Применение пенопласта в авиастроении

Обновлено: 24.04.2024

Пенопласт — хороший материал для изготовления авиамоделей. Состоит, в основном, из полипропилена и (пено)полистирола.

Все виды пенопластов в комбинации со стекло- или с углеволокнистыми корками позволяют получить очень прочные монококовые конструкции фюзеляжей, крыльев и других деталей.

Содержание

В России чаще всего встречаются модели самолётов сделанные из «потолочки» — так называют пенопластовые потолочные плиты 500х500мм и толщиной около 4мм. Такие плиты продаются пачками по 8 штук и стоят около 100 рублей за одну пачку.

На иностранных сайтах чаще материалом выступает «депрон». Депрон — это марка тепло- и звукоизоляционных плит, размером 1200х500мм и толщиной 3мм или 6мм.

Множество чертежей самолётов из пенопласта на тематических сайтах рассчитаны на использование депрона, но вместо него всегда можно использовать «потолочку». Депрон сложнее найти, и стоит он немного дороже потолочки, но более удобен — листы имеют больший формат.

Ещё существует различная подложка под ламинат из полистирола, тоже продаётся большими листами, но как правило с одной стороны рифлёная. Встречаются 3мм и 5мм толщиной.

Толстые листы пенопласта можно найти среди теплоизоляции для стен, к примеру пеноплекс. Выпускаются различной толщины (20мм, 30мм, 50мм) листами 1200х600мм. Из них удобно вырезать крылья струной.

Промышленностью выпускается различного вида пенопласт: полистироловые марок ПС-I и ПС-IV, полипропиленовые, пенополиофиленовые, полиуретановые ППУ, полиэтиленовые ППЭ, перхлорвиниловые ПХВ-1, ПХВЭ, поливинилхлоридные ПВХ и поролон.

Пенопласты представляют собой легкие, пористые, термонестойкие материалы в виде листов или плит. Их получают путем прессования из композиций на основе термопластических полимеров. Температура их применения находится в пределах до 70° С. Есть много термореактивных видов, которые получают путем вспенивания при нагревании порошка или полуфабрикатов гранул. Объемная масса пенопласта зависит от количества твердого вещества, приходящегося на единицу массы: чем больше пор, тем меньше объемная масса пенопласта.

Полистирол хорошо растворяется в органических растворителях, поливинилхлорид в них не растворяется. Это свойство надо иметь всегда в виду при выборе красителей, клеев, а также места применения пенопласта.

Полистироловый пенопласт растворяется нитро- и синтетическими эмалями, метиловым спиртом, эфиром и другими, подобными этим, химическими жидкостями. Поливинилхлоридный пенопласт ими не растворяется.

Эти материалы широко применяются в конструкциях моделей.

Пластины-листы получают путём быстрого, с нажимом, протаскивания взад-вперед сквозь толщу заготовки стальной проволоки диаметром 0,3-1,0 мм. Работу производят вдвоем и на приспособлении. От трения в пенопласте проволока сильно нагревается, размягчает пенопласт в зоне прорези и проходит сквозь него.

Данные замера плотности пенопласта различных видов.

  • Серый Depron (Ebisol), 6мм: 23 кг/м3
  • Серый Depron (Ebisol), 3мм: 34 кг/м3
  • Потолочка, 4мм: 26 кг/м3
  • Подложка Solid голубая, 5мм: 34 кг/м3
  • Подложка Solid серая, 3мм: 35,7 кг/м3

Существует несколько способов изгибания листов пенопласта:

  • Промять с внутренней стороны полоски (вилкой, компакт диском, гребешком, . ). Можно загибать проводя с нажимом о край стола.
  • С внешней стороны наклеить скотч, что бы пенопласт не лопнул.
  • Можно аккуратно нагреть феном

Резка струной - способ, часто применяемый для обработки пенопласта. На нихромовую нить, в крайнем случае стальную, подаётся напряжение, разогревающее её до температуры, при которой плавится пенопласт. Используя шаблоны, можно вырезать консоли крыла самолёта и прочие элементы. Часто применяется для изготовления летающих крыльев.

Вертикальное резание производят струной из нихрома, стали или другого термостойкого прочного материала, нагреваемой электрическим током. Силу тока подбирают с таким расчетом, чтобы при соприкосновении с проволокой пенопласт плавился, но не горел. Обычно это 500-600° С, то есть темно-красное каление стали.

Для получения внутренних полостей, в частности, с целью облегчения детали ее после разметки прокалывают на всю длину, в отверстие заводят струну, а затем, подключив ток, режут.

На приспособлении или лучковой распоркой из одного куска пенопласта можно делать профилированные крылья и иные детали, даже с полостями и отверстиями для облегчения практически любой формы по всей длине. Для этого, удерживая заготовку двумя руками, струну направляют по металлическим шаблонам, закрепленным на торцах.

Поверхности двойной кривизны можно продуктивно обрабатывать и без шаблонов нагретой струной, натянутой с помощью приспособления типа лучковой пилы. При нагреве током проволока-струна удлиняется, поэтому во всех приспособлениях необходимо поддерживать постоянное натяжение пружиной либо грузом.

Сверхлегкие полистироловые пенопласты употребляют для упаковок электронной техники, иных приборов и аппаратов. Применение их очень заманчиво. Способы их обработки аналогичны с пенопластами ПС-I и ПС-IV. Эти пенопласты употребляют при изготовлении моделей для закрытых помещений, а также для заполнения объемов с целью поддержания формы.

Так же как небезизвестный sky pup. Крен обеспечивается рулем направления - при повороте одно крыло начинает двигаться быстрее и подъемная сила увеличивается. Все просто, нужна только сноровка. Хотя, конечно, не привычно.

Я не умею строить самолеты, я умею на них летать!)

Ну возьмите тот же SkyRanger, там по крену РУСом можно вообще не работать, ног достаточно

Авиация это моё ВСЁ.

Элероны нужны.Все эти выше перечисленные способы работают в штиль, а как только чуть поднимется ветерок, так вспомните про элероны.
На таком крыле элероны типа Юнкерс очень кстати и сделать их можно аналогично.

Я не умею строить самолеты, я умею на них летать!)

Atakum

Я люблю строить самолеты!
Авиация это моё ВСЁ.

Да, что там смотреть , обычная авиамодельная технология. Две трубы выставляются и на них плотно насаживаются заранее изготовленные нервюры по толщине пенопласта, в пакет, склеиваются, далее все обрабатывается в чистовую обшивается стеклом в два слоя под 45 гр. относительно друг друга. можно все поместить в большой вакуумный мешок и на ночь пылесосом откачивать воздух. под флапероны нужно естественно заложить закладные/у меня были дюралевые т. 5 мм с запрессованными втулками/. Лонжероны у меня были деревянные, но по сути можно и трубы д. 40 мм в носике и сзади по размеру и прочности ./нужно считать/. Есть другая технология немного посложнее, где на лонжерон сперва набирается носик из пенопласта/потом обшивается стеклом/а потом с шагом до 200 мм по центрам набираются пенопластовые нервюры оклеенные тонкой фанерой/шпоном/, потом всё обтягивается синтетикой/утюжек естественно с регулировкой.Такой вариант видел на одном сверх лёгком планере.

парящий

Больше хорошей погоды .

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!

Я построил удачный, прекрасно летавший, несмотря на свои 585 кг. самолет из шарикового пенопласта, стеклоткани и сосновых реек. Обшивка ручной укладки, без вакуума.

M.Gennadij

Я люблю строить самолеты!

Крен обеспечивается рулем направления - при повороте одно крыло начинает двигаться быстрее и подъемная сила увеличивается.

Нет, при отклонении руля направления самолет летит со скольжением, при этом за счет V-образности, угол атаки на разных полукрыльях отличается, в результате самолет получает крен.

Авиация это моё ВСЁ.

парящий
Для деревянных лонжеронов да -согласен, но тогда и делать особо не из чего было строил из того что продавалось в их авиамодельных магазинах.С дюралевыми лонжеронами и даже из АМГ или АД в виде экструдированных профилей вполне можно построить отличные плоскости.Крыло вышло тогда очень прочным, особенно на кручение. Была мысль потом повторить и построить Кри-Кри по этой технологии , но как вспомнил бадягу с обтяжкой стеклом , что то расхотелось.
Кстати помните , что при обтяжке ни в коем случае не стоит мазать пенопласт связующим, это сильно утяжелит конструкцию, просто на сухую кладите пропитанную ткань и ткань как можно тоньше, разве что у корня немного потолще положите слой.

Миг-17ф

Старейший участник
Я люблю строить самолеты!

Была мысль потом повторить и построить Кри-Кри по этой технологии , но как вспомнил бадягу с обтяжкой стеклом , что то расхотелось.

Для справки: в России странах СНГ было по моим подсчетам порядка 40 попыток построить Кри-кри. Ни один начинатель не довел самолет до полетов.
Не помогли даже варианты покупок кит-наборов от самого Коломбана.

при обтяжке ни в коем случае не стоит мазать пенопласт связующим, это сильно утяжелит конструкцию, просто на сухую кладите пропитанную ткань и ткань как можно тоньше

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.

Да ребята не слишком ли увлеклись примитивизмом. Что такое пенопласт это наполнитель. Практически не работающая масса. Что вас в этом удивляет и привлекает.
По моему вы слишком консервативны тащите назад в век когда была цель ЛИШЬ БЫ, ЛИШЬ БЫ. Дышите полной грудью плюньте вы на эти рамки самый маленький самый лёгкий. Самый простой. А вы можете указать грань от простого, до примитивного. Стройте то, что бы, радовало вас. Я считаю это полёт.

КБ Альбатрос

РП15,РП25,РП2OO

Может ещё и нырять поглубже начнёте призывать дуболомов,считающих,что нет им преград ни в море ,ни на суше. им не страшны ни льды ,ни облака. Если отклонился от достигнутых норм авиац.БП,купи место на кладбище с упреждением!!

Авиация это моё ВСЁ.

EV
Ну, скажем я не собирался тогда тупо копировать всё от Комоблана, крыло виделось только целым к примеру. и даже мотор должен быть один, ну, это так отступление.
А пенопластовых самолетов летам много, тот же KR-1 и KR-2, множество западных уток чистый пенопласт, просто его нужно грамотно обрабатывать и иметь опыт работы со стеклопластиком всё там по авиационному сделано и кстати с деревянными лонжеронами.

Я люблю строить самолеты!

Вот именно, мир, надо грамотно. Но, кое-кто понимает процесс тупо упрощенно. Вы советуете просто накладывать ткань: = просто на сухую кладите пропитанную ткань= . А то, что возможно расслоение, если клея было мало, или пластификатор не тот - это как бы за скобками.
Технология сборки должна быть такая, чтобы ее можно было проконтролировать стороннему человеку. Коль нельзя доказать и проверить, что все было склеено правильно -никакая летная комиссия не допустит такой пепелац к полетам.

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.

EV
Ну, скажем я не собирался тогда тупо копировать всё от Комоблана, крыло виделось только целым к примеру. и даже мотор должен быть один, ну, это так отступление.
А пенопластовых самолетов летам много, тот же KR-1 и KR-2, множество западных уток чистый пенопласт, просто его нужно грамотно обрабатывать и иметь опыт работы со стеклопластиком всё там по авиационному сделано и кстати с деревянными лонжеронами.

Вот и я про тоже. Что даёт пенопласт. Попробуйте натянуть стеклоткань. Не получится. вот и идут методом заполнения. По сути делают пластиковое крыло а для запудривания мозгов говорят крыло из пенопласта. Психология всё ка учит Андрей Веггер. Сюрпризный момент называется. Замете как клюют. О крыло из пенопласта. Это так просто. Склеил, обтесал, материал мягкий, податливый так просто. Не кто и не задумывается а что же работает в этом крыле. Пенопласт? Конечно же нет работает комплекс обшивка, лонжероны, стрингеры. А пенопласт это и есть пена которую пускают в глаза. Нет конечно для эксперимента это класс проверить, что за самолёт получится. Слепил, облетал и на свалку. И делаешь из нормальных материалов.

Компания MEL Composites работает в сфере композитов, начиная с 1994 года, и предлагает лучшие решения в выборе конструкционного ПВХ пенопласта. Среди немногих производителей основных конструкционных ПВХ пенопластов, MEL Composites представляет различные поверхности отделки: гладкие листы, контурные , перфорированные, рифленые .

Широкий ассортимент пенопласта Aircell был разработан с учетом современных требований и при участии ведущих технических специалистов в области композитных материалов для разрешения сложных задач с использованием самых подходящих материалов.

Вся продукция, имеет необходимые европейские сертификаты соответствия, международную сертификацию GL и отличается привлекательной стоимостью при высоком качестве производства.

ПВХ пенопласт «Aircell»:

  • используется в качестве основного материала, совместимого с различными армирующими волокнами композитных материалов, например, углеродное волокно, стекловолокно, природное волокно с любым связующим (эпоксидной смолой, ненасыщенными полиэфирными и фенольными смолами).
  • для получения сэндвич-структуры - материал может быть адаптирован для различных композиционных методов обработки, в том числе инфузия, напыление, ручной метод обработки, вакуумирование , автоклавное формование
  • ПВХ пенопласт используется в различных отраслях промышленности, судостроении, ветроэнергетике (лопасти) , вагоностроении, авиастроении, производстве спортинвентаря и емкостей.

Основные преимущества использования ПВХ пенопласта «Aircell»:

  • снижения веса структуры
  • повышения жесткости и обеспечение хорошими изоляционными свойствами

Компания «Aircell» обладает профессиональным составом инженеров и имеет лабораторию для производства и проверки качества конечного продукта, лаборатория оснащена современным оборудованием. Завод сертифицирован по международной системе ISO 9001.

При выборе отделки поверхности пенопласта, мы должны рассмотреть вопрос о технологии обработки. Различные поверхности отделки пенопласта могут быть объединены, например, рифленая и перфорированная отделка поверхности может быть применена на сдвоенных листах, контурные листы для использования на изогнутой поверхности.

По данным различных методов обработки и различных поверхностей, в целях оптимизации проникновения связующих, мы предоставили следующие поверхности отделки.

ПоверхностьРисунокКомментарии
ЦЕЛЬНАЯ ФОРМА (Р) Стандартные листы ПВХ пенопласта, без дополнительной обработки поверхности.
ПЕРФОРИРОВАННАЯ ФОРМА Имеет дополнительную обработку, перфорацию по поверхности. Отверстия имеют около 2 мм диаметра, диаметр отверстия при необходимости может быть скорректирован в зависимости от плотности и толщины пенопласта.
РИФЛЕННАЯ ФОРМА Рифленый лист используется при обработке изделий в инфузионном процессе, пазы используется в качестве каналов смолы. Пазы могут быть как в горизонтальном, вертикальном направлении или в двух направлениях одновременно.
РИФЛЕННАЯ И ПЕРФОРИРОВАННАЯ ФОРМА Поверхность обработана пазами и перфорацией, диаметр ячейки перфорации 2 мм, различное направление пазов, расстояние между пазами 20 мм.
ДВОЙНАЯ РИФЛЕННАЯ ФОРМА Лист разрезается ан 55-60% от собственной толщины. Листы используется на контурных поверхностях, проникновения связующего по сравнению с контурными листами хуже.
КОНТУРНАЯ ФОРМА Пенопласт разрезается на мелкие куски и приклеивается с внутренней стороны на маскировочную стеклоленту. Основное использование на контурных плоскостях.

Использование ПВХ пенопласта «Aircell» P при различных процессах обработки:
ПоверхностьРучное ламинированиепрессованиеИнфузия
Цельная форма (Р) + + +
Перфорированная форма + +
Рифленная форма + +
Рифленная и перфорированная форма + + +
Двойная рифленая форма +
Контурная форма +

Преимущества ПВХ пенопласт:

  • Пенопласт «Aircell» может быть использован в качестве основного материала в сэндвич-структуре
  • Пенопласт «Aircell» серии «цельная форма» обладает высоким удельным модулем упругости
  • Пенопласт «Aircell » имеет выдающиеся свойства стойкости к усталости, низкое водопоглощение
  • Пенопласт «Aircell »обладает высокими изоляционными свойствами
  • Пенопласт «Aircell» P совместим с различными смолами
  • Пенопласт «Aircell» обладает высокой пожаростойкостью

ПВХ пенопласт «Aircell - идеальный материал при использовании в качестве основного материала в сэндвич- структурах, обладает высокой прочностью композиционного материала сердечника. Обработку можно производить в диапазоне температур от -240 ºC до +100 ºC, высокие эксплуатационные температуры, в диапазоне от -240 ºC до +80 ºC.

Технические характеристики – Aircell HR
СвойствоМетодЕд-цаHR40HR45HR60HR80HTR80HTR100HTR130HTR200
Номинальная плотность ISO 845 кг/м 3 40 48 60 80 80 100 130 200
Прочность на сжатие ISO 844 Н/мм 2 0,45 0,6 0,9 1,3 1,3 1,9 2,6 4,8
Модуль сжатия DIN 3421 Н/мм 2 37 48 69 97 97 125 160 260
Прочность при растяжении DIN 3571 Н/мм 2 0,7 1,10 1,30 2,00 2,00 2,70 3,80 6,20
Модуль предела прочности при растяжении DIN 3457 Н/мм 2 28 35 45 66 66 84 11 180
Предел прочности при сдвиге ISO 1922 Н/мм 2 0,45 0,55 0,80 1,20 1,20 1,60 2,30 3,50
Модуль предела прочности при сдвиге ASTM 393 Н/мм 2 13 15 22 30 30 38 50 75
Деформация сдвига ISO1922 % 8 10 16 23 23 27 30 30
Теплопроводность ISO 8301 В/м.к 0,031 0,031 0,031 0,033 0,033 0,035 0,039 0,048
Влагопоглощение ASTM 272 кг/м 2 0,09 0,09 0,07 0,06 0,06 0,04 0,03 0,02
Стойкость к тепловому изгибу DIN53424 0 С 80 80 85 85 100 90 95 100

Информация по обработке листов

КодОписание
- Плоские листы
PN 3 мм отверстия
GS 30*30 мм или 40*40 мм квадратики со стеклосеткой на одной стороне
DC 30*30 мм или 40*40 мм квадратики, глубина насечки на 2/3 от толщины с обеих сторон
GS + INF 20*20 мм квадратики с тонким каналом (0,5 мм), со стеклосеткой на одной стороне
DC + INF 20*20 мм квадратики с тонким каналом (0,5 мм), глубина насечки на 2/3 от толщины, с обеих сторон
GPC2 20*20 мм квадратики и насечки с обоих сторон

strucell

strucell

Кораблестроение

Пенопласт Aircell активно применяется в морской отрасли - это спортивные лодки, парусные, моторные, лодки для отдыха, гоночные яхты, военные и патрульные судна.

Материалы Aircell HR используются в производстве боковых и внутренних структур корпуса. При использовании перфорированных листов , применяется технология вакуумной инфузии. В результате данного процесса получается минимальный вес и максимальная скорость.

Для патрульного судна пенопласт Aircell HR используется в разработке палубы и структур. Совместно с арамидными тканями обеспечивает дополнительную баллистическую защиту. Технология вакуумной инфузии используется для снижения веса и обеспечения скорости лодки свыше 50 узлов.

strucell

Ветроэнергетика

Пенопласт Aircell используется для создания обтекаемых форм и лопастей в области ветровой энергетики; в процессах вакуумного формования (ламинировании), вакуумной инфузии и производстве препрегов. Использование готового комплекта из пенопласта уменьшает время производства и минимизирует затраты на производство изделий.

Другое промышленное применение

strucell

Пенопласт Aircell используется в индустрии композитного производства, как прочный срединный материал для создания легкой надежной сэндвич -конструкции.

Пенопласт Aircell используется в производстве различных композитных структур в архитектуре: фасады,крыши и многое другое. Одним из основных плюсов данного материала является минимальный уход и предоставление высокой тепловой изоляции.

ООО "АйПиГрупп" принимает участие в Девятой международной специализированной выставке «Композит-Экспо», которая будет проходить 17–19 февраля 2016 года в Первом павильоне МВЦ «Крокус Экспо» в Москве.

19 января, в Санкт-Петербурге прошла презентация гоночного болида G￾Force Proto New Line + для ралли Дакар-2017

Компания «Скоростные катера МОБИЛЕ ГРУПП» создает новый модельный ряд судов из композитных материалов, построенных с применением современной технологии вакуумной инфузии. Внедрить эту технологию и модернизировать производство помогла судостроителям компания Carbon Studio.

Компания Carbon Studio осуществляет свою деятельность в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями).

Цель наших публикаций - ознакомить Вас с существующими термопластичными связующими и некоторыми примерами их применения в мире. Тема, которую мы будем освещать, имеет огромное количество областей использования, включая: авиастроение, автомобилестроение, баллистика, технический текстиль, электроизоляция и многое другое. В данной статье мы уделили особое внимание применению термопластиков в авиакосмической промышленности.

Что же такое термопластичное связующее?

Специализированный инструмент для механической обработки композиционных материалов

Термопласты — полимерные материалы, которые при обычной температуре находятся в твёрдом состоянии, а при её повышении они переходят в высокоэластичное и далее в вязкотекучее состояние, что обеспечивает возможность формования их различными методами. Эти переходы обратимы и могут повторяться многократно, что позволяет, в частности, производить переработку бытовых и производственных отходов из термопластов в новые изделия.

Полимеры-термопласты могут иметь линейное или разветвлённое строение, быть аморфными (полистирол, полиметилметакрилат) либо полукристаллическими (полиэтилен, полипропилен).

Термопластичные связующие широко распространены, и мы постоянно сталкиваемся с их применением. Примеры наиболее распространённого применения:

  • PET (Пентаэритрит) – Бутылки для воды и содовой
  • PP (Полипропилен) – Упаковочные контейнеры
  • Поликарбонат – Линзы защитных очков
  • PBT – Детские игрушки
  • Vinyl (Винилопласт) – Оконные рамы
  • PE (Полиэтилен) – Полиэтиленовые пакеты
  • PVC (ПВХ) – Трубные материалы
  • PEI (Полиэтиленимин) –Подлокотники в самолетах
  • Nylon (Нейлон) – Обувь

В таблице 1 вы можете ознакомиться с существующими термопластичными связующими.

При производстве полимерного композиционного материала на основе термопластичной матрицы в качестве армирующего материала используется: стеклоткань, углеволокно, арамидное волокно, базальтовое волокно, нетканые материалы, а также используется пена и препреги. Всё ранее перечисленное повышает механические свойства изделия и технически рассматривается как композиционный материал.

Если проводить сравнение между термопластичными и термоотрвеждаемыми композитами, то можно выделить ряд явных преимуществ первых.

Преимущества термопластичных связующих относительно термоотверждаемых связующих.

С точки зрения самого материала, термоотверждаемые композиты, когда их нагревают, не могут быть переплавлены или переформованы, в то время как термопластичные композиты – это перерабатываемые в расплаве полимеры, что обеспечивает более простой процесс производства.

Например, термопластики нагреваются, плавятся или размягчаются, им придается форма и затем они охлаждаются до конечной твердой формы, что позволяет легко их перерабатывать и ремонтировать.

Термопластики, из сырых материалов, имеют очень высокий гарантийный срок хранения, а также стоимость их намного ниже, чем у термоотверждаемых композитов (а именно препрегов), у которых стандартный гарантийный срок составляет менее 6 месяцев и требует затратного хранения при определённой температуре.

  • в четыре раза более вязкие по сравнению с термоотверждаемыми композитами, что приводит к более высокой ударной прочности и они более устойчивы к разрушению.
  • нечувствительны к авиационным жидкостям, химическому воздействию и, нечувствительны к влажности.
  • обладают высокими характеристиками по пожаробезопасности, задымлению и токсичности.

Обычно термопластики нагреваются, формуются и охлаждаются быстро, в то время как термоотверждаемые связующие имеют более длительное время (десятки минут, а иногда и часы) выдержки при определенной температуре для достижения отверждения. В конечном счете при выборе термопластичного связующего Вы значительно сокращаете затраты на электроэнергию.

Термопластики и их инновационная обработка исключают необходимость формования в автоклаве, что сокращает капитальные затраты, требования к производственной площадке и проблемы технологической переработки относительно термоотверждаемых препрегов.

Обработка термопластиков вместо термоотверждаемых композитов является прекрасным решением проблемы защиты окружающей среды. Термопластики по определению могут быть полностью переработаны, и во время их обработки практически не выделяются летучие органические вещества (ЛОВ).

Применение термопластиков в авиакосмической промышленности.

В аэрокосмической отрасли существует ряд причин использовать более дорогие термопластичные связующие вместо термоотверждаемых.

Для авиакосмического сектора, в основном используют 3 типа связующих:

  • PPS (полифениленсульфид),
  • PEEK (полиэфироэфиркетон)
  • PEI (полиэфиримид).

PEEK (полиэфироэфиркетон)

PEEK – это самый известный представитель жаропрочных термопластичных связующих с температурой плавления 335°C (635°F). Применяемый в промышленности уже более 20 лет, он обладает самыми высокими характеристиками из имеющихся на рынке термопластиков, и считается основным материалом среди термопластичных препрегов, используемых в авиакосмической промышленности.

PEEK обладают стойкостью практически ко всем органическим и неорганическим химическим веществам. Они также не поддаются гидролизу при температуре до 280°C (536°F). С другой стороны, они не устойчивы к воздействию ультрафиолетового (УФ) излучения, концентрированной азотной кислоты, общего окисления и некоторых галогенированных углеводородов. Это один из самых дорогих конструкционных термопластиков, поэтому в промышленности существуют всего несколько поставщиков.

PEI (полиэфиримид)

Специализированный инструмент для механической обработки композиционных материалов

PEI – это высококачественное огнестойкое термопластичное связующие, которое относится к группе жаропрочных пластиков – до 200°C (392°F) с низким выделением дыма. Он используется в качестве композитной матрицы в многочисленных внутренних конструкциях воздушного судна, включая панели перекрытия, герметические перегородки и другие компоненты. К сожалению, PEI подвержен действию противообледенительных жидкостей, что мешает его широкому применению в наружной части самолета.

Он обладает очень высокой прочностью, которая может быть в дальнейшем увеличена с помощью добавления стекло- или углеродных волокон. PEI обладает высокой диэлектрической прочностью, устойчив к гидролизу и не поддается воздействию ультрафиолетового и гамма излучения.

PPS (полифениленсульфид)

PPS - самый дешевый полимер из трех термопластиков, доступных к использованию в авиакосмической промышленности. Среди примеров успешного применения PPS композитов можно отметить створку шасси для Fokker 50, передние кромки неподвижного крыла для Airbus A340 и A380, продольные нижние балки, кронштейны и многое другое.

Этот высококачественный термопластик - не только чрезвычайно прочный, жесткий и плотный, но и обладающий природной огнестойкостью и жаропрочностью при непрерывной эксплуатации при температурах значительно выше 200°C (392°F). Он также очень устойчив к окислению и воздействию химических веществ, впитывает минимальное количество воды, обладает хорошими электрическими и превосходными техническими свойствами, а также низкой вероятностью деформации.

Эти три представляющих интерес для композитного рынка полимера – PEEK, PEI и PPS – все чаще применяются в авиакосмической промышленности. В то время как долгосрочные вложения в улучшение качества PEEK материалов привели к созданию хорошей базы данных и истории полетов. Так как эти полимеры получают более широкое признание в промышленности, ожидается снижение затрат на все авиакосмические композитные материалы.

Снижение веса – еще одно преимущество термопластичных препрегов. Несущие конструкции самолетов заменяются термопластиками. Более легкие авиалайнеры значительно помогают снизить затраты на топливо и эксплуатацию, что очень важно с точки зрения экономии.

Композиты захватывают все больше областей применения традиционных металлов в воздушном судне. Они достигли такого уровня развития, что некоторые сложные детали, производимые из термопластика невозможно изготовить из металла. И даже если эти детали получится изготовить из металла, затраты будут непомерно высокими.

Сегодня порядка 1000 деталей для авиалайнера Airbus A380, который весит больше 2,5 тонн, производится из композитов с PPS матрицей. Этот высококачественный композитный материал используется в наружных частях самолёта, например, в передних кромках крыла или в нервюрах и крепежных элементах, которые укрепляют фюзеляж. Применение во внутренних конструкциях включает поясничную опору, изготовленную из упрочненных углепластиков и встроенную в спинку кресла. Она весит всего 150 грамм, тогда как аналогичная опора из алюминия весит 280 грамм – почти в два раза больше.

Специализированный инструмент для механической обработки композиционных материалов

В ближайшем будущем будут установлены патентованные модульные рамы из термопластика, для пассажирских сидений, что поможет еще больше снизить вес и затраты. Эти каркасы сидений производятся из PPS термопластика, соединенного с углеволокном, для изготовления недорогой ленты. Эта лента нарезается по заданной ширине и сплетается, а затем используется для изготовления высококачественных однонаправленных заготовок, которые могут быть быстро помещены в специальные формы и за считанные минуты превращаются в готовые изделия.

Новые рамы сидений из PPS композитов весят значительно меньше, чем их алюминиевые аналоги и при этом отвечают высоким требованиям крутящей нагрузки. Они также соответствуют требованиям Федерального авиационного управления США по огнестойкости и токсичности, по которым уже невозможно выполнять каркасы сидений из термоотверждаемых связующих.

На основе зарубежных изданий и производителей, термопластичные связующие начали применяться в высокотехнологических пластиках в авиастроении. Например, производитель TICONA FORTRON использовал материалы на основе PPS (полифенилен сульфид) и углеродного волокна в определенной пропорции для коммерческого авиационного транспорта нового самолета Gulfstream серии G 650 еще в 2009 году. Затем препрег на основе термопластичной матрицы из углеродного волокна попал и в Airbus А 350 XWB, а так же А380, конечным производителем продукта является компания Ten Cate, серия Cetex. Так же, в данном секторе авиастроения и высокотехнологичных пластиках представлены такие компании, как: CYTEC (марка DECLAR), Porcher industries или к примеру Toho Tenax (марка Tenax TPUD или TPCL).

Специализированный инструмент для механической обработки композиционных материалов

Gulfstream G650 бизнес-джет с первым в своем роде рулем управления из термопластичных композитов на основе Fortron® полифениленсульфид (PPS), разработанного компанией Royal Ten Cate.

Специализированный инструмент для механической обработки композиционных материалов

Carbon/ Fortron® полифениленсульфид (PPS) композиты используются в пассажирском сиденье (авиация) производителем Dynamics inc.

Fortron (Ticona)® на основе PPS применяются в аэрокосмической сфере при производстве сложных изделий, таких как передняя кромка крыла Airbus A380. Они были выбраны благодаря низкой стоимости и превосходному исполнению в критических окружающих условиях.

Вполне успешно наши российские институты разработали собственные материалы, к примеру ЦНИИ КМ ПРОМЕТЕЙ разработал новый материал УПФС – на основе термопластичного связующего PPS и углеродного волокна Т-15, получив на него патент.

Ниже, представлены некоторые примеры и характеристики термопластичных связующих.

Тип термопластаОценка ударной прочности*КИ, % О 2 Химическая устойчивостьСпецифика
PPS хорошая 44 отличная Микротрещины
Peek (Полиэфиркитон) отличная 24 хорошая Замечательные трибологические свойства и устойчивость к гидролизу, теплостойкий, кристаллический.
PEI (Полиэфиримид) очень хорошая 47 очень хорошая Не очень хорош при воздействии горячих гидравлических жидкостей; светопроницаемый, жесткий
PSU (Полисульфон) отличная 30 хорошая жесткий, светопроницаемый, крепкий, хорошие электр. свойства; В сравнении с РР, PVC имеет лучшие механические свойства
PES (Полиэфирсульфон) отличная 34 хорошая крепкий, негнущийся, жесткий,
PI (Полиимид) - 36 - износостойкий, низкий коэффициент трения, хор. диэлектрические и теплоизолирующие свойства, низкая проницаемость по отношению к газам

*Огнестойкость, концентрационный критерий- кислотный индекс КИ

Тип термопластаTg °CТемпература преформованияТемпература производстваПлотностьСтруктура
PPS 90 65 320 1,34 полукристалл
Peek 143 - 380 1.30 полукристалл
PEI 217 150 340 1,25 аморфная

Производство термопластичных препрегов основывается на методе расплавных технологий, то есть пропорционального нанесения порошкового связующего на ткань (материал), расплав данного связующего, прессование (пропитка), нагрев и/или охлаждения, в зависимости от задач. Ранее производство термопластичных препрегов сдерживал факт дорогостоящего оборудования и отсутствие возможности точно отследить долю процентного состава термопластичного связующего в препреге, что влияло на качество продукта.

Сейчас эту проблему устранили такие компании как: RELIANT MACHINERY (представитель в России компания «ИК-ТЕХНОЛОГИИ»), которые производят оборудование для расплавных технологий туннельного типа, или небезызвестная в России, компания MIKROSAM (представитель в России компания «CARBON STUDIO») - оборудование каландерного типа.

В следующем номере, мы более подробно разберем термопластичную матрицу PPS (полифениленсульфид), рассмотрим производителей, области применения, характеристики и требования, предъявляемые к данному термопластичному препрегу.

AIREX C70

Композитные сэндвич-панели, состоящие из низкоплотного наполнителя и двух относительно тонких лицевых слоев (например, стекло- или углеткань), позволяют получить очень жёсткий и прочный и при этом легкий материал. Пропитка пенопластов AIREX смолой происходит только в тонких внешних слоях, непосредственно соприкасающихся с армирующими тканями. Основной объем пенопласта остается пористым, что обеспечивает лёгкость всего изделия.

Процесс формовки сэндвич-панелей мало отличается от традиционных процессов производства композитных деталей. Это может быть ручное формование, вакуумная инфузия, RTM, автоклавное формование препрегов и другие способы. Для каждого из методов формовки разработан отдельный тип финишной обработки листа пенопласта, например, перфорация и каналы для формовки с помощью метода вакуумной инфузии.

Ассортимент пенопластов AIREX делится на 3 большие группы:

— ПЭТ-пенопласты (AIREX Т92, AIREX Т90, AIREX Т10) – самые экономичные и простые в выкладке и термоформовании. Обладают хорошей усталостной прочностью, высокой температурной стойкостью (до 150° С при формовке) и не впитывают влагу.

AIREX Т92 – универсальный пенопласт, обладающим отличным сочетанием механических характеристик и низкой цены.

AIREX Т90 – огнестойкий пенопласт, обладающий рядом европейских сертификатов пожарной безопасности, что позволяет использовать его в конструкциях интерьеров в авиации, железнодорожном и автотранспорте.

AIREX Т10 – промышленный пенопласт, обладающий наивысшими среди ПЭТ-пенопластов механическими свойствами и при этом самый экономичный, благодаря специальной технологии производства.

— ПВХ-пенопласт AIREX С70 – самый прочный. Обладает высоким соотношением прочности и веса, отличной ударной и усталостной прочностью, а также низким впитыванием смолы.

— Специальные пенопласты (AIREX R63, AIREX R82)

AIREX R63 – ударопрочный пенопласт, используемый в основном в конструкциях, требующих хорошей защиты от упругих ударов.

AIREX R82 – высокотехнологичный пенопласт, обладающий отличной стабильностью свойств при температурах от -160° С до +190° С, а также высокой радиопрозрачностью.

* — Н-низкая плотность, С-средняя плотность, В-высокая плотность, СВ-сверхвысокая плотность

Читайте также: