Расстояние от окон жилого дома до стоянки автомобилей

Обновлено: 16.05.2024

Дата введения 2020-06-27

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Свод правил выполнен авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель организации-разработчика - А.Ю.Эглескалн) и АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук А.Н.Мамин, канд. техн. наук Н.Г.Келасьев, канд. техн. наук В.В.Бобров).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на эксплуатацию стоянок автомобилей.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для текущего ремонта и технического обслуживания автомобилей.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на демонтаж и утилизацию стоянок автомобилей, а также на эксплуатацию и утилизацию стоянок автомобилей, расположенных в особых условиях (сейсмические районы, вечномерзлые, набухающие, просадочные грунты, площадки с оползнями, карстами и пустотами).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ Р 55965-2014 Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов

ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS 81-76:2011) Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 55969-2014 Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями N 1, N 2)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 68.13330.2017 "СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"

СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий" (с изменением N 1)

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 126.13330.2017 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве"

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности

СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с изменением N 1)

СП 303.1325800.2017 Здания одноэтажные промышленных предприятий. Правила эксплуатации

СП 304.1325800.2017 Конструкции большепролетных зданий и сооружений. Правила эксплуатации

СП 324.1325800.2017 Здания многоэтажные промышленных предприятий. Правила эксплуатации

СП 336.1325800.2017 Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации

СП 347.1325800.2017 Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

3.1 В настоящем своде правил применены термины по СП 113.13330, СП 255.1325800, ГОСТ 27751, а также следующие термины с соответствующими определениями:

план эвакуации: План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

3.1.2 служба эксплуатации; СЭ: Служба, обеспечивающая выполнение комплекса работ по эксплуатационному контролю и техническому обслуживанию здания (сооружения).

эвакуационный выход: Выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

4 Классификация стоянок автомобилей с учетом специфики их эксплуатации

4.1 Стоянки автомобилей различают по следующим классификационным признакам:

- местоположению относительно объектов другого назначения (4.2);

- расположению относительно уровня земли (4.3);

- способу междуэтажного перемещения автомобилей (4.5);

- организации хранения автомобилей (4.6);

- условиям хранения автомобилей (4.7);

- наличию или отсутствию моек (4.8);

- типу ограждающих конструкций (4.9);

- видам кровли (4.10);

- материалу основных несущих конструкций (4.11).

4.2 По местоположению относительно объектов другого назначения стоянки автомобилей подразделяют:


Жильцы многоэтажек и частного сектора, посетители общественных зданий, объектов социального значения имеют право на комфорт и безопасность, которые нарушаются водителями транспортных средств.

Автомобилисты не должны угрожать пешеходам. Для них разработаны нормативы, регламентирующие расстояние от парковки до жилого дома, собранные в законодательных актах.

Нарушать требования нельзя, иначе владельцы машин попадут под штрафные санкции. На территории большинства жилых зданий специально ставят камеры, которые передают данные в правоохранительные органы об участках для парковки, заездах на бордюры и зоны отдыха.

Пожаловаться на нарушителей могут и сами жильцы многоэтажек.

Парковка автомобилей у дома

Расстояние от жилого дома до парковки автомобиля по СНиП

Строительство домов предполагает соблюдение ряда документов, определяющих правила устройства парковок во дворах, въездов и стоянок автотранспорта.

Создание места для автомобилей на локальной площади осуществляется в соответствии со следующими документами:

  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планирование и развитие городских и сельских поселений». Сейчас это обновлённый СП 42.13330.2011; ; , определяющих санзоны рядом с различными зданиями;
  • методические рекомендации для больших городов и крупных зданий.

Правила и положения были уточнены в 2019 году на основе приказа Министерства транспорта. Документ вступил в силу в 2020 году, поменяв условия парковки коммерческого транспорта.

Стандарты парковки на расстоянии от транспортных средств

Эти ГОСТы одобрены на федеральном уровне. Их должны учитывать не только строители и коммунальные службы, но и водители, которые хотят припарковать свои машины рядом с жилым домом.

Важно не нарушать санитарные требования СП к стоянкам, которые зависят от количества автомобилей:

  • на 10 машин – не менее 10 м от дома;
  • на 50 машин – 15 м от жилого здания;
  • на 51-100 мест – минимум 25 м;
  • на 101-300 автомобилей – не менее 35 м;
  • более 300 авто – не менее 50 м от дома.

На основании федеральных норм разрабатываются региональные требования к созданию автостоянок в конкретном населённом пункте.

Норма в 10 метров часто нарушается, в том числе и водителями коммерческого транспорта. Поэтому в действующий стандарт были внесены изменения, которые вступили в силу 1 января.

В обновлённой редакции содержатся такие правила для водителей:

  1. От места, рассчитанного на 10 автомобилей, до стен ближайшего жилого дома – не менее 10 м.
  2. Расстояние от дома до открытой парковки, рассчитанной на 50 автомобилей, разрешается ставить автомобиль под окном после получения соответствующих документов от компетентного санитарно-эпидемиологического надзора.

Для стоянок рядом с детским садом, школой, медицинским учреждением применяются исключения, указанные в норме.

Дистанция от автостоянки на 10 машин до детского сада и школы составляет не менее 25 м, до больницы – ровно 25 м.

Рядом с детскими учебными заведениями, поликлиниками и больницами автомобильные парковки на 50 и более автомобилей могут быть построены в соответствии со стандартными правилами, но только при условии ограждения открытых парковок сплошными стенами или забором.

Парковка в городе

Как определяется расстояние парковочных мест от жилых домов

Каждое высотное здание обычно имеет парковку на 10-50 машин. Водители часто не могут припарковать свои автомобили в специально отведённом месте. Поэтому они оставляют свои автомобили везде, где могут.

Для определения максимального или минимального расстояния от автостоянки до жилого дома учитываются многочисленные особенности придомовой территории и расположение домов вокруг неё.

Измерения проводятся отдельно для жилых (от окон) и общественных (от границы земельного участка) зданий.

Важны и другие требования:

  1. Удалённость от здания до границы площадки для машин.
  2. Минимальное расстояние между многоквартирными домами и стоянкой на 101 и более автомобилей составляет 50 метров.
  3. Дистанция для гаражей первой и второй степени пожаростойкости можно устанавливать ближе.
  4. Парковочные места для 300 и более автомобилей могут быть расположены в 50 м от жилых домов.
  5. Гаражи на 10 и более автомобилей строят ближе к домам, но только с разрешения эпидемиологической и санитарной службы.

Расстояние от стены такой конструкции до жилья должно быть от 8 до 10 м, если высота здания более 10 этажей. Удалённость от стены гаража будет – 5-8 метров для домов до 10 этажей.

Сколько придётся заплатить за нарушения

Стоянки, обустроенные с нарушением правил законодательства и государственных органов, сносят. Жильцы высоток могут обратиться в полицию, чтобы получить судебный запрет на строительство таких объектов.

Если органы власти дали согласие на появление парковки во дворе дома, тогда нужно помнить, что минимальное расстояние до неё рассчитывается от окна здания, а не от стены.

Ставить авто на придомовой территории надо по правилам ПДД.

Водители обязаны будут заплатить штрафы, если:

  • время остановки машины с работающим двигателем на стояке превышает пять минут. Соседи имеют право пожаловаться, если время превышено. Штраф составит от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • грузовики массой больше 3,5 тонны не заезжают во дворы многоэтажек. Размер штрафа – до 3 тыс. руб.;
  • водитель заехал на тротуар во дворе жилого дома. Это может стать причиной эвакуации машины, мотоцикла, мопеда. Отдельно нарушитель оплачивает штраф в 2 тыс. руб. и вызов эвакуатора;
  • создано затруднений для других автомобилей, в том числе для скорой помощи, полиции, пожарных машин, коммунальщиков. Штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • водитель припарковался менее чем в 5 метрах от мусорных контейнеров. Размер штрафа 2-5 тыс. руб.;

Должностные лица платят за неправильную парковку от 7 тыс. до 10 тыс. руб., а юридические – от 120 тыс. до 150 тыс. руб.

Сотрудники санэпидемстанции и представители других государственных органов не выписывают штрафы. Этим занимаются работники ГИБДД.

Факт неправильной парковки или обустройства стоянки обязательно документируется. Если нужно, то записываются показания свидетелей. Квитанция оплачивается на сайтах Госсуслуг, в автоинспекции, банке или почтовом отделении.

Особенности обустройства парковки во дворе

Самое главное правило – приватизация придомовой территории собственниками многоквартирного здания или жилого комплекса. Надо получить одобрение хотя бы двух третей жильцов.

Кроме того, важно собрать нужные документы, учесть требования экологической и инженерной служб, санстанции и пожарной инспекции к расстоянию от парковки до дома.

В эти государственные органы можно обращаться, если кто-то из жильцов не даёт согласия на строительство.

Застройщики на плане проектирования определяют, где на придомовой территории можно обустроить парковку. Во многих современных домах инфраструктура включает обязательное наличие наземного или подземного паркинга.

Штраф за неправильную парковку

Как ставить машины без нарушений

Гостевая парковка позволяет не отгонять машину на стоянку, которая находится в трёх кварталах от здания.

Закон разрешает ненадолго оставить транспорт во дворах многоэтажек, соблюдая требования:

  1. Легковые авто паркуют рядом с тротуарами, если пешеходам остаётся не меньше 2 м для прохода.
  2. Нельзя ставить машину прямо под окнами здания.
  3. Запрещено заграждать въезды во двор и перекрывать движение.

Оставлять надолго машину на тротуаре или рядом с детской площадкой не рекомендуется.

Я живу в многоквартирном доме. Рядом планируют строить автопарковку. Какие обязательства возникают у организации, которая затеяла капитальное строительство в 15 метрах от стен жилого дома?

Если будет причинен ущерб зданию и здоровью жильцов, у нее возникнет обязанность возместить ущерб собственникам?

Как собственникам защитить себя от произвола сторонней организации?

Иван, основная обязанность строительной организации — соблюдать законы, которые касаются строительных работ. Если организация их нарушит, ее могут привлечь к ответственности.

А вот с ущербом все не так просто. Требовать его возмещения можно только в том случае, если он будет причинен. А строительство автопарковки, насколько я понимаю, находится на стадии планирования. Сами планы построить парковку не могут нанести никому ущерба — для этого нужны конкретные действия. И связь между ними и ущербом еще нужно доказать.

Что говорит закон

Закон не запрещает строить парковки рядом с жилыми домами. Главное, чтобы они соответствовали санитарным нормам и правилам.

Все, что связано с парковками и автостоянками во дворах, регулируется законами, правилами, постановлениями и нормативами. Причем касается это как капитальных парковок — когда есть фундамент и стены, — так и обычных, когда участок только огорожен и заасфальтирован. Приведу основные нормы и поясню, на какие вы можете ссылаться.

В пункте 3 статьи 35 ГрК РФ сказано, что в состав жилых зон могут входить и автостоянки. Но только в том случае, если они не влияют негативно на окружающую среду. Но по факту эта норма не запрещает строительство парковок в жилых зонах, а поэтому ссылаться на нее, как и на остальной градостроительный кодекс, чтобы прекратить строительство, вы не можете.

В разделе 17 ПДД РФ говорится о правилах движения в жилых зонах, а в пункте 1.2 ПДД РФ — о том, что считать парковкой. Но в вашем случае парковка еще не построена, а только планируется. Транспорт на ней пока не паркуют, поэтому ни один из пунктов ПДД в отношении нее пока не действует. Они начнут действовать только после того, как строительство закончится и установят знак 6.4 «Парковка» .

В приказе Минтранса от 17.05.2018 № 199 утверждены требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и ИП. К стоянкам для автомобилей обычных граждан этот приказ не относится. О полном запрете парковок во дворах в этом приказе речи нет. Организовать парковку можно, но нужно соблюдать санитарные требования и нормы.

В Санпин 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разъясняются требования к объектам, которые могут оказать какое-либо воздействие на окружающую среду и людей. Именно на этот документ я советую обратить внимание. Если проект парковки не соответствует данным нормам, строительство можно приостановить. Но и тут все не так просто. Сначала нужно подробно их изучить.

Объясню, как это работает на примере. Особенностей вашей конкретной парковки я не знаю, но вы пишете, что капитальное строительство идет в 15 метрах от стены жилого дома. Поэтому следует смотреть, что это за стена и какая планируется парковка.

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 113.13330.2016 со СП 113.13330.2012 см. по ссылке. -
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2017-05-08

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Работа выполнена авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архит. Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко).

Изменение N 1 подготовлено авторским коллективом: АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко, А.Е.Иванов).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для текущего ремонта (ТР) и технического обслуживания (ТО) автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, стоянки автомобилей пожарной, медицинской, аварийной служб.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Напряжения стандартные

ГОСТ Р 50571.3-2009 (МЭК 60364-4-41:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Требования для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) Лифты грузовые. Основные параметры и размеры

ГОСТ Р ИСО 6469-1-2016 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы хранения энергии аккумуляторные бортовые

ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 62196-2-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 18.13330.2011 "СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий"

СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменением N 1)

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий"

СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-99 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (с изменением N 1)

СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 104.13330.2011 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменением N 1)

СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 внешний радиус: Наименьший радиус закругления (кривой) по кромке проезжей части (с правой стороны от водителя), обеспечивающий беспрепятственный проезд поворота.

3.2 въездная и выездная полосы: Габариты проезда в пределах проезжей части полосы движения автомобиля.

3.3 гараж: Здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения) ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.

3.3а зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с электродвигателями: Оборудование источника питания от сети, выполняющее необходимые функции для зарядки батареи электромобиля.

3.3б колесоотбойные устройства: Ограждающие устройства, закрепленные на поверхности дорожного полотна или пола, предназначенные для ограничения движения колес автомобиля.

3.3а, 3.3б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

3.4 механизированная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, в которой транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляют с помощью механизированных устройств (без участия водителей).

3.4а многорядная парковка автомобилей: Парковка, при которой машины устанавливаются одна за другой и выезд второй машины возможен только после выезда впереди стоящей.

3.4б мощности зарядки электромобилей:

Тип 1 - 240 В 16 А;

Тип 2 - 240 В 32 А;

Тип 3 - до 690 В, трехфазный переменный ток, 63 А, (22, 43 кВт), - быстрая зарядка переменным током;

Тип 4 - до 600 В и до 400 А, (240 кВт) - быстрая зарядка постоянным током.

3.4а, 3.4б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

3.5 наземная стоянка автомобилей закрытого типа: Стоянка автомобилей с наружными ограждающими конструкциями.

3.6 наземная стоянка автомобилей открытого типа: Стоянка автомобилей, в которой не менее 50% площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное - парапеты.

3.7 обвалованная стоянка автомобилей: Наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли.

3.8 пандус: Наклонная конструкция, предназначенная для въезда (выезда) автомобилей в одноэтажных (надземных, подземных) стоянках автомобилей.

3.9 плавучие стоянки автомобилей (дебаркадерные стоянки автомобилей): Плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (в речном порту) и предназначенное для стоянки легковых автомобилей.

3.10 плоскостная открытая стоянка автомобилей: Специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (в отдельных боксах или металлических тентах) хранения автомобилей и других индивидуальных мототранспортных средств в одном уровне.

3.11 подземная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, все этажи которой при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.


Расстояние от парковки до жилого дома – обязательный к исполнению параметр, определяемый нормами СНиП (СП) и СанПиН. При его определении учитывается и соответствие парковки противопожарным правилам, тип и величина автомобильной стоянки, ее дислокация относительно жилых строений и важных объектов. В местах плотной застройки решение может приниматься градостроительным комитетом, но расстояние от стоянки до жилого дома должно соответствовать нормам СанПиН и СП. Оно не должно нести угрозу здоровью жильцов дома вследствие попадания внутрь помещений отравляющих выхлопов работающих машин при въезде или выезде с парковки.

Расстояние от парковки до жилого дома

Нормативные документы

Расстояние от жилого дома до стоянки автомобилей определялось еще в СНиП, датированном концом 80-х годов и разработанном на основании громадного практического опыта. В тот период было гораздо меньшее число транспортных средств и отсутствовали пробки на автострадах, но уже возникла необходимость в проведении научных исследований и разработке нормативов по парковкам и стоянкам.

Автомобили около дома

Забота о здоровье граждан и противопожарная безопасность стали основными причинами государственных ассигнований на разработку нормативов и правил о местах парковки автомобилей.

Позднее меры по стандартизации и их законодательном обеспечении были продолжены в РФ.

В ценнейшие знания, накопленные гигиенистами и строителями по дислокации стоянок для ТС вариативного предназначения, были внесены коррективы, обусловленные современными реалиями и требованиями времени.

На улице

Нормативы СП, СНиП и СанПиН

В нынешних реалиях расстояние от парковки до дома диктуется следующими нормативами и постановлениями:

  1. СП 42.13330.2011 – переработанная редакция СНиП с аналогичным названием. В нем определяется требуемое расстояние от дома до парковки, дистанцирование места для оставления или непродолжительного размещения автомобилей от зон отдыха жителей района, предусмотренных типовыми планами застройки микрорайонов. Здесь есть необходимое расстояние от мест общественного пребывания до мест длительной или временной стоянки.
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в котором есть требуемая удаленность парковки от окон домов, чтобы обеспечить здоровье граждан и отсутствие значительных загрязнений воздуха. Таблицы, составленные санитарными врачами, были разработаны как требования местных властей, комитетов по застройке, органов самоуправления в зонах плотного застраивания с дефицитом площади, местах расположения одноквартирных частных домов и многоэтажных зданий.
  3. В 2004 году появились рекомендации, одобренные Главным санитарным врачом РФ, Минздравом и ФС ЗПП. Они неоднократно дорабатывались, в последний раз – в 2018 г. Вступившая в полномочия в 2019 г., новая редакция включает необходимость соблюдения при разработке проектов и оборудовании автостоянки любого типа. В них рассматриваются нормы обязательного обеспечения противопожарной безопасности, СанПиН, правильного оборудования путей попадания на стоянку, необходимых дистанций до окон в непосредственной близости от объекта.

Автомобили во дворе

Федеральный комитет не случайно принял участие в подписании методрекомендаций, принятых еще 15 лет назад и неоднократно дорабатываемых. Обитатели многоквартирных домов, пациенты клиник, посетители зданий специального предназначения имеют полное право требовать возмещения, если загрязнения от парковки вследствие работающего мотора ТС попадают в помещение.

Нарушением прав каждого человека являются также сточные воды от мытья ТС автолюбителями на парковке, избыточный уровень шума около дома. Это факторы, потенциально вредные для здоровья проживающих.

Расстояние от автостоянки до жилого дома

В настоящее время происходит интенсивная застройка мегаполисов и возрастает число единиц транспорта – специального, общественного и личного. Поэтому вопрос, на каком расстоянии от дома можно ставить автомобиль на короткий период времени, не претерпел существенных изменений и не стал менее актуальным.

Около столбов

Минимальный отступ по-прежнему определяется не от стены, а от окон места проживания. Дистанцирование от стены имеет значение, если стоянка располагается с торцевой части сооружения.

Разработка проектов объектов жилищного строительства непременно подразумевает необходимость существования места, отведенного для кратковременного и длительного размещения автомобилей. Количество автомобильных мест определяется по этажности здания и потенциально возможному числу проживающих.

Увеличение доли многоэтажных строений и острого дефицита земельных ресурсов дало толчок к появлению парковок иного типа, нежели в старом СНиП советского времени. Тогда решалась проблема, где ставить автомобили жильцов дома на парковке надземного типа.

Нормы размещения

Разработанные проекты предусматривали возможность размещения ТС на короткое время или на длительный срок. Широко практиковались гаражные кооперативы, рассчитанные на вариативное количество построек.

Сейчас при разрешении проблемы парковки недалеко от места проживания планируются стоянки двух разных по принципу типов – надземные и подземные. Любая из них может быть одноуровневой или многоуровневой.

Схема стоянок

Стоит отметить следующее:

  • необходимость таких сооружений диктуется реалиями времени: на квартиру в многоэтажном доме уже может приходиться не один, а два или даже три автомобиля;
  • дистанция зависит от нескольких составляющих (например, количество мест, не превышающее десяти, и торцевое расположение позволяют установить минимальную норму удаления от жилого строения);
  • основное правило: чем меньше число машин, тем вероятнее возможность минимального расстояния, определенного СП;
  • чем больше транспортных средств размещается на парковке, тем сильнее разрушительное действие на здоровье жильцов, предусмотренное СанПиН, и тем значительнее должно быть удаление.

Таблица с учетом количества размещаемых транспортных средств около дома представлена ниже.

К-во автомобилей Расстояние в м согласно нормативам
До 10 10 метров
11–50 15 м от дома (сокращается до 10 м, если парковка располагается с торца здания, где отсутствуют окна)
51–100 25 м от дома
101–300 35 м от дома
Свыше 300 50 м от строения (не меняется даже при расположении в торце)

Если речь идет о детском или лечебном учреждении, то эти правила не являются эталоном. Наименьшее расстояние от ДОУ даже для стоянки на 10 машин определяется правилами в 25 м, от больницы она также дистанцируется на 25 метров. Исключением из этого ряда являются государственные и общественные здания.

Возле них может размещаться паркинг на 50 машин, для которого сохраняется минимальное расстояние в 10 метров, и это считается допустимой нормой. В России и Украине считается допустимым сооружение паркинга вместимостью в сто машин под открытым небом, но при условии, что он обнесен сплошным стеновым ограждением.

Нормы отступов

Нормы отступов от жилых домов, детских садов, школ согласно СанПиН, СП (СНиП) и правил пожарной безопасности

Как определить, что машины припаркованы с нарушением

Не секрет, что водители не всегда соблюдают установленные правила парковки. Нормы СанПиН рассчитаны на предотвращение неприятных последствий, которые при подобных нарушениях парковки могут иметь место для жильцов, проживающих в жилом здании.

Если гостевой паркинг возле отеля, гостиницы или многоэтажного дома не выдержан в требуемой дистанции, это имеет такие же последствия для клиентов и жильцов.

Схема и чертеж

Отсутствие необходимой дистанции от автомобилей, припаркованных на придомовой территории, нарушает режим сна и отдыха, уровень допустимого шума, отравляет воздух в квартире или в номере. Последнее обстоятельство может привести к развитию заболеваний.

Нормы расположения парковок от жилых домов должны строго соблюдаться. Тем не менее парковка машин в непозволительных местах, таких как газоны, проезды, тротуары, препятствует передвижению пешеходов. При этом автомобиль мешает проезду машин со спецтехникой, например пожарных, а также машин газовой службы и скорой помощи.

Для зданий стандартной этажности, даже если соблюдается расстояние от окон до парковки, необходимо оставлять свободное место, позволяющее проехать спецтехнике. Это так называемая полоса в 5–8 м, а для многоэтажек – в 8–10 м.

Размеры парковок

Необходимо учитывать охранные зоны – от тепло- и газопроводов, ЛЭП, трансформаторных станций, площадок, на которых установлены мусорные контейнеры. Проезд к ним должен быть свободным.

Запрещено находиться с включенным мотором на придомовой территории более пяти минут. Исключения делаются при парковке автомобиля при необходимости вывоза больного или трупа, а также в некоторых других случаях.

Обнаружив нарушителя правил парковки и пожарных норм, жилец квартиры может добиться для него административного наказания, если факт будет зафиксирован на видео или фото. Современные технологии позволяют сделать это легко и беспрепятственно.

Рядом с жилыми домами

Все эти нормативы актуальны, если речь идет об открытых местах, где организованы транспортные стоянки. Однако требования времени вынуждают прибегать к другим формам обеспечения мест для временного или постоянного размещения, долгосрочной парковки автомобиля.

Нужно учитывать, что для гаражей, расположенных на огражденных стоянках, минимальное удаление можно сократить на законных основаниях, если они расположены с той стороны здания, где нет открывающихся окон, а территория парковки находится за ограждением.

Подземные стоянки

Планировка густонаселенных территорий включает определенные сложности с размещением надземных стоянок, парковок и гаражных кооперативов. В последние годы в инфраструктуре крупных городов все чаще появляются подземные сооружения для временной стоянки или длительного размещения личных автомобилей недалеко от дома.

Подземная парковка

Конечно, такие места обходятся дороже и требуют соблюдения множества ГОСТов, как и смарт-паркинги, использующие крышу многоэтажного здания в качестве потенциального места для стоянки.

Зато к такому способу могут прибегнуть посетители и работники торговых центров, расположенных на городской территории и находящиеся в стесненных условиях.

Это также вызвано необходимостью соблюдать несколько сводов нормативных ограничений и ПДД при въезде и выезде.

Сооружение подземных парковок для автомобилей около жилых домов предусматривает специальное оборудование. В частности, дополнительное освещение, пандусы, иногда – подъёмники, сигнальные системы, оповещающие об опасности, и автономные – для пожаротушения.

На въезде

Повышенные требования к паркингам подземного типа легко объяснимы. Это ограниченное пространство, из которого будет затруднительно выбраться при необходимости. Зато, если правильно оборудована система выведения загрязненного воздуха, это прекрасный способ избежать проблем с расстояниями при парковке на поверхности, возле зданий.

Читайте также: