При каких условиях допускается заварка трещин в листах пола цельнометаллического вагона

Обновлено: 01.05.2024

6.1 При выполнении сварочных и наплавочных работ при ремонте рамы грузовых вагонов и ее деталей следует руководствоваться требованиями Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов грузовых [32] и ГОСТ 12.3.003.

6.2 При ремонте шкворневой и промежуточных балок вагона производится:

- заварка трещин или изломов верхнего листа шкворневой балки с усилением накладкой, при условии постановки не более двух накладок;

- заварка трещин длиной не более 30 мм без постановки усиливающих накладок;

- вырывы на горизонтальной полке верхнего листа промежуточной и шкворневой балки ремонтировать вставкой в количестве не более трех с последующей установкой накладки и обваркой сплошным швом;

- заварка трещин, изломов и коррозионных повреждений с постановкой не более двух усиливающих накладок на вертикальный лист промежуточной или шкворневой балки;

- заварка трещин, не более одного излома нижнего листа шкворневой или промежуточной балки с постановкой усиливающей накладки. Расстояние от начала трещины до границы крайнего элемента хребтовой балки должно быть не менее 100 мм;

- усиление накладкой нижнего листа шкворневой балки в местах постановки пятников при наличии трещин, расположенных на расстоянии менее 100 мм от хребтовой балки, причем накладка должна выступать за размеры пятника, по длине и ширине перекрывать трещины не менее чем на 50 мм. Размеры от плоскости пятника до плоскости скользунов должны соответствовать чертежным размерам для данной модели вагона;

- частичная или полная замена нижнего листа шкворневой балки, причем при частичной замене стык усиливают накладкой, количество которых допускается не более трех на всю длину балки;

- заварка трещин вертикального листа у упоров для крышки люков с последующим усилением их накладкой.

6.3 Хребтовые балки рамы полувагона и двутавр, поврежденные коррозией не более 15% площади поперечного сечения на участке не ближе 500 мм от шкворневой, допускается оставлять без ремонта. Хребтовые балки рамы полувагонов и двутавр, имеющие местные коррозионные повреждения до 30% поперечного сечения на длине не более 500 мм ремонтируют сваркой с постановкой усиливающих накладок.

Хребтовые балки рамы полувагонов и двутавр, имеющие местные коррозионные повреждения более 30% поперечного сечения на длине 500мм и более заменяют новыми.

6.4 По всей длине хребтовой балки у полувагонов разрешается:

- заварка трещин А согласно рисунка 1 двутавра, при условии, что трещина со стенки не распространяется на нижнюю полку двутавра. Если трещина переходит с вертикальной стенки на верхнюю полку двутавра, то ремонт производить постановкой накладки на верхнюю полку и стенку двутавра толщиной не менее 0,8 толщины основного металла от чертежных размеров. При механической разделке концы трещины должны быть засверлены. Количество трещин не более 4-х на всю длину хребтовой балки;

- частичная замена двутавра длиной не менее 1000 мм. При замене частей двутавра вставками допускается не более одного стыка между балками рамы, но не более трех стыков на всю длину хребтовой балки. Стык частей двутавра должен быть усилен накладками двусторонними по стенкам двутавра. При наличии дефектов, более указанных, двутавр заменяют новым;

- на базовой части хребтовой балки допускается заварка не более двух трещин, не выходящих на верхнюю полку, с постановкой усиливающих угловых накладок. Ремонт вставками зета не допускается.

- ремонт накладками, пораженные места коррозией, глубиной не более 4 мм
на длине не более 500 мм. Усиливающие накладки с трещинами и коррозией должны быть заменены новыми.

- в одном люковом проеме ремонт не более двух вырывов верхней полки двутавра с постановкой вставки и усиливающей накладки.

6.5 Хребтовые балки цистерн, изготовленные из двух швеллеров с накладным
листом при повреждении коррозией не более 20% от площади поперечного сечения
на длине не более 500 мм, допускается ремонтировать сваркой с постановкой накладки.

6.6 Допускается правка или замена деформированной части или полная заме­на верхнего накладного листа. Части листа приваривают встык к основной части
листа. На других участках хребтовой балки разрешается:




- заварка не более двух трещин А согласно рисунка 2, переходящих на вертикальную стенку не более 500мм с постановкой усиливающей накладки;

- заварку не более двух трещин на нижней горизонтальной полке, не перехо­дящих на вертикальную стенку, с постановкой усиливающей накладки;

- постановка усиливающей накладки толщиной от 8 до 10 мм при поражении коррозией длиной до 500 мм;

заварка продольной трещины длиной не более 150 мм на вертикальной стен­ке швеллера хребтовой балки цистерны в районе сливного прибора с последующим усилением продольной накладкой с внутренней стороны хребтовой балки.. Усилить накладку электрозаклепками в коли­честве не менее 4 штук с предварительной засверловкой, зачисткой, зенкованием и установкой по прямоугольной форме на расстоянии 50± 10 мм от трещины. Поперечные сварные швы не допускаются.

6.7 Ремонт консольной части хребтовой балки грузовых вагонов производится в соответствии с пунктом 5.5.2 инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32].

6.8 При наличии трещины одного элемента хребтовой балки длиной более 0,5 поперечного сечения в консольной части или в месте соединения со шкворневой балкой, допускается установка нового элемента хребтовой балки со стыком на расстоянии не менее 400мм от шкворневой балки к середине вагона и усилением места стыка накладками.

6.9 На концевой балке разрешается производить следующие работы:

- заварка не более двух трещин и одного излома в любом месте концевой балки с последующим усилением накладками;

- полная или частичная замена верхнего или нижнего листа с последующим усилением накладкой при условии, что места стыковки не должны совпадать;

- частичная или полная замена балки с последующим усилением стыка накладкой;

- полная или частичная замена порога дверей у полувагона. Допускается заварка трещин длиной не более 1/3 периметра порога, количеством не более 2 штук.

- заварка не более трех трещин длиной не более 100 мм на балке полувагона с последующей установкой усиливающей накладки;

- замена части балки у цистерн при условии выполнения не более одного стыка на расстоянии от розетки не менее 200 мм;

- ремонт сваркой с постановкой усиливающих накладок при повреждении в местах установки кронштейнов расцепного рычага;

- установка накладок на пораженные коррозией места на площади 0,5 м 2 при остаточной глубине не менее 0,5 от чертежных размеров;

- постановка усиливающей накладки над ударной розеткой. Накладка устанавливается симметрично относительно оси вагона и приваривается сплошным швом по всему периметру;

- при правке лобового листа концевой балки допускается вырезка части заднего листа, но не более половины, с последующей постановкой новой части листа и усилением места стыка накладкой .

6.10 Износ или перекос опорных поверхностей упоров хребтовой балки не более 3 мм допускается оставлять без исправления. Поверхности с износом до 5 мм восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой. При глубине износа более 5 мм, после механической обработки поверхности, разрешается приваривать планки соответствующих размеров, причем отклонение от плоскостности должно быть не более 1 мм.


6.11 При полной или частичной замене концевой балки на полувагоне постройки УВЗ мод. 12-532, 12-119,12-1000 угловую стойку допускается срезать на высоту 450 мм, с последующей постановкой и приваркой новой части стойки и усилением стыка накладкой с обваркой по периметру (рисунок 3).



6.13 Крепления подножек, поручней, увязочных устройств для крепления перевозимого груза, ремонтировать в соответствии с конструкторской документацией.

6.14 Сварные швы на раме вагона имеющие дефекты восстанавливают сваркой, а накладки, соединяющие промежуточные и шкворневые балки рамы полувагонов с нижней обвязкой, имеющие трещины или коррозионные повреждения, заменяют новыми.

6.15 Продольные усиливающие балки крытых вагонов осматривают, при этом прогибы, трещины и изгибы устраняют. Прогиб балок относительно горизонтальной оси более 5 мм устраняют правкой. Трещины и изломы усиливающих продольных балок устраняют сваркой с последующей постановкой усиливающих накладок, перекрывающих сварочные швы на 50 мм в обе стороны.

Трещины в местах соединения этих балок с промежуточными и шкворневыми балками устраняют сваркой после соответствующей разделки дефектного сварного шва. Трещины боковых балок крытых вагонов разделывают, зачищают до основного металла, заваривают и устанавливают накладку с последующей обваркой сварным швом и по периметру.

Допускается ремонтировать трещины, если расстояние между ними менее 200 мм одной накладкой с обваркой по периметру и усилением электрозаклепками количеством не менее 2 диаметром 20±1мм. Изломы ремонтируют вставками длиной не менее 500мм. Место стыка должно перекрываться накладками с обваркой по периметру не менее 200 мм.

6.16 После окончания правки и выполнения электросварочных работ вертикальный прогиб верхних горизонтальных полок, усиливающих продольных подпольных балок крытых вагонов допускается не более 3мм по отношению к верхним горизонтальным полкам шкворневых, промежуточных и концевых балок. Прогиб контролируют по зазору между обшивкой пола и верхней горизонтальной полкой усиливающей продольной балки.

6.17 Пятники ремонтируемого вагона подлежат замене на кованные или штампованные, новые или восстановленные до чертежных размеров.

6.18 После наплавки опорная и упорная поверхности пятника обрабатывается на станочном оборудовании, причем отклонение от плоскостности допускается не более 1мм. Износ отверстия в пятнике под шкворень более Ø 60мм допускается восстанавливать постановкой втулки, с последующей обваркой ее по периметру сплошным швом.

6.19 Рабочую поверхность скользуна рамы вагона разрешается ремонтировать наплавкой, с дальнейшей механической обработкой, при ее износе не более 20% номинальной толщины, а так же приварка планок соответствующей толщины с предварительной механической обработкой для устранения неравномерного износа.

д) коррозийное повреждение пола не более 50% толщины металла. При большем повреждении, на площади не более 0,3 м 2 , пол ремонтируют постановкой накладки с обваркой по периметру. При коррозионных повреждениях на площади более 0,3 м 2 – заменой секции пола, ограниченной поперечными балками, хребтовой балкой и нижней обвязкой боковой стены.

Двери всех типов вагонов

Материал - сталь 09Г2 по ГОСТ 19281, сталь Ст3 по ГОСТ 380.

5.6.7.1 При всех видах ремонта двери всех типов вагонов разрешается:

а) устранять повреждения или заменять любую из стоек и обвязок с полной или частичной заменой прилегающей к ним обшивки как гофрированным, так и плоским листом. Трещины нижней обвязки двери полувагона, не переходящие на вертикальные полки, заваривать с постановкой плоской накладки сверху на полку;

б) в стойках двери устранять сваркой с постановкой усиливающих накладок соответствующего профиля не более двух трещин или изломов по одному дефекту на одной стойке. Если дефектов более - стойка заменяется на новую;

в) устранять дефекты в сварных швах. При отрыве сварных точек приварки обшивы к обвязкам двери данное место ремонтировать наложением нахлесточных или угловых швов;

г) устранять на металлической обшивке двери не более четырех пробоин или четырех трещин длиной не более 300 мм каждая. Трещины длиной свыше 100 мм заваривать с постановкой усиливающей накладки площадью не более 0,5 м 2 .

Лучевые трещины возле петель на обшивке двери полувагона заваривать с постановкой усиливающей накладки согласно чертежу 532.15-079 (см. вагон модели 12-532);

д) заменять часть или всю обшивку.

При ремонте дверей крытого вагона с гофрированной обшивкой допускается устанавливать взамен гофрированного листа плоский лист толщиной от 1,5 мм до 2,0 мм и высотой не более 1450 мм от нижней обвязки с приваркой сплошными швами к стойкам, нижней обвязке и вершине гофра, или на всю высоту межстоечного проема;

е) устранять пробоины или коррозионные повреждения на торцевых дверях полувагона постановкой с внутренней стороны накладок толщиной не менее 4 мм и площадью не более 0,5 м 2 .

5.6.7.2 При деповском ремонте и техническом обслуживании с отцеплением вагонов разрешается:

а) заварка не более двух трещин, деф. 1, (рисунок 5.82), в угольниках обвязки двери с усилением мест сварки угловыми накладками;

б) заварка пробоин, деф. 2, и прорезов шириной более 3 мм с постановкой вставок, накладок, но не более четырех на листе обшивки двери;

в) приварка водоотливов взамен пораженных коррозией;

г) заварка прорезов на листе обшивки двери, деф. 3, если ширина его не более 3 мм;

д) заварка трещины в листе обшивки двери длиной до 100 мм и шириной до 3 мм без постановки усиливающей накладки, но не более четырех на листе обшивки двери.

5.6.7.3 При всех видах ремонта на дверях рефрижераторного вагона разрешается:

а) заварка трещин и наплавка изношенных мест в металлических частях дверей;

б) приварка запирающих кулачков к запорной штанге двери при условии, что место стыка располагается не ближе 50 мм от места перехода одного сечения в другое или от шеек;

в) вварка вставок или полная замена облицовок.

5.6.8 Крышка люка (рисунок 5.83)

Материал - сталь 09Г2Д, 09Г2С, 10ХНДП по ГОСТ 19281, сталь Ст3 по ГОСТ 380.

5.6.8.1 При деповском ремонте и техническом обслуживании с отцеплением вагонов для крышек разгрузочных люков полувагонов без снятия их с вагона разрешается:

а) приварка усиливающей планки переднего угольника обвязки крышки люка;

б) приварка планок под угольники крышки;

в) заварка трещин в сварных швах, деф. 1;

г) заварка трещин в листе крышки, деф. 2, длиной не более 100 мм и в количестве не более двух;

д) приварка запорных угольников.

Рисунок 5.83 – Крышка люка полувагона

5.6.8.2 При всех видах ремонта на снятых с вагона крышках люков разрешается:

а) выполнение работ, перечисленных в 5.6.8.1;

б) заварка трещин в листе крышки люка в углах или местах расположения петель, деф. 4, при условии, что толщина полотна в местах наложения сварных швов не менее 4 мм, количество трещин не более четырех и длина каждой трещины не более 100 мм, с обязательным усилением накладками, которые должны перекрывать трещины не менее чем на 50 мм в каждую сторону;




в) заварка трещин в ребрах и боковой балочке, деф. 3, при условии, что толщина металла в местах наложения сварных швов не менее 4 мм, с усилением места сваривания угловыми и плоскими накладками толщиной 6 мм и длиной 100 мм;

г) усиление поврежденных коррозией отдельных мест листа, деф. 6, приваркой накладок при условии, что толщина листа в местах наложения швов не менее 4 мм, размер накладки не должен превышать 200 мм х 400 мм, количество накладок не более трех с расстоянием между ними не менее

д) заварка трещин в передней отбуртовке, деф. 7, не выходящих на лист крышки, с последующим усилением накладкой длиной до 100 мм;

е) заварка лучевых трещин, деф. 5, у отверстия для заклепок.

5.6.9 Детали запорного механизма для крышек люков

( Рисунок 5.84, 5.85 )

Материал - Сталь 25Л ГОСТ 977, сталь Ст3 по ГОСТ 380, сталь 09Г2Д по ГОСТ 19281.

При всех видах ремонта разрешается:

а) заварка изношенных отверстий закидки крышки люка, деф. 1 (рисунок 5.84);

б) наплавка изношенных поверхностей корпуса и зуба закидки, деф. 2, 3;

в) наплавка изношенной поверхности сектора люка, деф. 1 (рисунок 5.85), с последующей механической обработкой после наплавки;

г) заварка изношенного отверстия сектора, деф. 2.


Заваренные отверстия подлежат рассверловке.


Рисунок 5.84– Закидка крышки люка Рисунок 5.85 – Сектор

Детали запоров бортов платформы ( Рисунок 5.86 )

Материал - сталь Ст3 по ГОСТ 380.

При всех видах ремонта разрешается:

а) восстанавливать наплавкой изношенные поверхности, деф. 1 (рисунок 5.86) деталей крепления металлического борта при износе не более 5 мм;

б) наплавка изношенных поверхностей валиков, деф. 2;

в) наплавка изношенных мест, деф. 3, деф. 4 клина до номинальных размеров (рисунок 5.86);

г) заварка продольных трещин, длиной не более 100 мм на листе борта без перекрытия накладками;

д) заварка на листе борта не более шести поперечных трещин при условии, что они не уменьшают сечение борта более, чем на 30%, а толщина листа в месте наложения сварных швов не менее 3 мм, с перекрытием профильными накладками толщиной не менее 3 мм;

е) заварка трещин любой длины в сварных швах стоек двухъярусной платформы.


Рисунок 5.86 – Детали запоров бортов платформы

5.6.11 Нижний запорный механизм торцевой двери пола вагона (рисунок 5.87)

Материал - Сталь 25Л ГОСТ 977, сталь Ст3 по ГОСТ 380, сталь 09Г2Д по ГОСТ 19281.

При всех видах ремонта разрешается:

а) заварка дефектных сварных швов, деф. 1, крепления механизма к

б) заварка дефектов сварных швов, деф. 2, крепления стенок коробки


механизма;

Рисунок 5.87 - Нижний запорный механизм торцевой двери полувагона

в) заварка валика механизма,деф. 3, при дефектном сварном шве или при его отсутствии;

г) заварка трещин, деф. 4, на стенках коробки;

д) заварка трещин, деф. 5, на скобе механизма.




Перед постановкой вагона в ремонт кузов снаружи и внутри должен быть очищен от остатков груза, отслаивающихся покрытий, продуктов коррозии.

Стойки, раскосы и подкосы с изгибом более 10 мм выправляют, имеющие трещины или излом ремонтируют сваркой с постановкой усили­вающих накладок соответствующей конфигурации.

Местные плавные вмятины на стойках, раскосах и подкосах кузова глубиной до 10 мм на длине 200 мм допускается оставлять без прав­ки. Вмятины глубиной более 15 мм выправляют.

Стойки, раскосы и подкосы, имеющие коррозионные повреж­дения не более 1/6 элементов толщины металла, допускается оставлять без ремонта. Коррозионные повреждения от 1/6 до 1/ 3 элементов толщины металла устраняют наплавкой. При повреждениях более 1/3 толщины металла элементы заменяет новыми.

Пробоины, трещины, вмятины и выпучивания на обшивке
глубиною более 15 мм не допускаются.

Трещины длиной до 100 мм заваривают. Трещины длиной от 100 до 500 мм заваривают с последующим усилением накладками с наружной сто­роны. Допускается на межстоечном проеме устранять не более двух таких трещин. Вмятины и выпучивания устраняют правкой. Острые кромки пробо­ин на листах обшивки срезают, ставят накладки с наружной стороны и обва­ривают двусторонним сварным швом. Допускается на межстоечном проеме устанавливать не более двух накладок площадью 0,3 м каждая.

Листы, обшивки, поврежденные коррозией более 1,5 мм по толщине, заменяют новыми. Допускается поврежденные коррозией более 1,5 мм, по толщине листа, участки листа обшивки удалять и на их место приваривать накладки, которые должны перекрывать отверстия не менее 30 мм по периметру. Накладки должны соответствовать профилю обшивки.

При ремонте кузова (рис. 8) разрешается:

а) заварка трещин в стойках, распорках и подкосах, деф. 1, длиной до 50% сечения с постановкой усиливающей накладки;

б) замена на стойках, распорках и подкосах, имеющих трещины длиной более 50% сечения или коррозионные повреждения более 30% номинальной толщины, их верхних и нижних частей длиной не менее 300мм от соответствующей обвязки, с усилением места стыка профильной накладкой;

в) заварка трещин в обшивке шириной до 2 мм, деф. 2. При длине трещины свыше 100 мм ее следует заваривать с постановкой усиливающей накладки соответствующего профиля с перекрытием трещины на 300 мм, снаружи вагона;

г) ремонт обшивки постановкой накладок на пробоины и места, пораженные коррозией более чем на 30% номинальной толщины, деф. 3, с обваркой по периметру. Общее количество накладок в одном межстоечном проеме не должно превышать по площади 1 м 2 . При больших повреждениях следует менять в межстоечном проеме всю или часть обшивы, при этом допускается замена гофрированных листов панелей на плоские;



д) заварка трещин в сварных швах, деф. 4.

Рисунок 8 - Кузов

Допускаются местные коррозионные повреждения листов крыши не более I мм по толщине. При коррозионных повреждениях от 1 до 1,5 мм допускается ремонтировать листы крыши постановкой накладок на предварительно зачищенное поврежденное коррозией место. Листы крыши с коррозионными повреждениями более 1,5 по толщине заменяют новыми. На листе крыши допускается постановка не более двух накладок площадью 0,3м² каждая. Накладка должна перекрывать вырезанное дефектное место по краям не менее чем на 50 мм. Накладки должны соответствовать профилю листов крыши.

Листы крыши с прогибом внутрь кузова глубиной 15 мм на длине 200 мм допускается оставлять без ремонта. Листы крыши с прогибами более 15 мм ремонтируют правкой, не подлежащие правке вырезают и заменяют новыми. Крышу заменяют при прогибе листов более 50 мм.

При ремонте крыши (рис. 9) разрешается:

а) заварка трещин на дугах и обвязочных угольниках, деф. 1, длиной до 30% поперечного сечения с постановкой усиливающих накладок. Дуги и обвязочные угольники, имеющие трещины длиной более 30% сечения, а также изломы и коррозионные повреждения более 30% номинальной толщины, заменяются на новые;

б) заварка трещин на крыше, деф. 2. Трещины, длиной более 100 мм заваривать с постановкой усиливающих накладок, профиль которых должен соответствовать профилю крыши в данном месте.

При капитальном ремонте на листе крыши допускается заварка не более двух трещин длиной до 500 мм каждая, при трех и более трещинах или одной трещине длиной более 500 мм неисправные участки листов крыши заменяют новыми;

в) приварка с наружной стороны крыши не более четырех накладок, площадью не более 0,3 м 2 каждая, на места, поврежденные коррозией или имеющие пробоины, деф. 3. Расстояние между накладками должно быть не менее 1 м. Профиль накладок должен соответствовать профилю крыши в данном месте;

г) заварка трещин в сварных швах, деф. 4.


Рисунок 9 - Крыша

При ремонте дуги (рис. 10) разрешается:

а) заварка трещин, деф. 1, длиной до 25 мм с постановкой усиливающей накладки;

б) заварка трещин в сварных швах, деф. 2.


Рисунок 10 - Дуга

Отсутствующие подножки, поручни, лестницы и детали их кре­пления восстанавливают. Дефектные сварные швы восстанавливают.

При ремонте лестниц (наружной, внутренней), показанных на рисунке 11, разрешается заварка трещин деф. 1 в сварных швах.


Рисунок 11 – Лестница

Погнутые детали крепления лестницы и поручни для подъема на крышу вагона выправляют, а изломанные заменяют.

Места установки разгрузочных люков осматривают, имеющие повреждения сварных швов восстанавливают.

Механизм запирания загрузочных люков осматривают, неисправный ремонтируют и оборудуют дополнительным устройством по проекту ПКБ ЦВ РП580.

Погнутые крышки загрузочных люков выправляют, с трещинами или выработками ремонтируют сваркой.

Погнутые детали механизмов запирания выправляют, а имеющие износы более 2 мм восстанавливают до предельных размеров или заменяют новыми.

При ремонте крышки разгрузочного люка (рис. 12) разрешается:

а) заварка трещин, деф. 1, длиной до 100 мм. Трещины, длиной до 500 мм, заваривать с постановкой накладок с наружной стороны крышки;

б) заварка трещин в сварных швах, деф. 2;

в) устранение пробоин, деф. 3, постановкой одной накладки площадью не более 0,3 м 2 .


Рисунок 12 – Крышка разгрузочного люка

Погнутые крышки загрузочных люков выправляют, с трещинами или выработками ремонтируют сваркой. Погнутые детали механизмов запирания выправляют, а имеющие износы более 2 мм восстанавливают до предельных размеров или заменяют новыми.

При ремонте крышки загрузочного люка (рис. 13) разрешается:

а) заварка трещин, деф. 1, длиной до 100 мм. Трещины длиной до 500 мм заваривать с постановкой накладок с наружной стороны крышки;

б) заварка трещин в сварных швах, деф. 3;


в) устранение пробоин, деф. 2, постановкой одной накладки площадью не более 0,3 м 2 .

Рисунок 13 – Крышка загрузочного люка

Все резьбовые соединения механизма запирания смазывают смазкой УС-1 ГОСТ 1033.

Крышки люков должны плотно закрываться, исключая возможность попадания влаги внутрь вагона.

Механизм разгрузки снимают с вагона, разбирают, обмывают, проверяют техническое состояние деталей, определяют объем ремонта.

Детали, имеющие трещины, ремонтируют сваркой, с изломами заменяют новыми, с износами более 2 мм восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой.

На крышке бункера устанавливают уплотнение специальной конфигурации, препятствующее проникновению влаги внутрь вагона. Ма­териал уплотнения - термостойкая резина мягкой или средней твердости, применяемая для интервала температур от -60 до +100°С.

Выпуск из деповского ремонта зерновозов с не замененными резиновыми уплотнениями разгрузочных люков, имеющими разрывы и повреждения, не обеспечивающие герметичное закрытие люков запрещен.

При закрытых люках зазор между прокладкой и крышкой по периметру не допускается.

9.2.1.1 Все неисправности в обшивке потолка из фанеры толщиной 8 мм, древесноволокнистой плиты толщиной 6-8 мм (или 4 мм в два слоя), провисания, нарушения мест крепления листов и др. должны быть устранены. Вновь устанавливаемые части обшивки, взамен неисправных должны быть толщиной не менее 8 мм.

Поврежденные участки панелей обшивки потолка ремонтируют путем вырезания неисправной части и постановки ремонтной вставки соответствующей длины между исправными частями основной панели в следующих количествах, шт.:

при нарезных панелях на всем поперечном сечении кузова - не более трех;

на панелях длиной до 1 м - не более одной;

при длине панели длиной более 1 м - не более двух.

В остальных случаях неисправные листы обшивки заменяют новыми.

9.2.1.2 Ремонтные вставки и целые листы перед постановкой подгоняют и грунтуют с обеих сторон. Целые листы и вставки крепят к деревянным брускам дуг крыш гвоздями 2х40 мм с шагом от 150 мм до 180 мм, а в местах изгиба обшивы - с шагом не более 100 мм.

9.2.1.3 Неисправные армировочные планки ремонтируют или заменяют новыми стальными толщиной от 0,8 мм до 1 мм, шириной 35 мм.

Поверхности армировочных планок, соприкасающиеся с деревоплитой, перед постановкой окрашивают.

9.2.1.4 Места с поврежденной окраской, вновь поставленные листы и ремонтные вставки окрашивают в один слой под цвет старой краски.

9.2.1.5 В местах повреждений перед производством ремонтных работ обшивку из фанеры с внутренней стороны кузова снимают. После окончания работ обшивку восстанавливают.

9.2.1.6 Доски обшивки без шпунтов, гребней, не плотно прилегающих друг к другу (при наличии просветов между ними), изломанные и с трещинами заменяют.

9.2.1.7 Исправные нестандартные по ширине доски обшивки разрешается оставлять. Допускается постановка склеенных досок встык на всех стенах, за исключением четырех верхних подряд, в остальной части - через одну. Стык располагают в шахматном порядке. Во всех случаях четыре нижние доски ставят целыми.

9.2.1.8 Вновь поставленная обшивка должна быть собрана и плотно стянута.

Ремонт пола.

9.2.2.1 Доски пола, имеющие излом и поперечные трещины заменяют. Новые доски пола устанавливают толщиной и шириной согласно требований конструкторской документации, а бывшие в употреблении – толщиной не менее 48 мм и шириной не менее 100 мм.

Настил пола должен быть собран плотно. Допускаются местные несквозные зазоры в соединении досок сверху и снизу не более 3 мм. Несквозные зазоры между досками неперебираемого настила пола допускаются не более 5 мм сверху и снизу. При зазорах более 5мм настил пола перебирают. В местах сопряжения досок пола разной толщины выступающие грани более толстых досок сострагивают с обеспечением плавного перехода к плоскости более тонкой доски. Допускается неплоскостность поверхностей пола не более 3 мм.


Использование сырого пиломатериала категорически запрещено. Применяемая древесина по качеству и влажности должна удовлетворять требованиям ГОСТ 3191. Влажность пиломатериалов определяется при помощи влагомера.

9.2.2.2 При замене неисправных досок пола допускается постановка досок встык в шахматном порядке через одну целую. Постановка в дверном проеме досок встык запрещается.

Концы досок в месте стыка располагают на одной из полок швеллеров хребтовой балки и укрепляют болтами с планками. Соединение досок встык выполняют в четверть.

Стык склеенной доски пола располагают только по армировке хребтовой балки, при этом постановка склеенных досок в дверном проеме не допускается.

При необходимости производится модернизация настила пола в соответствии с проектом М1412 ПКБ ЦВ.

Ремонт крыши

9.2.3.1 Перед ремонтом крышу и её крепление к кузову осмотреть. Крепёжные уголки, планки, накладки, кронштейны, имеющие трещины, механические повреждения, трещины сварных швов, непровары, износ отверстий под крепёжные болты заменить новыми или восстановить в соответствии с проектом «Унифицированная крыша крытых вагонов с дугами поверху» М 1604 ПКБ ЦВ.

Неисправные крепёжные болты снять и заменить на новые или исправные. При креплении крыши гайки крепёжных болтов обваривать.

Сварочные работы проводить по ГОСТ 14771-76 и «Инструкции по сварке и наплавке грузовых вагонов» утвержденной Советом по ж.д. транспорту государств участников Содружества, протокол от 29-30 мая 2008г.

9.2.3.2 Крепление крыши должно обеспечивать плотное прилегание к верхней обвязке кузова вагона.

9.2.3.3 Отремонтированная крыша должна обеспечивать бездефектную эксплуатацию до следующего ремонта. Все основные технические характеристики и эксплуатационные параметры отремонтированной крыши не должны уступать соответствующим показателям, содержащимся в конструкторской документации на изготовление крыши.

9.2.3.4 Крыши осматривают и при необходимости ремонтируют. Ремонт крыши сваркой выполнять в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов». На крыше разрешается заваривать не более двух трещин на площади не более 1 м длиной не более 150 мм. При ремонте крыш сваркой внутренняя подшива крыши, щитки фрамуг снимаются а затем восстанавливаются по согласованию с заказчиком. Трещины в дугах ремонтируют заваркой, зачисткой сварного шва и усилением накладками.

9.2.3.5 Помост крыши, поручни помоста и фрамуги, лестницу восстановить, если на крыше имеются загрузочные люки. Уплотнительные кольца загрузочных люков заменить на новые.

9.2.3.6 Крышки загрузочных люков, их сборочные единицы и детали осмотреть, имеющие дефекты отремонтировать, а негодные заменить на новые.

Вагоны, поступившие в ремонт с крышами без загрузочных люков, таковыми не оборудовать, помост крыши, лестницу, поручни помоста не восстанавливать.

9.2.3.7 Крышки печной разделки осмотреть, имеющие дефекты отремонтировать, негодные заменить на новые. На вагонах не оборудованных несъемным оборудованием (воинскими досками) крышки печных разделок заглушить.

9.2.3.8 Фрамугу, поврежденную коррозией до 30% по толщине, оставить без ремонта. При коррозионном повреждении более 30% - фрамугу заменить. Фрамуги, имеющие трещины, ремонтировать сваркой с постановкой усиливающих накладок.

Продольные трещины длиной до 100 мм ремонтировать сваркой без постановки усиливающих накладок.

9.2.3.9 Металлическую крышу снаружи и внутри очистить от остатков грузов, мусора, разрушившейся краски.

9.2.3.10 Допускается оставлять без ремонта местные коррозионные повреждения кровли не более 1/3 толщины металла. При больших повреждениях карту кровли заменить.

9.2.3.11 Трещины и пробоины кровли ремонтировать постановкой на поврежденное место плоской (гофрированной) накладки толщиной 1,5 мм с обваркой её по периметру.

Допускается ремонтировать несколько трещин, пробоин одной накладкой, при условии, что её площадь не превышает 0,3 м . На одной карте кровли допускается постановка не более 2-х накладок с расстоянием между ними не менее 1000 мм.

9.2.3.12 При смене карты кровли, поврежденную карту срезать по смежным дугам, обвязочному угольнику. Накладываемую новую карту кровли, уплотнить и приварить сплошным швом к дугам и обвязочному угольнику.

При негодности полотна загрузочного люка или карт кровли в этом пролете, поврежденное полотно срезать вместе с люком и картами по смежным дугам, обвязочному угольнику; наложить новую карту кровли, уплотнить и приварить сплошным швом.

На одной крыше допускается смена не более 4 карт кровли.

9.2.3.13 При повреждениях, превышающих перечисленные в п. 9.2.3.10, 9.2.3.11, крышу снять с вагона и заменить на новую. Вагон, требующий замены или ремонта более 50% листов крыши, по согласованию с собственником вагона, направляют в капитальный ремонт для замены её на новую или ремонтируют в объеме капитального ремонта.

9.2.3.14 Поврежденные сварные швы на крыше восстановить сваркой по ГОСТ 14771-76 и «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».

9.2.3.15 Приварку накладок на кровлю и новых карт проводить по ГОСТ 14771-76 и «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».

9.2.3.16 Сварные швы должны быть плотными и исключать проникновение влаги в кузов вагона.

Отклонение дуг от вертикали допускается не более 15 мм.

9.2.3.18 Перекрытие листов внахлестку при смене карт кровли должно быть не менее 30 мм.

Крышки печной разделки снимают, очищают, осматривают и ремонтируют.

9.2.3.19 Дуги очистить от разрушившегося лакокрасочного покрытия, ржавчины и грязи.

9.2.3.20 Коррозионные повреждения элементов крыши допускаются не более 1 мм толщины металла. При большем повреждении, элементы заменить новыми или ремонтировать постановкой усиливающих накладок.

Дуги, имеющие поперечные трещины более 30% сечения элементов, ремонтировать сваркой с постановкой усиливающих накладок, а имеющие поперечные трещины более 30% сечения элементов, изломы и повреждения коррозией более 30% толщины металла, заменить новыми.

9.2.3.21 Крышу подшить фанерой толщиной 8 мм или древесноволокнистой плитой толщиной от 6 мм до 8 мм или 4 мм в два слоя, вплотную с кровлей.

9.2.3.22 Исправные или отремонтированные люки, помосты крыш и лестницы разрешается использовать вторично.

9.2.3.23 Крышу с дугами поверху осмотреть, трещины в сварных соединениях дуг и карт крыши разделать и заварить независимо от длины. Трещины или изломы в дугах ремонтировать сваркой с последующим усилением накладкой и обваркой сплошным швом по периметру. Допускается изломы, пробоины или лучевые трещины в дугах ремонтировать путем постановки вставки длиной не менее 500 мм. Места соединения перекрывать накладками с последующей обваркой по периметру сплошным швом. Допускается полная замена дуги. Остальные дефекты устраняют согласно п. 9.2.3.1 - 9.2.3.22 настоящего Руководства.

Ремонт боковых люков.

9.2.4.1 Рамку люка, имеющую вмятины и прогибы, выправляют. Трещины рамки ремонтируют сваркой с постановкой накладок с внутренней стороны вагона.

9.2.4.2 Крышки люка выправляют, волнистость полотна не допускается.

9.2.4.3 Крышки люков, имеющие коррозийное повреждение более 2 мм заменяют.

9.2.4.4 Неисправные люковые запоры, крепежные соединения ремонтируют или заменяют.

9.2.4.5 Крышка люка в закрытом состоянии должна плотно прилегать к рамке люка. Кромки закрытой крышки люка должны перекрывать рамку люка по периметру не менее чем на 15 мм.

Ремонт дверей.

9.2.5.1 Двери осматривают и ремонтируют согласно конструкторской документации данного типа и модели вагона.

9.2.5.2 Дверные проемы выправляют и укрепляют. Дверные стойки, зонты, пороги выправляют, неисправные заменяют. Толщина вновь установленного порога должна быть не менее 4 мм.

9.2.5.3 Обвязки, имеющие изгибы, выправляют. Разность величин диагоналей и непараллельность боковых, нижней и верхней обвязок дверей допускается не более 7 мм.

9.2.5.4 Обвязки двери, дверного проема с трещинами и изломами ремонтируют сваркой, с постановкой усиливающих накладок соответствующего профиля.

9.2.5.5 Доски обшивки двери, имеющие повреждения (изломы, поперечные трещины, гнилость), заменяют.

9.2.5.6 Внутреннюю обшивку дверей с пробоинами, изломами заменяют. При этом армировочные планки при постановке, их на дверь не должны иметь местных вмятин или искривлений.

9.2.5.7 Прямолинейность притворных уголков дверного проема проверяют. Местные вмятины уголков допускаются не более 5 мм.

9.2.5.8 Местный зазор между дверной обвязкой и притворным уголком при закрытой дверной закидке допускается не более 6 мм.

9.2.5.9 Размер перекрытия верхней части двери зонтом или направляющей планкой должен быть не менее 25 мм.

9.2.5.10 Механизм закрывания двери осматривают, неисправные детали ремонтируют или заменяют новыми.

Механизмы закрывания дверей, на которых стоит предохранительно-защитное приспособление от хищения груза, должны быть осмотрены после срезания этого приспособления. Неисправные детали механизма закрывания дверей ремонтируют или заменяют новыми, после чего устанавливают новое предохранительно-защитное приспособление от хищения груза. Механизм закрывания дверей должен соответствовать требованиям конструкторской документации. Предохранительно-защитное приспособление должно быть изготовлено по проекту М 1790.000.

9.2.5.11 Для открывания дверей ломом на боковых стенах кузова при отсутствии устанавливают металлические планки с отверстиями. Погнутые планки выправляют.

9.2.5.12 Опоры для погрузочно-выгрузочных приспособлений или съемных стремянок, убирающиеся подножки ремонтируют, отсутствующие - устанавливают.

9.2.5.13 Изогнутые державки дверного ролика снимают и выправляют, дверной ролик проверяют на свободность вращения. Шариковые подшипники очищают, смазывают сказкой ЦИАТИМ-201, несправные - заменяют новыми.

9.2.5.14 Дверные упоры должны быть высотой 90-100 мм с захватом для предотвращения падения дверей в пути следования. Крепление упоров должно быть типовое и соответствовать конструкции вагона.

7.1.1 Ремонт элементов кузова полувагона сваркой, производится в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32] и ГОСТ – 12.3.003.

7.1.2 Прогибы верхней обвязки без усиления накладками устраняют правкой. Допускается оставлять без ремонта прогиб верхней обвязки не более 10 мм на 1 м длины между стойками.

7.1.3 Трещину или излом верхней обвязки устраняют сваркой с последующей постановкой накладок или вставок. После ремонта, при замене частей верхней обвязки, допускается не более одного стыка между смежными стойками, но не более 3-х на одной стене полувагона.

7.1.4 Допускается оставлять без ремонта местные вмятины, не имеющие трещин на стойках кузова омегообразного профиля глубиной не более 30 мм. При глубине, более указанной, разрешается ставить накладки.

7.1.5 При одновременном вертикальном изгибе верхней и нижней обвязок кузова сверх установленных допусков, (более 10 мм на 1 м длины или более 25 мм на всю длину стены) металлическую обшивку по стойкам на высоту прогиба срезают, выправляют обвязки и устанавливают новую вставку согласно рисунка 4 металлической обшивки с последующей ее приваркой катетом сварочного шва 5 мм. Допускается полная замена верхней обвязки согласно рисунка 5.

7.1.6 Разрешается вырезка части обшивки, имеющей, вмятины, площадью не более 1 м², с последующей приваркой двусторонним швом накладки или вставки.

Трещины, пробоины, вырывы, поврежденные коррозией участки обшивки ремонтируют постановкой накладок с внутренней стороны площадью не более 0,3 м².

7.1.7 Нижнюю обвязку полувагона, имеющую коррозионные повреждения более 1/3 толщины элемента, но не более 1/2 толщины на длине люкового проема, длиной не более 1/3 люкового проема ремонтируют сваркой с последующим усилением односторонними плоскими накладками, перекрывающими поврежденные места не менее 50мм на сторону. Таким способом разрешается ремонтировать нижнюю обвязку по всей длине вагона. При коррозионных повреждениях более 1/2 толщины элемента на длине люкового проема произвести замену поврежденного участка с расположением стыка на расстоянии не менее 300мм от стойки кузова.

При ремонте нижней обвязки в месте установки и приварки накладки разрешается вырезать часть нижней кромки металлической обшивки на длину устанавливаемой накладки. Трещины нижней обвязки длинной более 100 мм и менее 200 мм ремонтируют путем вырезки полки, с установкой вставки горизонтальной полки и постановкой усиливающей накладки. Допускается перекрывать трещины одной накладкой, если расстояние между ними менее 150 мм. Накладка дополнительно крепиться электрозаклепками в количестве не менее двух. Вырывы и прорезы на горизонтальной полке нижней обвязки допускается ремонтировать постановкой вставки длиной не более 500мм с установкой плоской усиливающей накладки. Вырывы на горизонтальной полке допускается ремонтировать вставкой в количестве не более двух штук с установкой накладки и обваркой сплошным швом. Поперечные швы не допускаются.

7.1.8 При наличии на штампованной стойке омегообразного сечения одного из дефектов: излома, трещины, выходящей на вертикальные стенки, коррозии более 1/3 толщины или подреза полок стойки более 20 мм и расположении поврежденного места на расстояний менее 300 мм от верхней кромки нижней обвязки кузова, разрешается ремонтировать стойку на месте, путем постановки новой части стойки на высоту не менее 300 мм от верхней кромки нижней обвязки. При этом стойку соединяют с новой частью односторонним сварным швом с приваркой усиливающей накладки толщиной 6 мм, перекрывающий сварной шов не менее 50 мм на сторону с последующей обваркой накладки по всему периметру.



Нижнюю часть стойки, приваренную к нижней обвязке дополнительно крепят электрозаклепка­ми диаметром 20 ±1 мм согласно рисунка 6.

7.1.9 При коррозии менее 1/3 толщины полок их ремонтируют постановкой усиливающей накладки согласно рисунка 7. При подрезе полок сваркой до 10 мм разделывают швы с последующей приваркой стоек. При подрезе полок сваркой более 10мм, но не более 20мм, сварочные швы разделывают, стойки приваривают с последующей приваркой усиливающих уголковых накладок с той и другой стороны стойки. Накладка должна перекрывать расстояние от краев подреза не менее 30 мм с плавным переходом к краю полки. Ремонтировать таким способом две рядом стоящие стойки на вагоне - запрещается.




7.1.10 Если трещина на стойке гнутого профиля не переходит на вертикальную стенку, трещину разрешается заваривать с последующей постановкой уголковой накладки. Таким образом, устраняют трещины на обеих горизонтальных полках стойки.

Вырывы на горизонтальной полке стойки кузова гнутого профиля ремонтировать постановкой вставки и усиливающей уголковой накладки. Допускается ремонтировать таким образом вырывы на обеих горизонтальных полках стойки.

7.1.11 Вновь устанавливаемые на вагон промежуточные стойки соединяют с промежуточными балками рамы с помощью накладок. Нижнюю часть стойки, приваренную к нижней обвязке, дополнительно крепят двумя электрозаклепками с каждой стороны, диаметром 20 ± 1 мм согласно рисунка 6.

7.1.12 При установке новой стойки кузова, её приваривают одно-
сторонним сварным швом к верхней обвязке. При этом усиление верхней
обвязки снимают с последующим его восстановлением.

7.1.13 Трещины в металлической обшивке длиной до 100мм заваривают без постановки усиливающей накладки. Местные прожоги листа металлической обшивки устраняют сваркой.




Все трещины длиной более 100мм заваривают с последующей постановкой усиливающей накладки толщиной 4мм с внутренней стороны кузова с обваркой ее по периметру. При этом усиливающая накладка должна перекрывать трещину не менее 30 мм с каждой стороны. В одном пролете разрешается заваривать не более двух таких трещин с расстоянием между ними не менее 1000 мм. Таким способом устраняют продольные прожоги, образовавшиеся на металлической обшивке при срезке элементов боковой стены. Допускается использовать для нескольких трещин одну накладку, площадь которой не должна превышать 0,3м².

7.1.14 При пробоине в металлической обшивке на выправленные кромки устанавливают усиливающую накладку толщиной 4мм с обваркой с наружной стороны сплошным швом, а с внутренней стороны прерывистым
сварным швом. Лучевые трещины от пробоины не допускаются, при ремонте обшивки их следует вырезать и установить накладку с внутренней стороны, перекрывающую дефектное место не менее чем на 30мм, обварить по периметру сплошным швом.

7.1.15 Коррозионные повреждения металлической обшивки допускаются не более 1мм толщины листа. При повреждении более 1мм толщины металла обшивку ремонтируют постановкой накладок толщиной 4мм, перекрывающих дефектное место не менее чем на 50мм на сторону от линии реза металла. Накладки должны соответствовать профилю обшивки и привариваться внутри по всему периметру с катетом сварного шва 4мм. Заварка пробоин, поврежденных коррозией участков обшивки с постановкой вставок при условии, что на одном пролете их будет не более трех и не более 50% площади листа. Если более 50% площади листа, между смежными стойками лист полностью заменяют с приваркой его к верхней и нижней обвязкам и к стойкам.

7.1.16 Разрешается смена одной части обшивки (по верхнему или нижнему краю) шириной до 400мм на всю длину между смежными стойками согласно рисунка 8 по ГОСТ 5264.

7.1.17 При коррозионном повреждении 2мм толщины листа и более 50% площади 0,5 м² листа между смежными стойками лист полностью заменяют с приваркой его к верхней и нижней обвязкам и к стойкам. При наличии двух и более трещин, суммарная длина которых превышает 500мм, которые нельзя перекрывать одной усиливающей накладкой площадью 0,3м 2 – лист заменяется полностью, в межстоечном проеме. При наличии пробоин, суммарная площадь которых более 0,3 м 2 - лист заменяется полностью, в межстоечном проеме.

7.1.18 На угловых стойках допускается ремонтировать не более одной трещины длиной до 100 мм без установки усиливающих накладок – заваркой с предварительной засверловкой концов трещины. Трещины развивающиеся поперек и длинной не более половины поперечного сечения стойки ремонтируются заваркой с предварительной засверловкой на концах трещины, при длине трещины более 0,5 поперечного сечения стойка ремонтируется заваркой с постановкой усиливающей накладки.

7.1.19 Суммарное уширение или сужение боковых стен в средней части полувагона должно быть не более 30 мм от предельных размеров, а одной боковой стены - не более 15мм. Уширение боковых стен в плоскости дверей более 10мм от предельных размеров не допускается.

7.1.20 Поручни, ступени, лестницы, барьеры ограждения, имеющие волнообразные изгибы более 25мм ремонтируют правкой. Поврежденные подножки, поручни, лестницы должны быть заменены в соответствии с конструкторской документацией данного типа вагона.

Читайте также: