Принципы которые могут по мнению спенсера стать фундаментом научного исследования общества это

Обновлено: 04.05.2024

Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) по праву считают самым выдающимся представителем французского позитивизма, его непосредственным основателем и ключевым разработчиком базисных идей. Взгляды Герберта Спенсера, как и идеи Огюста Конта, формировались под сильнейшим влиянием достижений из области естественных наук, но в данном случае, ключевую роль играла не физика, а биологическая наука. И Спенсер, и Конт были инженерами, но в процессе своих научных разработок переквалифицировались в позитивистов.

Герберт Спенсер является одним из родоначальников классического позитивизма, а также бессменным предводителеморганической школы в социологической науке. Он был преданным идеологом социального дарвинизма, а также теоретиком в таком направлении, как либеральная политическая экономия. Спенсер внес серьезный вклад в изучение первобытной культуры, хотя изначально он получил высшее техническое образование и работал инженером в области железных дорог, а далее перешел в более гуманитарную сферу и некоторое время был помощником редактора в журнале «Экономист».

Согласно учению Спенсера, общество по своему строению очень напоминает организм обычного человека. Таким образом, общественное образование – это единое целое, которое состоит из множества взаимозависимых и взаимосвязанных частей. Если одна из них откажется функционировать, то под угрозой будут абсолютно все остальные части. Частями общества являются социальные института, где главными действующими героями выступают люди. Каждый элемент невозможно заменить какими-либо другими, так как они выполняют свою собственную социально значимую и необходимую функцию.

По мнению Герберта Спенсера, любой социальный организма имеет свою собственную, уникальную внутреннюю систему, которая контролирует сохранение функций организма, а также процессы его адаптации к новым условиям окружающей среды. Помимо этого, важно контролировать и внешние условия, в которых существует система, так как они в больше степени могут оказать и положительное, и отрицательное влияние, которое прослеживается не сразу, в отличие от внутренних факторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Место социального дарвинизма в разработках Герберта Спенсера

Особое влияние на разработки Герберта Спенсера оказали идеи Чарльза Дарвина, и непосредственно его социальный дарвинизм. Отметим, что и сам Спенсер очень высоко ценил талант своего соотечественника, в особенности его труд «Происхождение видов». Немного позже сами историки отметили очень сильное влияние данной книги на мировоззрение и разработки Герберта Спенсера. Это было заметном в том, как он выстроил свое учение: в стиле (духе) проповеди, которая выражала идеи борьбы за существование и выживание в очень сложных условиях.

В связи с таким активными разработками появилось совершенно новое течение – социальный дарвинизм Герберта Спенсера. Для него вся общественная система – это не просто общество в его первоначальном виде (скопление людей, социальных слоев и классов), а арена, на которой происходит непрерывная и всеобщая борьба между индивидами, социальными группами и классами, народами и национальностями.

Чуть позже эти идеи разрабатывали Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, А. Смолл и У. Самнер.

В качестве ключевых понятий, которые использует Герберт Спенсер для того, чтобы объяснить свою позицию в отношении социального дарвинизма, являются следующие:

  1. Естественный отбор – процесс, благодаря которому в популяции увеличивается число тех особей, которые отличаются максимальной приспособленностью к постоянно меняющимся биологическим и социальным условиям. В то же время, количество слабых особей, не способных приспособиться к новым условиям, уменьшается;
  2. Выживание сильнейших – это особый афоризм, который был введен самим Гербертом Спенсером в качестве очень значимого фактора теории естественного отбора и эволюции. Иными словами, этот афоризм использовался в виде «закона джунглей»;
  3. Борьба за существование и выживание – это один из серьезных движущих факторов эволюции. Он проявляется себя в виде непрерывного соперничества за многообразие имеющихся в обществе и природе ресурсов, а также за некоторые достаточно редкие блага. Основная цель – это сохранить свою собственную жизнь и обеспечить существование своего потомства, его преимущество перед потомствами других особей и видов.

Опираясь на разработки Чарльза Дарвина, Герберт Спенсер также впервые предложил использовать так называемую эволюционную теорию с целью объяснять и интерпретировать социальные изменения, происходящие в общественной структуре. Но, в противоположность идеям Огюста Конта, Герберт Спенсер делает акцент не на тех стадиях, которые проходит общество в процессе своего развития: он акцентирует внимание на том, по какой причине происходят множественные социальные изменения в обществе, и почему возникают такие явления, как борьба, противоречие и конфликт.

Также обратим внимание на том, какие сходства и различия выделял Герберт Спенсер между обществом и организмом. Например, в качестве общего он определил то, что и общество, и организм увеличиваются в размерах по мере своего развития; по мере биологической эволюции и в процессе социального прогресса усложняется их структура; по мере их развития происходит дифференциация структуры и функций каждого элемента сложных систем.

Если говорить об отличиях, то они объяснялись следующим образом: в обществе способность мыслить и чувствовать распределена повсеместно, когда как у живого организма она строго локализована; в организме каждый элемент зависит от всех остальных, но в обществе они обладают некоторой автономностью и самостоятельностью; в организме все элементы и части существуют и функционируют во имя благополучия общего, а в обществе наоборот: единое целое существует ради благополучия составных частей.

Герберт Спенсер (1820-1903)— английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в по­нимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет сле­дующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

• они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста;

• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

• это ведет к развитию взаимодействия между отдель­ными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой си­стемы— транспорт, питания— промышленность и земле­делие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие обще­ства от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических орга­низмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно свя­зано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во мно­гом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты — переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифферен­циация), от неопределенного к определенному (возраста­ние порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствова­ние институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нараста­нии внутренней дифференциации общества (усложнении по­литической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное об­щество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих сис­тем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». На­пример, в рамках «регулятивной системы» он выделял ин­ституты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные ин­ституции»). Вся система социального контроля, по Спенсе­ру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживает­ся государством, а «страх перед мертвыми» — церковью.

Степень строгости социального контроля и централиза­ции управления Спенсер считал одним из главных крите­риев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризу­ется сильным централизованным контролем и иерархичес­ким порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисцип­лине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промыш­ленного» типа система управления становится более гиб­кой, принудительная кооперация уступает место добро­вольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравне­нию с обществом «промышленного» типа. Переход от пер­вого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «мно­голинейной» эволюции, предполагающей в отдельных слу­чаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха­низма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не толь­ко повышению интеллектуального и морального уровня об­щества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспо­собленных членов общества и государство не должно вме­шиваться в этот процесс.




Cпeнcep, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в есте­ственный ход развития общества может обернуться непред­сказуемыми последствиями. Он также не разделял социа­листических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («по­ощрение худших за счет лучших»), росту бюрократическо­го аппарата, ведающего распределением и перераспределе­нием общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятий­ного аппарата социологии. Он первым стал широко исполь­зовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаи­мосвязи изменения социальной структуры и дифференциа­ции функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регули­рующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы струк­турно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и оп­ределяется, прежде всего, его заслуга в развитии социоло­гической мысли.

Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.

В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением:

1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.

2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.

Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии.

Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция вещества и рассеяние движения.

Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял общества на:

исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.

Другая классификация общества связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Спенсер различал:

-- индустриальные типы обществ.

В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил против революционных общественных перемен, был сторонником общественного развития, сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он был противником принципов социализма, считая ненужным устранение конкуренции, неравенства.

Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).




Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.

Герберт Спенсер является одним из самых известных английских философов и социологов. Его называют одним из первых сторонников теории эволюции Ч. Дарвина, хотя сам Спенсер привнес в социологическую науку множество новых идей, которые вызывают исследовательский интерес и по сей день. Одним из главных трудов Спенсера является «Синтетическая философия», опубликованная в 1896 году. Она посвящена научному синтезу, и ему в этом многотомном труде подвергаются теоретические принципы социологии и психологии.

Спенсер вошел в историю социологии как представитель доктрины социального дарвинизма. В соответствии с ней общие принципы эволюции относят не только к биологическим видам. Принципы эволюции присущи:

  1. человеческому обществу;
  2. социальным классам;
  3. отдельным индивидам.

Одним из главных понятий в системе становится понятие «выживание наиболее приспособленных». Приспособленные – значит социализированные, адаптированные к текущим условиям, имеющие возможность побороться за свое место в социальной системе. Только такие индивиды и социальные группы в дальнейшем могут полностью удовлетворять свои потребности и обезопасить себя от окружающих опасностей. Эволюционная доктрина становится основой социологической теории Герберта Спенсера. Он не был первопроходцем в данном направлении, поскольку попытки социобиологического уподобления производились и ранее. Но заслуга Спенсера в данном случае заключается в том, что он придал этой идее серьезный статус и сумел аргументировать ее научными данными и научной концепцией.

Еще один труд Спенсера, который заслуживает особого внимания, - это «Основы социологии». В нем автор выделил несколько черт, отражающих сходство биологического и социального организмов:

  1. и человеческий организм, и общество не могут сводиться лишь к неорганической материи. Они способны развиваться, ребенок вырастает во взрослого, а небольшие общины разрастаются в крупные городские агломерации;
  2. рост и общества, и физического организма происходит за счет усложнения структуры. Но усложнение должно контролироваться, иначе это нерегулируемые процессы приводят к негативным последствиям и конфликтам;
  3. и организм, и общество являются сложными системы, внутри которых все элементы зависят друг от друга. Дифференциация структуры прогрессирует и сопровождается прогрессирующей дифференциацией функций системы в целом. Также дифференцируются и ее отдельные элементы, поэтому контролируемость процессов выходит на передний план.

Готовые работы на аналогичную тему

Вклад Герберта Спенсера в развитие социологической мысли

При жизни самого Спенсера его работы переводились на разные языки мира – немецкий и итальянский, испанский и французский, русский и китайский. Их популярность росла в Европе и Северной Америке. Социально-политическая и экономическая философия Г. Спенсера оказалась одним из основных источников современного политического консерватизма. С другой стороны, социалистическая - и особенно анархистская - мысль, традиционно противостоящая консервативной, в своих концептуальных построениях активно использовала спенсеровское социально-дарвинистское положение о «выживании сильнейших» и его же утверждение о примате интересов индивида над государственными интересами.

Спенсер является одним из основателей теории социальных институтов. Под социальным институтом он понимает значимый механизм самоорганизации совместного сосуществования индивидов. Социальными институтами обеспечивается превращение асоциальной природы индивида в социальную, ввиду чего люди могут выполнять совместные действия, сотрудничают друг с другом, советуются относительно решения значимых проблем и могут обмениваться мнениями.

Спенсером было выделено несколько социальных институтов:

  1. домашние институты – семья и брак, которые делают свой вклад в социализацию личности и ее воспитание;
  2. обрядовые – это социальные институты, которые регулируют ежедневное поведение людей, устанавливают обряды, нормы этикета и этики в целом;
  3. политические – появление этих социальных институтов обусловлено переносом внутригрупповых конфликтов в отрасль межгруппового взаимодействия;
  4. церковные – приходские школы, церкви и храмы, которые сохраняют в себе религиозные традиции;
  5. профессиональные – иными словами их еще называют промышленными институтами. Они формируются на базе разделения труда.

Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие). По сей день его работы не утратили своей востребованности и актуальности, и многие современные исследователи используют их в качестве основы для объяснения явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальные институты не изменились по своему содержанию, хотя инновационные процессы и научные открытия, несомненно, затронули и их.

Г. Спенсер – это английский исследователь, который являлся продолжателем контовской позитивистской линии внутри социологии и философии, а также был основателем органической школы социологии.

"Основания социологии"

Главный труд Спенсера – «Основания социологии». Он содержал идеи и принципы, которые учитываются и в современном мире.

С точки зрения английского социолога, эволюция являлась универсальным процессом, который одинаково трактует частные и личностные социальные феномены. Спенсера называли сторонником организимического подхода к социальным фактам. Поэтому автор рассматривал общество по аналогии с целостным биологическим организмом.

Во всех работах Спенсера можно отметить явление социального оптимизма, прогресса, движения к процветанию и счастью.

Плодотворной признают догадку Спенсера о том, что процесс развития любой совокупности и единицы сопровождается дифференциацией их структур и функций. Другими словами, высокоразвитый организм всегда отличается морфологической сложностью.

Общества с простой структурой, однородными составными частями часто взаимозаменяются. Сложные общества зависимы от собственных частей, неправильная работа одной не может быть компенсирована работой другой.

В связи с этим сложные общества имеют более высокую степень уязвимости, чем их менее сложные аналоги. В сложных обществах существенно возрастает взаимосвязь элементов, что формирует необходимость создания координирующей и регулирующей деятельность системы.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления стали для Спенсера ключевыми признаками развития между разнообразными типами обществ. Например, он выделял «воинствующие» общества, которые регулируются путем принуждения и «индустриальные» общества, в которых контроль и централизация существенно слабее.

Готовые работы на аналогичную тему

Структурный функционализм

С течением времени концепция «однолинейной» эволюции Г. Спенсера была модифицирована в теорию «многолинейной» эволюции, которая предполагала также возможность деградации. Социологическая теория Спенсера стала предшественницей структурного функционализма.

Структурный функционализм – это подход в методологии социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Спенсер впервые применил в социологии следующие понятия:

  • структуры и функции;
  • института и системы.

Изменения в структуре, по мнению автора, не могут проходить без смены функций. Увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает прогрессирующую дифференцировку социальной активности, а также естественное разделение труда.

Подобно Ч. Дарвину Спенсер выдвинул идею естественного отбора наиболее приспособленных личностей. Автор говорил о том, что увеличение населения стимулирует социальную активность людей. Поэтому часто требуется все большая степень изобретательности, которая позволяет выживать.

Вымирают менее развитие группы и индивиды, поэтому уровень их интеллекта и развития должен постепенно возрастать. Выживут только те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но такой прогрессивный механизм может быть нарушен при допущении государственного вмешательства.

Следует отметить тот факт, что Спенсер внес весомый вклад в социологию знания. Много внимания он отвел проблематике объективности социального исследования, освобождения его от предвзятости: исторической и классовой.

Основные принципы функционального подхода по Спенсеру заключаются в следующем:

  • сторонники системного подхода рассматривали общество как единый и целостный организм, который состоит из экономической, политической, религиозной, военной и пр.;
  • каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные определенные функции;
  • функция части общества может означать удовлетворение какой – либо потребности. Все в комплексе они направлены на поддержание устойчивости и воспроизводств человеческого рода;
  • каждая из частей общества выполняет присущую ей функцию, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее ей ее выполнять.

Социальный контроль в теории Спенсера

Спенсер придавал большое значение социальному контролю.

Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и социума с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Автор говорил о том, что социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». «Страх перед живыми» формируется государством, а «страх перед мертвыми» создается церковью.

Спенсер рассматривал революционный и эволюционный процессы как противоположные типы изменений объектов материальных и идеальных форм, которые находятся в обществе. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы.

Автор говорил о том, что социология изучает форму надорганической эволюции, которая формируется «человеческими обществами», их строением и ростом. С его точки зрения социальные явления в большей степени обусловлены свойствами, входящих в общество единиц, а не глобальными условиями жизни общества.

Биографы Спенсера подчеркивают, что взглядами Спенсера свойственен индивидуалистический подход к пониманию общества и социальной эволюции, а также всех социальных процессов.

Социальная эволюция – это сфера знаний, которая исследует особенности поведения людей при влиянии на них контрагентов. Социальная эволюция открывает границы познания механизмов развития личности в обществе.

Совместная жизнь людей представляется при этом как необходимое условие для развития индивидуума. Социальное существование способствует прогрессу, глобальному и индивидуальному.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16.10.2021

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Социология» , преподавательский стаж — 8 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: