Продукция металлургического комплекса служит фундаментом для машиностроения

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

ТЕМА УРОКА: ЧЁРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ (слайд №1)

Учебно-воспитательные

цели и задачи урока:

Показать роль чёрной металлургии в развитии н/х

Выявить особенности строения отрасли

Определить принципы и проблемы размещения чёрной металлургии

Показать особенности традиционной и новой технологии получения стали

Показать проблемы и перспективы развития комплекса: чёрная металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

ФОРМИРОВАНИЕ

НОВЫХ ПОНЯТИЙ:

-Богатые и бедные руды -малая металлургия

-обогащение -последовательная переработка сырья

-концентрат - основная металлургическая база

-комбинат полного цикла

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

Решение технико-экономической задачи (Приложение 1, стр. 370)

Анализ рисунка 45 «Производственные процессы и типы предприятий чёрной металлургии»

Анализ таблицы 1,2 Приложения стр. 371-372

Анализ таблицы 4 Приложения стр. 374

Анализ карты «Металлургия России» атлас стр. 12 (врезка) «Особенности размещения металлургических баз России и стран СНГ».

Характеристика одной из металлургических баз страны по таблице « Размещение разведанных запасов железных руд» и карты атласа «Металлургия России» ( стр. 12)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблица «Комплекс конструкционных материалов», настенная карта «Металлургия России, атлас стр. 12, слайды

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ :

- руда - совокупность минералов

- богатые руды - содержание железа в руде более 50%

- рядовые руды – содержание железа в руде 25% - 50%

- бедные руды – содержание железа в руде до 25 %

- обогащение – улучшение полезных качеств руды, путём удаления ненужного или внесения нового вещества

- концентрат – продукт, получаемый в результате обогащения

- агломерат - спёкшаяся в пористые куски руда

- флюсы – вещество (известняк, песок и др.), загружаемые в доменную печь между слоями руды и топлива и образующие с различными примесями руды (пустой породой) легко плавкие шлаки, удобно отделяющиеся от расплавленного металла

- окатыши – сырьё, получаемое из концентрата обогащённой руды. Прочные комочки 1-1,5 см. не разрушающиеся при перевозках и долгом хранении

- ферросплавы – сплав железа с другими металлами, для придания стали определённого качества

- легирующие металлы – никель, титан, вольфрам, ванадий, - улучшающие качество металла

- комбинат ( стр. 134 уч-ка )

- комбинат полного цикла – комбинат с последующей обработкой сырья, включающий в себя три стадии металлургии:

производство чугуна – производство стали – производство проката

- комбинат неполного цикла – комбинат, на котором отсутствует одна или две стадии

- монополизация пр-ва – исключительное право на какое-либо производство; мощное производственное объединение.

- основная металлургическая база –( стр .137 уч-ка)

ЗНАЧЕНИЕ МЕТАЛЛУРГИИ

Количество и качество выплавляемого металла определяют экономическую и военную мощь государства.

Сегодня речь пойдет о развитии черной металлургии России. Сырьем для производства черных металлов служат руды содержащие железо .( Слайд №3) По добыче железной руды и производству металла дореволюционная Россия уступала ведущим странам мира, особенно США, хотя литейное дело на Руси развивалось у нас исстари. Уже в довоенный период в России была создана мощная металлургическая база..

? Какими показателями определяется значение отрасли для народного хозяйства?

( - либо количеством занятых трудовых ресурсов в этой отрасли

- либо объемом выпускаемой продукции)

- 1940 год- 20млн.т. чугуна, стали и проката

- 1965 год- 80 млн .т. чугуна ,стали, проката

- 1980 год - 1место в мире 143 млн. т, ( 20% от мирового производства)

- 1990 год - 140 млн.т.

- 1991-2000 годы - в России социальный и экономический спад, который привел к снижению

потребностей в металле в стране и падению экспорта металла.

- на сегодня ( Слайд №4) Табл. «Удельный вес» вес комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества, в промышленности некоторых стран, % по объёму. ( слайд №5) Вывод: (слайд №6) 1 место в мире по объему производства конструкционных материалов.

Металлургический комплекс России продолжает оставаться ведущим в мировом производстве. 90% всех

металлов применяемых в современном производстве – черные металлы.

ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ. ( Слайд №7)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ. Металлургические производства наз . комбинатами ( стр. 134 уч-ка), т е предприятиями включающими не только все отрасли собственного металлургического процесса, но также и производства других отраслей связанные с ними технологически и экономически.

Различают следующие типы предприятий черной металлургии ( Слайд № 8)

( Анализ рисунка 45 уч-ка « Производственные процессы и типы предприятий черной металлургии»)

В металлургии преобладают комбинаты с последовательной обработкой сырья . Из железной руды и коксующихся углей на ГОК получают обогащенную руду – агломерат – и кокс. Агломерат , кокс и флюсы (шихта) поступают в доменный цех., (слайд №9) где в результате плавления получают чугун ( железо – 90 % с содержанием углерода до 4,5 % и примесями до 5%. Из доменного цеха чугун и ферросплавы , получаемые в результате сплава железа с лигирующими металлами , поступают в, сталеплавильный цех , где получают сталь( т.е. железо -98% с содержанием углерода до 2% и почти без примесей – менее 0,5 %.) в сталеплавильных печах ( конверторных , мартеновских , электрических . Из сталеплавильного цеха сталь направляется в прокатные цехи ( трубный, листовой, сортовой, фасонный ), где получают конечную продукцию комбината черной металлургии. Такой процесс получения металла называют традиционным ( рис. 45 сектор А). Новый способ получения металла изображен в секторе Б на рис 45.

? Найдите отличие получения металла новым способом от традиционного ? ( отсутствие доменного цеха )

Научно – технический прогресс в металлургии приводит к внедрению безотходной технологии, новых способов получения металла, более производительных, которые обеспечивают его высокое качество и , что очень важно , разнообразные виды конечной продукции – проката. Этот новый процесс получения металла называется внедоменным.

Проанализируйте еще раз рис.45 и скажите :

- Какие заводы не относятся к металлургии ? ( производство цемента и строй материалов, азотно- туковый комбинат, метизный завод)

- Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? ( сырьем для этих производств служат отходы металлургического производства.)

- Какова экономическая выгода комбината? ( уменьшаются затраты на перевозки и формируется безотходное производство.)

Собственно основа черной металлургии – это три цеха производства: (слайд №10)

Если все три производства присутствуют на предприятии , то это комбинат полного цикла .

Если одно или два производства отсутствуют, то такое производство называется комбинатом неполного цикла.

Если металл получают из отходов (вторичное сырье – металлолом ) на крупном машиностроительном заводе в сталеплавильном цехе , то такое производство металла называют малой металлургией .

? Где расположены комбинаты полного цикла ? ( см. карту атласа стр. 12, врезка )

Нижний Тагил, Магнитогорск – на Урале

Череповец и Липецк- в районе КМА запись в тетрадь.

Новокузнецк – у месторождения железной руды Горная Шория

? На что они ориентированы в размещении ? ( на сырье )

Формы организации производства Ч. М. Итак ( слайд №11 ) . Одной из форм организации производства, присущей черной металлургии , является комбинирование.

Но не только комбинирование. Для металлургии характерна высокая степень концентрации производства. В состав металлургического комплекса России входит около 3 тысяч предприятий. Но большая часть металла производится на нескольких крупных предприятиях. Всего три крупнейших предприятия черной металлургии выпускают 1/3 всего металла .Поэтому с концентрацией производства тесно связана его монополизация. В черной металлургии доля предприятий –монополистов составляет 11 %, но они производят 2/3 все продукции отрасли.

? К чему приводит монополизация производства ? ( затрудняет конкуренцию ,зачастую снижает качество , негативно влияет на ценообразование ).

Кроме того металлургические комбинаты обладают градообразующей ролью. Современный металлургический завод строится несколько лет силами 20 тысяч строителей. Численность населения возникающего города превышает 100 тысяч жителей.

Факторы размещения : ( слайд № 12) Какова же география черной металлургии? Какие факторы размещения и почему влияют на географию черной металлургии? (Анализ табл. 1 стр 370 уч-ка «Технико-экономические показатели» )

? Сколько требуется руды и топлива для производства одной тонны готовой продукции ( проката) ?

( 5 тонн руды + 1,4 тонны топлива = 6,4 т. )

Следовательно: важную роль в размещении предприятий черной металлургии играют сырьевой и топливный факторы размещения и поэтому комбинаты ЧМ размещают у сырьевых или топливных баз, а иногда и между ними.

? Назовите комбинат , находящийся на пересечении грузопотоков ? (атлас стр 12 врезка) ?

Решение технико-экономической задачи: Рассчитайте: сколько груза должно поступить на металлургический завод мощностью 6,5 млн .т ? ( Табл 1 Приложения стр.137 уч-ка )

- 6,5 мл.т. х (5т.+ 1,4т.) = 41.6 млн. т.

Значит необходимо учитывать ( ? ) транспортный фактор производства .

На долю черной металлургии приходится 15 % промышленных выбросов в атмосферу. Сброс загрязненных сточных вод составляет 10% . Поэтому важно учесть экологический фактор , тем более ,что металлургические российские предприятия ,как правило ,имеют большую мощность и расположены преимущественно в крупных городах, поэтому они определяют экологическую ситуацию и уровень заболеваемости населения в них .

Металлургический завод – это еще и водоемкое производство и, поэтому, строится у крупной реки, озера или пруда . ( водный фактор )

Заводы малой металлургии ориентируются на наличие вторичного сырья т.е. металлолома .Следовательно они будут размещаться в крупных городах с развитым машиностроением , ориентируясь на потребителя. ( потребительский фактор )

На размещение металлургического комбината также оказывает большое влияние качество руды .

География черной металлургии . Для производства черных металлов необходимы железные руды, кокс, известняк, песок, марганец и др. компоненты.

Доля России в мировых запасах железных руд -32 % ( 57 млрд. т. ), а их ежегодная добыча в стране составляет 15 % мировой. (современные способы добычи руды – стр. 135 уч-ка в рубрике «Внимание! Проблема»). Отечественная металлургия обеспечена собственной железной рудой по меньшей мере на столетие. Но 90 % добываемой руды бедно содержанием железа ( см. словарь урока ). А марганец и хром Россия почти целиком завозит: марганец из Украины, а хром из Казахстана.

Под действием рассмотренных факторов металлургические предприятия размещаются по стране не равномерно, а сгустками, получившими названия основных металлургических баз ( стр. 137 уч-ка)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. По карте атласа стр. 12 или уч-ка стр 137 рис 46 «География черной

металлургии» на основе анализа:

- скажите, сколько металлургических баз находится на территории Россииии?

- как вы считаете , одинаковы ли они по обеспеченности сырьем, топливом, электроэнергией ,набору и мощности производств?

- на основе карты атласа (учебника ) «География черной металлургии» , таблицы «Размещение разведанных

запасов железных руд России » (слайд № 13) и плана характеристики составьте описание одной из металлургических баз страны. ( работа выполняется по рядам в течении 15 мин.).

План характеристики : (слайд №14)

Название металлургической базы

Какую часть территории России охватывает ?

Запасы железной руды в млрд. т.

Качество сырья ( ср. % содержания железа )

Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное? Если привозное , то откуда ? Если свое-назовите месторождение )

Какое топливо используют комбинаты базы ( Свое или привозное? Если привозное, то откуда ?)

Перечислите крупные комбинаты базы.

Проблемы и перспективы развития отрасли ( с использованием рубрики на стр.142-143 «Внимание! Проблема! )

После завершения работы уч-ся характеризуют металлургические базы. Учитель дополняет их выступления с демонстрацией слайдов № 15 – 17 .

Домашнее задание : * 26-*27 .

Примечание: При написании плана данного урока использовался учебник «География населения и хозяйства России» под ред . В.П. Дронов , В.Я. Ром , поурочные разработки по географии под ред .Е.А. Жижиной ,атлас по географии 9 класс изд- во «Дрофа» 2007 год.

sergey2287667

Продукция металлургического комплекса служит фундаментом для машиностроения.

Продукция широко используется в строительстве, на транспорте, в электротехнике, в атомной промышленности и химической промышленности.

На долю металлургии приходится 16% общего объема промышленного производства России,10% занятого в промышленности населения.

Комплекс потребляет 25% добываемого в стране угля, 25% производимой электроэнергии, 30% грузовых железнодорожных перевозок.

Продукция металлургии одна из основных статей экспорта России.

По экспорту стали Россия занимает 1-е место в мире, по производству стали 4-е после Китая, Японии, США

Металлургия - крупный загрязнитель природы. Её предприятия выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн вредных веществ. Крупные металлургические центры являются городами с неблагоприятной экологической ситуацией. Большой вред природе наносит открытый способ добычи руды

Новые вопросы в География

Допоможіть будь ласка. Практична робота номер 8 Опис природного комплексу своєї місцевості 1 Описати будь який комплекс своєї місцевості (ліс,берег … річки,болото,луґ) а) Де знаходиться цей природний комплекс? б)Які особливості рельєфу? в)які особливості клімату,стану водних об'єктів? г)Які грунти? Д)Які рослини і тварини тут зустрічаються? е)як людина використовує цей природний комплекс? 2.Виявіть зв'язок між компонентами природи в цьому комплексі: Між кліматом і поверхневими водами Між кліматом і рослинністю Між рослинністю і грунтами Між рослинністю і тваринним світом. Дам 100балів.

Сделайте пж конспект по географии Климанова конспект по параграфу 28 знакомство с метеорологическими прироборами и наблюдение за погодой

М швидкість звуку високо в горах помітно більша, ніж біля підніжжя гори Л із збільшення амплітуди звукової хвилі гучність звуку зменшується Д эффект Д … оплера тим відчутніший для нерухомого слухача, чим більша швидкість руху джерела звуку Г звукові хвилі поширюються у відкритому космосі Обери правильне твердження БУДЬ ЛАСКА ПОМОЖІТЬ. ШВИДКО. СКАЖІТЬ ПРОСТО БУКВУ. ДяКуЮ нАпЕрЕд ; )

Piraryky

1 Её продукция (это металл) является основной для всего машиностроения.

2 Продукция металлургического комплекса является основной в экспорте России.

3 По уровню развития этого комплекса определяется экономический потенциал государства и его военное могущество.

4 Эта продукция применяется повсеместно:в электротехнике,строительстве,транспорте и многих других областях.

5 Он влияет на уровень жизни народа,поскольку многие предприятия градообразующие.

6 Производство этого комплекса отличается большой материалоёмкостью и капиталоёмкостью.

7 Он сильно загрязняет окружающую среду.

Новые вопросы в География

CРОЧТО. 1. Порівняйте клімат Індійського Тихого океанiв.2. Де багатша фауна у Тихому чи Індійському океанi? Чому? Назви типових представникiв … Iндiйського океану. 3.Перелічте екологiчнi проблеми Iндiйського океану.

Называй меня «дазай», я с моста кричу банзай У тебя красивый вид, не желаешь суицид? Куникида, тут ЧП подойди ко мне поближе Я поймал кота печеньку, т … олько никому. Ты слышишь?

В1. Выберите три верных утверждения. 1) Земная кора - это верхняя часть литосферы. 2) Земная кора океанического типа состоит из трёх слоёв. 3) Земная … кора разбита на крупные блоки литосферные плиты. 4) На планете Земля учёные выделяют три огромных литосферных плиты. 5) Литосферные плиты неподвижны. 6) В древности на Земле существовал единый материк Пангея. 3 4 Ответ:. В2. Выберите три верных утверждения. 1) Климат любой местности зависит от количества поступающего солнечного тепла. 2) Среднегодовая температура воздуха у экватора + 25, а у полюсов ниже 0. 3) Осадки распределяются по земной поверхности равномерно. 4) В экваториальных широтах преобладает низкое давление. 5) Воздух постоянно перемещается из областей пониженного давления в области повышенного. 6) Границы климатических поясов проходят строго по параллелям. Ответ:. В3. Выберите три верных утверждения. 1) К южным материкам относятся Африка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 2) Позже всех материков была открыта Австралия. 3) Южные материки бедны полезными ископаемыми. 4) Большую часть Южных материков занимают равнины, расположенные на древних платформах. 5) На всех южных материках есть действующие вулканы. 6) В субэкваториальном климатическом поясе выделяют два сезона сухой и влажный.

10 БАЛЛОВ 1 ЛЕГКИЙ ВОПРОС. СРОЧНО Выберите фактор НЕ влияющий на климат: 1. Рельеф 2.Наличие животных 3.Высота облаков

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 118 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА

ПО ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ:

Железо. Строение атома. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства.

Значение железа, его соединений и сплавов в природе.

Применение соединений железа.

Состав металлургического комплекса.

Черная, цветная металлургия. Сырьевая база.

Принципы размещения предприятий отрасли.»

prirodnye-soedineniya-zheleza
Металлургия черная и цветная: отрасли, продукция, значение

Тема: Железо. Строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Значение железа, его соединений и сплавов в природе. Применение соединений железа. Состав металлургического комплекса. Черная, цветная металлургия. Сырьевая база. Принципы размещения предприятий отрасли. Типы предприятий.

Воспитательные:

Воспитывать чувство хозяина своей земли.

Образовательные:

1. На основе уже имеющихся общих знаний о металлах, дать представление о физических и химических свойствах железа как химического элемента побочной подгруппы.

2. Дать представление о технологии производства чугуна и стали.

3. Совершенствовать навыки работы с реактивами при выполнении опытов, соблюдать правила БЖД, раскрыть значение железа и его сплавов в природе и жизни человека.

Развивающие:

1. Развивать мыслительных способностей: умения пользоваться опорными знаниями, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, объяснять ход эксперимента; навыки самостоятельности в получении исследовательских навыков, способности к рефлексии, коммуникативные умения.

Тип урока : интегрированный урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, фрагмент фильма о технологии производства чугуна и стали, периодическая таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ, ряд активности металлов, тесты, наборы оборудования для эксперимента, учебники химии и географии, контурные карты коллекция «Металлы и их сплавы».

I . «Вызов»

Актуализация опыта и предыдущих знаний и активизация деятельности учащихся.

Прием «Что это…» Определите, о каком элементе идет речь?

1. Когда люди только научились добывать и обрабатывать его, оно стоило дороже золота.

2. Ещё древние люди иногда находили эти самородки, зачастую метеоритного происхождения, и изготавливали из них орудия труда и оружие.

3. Наша кровь имеет красный цвет именно благодаря этому элементу, которое входит в состав красных кровяных телец, переносящих кислород. У некоторых моллюсков аналогичные процессы основаны не на нем, а на меди, поэтому кровь у них голубого цвета.

Учитель химии: Гвоздем нашего сегодняшнего урока-исследования будет железо. (Определение целей и основных задач-этапов урока.)

Составим дорожную карту наших исследований.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.

Хочу узнать

При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить объединиться в пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

Учитель географии: вспомним материал 8 класса: Какие полезные ископаемые принадлежат к рудам черных металлов, цветных?

( Ответы учеников .)

II . «Осмысление».

Учитель химии: Определите положение железа в ПСХЭ.

( Ответы учеников .)

1. Прием «Чтение с пометками INSERT» .

Идёт работа с текстом и его маркировка, учащимся предлагается по ходу текста ставить следующие знаки:

V - уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

- противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у учащихся, какие у них были знаки?

Текст №1 (химический)

Природное железо представляет собой смесь четырех нуклидов с массовыми числами 54 (содержание в природной смеси 5,82% по массе), 56 (91,66%), 57 (2,19%) и 58 (0,33%). Конфигурация двух внешних электронных слоев 3s 2 p 6 d 6 4s 2 . Обычно образует соединения в степенях окисления +3 (валентность III) и +2 (валентность II). Известны также соединения с атомами железа в степенях окисления +4, +6 и некоторых других.

В периодической системе Менделеева железо входит в группу VIIIВ. В четвертом периоде, к которому принадлежит и железо, в эту группу входят, кроме железа, также кобальт (Co) и никель (Ni) . Эти три элемента образуют триаду и обладают сходными свойствами.

Радиус нейтрального атома железа 0,126 нм, радиус иона Fe 2+ — 0,080 нм, иона Fe 3+ — 0,067 нм. Энергии последовательной ионизации атома железа 7,893, 16,18, 30,65, 57, 79 эВ. Сродство к электрону 0,58 эв. По шкале Полинга электроотрицательность железа около 1,8.

Железо высокой чистоты — это блестящий серебристо-серый, пластичный металл, хорошо поддающийся различным способам механичской обработки. Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп.

Запомни! Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.

Текст №2 (географический). Нахождение в природе.

В земной коре железо распространено достаточно широко — на его долю приходится около 4,1% массы земной коры (4-е место среди всех элементов, 2-е среди металлов). Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. Наибольшее практическое значение имеют красные железняки (руда гематит, Fe2O3; содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe), бурые железняки (руда гидрогетит НFeO2·nH2O), а также шпатовые железняки (руда сидерит, карбонат железа, FeСО3; содержит около 48% Fe). В природе встречаются также большие месторождения пирита FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа и другие), но руды с высоким содержанием серы пока практического значения не имеют. По запасам железных руд Россия занимает первое место в мире. В морской воде 1·10 –5 — 1·10 –8 % железа.

Задание от географа: Вспомните, где расположены крупные месторождения железной руды. Обозначьте их на контурной карте.

2. Учитель химии предлагает рассмотреть образцы железа, находящиеся на их столах.

Что вы можете сказать о физических свойствах этого металла.

Ответ: серебристо-серый, тяжелый, ферромагнетик, ковкий, пластичный, тугоплавкий. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет их, используя опорную схему «Железо и его характеристика»


Закончите электронно-буквенную формулу и нарисуйте графическую формулу строения атома железа: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 6 ….

Железо – такой же восстановитель, как и другие металлы, однако, атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но способны к отдаче 1 электрона с предпоследнего уровня, принимая при этом степень окисления +3.

Учитель географии: Какая отрасль промышленности занимается производством металлов? (Металлургическая)

Это целый комплекс – металлургический комплекс – основа индустрии. Состоит из черной и цветной металлургии.

Производство металлов – сложный процесс.

Черная металлургия – это производство металлов, основу которых составляет железо (чугун, сталь, ферросплавы), а также марганца и хрома. Черная металлургия охватывает добычу и обогащение железной руды, спекание ее в агломерат, производство кокса, огнеупоров, выплавку чугуна, стали, производство проката и изделий дальнейшей переработки.

Особенно велико значение стали, из этого конструкционного материала изготавливают всевозможные виды промышленной продукции. Попробуйте на минуту представить, что из нашего современного мира исчезла сталь. Разрушились бы заводы и трубопроводы, бытовая и сельскохозяйственная техника. Сталь можно сравнить с кальцием в организме человека, без кальция невозможна жизнь человека, без стали – промышленности.

Цветная металлургия – производство более 70 металлов, обладающих ценными свойствами (меди, алюминия, свинца, цинка и т.д.)

Значение металлургии в хозяйстве страны.

1. Продукция металлургического комплекса служит фундаментом для машиностроения.

2. Продукция широко используется в строительстве, на транспорте, в электротехнике, в атомной промышленности и химической промышленности.

3. На долю металлургии приходится 16% общего объема промышленного производства России,10% занятого в промышленности населения.

4. Комплекс потребляет 25% добываемого в стране угля, 25% производимой электроэнергии, 30% грузовых железнодорожных перевозок.

5. Продукция металлургии одна из основных статей экспорта России.

6. По экспорту стали Россия занимает 1-е место в мире, по производству стали 4-е после Китая, Японии, США.

Факторы, влияющие на размещение

1. Трудоемкость – затраты труда на выпуск единицы продукции.

В среднем на металлургическом заводе работают от 20 до 40 тыс.человек, а это население небольшого города.

2. Концентрация – сосредоточение больших объемов производства на одном предприятии.

Более 50% черных металлов и 49% цветных выплавляются на 5% промышленных предприятий. Такая высокая концентрация способствует удешевлению продукции, но усложняет реагирование на изменение рынка.

3. Комбинирование – объединение на одном предприятии кроме основного производства, производств, связанных с основным технологически и экономически.

В составе металлургического комбината кроме металлургического производства бывает производство цемента и строительных материалов, производство азотных удобрений.

4. Экологический фактор – негативное влияние на окружающую среду. Около 20% выбросов в атмосферу и сточных вод. На долю черной металлургии приходится 15% от выбросов промышленности в атмосферу и 22% на долю цветной металлургии

5. Транспортный фактор – современный металлургический комбинат получает и отправляет столько же грузов, сколько крупный город, поэтому он не может работать без железной дороги.

карта черная и цветная металлургия России

Металлургические предприятия выгодно создавать в районах добычи руд (Урал, Норильск), в районах добычи топлива (Кузбасс) или производства дешевой электроэнергии (Южная Сибирь), на пересечении потоков руды и угля (Череповец), в районах потребления готовой продукции (Санкт-Петербург или Москва).

III. Стадия “размышления” (рефлексия)

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 таблицы - "Что узнал?").

Работа в группах (дифференцированные задания) . Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку) .

1 . Составить уравнения реакций взаимодействия железа с простыми веществами: серой, кислородом, хлором. Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

2 . Составить уравнения реакций взаимодействия железа со сложными веществами: соляной кислотой, сульфатом меди. Написать уравнения реакций в ионном виде.

3. Какие из реакций соответствуют схеме Fe +2 ® Fe +3

Найти ошибки в уравнениях. Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Физкультминутка

Железный век остался далеко позади в нашей истории, но именно благодаря железу и умению его обрабатывать люди сумели построить современную цивилизацию. Многие сплавы, широко применяемые в промышленности, также имеют в себе определённый процент железа. Да что там говорить — оно есть даже в нашей крови, и без него мы попросту не смогли бы жить. Этот металл так широко распространён, но при этом так важен, что просто диву даёшься.

Просмотр видеоролика о сплавах на основе железа.

Рассказать о распространенности железа в земной коре. Среди предложенных образцов выбрать важнейшие руды железа и назвать их.

Работа в группах. На этом этапе учащиеся самостоятельно углубляют и расширяют знания по вопросам:

Природные соединения Железа (их названия, состав, важнейшие месторождения).

Применение железа и его соединений.

Биологическая роль железа в человеческом организме (последствия недостатка и профилактика)

Каждая группа получает задания на дорожно-инструктивной карте. Ответ в виде кластера.

Контроль знаний учащихся :

Решение расчетной задачи :

Какую массу железа можно получить из образца железной руды массой 600 грамм, содержащей 90% магнитного железняка?


В ходе данного урока мы узнаем, какие комплексы производят конструкционные материалы и химические вещества, подробно рассмотрим их состав и значение в хозяйстве страны, а также разберёмся с проблемами и перспективами развития этих комплексов в России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества"

Конструкционные материалы – это разнообразные материалы, которые используются для изготовления готовых изделий или сооружений.

Конструкционные материалы по времени их возникновения делят на традиционные, которые человечество использует давно, и новые, которые стали использоваться в 20 веке.

По происхождению конструкционные материалы делятся на металлические, неметаллические и композиционные.

Классификация конструкционных материалов


Россия производит много конструкционных материалов, особенно традиционных, давно использующихся в хозяйстве: металлов, кирпича, стекла, древесины и цемента. Выпуск новых материалов, а именно пластмасс, полимеров в стране недостаточен. Однако для нормального обеспечения хозяйства конструкционными материалами нужно не только наращивать их производство, но и использовать вторичные ресурсы: металлолом, макулатуру и прочие.

Некоторые межотраслевые комплексы настолько сильно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, что их объединяют в более крупные системы. Подобную систему образуют комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Это металлургический комплекс и химико-лесной комплекс.

Их объединение целесообразно по ряду причин. Во-первых, все они участвуют в производстве материалов, именуемых конструкционными.

Во-вторых, их продукция часто взаимозаменяема. Например, вместо металла и строительных материалов все шире используют пластик и полимеры. Они дешевле, обладают лучшими свойствами, значительно снижают вес изделий. К сведению, одна тонна пластмассы заменяет десять тонн стали, пять тонн меди, шестнадцать тонн древесины.


Одними из основных конструкционных материалов являются металлы. Металлы производит металлургический комплекс.

Металлургический комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные металлы.

Металлургический комплекс включает в себя две крупные отрасли - чёрную и цветную металлургию.

Чёрная металлургия – это производство металлов, основу которых составляет железо (чугун, сталь, ферросплавы), а также марганца и хрома.

Цветная металлургия – это производство более 70 металлов, обладающих ценными свойствами (меди, алюминия, свинца, цинка и т. д.)

К сведению, 90 % всех металлов, применяемых в производстве – чёрные металлы (железо и сплавы).

Предприятия металлургического комплекса занимаются добычей и обогащением металлических руд, выплавкой разнообразных металлов, производством проката, обработкой металлов различными способами для получения заданных свойств, переработкой вторичного сырья, производством вспомогательных материалов.

Рассмотрим некоторые факты о металлургическом комплексе:

· Продукция металлургического комплекса служит фундаментом для машиностроения.

· Продукция широко используется в строительстве, на транспорте, в электротехнике, в атомной и химической промышленности.

· На долю металлургии приходится 18 % общего объёма промышленного производства России,10 % занятого в промышленности населения.

· Комплекс потребляет 25 % добываемого в стране угля, 25 % производимой электроэнергии, 30 % грузовых железнодорожных перевозок.

· Продукция металлургии - одна из основных статей экспорта России. По данным за 2016 год. Россия занимает 5-е место в мире по производству стали после Китая, Японии, Индии и США.

Место России в мире по производству стали


· Металлургия – крупный загрязнитель природы. Её предприятия выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн вредных веществ. Крупные металлургические центры являются городами с неблагоприятной экологической ситуацией. Большой вред природе наносит открытый способ добычи руды.

1. В России нет крупных месторождений марганцевых, хромовых, титановых руд. Значителен дефицит медных, алюминиевых, молибденовых и других.

2. Из-за недостатка современных технологий и техники в стране выпускается много низкокачественного металла (весь чугун и почти 2/5 стали).

3. Российский металл очень дорогой. Его цена выше мировых, что ограничивает его потребление и на мировом, и на внутренних рынках.

По оценкам специалистов, в России накопились сотни миллионов тонн металлолома. Заменяя сырьё на металлолом, можно добиться большого эффекта.

Экономический эффект при использовании 1 тонны металлолома


Химико-лесной комплекс.

Он состоит из двух сложных по составу отраслей: химической и лесной.


В состав химической промышленности входит много отраслей, которые производят десятки тысяч видов продукции. Выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную химию и химию органического синтеза.


Горно-химическая отрасль — это добыча химического сырья: серы, калийных солей, апатитов, фосфоритов и т. д. Основная (неорганическая) химия специализируется на производстве минеральных удобрений, кислот, соды и т. д. Химия органического синтеза объединяет производство синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, химических волокон и других видов продукции.

Химическая промышленность занимает лидирующие позиции в комплексе. Именно с её помощью, применяя химико-механические и химические процессы, лесная промышленность производит широкий набор современной продукции: древесные плиты, целлюлозу, скипидар и прочие.

Вместе с электроэнергетикой и машиностроением химическая промышленность определяет направление научно-технического прогресса в хозяйстве. Химическая промышленность не просто перерабатывает природные ресурсы, а создаёт материалы с заранее заданными свойствами. Более дешёвые и более лёгкие материалы, производимые комплексом, способны заменить более дорогие и дефицитные аналоги. Новые технологии создают условия для комплексной переработки сырья и отходов.

Лесная промышленность. В состав лесной промышленности входят лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли.


Лесозаготовительная отрасль осуществляет заготовку, первичную обработку и вывоз леса. Основными районами заготовки леса являются Северный, Восточно-Сибирский и Уральский. Деревообрабатывающая отрасль включает в себя лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит, мебели, спичек, стандартное домостроение и т. д. Целлюлозно-бумажная отрасль производит целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них. Лесохимическая отрасль осуществляет производство лаков, канифоли, скипидара, этилового спирта, линолеума и т. д.

В целом достаточно высокий уровень механизации и автоматизации процессов характерен для химико-лесного комплекса страны.

Проблемой комплекса является сильный износ оборудования. Он составляет более 50 %, а обновляется чуть более 1 % в год. Предприятия химико-лесного комплекса являются крупными загрязнителями окружающей среды, поэтому при их сооружении требуется строительство крупных очистительных сооружений.

Читайте также: