Природная среда как фундамент повседневности

Обновлено: 13.05.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухранов Р. Н.

В данной работе приведен пример по одному из способов сохранения окружающей среде.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мухранов Р. Н.

ECOLOGY OF EVERYDAY LIFE: TO PRESERVE NATURE OR PERMANENTLY RUIN HER?

In this paper an example of one of the ways of preservation of the environment.

Текст научной работы на тему «Экология повседневности: сберечь природу или навсегда ее погубить?»

Студент 2 курса , Уральский государственный экономический университет , специальность «Г осударственное и

ЭКОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: СБЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ИЛИ НАВСЕГДА ЕЕ ПОГУБИТЬ?

В данной работе приведен пример по одному из способов сохранения окружающей среде.

Ключевые слова: экология, природа, переработка.

Ural state University of economics. 2nd year student of the speciality «State and municipal management»

ECOLOGY OF EVERYDAY LIFE: TO PRESERVE NATURE OR PERMANENTLY RUIN HER?

In this paper an example of one of the ways ofpreservation of the environment.

Keywords: ecology, nature, processing.

В последние годы мы все чаще говорим о важных глобальных проблемах человечества, от решения которых зависит жизнь на Земле. Среди вопросов, требующих серьезного внимания, важное место занимают экологические проблемы [1. С 134 ]. К экологии можно отнести не только строительство очистных сооружений водоемов или же установка фильтров очистки на металлургических предприятиях, но и переработка отслужившей, ненужной бумаги.

Известно, что тонна переработанной макулатуры спасает от 12 до 14 взрослых деревьев [2] или же из одной тонны макулатуры можно получить на выходе около 9 тысяч рулонов туалетной бумаги [3]. Так же в ходе переработки вторсырья успешно можно получать различный качественный строительный материал. Среди которого особое место занимают кровельные материалы и эковата. Она применяется для последующего производства волокнистых плит, используемых в основном для внутренней отделки помещений. Хорошо всем знакомы кассеты и клетки, предназначенные для упаковки куриных яиц. Они, как и листы, прокладки, используемые для упаковки бытовой техники, мебельной продукции, продуктов питания, изготавливаются из переработанного вторичного сырья. Даже одноразовые горшочки разных размеров для рассады, одноразовая посуда и одежда, автомобильные коврики - это всё продукты из переработанной макулатуры. [4]

Идея о вторичной переработке бумаги довольно таки актуальна на сегодняшний день. Ведь с развитием тяжелой промышленности и появлением огромного числа загрязняющих факторов, стоит задумываться и о том, как нам уберечь природу. А ежегодное увеличение численности жителей, в скором времени, может обернуться нехваткой кислорода. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией [5]. И если правильно распорядиться ресурсами природы, то можно сильно повлиять на экологическую обстановку на планете.

Самое малое, что может сделать каждый человек - это более внимательно относиться к бумаге. Стоит только зайти в подъезд жилого дома, как сразу же натыкаешься на «кучу» рекламных газет различного формата, которые хаотично разбросаны по всему подъезду. И у жителей любого города сразу же возникает желание все это выкинуть в мусорный контейнер, которое моментально перерастает в действие. Мой экспресс - опрос жителей одного из многоквартирных домов по улице Черепанова Верх - Исетского района города Екатеринбург показал, что 81 % респондентов не задумываясь о том, что «это» можно еще и переработать выбрасывают газеты в мусорные контейнера, даже не читая их; 18 % опрошенных читают рекламные газеты, а потом либо выбрасывают их, либо оставляют: «Я всегда оставляю все газеты, печь на даче надо же чем - то растапливать» Сергей Борисович. И лишь 1 % осознанно подошли к этому вопросу и оставляют газеты, после чего относят их в пункты сдачи макулатуры: «Я считаю, что поступаю правильно, ведь чтобы вырастить одно дерево - нужно большое количество времени, а так это спасет природу, пусть даже и в малых масштабах, да и к тому же за каждый сданный килограмм платят по 2 рубля. Да, это не слишком много, но нельзя же во всем видеть лишь деньги. Я готов ее и бесплатно носить, лишь бы это помогло». Дмитрий, студент УрГУПСа.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением») следует отметить, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду. Но не стоит забывать и о том факте, что именно Мы - граждане Великой страны должны заботиться о природе и о ее состоянии. Да, у нас огромные площади, которые можно использовать для выращивания древесины, но не рациональней ли будет перерабатывать не нужное?! Я считаю, что об этом должен задумываться каждый без исключения и только тогда можно сохранить природу для будущих поколений.

Проведенный мной еще один экспресс - опрос жителей Верх - Исетского района города Екатеринбург показал, что 95 % опрошенных поддерживают идею о создании системы по сбору ненужных газет и дальнейшей ее транспортировки в пункты переработки: «Это действительно здорово! Раньше я никогда не задумывалась об этом. Может потому, что не было человека, который подсказал бы о таком способе сохранения природы, а самое главное кто все это организовал бы» - Кристина Валерьевна, 29 лет. И лишь 5 % выразили свое индифферентное отношение к экологической обстановке в городе: «Даже если благодаря мне удастся уберечь одно - два дерева, то это никак не скажется на экологической обстановке в городе» - Виктор Геннадьевич, 35 лет.

Многие из тех, кто жил во времена Советского Союза, помнят, как проводились сборы этой самой макулатуры, еще и соревнования устраивались между пионерскими отрядами, школами, районами. Не зазорно было отнести стопочку уже ненужных газет, журналов, другой бумажной продукции в пункт приема, а за это получить купоны, которые с легкостью можно было обменять в книжном магазине на «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и многие другие дефицитные по тем временам книги. Сейчас, к сожалению, огромных очередей в пунктах сдачи макулатуры и нет, что на мой взгляд, является очень печальной картиной современности.

Как автор статьи, считаю необходимым фатально воздействовать на сознание людей по проблеме экологии и привлечь каждого задуматься о будущем. Ведь будущее - это неизбежное явление, которое коснется каждого, и в нем придется жить даже если не нам, то нашим детям, внукам и дальнейшим поколениям. На сегодняшний день, я считаю, что будет правильней перерабатывать вторсырье, в частности ненужные газеты и бумагу, чем губить природу, срубая деревья, которым, как известно, чтобы вырасти нужен очень длительный промежуток времени.

1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч 2.-3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 240 с

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Философский факультет Рабочая программа дисциплины (модуля) История повседневности Направление подготовки культурология _ Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Очная форма обучения Саратов, 2013 год

2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) История повседневности являются: раскрыть своеобразия культуры повседневности и ее меняющегося места в социокультурной истории, выявление закономерности ее имманентного саморазвития и взаимодействия с интеллектуальной культурой; дать студентам представление о становлении новой центральной проблемы гуманитарного знания XX века - культуре повседневности, познакомить с предметом, историей, гносеологией, социологией, семиотикой, эстетикой повседневности; представить основные методы изучения культуры повседневности, особенности работы с источниками при изучении культуры повседневности, специфику написания целостного текста в области истории культуры повседневности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Профессиональный цикл, культурно-исторический модуль. Организация учебного процесса по курсу «История повседневности» осуществляется в виде устного изложения курса лекций по истории повседневности, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов по выявлению источников и научной литературы для выступления на семинарском занятии. Чтение курса лекций основывается на конкретной методологии и использовании методов исследования, обусловленных историкокультурными направлениями, способствующими изучению процессов развития культуры. Материалы лекций содержат необходимый терминологический аппарат, который способствует более полному усвоению изучаемого материала. Закрепление знаний дисциплины происходит в процессе самостоятельной работы по изучению литературы и составлению тестов по материалам прослушанного лекционного курса. Освоение курса дисциплины и закрепление знаний, помимо прослушивания лекций и выступлений на семинарских занятиях, происходит в процессе самостоятельной работы студентами по выявлению необходимых источников и изучению учебной и научной литературы, и составлению тестов по материалам прослушанного лекционного курса. Изучение дисциплины основывается на тесной взаимосвязи с дисциплинами культурноисторического модуля и основывается на знаниях, приобретенных в ходе изучения гуманитарного, социального и экономического цикла с соблюдением требований, предъявляемых к усвоению указанного цикла. Освоение дисциплины «История повседневности необходимо для последующего обучения модуля современных культурных форм и практик. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История повседневности следующие: ОК-1 (владение культурой мышления, способностью к общению, восприятию, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), ОК-8 (осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью), ПК-1 (владеть теоретическими основами и методами культурологи, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике), ПК-4 (готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе), ПК-8 (готовность к проектной работе в различных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационных проектов). Кроме того, в результате освоения дисциплины «История повседневности» обучающийся должен: знать: основы культуры повседневности; уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины; владеть понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения культурных форм.

3 п /п 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачѐтных единицы, 144 часов. Раздел дисциплины Сем естр Неде ля семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)форыы промежуточной аттестации (по семестрам) лек сем сам всег о 1 Формы взаимодействия человека в истории культуры и понятие повседневность Собеседовани е 2 Культура повседневности Европейского средневековья реферат 3 Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое (конец XVII-XVIII вв.) и Новейшее время (XIX-XX вв реферат 4 История формирования российской культуры повседневности: географические экономические и социальные факторы. 5 Культура повседневности России XVIII-XIX- XX вв реферат коллоквиум экзамен ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

5 культуры и благоприобретенные русской культурой в процессе реформ. Дифференциация и стратификация нескольких типов культуры повседневности в России XVIII в. Повседневность в освещении русских историков, философов, социологов, писателей второй половины XIX в. (С.Соловьев, Н.Костомаров, В.Ключевский, К.Леонтьев, В.Соловьев, Н.Данилевский, Л.Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов и др.). Передвижничество как художественное воссоздание и апология культуры повседневности России. Социальная критичность русского реалистического искусства второй половины XIX в. Трагедия русской интеллектуальной культуры (символизм, акмеизм, футуризм; богоискательство и богостроительство и т.п.) в столкновении с отечественной повседневностью начала XX в. (Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и др.). Отображение культуры повседневности в философии и литературе начала XX в. (Розанов, Горький, Бунин, Куприн, Флоренский, «веховцы»). Роль культуры повседневности в революционной пропаганде и деятельности конспиративных партийных организаций, в том числе террористических и заговорщицких. Н.Бердяев о смысле русской революции. Религиозность и быт как две стороны русской революции. 5. Образовательные технологии Разбор конкретных социокультурных ситуаций прошлого по методу «погружения» в изучаемую культуру с использованием самостоятельной работы и интерактивных форм проведения занятий, а также использование компьютерных технологий для получения визуальных и аудио представлений об изучаемой эпохе. Использование аппартно-програмных средств для призентации учебного материала в ходе лекций, семинарских занятий и докладов студентов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Методические рекомендации к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов (СРС), предусмотрена учебным планом для развития навыков самостоятельной работы, более глубокого изучения курса, формирования навыков исследовательской работы и ориентирует студентов на применение знаний на практике. СРС, в первую очередь, предполагает изучение тем, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, а также когда требуется дополнительная проработка рассматриваемого материала. Рекомендуется обязательное использование при самостоятельной работе практического пособия для вузов: Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, (любое издание). Темы рефератов: 1. Человек как центральная проблема теории повседневности. 2. Культура повседневности и наука. 3. Культура повседневности и искусство. 4. Культура повседневности и религия. 5. Культура повседневности и философия. 6. Культура повседневности и мораль. 7. Культура повседневности и общество. 8. Культура повседневности и привычки. 9. Культура повседневности и понятие «стиль». 10. Традиции и повседневная культура. 11. Дворец в Древнем Египте. 12. Жилой дом древнего египтянина. 13. Своеобразие стиля египетской мебели. 14. «Заупокойный культ» Древнего Египта. 15. Повседневная культура античного общества. 16. Греческая и римская мифология и обыденное сознание. 17. Особенности частной жизни и быта античного общества. 18. Роль личности в повседневной культуре античности.

6 19. Древнегреческий храм. Понятие ордера. 20. Особенности архитектуры Древнего Рима: арка, купол, базилика, цирк. 21. Досуг в Древнем Риме. 22. Особенности повседневной культуры европейского средневековья. 23. Роль христианства в повседневной жизни средневекового общества. 24. Особенности частной жизни и быта в средневековье. 25. Роль христианских норм и традиций в повседневной жизни Византии. 26. Византийское искусство: архитектура, мозаика, иконопись. 27. Устройство православного храма. «Богословие» иконостаса. 28. Богословские споры между Западом и Востоком: Православие и Католицизм. 29. Особенности Романского стиля: Замок и Храм. 30. Готика - особенности стиля. 31. Феномен рыцарства. Король Артур и рыцари Круглого стола. 32. Куртуазная рыцарская культура. Культ Прекрасной дамы. Поэзия трубадуров. 33. Религиозный и социокультурный феномен Крестовых походов. 34. Рыцарские ордена Западного средневековья. 35. Католическое монашество: монашеские ордена. 36. Папство и инквизиция. 37. Человек и повседневный мир в эпоху Возрождения. 38. Культура повседневности и воспитательные теории гуманистов. 39. Бытовые типы Возрождения. 40. «Обратная сторона титанизма». 41. Повседневная пища европейца эпохи Ренессанса. 42. Напитки эпохи Ренессанса. 43. Сельское жилище Европы в.в. 44. Городские дома и квартиры Европы 15-17в.в. 45. Своеобразие городов Запада в XVI-XVIII вв. 46. Особенности XIX века: человек в кругу общественного и частного. 47. XX век - возникновение новых форм взаимодействия человека, общества и культуры. 48. Повседневные реликты древнерусского язычества в труде С.Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила». 49. Сев. Борис и Глеб в древнерусской агиографии (житейское и сакральное в древнерусской культуре повседневности). 50. «Слово о полку Игореве» \\ «Задонщина» (Сравнительный анализ культуры повседневности). ' 51. «Домострой» как феномен русской средневековой культуры. 52. Богословие Земли Русской - концепция градостроительства. 53. Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени. Нововведения Петра! в сфере обыденной культуры. 54. Дворянская культура повседневности XVII] в. 55. Культура повседневности в России X IX вв. 56. Россия и Европа в «Письмах русского путешественника» Н.Карамзина. Сравнительный анализ повседневности. 57. «Ьедная Лиза» Н.Карамзина и демократические традиции русской культуры повседневности XIX в. 58. А.С. Пушкин в истории русской культуры повседневности. 59. Традиционность и новаторство Гоголя в истории русской культуры повседневпоста. 60. Концепция русской культуры повседневности в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголя. Темы докладов 1. Традиционная культура и процесс цивилизации. 2. Культура стыда и культура чести. 3. Формы близких взаимодействий людей: общество и общность. 4. Свое и чужое.

7 5. Дом, очаг, стены. 6. Еда: разделенное удовольствие. 7. Антропология лицаи Бытие лицом к лицу. 8. Песня Муз и Сирен: антропология музыки. 9. Одежда и нагота. 10. Антропология запаха. 11. Моральные нормы и повседневное поведение. 12. Цивилизационный процесс и эволюция нравов. 13. Сети порядка в истории цивилизации. 14. Насилие и принуждение. 15. Культура и тело. 16. Дисциплинарные пространства. 17. Воспитание и образование. 18. Забота о душе. 19. Мораль и моральное сознание. 20. Человек и Бог. 21. Дух и плоть. 22. Сердце и разум. 23. Христианская мораль. 24. Исповедь и признание. 25. Ад, рай и чистилище. 26. Формы солидарности в феодальном обществе. 27. Сословная мораль. 28. Храм и рынок. 29. Этос рыцаря и буржуа. 30. Придворное общество. 31. Самоконтроль и самопринуждение. Сдержанность и самодисциплина. 32. Роль протестантской этики в становлении капитализма. 33. Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса. 34. Этикет, манеры, стиль поведения. 35. Дисциплина и надзор у М. Фуко. 36. Общество контроля Ж. Делеза. 37. Коммунальные и индивидуальные пространства существования. 38. Проблема этнических конфликтов. 39. Право и мораль. 40. Нигилизм. Критика религии и гуманизма. 41. Имморализм. 42. Сети порядка современного общества. 43. Либеральная этика. 44. Права человека и государственные добродетели. 45. Солидарность и справедливость. Вопросы к экзамену 1. Традиционная культура и процесс цивилизации. 2. Культура стыда и культура чести. 3. Формы близких взаимодействий людей: общество и общность. 4. Забота о теле в античной Греции. 5. Дом, очаг, стены. 6. Еда: разделенное удовольствие. 7. Антропология лица. Бытие лицом к лицу. 8. Песня Муз и Сирен: антропология музыки. 9. Одежда и нагота. 10. Антропология запаха. 11. Моральные нормы и повседневное поведение. 12. Цивилизационный процесс и эволюция нравов. 13. Сети порядка в истории цивилизации. 14. Формы насилия и принуждения в эпоху абсолютизма.

8 15. Культура и: тело. 16. Дисциплинарные пространства ран небуржуазного общества. 17. Дух и плоть в практиках христианской аскезы. 18. Воспитание и образование. 19. Храм и рынок в эпоху Средневековья. 20. Мораль и моральное сознание. 21. Сердце и разум. 22. Христианская мораль и нравы. 23. Исповедь и признание. 24. Ад, рай и чистилище. 25. Формы солидарности в феодальном обществе. 26. Сословная мораль. 27. Храм и рынок. 28. Этос рыцаря и буржуа. 29. Придворное общество. 30. Самоконтроль и самопринуждение. Сдержанность и самодисциплина. 31. Роль протестантской этики в становлении капитализма. 32. Теория цивилизационного процесса Н. Элиаса. 33. Этикет, манеры, стиль поведения. 34. Дисциплина и надзор у М. Фуко. 35. Коммунальные и индивидуальные пространства существования. 36. Проблема этнических конфликтов. 37. Право и мораль. 38. Права человека и государственные добродетели. 39. Солидарность и справедливость. 40. Коммунитаризм и индивидуализм. 41. Общество контроля Ж. Делеза. 42. Сети порядка современного общества. 43. Забота о себе в римской культуре. 44. Антропология города. 45. Метафизика любви в русской философии. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины(модуля) Фонд медиазала ЗНБ СГУ.Рекомендуемые учебно-методические материалы, список литературы к курсу. Учебная литература 1. Культурология: учебник / Под ред. В.Р. Белова. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, с. Дополнительная литература Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3- х книгах. М., Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М Лебедев, Сергей Александрович. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) [Текст]Т1те Philosophy of Science: the Concise Encyclopedia (the Main Trends, Conceptions, Categories) / С. А. Лебедев. - M. : Акад. Проект, , [13] с. 4. Лелеко, Виталий Дмитриевич. Пространство повседневности в европейской культуре [Текст] / В. Д. Лелеко ;. - СПб. : [б. и.], с. 5. Лосев А. Ф. Историческое время в культуре классической Греции. // История философии и вопросы культуры. - М., Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., Новейший культурологический словарь. Термины. Биографические справки. Иллюстрации [Текст] / авт.-сост.: В. Д. Лихвар, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый. - Ростов н/д : Феникс, , [6] с. 8. Уайт. Лесли ( ). Избранное: Эволюция культуры [Текст] / Л. Уайт ; сост.

В отличие от природы общество — это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество — это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае — определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

Содержание

Введение
1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы.
2. Влияние природной среды на жизнь общества.
3. Философский анализ взаимодействия природы и общества.
4. Философское осмысление проблемы взаимосвязи человека и природы.
5. Какова роль природной среды в развитии общества?
6. Экологическая проблема.
7. Взаимодействие природы и общества в ходе истории.

Работа содержит 1 файл

Какова роль природной среды в развитии общества1 311.docx

Приазовский государственный технический университет

Кафедра философских наук

ПРИРОДНАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Студентка гр. МО-08

к. филос. н.,ст. преподаватель

1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы.

2. Влияние природной среды на жизнь общества.

3. Философский анализ взаимодействия природы и общества.

4. Философское осмысление проблемы взаимосвязи человека и природы.

5. Какова роль природной среды в развитии общества?

6. Экологическая проблема.

7. Взаимодействие природы и общества в ходе истории.

В широком смысле слова природа — это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле — объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

В отличие от природы общество — это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество — это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае — определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

  1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы.

Природа в силу своей значимости для жизни и развития об¬щества всегда была объектом философского осмысления.

Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.

Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его "мастерской"), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в цехом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы.

Со временем возникла необходимость организовать такое взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский учений В.И. Вернадский.

Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой:

1. Природа обладает возможностью порождения человека, что доказано естественнонаучным путем. Вселенная же такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

2. Человек возникает "из природы" , на это указывают прежде всего эволюция живой материи, а также процесс деторождения.

3. Только на природной основе человека и возможно появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности.

4. В социальной субстанции человек реализует социальные качества, превращая природные основания в фундамент общественной жизни, социальной деятельности.

Для обеспечения существования и развития люди, общество должны не только знать природу и эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения.

Природное начало проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное как бы расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой — характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект.

Природное выступает объектом и духовного творчества, духовного "освоения" мира. Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения.

В итоге, природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в процессе своей жизнедеятельности осваивает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.

Таким образом, общество — это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это бытие части природы, граненной временем и пространством.

2. Влияние природной среды на жизнь общества.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».

Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимость.

Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди!»

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм. «Украинская степь», «русское поле» и т.п. не являются для человека чисто языковой структурой или просто географическим понятием. Они ярко и образно показывают в том числе и духовную зависимость человека от природы.

3.Философский анализ взаимодействия природы и общества.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

Основной предмет философии – это система «человек-мир». В основе этой системы лежит два активных организующих начала: природный мир, в котором господствует необходимость, закон и духовный мир, мир идеального, в котором господствует логос, дух, бог. Мир культуры – это тот, который мы создаем сами для себя, который является связующим между первыми двумя. Здесь двоевластие. С одной стороны на него влияет природа, с другой стороны – человеческая воля, субъективность. Формой выражения взаимодействия этих начал является ценность. Поэтому, философское знание прежде всего ценностное. И в основе рассмотрения мира философия кладет именно фундаментальные ценности, выработанные человеческим сознанием.

Отношение философии к духовному миру человека определяется системой базовых ценностей, которые лежат в основе взаимодействия человека и общества.

Отношение философии к миру природы определяется двояко. Такие философы, как Гегель, Спиноза, Аристотель считали философию наукой о наиболее общих закономерностях окружающего мира, поэтому считали, что учение о природе – это необходимая часть философствования.

Революционный переворот совершил Маркс, который отошел от тождества социального и природного мира. Он подчеркивал, что существует наличие общего. Именно это общее рассматривает философия.

Рассмотрим, основные подходы при исследовании общества в социальной философии.

4. Философское осмысление проблемы взаимосвязи человека и природы.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухранов Р. Н.

В данной работе приведен пример по одному из способов сохранения окружающей среде.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мухранов Р. Н.

ECOLOGY OF EVERYDAY LIFE: TO PRESERVE NATURE OR PERMANENTLY RUIN HER?

In this paper an example of one of the ways of preservation of the environment.

Текст научной работы на тему «Экология повседневности: сберечь природу или навсегда ее погубить?»

Студент 2 курса , Уральский государственный экономический университет , специальность «Г осударственное и

ЭКОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: СБЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ИЛИ НАВСЕГДА ЕЕ ПОГУБИТЬ?

В данной работе приведен пример по одному из способов сохранения окружающей среде.

Ключевые слова: экология, природа, переработка.

Ural state University of economics. 2nd year student of the speciality «State and municipal management»

ECOLOGY OF EVERYDAY LIFE: TO PRESERVE NATURE OR PERMANENTLY RUIN HER?

In this paper an example of one of the ways ofpreservation of the environment.

Keywords: ecology, nature, processing.

В последние годы мы все чаще говорим о важных глобальных проблемах человечества, от решения которых зависит жизнь на Земле. Среди вопросов, требующих серьезного внимания, важное место занимают экологические проблемы [1. С 134 ]. К экологии можно отнести не только строительство очистных сооружений водоемов или же установка фильтров очистки на металлургических предприятиях, но и переработка отслужившей, ненужной бумаги.

Известно, что тонна переработанной макулатуры спасает от 12 до 14 взрослых деревьев [2] или же из одной тонны макулатуры можно получить на выходе около 9 тысяч рулонов туалетной бумаги [3]. Так же в ходе переработки вторсырья успешно можно получать различный качественный строительный материал. Среди которого особое место занимают кровельные материалы и эковата. Она применяется для последующего производства волокнистых плит, используемых в основном для внутренней отделки помещений. Хорошо всем знакомы кассеты и клетки, предназначенные для упаковки куриных яиц. Они, как и листы, прокладки, используемые для упаковки бытовой техники, мебельной продукции, продуктов питания, изготавливаются из переработанного вторичного сырья. Даже одноразовые горшочки разных размеров для рассады, одноразовая посуда и одежда, автомобильные коврики - это всё продукты из переработанной макулатуры. [4]

Идея о вторичной переработке бумаги довольно таки актуальна на сегодняшний день. Ведь с развитием тяжелой промышленности и появлением огромного числа загрязняющих факторов, стоит задумываться и о том, как нам уберечь природу. А ежегодное увеличение численности жителей, в скором времени, может обернуться нехваткой кислорода. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией [5]. И если правильно распорядиться ресурсами природы, то можно сильно повлиять на экологическую обстановку на планете.

Самое малое, что может сделать каждый человек - это более внимательно относиться к бумаге. Стоит только зайти в подъезд жилого дома, как сразу же натыкаешься на «кучу» рекламных газет различного формата, которые хаотично разбросаны по всему подъезду. И у жителей любого города сразу же возникает желание все это выкинуть в мусорный контейнер, которое моментально перерастает в действие. Мой экспресс - опрос жителей одного из многоквартирных домов по улице Черепанова Верх - Исетского района города Екатеринбург показал, что 81 % респондентов не задумываясь о том, что «это» можно еще и переработать выбрасывают газеты в мусорные контейнера, даже не читая их; 18 % опрошенных читают рекламные газеты, а потом либо выбрасывают их, либо оставляют: «Я всегда оставляю все газеты, печь на даче надо же чем - то растапливать» Сергей Борисович. И лишь 1 % осознанно подошли к этому вопросу и оставляют газеты, после чего относят их в пункты сдачи макулатуры: «Я считаю, что поступаю правильно, ведь чтобы вырастить одно дерево - нужно большое количество времени, а так это спасет природу, пусть даже и в малых масштабах, да и к тому же за каждый сданный килограмм платят по 2 рубля. Да, это не слишком много, но нельзя же во всем видеть лишь деньги. Я готов ее и бесплатно носить, лишь бы это помогло». Дмитрий, студент УрГУПСа.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением») следует отметить, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду. Но не стоит забывать и о том факте, что именно Мы - граждане Великой страны должны заботиться о природе и о ее состоянии. Да, у нас огромные площади, которые можно использовать для выращивания древесины, но не рациональней ли будет перерабатывать не нужное?! Я считаю, что об этом должен задумываться каждый без исключения и только тогда можно сохранить природу для будущих поколений.

Проведенный мной еще один экспресс - опрос жителей Верх - Исетского района города Екатеринбург показал, что 95 % опрошенных поддерживают идею о создании системы по сбору ненужных газет и дальнейшей ее транспортировки в пункты переработки: «Это действительно здорово! Раньше я никогда не задумывалась об этом. Может потому, что не было человека, который подсказал бы о таком способе сохранения природы, а самое главное кто все это организовал бы» - Кристина Валерьевна, 29 лет. И лишь 5 % выразили свое индифферентное отношение к экологической обстановке в городе: «Даже если благодаря мне удастся уберечь одно - два дерева, то это никак не скажется на экологической обстановке в городе» - Виктор Геннадьевич, 35 лет.

Многие из тех, кто жил во времена Советского Союза, помнят, как проводились сборы этой самой макулатуры, еще и соревнования устраивались между пионерскими отрядами, школами, районами. Не зазорно было отнести стопочку уже ненужных газет, журналов, другой бумажной продукции в пункт приема, а за это получить купоны, которые с легкостью можно было обменять в книжном магазине на «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и многие другие дефицитные по тем временам книги. Сейчас, к сожалению, огромных очередей в пунктах сдачи макулатуры и нет, что на мой взгляд, является очень печальной картиной современности.

Как автор статьи, считаю необходимым фатально воздействовать на сознание людей по проблеме экологии и привлечь каждого задуматься о будущем. Ведь будущее - это неизбежное явление, которое коснется каждого, и в нем придется жить даже если не нам, то нашим детям, внукам и дальнейшим поколениям. На сегодняшний день, я считаю, что будет правильней перерабатывать вторсырье, в частности ненужные газеты и бумагу, чем губить природу, срубая деревья, которым, как известно, чтобы вырасти нужен очень длительный промежуток времени.

1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч 2.-3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 240 с

Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы.
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать.
Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества.
Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи.
Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.
Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь.

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться.

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам.

В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия поч; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.

Особенно остро и зримо очертил глобальную экологическую проблему академик Моисеев Н.Н. в своей известной последней книге «Быть или не быть человеческой цивилизации».

Проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

· философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;

· в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;

· в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

· Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика».

В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются.

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы.

Перед философами стоят новые задачи в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения.

Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу.

Другая важнейшая задача — периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа».

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения.

Читайте также: