Расположение фигур на шахматной доске

Обновлено: 03.05.2024

Шахматы с шахами и без шахов - в игре "до первого шаха" все правила как в настоящих шахматах, только выигрывает не тот, кто "первым" даёт мат, а тот, кто первым объявляет шах. В начальной позиции белые форсированно выигрывают, не позднее пятого хода. 1. Kc3 (угроза выпада конём e4, d5, b5) 1. e6 (1. e5 2. Kd5 и 3. Kf6+), и после 2. Ke4 Kpe7 3. Kf3 Фе8 (3. d6 4. kd4) 4. Ke5 шах следующим ходом. В игре "шахматы без шахов" фигуры ходят обычным образом, но объявлять шах им запрещено - первый же шах должен быть одновременно и матом. В игре "шахматы с шахами" правила иные - партия продолжается, как обычно, до мата, но шах является обязательным - если он имеется, то его нужно объявлять.

Шахматы с костями - расстановка фигур и основные правила игры не меняются, но перед каждым ходом, игрок бросает кость и ходит той или иной фигурой, в зависимости от числа выпавших очков (1 - ходит пешка, 2 - король, 3 - конь, 4 - слон, 5 - ладья и 6 - ферзь). Если данная фигура не может пойти или её вообще нет на доске, то очередь хода передаётся противнику.

Последовательные шахматы - эту игру придумал А. Ратушный. В ней за один раз можно последовательно сделать не то что два хода, а целых 16. Точнее говоря, каждая фигура, имеющаяся в данный момент на доске, может сделать одно движение (а может остаться на месте). Если несколько фигур одновременно объявляют мат неприятельскому королю, то своим ответом противник может ликвидировать все нападения на его короля. Игра эта очень динамична, её главное достоинство в том, что на доске могут возникать самые необычные, сказочные позиции, которые никогда не получаться в обычных шахматах.

Поддавки - основная задача игроков в обеих играх - избавиться от всех своих фигур. Взятие обязательно, а если есть выбор, то брать можно любую фигуру, включая короля.

Максимуммер - разновидность "сказочных шахмат"; основная из группы задач с изменёнными правилами игры. Введена Т. Доусоном (1913 год). Чёрные обязаны делать геометрически длиннейшие ходы, причём ходы фигуры на одно поле по горизонтали (вертикали принимаются за 1, по диагонали - за sqrt(1^2+1^2)=1.41, ход коня - за sqrt(1^2+2^2)=2.23, короткая рокировка - за 2+2=4. Например, ход a1-f6, равный 5×1.41=7.05, длиннее хода a1-a8, равного 7.

Всадник - разновидность "сказочных шахмат"; всадник - дальнобойная фигура, введённая в "сказочные шахматы" Т. Доусоном. Совершает непрерывные прыжки по маршруту коня в одном направлении, например a1-b3-c5-d7 или a1-c2-e3-g4. Условное обозначение - В. Наличие своей фигуры на пути всадника закрывает ему линию; чужая фигура может быть взята на этом поле (как и при движении других дальнобойных фигур).

Сверчок - разновидность "сказочных шахмат"; сверчок - шахматная фигура, введённая в "сказочные шахматы" Т. Доусоном (1912 год). Ходит и бьёт как ферзь, но через поле, занятое своей или чужой фигурой, останавливаясь на соседнем с ней поле (по ходу движения). Ходить по свободным линиям сверчку запрещено правилами. Условное обозначение - "Св".

Максишахматы - доска из 16×12 клеток, игра ведётся удвоенным комплектом фигур, начальный ход пешки возможен сразу на четыре хода. Для победы достаточно заматовать любого из королей.

Великие шахматы - разновидность максишахмат доска 12×12 впервые появилась в Индии. Каждому игроку по 12 фигур и 12 пешек, причём фигуры носили экзотические названия - крокодилы жирафы, львы, единороги.

Шахматы для нескольких игроков - на 160 клеточной доске, предназначена для игры четырёх человек.

Марсельские шахматы (двухходовые) - особенно популярны во Франции. Начальное расположение фигур и пешек, а также все правила игры обычные, кроме одного: каждый игрок делает не по одному, а по два хода (два хода белых, два хода чёрных и т. д.) Объявлять шах можно только на втором ходу: противник должен иметь возможность защититься от шаха.

Шахматы без цугцванга - данная игра отличается от обычной добавлением всего хода - хода на месте. В ней цугцванга уже не бывает, так как всегда можно передать очередь хода партнёру.

Шестигранные - или иначе, гексагональные шахматы. В них доска имеет вид шестиугольника. Известны два варианта игры - советский (автор И. Шафран) и польский (автор В. Глинский). В польском варианте доска имеет 91 поле трёх цветов. На доске 11 вертикалей, от "a" до "l". В дополнение к обычному комплекту фигур каждая сторона получает одного слона - серопольного и одну пешку.

Магараджа - (амазонка) сказочная фигура, которая объединяет в себе ходя ферзя и коня. у одного игрока - полный комплект фигур, стоящих на первоначальных позициях, а у другого - один магараджа, которого он ставит на произвольное поле. Магараджа проигрывает если его удаётся взять, и выигрывает, если ставит мат неприятельскому королю.

Кошки-мышки - у одного игрока одна фигура - мышка, у второго несколько фигур - кошек. Мышка и кошка ходят одинаково - на одно поле по вертикали или горизонтали. Если мышка оказалась на краю доски, то очередным ходом она спрыгивает с доски и убегает от кошек; если кошка и мышка попадают на одно поле, то кошка съедает мышку. Игра идёт на шахматной доске, причём играющие ходят по очереди, и второй из них передвигает одним ходом всех своих кошек сразу. Начинает мышка.

Шашматы - в этой игре, представляющий собой смесь шахмат и шашек, шахматные фигуры ходят по чёрным полям доски (как в шашках). Обычный конь заменяется на верблюда, который перемещается по полям одного цвета, через одно поле. Игра шахматы.

Мини-шахматы - Вариант игры на уменьшенной доске (доска 5×5) был предложен в 1962 году английским математиком Мартином Гарднером (придуман им в процессе программирования электронных машин для игры в шахматы). Здесь присутствуют все традиционные фигуры (по одной), у каждого игрока - по пять пешек, существует взятие на проходе, превращение и рокировка.

PS Cледующий мой пост, о мемориале Циолковского, который проходил в Калуге


В этой статье мы разберем, как правильно расставлять шахматные фигуры на доске, а также обсудим особенности и ценность каждой фигуры.

О чем эта статья:

Шахматная доска состоит из 64 клеток: 32 из них белые и 32 черные. В начале партии в распоряжении у каждого игрока его армия — король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек. Играющий белыми расставляет свои фигуры на первый и второй ряд доски, играющий черными — на седьмой и восьмой.

На диаграмме ниже — правильное расположение шахматных фигур на доске в начале игры.

Начальная расстановка шахмат

Как расставить шахматы на доске

В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.

Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.

Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник». У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой).

Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить нетрудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.

Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.

Шахматная нотация

Сила и ценность шахматных фигур

Единицей шахматной силы считается пешка.

За пешкой следуют конь и слон — их сила оценивается в три пешки. Между собой конь и слон считаются примерно равноценными: у них очень разный ход, но каждый имеет свои преимущества. Слон сильнее в открытых позициях, так как может контролировать сразу все клетки на диагонали. Слон умеет ставить такие приемы, как связка, вскрытый шах, рентген, а также часто помогает ферзю в матовой атаке. Конь же очень полезен в закрытых позициях, отлично маневрирует и перепрыгивает через препятствия, умеет ставить вилку и спертый мат.

Следующая по силе фигура — ладья. Ладья стоит пять пешек. Это значит, что ладья сильнее коня и слона, но конь и слон вместе будут стоить немного дороже, чем одна ладья. Ладья, как и слон, — дальнобойная фигура, которая может контролировать все клетки на линии, но ее преимущество в том, что ладья может взять под контроль любую клетку пустой шахматной доски за один ход, а слон может нападать только на поля одного цвета. Ладья при помощи короля может заматовать одинокого короля соперника (а один конь или один слон не смогут). А две ладьи могут поставить мат вражескому королю даже без помощи своего короля (это называется линейный мат).

Сравнение ценности ладьи и пешки

И, наконец, самая сильная шахматная фигура — ферзь. Сила ферзя — 9 пешек. Ферзь умеет ходить как слон и ладья сразу, умеет делать все тактические приемы (кроме вилки), контролирует за один ход максимальное число полей на доске и может нападать на много фигур сразу. Чаще всего именно ферзь ставит мат королю соперника. По ценности один ферзь немного сильнее ладьи и слона или коня, но чуть слабее двух ладей.

А как же король? Король — бесценный! Знать ценность фигур нужно для того, чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны (например, выгодно съесть у соперника ладью, потеряв взамен коня, потому что ладья на 2 пешки дороже коня). А короля съесть или разменять нельзя — королю можно только поставить мат. В начале и середине партии король не силен — другие фигуры его обороняют, а он обычно стоит в надежно укрепленном месте. А вот когда на доске остается мало фигур, король становится очень важным — помогает поставить мат или проводить свои пешки в ферзя. Тогда его сила может быть равна или даже выше силы коня или слона.

Повторим ценность фигур на примере таблички:

Ценность шахматных фигур

Итак, теперь мы знаем, как правильно расставлять фигуры, а также особенности и силу каждой фигуры. А набить руку в игре с тренером, запомнить правила расстановки и отточить тактические приемы помогут индивидуальные онлайн-занятия по шахматам в школе Skysmart. Дарим до 3 уроков при первой оплате!

Продолжаем обучение шахматам. В этой статье мы разберем шахматную нотацию, некоторую терминологию, а так же «Как делать первый ход или с чего начать».

Шахматная нотация – это общепринятая система условных обозначений. Данная система обозначений применяется для записи хода шахматной партии и расположения фигур на шахматной доске.

Поля именуются латинскими буквами (a, b, c, d, e, f, g, h) и цифрами (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), например поле e4.

Наименование фигур в русской нотации:

  • Король - Кр;
  • Ферзь - Ф;
  • Ладья - Л;
  • Слон - С;
  • Конь - К;
  • Пешка - как правило, не обозначается.

Наименование фигур в международной нотации:

  • Король - K;
  • Ферзь - Q;
  • Ладья - R;
  • Слон - B;
  • Конь - N;
  • Пешка - как правило, не обозначается.

Далее буду указывать нотацию международного стандарта.

В данной статье я опишу примеры записи ходов, но комментарии к ходам описывать не стану.

Есть полная запись ходов, например Ng1-f3 (т.е. конь с поля g1 пошел на поле f3) или e2-e4 (пешка с поля e2 ходит на поле e4), «-» здесь указывает направление. Но есть короткая система записи, тот же пример: Nf3 или e4. Выбирайте, как Вам удобнее.

Знак «…» указывает, что следующий ход черных, такой знак часто можно усидеть в шахматных задачах.

«x» - указывает на взятие, например, exd5 (пешка с поля e4 берет на d5).

« e.p. » - обозначает взятие на проходе, либо и этого не указывают, а отмечают, как простое взятие пешкой.

«0-0» - короткая рокировка.

«0-0-0» - длинная рокировка.

При превращении пешки в конце хода ставится буква, соответствующая выбранной фигуре, например: e8Q (пешка ходит на поле e8 и превращается в ферзя).

«=» - обозначает ничью, или в конце партии ставится ½,(т.к. за ничью дают 0,5 балла).

И так некоторые шахматные термины (берем только нужное для новичков).

Блиц – шахматная игра, по правилам классических шахмат, но время строго ограниченно. Часто встречают блиц партии по 3 или 5 минут. В последствии стали популярны партии с контролем 1 минута (на партию) и меньше, такие партии называют «Пуля». Хорошего игрока в блиц называют блицором.

Гамбит – вид дебюта, в котором жертвуется материал для скорейшего развития. Различают «Принятый гамбит» (когда жертва принята), «Отказанный гамбит» (жертва не принята), «Контргамбит» (соперник не принимает жертву, а сам жертвует материал).

Гарде – ранее объявлялось при нападении на ферзя (на сегодняшний день неактуально).

Дебют – начало шахматной партии, характеризуется развитием сил в шахматной партии. Основные принципы в дебюте: быстро развиться, контроль центра, обеспечение безопасности короля. Дебют – основная часть в партии, как разовьете свои фигуры, так и будете продолжать партию. Длится дебит около 10-15 ходов. Дебюты бывают «Открытые», «Полуоткрытые» и «Закрытые», так же существуют понятия, как «Правильные начала» и «Неправильные начала». Самих дебютов огромное множество.

Жертва – размен или отдача материала с целью позиционного преимущества, объявления мата или сведения к ничейному результату.

Зевок – грубая ошибка, часто приводит к поражению.

Качество – «Вес фигуры», например «Выиграть качество». Каждая фигура (кроме короля) имеет свой вес, данный вес измеряется в пешках. Пешка = 1 пешка; конь = 3 пешки; слон = 3 пешки; ладья = 5 пешек, ферзь = 9 пешек. Хочу заметить, что в эндшпиле вес фигур может отличаться, например, конь = 2,5 пешки, а слон так же 3 пешки, поэтому существует такое понятие, как «Преимущество двух слонов», а именно 2 слона сильнее, чем у соперника конь и слон, либо два коня.

Материал – фигуры и пешки в партии.

Миттельшпиль – середина партии, следующая за дебютом. Здесь развиваются основные событии в шахматной партии: атаки, жертвы, тактическое позиционирование. Большие размены в дебюте могут приводить к тому, что из дебюта партия переходит сразу в эндшпиль, минуя миттельшпиль.

Рапид – это быстрые шахматы, по времени партии, как правило, от 10 минут, но меньше часа.

Темп – часто понимается, как отдельный ход, например, опережение в развитии на один ход, или потеря темпа, а именно лишний ход, при которой теряется время на развитие.

Цейтнот – нехватка времени на обдумывание хода.

Цугцванг – положение на доске, при котором любой ход ведет к ухудшению позиции.

Шахматы Фишера – вид шахмат (еще называют 960), в которых начальная расстановка фигур выбирается случайным образом с ограничениями, всего 960 начальных позиций, что и указано в названии игры. Данные шахматы придуманы Робертом Фишером.


Представьте, что вы великий полководец и должны привести свою армию к победе. Так вот, шахматные фигуры — ваше войско, которым вы с ловкостью управляете. Давайте посмотрим, как выглядит эта небольшая армия на шахматной доске.

О чем эта статья:

Начальная шахматная расстановка фигур

Начальная расстановка шахматных фигур

На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.

Где на шахматной доске стоят пешки

На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.

Где на шахматной доске стоят ладьи

Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.

Где на шахматной доске стоят кони

У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.

Где на шахматной доске стоят слоны

Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.

Где на шахматной доске стоит ферзь

Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑

Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.

где на шахматной доске стоит король

Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.

Да, шахматную армию на путь к победе ведет игрок. Но король важен для своих фигур, ведь цель шахмат — свергнуть вражеского монарха!

Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.

Ходы шахматных фигур

Король

Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.

Король — шахматная фигура

Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.

Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.

Как ходит король в шахматах

Пешка

Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.

Пешка — шахматная фигура

Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.

Как ходит пешка в шахматах

А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.

Превращение пешки

Догадались? Молодцы! Конечно, король у нас всегда один. Напомню, что цель шахмат — первым свергнуть короля противника. Это было бы трудно сделать, имей мы несколько королей.

Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.

Слон — шахматная фигура

В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.

Чернопольный и белопольный слон

Ладья

Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.

Ладья — шахматная фигура

Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.

Как ходит ладья в шахматах

Ферзь

Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.

Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.

Ферзь — шахматная фигура

Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.

Как ходит ферзь

Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.

Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!

Конь — шахматная фигура

От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!

Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.

Как ходит конь в шахматах

Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.

Задача на тренировку хода конем

На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!


История длиной в несколько тысячелетий не повлияла на популярность шахмат. Как и много веков назад, в наше время интеллектуалы, любители тренировать свой ум садятся за шахматную доску, чтобы окунуться в мир захватывающих комбинаций, неожиданных ходов, удачных решений. Освоение этой непростой, интересной игры требует времени, концентрации внимания. Но результат стоит таких стараний. Шахматы увлекут своими неограниченными возможностями, подарят немало ярких эмоций. Психологи утверждают, что люди, увлекающиеся этой древней игрой, в жизни ставят реалистичные, достижимые планы, быстро принимают правильные решения.

Первым шагом в мир шахмат является освоение правил расстановки фигур на доске. Если вы решили сделать эту игру своим увлечением, развить математические способности, эта статья поможет вам усвоить порядок подготовки к предстоящей партии.

Расстановка – видео

Шахматная доска – поле битвы и координаты

Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:

  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
  • черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.

Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

Расположение на доске

В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:

  • на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
  • около них располагаются кони;
  • следующими устанавливаются слоны;
  • последними ставятся король и ферзь;
  • пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.

В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.

Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):

фото правильной расстановки шахмат на доске, картинка начальной позиции

Значение фигур, их «стоимость»

Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:

  • король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
  • у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
  • стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
  • пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.

У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.

Обозначения шахматных фигур

В процессе обучения шахматному мастерству новичку придется заняться изучением шахматных партий. Позже появится желание записывать свои партии. Для того чтобы «читать» партии, ходы, грамотно фиксировать ход сражения, необходимо запомнить обозначение фигур в русском и английском варианте:

  • король – Кр (K-king);
  • ферзь – Ф (Q – queen);
  • слоны – С (B – bishop);
  • ладьи – Л (R – rook);
  • кони – К (N – kNight);
  • пешки – п (p – pawn).

У пешек обозначение может не ставиться. Кроме букв для шахматных фигур используются символы. Они необходимы для изображения расстановки единиц на доске в пособиях, книгах. Правила обозначений фигур называются шахматной нотацией, которую нужно изучить каждому начинающему игроку.

Рекомендации для начинающих шахматистов

Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:

  • при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
  • можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
  • на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
  • обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.

Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.

Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.

Читайте также: