Превышение граней смежных плит сборных цементно бетонных покрытий

Обновлено: 23.04.2024

Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

Технические рекомендации согласованы с ОАО «Инждорстрой», ОАО «Гордорстрой».

Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит

Вводятся взамен ВСН-15-95

Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города

Разработаны ГУП «НИИМосстрой»

Начальник Управления научно-технической политики в строительной отрасли

__________ А.Н. Дмитриев

«27» декабря 2004 г.

Дата введения в действие

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l / h £ 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ³ 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ³ 8 - 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. 1.


Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры мощностью 80 - 250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл. 1).

2.5. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 при его замере через 25 м в точках по поперечному сечению. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. 2).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Нормативные требования, которые следует выполнять и контролировать при строительстве каждого слоя аэродромного покрытия, и методы контроля приведены в таблице 7.1.

7.1.4 Нормативные и расчетные характеристики бетона, асфальтобетона, материалов, применяемых для устройства оснований под покрытия жесткого и нежесткого видов, следует принимать по приложению И.

7.1.5 Проектный срок службы капитальных покрытий, обеспечивающих эксплуатацию воздушных судов с заданной интенсивностью, должен быть не менее 20 лет для жестких покрытий и 10 лет для нежестких покрытий и жестких, усиленных асфальтобетоном. Покрытия облегченного типа должны проектироваться на срок службы не менее 5 лет.

7.1.6 Покрытия аэродромов, включая слои искусственных оснований, надлежит рассчитывать по методу предельных состояний на многократное воздействие вертикальных нагрузок от воздушных судов как многослойные конструкции, лежащие на упругом основании.

Асфальтобетонные покрытия, кроме того, следует рассчитывать на восприятие аэродинамических нагрузок от газовоздушных струй авиадвигателей, если скорость струи в зоне контакта с покрытием равна или более 100 м/с.

7.1.7 Покрытия на обочинах ИВПП, РД, МС, перронов, укрепляемых участках, примыкающих к торцам ИВПП, и покрытия концевых полос торможения следует предусматривать устойчивыми к воздействию газовоздушных струй от авиадвигателей, а также возможных нагрузок от транспортных и эксплуатационных средств.

7.1.8 Толщину покрытия на укрепляемых участках надлежит принимать по расчету, но не менее минимально допускаемой для конструктивного слоя из данного материала.

7.1.9 Во избежание повреждения воздушных судов при их случайных выкатываниях с ИВПП на гражданских аэродромах с категориями нормативных нагрузок IV и выше сопряжения укрепляемых участков обочин РД, укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, а также отмосток вокруг сооружений водосточно-дренажной сети и кабельной канализации (колодцев, закрытых канав, лотков и т.п.) с грунтовой поверхностью спланированной части ЛП следует устраивать в виде пандуса с заглублением края покрытия (отмостки) в грунт на глубину, равную глубине колеи расчетного типа воздушного судна в грунте, определяемой расчетом. При этом крутизна пандуса должна быть не более 1:10. Отмостки смотровых колодцев рекомендуется устраивать из покрытий нежесткого типа (асфальтобетон, щебень, укрепленный органическим вяжущим и т.д.).

7.1.10 Для обеспечения проектного срока службы возникающие во время эксплуатации дефекты (трещины, сколы, шелушение бетона и т.п.) должны устраняться по мере их появления методами текущего ремонта, поврежденная герметизирующая конструкция в деформационных швах должна восстанавливаться. Также необходимо оценивать работоспособность деформационных швов. При неудовлетворительной оценке следует предусматривать устройство дополнительных компенсационных швов.

Через каждые 5 лет следует определять фактические значения критериев пригодности аэродромных покрытий: прочности, ровности, шероховатости в соответствии с нормативными документами.

Пленка, образовавшаяся после применения средства по уходу за свежеуложенным бетоном, должна быть удалена до наступления отрицательных температур. Вновь построенные жесткие покрытия должны быть пропитаны укрепляющим паропроницаемым составом перед зимней эксплуатацией.

Необходимо отслеживать динамику изменений этих критериев с тем, чтобы планировать необходимые мероприятия по техническому обслуживанию и реконструкции.

7.2 Искусственные основания

7.2.1 Для искусственных оснований и термоизоляционных слоев следует применять бетон тяжелый и мелкозернистый по ГОСТ 26633, бетон легкий - по ГОСТ 25820, жесткие бетонные смеси - по ГОСТ 7473, асфальтобетон плотный, пористый и высокопористый - по ГОСТ 9128, материалы щебеночные, гравийные и песчаные, не обработанные - по ГОСТ 25607 и обработанные неорганическими - по ГОСТ 23558 и органическими вяжущими, щебень и гравий - по ГОСТ 8267, щебень и песок - по ГОСТ 3344, песок - по ГОСТ 8736, грунты, укрепленные органическими вяжущими - по ГОСТ 30491, а также другие местные материалы.

7.2.2 Материалы всех слоев искусственных оснований должны обладать морозостойкостью, соответствующей климатическим условиям района строительства. Требования к морозостойкости приведены в таблице 7.2.

Морозостойкость материалов, не ниже, при среднемесячной температуре воздуха наиболее холодного месяца, °С

7 Превышение граней смежных плит (в швах) монолитных цементобетонных:

Не более 5% результатов определений могут иметь значения до 15 мм, остальные до 7 мм

8 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытия и основания

9 Ширина пазов деформационных швов всех видов покрытий

Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 4 мм, остальные - до 2 мм

Не более 20% результатов определений могут иметь значения до 5 мм, остальные - до 3 мм

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 10 мм, остальные до 5 мм.

Отклонения от проектных значений до ±20%, но не более 35 мм

8.6 При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.

В качестве расчетной следует применять нормативную нагрузку в случаях,

величина расчетной нагрузки проектируемой дороги меньше значения нормативной нагрузки;

предполагается движение транспортных средств с осевой нагрузкой, превышающей нормативную более чем на 5%, в количестве, не превышающем 5% суммарной интенсивности движения грузовых автомобилей и автобусов.

Нормативную нагрузку назначают в соответствие с 5.2.

В случае, когда в составе движения проектируемой дороги предусматривается регулярное обращение автомобилей с осевой нагрузкой, превышающей нормативную (5.2) более чем на 5%, в количестве более 5%, за расчетную следует принимать максимальную нагрузку на наиболее нагруженную ось автомобиля.

При определении осевой нагрузки для многоосных автомобилей фактическую номинальную нагрузку на ось тележки, определяемую по

паспортным данным, следует умножать на коэффициент

где - расстояние между осями тележки, м;

, , - параметры, определяемые в зависимости от капитальности дорожной одежды и числа осей тележки по таблице 8.3.

Численные значения параметров формулы (8.1)

Примечание - В числителе - для дорожных одежд капитального и облегченного типов, в знаменателе - для переходных.

8.7 Конструкции дорожных одежд низшего типа назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта.

Для автомобильных дорог с многополосной проезжей частью дорожную одежду для всех полос движения рассчитывают на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.

8.8 Дорожные одежды рассчитывают по трем условиям, обеспечивающим требуемый уровень надежности и долговечности конструкции: по прочности, морозоустойчивости и осушению.

При расчете дорожных одежд на прочность используют расчетные значения прочностных и деформационных характеристик материалов и грунта конструктивных слоев.

За расчетные значения деформационных характеристик (модулей упругости) принимают их табличные нормативные значения (среднеарифметические), установленные по результатам многочисленных испытаний материалов.

За расчетные значения прочностных характеристик (сцепление, угол внутреннего трения, растяжения при изгибе) принимают их табличные нормативные значения, полученные в результате многочисленных испытаний, с учетом коэффициента нормированного отклонения, принимаемого в зависимости от требуемого уровня надежности.

8.9 Для нежестких дорожных одежд капитального и облегченного типов расчет на прочность выполняют по трем критериям прочности:

по допустимому общему упругому прогибу конструкции; по допустимым напряжениям при изгибе монолитных слоев дорожной

одежды (расчет на растяжение при изгибе); по допустимым сдвигающим напряжениям в грунте и слабосвязных

дополнительных слоях основания (расчет по сдвигу).

Конструкции дорожных одежд низшего типа назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта.

8.10 Расчет на прочность покрытий из монолитного цементобетона проводят с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры с учетом требований ГОСТ Р 54257 .

Расчет жестких дорожных одежд на прочность должен включать расчет монолитного покрытия и расчет основания.

8.11 Расчет на прочность основания жестких дорожных одежд с монолитными и сборными покрытиями производят по условию предельного равновесия при сдвиге в дополнительных слоях основания и в земляном полотне.

8.12 Расчет асфальтобетонных покрытий на бетонных основаниях производят по двум условиям:

трещиностойкости асфальтобетонного покрытия в наиболее холодный месяц зимы;

прочности - предельной сопротивляемости покрытия и основания воздействию многократно повторяющихся нагрузок от автотранспортных средств.

Прочность асфальтобетонного покрытия на цементобетонном основании рассчитывают для наиболее неблагоприятного периода года - жарких летних месяцев, когда модуль упругости асфальтобетона минимален.

8.13 Расчет на морозоустойчивость как жестких дорожных одежд, так и нежестких проводят для неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях. Расчет выполняют путем определения (расчета) величины ожидаемого пучения грунта рабочего слоя земляного полотна и сравнения ее с допускаемой для данной конструкции величиной.

8.14 Расчет на осушение должен предусматривать определение толщины дренирующего слоя при заданном коэффициенте фильтрации материала слоя.

Расчет должен выполняться по принципу поглощения или по принципу полного осушения.

8.15 Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения. Значения глубин впадин шероховатости по апробированному методу "песчаное пятно", определяемые прибором типа КП-1319, должны соответствовать указанным в таблице 8.4.

Материал верхнего слоя покрытия

Минимальная средняя глубина впадин шероховатости, мм

8.16 Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, предусматривают для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцепления в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в таблице 8.5.

Характеристика участков дорог

Участки на кривых в плане радиусами от

250 до 1000 м, на спусках и подъемах с

уклонами от 30‰ до 60‰, участки в зонах

сужений проезжей части (при

реконструкции), а также участки дорог,

отнесенные к легким условиям движения,

при коэффициенте загрузки в пределах

Участки с видимостью менее расчетной;

подъемы и спуски с уклонами,

превышающими расчетные; зоны

пересечений в одном уровне, а также

участки, отнесенные к легким и

затрудненным условиям, при

коэффициенте загрузки свыше 0,5

Примечание - Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 ( ГОСТ 30413 ) без учета их снижения в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.

Указанные в таблице 8.5 значения коэффициентов сцепления обеспечивают:

устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;

устройством покрытий из щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей и смесей типов А и Г с использованием щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка изверженных горных пород;

специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.

8.17 Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10-12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25-35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных ("шумовых") полос на подходах (на расстоянии 250-300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос принимают 5-7 м, расстояние между полосами - от 30 м в начале до 10-15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по таблице 8.5).

8.18 Ровность поверхности покрытия оценивается:

просветами под трехметровой рейкой, получаемыми с помощью рейки или профилометра;

отклонениями (амплитудами) высотных отметок точек профиля, полученных нивелированием с шагом 5 м или профилометром;

международным индексом ровности IRI, полученным с помощью дорожного профилометра.

Методика измерений для метода трехметровой рейки и метода амплитуд приведена в ГОСТ 30412 .

Требования к показателям ровности по методу амплитуд и международному индексу ровности IRI для оснований и покрытий из асфальтобетона, цементобетона и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими, приведены в таблице 8.6, а методика измерений - в приложении Г.

Допустимые значения амплитуд,

Длина прямой линии, м

При этом 90% определений значений амплитуд отметок точек профиля должны быть в пределах, указанных в таблице 8.6, а 10% определений не должны превышать эти значения более чем в 1,5 раза.

Жесткие дорожные одежды

8.19 К жестким дорожным одеждам следует относить одежды, имеющие: цементобетонные монолитные покрытия; асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона;

сборные покрытия из железобетонных или предварительно напряженных железобетонных и армобетонных плит.

8.20 Толщину бетонных покрытий назначают по расчету с учетом вида оснований, но не менее приведенной в таблице 8.7.

Толщина покрытия, см, по категориям

Бетонное или из каменных материалов и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими

Щебеночные и гравийные

8.21 В бетонном покрытии следует предусматривать поперечные и продольные швы. К поперечным относятся швы расширения, сжатия, коробления и рабочие. Система их расположения определяется с учетом климатологических и технологических особенностей условий строительства. Пересечение продольных и поперечных швов рекомендуется предусматривать под прямым углом. Расстояние между швами сжатия (длину плит) определяют расчетом.

Допускается назначать длину плит в зависимости от толщины покрытия с учетом климата согласно таблице 8.8.

Длина плиты, м, при толщине покрытия, см

Примечание - Континентальный климат характеризуется разницей между максимальной и минимальной температурами воздуха за сутки более 12 °С при повторяемости более 50 раз в год.

8.22 Покрытия из сборных железобетонных плит на автомобильных дорогах предусматривают для сложных природных условий или при высоких насыпях, когда трудно обеспечивать стабильность земляного полотна.

8.23 В основаниях из бетона класса В12,5 ( 1,6) и выше необходимо предусматривать продольные и поперечные швы сжатия и расширения.

8.24 Конструкции дорожных одежд со сборным покрытием из железобетонных и армобетонных плит допускается принимать на основе техникоэкономических обоснований в районах со сложными инженерногеологическими, гидрогеологическими и климатическими условиями с учетом ГОСТ Р 54257 .

8.25 Плиты сборного покрытия принимают по типовым проектам или по условиям прочности и трещиностойкости на действие колесной нагрузки и собственной массы плит при подъеме их за монтажные устройства и при укладке в штабеля и на транспортные средства.

8.26 Под сборные покрытия, укладываемые на песчаное основание, целесообразно устраивать сплошную прослойку из полотен геотекстиля на всю ширину покрытия с запасом по 0,5 м с каждой стороны и выпусками шириной 0,75 м от поперечных швов покрытия на откосы. При ширине плит более 1,5 м допускается устройство прослоек из полос геотекстиля шириной не менее 0,75 м под швами и кромками покрытия.

При соответствующем обосновании песчаное основание рекомендуется армировать объемными геоячейками.

8.27 На дорогах категорий I-III с насыпями высотой более 3 м из крупнообломочных грунтов с размерами обломков более 0,2 м, с насыпями на болотах при частичном выторфовывании высотой более 5 м из любых грунтов, у путепроводов через железные дороги в пределах до 200 м независимо от высоты насыпи, а также на участках дорог, где ожидаются неравномерные осадки земляного полотна, рекомендуется устраивать цементобетонные покрытия, армированные сетками.

8.28 При конструировании жестких дорожных одежд с верхним слоем из асфальтобетона должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие замедление процесса возникновения отдельных температурных трещин в покрытии, в том числе с использованием армирующих геосеток и геокомпозитов (приложение Д).

Нежесткие дорожные одежды

8.29 К нежестким следует относить все конструкции дорожных одежд, не отвечающие признакам, указанным в 8.19. Нежесткие дорожные одежды капитального и облегченного типов с усовершенствованным покрытием предусматривают с таким расчетом, чтобы за расчетный срок службы конструкции, возникающие деформации и разрушения могут быть устранены плановыми ремонтами исключительно покрытия.

8.30 Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки принимают равной 0,1 с и в расчет вводят соответствующие этой продолжительности значения модулей упругости и прочностных характеристик материалов и грунта.

Дорожную одежду на стоянках автомобилей и обочинах дорог рассчитывают на продолжительное действие нагрузки (длительностью не менее 10 мин) без учета повторности нагружения.

Дорожные одежды на остановках общественного транспорта, на подходах к перекресткам дорог и к пересечениям с железной дорогой следует рассчитывать как на многократное действие кратковременной нагрузки, так и на продолжительное нагружение, выбирая более мощную конструкцию.

8.31 Расчет нежестких дорожных одежд при кратковременном действии нагрузки следует выполнять по трем критериям прочности: упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях дорожной одежды, сопротивлению монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе под расчетной нагрузкой.

Расчет нежестких дорожных одежд на длительное действие нагрузки выполняют по сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях дорожной одежды.

8.32 Напряжения и деформации нежестких дорожных одежд и земляного полотна под действием расчетной нагрузки определяют с применением методов теории упругости для слоистого полупространства с учетом расчетных условий на контактах слоев. Допускается приводить многослойные дорожные одежды и земляное полотно к двум- и трехслойным расчетным моделям.

8.33 Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 8.9.

5.1. Обочины и откосы автомобильных дорог укрепляют в соответствии с утвержденной технической документацией. Укладку слоев укрепления производят согласно требованиям СНиП III-40-78.

5.2. До начала работ по укреплению обочин необходимо проверить проектные размеры ширины обочины, поперечный уклон и плотность земляного полотна на обочине. Допускаемые отклонения от проектных размеров приведены ниже:

Укрепление ПГС неорганическими и органическими вяжущими материалами

Ширина слоя укрепления

Толщина слоя укрепления

Просвет под трехметровой рейкой для дорог IV и V категорий

Разница между показателями плотности на одном поперечнике

Сборные цементобетонные покрытия

Поперечный уклон обочины

Просвет под трехметровой рейкой

Превышение граней смежных плит, сборных цементобетонных покрытий на обочине

5.3. Плотность и влажность грунта земляного полотна контролируют по ширине обочины у плит проезжей части и у бровки земляного полотна (в двух точках) через каждые 100 - 200 м длины обочины с помощью прибора Н.П. Ковалева. Одновременно визуально оценивают однородность грунта земляного полотна на обочинах.

5.4. При укреплении обочин нефтегрунтом с добавками цемента или цементогрунтом с добавкой нефти большое внимание следует уделять точности дозирования вяжущих материалов, качеству перемешивания, влажности и однородности уплотняемых смесей, ровности поверхности обочин и соблюдению их проектного поперечного уклона.

Надлежит не реже одного раза в смену проверять:

качество зернового состава песчаного грунта, плотность и влажность укрепленного грунта;

дозу вяжущих материалов;

проектную ширину, толщину и поперечный уклон слоя укрепления;

ровность участка (с помощью трехметровой рейки или многоопорной рейки ПКР-4М).

5.5. При укреплении обочин песчано-гравийной смесью необходимо не реже одного раза в смену проверять:

качество уплотнения смеси на каждом километре обочины путем контрольных проходов катка весом 100 - 120 кН (при качественном уплотнении после прохода катка не должно оставаться следа);

зерновой состав ПГС, определяемый ситовым методом, плотность и влажность уложенной смеси плотномером-влагомером Ковалева;

ширину, толщину и поперечный уклон слоя укрепления мерной лентой, шаблоном или уклономером КП-206, ровность укрепленного слоя передвижной многоопорной рейкой ПКР-4М.

5.6. При приемке работ по укреплению обочин надлежит провести освидетельствование работ, контрольные замеры, проверить результаты производственных и лабораторных испытаний материалов и контрольных образцов, используемых для укрепления обочин, а также записи в журнал производства работ.

Ровность контролируют трехметровой или многоопорной рейкой на каждых 10 % длины сдаваемого участка.

5.7. Окончательная посадка плит на основание производится прикаткой гружеными автомобилями до исчезновения видимой осадки плит. Сваривают соединения плит в стыках и заполняют швы раствором после окончательной посадки плит в краевую полосу.

5.8. Работы по укреплению откосов необходимо вести в точном соответствии с проектной рабочей документацией.

5.9. Крутизну откоса нужно контролировать шаблонами-откосниками и проверять трехметровой рейкой.

5.10. Плотность грунта на откосе контролируют путем отбора проб в центре образующей откоса (при ее длине до 10 м) и на расстоянии 1 м от бровки и подошвы земляного полотна, а при длине образующей откоса более 10 м следует брать еще по одной пробе в промежутках. Плотность грунта в поперечнике насыпи высотой до 3 м нужно контролировать через каждые 200 м ее длины. При высоте насыпи более 3 м пробы грунта следует отбирать в поперечнике через каждые 50 м.

5.11. При транспортировании элементов решетчатых конструкций следует контролировать правильность их укладки на деревянные прокладки. Не допускается выгружать элементы на обочину или поверхность откоса навалом. Сборные элементы плит, укладываемых на обочине, и решетчатой конструкции, укладываемой на откосе, считаются уложенными правильно, если продольные и поперечные швы совпадают, уступ между элементами составляет не более 1 см. При нарушении этих требований элемент необходимо поднять и после устранения недостатков вновь уложить в конструкцию.

5.12. Готовое защитное покрытие откоса из грунта, обработанного вяжущими, должно соответствовать проекту; оно не должно иметь на поверхности трещин, отслоений и других деформаций; прочность материала покрытия на откосе должна быть не ниже предусмотренной проектом.

6. Технико-экономическая оценка вариантов укрепления обочин

6.1. Экономический эффект укрепления обочин автомобильных дорог нефтяных промыслов определяется разницей приведенных затрат при строительстве и экономией затрат при эксплуатации по базовому варианту и одному из предлагаемых в настоящих «Методических рекомендациях» варианту укрепления обочин согласно «Инструкции по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники» СН 509-78 (М.; Стройиздат, 1979).

За базовый вариант принимаем укрепление обочин привозной песчано-гравийной смесью (Томско-Островного месторождения) слоем 20 см, ширина обочины 2 м, расход песчано-гравийной смеси на 1 км обочин по обеим сторонам дороги 824 м3, срок службы обочины 2 года, сумма коэффициента реновации Р1 и нормативного коэффициента эффективности капитальных вложений (Ен = 0,15) Р1 + Ен = 0,6262 (см. прил. 2 «Инструкции» СН 509-78).

За предлагаемый вариант принимаем укрепление обочины нефтегрунтом с добавкой цемента (слой толщиной 10 см); смесь укладывается на дорнит, сверху устраивается коврик износа из песчаного асфальтобетона толщиной 3 см. Расход материалов на укрепление 1 км обочины для предлагаемого варианта дан в прил. 5 (тип IIа) данных «Методических рекомендаций». Срок службы такой обочины принят 6 лет и сумма коэффициентов в этом случае Р2 + Ен = 0,2796. Конструкции укрепленных обочин базового и предлагаемого вариантов даны на рис. 4.

6.2. Годовой экономический эффект (Э) от предлагаемого укрепления обочин по сравнению с базовым рассчитывают по формуле:

где З1, З2 - приведенные затраты на материалы, необходимые по базовому и предлагаемому вариантам;

Зс1, Зс2 - приведенные затраты на строительно-монтажные работы (СМР) на стройплощадке по базовому и предлагаемому вариантам, руб. на 1 км обочины (см. табл. 5);

 - коэффициент изменения срока службы предлагаемой конструкции укрепления по сравнению с базовой;

Ээ - экономия при эксплуатации дороги в случае применения предлагаемой конструкции укрепления обочин;

А2 - годовой объем СМР с применением новых конструкций в расчетном году, условно принят равным 1 км.

Рис. 4. Конструкции укрепления обочин базового и предлагаемого вариантов:

1 - ПГС; 2 - песчаный асфальтобетон; 3 - нефтегрунт с добавкой цемента; 4 - дорнит

Коэффициент изменения срока службы укрепленной обочины

где Р1, Р2 - доли сметной стоимости конструкций укрепления в расчете на один год службы по базовому и предлагаемому вариантам (коэффициент реновации).

Для предлагаемого и базового вариантов коэффициент изменения срока службы дороги

6.3. Экономия при эксплуатации (Ээ) при применении предлагаемой конструкции по сравнению с базовой определяется по формуле

где И1, И2 - годовые издержки при эксплуатации 1 км укрепленной обочины по базовому и предлагаемому вариантам, т.е. затраты на средний, текущий и капитальный ремонты за счет увеличения срока службы обочины;

K1, K2 - сопутствующие удельные капитальные вложения в машины и оборудование, которые необходимы для нормальной эксплуатации базового и предлагаемого укрепления обочин (условно принимаем их равными приведенным в п. 10 табл. 5), приходящиеся на 1 км обочины.

6.4. Для определения годовых издержек при эксплуатации 1 км укрепленной обочины срок службы сборного бетонного покрытия (плиты ПАГ-14) на автомобильных дорогах нефтяных промыслов (при соблюдении предусмотренной проектом технологии его устройства и требуемых условий эксплуатации) принимается равным 24 годам, межремонтные сроки службы асфальтобетонного покрытия - 18 лет для капитального ремонта, 6 лет - для среднего ремонта; для гравийного покрытия эти сроки соответственно 9 лет и 3 года. Исходя из таких условий, определяется количество ремонтов за 24 года для базового варианта: капитальных ремонтов 2, средних 5 и текущих 17; для предлагаемого варианта требуется: капитальных 1, средних 2, текущих 21. Стоимость капитального ремонта для предлагаемого варианта принимается равной стоимости устройства нового укрепления З2 + Зс2 = 26306,6 + 711,4 = 27018 руб. на 1 км (прил. 5 и табл. 5), для базового варианта З1 + Зс1 = 11865,6 + 537,9 = 12404 руб. Стоимость среднего и текущего ремонтов для базового варианта соответственно 2056 и 200 руб.; для предлагаемого варианта стоимость среднего ремонта - 2880 руб., текущего - 256 руб. (согласно ВСН 39-79). Тогда экономия при эксплуатации получается:

Годовой экономический эффект от создания и использования новых конструкций укрепления предлагаемого типа составит:

Э = (11865,6 + 537,9) ?? 2,24 + 1026,5 - (26306,5 + 711,4) = (27785 + 1026,5 - 27018) = 1793,5 руб./км.

Себестоимость устройства 1 км укрепленных обочин и приведенные затраты на их укрепление по базовому и предлагаемому вариантам приведены в табл. 5. Экономический эффект укрепления обочин предлагаемого варианта получается за счет увеличения срока службы такой обочины (без учета увеличения скорости движения автомобилей).

А.1.1 В соответствии с настоящим приложением следует проводить оценку качества:

отдельных видов работ (подготовка основания земляного полотна, возведение насыпей и разработка выемок, устройство водоотвода, присыпных обочин, слоев оснований и покрытий дорожных одежд);

устройства конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, основания и покрытия дорожных одежд);

строительно-монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.

Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки приведены в таблице А.1.

Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр

Значения нормативных требований

1 Земляное полотно

1.1 Естественное основание земляного полотна:

1.1.1 Толщина снимаемого плодородного слоя грунта

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±40%, остальные - до ±20%

1.2 Возведение насыпей и разработка выемок:

1.2.1 Высотные отметки продольного профиля

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±60 мм; остальные - до ±30 мм

1.2.2 Ширина земляного полотна

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±40 см, остальные - до ±20 см

1.2.3 Поперечные уклоны

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 10‰ до плюс 15‰, остальные - до ±5‰

1.3 Устройство водоотвода:

1.3.1 Поперечные размеры кюветов, нагорных и других канав (по дну)

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 10 см, остальные - до 5 см

1.3.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока)

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±10 см, остальные - до ±5 см

1.3.3 Продольные уклоны нагорных и других канав

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±5‰, остальные - до ±3‰

1.3.4 Ширина насыпных берм

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±30 см, остальные - до ±15 см

1.3.5 Продольные уклоны дна траншей и водоотводных канав

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±5‰, остальные - до ±3‰

1.4 Устройство присыпных обочин:

1.4.1 Толщина укрепления

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных в пределах от минус 22 до плюс 30 мм, остальные - до ±15 мм

1.4.2 Поперечные уклоны обочин

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 10‰ до плюс 15‰, остальные - до ±5‰

1.5 Устройство откосов:

1.5.1 Крутизна откосов

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 20%, остальные - до 10%

1.5.2 Выступы соседних плит (элементов) над соседними

Не должны превышать 10 мм

1.5.3 Толщина слоя щебня в ячейке

Должна превышать на 2-3 см высоту сборного элемента

2 Основания и покрытия дорожных одежд

2.1 Высотные отметки по оси

В соответствии с ГОСТ Р 59120

2.3 Толщина слоя

2.4 Поперечные уклоны

2.6 Превышение граней смежных плит (в швах) монолитных цементобетонных

2.7 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытия и основания

2.8 Превышение граней смежных плит сборных цементобетонных покрытий

2.9 Ширина пазов деформационных швов всех видов покрытий

* Предельно допускаемые отклонения высотных отметок по оси покрытия допускаются только при условии обеспечения продольной ровности.

** При оценке качества устройства сборных цементобетонных покрытий параметр не определяется.

Читайте также: