Разбивание кирпичей рукой как называется

Обновлено: 28.03.2024

Как известно, "визитной карточкой" карате, ушу и других стилей является разбиение кирпичей, досок, и всякого другого строительного мусора хохо.
Посмотриш, ак дядько лупит голой рукой али пяткой здоровенную груду кирпичей, и думаешь, а что же будет с черепом или грудной клеткой, гыгыгыгы?!
Однако, ни в о все тех же УФЦ, Прайд, К1 что-то не слышно случаев, чтобы человека пробивали насквозь кулаком или ногой.
Перчатки? Первые турниры были без них. Чистые ударники тут же слили, вольникам и клану Грейси, словно после диуретиков, ыхыхы. Почему никто ихз бесчисленного числа каратистов не протаранил тогда дзуки Дена Северна али Хойса Грейси, ы?
Доводы, что Прайд и так далее шоу, не выдерживают критики.
Соревнование по Кекушинкаю тоже шоу?! Кого-ни будь там хоть раз убили ударом, а?
Может быть, это ну жно в "реальном" уличном бою, хохо?
На уличе бывало, когда человек умирал от удара в висок, печень, горло, пах, сердце.
Однако удары те наносили, и боксеры, которые ничего не ломают, и борцы, которые специально как бы не бьют, и просто здоровые быки, которые вообще ничем не занимались, а только водку пьянствовали.
Ссылки в лом искать, просто поверьте на слово. Приходится изучать иногда криминальные сводки, хохо.
Так что же дает разбивание предметов, кроме восхищенных взглядов сисястых девах и ужасныъх болезней суставов, после чего человек не может даже сам подтереть задницу, ахаха?!
Варианты, что девайсы высушены и подпилены, не рассматриваю, ибо тогда вообще хочется ругаться матом.
Допустим, что все это правда.
Но можно ли таким ударом, пробить, скажем, бронежилет, гыгыгы?
А может быть, кто-то верит, что действительно кулаком в нос можно убить медведя или тигра, ыыыыы?
А может, это нужно, чтобы, как Терминатор, выбить голым кулаком стекло в ржавой "Оке",
и вытащив оттуда испуганного пожилого пенсионера, набить ему физию, как это делают
"беспощадные к себе", гыгыгыгы?
Тогда да, без этого никак нельзя, ааааа.
А вот нужно ли это нормальным людям, которые хотят защищаться и атаковать
злых людей, а не мамонтов, и не испытывать потом проблем со здоровьем?
Не лучше ли развивать не мозолистость кулаков, а технику, реакцию, и опыт?
А мощь удара отрабатывать на лапах и мешках.
Ведь руки и ноги это не кувалды, и не для того они предназначены.
Для тигров, медведов и броников есть АКМ и другие средства, хыхы.

Вот, кстати, итоговое смонтированное видео

Тамешивари в BUDOSHIN

Многие хотели бы разбивать доски, не разбивая при этом свои руки.

Может таких вопросов было бы ещё больше и задали их ещё раньше… Но просто я очень редко делаю показательные тамешивари на камеру. Как правило, когда я что-то ломаю, то рядом нет ни зрителей, ни камеры.

Поискав, я сумел найти только 2-а видео.

На первом я ломаю на весу 2-е сложенные вместе дюймовки, взятые прямо из поленницы.

Колю дрова руками.16 августа 2010 г.

На втором – сломал голенью черенок от лопаты. Очень на одном из форумов меня просили сделать это видео.

Сломал голенью черенок от лопаты. 23 мая 2011 г.

А тут всё вышло совершенно случайно. Сейчас у меня в клубе наступили каникулы. В последнюю тренировку перед ними один из моих учеников привёз с пилорамы целую охапку полусырых досок 2,5 и 3 см. Причём сделал всё это без “объявления войны”.

На вопросы “почему и зачем?” ответил, что в прошлом году ломали, значит нужно и в этом. Пусть станет традицией.

Ну и отлично! Пусть станет!

Некоторые ребята серьёзно укреплением рук занимаются только год. Тем не менее, ни один не заработал на кулаках ни единой ссадины, ни сечки. Про ушибы и пр. я вообще молчу. Никто даже ничего не почувствовал.

Да. Рекордов, однако, тоже не ставили. Но “программные” разрядные доски 2,5 и 3 см разбили “только в путь” даже подростки. А некоторые били и по 2-е доски сразу.

Правда, я ударил несколько сложных тестов:

1. доска на весу (поддержка самому себе одной рукой)

2. подброшенная доска

3. тамешивари одним согнутым указательным пальцем (накадака иппон кен)

Задавали мне вопрос, “а сколько досок ваш рекорд”?

Было время, когда я много выступал на показательных и колотил доски пачками. Самое большое – это 5 дюймовок (2.5 см) прямым ударом кулаком (12,5 см общая толщина массива без проставок между досками).

Правда в то время редко что удавалось записать на видео. Да и камеры были кассетными с магнитной лентой. Может что-то и завалялось где-то в архивах, но это нужно искать и оцифровывать.

Зато как сейчас хорошо! Вот эти записи сделаны на мой мобильник:

Тамешивари накадака иппон кен

Эти два учения, очень схожи между собой, отличаются лишь методами достижения, но обе эффективны, и зарекомендовали себя с лучших сторон.

Тамешивари

Это искусство пришло к нам с Японии, является одним из разделов карате. Тамешивари – раздел боевого искусства, направленный на разбивание различных твердых предметов. Он не является основным, но очень важен при укреплении кулака, локтей, ног и других ударных частей тела. Длительное практикование этого искусства, – укрепит ваши мышцы, закалит тело, увеличит силу и точность удара.

Как правильно разбить кирпич кулаком используя эту технику. Для этого, адепты бьют по различным твердым поверхностям, для укрепления костяшек и кисти. Берут для набивки, специально изготовленные, деревянные куклы, человеческого роста. Каждый день, работая на этих снарядах, укрепляются пальцы, костяшки, локти. При ударе, необходимо задействовать всю массу тела, для этого нужно его отработать в воздухе, без использования каких либо предметов. Когда ученик освоил и наработал учебную часть, ему можно переходить к практике.

Очень важно дыхание и крик во время удара. Размеренный вдох и выдох, помогает человеку, настроится и собраться для будущего удара. Во время нанесения, человек должен издавать громкий крик, считается с ним, высвобождается энергия и она участвует в пробитии. Он помогает сконцентрироваться и заглушить свой страх, который мгновенно появляется, когда костяшка приближается к твёрдой поверхности. С криком, у человека вырабатывается огромное количество адреналина и он уже не думает, о том что может травмироваться. Разбивать кирпич нужно с первого раза, иначе можно получить увечье.

В тамешивари есть свои секреты, как разбить кирпич кулаком. Для этого ученик должен сделать в голове голограмму – разбиваемый предмет есть, но в то же время его нет, или что этот удар, будет последним в его жизни. Эти тонкости, помогают расслабить сознание, у человека пропадает страх, что он не пробьёт, и его конечность пострадает.

Учение в десантуре

Потомки родоначальника ВДВ, Василия Филипповича Маргелова, славятся разбитием шлакоблоков, бутылок и досок. Это является визитной карточкой любого десантника. Как учат ломать кирпичи кулаком в спецназе. Начинаются занятия с жестких физических нагрузок. Для подготовки своих кулаков, они используют следующие упражнения и снаряды:

  • Теоретическая часть.
  • Отжимания.
  • Упражнения на турниках.
  • Работа с железом.
  • Набивание костяшек о доски.

Выполняя комплекс этих упражнений, отлично тренируются мышцы, и закаляются суставы.

Теория

Как правильно разбить кирпич кулаком, и не получить увечье. Теоретическая часть – очень важна для постановки точного и сильного удара. Она убережет человека от травм. В конечной фазе нанесении, кисть должна быть ровной, любое отклонение от 180 градусов, вызовет повреждение связок, сухожилий, вплоть до перелома. Необходимо понять принцип включения всего тела, рука – является конечной частью перенесения ударной волны человека. В конечной фазе, кисть максимально сильно сжимается. Это увеличивает пробивную способность и уберегает от травм.

Отжимания

В армии, утро начинается не с кофе, а с отжимания. За день делается множество подходов, не только на кулаках, но и на пальцах, и запястьях. Особо «продвинутые», делают их с хлопками за спиной. Провинившихся, могут заставить читать устав, упор лёжа, стоя на костяшках. Эти простые упражнения, здорово укрепляют мышцы, и закаляют суставы.

Турники

Перекладина и брусья – являются неотъемлемой частью укрепления мышц десантников. На них делают; различные подтягивания(узким, широким хватом), выход силой, подъём колен в висе. Вершиной мастерства – является упражнение «солнышко». Боец берется руками за перекладину, фиксирует свои кисти специальными ремнями и начинает сильно раскачивать своё тело. Когда ноги оказываются в пиковой точке над головой, перекидывает их, и его тело начинает вращаться вокруг перекладины, совершая обороты на 360 градусов.

Железо

Для укрепления кистей, берут; гири, штангу и гантели. Для их использования, есть большой ряд упражнений. Можно их использовать по отдельности или комбинировать (называется круговая тренировка). Гирю кладут на твердую поверхность, берут за ручку и делают ей перекаты с одного бока на другой. Есть работа на время, поднимается гиря и не выпускается из рук в течение часа, при этом можно ей делать любые сгибательные, разгибательные и вращательные движения. Очень хорошо укрепляет кисти, работа со штангой. Возьмите гриф, поднимайте его одними кистями, вверх-вниз. Используя гантели, можно вращать их в разные стороны, участвуют только кисти. Делается в воздухе или в упоре.

Деревянная поверхность

Перед тем как разбить кирпич, необходимо набить костяшки о более мягкую поверхность. Дерево – отличный вариант. Берётся длинная доска, один край зарывается в землю, а по торчащей верхней площади, наносятся удары. Можно зафиксировать доски на специальном сооружении. Перед разбитием кирпича, делается тестовое разбивание доски. Она фиксируется и боец должен сломать её с первого раза. Если человек проходит это испытание, его допускают к более твёрдым материалам.

Подготовка к разбитию

После того как боец освоил весь ряд этих упражнений, он готов для разбивки кирпича. Важно класть его на самый край опоры, минимальную площадь использовать для фиксации. Тогда его легче разбить. Во время нанесения удара, нельзя «давать заднюю». Иначе в голове срабатывает блок, тело затормаживается в конечной фазе и теряется мощь удара. В результате нет разбития и можно травмироваться. Как разбить кирпич рукой на практике, вы можете посмотреть в этом видео:

Какой выбрать кирпич

Ни в коем случае не берите для разбития силикатный или свежевыпеченный. У них очень прочная структура и их разбить почти невозможно. Можно схитрить, положить его в керосин на сутки или оставить его в воде на неделю, после этого он будет не такой крепкий и разбить его не составит особого труда. Но если же вы решили проверить свои силы на прочность, возьмите обычный красный кирпич, который полежал около года и пробуйте.

Заключение

Мы с вами подробно рассмотрели две техники разбивания. Используйте любую которая вам нравится.

Тамешивари — искусство разбивания твердых предметов ударными частями тела без какой-либо экипировки. В боевых искусствах используется для повышения качества удара: развития силы, концентрации и уверенности в своих действиях. Часто тамешивари также используют на показательных выступления для демонстрации ударной техники спортсменов. Одним из первых, кто использовал тамешивари для демонстрации силы удара был Масутацу Ояма — создатель стиля кёкусинкай карате.

Нужно ли тамешивари начинающему спортсмену? Ответ скорее отрицательный.

Для успешного выполнения тамешивари должен быть выполнен ряд основных условий:

  • Спортсмен должен обладать достаточным уровнем техники для правильного нанесения удара в нужную точку
  • Ударная поверхность должна быть подготовлена (т.е. «набита»)
  • Момент силы удара должен концентрироваться не на поверхности цели, а за ней
  • Для успешного пробития цели спортсмен должен развить максимальную скорость атакующей поверхности
  • Траектория приложения силы должна быть перпендикулярна поверхности цели

Дело в том, что тамешивари бывает иногда довольно травматичным. Недостаток техники, набития поверхности или неуверенность в себе могут не только помешать разбитию предмета, но также сильно травмировать спортсмена. Мы неоднократно наблюдали подобное. Особенно часто спортсмена подводит чувство неуверенности в своих силах, и тогда на последних долях секунды перед ударом спортсмен интуитивно тормозит ударную поверхность, в следствие чего резко падает скорость удара. Как результат — травма.

Вот очевидный пример «неготовности» спортсмена к тамешивари. У него пока нет достаточной техники, концентрации (а судя по видео и желания) для этого:

А вот как это делает мастер — представитель стиля Кёкусинкай:

Вывод один: подготовка, подготовка и еще раз подготовка. Как физическая, так и психологическая.

Что касается экзаменов: в экзаменационной программе Шотокан (версия Skif) тамешивари нет. В некоторых других стилях карате тамешивари хоть и присутствует, основное внимание всё равно уделяется технике выполнения элементов, поэтому особо бояться её не стоит.

Научный эксперимент

Теперь немного физики. Вопрос: что труднее сломать: три одиночных доски или одну тройную? Конечно одну тройную скажете Вы и будете абсолютно правы, но насколько сложнее?

Итак, чтобы сломать одну доску (обычную хорошо просушенную сосновую 28см х 22см х 2,2см ) на тестовом стенде потребовалось приложить 8,65 Дж. На две доски потребуется соответственно уже 17,30 Дж (8,65Дж + 8,65Дж). На три доски- 25,95 Дж. Здесь всё логично. Смотрим что получается, если доски бить не по-отдельности, а группировать.

Одна доска — 8,65 Дж.

Две доски — 18,60 Дж. (на 10% сложнее чем по одной!)

Три доски — 52,40 Дж (эта конструкция уже в 2 раза крепче чем все три доски по — отдельности. )

Также была измерена прочность монолитного деревянного блока с увеличением толщины пропорциональным количеству досок. результаты впечатляют. Смотрим:

тамешивари Максим дедик и евгений рыбин

Многие любители боевых искусств задаются вопросом: можно ли считать бойца идеальным, если он разбивает доски, лед и кирпичи, зная заранее, что они не дадут сдачи? И является ли в этом смысле тамешивари одним из элементов подготовки бойцов или даже самым великим искусством каратэ?

Ответы на данные вопросы постарались дать два известных мастера каратэ: Максим Дедик (4 дан киокусинкай каратэ) и Евгений Рыбин (4 дан уэчи-рю каратэ-до окикукай, 1 дан годзю-рю, 2 дан сито-рю). Наши собеседники уверены, что тамешивари - неотъемлемая часть настоящего каратэ!

Можно ли сказать, что тамешивари - это просто разбивание досок, льда и кирпичей?

Евгений Рыбин: Конечно же, изначально разбивание предметов не было простым разрушением чего-либо. Способность победить материю, умение сконцентрироваться, правильно приложить все компоненты удара, технику, скорость, "набитую" подготовленную поверхность человека, сложить все воедино - только тогда можно достичь разрушительного эффекта. Тамешивари дает возможность осмыслить и понять свои недостатки в ударе, недостаточную подготовленность тела.

Изначально тамешивари (разбивание предметов) использовали как способ проверки способности "смертельного, сокрушающего удара". Чтобы во время ведения поединка не искалечить своего партнера и стали использовать тамешивари. Позднее, в 20-х годах прошлого столетия, окинавские мастера использовали практику тамешивари в показательных выступлениях центральной Японии, как демонстрацию силы и сверхспособностей человека.

Сегодня тамешивари стало такой же обязательной дисциплиной во многих школах каратэ, как кумитэ и ката. Проводятся соревнования по разбиванию предметов, ставятся рекорды мирового уровня. Представители боевых искусств, разбивают древесину, кирпичи, черепицу, металлические пластины, камни, различные строительные материалы, кокосы, лед.

Существуют несколько видов тамешивари. Первый способ, когда каратист разбивает предметы, расположенные в различных положениях и плоскостях. Второй способ - это когда об каратиста разбивают различные материалы, обычно это древесина (бруски дерева). Третий способ - это когда каратист сам держит предметы и разбивает их или делает это на весу в безопорном положении.

Евгений Рыбин тамесивари

Евгений Рыбин

В чем главное назначение тамешивари?

Максим Дедик: Тамешивари для меня - это демонстрация единства духа, техники и тела. Отсутствие сомнений, решимость. Это техника и точность, удар насквозь по прямой линии, без искажений; плюс тело - крепкие руки/ноги, способные проникнуть сквозь препятствие.

Для меня тамешивари - это духовная практика. Как не пафосно это звучит. Другого смысла я в ней не вижу, только то, что уже было сказано: киай - соединение и разрушение пределов и преград. То есть цель тамешивари - проверка способности соединить силу и пройти сквозь кажущееся непреодолимым препятствие.

Максим Дедик

Максим Дедик

Евгений Рыбин: Сейчас искусство тамешивари стало не просто проверкой на силу своего удара, но психологической подготовкой каратиста. Есть способ, когда о тебя разбивают бруски древесины, это способ концентрации, умение сосредоточиться, психологически подавить в себе страх. Ну и, конечно же, тамешивари - это испытание своего "коронного" удара.

Важный момент - это повторная последовательная попытка разбить предмет, когда после неудачной попытки человек, преодолевая боль и страх, снова пытается разбить предмет. Однажды я посмотрел видеоролик, где человек при тамешивари сломал голень ноги, после этого я долго не мог ничего ломать голенью, мне просто было страшно. То есть тамешивари - это преодоление страха и боли!

В каком возрасте и начиная с какого уровня подготовки можно заниматься тамешивари?

Максим Дедик: Заниматься тамешивари можно лет с 16. Нужно уточнять у специалиста, когда кости можно считать взрослыми. Детское тамешивари мне очень не нравится.

Евгений Рыбин: Можно давать разбивать предметы и детям, и новичкам, важно, чтобы это было не в ущерб здоровью. Пример: я учу детей удару ногой мае гери (шомен гери), но они не могут понять, что важный момент удара ногой заключается в сочетании компонентов скорости и силы, правильной техники. Я беру специальную доску для многоразового разбивания (специальная пластиковая доска с пазовым соединением) и даю детям разбить ее, лишь несколько детей могут разбить ее ударом ноги, хотя рукой разбивают почти все. Недостаток скорости и приложения силы не дают им разбивать ее ногой! На этом примере я стимулирую их работать над собой. Психологический момент, способность концентрации в ударе очень важны для новичка. Разбитая доска после определенного срока занятий - это результат, который можно увидеть, это определенный итог тренировок.

Какие главные ошибки допускаются в тамешивари? Как их избежать? К чему эти ошибки могут привести?

Максим Дедик: Я начал заниматься каратэ в 14 лет, и в этом же возрасте познакомился с тамешивари. В результате этого знакомства я получил новое знание о себе (я могу сломать доску!), уверенность в своем ударе (порою ложную) и травмы суставов. На правой руке сустав деформирован от частых испытаний силы (тамешивари) - не думаю, что это здорово. Своему сыну разрешу тамешивари только после того, как пойму, что его кулак к этому готов. Не знаю даже, когда это случится. Но знаю, что тамешивари можно практиковать только людям, прошедшим длительный период подготовки кулака на макиваре. А таких у нас очень мало. Я сам начал практиковать макивару сравнительно недавно, лет 5 назад. В России мы учились Каратэ своим "особым путем". Оттого и травмы!

Максим Дедик с детьми

Максим Дедик: "Детское тамешивари мне очень не нравится. сыну разрешу тамешивари после того, как пойму, что его кулак к этому готов"

Евгений Рыбин: Очень часто люди пытаются за счет простой механической силы и веса каратиста компенсировать недостаток скорости и техники. Вот пример: партнер держит достаточно большую пачку досок, мастер пытается разбить их кулаком сэйкен дзуки, но из-за недостаточной скорости не может разбить эту пачку досок, она (пачка досок) буквально амортизирует удар в руках держащего человека, поскольку партнер не может удержать их на весу. Если бы эта же пачка стояла в станке (тренажер для разбивания предметов), мастер легко сломал бы эти доски, поскольку станок позволяет разрешить эти огрехи скорости. Но и имея хорошую скорость, мастер смог бы разбить более толстую пачку в станке. Я часто на показательных выступлениях ломаю брусок сечением 4х4 или 5х5 см предплечьем котэ учи, но из-за того, что на весу партнеру тяжело удержать такой брусок, не всегда получается сделать это с первого раза. Некоторые бруски определенной породы дерева ломаются только в зафиксированном положении в станке, попытки разбить их на весу или разбить их о партнера приводят к травме.

Частая ошибка, приводящая к травме в тамешивари - это неспособность вовремя остановиться после нескольких неудачных попыток разбивания на демонстрации, когда человек просто не хочет перед публикой "потерять лицо" - случается травма, лечить которую приходится очень долго.

Известно, что JKF в начале 80-х годов отказалась от такого тестирования, как разбивание предметов. Как вы думаете, обязательно ли тамешивари в каратэ?

Максим Дедик: Я практикую киокушин каратэ. Мастер Ояма считал тамешивари обязательной частью каратэ. Тамешивари действительно важно, это разрушает иллюзии о своей слабости (или силе) и это что-то подлинное, потому что находясь "не в духе" серьезное препятствие не разрушить. Тут есть практика "не-ума", когда "решимость делать важнее, чем способность думать". Хоть многим кажется, что это глупо, но именно эта способность отличает выживших в экстремальных ситуациях от погибших, потому что в какой-то момент думать и сомневаться будет некогда. Момент, действие, своевременное действие - тут нет места размышлениям и колебаниям. В этом смысле тамешивари необходимо для развитие решимости. Но увлечение этим аспектом я не приветствую. В конце концов, кирпич действительно не дает сдачи.

Евгений Рыбин: На мой взгляд тамешивари - это обязательный элемент подготовки каратиста. В стиле уэчи-рю это обязательная практика, на которой я настаиваю. У нас даже есть традиция в нашем Окикукай уэчи-рю каратэ додзе - "новогоднее тамешивари", когда накануне нового года, мы разбиваем все, на что готовы в этот момент.

Многие сторонние наблюдатели скептически относятся к ломающимся доскам и кирпичам: мол, "подпилено, надколото". Бывает ли, что какие-либо "мастера" заранее готовят реквизит подобным образом? Много ли таких "мошенников"?

Максим Дедик: Такое есть - есть просто позорники, ломающие "бетонные блоки", которые буквально и сами ломаются, если их неудачно поставишь на стойки. Но лично я никогда в таком не участвовал (подпиливании или чем-то подобном) и таких людей лично не знаю. Среди тех, кого я уважаю, таких людей нет. Часто бывает, что бита или доска с первого раза не ломаются. Вот, например, мой сэнсэй Всеволод Миньков при мне 12 раз бил незакрепленную палку голенью. Это было по-настоящему! Умно, не умно - так вопрос не стоит. Настоящие киокушиновцы все делают по-настоящему.

Евгений Рыбин: Понимаете, в тамешивари есть элемент подготовки материала. Во время демонстрации тамешивари - это элемент шоу, и для зрителей непонятны многие тонкости, поэтому на показательных выступлениях часто все выглядит иначе, чем в додзе, когда ты занимаешься для себя. Часто зритель воспринимает не удавшуюся попытку тамешивари на демонстрации как неподготовленность каратиста, хотя на самом деле часто бывает совсем не так. Пример: я беру брусок для тамешивари 4х5 см для разбивания на публике предплечьем котэ учи, но иногда этот брусок из хвойной породы дерева, которая по виду напоминает мне лиственницу. Я пытаюсь разбить, но брусок только трещит, но не ломается, партнер не может удержать его на весу в руках. Для зрителя это неудавшаяся попытка тамешивари бруска 4х5, для меня неправильный выбор дерева, которое можно разбить только в станке, хотя это тот же брусок.

Многие видят, как мастер подкладывает полотенце или тряпочку на лед или черепицу, и неверно истолковывает увиденное, хотя на самом деле это делается, чтобы не порезаться об осколки во время разбивания.

Конечно, есть люди, которые пользуются некомпетентностью зрителя и ломают "надпиленное и надколотое", но отсюда и вывод, что его боевое искусство такое же "надпиленное и надколотое".

В сети много статей о тамешивари, в которых говорится, что "зазор решает". Можно ли разбивать предметы, наложенные друг на друга без зазора-расстояния между ними?

Максим Дедик: Все можно. Я никогда не ломал ничего с зазорами и не знаю какими они должны быть. По-моему, именно здесь начинаются "фокусы".

Евгений Рыбин: Сложнее разбивать предметы без зазора, это единый монолит, материалу нет места для смещения. Но часто зритель не оценивает эту демонстрацию. Для зрителя есть две вещи: разбил или нет! Поэтому многие каратисты придерживаются принципа "разбить много (количество в одной пачке но с прослойкой) и красиво (с первого раза)", потому что "сложно и трудно" порой не ценят.

Есть ли общепринятые правила проведения тамешивари?

Максим Дедик: Если говорить о соревновательном тамешивари в киокушине, то это происходит следующим образом: бойцы, прошедшие в финальную часть соревнований, (в весовых турнирах это 4 человека, в абсолютных чемпионатах - 8 человек), ломают доски движениями Сюто (ребро ладони), Сейкен (кулак), Хидзи (локоть) и Какато (пятка). Доска стандарт - 2,5 см толщиной. Доски кладут друг на друга без всяких зазоров. Судья следит за тем, чтобы доски были без трещин и не слишком кривые. Касаться досок до команды "Хаджимэ!" нельзя. Обычно я ломал 3-4 доски на Сюто, 4-5 на Сейкен, 6-7 на Хидзи и столько же на Какато. В сумме набирается 20-25 досок, если не было неудачной попытки. Если попытка неудачная, то боец бьет минимум - 2 доски.

Эти результаты важны, если кумитэ не определит победителя, тогда боец, сломавший больше досок, побеждает. Но я всегда ломал посильное количество, никогда не шел на рекорд. Потому что лучше иметь целые кулаки и победить в кумитэ, чем сломаться и драться одной рукой. Это глупо. Результат на соревнованиях по тамешивари зависит и от качества досок, иногда они ломаются легко, а иногда и две не сломаешь.

Есть ли разница, что и как ломать: доски, кирпичи, лед, что-то еще? Какой материал поддается и ученикам, а какой подвластен только ударам мастера?

Евгений Рыбин: Естественно, есть разница, как и что ломать. Лед смотрится очень эффектно, но есть сложность в транспортировке и подготовке материала. Самый частый и надежный способ разбивания - это доски кулаком сэйкен дзуки, это менее травматично, дает возможность увидеть свои слабые стороны. Я бы больше сделал акцент на ударных поверхностях, для новичка это кулак или ребро ладони, подушечка пальцев (коши), локти. Для новичка, конечно, лучше пробовать свои силы на досках, а еще лучше на современных многоразовых пластиковых дощечках для разбивания, это хороший способ практики, тем более, сейчас их много видов по плотности и сложности разбивания. Для мастера это, конечно, способность отточить свои "коронные" удары, специфичные для вида борьбы, что он практикует. Например, для меня это удары кончиками пальцев ноги и руки, особенность стиля уэчи-рю. Разбить толстый брусок или бейсбольную биту кончиками пальцев ноги - это очень сложно, не каждому под силу.

Максим Дедик: На самом деле, я не очень люблю тамешивари, особенно с возрастом, поэтому не очень в этом разбираюсь. Ученики бьют стандартные доски по 2,5 см размером примерно 25 на 35 см. Мастера бьют доски по 4-5 см. Льдины ломаются, но бить их больно, говорят, как бетон. Биты - серьезный противник, не каждый сломает голенью биту. Но в киокушине крутым считается бить биту, закрепленную только с одной стороны. Теперь еще есть новый трюк - бьют не маваси, а учи-хайсоку-гери - это хлесткий удар и это действительно удивительно. Меня лично впечатляет тамешивари мастера Ояма - отбивание горлышка бутылки. Это реально круто! И еще я видел тамешивари мастера окинавского каратэ, он ломал биту вертикальным кулаком. Вот это мне показалось настоящим вызовом. В целом, я не советую этим слишком увлекаться. Во всяком случае, если вы не укрепляете свои ударные поверхности практически ежедневной практикой макивары. Потому что с дуру можно, как говорится. В общем, кулак надо формировать, а не деформировать. Это важно!

Читайте также: