Работа с песком была организована на уровне пола в основном с детьми

Обновлено: 28.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МК Песочная терапия как методика воспитания детей с интеллектуальными нарушениями..docx

МО воспитателей и классных руководителей

Тема: «Современные методики воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС ОО с УО (интеллектуальными нарушениями)

Мастер - класс для педагогов

«Песочная терапия как современная методика воспитания

обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Выполнил воспитатель: Т. Л.Яковлева

Цель мастер- класса: Познакомить педагогов с возможностями современной методики воспитания песочной терапии и использованием её на коррекционно- развивающих и воспитательных занятиях обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

- дать определение песочной терапии;

- познакомить педагогов с играми и упражнениям с песком;

- способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;

Оборудование и материал: Презентация, экран, подносы с песком , игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

1. Приветствие: упражнение « Волшебный клубок»

Цель: Создание положительного настроя на совместную и продуктивную работу.

2.Теоретическая часть.

Поэтому хочу начать своё выступление с цитаты русского педагога Ушинского Константина Дмитриевича «Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

В детстве мы все играли в песочнице: строили «замки», лепили «куличики», не придавая этому действию особого значения. Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод песочная терапия был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала детям игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Позднее, наши соотечественники, Т. Грабенко и Т. Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно – развивающими.

3 слайд Песо́чная терапи́я- это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

На сегодняшний день песочная терапия – очень актуальная и эффективная терапевтическая методика. Д анная методика несет в себе - инновационность, оригинальность, простоту и способствует развитию психических процессов. Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

4 слайд Для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями методически важными являются три момента – опора на наглядность, интересно организованные занятия (интрига, сюрпризные моменты, заданная проблема), доступный их пониманию материал (наглядные образы намного или немного проще абстрактных представлений). А именно – это рассказ через показ, свободное песочное рисование, моделирование проблемы, разыгрывание сказки со знакомыми и любимыми фигурами-персонажами, ритмичный танец руками, собственным телом и многое другое, на что хватит фантазии педагога. Все эти коррекционные задачи выполняет песочница. Незаметно для ребенка игра превращается в сеанс терапии!

Главная цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Задачи песочной терапии

1.Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.

2. Развивать тактильную чувствительность.

3. Развивать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкую моторику.

4. Развивать зрительно-пространственную ориентацию;

5. Развивать коммуникативные навыки ребёнка.

6. Разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.

7. Релаксация, снятие мышечной напряжённости.

8. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

6 слайд Все игры в песочной терапии делятся на 3 направления:

1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильнокинестетической чувствительности и мелкой моторики рук (облегчают процесс обучения счёту, грамоте, чтению, письму).

2. Познавательные игры – помогают познать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры – осуществляют в основном психологи, психотерапевты, с их помощью проводят психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Перенос учебных и занятий в «песочницу», даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения .

Основные преимущества этого метода, в котором выполняются поставленные цели и задачи:

– развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навык

самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение;

– формируют у ребенка представления об окружающем мире;

– развивают мелкую моторику, глазомер;

– успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

– помогают узнавать внешний и свой внутренний мир;

– воспитывают чувство успешности и уверенности в себе.

7 слайд Существуют и правила «Песочной страны» с которыми рекомендуется перед началом занятий ознакомить детей:

v песок нельзя просыпать на пол и одежду;

v он не должен попадать вам в глаза;

v по завершении работы с ним нужно обязательно вымыть руки или воспользоваться влажными салфетками.

8 слайд Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

v Повреждения кожи рук (кожные заболевания, порезы, ссадины, грибок, гнойники на руках).

v Аллергия на пыль и мелкие частицы.

v Легочные заболевания.

v Эпилепсия, шизофрения.

2.Практическая часть работы с педагогами.

Релаксация (звучит трек 1)

Но прежде я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки.

Что вы вспоминаете, услышав слово песок ?

Многие из вас вспомнили золотой песок , лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз.

Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть….

Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой.

Выбор участников: Пока вы расслаблялись, к нам прилетели бабочки!

Прошу обратить внимание на спинку ваших стульев, у кого есть зеленые бабочки, приглашаю выйти к столам
Начнем с упражнений, которые рекомендуется провести в начале занятия.

1. Разогревающая игра-упражнение «Здравствуй песок».

Цель: познакомить с песком, снижение психофизического и мышечного напряжения.

Прошу по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

1) дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; как на пианино играем.

2) коснитесь песка всей ладонью - внутренней, затем тыльной стороной;

3) теперь давайте перетрём песок между пальцами, затем ладонями.

- Давайте опишем какой песок? Какие ощущения у вас: тепло или холодно, приятно или неприятно, он колючий или шершавый. Такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, и следовательно, активизирует умственную деятельность.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

А сейчас сделаем из нашего песка максимально высокую горку. Второй этап нашей работы - это создание песочного дождя . Возьмите в ладошки песок и создайте дождик (показываю низкий дождик, средний дождик и высокий дождик) и проследите, какой из дождиков для вас самый приятный. Приятно, вам нравиться?

Упражнение повторяем 3 раза.

3. Дидактическая игра-упражнение «Узоры на песке» (работаем вдвоем)

Цель: развитие навыка взаимодействия друг с другом

Задание: сделать узор в заданной последовательности с помощью различных предметов (камешки, фасоль, бусинки).

Выполнили – убрали бусины и т.д. Погрузили руки в песок и сказали ему спасибо!

Руки вытираем влажными салфетками.

МЕНЯЮ УЧАСТНИКОВ (ЖЕЛТЫЕ БАБОЧКИ)

4. Игра «Картина из загадок» .

Цель: развитие умственной деятельности.

Кто-то рисует гуашью, а кто-то карандашом.
Я предлагаю вам, коллеги - рисунок создать песком.

Вы назначены художниками!

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо мостик подвесной, (радуга) .

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка) .

Она под осень умирает

И вновь весною оживает Коровам без неё беда она их главная еда (трава) .

Что развивает эта игра?

5. Упражнение «Узоры» ставлю песочные часы ( на выполнение 3 мин)

А теперь сделайте из песка ровный блинчик, в толщину с мизинчик. Получилась тарелка. Почувствуйте себя художниками и распишите свою тарелочку, используя только мизинчики. Я предлагаю вам написать палочкой в правом нижнем углу имя художника - ваше имя!

Как вы думаете, что происходило, когда вы выполняли последние два упражнения? (активизация мыслительной деятельности, развитие фантазии)

Именно благодаря рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года.

Выполнили –Погрузили руки в песок и сказали ему спасибо!

Руки вытираем влажными салфетками.

МЕНЯЮ УЧАСТНИКОВ (ОРАНЖЕВЫЕ БАБОЧКИ)

6. Сюжетно-ролевая игра «Мы создаём свою сказочную страну»(звучит трек 2, за это время выполняют работу)

Представьте , что вы стали волшебниками. И решили превратить пустыню в «Сказочную страну». Для этого вы можете использовать игрушки, фигурки,бусины,камушки и т д.

Каждый должен превратить свой кусочек пустыни в свою неповторимую часть «сказочной страны», но сделать так, чтобы его часть дополняла то, что строят другие волшебники рядом. В роле «волшебников» должны побывать все участники нашего занятия

А теперь давайте обсудим проведенную нами игру:

- Что за «сказочная страна» у нас с вами получилась?

- Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну?

- Как они относятся друг к другу?

-Какие события будут происходить в этой стран?,

- Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?

- Как вы считаете, на что направленно данная игра? (например: можно проиграть с ребенком сказку, в дальнейшем прорисовать её , найти решение какой – то проблемы учащегося в игровой форме.)

Рефлексия занятия (беседа)

Спасибо вам большое за работу, мне было с вами интересно.

1. Что вы чувствовали при работе с песком?

2. Вам было приятно работать с песком или нет?

3.Что вам понравилось в занятии, что вынесли для себя?

4. Как считаете, на что направлены данные упражнения? ( например: ребенок рисуя на песке, строя сказочный мир, проживает в нем свои проблемы, свои и страхи

Заключительное слово ( нужна красивая банка, шарики теннистные, камушки, песок,кофе)

1.Это не просто банка. Это - чаша Вашей жизни. Бросаю в банку несколько мячиков. Оставшимися мячиками предлагаю участникам МК наполнить банку настолько, насколько это возможно.

Как Вы думаете, эта банка полная? Вам правда так кажется?

2. Всыпаю в банку камешки. А сейчас эта банка полная?

3. Всыпаю в банку песок. Теперь-то уж точно полная! Вы правда так думаете?
4. Выливаю две чашки кофе . Что это все может значить?
- Может быть, не важно, на сколько полна Ваша жизнь, в ней всегда есть место для чего-то нового?
- Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи - ваши базовые знания, полученные в школе, училище, институте

- Потом идут камушки – тожев важные вещи, это ваше самообразование, ваш приобретенный опыт, это педагогические находки ваших коллег, обмен опытом

- А песок - ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок - самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, - уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным .

А попробуйте – наполнять свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенным.

Как вы считаете, что обозначало кофе в конце? Кофе –это ваши внутренние силы организма для поиска новых идей!

Вне зависимости от того, насколько полна ваша жизнь, - у вас всегда найдётся свободная минутка и чуть-чуть времени, чтобы разделить его за чашечкой кофе со своим коллегой . Цените каждое мгновение, каждую песчинку вашей жизни.

Пожалуйста, примите на память скромные подарки- Кофе!! Будьте счастливы!

Заканчивая мастер-класс , хочу сказать, что игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в образовательной, воспитательной работе педагога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения, развития и воспитания. На самом деле игр с песком существует огромное количество, я показала вам лишь небольшую часть. Их не сложно найти в литературе, в сети интернет или просто придумать самим аналогично давно известным играм.

Благодарю за работу и всем желаю успехов в профессиональной деятельности! Буду рада, если кого-нибудь заинтересовала данная методика.

Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.


Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог:

Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам закрыть глаза и…перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко. Лепили куличики. Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?

Тема нашего семинара « Песочная терапия в работе с дошкольниками».

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.
В начале ХХ века Шарлотта Бюлер (специалист по детской психологии, разработала «тест мира» или "Erica метод”, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.
Игру с песком как психотерапевтический метод работы с детьми впервые описала Маргарет Ловенфельд. Наблюдая за детьми, она обратила внимание на то, что их часто привлекала игра с песком и водой. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира». В 1950-х гг. К. Юнг предложил своей ученице Доре Калф изучить технику работы с песком у М. Ловенфельд. Пройдя обучение, Калф разработала юнгианскую песочную терапию. Она также изменила некоторые условия работы с песком (размер песочницы, перенесла песочницу с пола па стол, добавила кувшин с водой) и назвала эту технику Sandplay (песочная терапия). Д. Калф писала, что: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.


Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.

Для реализации цели используются различные игры и упражнения с песком , которые превращают коррекционно- развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети активно и свободно выражают свои эмоции и настроение.

Песочная терапия полезна , если у ребенка :

• плохой сон, ночные кошмары;

- плохо развита мелкая моторика ;

• истерики, непослушание, капризы;

• логоневроз (заикание, задержки развития речи , а также другие речевые проблемы;

• застенчивость, неуверенность в себе;

• расстройства невротического характера ;

• недержание мочи или кала (энурез, энкопрез) ;

• частая плаксивость (без повода) ;

• ребенок пережил сильный стресс.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами :

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь) .

- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

- А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок , ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Песочная терапия и игры с песком - это разные вещи . Игры с песком может проводить воспитатель . Такие игры с песком , помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения , поэтому советуют воспитателям раннего возраста приобрести песочницу , чтобы облегчить пребывание ребенка в детском саду.

Основные методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»), инсценировка, элементы театрализации.
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6. Функциональная музыка.
7. Сказкотерапия.


Формы работы:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Ты спрячь, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценировка: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
8. Конструирование – например, лепим «Замок из песка».

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например, «Заборчики»: дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Эпилепсия или шизофрения.
  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.
  • Дети с неврозом навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал .

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.

Воспитатель: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства. Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Таким образом, мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Что необходимо для песочной терапии.

  • Песочница водонепроницаемая с крышкой. Обычно размеры 50-7-8. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.
    2.Чистый, просеянный, прокаленный песок. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
    3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.


Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.

Виды занятий, игры.

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
  • Позвольте ребенку дотронуться до песка. Пусть он погладит его, потрогает. Предложите нарисовать линии змейки, используя разные части руки, например, палец, ребро, ладонь.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы. «Дождь» . Кроха набирает песок в руку и постепенно выпускает его, равномерно рассыпая. Песок похож на дождик. Упражнение тренирует мышечный тонус кисти.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). «Угадай» . Фигурки зарываются в материал, пока ребенок закрывает глаза. Руками на ощупь он должен потом угадать, какие фигурки зарыты в песке. Это упражнение тренирует тактильные ощущения и одновременно способно заинтересовать кроху.

15.«Веселая история» . Постройте фигурки. Пусть ребенок запомнит, в каком порядке они стоят. Затем заройте их. Задача малыша – достать фигурки и расставить их в том же порядке, как они стояли. Если малыш учит буквы, можно взять буквы из пластмассы и зарыть их в песок. Когда буквы будут найдены, из них можно сложить слово.

16.Из исходного материала можно построить город. В нем расселите фигурки. В городе можно оставить место и для ребенка.

Игры и упражнения с песком .

«Учимся считать» . Цель : обучить ребенка порядковому счету.

Делаем из песка несколько кучек , в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого : «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева» . После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек.

«Отгадай загадку» . Цель : развитие мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с песком и маленькие игрушечки.

Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке .

«Веселая ферма» . Цель : развитие внимания , памяти, умения определять и классифицировать.

Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес , волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Найди отличие» .

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке.

Упражнение" Песочный дождик " Цель : регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель : в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер . Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция : ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу , на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение "Необыкновенные следы" Цель : развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок .

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка , двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок , встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются ").

Разговор с руками Цель : научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру : обвести на песке силуэт ладоней . Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите : “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела : мастерить, здороваться , играть и не будут никого обижать.

Дудлинг . В целом процесс заключается в том, что вы рисуете двумя руками одновременно, создавая симметричный, «зеркальный» рисунок.

«Держа в обеих руках по палочке, поставьте их кончики рядом, в одной точке в центре. Начните рисовать двумя палочками одновременно, создавая „зеркальный“ рисунок. Например, когда левая рука движется в левый край, правая должна двигаться в правый край. И когда левая палочка движется к центру, то и правая тоже должна двигаться к той же точке.»

Это весело, это расслабляет и это является отличной зарядкой для мозга, так как во время «двойного дудлинга» задействуются оба полушария одновременно.

Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер – сюрпризов).

Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).
Участники семинара делятся своими впечатлениями.

2.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.

Тема: Использование песочной терапии на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Ход мастер-класса :

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Как считает психолог Н. А Сакович песочная терапия — это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.

Например, пересыпая песок в ладонях, можно заглянуть в бессознательное и найти причины многих проблем.

Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Летом игры с песком легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Что я слышу – я забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».

Песочная терапия – один из удивительных методов терапии, которая представляет собой невербальную форму психотерапии.

Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

История развития песочной терапии

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!

Перенос традиционных психолога - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолога - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

• Обучающие (облегчают процесс обучения);

• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

• Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Что нужно для песочной терапии?

1. Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7 см. Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внут-ренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирующий воду и небо. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В своей работе я использую три вида песка, вот три из них:

Первый: морской песок

Второй песок (манную крупу) я использую в младших группах, так как она безопасна, даже если ребенок попытается взять ее в рот, она не принесет большого вреда организму его называют живой песок.

Третий песок, который я применяю в работе это соль, которую гуашью я окрашиваю в разные цвета.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок и пр.

- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние.

- Дома, другие жилища, мебель.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья и другие растения.

- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки. - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)

А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо мостик подвесной, (радуга).

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка).

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Коровам без неё беда она их главная еда (трава).

На заключительном этапе своей работы я использую игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город», «Угадай что спрятано в песке», «Город в котором мы живём».

И следующее упражнение называется:

«Построение мира на песке».

Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки, камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем они занимаются. Спасибо!

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!

Педагог-психолог: Сулейманова Мариян Рамазановна.

Роль песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает.

Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников

Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников В последнее время под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством.

Использование песочной терапии в коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам.

Мастер-класс «Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗИР» Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР (задержкой психического развития и ЗИР (задержкой интеллектуального.

Мастер-класс по песочной терапии для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи и нарушение слуха Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (ОНР, заикание) и нарушение.

Практикум для воспитателей «Использование песочной терапии как средство коррекции речевых нарушений» Профилактика речевых нарушений через игры с песком Марина Крайчикова Актуализация знаний о приемах песочной терапии, как средство коррекции.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

«Путешествие в Песочную страну». Мастер-класс по песочной терапии с детьми ОВЗ в группе компенсирующей направленности

«Путешествие в Песочную страну». Мастер-класс по песочной терапии с детьми ОВЗ в группе компенсирующей направленности Программное содержание: «Познавательно развитие» - - расширять представления о свойствах неживой природы – песка; - развивать любознательность.

Опыт работы «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» Нефедова С. И Воспитатель г. Москва ГКУ ЦССВ «Маяк» «Самая.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии : акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.

Оборудование «мини-песочницы» :

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника, например - Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.

перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.

обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;

использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы;

сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);

играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

ходить в обуви, наполненной песком;

закапывать в песок тело ребенка;

лежать на песке вниз лицом;

жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

нюхать песок;

переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями;

не оставлять ребенка без присмотра.

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе :

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:

значительно повышается общий эмоциональный фон;

снижается уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;

более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ЗПР. Для коррекционной работы я использую мини-песочницу. Почему именно песок? К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка».

Замки из песка

Замки из песка Кто из нас задумывался - почему дети любят играть в песок? Не имеет значения возраст, и годовалая кроха, и трёхлетний любознайка, и шестилетний.

Читайте также: