Расход цемента при укреплении грунтов

Обновлено: 03.05.2024

«Методические рекомендации по уменьшению расхода цемента и битума при комплексных методах укрепления песков и слабосвязных грунтов для строительства автомобильных дорог в районах г. Серпухова, г. Минска, в Калининской и Псковской областях и в Средней Азии» разработаны Союздорнии с участием его Ленинградского филиала. В них на основе обобщения результатов исследований и опытного строительства даются рекомендации по сокращению расхода цемента и вязкого битума на объектах Главдорстроя.

В настоящих «Методических рекомендациях» рассмотрены методы комплексного укрепления различных местных грунтов, позволившие, с одной стороны, путем использования добавок сульфитно-дрожжевой бражки (СДБ) или хлористого кальция CaCl 2 уменьшить нормы расхода цемента по сравнению с фактическим, с другой - частично заменить дефинитный вязкий битум нефтяным гудроном или госсиполовой смолой.

Расход вяжущих и добавок приведен с учетом свойств укрепляемых грунтов и назначения укрепленного слоя в конструкции дорожной одежды.

Настоящие «Методические рекомендации» разработали кандидаты технических наук И.Л. Гурячков, А.А. Фридман, А.С. Дудкин.

Замечания и пожелания по данной работе направлять по адресу: 143900, Балашиха-6 Московской обл., Союздорнии.

1.1. В «Методических рекомендациях по уменьшению расхода цемента и битума при комплексных методах укрепления песков и слабосвязных грунтов для строительства автомобильных дорог в районах г. Серпухова, г. Минска, в Калининской и Псковской областях и в Средней Азии» приведены комплексные методы укрепления грунтов, позволяющие без снижения физико-механических свойств укрепленного материала:

уменьшить расход цемента путем использования добавок химических веществ;

частично заменить вязкий битум нефтяным гудроном или госсиполовой смолой, являющейся отходом промышленного производства.

1.2. Укреплять вяжущими можно разные виды местных грунтов, находящихся вблизи трассы строящихся автомобильных дорог, а именно:

различные гравийно-песчаные смеси или отходы (отсевы) обогащения и дробления гравия;

все виды песков, включая одноразмерные и пылеватые;

1.3. Укрепленный материал, полученный при меньшем расходе цемента, применяют для устройства основания под цементобетонное покрытие. При этом показатели физико-механических свойств укрепленного грунта должны отвечать требованиям 1 класса прочности, приведенным в табл. 1 «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74.

Грунты, укрепленные нефтяным гудроном или госсиполовой смолой в сочетании с добавкой цемента, рекомендуется применять взамен слоев дорожной одежды, содержащих вязкий битум, для устройства:

верхних слоев оснований или нижних слоев покрытий. При этом укрепленный материал должен отвечать требованиям I класса прочности, приведенным в табл. 2 «Инструкции» СН 25-74;

слоев оснований. В этом случае укрепленный грунт должен отвечать требованиям I - II классов прочности вышеуказанной табл. 2;

защитных слоев. Показатели физико-механических свойств таких укрепленных материалов должны быть такими же, как при укреплении песков битумной эмульсией, т.е. иметь следующие значения:

Предел прочности при сжатии неводонасыщенных

образцов при 20 °С, МПа, не менее. 0,4

То же, водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа. 0,3

Предел прочности при сжатии при 50 °С, МПа, не менее. 0,2

Капиллярное водонасыщение, % по объему, не более. 8,0

Коэффициент морозостойкости, не менее. 0,6

1.4. Внедрение настоящих рекомендаций в практику дорожного строительства позволит:

снизить расход портландцемента по сравнению с фактическим на 1 - 3 % массы смеси или на 40 - 80 т на 1 км дорожной одежды, устраиваемой с использованием укрепленного материала;

получить укрепленный материал с требуемыми или улучшенными показателями морозостойкости и деформативности;

заменить на 30 - 70 % дефицитный вязкий битум в смесях, предназначенных для устройства нижних слоев покрытий, верхних слоев оснований или оснований (в том числе и защитных слоев).

2.1. Рекомендуемые для укрепления при строительстве автомобильных дорог в районе г. Серпухова и г. Минска грунты приведены в табл. 1.

2.2. Для дорог в Калининской и Псковской областях используют мелкий песок, песок средней крупности с включением гравия, а также песчано-гравийную смесь.

2.3. При строительстве дорог в Средней Азии применяют для укрепления следующие разновидности местных грунтов:

крупнообломочные грунты или смеси подобранного состава, в том числе различные отсевы и отходы дробления гравия;

пески разной крупности, включая мелкие одноразмерные, например барханные пески пустыни Каракумы.

Крупнообломочные грунты и подобранные смеси не должны содержать частиц крупнее 25 мм.

2.4. Для укрепления указанных выше грунтов применяют:

нефтяной гудрон в виде эмульсии. Вязкость его при 60 °С должна быть не менее 100 с, температура вспышки - не ниже 120 ° С. В качестве эмульгатора используют СДБ в количестве 3 - 3,5 % массы нефтяного гудрона. Пригодны также эмульгаторы, приведенные в ГОСТ 18859-73 «Эмульсии дорожные битумные», позволяющие получать эмульсии класса МА.

Для получения эмульсии нефтяной гудрон нагревают до температуры 100 - 110 °С. При использовании вязкого нефтяного гудрона температуру его нагрева повышают до 120 - 180 °С. Водный раствор эмульгатора необходимо нагревать до 75 - 80 °С. Доводить раствор эмульгатора до кипения категорически запрещается;

Условия доставки грунта к смесителю

Рекомендуемые по проекту для дороги в районе г. Серпухова

Автовозка на 10 - 20 км

Резерв «Сокольниково», скважина 31

Дополнительно рекомендуемые Союздорнии

Резерв «Тупичино», скважины 32, 33

Автовозка на 10 - 20 км

Резерв «Домодедово», скважины 51, 52, 58

Резерв «Тупичино», расчистки 60, 82

Рекомендуемые по проекту дороги в районе г. Минска

Железнодорожным транспортом на 400 - 500 км

Автовозка на 15 - 20 км

Песок средний (составленный)

50 % песчано-гравийной, смеси карьера «Дубровинский» 50 % песка намывного

Железнодорожным транспортом + автовозка на 15 - 20 км

50 % песчано-гравийной смеси карьера «Кохановский» + 50 % намывного песка

Дополнительно рекомендуемые Союздорнии

Автовозка на 10 - 15 км

Гидронамыв р. Шара

То же, р. Ясельда

То же, р. Жегулянка

Добавки химических веществ

2.5. Для уменьшения расхода цемента в цементо-грунтовых смесях предлагается применять следующие добавки:

сульфитно-дрожжевую бражку (ОСТ 8079-74 «Концентраты сульфитно-дрожжевой бражки»);

хлористый кальций (ГОСТ 450-77 «Кальций хлористый технический. Технические условия»).

Эти добавки наиболее дешевы и доступны.

Изменение норм расхода цемента при использовании указанных веществ в качестве добавок показано в табл. 2.

Расход цемента, % массы смеси

Пески мелкие, в том числе одноразмерные

Примечани е. Расход латекса для укрепления всех видов грунтов составил 1 - 1,5 % массы грунта, расход ГКЖ-94, ГЖ 136-41, СПД - 0,5 - 1 % массы цемента.

Расход цемента и добавок

по рекомендациям Союздорнии

Резерв «Сокольниково», скважина 32 или 33

Резерв «Домодедово», скважина 51

То же, скважина 52 или 56

Резерв «Тупичино», расчистка 60 или 62

Примечани е. Расход цемента приведен в процентах массы смеси, добавок - в процентах массы цемента.

3.1. Конструкция дорожной одежды автомобильной дороги в районе г. Серпухова по проекту предусматривает устройство следующих слоев: покрытия из цементобетона (24 см); основания из песчаного грунта, укрепленного цементом (19 см), и подстилающего слоя из песка (47 см).

3.2. Основание дорожной одежды устраивают из местных пылеватых грунтов (песков) и супесей, для которых фактический расход цемента несколько завышен.

3.3. Для укрепления упомянутых выше грунтов предложен меньший расход цемента. Кроме того, для устройства оснований рекомендовано использовать местные мелкие пески, для укрепления которых расход цемента на 1 - 3 % меньше фактического (табл. 3).

4.1. Конструкция дорожной одежды автомобильной дороги в районе г. Минска предусматривает по проекту устройство следующих слоев: покрытия из цементобетона (24 см), основания из песчано-гравийной смеси, укрепленной цементом (16 см), подстилающего слоя и земляного полотна из местного песчаного грунта.

4.2. Основания дорожной одежды по проекту устраивают из укрепленных песчано-гравийных смесей, а обочины - из укрепленных крупных или средних песков. Расход цемента при укреплении песчано-гравийной смеси - 8 % массы смеси, при укреплении средних или крупнозернистых песков завышен и составляет 10 % массы смеси.

Расход цемента и добавок

по рекомендациям Союздорнии

Карьер «Кохановский» или «Дубровинский»

Песчано-гравийная или гравийно-песчаная смеси

50 % песчано-гравийной смеси карьера «Кохановский» + 50 % песка гидронамыва р. Шара или р. Жегулянка либо 50 % песчано-гравийной смеси карьера «Дубровинский» + 50 % песка гидронамыва р. Шара или р. Жегулянка

Песок средний составленный

Резервы «Леснянский» или № 17 «Залужье»

Гидронамыв р. Шара, или р. Ясельда, или р. Жегулянка

Примечани е. Расход цемента приведен в процентах массы смеси, добавок - в процентах массы цемента.

Рекомендации по использованию средних и крупнозернистых песков в укрепленном виде для устройства оснований под цементобетонное покрытие в проекте отсутствуют.

4.3. Рекомендуется использовать в основании дорожной одежды песчано-гравийные смеси, средние и крупнозернистые пески с меньшим расходом цемента за счет применения добавок СДБ или CaCl 2 . Расход цемента для указанных грунтов приведен в табл. 4.

5.1. Конструкция дорожной одежды на автомобильных дорогах II категории в Калининской и Псковской областях предусматривает по проекту устройство покрытия из двухслойного асфальтобетона (9 см), верхнего слоя основания из крупнозернистого пористого асфальтобетона (8 см), нижнего слоя основания двух типов:

I тип - щебень известняковый фракции 40 - 70 мм (20 см), по которому в качестве материала, выравнивающего и заполняющего поры верхней части слоя, укладывается песок, укрепленный 8 % цемента (6 см);

II тип - гравийно-песчаная смесь, укрепленная 8 % цемента (24 см).

По проекту материал, укрепленный цементом и предназначенный для устройства нижнего слоя основания, должен отвечать требованиям I класса прочности (см. табл. 1 «Инструкции» СН 25-74).

5.2. Расход вяжущих материалов на 1000 м 2 дорожной конструкции по проекту представлен ниже.

Вязкий битум. 9,2

Цемент для I типа конструкции. 10,1

Цемент для II типа конструкции. 40,3

Основные недостатки проектной конструкции: повышенный расход дефицитного вяжущего - вязкого битума; недостаточно обоснованный расход цемента при укреплении местной гравийно-песчаной смеси; использование значительного количества привозных каменных материалов.

5.3. В целях замены вязкого битума, идущего на приготовление крупнозернистого пористого асфальтобетона, предусматривается верхний слой основания устраивать из местного грунта, обработанного эмульсией из нефтяного гудрона с добавкой цемента.

5.4. Ориентировочный расход вяжущих, необходимый для получения из указанных грунтов материала, соответствующего требованиям I класса прочности, составляет (%): нефтяного гудрона 4 - 4,5, цемента 5 - 7.

5.5. При устройстве нижнего слоя основания из песчано-гравийной смеси, укрепленной цементом, для снижения расхода последнего необходимо использовать добавку СДБ. Введение ее в смесь в количестве 0,5 % массы цемента позволяет уменьшить дозировку цемента на 1 - 2 % массы смеси «грунт + цемент».

5.6. Применение эмульсии из нефтяного гудрона уменьшает расход дефицитного битума на 30 %.

Расход цемента при устройстве нижнего слоя основания за счет применения добавки СДБ сокращается на 10 - 15 %.

5.7. Для снижения расхода цемента при устройстве нижнего слоя основания целесообразно также использовать в качестве добавки в цементогрунтовую смесь эмульсию из нефтяного гудрона в количестве 2 - 3 % (из расчета на эмульгированный гудрон) массы «грунт- цемент». Количество цемента в смеси в этом случае уменьшается на 2 - 3 %. При этом показатели физико-механических свойств комплексно укрепленной песчано-гравийной смеси должны отвечать требованиям II класса прочности (см. табл. 2 «Инструкции» СН 25-74).

6.1. В Средней Азии строятся преимущественно дороги III категории. Типичная проектная конструкция дорожной одежды для таких дорог предусматривает устройство покрытия из двухслойного асфальтобетона (7 - 8 см), верхнего слоя основания из гравийно-песчаной смеси оптимального состава, обработанной битумом в установке или способом пропитки (6 - 7 см), основания из гравийно-песчаной смеси оптимального состава (20 - 24 см).

При строительстве дорог в районах песчаных пустынь на земляном полотне из барханных песков, слабо поддающихся уплотнению, устраивают защитный слой (экран) из привозного связного грунта толщиной 15 - 16 см или из этого же песка, укрепленного битумной эмульсией, такой же толщины.

Последний из указанных способов устройства защитных слоев получил наиболее широкое распространение при строительстве дорог в ТССР.

6.2. Для типичных конструкций дорожной одежды характерен большой расход битума (175 - 200 т на 1 км дороги в среднем), который для каждого слоя приведен ниже.

Верхний слой покрытия. 30 - 35

Нижний слой покрытия. 20 - 25

Верхний слой основания. 25 - 30

Защитный слой. 100 - 110

Укрепляемый грунт (класс прочности)

Органическое цементное вяжущее, % массы «грунт + цемент»

Минеральное вяжущее, % массы «грунт + цемент»

Расчетный модуль упругости, МПа

Эмульсия из госсиполовой смолы (из расчета на вяжущее)

Битум с добавкой 30 - 50 % госсиполовой смолы

Эмульсия из вяжущего «битум + госсиполовая смола» (из расчета на вяжущее)

Нижний слой покрытия или верхний слой основания

Гравийно-песчаная смесь оптимального или близкого к оптимальному состава (I)

5.2.1 Основные технологические параметры для устройства грунтоцементного элемента по струйной технологии должны обеспечивать заданные в проекте геометрические габариты и прочностные показатели свойств грунтоцемента.

5.2.2 Для определения технологических параметров производства работ в проекте должны указываться следующие данные:

5.2.3 Расход цемента зависит от решаемой задачи, типа грунта, необходимой прочности и может составлять для струйной цементации от 450 до 600 укрепленного грунта в песчаных грунтах и от 560 до 800 - в глинистых грунтах.


В слабых органических грунтах (илы, торфы) расход цемента должен составлять от 800 до 1000 для почти полного замещения грунта цементным раствором. Кроме того, в таких грунтах может выполнять предварительный размыв грунта водой с добавлением 1% - 5% технической соды.

Для глубинного перемешивания расход цемента может назначаться по таблицам Е.1 и Е.2 и подтверждаться результатами лабораторных и опытных работ.

5.2.4 Давление нагнетания раствора определяет энергию струи и радиус ее действия. Предел достигаемого давления ограничен мощностью используемых насосов и герметичностью линии.

5.2.5 Водоцементное отношение раствора рекомендуется применять в диапазоне от 0,8 до 1,2 для регулирования времени набора прочности и размыва грунта для струйной цементации и 0,5-0,7 - для глубинного перемешивания. Допустимо применение химических добавок для регулирования вязкости раствора.

5.2.6 При наличии фильтрационных течений, которые могли бы размыть новообразованный грунтоцементный элемент, необходимо применять добавки, ускоряющие схватывание раствора (например, жидкое стекло или кальций хлор). Рекомендуемый объем добавок составляет 1% - 2% от массы цемента и уточняется на этапе опытных работ.

5.2.7 Обычно устройство грунтоцементных элементов по методу струйной цементации сопровождается выходом грунтоцементной пульпы на поверхность. Объем пульпы зависит от свойств грунта, расхода цемента и времени размыва грунта и составляет 30% - 70% от объема закаченного раствора для однокомпонентной технологии и 70% - 90% для двухкомпонентной технологии.

В проекте следует указывать требования о необходимости постоянного обеспечения выхода грунтоцементной пульпы на поверхность в ходе производства работ. Следует учитывать, что в случае отсутствия выхода пульпы на поверхности она может заполнить существующие полости в грунте (старые коммуникации или подвалы старых зданий) и привести к вертикальным или горизонтальным гидроразрывам.

5.2.8 При применении струйной технологии устройства ГЦЭ в проекте рекомендуется проанализировать необходимость применения комплексных химических добавок.

Примечание - В отдельных случаях применение добавок позволяет увеличивать эффективный диаметр получаемого грунтоцементного элемента на 10% - 15%, повышать однородность грунтобетона и снижать водоцементное отношение раствора с 1,0 до 0,7-0,8 при неизменном применяемом оборудовании и обычных режимах его работы.

6.1.1 Расчет армированных грунтоцементных конструкций должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 27751, СП 24.13330 и СП 22.13330 по предельным состояниям:

в) по потере общей устойчивости усиленных оснований при их расположении на склонах или при устройстве ограждений котлованов.

6.1.2 Расчет армированных грунтоцементных конструкций должен проводиться с использованием апробированного и сертифицированного программного обеспечения на основании математических моделей, описывающих механическое поведение укрепленного массива. Допускается прямое определение усилий в армирующих элементах, если в расчетную область армирующие элементы и грунтоцемент введены раздельно.

6.1.3 При составлении расчетной модели должны учитываться грунтовые условия площадки строительства и ее гидрогеологический режим. Расчетная модель должна учитывать особенности механического поведения укрепленного массива. Допускается описывать механическое поведение грунтоцемента как линейными, так и нелинейными моделями.

6.1.4 Расчет армированных грунтоцементных конструкций по несущей способности необходимо выполнять на основные и особые сочетания нагрузок, по деформациям - на основные сочетания.

6.1.5 Расчет неармированных грунтоцементных конструкций по прочности материала выполняется по СП 63.13330 с учетом формулы (5.6) как для неармированных бетонных конструкций. При этом принимается расчетное сопротивление на сжатие, определенное для грунтоцемента. Расчетное сопротивление на растяжение принимается равным нулю.

6.1.6 При расчете армированных грунтоцементных конструкций в качестве геометрических параметров должны использоваться: отметки и уклоны поверхности грунта, уровней подземных вод, слоев грунта, котлованов и выемок в грунте; размеры грунтоцементных конструкций и элементов и их положение. При устройстве постоянных грунтоцементных конструкций следует учитывать, что отклонения геометрических размеров элементов, выполняемых по струйной технологии, фактически могут существенно отличаться от заданных проектом значений.

6.1.7 Армированные грунтоцементные конструкции рассчитывают по прочности на действие изгибающих моментов, продольных сил, поперечных сил, крутящих моментов. Расчеты проводятся на основании требований раздела 6.9 СП 22.13330.2016 и СП 63.13330.

6.1.8 При использовании метода струйной цементации на этапе проектирования в качестве предварительной оценки расхода цемента для достижения проектной прочности грунтоцемента допустимо использовать диаграммы, приведенные на рисунке 6.1. Для точной оценки прочностных свойств на опытном участке следует выполнять предварительные исследования характеристик укрепленного грунта в зависимости от содержания цемента.


797 × 1042 пикс.   Открыть в новом окне

1170 × 679 пикс.   Открыть в новом окне


1 Прочность на сжатие грунтоцемента при расходе цемента более 500 определяется только на основании опытных работ.

2 Прочность грунтоцемента, получаемого по двухкомпонентной технологии, следует принимать на 10% - 15% меньше значений, указанных на графике.


6.1.9 До выполнения опытно-производственных работ значение требуемой прочности на одноосное сжатие цементогрунта допускается назначать по расчетному расходу цемента на 1 по графикам, приведенным на рисунке 6.1.


, (6.1)


где - коэффициент перехода от содержания цемента в грунтоцементе к расходу цемента для получения материала с заданным содержанием цемента (значение прочности по проекту), принимается на этапе проектирования равным 1.1-1,33 для струйной цементации грунтов и 1,0 - для глубинного перемешивания;

- проектное содержание цемента в грунтоцементе для получения требуемой прочности, принимаемое на этапе проектирования по графикам на рисунке 6.1 и уточняемое по результатам лабораторных и опытно-производственных работ, . При проектировании грунтоцементных элементов в слабых, агрессивных, заторфованных и иных грунтах, а также при необходимости полного замещения грунта проектное содержание цемента следует задавать по объему замещаемого грунта, а при неполном замещении, но повышенных требованиях по прочности, - по результатам лабораторных работ с корректировкой по результатам опытных работ.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Норма расхода битумной эмульсии приведена при температуре наружного воздуха до +25 °С. При температуре наружного воздуха +25 °С и выше необходимо использовать нормы расхода пленкообразующих материалов по таблице 27-42.

1.8. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепленных битумом или битумной эмульсией (табл.27-1), принято содержание битума:

9% - при укреплении суглинков тяжелых и тяжелых пылеватых, глин песчанистых и пылеватых с числом пластичности не более 22.

1.9. При укреплении грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с цементом (табл.27-3) приняты следующие величины содержания цемента:

7% - для крупнообломочных, несцементированных грунтов, песков гравелистых крупных, средних и мелких одноразмерных и песков пылеватых;

1.11. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства.

1.12. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении навесных фрез и автогрейдеров, двухслойное основание или покрытие нормируется по п.27-1.2 таблицы 27-1.

1.13. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует использовать нормы расхода таблицы 27-3 с заменой норм расхода цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.

1.14. При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к нормам п.27-35.1 таблицы 27-35 добавлять: битум - 0,4 т, порошок минеральный - 3,15 т; исключать: песок - 3,2 м .

1.15. При устройстве оснований из бетона дорожного низких марок (тощего) толщиной слоя, отличающегося от приведенного в нормах п.27-37.9 и п.27-37.10 таблицы 27-37, расход его следует принимать пропорционально толщине слоя.

1.16. В нормах таблицы 27-37 (п.п.27-37.1, 27-37.2, 27-37.3, 27-37.4, 27-37.5, 27-37.6, 27-37.7, 27-37.8) и таблицы 27-39 (за исключением п.п.27-39.17 и 27-39.18) предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5-4,0 м к нормам добавлять материальные ресурсы по таблице 27-41.

1.17. Если при устройстве оснований внегородских автомобильных дорог (таблица 27-37) и цементобетонных покрытий (таблица 27-39) предусмотрено устройство изоляционного слоя по основанию, необходимо принимать:

а) при использовании бумаги двухслойной, пропитанной битумом, - 100 м бумаги и 0,02 т битума жидкого;

1.18. В нормах таблиц 27-50 и 27-51 при устройстве оснований и покрытий из песчано-гравийных смесей учтено применение битума и битумной эмульсии. В случае использования минеральных материалов расход новой смеси принимается в следующих размерах.

А. При толщине слоя 8 см и использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме до 30% - 70 м ; 50% - 50 м ; 75% - 25 м .

Б. При толщине слоя 16 см и использовании материалов существующей дорожной одежды в объеме 30% - 140 м ; 50% - 100 м ; 75% - 50 м .

1.19. При укладке выравнивающего слоя из холодных асфальтобетонных смесей следует использовать нормы расхода материалов таблицы 27-16, заменив горячие асфальтобетонные смеси на холодные.

1.20. В нормах таблицы 27-63 предусмотрено устройство укрепительных полос по готовому основанию, устраиваемому одновременно с основанием дорожной одежды.

1.21. В том случае, когда проектом предусматривается толщина конструктивных слоев дорожных одежд отличной от учтенных в нормах, расход материальных ресурсов корректируется пропорционально толщине слоя на единицу изменения толщины.

2. Правила определения объема работ

2.1. Объем работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка, гравия и других материалов следует определять по проектным профилям в уплотненном состоянии.

2.2. Объем работ по устройству дорожных покрытий и оснований следует определять по площади каждого конструктивного слоя.

2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует определять по проекту.

2.4. Объем работ по устройству укрепительных полос, барьерного ограждения из готовых блоков следует определять согласно спецификации к проекту.

2.5. Объем работ по устройству оснований под укрепительные полосы следует определять по их площади и включать в объем оснований дорожных покрытий.

РАЗДЕЛ 01. Основания и покрытия из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами

Таблица 27-1. Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см

Состав работ: 01. Планировка и прикатка земляного полотна. 02. Распределение грунта. 03. Размельчение грунта с увлажнением. 04. Перемещение грунта с вяжущими. 05. Разравнивание и профилирование. 06. Укатка и уход за покрытием.

Приводятся нормы расхода портландцемента для укрепления различных грунтов и отходов промышленности, используемых при устройстве слоев дорожных одежд во II - V дорожно-климатических зонах.

На основе проведенных исследований Союздорнии с участием его Ленинградского, Казахского, Среднеазиатского филиалов разработаны нормативы и составлены "Методические рекомендации по нормам расхода вяжущих для укрепления материалов, используемых при устройстве слоев дорожных одежд", в которых рекомендованы оптимальные дозировки портландцемента для укрепления различных грунтов и отходов промышленности - отвальных золошлаковых смесей тепловых электростанций.

Применение настоящих рекомендаций обеспечит использование укрепленных грунтов во II - V дорожно-климатических зонах при устройстве: верхних слоев основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; оснований под цементобетонное покрытие; верхних слоев оснований под однослойное нежесткое покрытие; нижних слоев основания под двухслойное или однослойное нежесткое покрытие.

Настоящие "Методические рекомендации" составлены кандидатами технических наук И.Л. Гурячковым, А.С. Дудкиным и инженерами В.Л .Овчаровым, Ф.С. Тульчинским.

Отзывы и замечания просьба направлять по адресу: 143900 Балашиха-6 Московской обл., Союздорнии.

1. Настоящие «Методические рекомендации по нормам расхода вяжущих для укрепления материалов, используемых при устройстве слоев дорожных одежд» дополняют и конкретизируют рекомендуемые «Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 нормы расхода основного вяжущего материала - портландцемента.

2. Рекомендуемые нормы расхода портландцемента для укрепления тех или иных разновидностей грунт о в разработаны в соответствии с «Инструкцией» СН 25-74, с учетом назначения цементогрунта в конструкции дорожной одежды, типа покрытия, категории дороги и климатического района строительства. Кроме того, при разработке настоящих норм были учтены: вид, класс прочности и морозостойкости укрепляемого материала, конструктивный слой, в котором используется цементогрунт.

3. Рекомендуемые нормы расхода цемента в отличие от норм, приведенных в табл.8 «Инструкции» СН 25-74, предусматривают применение для укрепления не только грунтов, но и отходов тепловых электростанций (отвальных золошлаковых смесей).

4. Грунт, укрепленный цементом, используемый при устройстве верхних слоев оснований под двухслойное асфальтобетонное покрытие, должен удовлетворять требованиям 1-го класса прочности, согласно табл.1 «Инструкции» СН 25-74.

5. Цементогрунты, применяемые в качестве основания под цементобетонное покрытие, должны отвечать требованиям 1-го или 2-го класса.

6. Цементогрунты для верхних слоев оснований под однослойное нежесткое покрытие должны соответствовать 1-му или 2-му классу прочности, а для нижних слоев оснований под двухслойные или однослойные нежесткие покрытия-2-му или 3-му классу прочности.

При этом, в соответствии с табл.26 «Инструкции» СН 25-74, в зависимости от конструктивного слоя дорожной одежды следует предусматривать испытание цементогрунтов на замораживание-оттаивание в целях обеспечения соответствующего коэффициента морозостойкости.

7. В табл.1 и 2 приведены нормы расхода портландцемента для укрепления грунтов и отходов промышленности, используемых при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд в условиях П- V дорожно-климатических зон.

Рекомендуемые нормы расхода портландцемента (в % от массы смеси) должны обеспечивать получение цементогрунта с заданными техническими свойствами при соблюдении требований «Инструкции» СН 25-74 и пп. 2, 4 - 6 настоящих «Методических рекомендаций».

8. Количество портландцемента, принимаемое по табл.1 или 2 для укрепления того или иного вида грунта, обязательно уточняется при лабораторном подборе состава смеси.

Для этого из смеси готовят образцы и определяют их физико-технические свойства в соответствии с положениями «Инструкции» СН 25-74.

Окончательно оценивают возможность использования принятого расхода портландцемента на основе испытания образцов в заданные сроки твердения и соответствия полученных показателей требованиям табл.1 «Инструкции» СН 25-74.

Таблица 1

Нормы расхода портландцемента для устройства укрепленных конструктивных слоев дорожных одежд с использованием грунтов и отходов промышленности для условий строительства во II - III дорожноклиматических зонах

Грунты и отходы промышленности

Расход портландцемента, % массы смеси

Верхний слой основания под двухслойным асфальтобетонным покрытием

Основание под цементобетонным покрытием

Верхний слой основания под однослойным нежёстким покрытием

Нижний слой основания под двухслойным или однослойным нежестким покрытием

На основе проведенных исследований Союздорнии с участием его Ленинградского, Казахского, Среднеазиатского филиалов разработаны нормативы и составлены «Методические рекомендации по нормам расхода вяжущих для укрепления материалов, используемых при устройстве слоев дорожных одежд», в которых рекомендованы оптимальные дозировки портландцемента для укрепления различных грунтов и отходов промышленности - отвальных золошлаковых смесей тепловых электростанций.

Применение настоящих рекомендаций обеспечит использование укрепленных грунтов во II - V дорожно-климатических зонах при устройстве: верхних слоев основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; оснований под цементобетонное покрытие верхних слоев оснований под однослойное нежесткое покрытие; нижних слоев основания под двухслойное или однослойное нежесткое покрытие.

Настоящие «Методические рекомендации» составлены кандидатами технических наук И.Л. Гурячковым, А.С. Дудкиным и инженерами В.Я. Овчаровым, Ф.С. Тульчинским.

1 . Настоящие «Методические рекомендации по нормам расхода вяжущих для укрепления материалов, используемых при устройстве слоев дорожных одежд» дополняют и конкретизируют рекомендуемые «Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25 -74 нормы расхода основного вяжущего материала - портландцемента.

2 . Рекомендуемые нормы расхода портландцемента для укрепления тех или иных разновидностей грунтов разработаны в соответствии с «Инструкцией» СН 25 -74, с учетом назначения цементогрунта в конструкции дорожной одежды, типа покрытия, категории дороги и климатического района строительства. Кроме того, при разработке настоящих норм были учтены: вид, класс прочности и морозостойкости укрепляемого материала, конструктивный слой, в котором используется цементогрунт.

3 . Рекомендуемые нормы расхода цемента в отличие от норм, приведенных в табл. 8 «Инструкции» СН 25 -74, предусматривают применение для укрепления не только грунтов, но и отходов тепловых электростанций (отвальных золошлаковых смесей).

4 . Грунт, укрепленный цементом, используемый при устройстве верхних слоев оснований под двухслойное асфальтобетонное покрытие, должен удовлетворять требованиям 1-го класса прочности, согласно табл. 1 «Инструкции» СН 25 -74.

5 . Цементогрунты, применяемые в качестве основа ния под цементобетонное покрытие, должны отвечать требованиям 1-го или 2-го класса.

6 . Цементогрунты для верхних слоев оснований под однослойное нежесткое покрытие должны соответствовать 1-му или 2-му классу прочности, а для нижних слоев оснований под двухслойные или однослойные нежесткие покрытия - 2-му или 3-му классу прочности.

При этом, в соответствии с табл. 26 «Инструкции» СН 25-74, в зависимости от конструктивного слоя дорожной одежды следует предусматривать испытание цементогрунтов на замораживание-оттаивание в целях обеспечения соответствующего коэффициента морозостойкости.

7 . В табл. 1 и 2 приведены нормы расхода портландцемента для укрепления грунтов и отходов промышленности, используемых при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд в условиях II - V дорожно-климатических зон.

Рекомендуемые нормы расхода портландцемента (в % от массы смеси) должны обеспечивать получение цементогрунта с заданными техническими свойствами при соблюдении требований «Инструкции» СН 25-74 и пп. 2, 4 - 6 настоящих «Методических рекомендаций».

8 . Количество портландцемента, принимаемое по табл. 1 или 2 для укрепления того или иного вида грунта, обязательно уточняется при лабораторном подборе состава смеси.

Для этого из смеси готовят образцы и определяют их физико-технические свойства в соответствии с положениями «Инструкции» СН 25-74.

Окончательно оценивают возможность использования принятого расхода портландцемента на основе испытания образцов в заданные сроки твердения и соответствия полученных показателей требованиям табл. 1 «Инструкции» СН 25-74.

Нормы расхода портландцемента для устройства укрепленных конструктивных слоев дорожных одежд с использованием грунтов и отходов промышленности для условий строительства во II - III дорожно-климатических зонах

Расход портландцемента, % массы смеси

Верхний слой основания под двухслойным асфальтобетонным покрытием

Основание под цементобетонным покрытием

Верхний слой основания под однослойным нежестким покрытием

Нижний слой основания под двухслойным или однослойным нежестким покрытием

Читайте также: