбиваться в дверное полотно насквозь, загибаться и вбиваться с обратной стороны створки.

Некоторые железные скобы имеют форму стрелки, одна лапка у них острая, другая, скругленная, крепится к двери не тремя, а двумя гвоздями.

Скоба могла быть совмещена со щеколдой. Скоба, совмещенная с личиной, характерна для второй половины XIX в.

Личины декорируют местоположение замка и предохраняют древесину полотна от повреждения в районе ручки и ключевины.

Личины общие объединяют скобу с ключевиной. При всем типологическом разнообразии они обладают и общими чертами. Личина общая вытянута по вертикали. Скоба всегда выше ключевины. Крепление личины — в верхней и нижней частях.

В первой половине XIX в. личины крепились после окраски деревянного полотнища, что позволяет легко определить первоначальную окраску двери.

Ранние типы личин (начало XIX в.) обладают уплощенностью пропорций, причем значительная ширина таких личин не всегда сочеталась с формами дверей, будучи шире замковой обвязки и не помещаясь на ней. В этих случаях личина накладывалась на декоративные детали или даже врезалась в них. Позже стало понятно, что личины можно делать и узкими, отчего не страдают ни художественные качества их, ни прочностные. Но поначалу трудно было абсолютно отказаться от ориентации на пропорции предшествовавших накладных замков.

Самый распространенный и устойчивый тип послепожарных личин — галтельный. Он характерен для всей первой половины XIX в., нередко применялся и в третьей четверти XIX в. Основной массив, в котором сделаны отверстия для ключа и ручки, профилирован по периметру выкружкой. Замочная скважина закрывается вращающейся ключевиной (в более поздних личинах ключевина подъемная). Крепится этот тип личины шурупами в верхней и нижней частях, которые затем закрываются декоративными накладками. С тыльной стороны эти личины пустотелы.

В отдельных случаях накладки на крепежных частях декорированы веерообразным рельефом, который связан с формами костыльковой ручки.

Другой тип личин — каемчатый, применялся наряду и параллельно с первым типом. Он также просуществовал до 1860-х годов. Конструктивно личина этого типа представляет собой плоскую пластину, на которую по периметру наложен и закреплен профиль. Крепится она к двери двумя шурупами в верхней и нижней части.

Нефункциональные, фальшивые, личины лишены замочной скважины, но для симметрии снабжены ключевиной. Отверстие для ручки у рабочей личины круглое — для беспрепятственного поворота ручки. У фальшивой личины отверстие квадратное, фиксирующее ручку в одном положении и не дающее железному стержню ручки расшатывать дерево. У некоторых личин этого типа скважина и место для ручки — наплавные.

В период позднего ампира нередко применялись личины упрощенного типа: пластины, вырезанные из латуни или железа. Личины автономные служили отдельно для закрывания отверстия для ручки и замочной скважины. Личины для замочных скважин автономного типа лишены ключевины.

В табл. 14 представлены значения размеров личин в зависимости от датировки габаритов двери.

Значения высоты личины двустворных дверей в зависимости от датировки и габаритов двери, см

Туристы, которые посещали старинные дома или замки могли заметить, что подобные строения всегда имеют огромные двери, обитые металлом или массивным деревом. Не являются исключением и старинные дома в Санкт-Петербурге. Все, кто хоть один раз бывал в Питере могли заместить, что большинство старых домов имеют огромные входные двери. Они бывают настолько тяжелыми, что их трудно открыть. Конечно, многие люди задаются вопросом – зачем нужно было делать такие двери? Средний рост человека составляет порядка 180 сантиметров, почему же двери делали высотой до 4 метров? Неужели в прошлом веке жили такие великаны?

Тайна больших дверей

Начнем с того, что Питер строили еще при Российской Империи, город имеет множество зданий, которым более 100 лет. Конечно, в сети можно найти много фантастических теорий о возникновении такие дверей. Некоторые люди действительно считают, что в царской России жили великаны, ростом до трех метров. Теория интересная, но достаточно по нашему скромному мнению, никаких великанов в России не существовало, все намного проще!

Большие и высокие двери в старых домах делали по нескольким банальным причинам.

Архитектура

Следует понимать, что в 19 веке действовал свой уникальный архитектурный стиль построек. Можно заметить, что все старые здания города имеют не только большие двери, но и огромные окна. Считалось, что такие окна пропускают больше света и делают помещение намного комфортней. Делать большие окна и ставить маленькие двери, было бы глупо и некрасиво, поэтому архитекторы старались соблюдать баланс здания. Пропорции соблюдались во всем, даже потолки делали намного выше современных.

Вентиляция

Второй и главной причиной делать большие двери, была естественная вентиляция. Это сегодня в домах создают искусственную вентиляцию, ставят различные механические вытяжки. В прошлом веке воздух циркулировал самостоятельно, через двери и окна. Архитекторы понимали, что кислород в помещение важен для комфортной жизни, поэтому старались создавать оптимальную вентиляцию. Большие двери пропускают больше воздуха, поэтому в государственных домах делали огромные двери, чтобы проходящие граждане, регулировали поступление кислорода в здание.

Стоит отметить, что огромные двери ставили в основном в правительственных здания или храмах, где собиралось много людей. Двери регулировали естественный приток воздуха, а также охлаждали помещения в жаркие дни. Ведь в то далекое время не существовало кондиционеров или вентиляторов.

Пожалуйста, уделите несколько секунд нашему опросу и поставьте лайк, если статья вам понравилась.

Величественно и красиво выглядят старинные двери во многих дворцах Европы и России. Как например, эти шикарные створки дверей в Кремлевском дворце. Это произведение искусства, сочетающее в себе влияние европейской культуры и восточной. Не только у меня, думаю у многих читателей моего блога возникали иногда вопросы.

Зачем раньше создавали такие высокие двери, практически во всех дворцах? Одно из интересных объяснений этому факту я находил на просторах интернета. Некоторые исследователи предполагают, что в недалеком прошлом такие высокие двери создавались с учетом роста живших тогда людей-гигантов.

Высокие двери, ступени в некоторых зданиях, гигантские мечи, ружья, книги. Многие определенно уверены, совсем недавно в нашей истории существовали люди гигантского роста, для которых и создавали эти предметы. Иногда их называют богами, которые якобы до какой-то катастрофы 15-17 веков правили на нашей Земле.

Любое мнение заслуживает уважения. Можем мы соглашаться с этим или нет. Однако, мне всегда было интересно докопаться до истины, как могло быть в реальности. Факты ведь говорят о том, что предки наши всего каких-то 150 лет назад были значительно ниже современного человека и рост до 170 сантиметров, считался уже значительным.

Посмотрите на обмундирование войск Наполеоновского периода 1812 года. В это время на "вес золота" ценились люди ростом до 6 футов, это около 188 сантиметров, которые сразу попадали в элиту того периода - гренадеры. А основная масса населения, была ростом не более 150-160 сантиметров. Были ли гиганты в то время? Конечно, они рождались, как и в наше время.

Но были они жизнеспособными, другой вопрос. Тогда для кого создавали такие двери? Факт с которым я могу согласиться, в недалеком прошлом климат был значительно теплее. И с конца 19 века, произошли значительные изменения в сторону похолодания. Почему? А вы представьте, как с такими дверями решать вопрос теплосбережения.

Климат был жарче, чем сейчас и такие двери позволяли лучше вентилировать помещения. Но, это тоже было не главным. Мода на высокие двери появилась в античной и последующей архитектуре в виду необходимости внесения в помещение знамен, стягов, религиозных предметов, хоругвий.

Скажите, их можно внести и в небольшие двери? Можно, но по канонам тех времен, не положено было стяги склонять к земле, что при небольших дверях пришлось бы сделать. Представьте, во дверец входят иностранные послы с государственным стягом и склоняют его к земле. Это уже не величие, а символика сдачи государства. Эта традиция высоких дверей поэтому и продержалась столько веков.

Кстати, в Кремлевском дворце при праздичных мероприятиях, стяги также вносит почетный караул в открытые, высокие двери. А вот в обычных зданиях, кстати и в древности было так же, такой необходимости не было. Двери всегда были под обычный человеческий рост. И еще маленькая заметка. На входных дверях многих странных зданий, уличные ручки располагались иногда выше двух метров.

Вот, скажите вы, тут то ты автор и поймался. Были гиганты! Для них создавали эти двери. Нет друзья! В архитектурных правилах тех времен, высоко расположенные ручки делали специально для всадника, которые вынуждены были например, доставляя депешу или по другой причине, сами открывать двери. Во дворцах, за первой дверью всегда был коридор, выходящий в зал или даже просторный крытый двор.

Старинные двери, более века назад высеченные из дерева. Утонченные двери жилых дом или грубые и массивные двери амбаров и погребов, все это представлено ниже.

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 2

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 3


№ 016

Размеры:
2495 мм х 630 мм(х2)

18 000 ₽


№ 015

Размеры:
2450 мм х 630 мм

27 000 ₽

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 6


№ 014

Размеры:
2110 мм х 540 мм(х2)

Два комплекта в наличии.

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 7


№ 012

Размеры:
уточняются

Возраст:
дверь 1912 года.

9 000 ₽

Два комплекта в наличии.

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 8


№ 011 Ставни.

Размеры:
2860 мм х 315 мм(х4)

Возраст:
ставни 1904 года.

5 000 ₽

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 9


№ 010

Размеры:
2910 мм х 620 мм(х2)

Возраст:
дверь 1904 года.

90 000 ₽

старинные двери 2

№ 007

Размеры:
2060 мм х 840 мм
Возраст:
Дверь из дома 1915 года.
Происхождение:
Доходный дом К.И. Шапошникова (Ростов-на-Дону).

3 000 ₽

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 10

№ 006

Размеры:
1980мм х 540мм/350мм
Возраст:
дверь из дома 1869 года.

3 000 ₽

старинные двери 1

№ 005

Размеры:
2665мм х 640мм
Возраст:
дверь из дома 1869 года.

Двери в очереди на реставрацию.

старинные ставни 5

№ 004 Ставни.

Размеры:
4 шт. по 1800 мм х 265
Возраст:
Ставни 1869 года.

Два комплекта в наличии. Оба комплекта в процессе реставрации.

старинные двери 6

№ 003

Размеры:
2480 мм х 640 мм
Возраст:
дверь из дома 1869 года.

Дверь в процессе реставрации.

Старинный кирпич Москва | Амбарная доска Москва | Старый кирпич | Царский кирпич 11

№ 002 Амбарная дверь. Изначально была сделана по технологии без единого гвоздя. Уже позднее, все же была гвоздями укреплена.

Размеры:
уточняются
Возраст:
дверь 1895 года.

dveri_000

У владельца особняка Григория Осипова дверные приборы в зависимости от назначения комнат разделялись на две группы:

  • Парадные комплекты фурнитуры
  • Комплекты для подсобных и административных помещений.

Комплекты ручек, петель, замков для парадных межкомнатных дверей — более дорогие, изящные и красивые. Они были обёрнуты в латунную фольгу, имели дополнительное блестящее хромированное покрытие.

А дверные приборы административного назначения, подсобных, и хозяйственных комнат (чуланы, кладовые) которые имели простейшие формы и окрашивались защитным масляным составом краски черного цвета.

Комнаты располагались следующим образом: все парадные комнаты (кабинет, зал, бильярдная, малая комната и столовая) для приёма гостей и увеселительных мероприятий в особняке располагались на 1-м этаже дома, а остальные административного и подсобного назначения, на 2-м этаже (кроме ванной и кухни).

Приборы парадных комнат.

Ручки

Вот такими дверными ручками были укомплектованы двустворчатые двери кабинета. Ручка состоит из стальной пластины — основания в обёртке из латунной фольги. С тыльной стороны покрытой чёрным лаком. Фигурная, бронзовая ручка прикручена к основанию 2-мя мощными шурупами. Клейма производителя — не найдено.

К сожалению, кроме этой, других ручек от парадных дверей — не сохранилось.

ruchka-kabinet

Шпингалеты.

Врезные шпингалеты устанавливались на одну из дверных створок для фиксации её в закрытом положении. Врезные шпингалеты, или, как их еще называют, торцевые упоры устанавливались в пазы дверного полотна комплектом: короткий шпингалет установлен внизу, а более длинный – вверху.

Врезную систему шпингалет можно назвать эстетичным вариантом, поскольку они не только не портят внешний вид двери, но и придают ей дополнительную красоту, благодаря своей облицовке под золото или под серебро.

Всего в особняке нами было обнаружено 3-и разных типа разновидностей врезных шпингалет. К сожалению ни одного нижнего шпингалета не сохранилось, а вместо них были обычные крючки.

Тип шпингалета №1.

Вот такой шпингалет, фиксировал 1-ну из створок двери парадного кабинета в неподвижное состояние. Врезался он в торец двери сверху.

zamok_1

dveri_01

Корпус шпингалета представляет собой Г-образную стальную пластину, покрытую в лицевой стороны латунной фольгой, на которую дополнительно нанесён слой блестящего хромированного покрытия.

Принцип работы механизма под названием «задвижка-шпингалет» довольно простой: достаточно было потянуть (вверх или вниз) за курок замка (рычаг) спрятанный в пазе который в свою очередь толкал стальной ригель, на конце которого была приклёпана щеколда. Механизмом фиксации служила скоба подпружинивающая ригель прижимная скоба в одном из 2х положений «открыто» — «закрыто».

zamok-2

Современный похожий аналог такого механизма. Шпингалет врезной типа ШВ по ГОСТ 5090-86

potaynaya-zadvizhka-350x239

Тип шпингалета №2.

Это второй механизм из доживших до наших дней. фиксирующий одну из двух створок парадных дверей особняка Осипова . Внешне и конструктивно очень похож на описанный выше.

zamok-4

Принцип работы аналогичен типу №1. Отличие только в форме защёлки и фиксирующей скобе сделанной в форме коромыслообразных салазок.

Из материалов опять же сталь — для штока и корпуса и бронза для скобы и защёлки. Корпус так же обёрнут в латунную фольгу, но не имеет следы хромированного покрытия. Прикручивался к дверному полотну 4-мя шурупами (2-мя стальными и 2-мя латунными).

zamok-5

Найденный нами образец этого замка был обильно покрыт несколькими слоями разной краски (ещё со времён, когда в особняке располагались доп. классы школы №3).

После долгой и качественной его очистки выступили следы прошлого с ним обращения. Сломанная у основания фиксирующая скоба и вмятины на корпусе возможно от молотка. Со времён школы из-за постоянной покраски замка вместе с дверью её просто не могли открыть потому, как краска постоянно заходила и засыхала в его механизме. Вот так сказать пытались открыть его с помощью подручных инструментов .

zamok-3

Тип замка «задвижка-шпингалет» №3.

Этот тип шпингалета по принципу работы аналогичен предыдущим. Конструктивное отличие лишь в форме щеколды — она круглого, а не прямоугольного сечения и форме паза механизма фиксации.

dveri_03

Петли.

Изготовлены из высокопрочной толстой стали в латунной фольге и хромированным покрытием.

petli_01

petli_02

На одной из декоративных петельных накладок можно прочитать то же клеймо, что было на оконных петлях фабрики тульских мастеров И.С. СУББОТИНА и М.И. ЗАФРЕНА. Очевидно, что оконная и дверная парадная фурнитура с одной и той же фабрики.

petli_00

Петли парадных дверей входной группы. Когда- то красивое блестящее покрытие петель стёрлось от времени и погодных условий. На нижней половине петли коррозия разъела даже латунное покрытие.

dveri_0000

Та же участь постигла петли дверей входа в холл.

dveri_06

Двери.

На участке парадных дверей очищенный от множественных слоёв краски можно увидеть красивый резной рельеф.

dveri_05

Приборы подсобных комнат.

Двери подсобных, хозяйственных комнат (чуланы, кладовые, столярные) имели простейшие приборы. Такие двери были одностворчатыми и не нуждались в задвижках-шпингалетах. Для запирания двери использовались обычные врезные замки. Сами замки не сохранились, остались только ручки.

Ручки.

Дверные ручки имели довольно простые формы. Отличительной чертой было смещение самого центра оси ручки относительно основания. Для дверей, которые открывались влево — смещение влево для правой двери соответственно вправо.

ruchka_02

ruchka_01

Петли.

Петли были 2-х размеров, более большие и массивные для высоких 3-х метровых двустворчатых дверей и меньшего размера (по высоте 2,3 метра) преимущественно для одностворчатых дверей подсобных помещений и дверей входа в дом со стороны двора. Большие петли имели 5-ть крепёжных отверстий для шурупов, а малые 4-ре. Все такие петли имели лаковое чёрное покрытие.

petli_03

Интересной особенностью таких петель было металлическое колечко между двумя половинками. Оно предотвращало скрип дверей при открывании-закрывании.

petli_05

На фото простая дверная петля для парадной двустворчатой двери зала, но расположена со стороны коридора подсобных помещений (двери открывались в коридор). Таким образом, вне зависимости открыты или закрыты двери её не было видно из парадного зала.

dveri_07

А вот пример петлей двери административной комнаты. Тут примечательно, что эти двери не такие массивные и высокие как в парадных комнатах, но на ней установлены массивные большие петли. По-видимому, чтобы не докупать ставили то, что уже было. Опять же какая-то интересная экономия…

dveri_04

Двери.

Для входа в подсобные помещения применялись простые одностворчатые филёнчатые двери.

Филёнчатая межкомнатная дверь входа со двора.

dveri_09

Чердачная дверь с единственно уцелевшей обломанной ручкой. Так же для теплоизоляции от проникновения холодного воздуха имеет филёнчатое покрытие со стороны чердака.

dveri_02

По нашему мнению, имея значительный капитал и большие торговые связи с заграницей и в России, Григорий Осипов вряд ли бы экономил на фурнитуре при строительстве своего особняка. Скорее всего, тут умысел его строительного подрядчика пытающегося экономить «в свою пользу» из выделенных Осиповым под строительство денежных средств.

Вот такое странное деление дверных приборов по комнатам в зависимости от их назначения было сделано специально или просто экономия средств останется для потомков загадкой… При таком масштабном проекте и финансовых возможностях хозяина….

Читайте также: