Прогревают машину под окнами жилого дома

Обновлено: 24.04.2024

Вопрос, можно ли вообще прогревать машину под окнами жилых домов, зимой задают особенно часто. А ответ дать не так уж легко, но мы попробуем.

Законно или нет — определяется множеством обстоятельств, в том числе расположением конкретного места стоянки относительно жилого дома. Но в каких-то случаях оштрафовать действительно могут. В этой теме иногда вязнут даже профессиональные юристы, путая, какая статья КоАП РФ относится к подобным случаям.

В чем подвох?

Статья 12.28 КоАП РФ рассматривает нарушения правил движения в жилых зонах. И подразумевает штраф в 1500 рублей (для привилегированных Москвы и Питера — 3000 рублей). Некоторые утверждают, однако, что стоянка и движение — это разные вещи, и что нарушениям правил стоянки (и остановки) отведена отдельная статья 12.19 КоАП РФ.

Так-то оно так, но запрет стоянки с работающим двигателем содержится в пункте 17.2 ПДД, который входит в раздел «Движение в жилых зонах»:

п. 17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Как ни крути, в законы заложена некоторая двусмысленность. И, похоже, что у представителей власти есть два варианта воздействия на любителей долгого прогрева: 500 рублей по статье 12.19 КоАП РФ или 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ.

А кто нарушитель?

ПДД определяют остановку как преднамеренное прекращение движения на 5 минут. Все что дольше, это уже стоянка, если она не связана с посадкой-высадкой и погрузкой-разгрузкой. Двигатели мы обычно подолгу прогреваем после морозной ночи (в других случаях нет никакого смысла это делать). То есть, фаза стоянки с выключенным двигателем переходит в фазу стоянки с включенным двигателем в момент пуска двигателя. А вовсе не через минуту или пять минут.

Законы на этот счет не дают никаких разъяснений. И при большом желании их можно трактовать так, что нарушителями являются вообще все, кто на ночь оставляет машины во дворе многоквартирного дома, а утром запускает мотор. В любое время года.

Ни один закон при этом не содержит прямых указаний, сколько минут допустимо молотить мотором в жилой зоне (без движения). Указания на «5 минут» исходят из определений остановки и стоянки, но стоянка-то началась, когда мы поставили машину вечером.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Кому это нужно?

По счастью, по жилым зонам и дворовым территориям не носятся милицейские патрули с видеокамерами, фиксируя, как долго водители прогревают моторы. Им это неинтересно.

Так что штраф за прогреваемый на стоянке двигатель может прилететь, если кто-то из граждан, проживающих в доме, двор которого вы отравляете выхлопами, вызвал полицию или направил ей аргументированную (видеоматериалом) жалобу. И граждане имеют на это полное право, даже если они не собственники жилья и придомовой территории.

Но и соседи, в общем, должны понимать, что некоторое время на прогрев машины зимой необходимо — а тем более в случаях, когда стекла заиндевели изнутри и водитель попросту не может уехать. Проблема в том, что соседи бывают разные.

Сколько надо прогревать?

Производители легковых автомобилей дружно утверждают, что современные модели не нуждаются в длительном прогреве даже в морозы. И все соглашаются, что короткий прогрев (не долее минуты) упростит условия работы для мотора и положительно скажется на ресурсе.

Моторы, может, и не нуждаются. Но нам важно разморозить стекла и дворники. Правда, обычно на это хватает двух-трех минут. Необходимость тарахтеть дольше возникает, если, скажем, в бачке затвердела омывайка. В этом случае водитель также не имеет права начинать движение согласно «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (пункт 4.2 — не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели). И на этот случай можно сослаться, если понадобится опротестовать наложенный штраф.

Не секрет, что в крупных городах основным загрязнителем воздуха является автомобильный транспорт. Мы дышим плохим воздухом, когда идем по улице, когда сами едем в автомобиле и когда выхлопные газы проникают в наши дома.

Я приведу часть таблицы по предельно допустимой концентрации (ПДК) основных загрязняющих веществ, которые, прежде всего, присутствуют в выхлопных газах автомобилей.

Особенно опасен бенз(а)пирен. Это вещество канцерогенно, оно накапливается в организме человека и в окружающей среде. Обладает мутагенным действием. А образуется оно при сгорании углеводородного топлива с недостатком кислорода в отдельных зонах горения. Типичный пример, когда двигатель только что запущен и еще не прогрелся. Вы же прогреваете машину перед поездкой? Ну хоть немного? И многие так делают. Если это происходит во дворе многоквартирного дома, то жители получают по полной.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в РФ

Класс опасности

ПДК максимальная разовая, мг/м 3

ПДК среднесуточная, мг/м 3

Оксид углерода (СО)

Бензин в пересчете на углерод

Измерить концентрацию этих веществ самостоятельно не получится. Приборы такого назначения сложны и дороги. По сути, это лабораторное оборудование, в обычном магазине не купишь. Дешевые поделки не сертифицированы, и их показания в расчет никто не примет. Жителям домов, которые считают, что с экологией в их дворе есть проблемы, можно порекомендовать вызвать представителей санэпидемстанции. Мобильная лаборатория исследует качество. При регулярном превышении нормативов можно настаивать на замене окон на герметичные пластиковые и установку дополнительных систем фильтровентиляции за счет бюджета города.

Что говорит закон?

Правила дорожного движения запрещают стоять с работающим двигателем во дворе больше 5 минут. Впрочем, у исправных автомобилей, двигатели которых соответствуют эконормам Евро-4 и Евро-5, чрезмерно загрязненный выхлоп наблюдается в течение первых двух-трех минут работы. Конечно, все зависит от температуры воздуха. В лютый мороз все гораздо хуже и дольше. С отдельными владельцами, подолгу и регулярно прогревающими свой автомобиль, есть смысл побороться — например, написать заявление участковому инспектору полиции. А вот с гостями двора, которые долго греют машину под окнами, эффективных и законных методов борьбы, к сожалению, нет: напишете вы заявление, а они больше никогда не заедут в ваш двор.

Нормативов на высотный градиент распространения выхлопных газов не существует. Отчасти потому, что очень сильное влияние на распределение загрязнителей воздуха оказывает направление ветра и его сила. А это переменчивые составляющие. Немалую роль играют и конфигурация двора, и ориентация проходов и проездов между домами к розе ветров. И тем не менее есть некоторые обобщения.

Если автомобили не стоят вплотную к дому, то жителям первого и второго этажа приходится не очень туго. Дело в том, что выхлопные газы — теплые, а потому легче воздуха и довольно быстро поднимаются вверх. Затем они остывают и задерживаются на высоте около 10 метров от земли. Так что хуже всего приходится жителям третьих этажей. Выше газы, конечно, тоже попадают, особенно самые летучие вещества, но разбавление чистым воздухом становится все больше и больше. На высоте более 15–20 метров (этажи с пятого по седьмой) над уровнем земли концентрация становится примерно втрое меньше.

Концентрация загрязняющих веществ, присутствующих в выхлопных газах автомобиля

Другое дело, если дом очень высокий, П-образный. Тогда он становится ловушкой для промышленных выхлопных газов, которые выбрасываются из труб заводов, ГРЭС и ТЭЦ. Получается, что оптимальны с точки зрения чистоты воздуха квартиры, расположенные на 5-м — 7-м этажах.

А вот если окна выходят не во двор, а на оживленный проспект, то не только выхлопные газы, но и частицы сажи, резины, асфальта, тормозных колодок могут подниматься вплоть до десятого этажа. Тут дело в более интенсивном вихревом потоке от быстро проезжающих автомобилей.

Поэтому прошу и призываю: следите за исправностью автомобилей, не удаляйте каталитические нейтрализаторы — это сильно ухудшает качество выхлопа. И старайтесь не прогревать машину во дворе жилого дома.

С наступлением холодов автомобилисты пользуются системами автозапуска, позволяющими заводить мотор дистанционно. Машины долго прогреваются в автоматическом режиме, наполняя двор вредными газами. Законно ли это и куда жаловаться жителям окружающих домов?

Автомобилисты причиняют жителям первых и вторых этажей много беспокойства. Машины при долгом прогревании мотора выбрасывают множество вредных веществ, которые поднимаются вверх и проникают через форточки и оконные рамы в жилые помещения. А если учесть, что во дворах жилых домов с наступлением морозов ежедневно прогреваются десятки автомобилей, то утренние выбросы выхлопных газов становятся существенными. Кроме того, многие автомобилисты устанавливают системы дистанционного запуска, рассчитанные на прогрев не только мотора, но и салона транспортного средства. Автомобиль можно завести дистанционно, и он более 20 минут стоит заведенным, пока хозяин остается дома. В этом случае наблюдается перерасход топлива, и в окружающем пространстве скапливается много вредных веществ, в том числе токсичных оксидов азота.

О том, как прекратить практику ежедневных прогреваний автомобилей в жилых зонах и защитить здоровье жителей, рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Дмитрий Семенников.


Долгое прогревание машины во дворах запрещено

Ситуация с использованием автозапуска двигателя автомобиля во дворе четко подпадает под условия запрета, изложенного в пункте 17.2. Правил дорожного движения (ПДД РФ).

Согласно пункту 17.2 ПДД в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Согласно Правилам дорожного движения, стоянка — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Тем самым, если автомобиль находится на месте с заведенным мотором более 5 минут, его владелец нарушает правила движения внутри жилых зон, к каковым относятся и придомовые территории.

Если машина припаркована на проезжей части дороги и прогревается более 5 минут, то ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 12.19 КоАП РФ и варьируется от предупреждения до штрафа в размере пятисот рублей.

Если же автомобиль стоит во дворе или в жилой зоне, то штраф выписывается более крупный. В соответствии со статьей 12.28. КоАП РФ нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.


Жаловаться в ГИБДД

При выявлении подобного нарушения жителям следует произвести его фиксацию на видео и фото, так, чтобы на них отображался адрес дома, двор, номер автомобиля и длительность правонарушения. Важно доказать, что машина стояла с заведенным мотором более 5 минут. То есть съемка видеоролика должна длиться более 5 минут или должны делаться фотографии с указанием времени, интервал между которыми более 5 минут.

Сигнализации с функцией дистанционного запуска пользуются большой популярностью. С их помощью можно завести автомобиль из собственной квартиры и дать мотору поработать полчасика, пока салон и трансмиссия полностью не прогреются. Ведь так приятно в холода выскочить из дома и садиться в уже теплую машину.

В итоге по утрам дворы многоэтажных домов превращаются в клокочущий вулкан, где десятки машин коптят воздух выхлопными газами. Жители первых и вторых этажей в это время испытывают крайние неудобства, ведь непрогретые моторы после холодного запуска начинают испускать самое большое количество вредных веществ. Есть в выхлопе пары оксидов азота, есть и углекислота, сера, микрочастицы канцерогенов и прочие вредные газы. Неудивительно, что стоянка с включенным мотором теперь законодательно запрещена.


Так, в статье 17.2 Правил дорожного движения есть четкое описание того, что нельзя делать во дворах домов:

«В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест».

В целом самое частое нарушение внутри жилых зон — это стоянка с работающим мотором. Бывают и совсем жуткие случаи, когда на ночь во дворы заползают грузовики и по утрам отравляют жилое пространство едким выхлопом старых двигателей.

Нужно сказать, что дворовые территории приравнены к жилым зонам. А так как в ПДД однозначно прописано, что стоянка с работающим двигателем запрещена, то многие стараются жаловаться в администрацию района, участковым или пытаются ругаться с владельцами автомобилей.


Но, перед тем как жаловаться, гражданам необходимо отличать понятия стоянки и остановки. Пункт 1.2 ПДД разделяет эти определения:

«„Остановка“ — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

„Стоянка“ — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства».


Другими словами, не считается стоянкой необходимость прекращения движения транспортного средства из-за пробок на перекрестке, перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходам и тому подобное. Но такие случаи внутри жилых зон — редкость.

В общем, если автотранспорт по полчаса прогревается под вашими окнами или даже просто стоит более пяти минут с работающим двигателем в вашем дворе, при этом не происходит посадка или высадка пассажиров либо загрузка или разгрузка авто, то водитель нарушает требования пункта 17.2 ПДД. И ему полагается штраф.

Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нужно зафиксировать нарушение на видео продолжительностью более пяти минут и вызвать наряд ГИБДД. На записи должны быть видны и хорошо читаться номера автомобиля. Также должен быть виден его работающий двигатель. То есть из выхлопной трубы должен струиться пар и должен быть слышен звук мотора.

Некоторые жильцы хотят, чтобы жалоба поступила анонимно, тогда нужно, чтобы на видео были выставлены дата и время нарушения. Для автоматической регистрации записи достаточно скачать приложение для своего смартфона.


На основании видеозаписи правоохранительные органы вправе выписать нарушителям административный штраф в размере 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ («Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах»). Такое же нарушение в Москве или Санкт-Петербурге оценивается уже в 3000 рублей.

МВД предупредило о штрафах за прогрев машины во дворе


МВД предупредило водителей о запрете прогревать автомобили во дворах дольше пяти минут. За подобное нарушение по действующему законодательству грозит штраф в 1,5-3 тыс. рублей. При этом в сильный мороз многим двигателям для того, чтобы достичь рабочей температуры, требуется больше времени. Пожаловаться в ГИБДД на нарушителей могут и недовольные соседи, предупреждают юристы.

По данным столичного главка МВД, за 11 месяцев 2021 года в Москве были составлены 1720 постановлений по ч.2 ст.12.28 КоАП

Однако под действие этой статьи подпадает не только стоянка заведенных машин во дворах, но и ряд других нарушений — например, учебная езда в жилой зоне или сквозной проезд через нее.

«Действия таксистов, ожидающих клиентов, напрямую связаны с посадкой или высадкой пассажиров. Поэтому

даже если машины такси стоят во дворе полчаса с заведенным мотором, формально они ничего не нарушают»,

В ПДД дано четкое определение термина «стоянка» — это «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства», добавляет он.

на практике такие конфликты между автомобилистами и жильцами дома чаще всего либо решаются полюбовно — либо водители получают «неофициальный» штраф в виде спущенных колес или рассыпанного на капоте зерна, привлекающего птиц.

Не доводить до кипения

Двигатели даже современных автомобилей перед началом движения нуждаются в предварительном прогреве, особенно в холодную погоду, отмечают автомобильные дилеры и эксперты.

При температуре от -10 до -20 градусов прогревать мотор нужно около 5 минут. Если температура опустилась еще ниже, это время следует увеличить до 7-10 минут, советует клиентам «Авилон».

Любой автомобиль даже при небольшом морозе нуждается в прогреве, уверен эксперт автомобильного журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. Перед тем как давать двигателю нагрузку, необходимо, чтобы его детали равномерно нагрелись: несоблюдение этого правила может привести к поломкам и общему снижению ресурса мотора. Однако долго прогревать машины не имеет смысла, считает эксперт.

«При морозах современные двигатели, особенно дизельные, просто не достигнут рабочей температуры, работая на холостых оборотах.

В прогреве нуждается не только двигатель, но и трансмиссия: автоматы, вариаторы и роботы можно прогреть, переведя селектор в положение Drive и удерживая минуту-другую автомобиль на тормозах, объясняет эксперт, механические коробки передач можно прогреть только во время движения.

Не стоит сразу после старта раскручивать двигатель до высоких оборотов: нагрузку на него следует увеличивать постепенно, рекомендует Колодочкин. Также не следует включать отопитель салона на максимум – это только увеличит время, которое потребуется для выхода двигателя на рабочую температуру.

Категорически нельзя направлять на промерзшее стекло теплый воздух, из-за этого на стекле может появиться трещина. Дефлекторы обдува нужно настраивать таким образом, чтобы лобовое стекло прогревалось постепенно, заключает эксперт.

Читайте также: