Пряничная доска своими руками

Обновлено: 01.05.2024

Наступают холода, и многим из нас хочется чего-нибудь эдакого, очень вкусного. Против природы не пойдешь!

Я не стану сильно заострять внимание на лакомстве, а немного расскажу о самих формах для печатного пряника.

Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне.
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века. Они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причём мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами»

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 1

Форма для пряников — это доска из клена, ореха, груши, березы, липы с вырезанным в ней обратным рельефом, или, как его еще называют, контррельефом. Мастер, режущий пряничную доску, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы. В старину таких умельцев называли «знаменщиками». К тому же, ему необходимо обладать пространственным воображением, чтобы представлять, как будет выглядеть та или иная деталь формы после получения отпечатка на тесте. Резчики вырезали пряничные доски для отпечатка не только одного пряника, но и сразу нескольких — от двух до ста двадцати. Например, знаменитые вяземские пряники печатались с помощью доски, имеющей до полусотни продолговатых делений. В каждом прямоугольнике в качестве украшения вырезали всего три буквы — В Я З. Получив с помощью такой доски отпечаток на тесте, пряник пекли, а затем разрезали ножом по специальным углублениям на равные прямоугольные прянички.
Пекари старались заказывать пряничные доски лучшим резчикам. Ведь красота печатного пряника в конечном счете зависела от их фантазии и таланта. Изготовление пряничных досок и выпечка с их помощью пряников были развиты в Москве, Вязьме, Туле, Твери, Городце, Вологде и Архангельске.

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 2

Прежде всего необходимо нарисовать пряничную доску карандашом на листе бумаги в натуральную величину, то есть выполнить эскиз. Если, скажем, вы задумали разработать эскиз для пряничной доски с изображением птицы, то не пытайтесь как можно натуральнее изобразить ее, иначе у вас может получиться не декоративная работа, а муляж для кабинета биологии. Например, вместо скрупулезного прорисовывания каждого перышка следует разработать характерный узор, отдаленно напоминающий оперение. Во время разработки эскиза полезно с помощью резца и стамесок выполнить на отдельной дощечке ряд простейших узоров, чтобы лучше понять возможности каждого инструмента. Нарисовать точно все детали на эскизе трудно даже опытному мастеру. Обычно в процессе выполнения резьбы сами инструменты вносят поправки в эскиз.

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 3

Я не стану надоедать вам подробностями резьбы пряничных досок. В общих чертах это показано на картинке ниже.

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 4

Пряничную доску удобно хранить, повесив на стену кухни, которую умело выполненная доска только украсит. Особенно эффектно она будет смотреться при боковом освещении, выявляющем все детали контррельефа. Чтобы пряничную доску можно было повесить, на ее обратной стороне можно просверлить одно или два глухих отверстия.

Перед применением доски по прямому назначению, то есть перед тем как начать печатать пряники, протрите ее один-два раза подсолнечным маслом. Можно также использовать любое другое пищевое растительное масло. Это необходимо для того, чтобы тесто при печатании пряников не прилипало к пряничной доске.

Пряничные резные доски являются великолепными образцами декоративно-прикладного искусства и хранятся в собраниях многих музеях страны.

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 5

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 6

С пряниками связано много интересных традиций.

На фото ниже пряничная доска для «разгонных» пряников, вежливо указывающих в конце застолья, что гостям пора уходить.

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 7

Еще одна традиция.

Жених приносил на девичник невесте подвенечное платье, корзину с туалетными принадлежностями и пряницу или большой пряник, в аршин (71,12 см) ширины и полтора аршина (чуть более метра) длины, который делался по заказу жениха. На него ставились разные фигуры из того же пряника, украшенные разноцветной фольгой, золотом с серебром. Вся выпечка представляла собой большую коврижку около 9 см толщиной, на которой укреплены разнообразные фигуры из пряничного теста. Это четыре пары «Баринов» и «Барынь», высотой соответственно 20 и 17 см, приготовленных с помощью пряничных досок, и по шесть фигур «елок» и «звезд», вырезанных ножом, которые образуют группу вокруг находящегося в центре зеркала (это обыкновенное дешевое зеркальце с рамой из теста). Все персонажи обильно украшались разноцветной фольгой.

Пряничные доски — великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, фото № 8

Вот что писал о пряничных досках первый исследователь пряников И. Голышев: «Доски для пряников вырезались преимущественно на грушевых и липовых досках и имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром, которые вырезались по заказам особыми мастерами, а также, кроме заказов, доски вырезались и на вольную продажу; на них существовала своя мода: прянико-пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Резчики иногда кроме разных надписей вырезали свою фамилию. Вновь выдуманный рисунок ценился дорого по тогдашнему времени, и первый, приобретший, доску, конкурировал перед другим.»

Как сейчас на айфоны :)

Размер и форма пряничных досок диктовались назначением пряника. Самыми крупными были доски для выделки подарочных, свадебных или заздравных пряников, они достигали 1 аршина (около 71 см) в длину и 12 вершков (54 см) в ширину. Торжественность таким пряникам придавали не только их размеры, но и соответствующие случаю сюжеты и надписи, которые шли по периметру пряника как красивое декоративное оформление. Существовало два типа пряничных досок «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и «наборные», когда на доске размещались 2,4,8, 16 и более «шашек» с одним и тем же или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 шашками.


Пряничная доска. XIX в. Север.Пряничная доска. XIX в. Север. Пряники в России всегда были излюбленным лакомством. Когда-то спедиально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а потом их можно было съесть. К весенним праздникам выпекали жаворонков, как символ весны и пробуждающейся природы. Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте, а имениннику на день рождения. Иные подарочные пряники весили несколько пудов. По форме пряники были очень разнообразными. Их делали в виде птиц, рыб, зверей, фантастических животных, пароходов, теремов 152 и даже фигур людей. Распространены были пряники-барельефы, изображавшие всадника на коне, гусара, барышню, кавалера под руку с дамой. Иногда на пряниках выполнялись разные надписи. Специально для детей выпекались небольшие пряники, каждый из которых украшали буквой алфавита. По ним дети впервые знакомились с буквами.

По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида: лепные, вырезные и печатные. Лепные пряники были распространены на русском Севере. Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось — их лепили из теста прямо руками. Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря, от его умения в условной декоративной манере передавать самое характерное. Лепной пряник подчас представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру.


Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.

Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами— так называемыми пряничными досками. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обработанным рельефом или, как его еще называют, контррельефом. Мастер, режущий пряничную доску, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы. К тому же ему необходимо обладать пространственным воображением, чтобы представлять, как будет выглядеть та или иная деталь формы после получения отпечатка на тесте.

Резчики вырезали пряничные доски для отпечатка не только одного пряника, но и сразу нескольких — от 2 до 120. Например, знаменитые вяземские пряники печатались с помощью доски, имеющей до полусотни продолговатых делений. В каждом прямоугольнике в качестве украшения вырезали всего три буквы — вяз. Получив с помощью такой доски отпечаток на тесте, пряник пекли, а затем разрезали ножом по специальным углублениям на равные прямоугольные прянички. Таким же способом выпекались так называемые разгонные пряники, которые хозяева вручали гостям в конце праздничного застолья, намекая, что пора расходиться по домам. В каждой клетке разгонного пряника помещали условное изображение животных или растений, а также орнаменты в виде всевозможных плетенок, звездочек и розеток.


Пекари старались заказывать пряничные доски лучшим резчикам. Ведь красота печатного пряника в конечном счете зависела от их фантазии и таланта. Изготовление пряничных досок и выпечка с их помощью пряников были развиты в Москве, Вязьме, Туле, Твери, Городце, Вологде и Архангельске.

Традиции старых мастеров не забыты и в наши дни. Современные пряники выпускают предприятия Москвы, Вязьмы и Тулы. Пряничные доски для этих предприятий выполняют опытные резчики по дереву, которые передают свои знания и молодым художникам.

Для желающих выпекать печатные пряники дома в магазинах сувениров появились пряничные доски нескольких видов. Одну из таких досок, автором которой является молодая художница Тарусского экспериментального завода Научно-исследовательского института художественной промышленности Ольга Муравьева, вы видите на фотографии.

Но как бы ни хороша была покупная доска, все же она не может быть уникальной при многотысячных тиражах. И конечно же, лучше всего сделать пряничную доску своими руками по заранее разработанному эскизу с оригинальным рисунком. Для мамы, бабушки, сестры это будет хорошим подарком. По своему усмотрению вы можете вырезать на форме любые поздравительные надписи.


Прежде всего необходимо нарисовать пряничную доску карандашом на листе бумаги в натуральную величину, то есть выполнить эскиз. Если, скажем, вы задумали разработать эскиз для пряничной доски с изображением птицы, то не пытайтесь как можно натуральнее изобразить ее, иначе у вас может получиться не декоративная работа, а муляж для кабинета биологии. Например, вместо скрупулезного прорисовывания каждого перышка следует разработать характерный узор, отдаленно напоминающий оперение. Одновременно нужно добиваться четкости и компактности силуэта. Во время разработки эскиза полезно с помощью резца и стамесок выполнить на отдельной дощечке ряд простейших порезок и несложных узоров, чтобы при составлении эскиза лучше знать возможности каждого инструмента. Полезно также сделать отпечатки с вырезанных узоров на светлом пластилине. Таким образом вы сможете увидеть тот или иной узор объемным, таким, каким он при формовке отпечатается на прянике. Но все предусмотреть в эскизе удается не всегда, и обычно в процессе выполнения резьбы приходится вносить в эскиз поправки.

Пряничные доски исстари вырезали из однородной и прямослойной древесины лиственных пород: груши, березы и липы. Древесина груши и березы довольно твердая, благодаря чему на ней можно выполнять очень тонкие порезки. Ее обычно используют для таких пряничных досок, на которых необходимо вырезать довольно мелкие детали. Порезки на груше и березе отличаются четкостью и чистотой среза. Пряничные доски из груши и березы прочны и долговечны. На мягкой древесине липы режут контррельефы с более крупными деталями. Но зато древесина липы легко режется, при ее обработке не нужно прилагать больших усилий. Наряду с липой для пряничных досок можно применять древесину осины и ольхи, близкую к липе по физико-механическим свойствам.


Древесина для пряничных досок должна быть без трещин, сучков и гнили. К тому же ее необходимо хорошо просушить. 154 Обычно достаточно хорошо бывает просушена древесина разделочных досок, продающихся в хозяйственных магазинах. На деревообрабатывающих предприятиях их делают из березы, липы и осины, изредка из древесины фруктовых деревьев. Нужно приобретать доски, которые имеют толщину 20—25 мм. Можно использовать доски и меньшей толщины, но только для неглубоких контррельефов.

Разделочные доски обычно хорошо отшлифованы, поэтому на них без какой-либо дополнительной подготовки можно сразу же переводить рисунок с эскиза с помощью копировальной бумаги. Если же необходимо изготовить одновременно несколько одинаковых пряничных досок, то следует вырезать силуэт контррельефа из плотного картона. Полученный шаблон накладывается на доску и обводится каждый раз карандашом.

Для выполнения выемчатой резьбы достаточно нанести на доску только контуры контррельефа и некоторые самые характерные линии. Выемчатую резьбу выполняют обычными резчицкими инструментами: прямыми и полукруглыми стамесками, клюкарзами (стамесками с коленообразными изгибами) и резаком или ножом-косяком.


Подготовив инструменты, приступайте к выполнению выемчатой резьбы. Вначале резаком и полукруглыми стамесками сделайте глубокие прорези вдоль нанесенных карандашом линий. Затем широкой полукруглой стамеской или клю-карзой выберите древесину в пределах контуров на небольшую глубину. Плоской клюкар-зой или стамеской выровняйте дно углубления. На следующем этапе вырежьте клюкар-зой полусферические углубления для туловища, крыла, головы и хвоста птицы. Но при этом не спешите, не старайтесь одним движением стамески срезать как можно больше древесины, чтобы быстрее вырезать нужные углубления. Это не ускорит работу, а, наоборот, осложнит ее, так как могут появиться глубокие сколы и выщепы, убрать которые бывает не так-то просто, а иногда не удается и вовсе. Работа пойдет более споро, если вы будете вынимать древесину осторожно, срезая тонкие стружки равномерно на всех обрабатываемых участках, постепенно поворачивая доску. При этом не забывайте, что более чистые срезы получаются в тех случаях, когда древесину режут вдоль волокон или же под небольшим углом к ним. Поэтому там, где это возможно, старайтесь делать срезы в направлении, близком к основному направлению волокон. Чем глубже будут углубления, тем толще и объемнее будет напечатанный с такой пряничной доски пряник.


Углубления в зависимости от характера изображения могут быть не только сферическими. Возможно плоское дно, параллельное или наклонное к поверхности доски. При этом стенки делают скошенными, чтобы форма легко снималась с отпечатанного пряника. С таким же расчетом нужно вырезать и более мелкие детали. Обычно они представляют собой неглубокие порезки, выполненные в технике скобчатой и трехгранно-выемчатой резьбы.

Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя как вспомогательный инструмент нож-косяк. Нанося эле-156 менты резьбы, надо всегда четко представлять, что любое углубление на деревянной форме при печатании на прянике станет выступом. Например, вырезанный на пряничной доске полукруглой стамеской желобок на прянике отпечатается в виде бугорка с цилиндрической поверхностью.

Трехгранно-выемчатая резьба от начала до конца выполняется ножом-косяком. С помощью косяка из древесины выбираются в основном трехгранные пирамидки, которые на отпечатанном прянике будут выступать рельефно. Умело сочетая разные по форме и размерам пирамидки, резчик может создать очень выразительные и разнообразные рельефные узоры.

Закончив резьбу, зачистите наждачной бумагой случайные шероховатости, ворс и мелкие сколы. Затем жесткой волосяной щеткой тщательно вычистите форму, удаляя застрявшие в древесных волокнах мелкие частицы абразива.

Пряничную доску удобно хранить, повесив на стену в кухне, которую умело выполненная доска только украсит. Особенно эффектно она будет смотреться при боковом освещении, выявляющем все детали контррельефа. Чтобы пряничную доску повесить— на обратной стороне делают глухое отверстие.

Перед употреблением доски по прямому назначению, то есть перед тем как начать печатать пряники, ее протирают один-два раза подсолнечным маслом. Можно также использовать любое другое пищевое растительное масло. Это необходимо для того, чтобы тесто не прилипало к пряничной доске.

Из книги: Геннадий Яковлевич Федотов, "Волшебный мир дерева".

Ольга Спехова

Пряничные доски, как же ими пользоваться? какое тесто сделать для печатных пряников. Я попыталась собрать наш восьмилетний опыт работ с пряничными доскаи и пряничным тестом. Итак.

Доски Паша режет из липовой доски, просушенной промышленным способом. Он рпобовал сушить доски сам, но такого качественного результат не добился. потому доски покупает уже просушенные. распиливает их и вырезает пряничные формы. Режет вручную. никакими фрейзерами и станками не пользуется. Затем доски отшкуриваются от карандаша и промасливаются рафинированным подсолнечным маслом Каждая доска, перед тем как ее отдавать заказчику, проверяется, делаем с нее оттиск теста. Если что-то в рисунке не пропечатывается (а такое бывает изредко)- рисунок снова подрезается и доска снова испробуется. Так что воле-неволей доска получается "пользованная". Доски же не по одной отливке делаются, чтоб заранее известен был рисунок и как он себя поведет при оттиске. Все доски разные, ни одна не повторяется.

Рецептов пряников множество, вы можете поэксперементировать с разными. я сейчас использую этот, он мне больше других нравится:
для теста нужно:
2 стакана сах. песку , 200 гр. сл.масла , 5 желтков , немного меньше 1 кг.муки. , 1 чайная ложка специй , 1 чайная ложка соды , 1/4 стакана кипятка
Приготовить горячую воду и растопить масло. 1,5 стакана сах.песку засыпать в глубокую кастрюлю и поставить на средний огонь. Когда сахар начнет закипать и будет цвета красно-коричневого (дольше жарить сахар не стоит – пригорит и будет горчить), добавить небольшими порциями по краю кастрюли горячую воду. Делать это нужно очень осторожно, так как бурление будет очень сильным. Затем влить растопленное масло и добавить оставшиеся 0,5 стакана сах.песку (иногда я вместо второй порции сахара кладу мед.). Пусть это все покипит минуты три, чтобы сахар разошелся. Конечно все это нужно делать при постоянном помешивании. Добавить специи, соду и немного муки. Я в последнее время часть муки заменяю ржаной и овсяной. Именно их я насыпаю к горячий сахарно-масляный раствор, завариваю в нем. Затем выключить и подождать пока остынет до теплого состояния. Затем добавить желтки, после каждого хорошо перемешивая. Потом замесить тесто, довольно крутое.
Мы вымешиваем в два приема тесто: сначала жарим сахар, вливаем воду, масло, мед, даем чуть остыть, добавляем стакан муки (ржаной и овсяной наполовину) вымешиваем ложкой, в остывшую жидкость добавляем желтки. И это тесто оставляем на сутки. На следующий день на столе уже вымешиваем с мукой тесто окончательно. Его можно хранить неделю в холодильнике или сколько угодно времени в морозильнике. Есть даже рекомендации специально морозить тесто. Я особой разницы не заметила между мороженым и немороженым тестом. Но лучше всеж, чтоб тесто «позрело» в холодильнике недельку. А можно и больше.
Пряности: я сама делаю смесь, где большую часть составляет корица, потом корка апельсиновая высушенная и размолотая, гвоздика. И малая часть душистого горошка, можно кардамон, мускатный орех, имбирь.
И еще важные моменты: не жарьте сахар в антипригарных сковородах и кастрюлях - он в них не жарится. И подбор масла-маргарина. Именно они влияют на то «растекутся» ли пряники в духовке, надо найти «свой» маргарин, масло или спред.
Доску перед использованием надо промазать растительным маслом (рафинированным), или даже залить им. Первое время доска его впитывает много, потом почти не станет брать. Для масла у меня есть специальная кисть. Не силиконовая! Обычная малярная, но из дорогих, чтоб не выпадывали волоски. Особенно важно промазывать торцы рисунка, так как там сильнее всего подлипает тесто.
Берется готовое тесто, кусок примерно такого размера, чтобы хватило на весь пряник, если кусок будет меньше и тесто придется докладывать в форму, то может быть шов на прянике. Тесто уминается в форму и простукивается торцом ладони или толкушкой. Можно прокатить скалкой. Излишек отрезается ножом. Нож можно тоже смазать маслом, чтоб к нему тесто не подлипало.
Важна температура теста, при которой его п

Ольга Спехова

Важна температура теста, при которой его печатают. Оно должно быть ниже комнатной температуры, но ненамного. То есть если оно будет той температуры, которая стоит в вашей кухне, где пышет жаром духовка, то тесто будет очень мягким, оно хорошо отпечатается в форме, но при вынимании сильно растянется и прилипнет к форме. Оно и не должно быто температуры холодильника, тогда этот плотный комок вообще откажется печататься. Я держу тесто в холодильнике и вынимаю его часа за 3-4 до пряникопечения. Ну или, если вы только что его замесили, то поставьте на полчасика в холодильник.
Внимание. В форме пряники не пекут.
Переворачиваем доску и вынимаем пряник. Тут есть особенность, сам он не очень торопится выпасть из формы, особенно когда форма еще новая. Его аккуратно, чтобы не деформировать рисунок, поддевают пальцем. У каждой формы есть точка, откуда пряник удобнее вынимать. У птичек это чаще всего ножки. Или одно из крыльев. Точка находится опытным путем. Потихоньку с нашей помощью пряник сходит с доски и его кладем на противень. Противень перед этим смазать растительным маслом или выстелить пергаментной бумагой. Я использую силиконовые коврики , очень удобная штука. Часто пряник чуть растягивается при вынимании из формы. Тогда на противне его подправляем, тесто пластичное и позволяет это сделать. Обычно пряник растягивается в том направлении, в каком его снимали. Наибольшему растяжению подвержен участок, последний сходящий с формы.
если у вас доска-разгоня (рассыпушка), то лучше пласты целиком выкладывать на противень,не разрезая на дольки, можно даже рядом вплотную 2-3 пласта. если доска маленькая, а противень большой. Когда пряники испекутся их тут же. пока они горячие и мягкие, надрезают ножом. А потом они легко ломаются по линиям надреза. Если вы разрежете пряники до испечения и разложите их по отдельности, до прянички чуть оплывут в духовке и станут чуть округлыми, потеряют четкую прямоугольную форму.
А доску перед следующим оттиском снова смазываем чуть маслом и снова печатаем с нее пряники.
Пряникам лучше не стоять в ожидании возле духовки, а сразу сажать их туда. Пекут их при 180-200 градусах. Готовность определяют по низу пряника. Я обычно кладу на противень вместе с большими пряниками еще и маленький кусок теста, той же толщины что сами пряники, и по нему определяю готово ли. маленький кусок легче вынуть и посмотреть.
если у вас духовка очень жарит, и у пряника начинает подгорать донце, а внутри не пропекся, а меньше жар не делается, то подумайте. куда бы часть жара отвести, чем его поглотить. У меня была такая история. что все горело, не успев пропечься. Я поставила на дно духовки маленький противень, на который насыпала пару килограмм соли. И сразу духовка "исправилась". Еще вариант - положить в духовку кирпич или даже пару.

Ольга Спехова

Готовые пряники лучше сразу после остывания (в течении 10 минут) завернуть в пленку и так и хранить. тогда они дольше остаются мягкими.

После работы счищаем с доски налипшее тесто и протираем ее чуть влажной тряпочкой или губкой.

А сразу же вытираем насухо. Мочить доску нельзя - дерево может треснуть. Храним доски на открытом воздухе. Можно вешать на стену - будет отличное украшение кухни. Доски нельзя хранить в закрытых коробках, а тем более в пакетах - масло прогоркнет и будет неприятно пахнуть. не портите сами свои доски, пожалуйста.
Постепенно доска пропитается маслом и возьмет запах пряников. Масла впитывать почти перестанет. С годами доски темнеют. Моим не больше 3 лет - они пожелтели. У меня есть антикварная доска - она черная.
В Российском Этнографическом Музее хранятся доски 2- 3-сотлетней давности. Так что и вы эту доску сможете передать по наследству.
У пряника такое тесто, что он может храниться очень долго. Он становится твердым. но его легко привести в мягкое состояние. если положить в сухую нагретую сковородку под крышку, или в микроволновку на минутку. Ну и классический вариант - есть с чаем, макая пряник в него.

Резных дел мастер (пряничные доски, мебель)

Наташа Рябкова

Пряничные доски, как же ими пользоваться? какое тесто сделать для печатных пряников.

Доски мы режем из липовой доски. Режем вручную. никакими фрейзерами и станками не пользуемся. Затем доски отшкуриваются от карандаша и промасливаются рафинированным подсолнечным маслом.

Все доски разные, ни одна не повторяется.

Рецептов пряников множество, вы можете поэксперементировать с разными. я сейчас использую этот, он мне больше других нравится:
для теста нужно:
2 стакана сах. песку , 200 гр. сл.масла , 5 желтков , немного меньше 1 кг.муки. , 1 чайная ложка специй , 1 чайная ложка соды , 1/4 стакана кипятка
Приготовить горячую воду и растопить масло. 1,5 стакана сах.песку засыпать в глубокую кастрюлю и поставить на средний огонь. Когда сахар начнет закипать и будет цвета красно-коричневого (дольше жарить сахар не стоит – пригорит и будет горчить), добавить небольшими порциями по краю кастрюли горячую воду. Делать это нужно очень осторожно, так как бурление будет очень сильным. Затем влить растопленное масло и добавить оставшиеся 0,5 стакана сах.песку (иногда я вместо второй порции сахара кладу мед.). Пусть это все покипит минуты три, чтобы сахар разошелся. Конечно все это нужно делать при постоянном помешивании. Добавить специи, соду и немного муки. Я в последнее время часть муки заменяю ржаной и овсяной. Именно их я насыпаю к горячий сахарно-масляный раствор, завариваю в нем. Затем выключить и подождать пока остынет до теплого состояния. Затем добавить желтки, после каждого хорошо перемешивая. Потом замесить тесто, довольно крутое.
Мы вымешиваем в два приема тесто: сначала жарим сахар, вливаем воду, масло, мед, даем чуть остыть, добавляем стакан муки (ржаной и овсяной наполовину) вымешиваем ложкой, в остывшую жидкость добавляем желтки. И это тесто оставляем на сутки. На следующий день на столе уже вымешиваем с мукой тесто окончательно. Его можно хранить неделю в холодильнике или сколько угодно времени в морозильнике. Есть даже рекомендации специально морозить тесто. Я особой разницы не заметила между мороженым и немороженым тестом. Но лучше всеж, чтоб тесто «позрело» в холодильнике недельку. А можно и больше.

Пряности: я сама делаю смесь, где большую часть составляет корица, потом корка апельсиновая высушенная и размолотая, гвоздика. И малая часть душистого горошка, можно кардамон, мускатный орех, имбирь.
И еще важные моменты: не жарьте сахар в антипригарных сковородах и кастрюлях - он в них не жарится. И подбор масла-маргарина. Именно они влияют на то «растекутся» ли пряники в духовке, надо найти «свой» маргарин, масло или спред.
Доску перед использованием надо промазать растительным маслом (рафинированным), или даже залить им. Первое время доска его впитывает много, потом почти не станет брать. Для масла у меня есть специальная кисть. Не силиконовая! Обычная малярная, но из дорогих, чтоб не выпадывали волоски. Особенно важно промазывать торцы рисунка, так как там сильнее всего подлипает тесто.
Берется готовое тесто, кусок примерно такого размера, чтобы хватило на весь пряник, если кусок будет меньше и тесто придется докладывать в форму, то может быть шов на прянике. Тесто уминается в форму и простукивается торцом ладони или толкушкой. Можно прокатить скалкой. Излишек отрезается ножом. Нож можно тоже смазать маслом, чтоб к нему тесто не подлипало.

Наташа Рябкова

Важна температура теста, при которой его печатают. Оно должно быть ниже комнатной температуры, но ненамного. То есть если оно будет той температуры, которая стоит в вашей кухне, где пышет жаром духовка, то тесто будет очень мягким, оно хорошо отпечатается в форме, но при вынимании сильно растянется и прилипнет к форме. Оно и не должно быто температуры холодильника, тогда этот плотный комок вообще откажется печататься. Я держу тесто в холодильнике и вынимаю его часа за 3-4 до пряникопечения. Ну или, если вы только что его замесили, то поставьте на полчасика в холодильник.
Внимание. В форме пряники не пекут.
Переворачиваем доску и вынимаем пряник. Тут есть особенность, сам он не очень торопится выпасть из формы, особенно когда форма еще новая. Его аккуратно, чтобы не деформировать рисунок, поддевают пальцем. У каждой формы есть точка, откуда пряник удобнее вынимать. У птичек это чаще всего ножки. Или одно из крыльев. Точка находится опытным путем. Потихоньку с нашей помощью пряник сходит с доски и его кладем на противень. Противень перед этим смазать растительным маслом или выстелить пергаментной бумагой. Я использую силиконовые коврики , очень удобная штука. Часто пряник чуть растягивается при вынимании из формы. Тогда на противне его подправляем, тесто пластичное и позволяет это сделать. Обычно пряник растягивается в том направлении, в каком его снимали. Наибольшему растяжению подвержен участок, последний сходящий с формы.
Если у вас доска-разгоня, то лучше пласты целиком выкладывать на противень,не разрезая на дольки, можно даже рядом вплотную 2-3 пласта. если доска маленькая, а противень большой. Когда пряники испекутся их тут же. пока они горячие и мягкие, надрезают ножом. А потом они легко ломаются по линиям надреза. Если вы разрежете пряники до испечения и разложите их по отдельности, до прянички чуть оплывут в духовке и станут чуть округлыми, потеряют четкую прямоугольную форму.
А доску перед следующим оттиском снова смазываем чуть маслом и снова печатаем с нее пряники.
Пряникам лучше не стоять в ожидании возле духовки, а сразу сажать их туда. Пекут их при 180-200 градусах. Готовность определяют по низу пряника. Я обычно кладу на противень вместе с большими пряниками еще и маленький кусок теста, той же толщины что сами пряники, и по нему определяю готово ли. маленький кусок легче вынуть и посмотреть.
если у вас духовка очень жарит, и у пряника начинает подгорать донце, а внутри не пропекся, а меньше жар не делается, то подумайте. куда бы часть жара отвести, чем его поглотить. У меня была такая история. что все горело, не успев пропечься. Я поставила на дно духовки маленький противень, на который насыпала пару килограмм соли. И сразу духовка "исправилась". Еще вариант - положить в духовку кирпич или даже пару.

Наташа Рябкова

Готовые пряники лучше сразу после остывания (в течении 10 минут) завернуть в пленку и так и хранить. тогда они дольше остаются мягкими. А остывать пряникам лучше под полотенцем.

После работы счищаем с доски налипшее тесто и протираем ее чуть влажной тряпочкой или губкой. Так же можно почистить щеткой.

А сразу же вытираем насухо. Мочить доску нельзя - дерево может треснуть. Храним доски на открытом воздухе. Можно вешать на стену - будет отличное украшение кухни. Доски нельзя хранить в закрытых коробках, а тем более в пакетах - масло прогоркнет и будет неприятно пахнуть. не портите сами свои доски, пожалуйста.
Постепенно доска пропитается маслом и возьмет запах пряников. Масла впитывать почти перестанет. С годами доски темнеют. Моим не больше 3 лет - они пожелтели.
В Российском Этнографическом Музее хранятся доски 2- 3-сотлетней давности. Так что и вы эту доску сможете передать по наследству.
У пряника такое тесто, что он может храниться очень долго. Он становится твердым. но его легко привести в мягкое состояние. если положить в сухую нагретую сковородку под крышку, или в микроволновку на минутку. Ну и классический вариант - есть с чаем, макая пряник в него.

Наталья Серова

Наташа, скажите пожалуйста про сухой способ. чем отличается мокрый от сухого. я купила для себя одну доску на пробу. но первый рецепт не понравился .. исказился как то пряник.. сегодня пробовала новый.. пол пряника супер , а на второй половине прилип. я использовала сухой способ. с мукой. мне сказали что таким способом пряник получается более чёткий. это правда или нет ни какой разницы?

Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Мужчины могут пригласить к монитору своих дражайших половин – тема нашего обзора наверняка их заинтересует. Речь пойдет об интересном направлении выемчатой резьбы по дереву – изготовлении пряничных досок.

Выемчатая резьба – пряничные доски

С детства мы помним сказку Пушкина о рыбаке и рыбке. Старуха, превращенная в царицу, там пьет заморские вина и «заедает пряником печатным». Чем он отличается от обычного пряника – невзрачного и твердокаменного?

Такие пряники перед выпечкой «печатают». Для этого нужна пряничная доска, или доска – пряница. Это специальная форма из древесины лиственных пород, на которой вырезаны узоры – углубления. С ее помощью формируют праздничные варианты пряников.

Меня зовут Елена, мне 45 лет. Я кондитер со стажем. Тошнит уже от этих пряников, хочу кнута!

По принципу песочных куличиков в пряничную доску вдавливается тесто, и получаются печатные пряники в лучших русских традициях, с выпуклыми узорами и надписями. Они укладываются на противень и выпекаются. Чтобы тесто не прилипало к доске и не застревало в углублениях, доску перед употреблением хорошо смазывают подсолнечным маслом.

Выемчатая резьба – пряничные доски

Пряничные доски сами по себе очень декоративны. Их можно повесить на стену – они украсят вашу кухню, добавят домашнего уюта. А процесс печатания пряников доставит удовольствие.

Выемчатая резьба – пряничные доски

Таким же способом вырезаются и деревянные скалки для печенья. Пользоваться ими еще проще. Прокатил скалкой по раскатанному тесту, и – вуаля! – получаются красивые резные печенюшки.

История «со вкусом»

В старину на Руси такие доски использовали повсеместно. Пряники считались самым популярным кондитерским изделием. Их дарили на свадьбу, крестины и Рождество. Каждый пекарь старался, чтобы его пряничные доски были лучше, чем у конкурентов.

Выемчатая резьба – пряничные доски

Для изготовления пряничных досок применялась техника выемчатой резьбы. Узоры применялись самые разные – орнаменты, предметы народного быта, фигурки животных. Мастер, вырезающий доски для печатания пряников, должен обладать хорошим пространственным воображением, правильно представлять «рельеф наоборот». Недаром на Руси резчики – пряничники особенно ценились.

Выемчатая резьба – пряничные доски

Тут мало в совершенстве владеть техникой выемочной резьбы, нужно знать и технологию выпекания. Если рельеф слишком частый – тесто расплывется. Рисунок, отпечатанный в неглубоких формах, будет плоским и невыразительным. При излишней глубине резьбы тесто разорвется.

Пряник Forever (пряник навсегда)

И сейчас предприятия Москвы, Вязьмы и Тулы (у всех ведь на слуху "Тульские пряники") выпекают фирменные пряники с использованием пряничных досок, изготовленных современными мастерами – резчиками. И сувенирные, и корпоративные, и знаменитые тульские пряники с начинкой формируются на таких досках вручную, как и триста лет назад. Но качество от этого только выигрывает.

Выемчатая резьба – пряничные доски

Выемчатая резьба – пряничные доски

Выемчатая резьба – пряничные доски

Выемчатая резьба – пряничные доски

Выемчатая резьба – пряничные доски

Выемчатая резьба – пряничные доски

Выемчатая резьба – пряничные доски

Люди с удовольствием покупают их для себя и друзей. Чтобы, как в сказке, по-царски пить душистый чай или заморские вина, заедая их «пряником печатным».

Читайте также: