Прощание в июне дом окнами в поле нравственная проблематика типы героев

Обновлено: 16.05.2024

Многоактная пьеса была написана драматургом Александром Вампиловым в 1965 году и дорабатывалась еще долгое время. В её основу легла достоверная история, произошедшая с автором.

Во времена учёбы на филологическом факультете в Иркутске, студент Вавилов написал сатирический стишок, высмеивая руководителя вуза, который быстро распространился.

Через некоторое время бедолагу, чуть не исключили, найдя в его комнате пустую стеклянную тару. Спасла факультетская общественность. Происшествие же отложилось у парня в памяти.

Комедия была опубликована в журналах “Театр”, “Ангара”, постановка дебютировала на сцене Драматического театра г. Клайпеды.

Пьеса написана в комедийном жанре лирической комедии, благодаря любовным линиям. Однако, здесь происходит в сложной форме взаимодействие, слияние драматургического и комедийного жанра.

Автор тяготел к комедийным фабулам произведений, к запутанности сюжета, по которым его герои, отнюдь не комедийные персонажи, а скорее участники нравственной психологической драмы.

Сюжет

Студент Николай Колесов, которому до получения диплома осталось чуть-чуть, знакомится с очаровательной девушкой Татьяной и влюбляется, не зная, что она дочь ректора института, где он учится.

Репников (отец девушки) не в восторге от такого поворота событий и пытается воздействовать на него, напоминая, что может всё.

Вскоре, парень попадает в “переплёт”, его исключают из института. Декан предлагает Николаю восстановление и получение диплома в обмен на отказ от Татьяны. Николай, после раздумий, соглашается.

Проходит время, он осознаёт свою ошибку. Диплом, полученный нечестным путём, жжёт душу. Парень его рвёт, пытается вернуть девушку.

Кажется, что пьеса посвящена любви молодых людей. Но, вникая в сюжет, приходит осознание, что речь идёт о тяжелом внутреннем конфликте человека, который неожиданно оказывается перед непростым выбором.

Через душевные муки и терзания, которые приходится пережить герою, через осмысление, понимание того, что совесть — лучший критерий правильности решений, происходит нравственное становление личности человека.

Не всё в этом мире продаётся и покупается. Можно перешагнуть “через себя”, но как с этим жить потом.

Главные герои

  • Николай Колесов — очаровательный, интересный, честный, остроумный юноша, талантливый студент последнего курса института.
  • Таня — красивая девушка 19 лет, студентка. У неё завязывается роман со студентом.
  • Репников — отец Татьяны, ректор вуза, в котором учится Николай.
  • Друзья Колесникова: Маша, Вася, Гриша, Боря.

Композиция

Пьеса имеет две части. Сначала, автор заостряет внимание на среде, в которой находятся главные герои. Затем, предоставляет им право действовать, выбирать.

Во второй части рассматриваются поступки персонажей, которые меняют их судьбу бесповоротно.

Произведение интересно тем, что показывает сцену студенческой жизни, это не характерно для литературы того времени. Автор мастерски совершает переход от простоты сюжета к глубинному смысловому содержанию.

Анализ произведения Прощание в июне Вампилова

Несколько интересных сочинений

Первый полет в космос – это великий праздник для всех, особенно для нас – россиян. Конечно, это огромное событие для жителей всей Земли, но понятно, что к радости других народов примешивалась мысль, что вот они первыми в космос не успели.

Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся

Красота как оружие может быть использована в разных целях. Думаю, что Достоевский говорил о такой красоте, которая возвышает, делает человека лучше. Увидел, поразился и раскаялся во всех грехах

Одним из основных персонажей произведения является Владимир Ефимович Николаев, супруг Александры Петровны, служащий в чине поручика в военном полку пехотинцев совместно с главным героем повести Ромашовым.

Рассказ «Тоска» является вершиной, завоеванной мастерством Чехова. Чуткий лиризм и угнетающее чувство грусти представлены им в безупречности и именно из-за этого читать это произведение физически больно.

Пьеса «Прощание в июне» была написана в 1964 году, а опубликована тремя изданиями в 1966 году, после чего была рекомендована к показу на сцене. Данная пьеса оказала большое влияние на положение А. В. Вампилова в писательской и театральной среде.

«Прощание в июне» имеет несколько редакций: первая – 1972 года, где произведение полностью отличается от других редакций; вторая редакция связана с публикацией в журнале «Театр», в «Ангаре»; третья редакция является традиционной, именно она вошла в «Избранное» А.В. Вампилова.

Отличия в редакциях связаны с желанием писателя передать главную мысль как можно четче. Автор менял проблематику произведения, характер главного героя. Сам А.В. Вампилов признался, что в основу его пьесы легло реальное событие из жизни, но оно было бедно по своему содержанию и требовало творческих преобразований.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении «Прощание в июне» - лирическая комедия, в которой сливаются воедино лирическое и комическое начала. Жанр сам по себе предполагает соединение противоположностей: смешного и трагичного, грустного и забавного. Это также связано с тем, что в основе пьесы лежит сюжет так называемой студенческой комедии.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Прощание в июне» говорит о конфликте произведения. Это заглавие олицетворяет сцену прощания Колесова с Татьяной.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется с помощью реплик персонажей, из которых мы узнаем о событиях пьесы.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

По сравнению с первыми редакциями, конечный вариант тесно не связан с темой любви. Она оказывается реализована в облеченном виде, так как главной проблемой становится нравственность человека. Автор поднимает тему духовного предательства самого себя, а не предательство другого человека. А.В. Вампилов подчеркивает, что всегда, в любой ситуации, необходимо сохранять уверенность в собственных действиях, сохранять свободу собственного выбора.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

«Прощание в июне» рассказывает о судьбе Колесова, который, влюбившись в дочь ректора Татьяну, решает продолжить учебу, для чему ему приходится разорваться все отношения со своей возлюбленной. Позже герой понимает, что совершает ошибку, рвет полученный диплом и пытается вернуться к Татьяне, однако она не готова вернуть все обратно.

7. Система образов произведения.

Главный герой «Прощания в июне» - Колесов, студент. Любимец всех девушек влюбляется в девушку Татю, которая была дочерью самого ректора университета, в котором учится герой. Именно это событие становится переворотным в жизненным взглядах Колесова. Его терзают мысли о том, что его любовь к Тане может навредить учебе. Поэтому он выбирает диплом, а не отношения с дочерью ректора, о чем потом жалеет.

Единственный поступок, который можно назвать правильным, - отказ от диплома, когда Колесов просто-напросто рвет его, чтобы не вступать в мир взяточников.

Противоположным образом является Золотуев, который вступает в споры с главным героем. Несмотря на философскую монологичность речи, он пуст и даже комичен в пьесе. Но его функция в произведении велика. Колесов, сам того не замечая, под влиянием Золотуева переходит в общество, где все покупается и продается.

8. Композиция произведения.

«Прощание в июне» - пьеса в двух действиях. В первом действие особое внимание уделяется внешним обстоятельствам. Они являются экспозицией пьесы А.В. Вампилова. Затем писатель дает героям право выбора, а читатель наблюдает за поступками персонажей. И если в начале все зависит от внешнего мира, то во втором действии судьба героев зависит лишь от них самих.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

На первый взгляд пьеса «Прощание в июне» - простое произведение, которое описывает одну ситуацию из жизни студента. Вообще обращение к образу студенчества было нетрадиционным в литературе, поэтому это явилось своеобразной особенностью пера А.В. Вампилова.

Произведение сложно тем, что внешне простой комедийный сюжет соединился со сложным в нравственном и психологическом отношении содержанием. Сама жанровая специфика, которая тесно связана с этим слиянием, говорит о новаторстве.

А.В. Вампилов фактически нарушает жанровые законы. Один из персонажей – Золотуев – произносит монолог, который занимает несколько страниц произведения. Непрерывность монолога, который не разбивается другими, хотя бы незначительными, фразами, является особым приемом, раскрывающим и жанровую, и смысловую специфику.

10. Отзыв о произведении.

Пьеса А.В. Вампилова «Прощание в июне» имеет простой и интересный сюжет, с одной стороны, и значительность главной мысли, с другой. Это делает произведение оригинальным.

Пьеса «Старший сын» имеет богатую творческую предысторию. Произведение А.В. Вампилова имеет несколько редакций. Первый вариант пьесы, получивший название «Мир в доме Сарафанова», был опубликован в 1964 году. Второй вариант – «Женихи» – был напечатан газетой «Советская молодежь» в 1965 году. Следующий вариант был выпущен в 1968 году альманахом «Ангара» и имел заглавие «Предместье». Лишь в 1970 году писатель окончательно дорабатывает произведение, называет его «Старшим сыном» и выпускает отдельным изданием.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын» в чем-то является продолжением проблематики пьесы «Прощание в июне».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Сам А.В. Вампилов называет свою пьесу комедией. Жанрообразующим компонентом становится анекдот, который способствует новеллизации жанра. Однако стоит отметить, что комедийной специфики подвергается лишь первые сюжетные картины. Пьеса постепенно перерастает в философскую историю или притчу, где появляются библейские мотивы о блудном сыне. Причем притча в произведении «Старший сын» трансформируется.

3. Название произведения и его смысл.

Как отмечено, названий у пьесы А.В. Вампилова было достаточно, однако именно «Старший сын» является самым удачным, так как это заглавие передает главную мысль произведения. Для писателя было важным не место действия, а участники событий. Старшим сыном представляется Бусыгин, который попадает в дом семейства Сарафановых. В финале произведения выдававший себя за сына Сарафанова Бусыгин фактически принимает все обязанности сына и чувствует себя родным человеком в доме.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в соответствии с родовой принадлежностью ведется с помощью реплик персонажей.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Главная мысль, пронизывающая пьесу «Старший сын», заключена в том, что духовная близость оказывается важнее, чем кровное родство. Родство душ намного сильнее и крепче официальных семейных отношений. Способность слушать и понимать, помогать и поддерживать, а главное, любить – вот основные компоненты семейных отношений.

А.В. Вампилов поднимает вечные общечеловеческие проблемы добра, совести, справедливости. Здесь же писатель поднимает проблему правды и лжи. В пьесе разрушается представление о том, что «горькая правда» лучше, чем «сладкая ложь».

Помимо нравственной проблематики, поднимается и семейная. Так, с этим связана тема отцов и детей, которая рассматривается нетрадиционно. Писатель поднимает семейные проблемы, которые рассматриваются не в контексте официальных отношений, а в контексте родства душ.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет пьесы отличается своей спонтанностью. Он рождается из различных случайностей, которые приводят незнакомых людей в одно место. Совпадения являются главным двигателем всего сюжета, а стечения обстоятельств – кульминационными событиями пьесы «Старший сын».

Судьба Сарафанова становится главной в повествовании. Именно она является авторским идеалом, так как герой – человек чести и совести. Это и является причиной того, что Бусыгин не может расстаться с Сарафановым. Сначала прагматичный, герой понимает, что «отец» - хороший человек.

7. Система образов произведения.

В «Старшем сыне» выделяются два центральных образа: Сарафагин и Бусыгин. Между ними есть родство душ, способность понимать друг друга.

Бусыгин сначала представлен в повествовании как нахальный молодой человек.

Сарафанов – человек, который не умеет притворяться, он всегда честен и искренен. Именно он способствует преображению Бусыгина. Герой открывается совершенно с новой стороны. Человек не только называет себя сыном Сарафанова, но и становится им. Бусыгин находит человека, которого может называть отцом. Он понимает, что не хочет оставлять дом его семейства.

8. Композиция произведения.

Основным местом действия становится дом Сарафановых. Действие пьесы «Старший сын» занимает три дня. За это время героям пришлось пережить многое, однако все события были тесно переплетены с семейным гнездом Сарафанова. Его дом будто держит Бусыгина и его друга, останавливает и не отпускает. В финале произведения читателю вообще кажется, что Бусыгин – реальный сын Сарафанова, так как совпадений действительно много.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Особенностью пьесы А.В. Вампилова является сюжетная напряженность. Нравственная проблематика соединяется с общечеловеческими и вечными вопросами. При характеристике Бусыгина автор использует прием психологизации, который позволяет герою эволюционировать.

10. Отзыв о произведении.

«Старший сын» - пьеса, которая заставляет задуматься о гармонии между людьми. Близким человеком можно считать не только родственников, но и тех, кто близок по нравственным ценностям.

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен" поможет учащимся раскрыть понятие «городской» прозы ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (метафоричность названия, тонкий психологизм)

ВложениеРазмер
Конспект урока по повести Ю. Трифонова "Обмен" 38.12 КБ
Презентация к уроку по повести Ю. Трифонова "Обмен" 496.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»»

Учитель: Кочанова Анжела Алексеевна

квалификационная категория: первая

11 класс (Русский язык и литература : Литература. Базовый уровень. 11 кл. : в 2 ч. : учебник / Т.Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. ; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 253, [113 ] )

Цель урока: дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (метафоричность названия, тонкий психологизм).

1) Обобщить и актуализировать знания об анализе художественного текста.

2) Создать условия для коммуникативной деятельности учащихся.

3) организовать работу с литературоведческими терминами: эпиграф, городская проза, конфликт, композиция, нравственность.

4) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

1) Учащиеся учатся выделять главное в лекционном тексте, работают с таблицей, заполняют её, делают обобщение.

2) Учащиеся анализируют произведение с опорой на текст.

3)Учащиеся находят и формулируют проблемы текста, авторскую позицию в тексте.

4) Учащиеся знают средства художественной выразительности и находят их в тесте.

5) учащиеся готовят индивидуальное выступление на заданную тему.

6) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности.

Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: Проектор, ЭОР (презентация)

Внимательно прочитайте эпиграфы – высказывание поэта Иосифа Бродского и критика Ю. М. Оклянского. Как вы понимаете смысл этих слов?

В человеке две бездны, учил Достоевский, и он

не выбирает между ними, но мечется, как маятник.
Иосиф Бродский

Испытание бытом, властная сила житейских

обстоятельств и герой, так или иначе романтически им

противостоящий… – сквозная и заглавная тема позднего

(Высказывание Иосифа Бродского о сложных душевных метаниях человека, стоящего перед нравственным выбором. Слова критика Октянского о том, что этот компромисс связан с бытовыми проблемами героя)

Итак, в тетрадях запишем тему урока: «Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю. Трифонова «Обмен».

Слайд № 2. (презентация)

Цель нашего урока:

— знакомство с биографией и творчеством Юрия Валентиновича Трифонова;

— анализ произведения из «московского» цикла – повесть «Обмен»;

— сформировать представление о «городской» прозе ⅩⅩ века ;

— определить особенность произведения Ю. Трифонова;

— обозначить круг проблем, поднятых автором.

Попробуйте в тетрадях сформулировать свою задачу на уроке, которую лично вы будете решать. (несколько обучающихся зачитывают свои задачи и комментируют)

ⅠⅠ. Индивидуальное выступление учащегося с презентацией и заполнение учащимися таблицы с указанием основных жизненных событий и творчества писателя.

Запись в тетради:

Основные этапы жизненного и творческого пути Юрия Валентиновича Трифонова

1925, 28 августа

Родился в Москве.

Родители: отец, Валентин Андреевич, мать, Евгения Абрамовна Лурье – профессиональные революционеры.

Арестовали мать, 8 лет ИТЛ

Воспитывался бабушка, Татьяна Александровна Лурье. Эвакуация в Среднюю Азию (Ташкент)

Интерес к литературе (стихи и рассказы), редактировал классные газеты.

Работал на авиационном заводе

Редактировал заводскую газету

Поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького

Дипломная работа - повесть «Студенты»

Дипломная работа - повесть «Студенты» опубликована в журнале «Новый мир»

Повесть «Студенты» (1950) – художественный метод соцреализм

Сталинская премия за повесть «Студенты»

Документальная книга «Отблеск костра»

Повесть «Обмен»- о смерти.

Повесть «Предварительные итоги» - о распаде семьи

Повесть «Долгое прощание» - о любви.

Повесть «Другая жизнь» - о борьбе человека со смертельным горем.

Роман «Дом на набережной» - о судьбе жильцов известного московского дома на Берсенёвской набережной.

Роман «Старик» - о старом участнике Гражданской войны

Роман «Время и место», автобиографичное произведение.

Умер от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) родился 28 августа 1925 года в Москве.

Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 г. вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошел каторгу. В октябре 1917года стал членом Военно-революционного комитета. В 1923–1925 гг. возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР.

Евгения Абрамовна окончила Институт молочного скотоводства, получив специальность инженера-животновода. Работала в подмосковных совхозах, в Наркомате земледелия, во ВНИИ экономики сельского хозяйства.

У Евгении Абрамовны и ее мужа Валентина Андреевича Трифонова было двое детей: сын Юра (1925 года рождения) и дочка Таня (1927 года рождения).

Муж в 30-е годы работал Председателем Главконцесскома СССР. Семья с 1931 г. жила в квартире 137 в 7-м подъезде Дома Правительства, который после опубликования в 1976 году в журнале «Дружба народов» повести Юрия Валентиновича Трифонова стали называть так же, как называлась и его повесть, – «Дом на набережной».

21 июня 1937 г. Валентин Андреевич был арестован. 15 марта 1938 г. В.А. Трифонов был расстрелян.

Из Юриного дневника: 3 апреля 1938 г. – «Сегодня ночью пришли из НКВД и забрали маму. Нас разбудили. Мама держалась бодро и к утру уехала…»

16 мая 1938 года ОСО при НКВД СССР приговорило Евгению Абрамовну как ЧСИР (члена семьи изменника Родине) к 8 годам ИТЛ (исправительно-трудового лагеря). В июне она уже прибыла в Акмолинский лагпункт (Казахстан) – так называемый АЛЖИР (таким экзотическим словом называли место своего заключения его узницы – Акмолинский лагерь жен изменников Родине). (Мать была реабилитирована в 1955г. Работала в школьной библиотеке, писала и ставила пьесы в школьном театре, опубликовала ряд рассказов под псевдонимом Евгения Таюрина (от имен «Таня» и «Юра»). Ее рассказы в разные годы читала со сцены Рина Зеленая).

Дети остались без родителей. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной войны дети и бабушка жили в Ташкенте.

Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы.

В 1942—1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ.

В 1944 году поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького.

Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету.

В 1950 году написана повесть «Студенты» о послевоенном поколении молодежи. Опубликована в журнале «Новый мир» в 1950г., а в 1951 г. Ю.Трифонов получил за нее Сталинскую премию.

В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.

Затем появляется ряд произведений, получивших название «городские» или «московские» повести. Городские» или «московские» повести: «Обмен» (1969)- о смерти, повесть «Предварительные итоги» (1970) - о распаде семьи «Долгое прощание» (1971) - о любви, «Другая жизнь» (1975) - о борьбе человека со смертельным горем.

Завершает «московскую симфонию» роман «Дом на набережной» (1976)- о судьбе жильцов известного московского дома на Берсеневской набережной, построенного в 1931г. для высокопоставленных советских руководителей, в котором когда-то жил с родителями будущий писатель.

Историческая тема находит отражение и в романе «Старик»(1978), а в 1981г. завершен сложный роман «Время и место».

Многие произведения Ю. Трифонова экранизированы: в 1966 году вышел фильм «Утоление жажды», в 1989 году увидела свет драма «Свой крест» по мотивам повести «Другая жизнь», в 2004 году режиссёр Сергей Урсуляк снял картину «Долгое прощание», а в 2007 году вышел многосерийный фильм Аркадия Кордона «Дом на набережной». Юрий Трифонов был сценаристом нескольких фильмов: «Хоккеисты» (1965), «О чем не узнают трибуны» (1976).

Юрий Трифонов был трижды женат: на оперной певице Нине Алексеевне Нелиной, затем на редакторе «Политиздата» Алле Сергеевне Пастуховой и, наконец, на писательнице Ольге Романовне Мирошниченко, с которой жил до самой смерти. В первом браке родилась дочь Ольга, а в третьем – сын Валентин.

Умер Ю. Трифонов от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Учитель: Таблица завершена, осталось обобщить полученные сведения об этом писателе, с именем которого и связывают термин, появившийся в 60-70-е годы в литературной критике, – городская проза .

Вывод учащихся: Судьба Юрия Валентиновича Трифонова была сложной, как была сложной судьба его поколения. Это был талантливый писатель эпохи 60-70-х годов ⅩⅩ века, родоначальник городской прозы.

Так, что же означает термин городская проза ?

Учащиеся записывают термин в тетрадь:

ⅠⅠⅠ. Работа с термином, запись в тетрадь Слайд №5 : Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-70-х годах ⅩⅩ века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.

ⅠⅤ . Анализ текста. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

- Где происходит действие повести Ю. Трифонова «Обмен»?

- Действие повести «Обмен» происходит в Москве.

- Кто главный герой повести?

-Главным героем повести является Виктор Георгиевич Дмитриев.

– Вспомните сюжет произведения.

-В Москве в стеснённых условиях, в двадцатиметровой комнате коммуналки на Профсоюзной улице живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ. Дочь Наташка – подросток – ютится за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Тогда Лена сама заговорила об обмене. Мужчина понимает неоднозначность такого обмена, учитывая, что Лена и свекровь ладят плохо. Житейский вопрос, завершился удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны. При этом раскрываются чувства и поступки членов двух разных семей.

- Персонажи условно делятся на 2 лагеря. Какие?

- Автор изображает две семьи Дмитриевых и Лукьяновых, породнившиеся благодаря женитьбе своих детей. Эти семьи прямо противопоставлены друг другу. Родители Виктора Дмитриева — потомственные интеллигенты. Семья Лены Лукьяновой противоположна и по происхождению, и по культурному уровню. Для этой семьи чувство любви подменяет чувство долга. Но они практичные люди, «умеющие жить», в отличие от непрактичных, не умеющих приспосабливаться Дмитриевых. У одних «вся обстановка сверкает», другие, хоть и благородные, но живут в бедности. Слайд №6, 7.

-Какова цель жизни Лены?

- Цель жизни Лены, переводчика технических текстов, — организовать свой быт максимально удобно. Она получает работу в хорошем месте, где уже числятся «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы». Её отец помогает устроиться на работу и Виктору.

-Какие герои противопоставлены в повести?

- В произведении мы видим противопоставление Лены и матери Виктора Ксении Фёдоровны. Женщину «любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и павлиновской даче, потому что она добродетельна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие». Ксения Фёдоровна привыкла всем помогать. Лена же называет мать Дмитриева «ханжой», считает, что свекровь не умеет жить. Лена гордится связями, практичностью и умением договариваться с людьми отца – Ивана Васильевича, сумевшего починить канализацию в доме (Павлиново). Такая деталь, как удачно купленная тахта - предмет гордости Дмитриевых. Культ вещей, комфорта – жизненное кредо Лукьяновых.

- У кого Дмитриев берет деньги на лечение матери?

Таня, бывшая возлюбленная Виктора, отдает деньги (200 рублей), которые она копила на пальто, на лечение матери, делая это бескорыстно. Её образ воплощает собой искреннюю любовь. Она всё ещё испытывает чувства к Дмитриеву, но понимает, что никакой надежды на ответные чувства нет.

-Что можно сказать о главном герое? Какую оценку дает ему дед?

-Дед Виктора так его охарактеризовал: «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный».

- Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается».

-Что значит «олукьянивается»?

-«Олукьянивается» - это значит, что Виктор Дмитриев отдаляется от матери и сестры Лоры, происходит «тихое предательство» сына, скатывание его в мир комфорта и душевной черствости. Слайд №8.

– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?

«. Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».

Дмитрий прекращает спор.

– Что выражает эта поза Дмитриева?

Дмитрий ушел от конфликта, хотя на словах он и не согласился с Леной.

– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».

Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется ( автор изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».

– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?

-Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.

«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».

-Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – невозможность для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.

- Какую оценку дает жене Дмитриев?

- «Душевная неточность», «умение добиваться своего», «душевный дефект», «какая-то недоразвитость чувств», «что-то недочеловеческое». Понимая душевную глухоту жены, Дмитриев мирится с этим.

–Каково отношение автора к Лене?

-Отрицательное. Лена со своей жизненной хваткой «…вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть».

-Оксюморон* миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине. Слайд №9, 10, 11.

- Каков финал повести? Почему дачу- то место, где прошли лучшие годы Дмитриева, о которых он тепло вспоминает, тоже снесли? Что этим хочет сказать автор?

- «Квартирный вопрос» становится испытанием для героев произведения. Обмен – сюжетный стержень повести (метафора). В повести совершается «обмен нравственный». Слайд №12.

- Да, Виктор превращается в холодного, чёрствого человека, живущего самообманом. Он с теплотой вспоминает дачу в Павлиново, когда он мечтал о карьере художника. Его юношеские стремления и настоящие, искренние мечты превращаются в недоступные грёзы. Герой деградирует как личность и утрачивает родственные связи. На месте дачи в Павлинове построен «стадион «Буревестник» и гостиница для спортсменов».

Всю вину он возлагает на стечение обстоятельств, которые он так и не смог победить. Виктор отступает от «совести»: по отношению к работе, к любимой женщине, к матери. Он «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его нужно беречь изо всех сил».

-В чем духовная драма главного героя?

- Духовная драма главного героя связана с бессилием что-либо изменить в жизни, в обществе, где правила игры задаются «умеющими жить» Лукьяновыми.

-Дмитриев совершил компромисс с собственной совестью. Это связано со спецификой советской жизни. В конфликте Дмитриевых и Лукьяновых победа на стороне последних. Трифонов рисует общество, которое живет не высоконравственными идеалами, что противоречит официальной идеологии.

Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений советской действительности: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало.

– Над какими проблемами заставил задуматься автор повести «Обмен»?

-Юрий Трифонов заставил задуматься над проблемами деградации личности под напором мещанства, уничтожающего в человеке духовное начало и человечность.

-Проблема отношения «отцов и детей», когда сын путем духовного предательства матери, добивается материального комфорта.

-Проблема феминизации семьи.

Проблема потери традиционных семейных ценностей.

-Обратимся к эпиграфам к уроку. Главный герой стоит перед выбором: мать или жена. Выбирает душевный и материальный комфорт. Романтические идеалы детства рушатся под напором быта, житейских обстоятельств.

(Вывод учащиеся записывают в тетрадь)

- Решили ли вы задачу, сформулированную в начале урока?

(Учащиеся отвечают на вопрос)

«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».

– Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:

- Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?

- Действительно ли у Трифонова нет идеалов?

- Актуальны ли сейчас проблемы, поднятые автором?

В 1977 году на Литовской киностудии был создан фильм по мотивам повести «Обмен».

Произведение Вампилова «Прощание в июне» было написано в 1965 году. До автора многие писатели затрагивали эту тему и писали огромное количество разных произведений.

Главным героем стал парень по имени Вася, который недавно поступил в институт. Больше всего на свете ему хочется заниматься наукой и работать над созданием различных вещей, но для этого требуется высшее образование. В самом начале он показался всем очень хорошим и положительным парнем, который всегда и во всем готов не только поддержать, но и помочь, если это требуется. Кроме этого он очень сильно нравится и преподавателям, которые считают его способным и умным студентом, у которого большое будущее. Конечно, бывают моменты, когда ему хочется сорвать лекцию или вообще не прийти на занятия. Но это бывает у всех студентов.

Спустя некоторое время к ним на факультет пришла одна очень красивая девушка и всем парням сразу же захотелось не только с ней познакомиться, но и поскорее начать встречаться. И наш главный герой не стал исключением. Она ему очень понравилась. Да к тому же она является дочерью ректора. Когда ректор об этом узнал, то пригрозил Колесову отчислением. А вот отчисление не входит в его планы, ведь до диплома ему осталось совсем немного времени. Кроме этого он сильно влюблен в девушку, и обманывать ее не собирается. А для того чтобы студент точно ее бросил ректор предлагает ему выгодную сделку и парень соглашается, ведь ничего изменить нельзя. Также он уговаривает его взять деньги и устроиться на высокооплачиваемую работу, но навсегда забыть про его дочь. Он мог бы изменить свою жизнь и жить для себя, но совесть старается сыграть с ним свою игру.

После прочтения многим может показаться то, что данное произведение рассказывает про любовные отношения и предательство. Но на самом деле это настоящая сделка не только с совестью, но и с принципами. И кто является здесь победителем никому не понятно, потому что автор не рассказывает об этом и оставляет время каждому читателю подумать над этим вопросом самостоятельно.

История создания

Пьеса «Прощание в июне» была написана в 1964 году, а напечатана тремя изданиями в 1966 году, после издания ее предложили к показу в театре. Эта пьеса сыграла значительную роль в жизни Вампилова А.В.

Сюжет

Однажды у автобусной остановки Колесов встречает Таню. Он сразу приглашает девушку на свадьбу одного из его друзей, даже дает ей адрес, но девушка ему отказывает.

Далее действия происходят в общежитии, где проходит праздничный ужин. Все ожидают Колю и его девушку. Все собрались за столом, и Комсорг говорит речь, но его перебывает Боря Гомыра. Он очень пьян и говорит мало приятные вещи, но его все терпят потому что он друг Васи. Его перебивает Гриша, который говорит тост и желает молодоженам счастья, хотя сам любит невесту Машу. Он говорит про Машу не хорошие слова и Маша настаивает, чтоб он ушел из-за стола. Жених, которого зовут Вася вступается за Гришу, но Маша объявляет, что свадьбы не будет и уходит.

Через несколько минут приходит ректор вуза Владимир Репников. От него все скрывают что молодожены расстались, но ректор обо всем догадался. В комнату врывается Колесов, он говорит, что за ним гонится милиция, и выключает магнитофон не увидев ректора. В общежитие заходит милиционер увидел Колю, и говорит, что Колесов упрашивал артистку Голошубову, пойти с ним на свадьбу вломившись к ней в номер. Она согласилась, но против был ее муж которого Коля ударил. Милиционер забирает его, и в комнату заходит Вася. Ректор говорит, чтобы все завтра пришли к нему в кабинет.

На следующий день, Колесов вместе с Золотуевым, отправляются разбирать ограду кладбища. Золотуев рассказывает Васе в своем преступлении, что он выкопал орхидей на газоне. Когда Таня пришла узнать где можно найти Колесникова, найдя его она рассказывает, что его исключили из университета. Тогда все узнали что Таня дочь ректора.

Однажды Колесов работает в саду Золотуева, туда приходит Таня. Коля хочет признаться в любви Тане, но не признается. В сад приходят его друзья Букин и Фролов которые хотят устроить дуэль из-за Маши. Когда Коля пошел провожать Таню домой, подозревая что Гриша хочет встречаться с Таней. Колесов возвращается в сад Встречая Золотуева, он рассказывает ему о цветах. Но их разговор перебывает выстрел из сада. Студенты поспешили уйти, но приходит ректор и предлагает Коле чтоб тот расстался с Таней и тогда его восстановят в вузе. Вечером Коля встречается с Таней и говорит, что им нужно расстаться.

Колесова восстановляют в вузе, он сдает экзамены и получает диплом. К Коле приходит Маша и Фролов, девушка говорит Грише что хочет с ним расстаться. Колесов увидев Таню хочет с ней поговорить и рассказывает ей обо всем. Девушка, обидевшись на него убегает. Коле удается поймать Таню на остановке, Она не хочет с ним разговаривать и отходит от него.

Тема - человек предает сам себя.

Герои

Колесов Коля - студент.

Таня - студентка, девушка Колы.

Репников - ректор вуза.

Маша, Вася, Гриша, Боря- друзья Колы.

Композиция «Прощание в июне» состоит из двух действий. В первом действии писатель делает акцент на внешние обстоятельства. Которые являются экспозицией пьесы. Потом автор дает персонажам выбор, а читатель следит за действиями персонажей. И в отличии от первого действия в котором все зависит от окружающей среды, то во втором все зависит от поступков персонажей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Вампилова Прощание в июне

Популярные сегодня темы

С давних времен гадание на святки считается нормальным делом, вот и героиня картины Карла Брюллова собирается погадать. Написана картина в 1836 году и передает русскую национальную тематику.

Один из главных героев произведения – Владимир Николаевич – молодой дворянин, проходящий службу в армии в чине прапорщика. Герой повести не был богатым человеком. Всё его богатство составляла деревенька

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

Русский язык - это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами

И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла

Читайте также: