Правильные паркеты в произведениях искусства рослова

Обновлено: 02.05.2024

Паркет является популярным покрытием для пола на протяжении многих веков подряд, что совершенно справедливо, поскольку паркетное покрытие является стильным, красивым и, что немаловажно, долговечным. А если вы хотите удивить гостей, то художественный паркет как нельзя лучше подходит для этой цели, ведь такой пол в большей степени предназначен не для обычной квартиры, а для красивого загородного дома. Отличительной чертой этого вида паркета является замысловатый рисунок, который содержит планки разных форм и видов древесины. Эстетичная совместимость разных видов материала должна сопоставляться с их физическими характеристиками – а именно, нужно смотреть на реакцию на изменение температуры воздуха и его влажности.

Художественный паркет преимущественно изготавливается из древесины дуба, яблонь, вишен, груш, ольхи, берез, клена, можжевельника и экзотических древесных пород. Разнообразие исходного материала дает возможность широкого выбора цветовой гаммы и текстуры готового изделия.

Раньше художественные элементы паркета изготавливались вручную на простых пилах. Сейчас можно изготовить отдельные элементы при помощи использования новых компьютерных программ, лазера и механического оборудования. Это позволяет получить в конечном результате изделия, имеющие высокую точность геометрических элементов. Однако укладка художественного паркета всегда производится сначала без клея, т. к. могут возникнуть нестыковки, ведь производственный брак никто не отменял.

Секреты изготовления

Художественный паркет изготавливают, используя различные техники, наиболее известными являются маркетри и интарсия. Интарсия – техника инкрустации, предполагающая вкрапление ценных пород в пол. Стильность данной технологии зависит от искусного создания поверхности с использованием различной текстуры и цвета древесины. Необходимо, чтобы избранные виды материала были похожи по плотности. Если не соблюсти данное условие, то при изменении температуры, а также влажности воздуха, элементы паркета будут деформироваться неравномерно. Техника маркетри заключается в приклеенных к основанию и плотно подогнанных между собой планках.

Изготавливая художественный паркет, необходимо с особенной тщательностью подбирать изображение. Можно использовать как современные композиции, так и старый образец рисунка. С целью экономии средств предлагается использовать отдельные элементы в виде готовых бордюров и розеток. Последняя являет собой элемент декора, форма которого может быть овальная, круглая либо многогранная, а может быть и отдельным рисунком. Обычно розетки размещают в отдельной части помещения либо в его центре. Диаметр розеток составляет один метр.

В качестве колоритного обрамления пола для паркета принято использовать бордюр. Его можно укладывать по периметру комнаты либо очертить с его помощью отдельную зону. Каждый элемент составляет около метра-полутора в длину. Розетки и бордюры собирают на столярные плиты, стеклохолсты либо фанеру.

Рисунок и цена

Основу паркета чаще всего составляет типичный рисунок, такой как «кубики» или «плетенка». Рисунок «плетенка» изготавливают из планок двух сортов древесины разных тонов, светлого и темного. Используя такую технику выполнения можно создать иллюзию переплета. Рисунок кубиками» получают путем укладки в заданном геометрическом порядке ромбиков различного размера.

Стоимость для изготовления художественного паркета во многом зависит от сложности рисунка, в особенности это касается индивидуальных проектов. Цены, конечно же, могут изменяться от многих факторов. Ценовой диапазон для розетки составляет от 300-1000 долларов, а стоимость на декоративный бордюр варьируется от 20 до 100 долларов за метр погонный.

Создаем необходимые условия для художественного паркета

Уход и эксплуатация художественного паркета сопоставима с произведениями искусства. Покрытие пола в первую очередь нужно защитить от грубого механического воздействия. На ножки мебели лучше надеть войлочные накладки. Желательно не допускать домашних животных на паркет, в противном случае он может быть испорчен когтями ваших любимцев.

Как и любой покрытие из дерева, художественный паркет реагирует на изменение влажности помещения. Оптимальная влажность для него составляет 50-60%. В том случае, если будет превышение средне допустимого показателя, паркет может набухать, если же влажность будет ниже средних значений, то паркет может рассыхаться. Чтобы избежать этого следует поддерживать нужный режим влажности, а с началом отопительного сезона приобрести средства для увлажнения воздуха.

Не стоит пренебрегать рекомендациями по уходу за паркетным покрытием. Лакированный пол нужно периодически полировать, а чистить только специальными средствами для паркета.

При надлежащем уходе за художественным паркетом, он будет радовать глаз долгие годы, и пользоваться им будут даже ваши внуки, благодаря качественной циклевке художественного паркета с крепкими на износ полиуретановыми лаками.

Мы будем Вам очень признательны, за подписку на наш канал или рекомендацию друзьям и знакомым в социальных сетях. А также, заходите на наши сайты, смотрите нужную Вам информацию, звоните, спрашивайте, консультируйтесь, заказывайте:

А если Вам просто интересно то, о чем мы пишем, будем очень благодарны за поддержку авторов канала не только комментариями, но и небольшой материальной мотивацией )))

В начале прошлого столетия великий» французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия! ». Сегодня уже в начале 21 столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг – всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики. Все это создано руками человека, вооруженного геометрическими знаниями. На уроках геометрии мы изучали тему «Многоугольники», и я решила выяснить, где можно найти применение этой темы. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что в настоящее время для оформления интерьера квартир широко используют паркет. Паркеты имеют разную форму и окраску. Мне стало интересно, как создаются паркеты и как это связано с геометрией. На уроках геометрии изучается тема: «Многоугольники». Приглядевшись внимательнее, я стала замечать эти многоугольники вокруг себя: паркет, линолеум, кафельная плитка, геометрические орнаменты в художественных изделиях, в оформлениях книг. А сколько же их может быть этих паркетов, встал передо мной вопрос? Как их так мудро и красиво соединяют? Этот материал мы еще не изучали, и передо мной встала

цель: подробно изучить паркеты.

Выдвинута проблема: определить количество правильных паркетов.

  1. Изучить литературу, интернет-ресурсы по заданной теме.
  1. Закрепить знания свойств правильных многоугольников в процессе исследования вопроса о покрытии плоскости правильными многоугольниками.
  2. Обосновать с помощью математических фактов, как можно уложить паркет.
  3. Оформить презентацию для защиты работы.

Выдвигаю гипотезу: количество правильных паркетов бесчисленное множество.

Объект исследования - паркеты.

Методы исследования: анализ научной, учебной литературы; сравнение и анализ результатов, полученных разными авторами; их систематизация; метод аналогии.

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена в Египте, Индии, Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы. В средние века «паркету» стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII века в разных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, досок или из «деревянных кирпичей». Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название «елочка», а сам пол называли «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю в Москве. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении. Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов. Паркет — лицевой слой пола, настилаемый по определенному рисунку из отдельных строганых дощечек (клепок). Паркетом называют также и сам материал, из которого выкладывается паркетный пол. Полы из паркета настилаются в жилых и общественных зданиях, они отличаются красивым внешним видом, малой тепло- и звукопроводностью.

Паркет из правильных многоугольников

Итак, чтобы определить кол-во правильных паркетов, прежде всего вспомним определение правильных многоугольников из учебника А. Атанасяна «Геометрия 7-9»:

«Правильным многоугольником называется выпуклый многогранник, у которого все углы и все стороны равны».

Что же называется правильным паркетом?

Обозначим через n число сторон правильного многоугольника, тогда n-2∙180° – сумма всех внутренних углов многоугольника. αn=n-2n∙180°- каждый угол правильного многоугольника.

Чтобы можно было сгруппировать вокруг какой – то точки определенное число одинаковых правильных многоугольников, необходимо, чтобы сумма их углов, сходящихся в данной точке, равнялось 360 .

Определение паркета: Паркетом называется заполнение плоскости многоугольниками, при котором любые два многоугольника либо имеют общую сторону, либо имеют общую вершину, либо не имеют общих точек.

Паркет называется правильным, если он состоит из правильных многоугольников и вокруг каждой вершины правильные многоугольники расположены одним и тем же способом.

Изучив литературу, я узнала, что паркетов, необязательно правильных существует бесчисленное множество. Однако, подобно тому как при бесчисленном множестве многогранников вообще существует лишь конечное число правильных многогранников, так и при бесчисленном множестве паркетов, существует лишь конечное число правильных паркетов.

I. Замощение окрестности точки плоскости правильными многоугольниками одного типа .

  1. Паркеты, состоящие только из правильных треугольников.

Количество сторон: n=3 ;

Угол многоугольника: αn=n-2n∙180°=3-23∙180°=60°

Количество многоугольников: 360°:60°=6 – натуральное число.

  1. Паркеты, состоящие из правильных четырехугольников (квадрат).

Количество сторон: n=4 ;

Угол многоугольника: αn=n-2n∙180°=4-24∙180°=90°

Количество многоугольников: 360°:90°=4 – натуральное число.

  1. Паркеты, состоящие из правильных пятиугольников.

Количество сторон: n=5 ;

Угол многоугольника: αn=n-2n∙180°=5-25∙180°=108°

Количество многоугольников: 360°:108°=3,(3) – ненатуральное число.

  1. Паркет, состоящие из правильных шестиугольников.

Количество сторон: n=6 ;

Угол многоугольника: αn=n-2n∙180°=6-26∙180°=120°

Количество многоугольников: 360°:120°=3

Итак , величина угла правильного n-угольника определяется по формуле αn=n-2n∙180°

Используя эту формулу , для различных значений получаем следующие величины углов правильных n-угольников

8. Выбери вид изобразительного искусства, где изображен человек.

  1. Архитектура
  2. Живопись
  3. Декоративно-прикладное искусство
  4. Анимализм

9.Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

  1. Колорит
  2. Сюжет
  3. Композиция
  4. Перспектива

10. В парадном портрете изображают .

  1. Бедность человека
  2. Заслуги, богатство одежд
  3. Выявление характера
  4. Искаженное изображение человека

11.Какой портрет называют групповым?

  1. Где изображен один человек
  2. Где изображено несколько человек
  3. Где изображен человек с животным

12. Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени, его родиной считается .

13. Художник, изображающий море?

  1. Анималист
  2. Пейзажист
  3. Маринист
  4. Авангардист

14.Скульптура - одно из самых древних искусств, что в переводе с латинского означает:

15. Крупнейший в мире музей русского искусства - Третьяковская галерея находится в:

  1. С-Петербург
  2. Великий Новгород
  3. Пушкино
  4. Москва

16.Русский художник, сказочник, автор картин "Богатыри", "Аленушка", "Ковер-самолет".

  1. И. Билибин
  2. В. Васильев
  3. В. Васнецов
  4. К. Брюлов

17. Батальный жанр - .

  1. Жанр отражающий значительные для истории народа события
  2. Посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни
  3. Изображение природы
  4. Изображение предметов быта

18. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли мифы?

  1. Исторический
  2. Мифологический
  3. Библейский

19. Какой из перечисленных шрифтов применяется в афишах и в заголовках стенгазет.

  1. Гротекс
  2. Итальянский
  3. Стандартный
  4. Египетский
  1. Литографиями
  2. Миниатюрами
  3. Иллюстрациями
  4. Ксилографиями

1. Сгруппируйте понятия: архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, ДПИ, анимализм, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика.

2. К какому виду изобразительного искусства

относится данное произведение.

3. Продолжите и закончите названия: а) "Охотники . " б) "Утро. " в) "Явление . " г) "Девочка . "

4. Свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка называется ……., это же регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

5. Соотнеси эти картины с видами пейзажа:

  1. Героический 1.
  2. Архитектурный
  3. Сельский
  4. Индустриальный
  5. Городской

Итоговый тест за 7 класс

1. Первый скульптор древности, изобразивший человека в движении, это

2. Основу деления фигуры положили.

3. Статуя “Дискобол" создана

  1. Пифагором
  2. Лисиппом
  3. Мироном
  4. Микеланджело

4. Линия глаз взрослого человека располагается на

  1. 1/2 высоты головы
  2. 2/3 высоты головы
  3. 1/3 высоты головы
  4. У каждого человека по разному

5. У ниверсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях -

  1. Золотое сечение
  2. Канон
  3. Лепка формы
  4. Тон

6. Система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на части, это -

7. У взрослого человека размер головы занимает

  1. 1/7 часть роста
  2. 1/6 часть роста
  3. 1/8 часть роста
  4. 1/9 часть роста.

8. Размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами

  1. Канонами
  2. Корами
  3. Пропорциями
  4. Золотым сечением

9. Назовите правильную последовательность этапов создания картины?

  1. Выбрать тему, придумать сюжет, содержание, изо материалы, сделать эскиз, перенести на картину
  2. Сделать эскиз, выбрать тему, выбрать изо материалы, придумать сюжет, перенести на картину, придумать содержание
  3. Придумать сюжет, выбрать изо материалы, выполнить картину, сделать эскиз, выбрать тему

10. Выбери из перечисленного виды изобразительного искусства.

  1. Портрет
  2. Архитектура
  3. Графика
  4. Натюрморт
  5. Живопись

11. Что из ниже перечисленного является видом графики?

12. Выбери вид изобразительного искусства, где изображен человек.

  1. Архитектура
  2. Живопись
  3. Декоративно-прикладное искусство
  4. Анимализм

13. .В парадном портрете изображают .

  1. Бедность человека
  2. Заслуги, богатство одежд
  3. Выявление характера
  4. Искаженное изображение человека

14.Какой портрет называют групповым?

  1. Где изображен один человек
  2. Где изображено несколько человек
  3. Где изображен человек с животным

15. Что создают художники?

  1. Предметы быта
  2. Произведения искусства
  3. Ювелирные украшения
  4. Книги

16.Пространственное искусство (визуальное).

17.Исторический жанр - это .

  1. Отражающие значительные для истории народа события
  2. Жизнерадостные картины из жизни золотой молодежи и офицеров
  3. Изображение сказочных и былинных героев
  4. Посвящен темам войны, битв, походов

18. Как называется жанр тематических картин, в основу которых легли былины и сказки?

  1. Библейский
  2. Мифологический
  3. Сказочно-былинный
  1. Обратная сторона переплетной крышки.
  2. Показать что-либо и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого.
  3. Эскиз композиции на выбранную тему из своей жизни с оригинальным названием.
  4. Броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом,

выполненное в агитационных, информационных или учебных целях.

20. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями, такие переплеты назывались .

1. Сгруппируйте понятия: архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, ДПИ, анимализм, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика.

2. К какому виду изобразительного искусства

относится данное произведение.

3. Продолжите и закончите названия: а) "Боярыня . " б) "Золотая. " в) "Грачи . " г) "Девятый . "

4. Быстрый рисунок, в котором карандаш или кисть художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением, называется ….

3. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся архитектором?

А. Б. Кустодиев В. В. Растрелли

Б. И. Шишкин Г. М. Врубель

4. Что такое ОРДЕР?

Б. система правил и норм, которые выражаются в порядке соотношения и

В. часть греческого храма

5. Объёмное изображение на плоскости называется:

А. рельеф Б. ландшафт В. скульптура

А. художественное конструирование вещей

Б. искусство украшения вещей

В. искусство изображения вещей

7. К объектам ландшафтной архитектуры относятся
А. промышленные здания, дороги, мосты В. беседки, дорожки, клумбы

Б. жилые здания, уличное освещение

8. Какой архитектурный стиль в Средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму?

А. барокко Б. готика В. рококо Г. ампир

9. Набор вставленных в оконный проём цветных стекол, составляющих орнаментальный узор или изображение:

А. витраж Б. мозаика В. панно Г. картина

10. Цвет спектра радуги всегда располагается в такой последовательности:

А. желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;

Б. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В. красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;

Г. фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый

11. Сочетание каких объёмов можно выявить в конструкции разных вещей?

А. кубов и призм В. шаров и конусов

Б. геометрических тел Г. только цилиндров

12.Стилевое единство вещей

А. набор Б. ансамбль В. перечень

А. скульптурное украшение в виде завитка

Б. художественно оформленная денежная единица

В. конструктивная часть орнамента

14. Имидж мы понимаем как…

А. облик Б. образ В. портрет

15. Изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии – это:

А. контур Б. объём В. светотень

16. Плоскостное изображение, подобное тени, вид графики, название которого произошло от фамилии французского министра финансов называется:

А. Контур Б. Тональное пятно В. Силуэт Г. Форма

17. Назовите главного «натурщика» Ивана Айвазовского:

А. Животные Б. Горы В. Море Г. Вода

18. Екатерина II скупила по всему миру произведения искусства, чтобы поместить их в «уединенном убежище». Как мы теперь его называем?

А. Русский музей Б. Эрмитаж В. Третьяковская галерея

Г. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

19. Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека, называется:

А. Интерьер В. Батальный жанр

Б. Бытовой жанр Г. Натюрморт

20. На сколько частей делится фигура взрослого человека?
А. 5-6 Б. 6-7 В. 7-8

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Геометрия и паркет- реферат.doc

МБОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №2»

Научно – практическая конференция
«За страницами школьного учебника»

Тема: «Геометрия и паркет»

Ситникова Екатерина ,7 класс МБОУ«Железногорская СОШ №2»

Руководитель:

Захарова Людмила Алексеевна

Орнамент как зеркало хорошего вкуса…………………………………………. 6-7

Классические паркетные узоры…………………………………………………10-11

Паркетные узоры нестандартной формы………………………………………11-12

Этапы разработки фрагментов паркетного узора……………………………. 12-14

Задачи о паркете в олимпиадных заданиях……………………………………….14

Геометрия – это не только школа логического мышления, это еще и источник образов. В чем тайна многих великих художников, скульпторов, архитекторов. Почему одни произведения искусства притягивают человека своей гармонией, а другие отталкивают? Есть ли точки соприкосновения у геометрии и искусства? Люди каких профессий (из мира искусства) используют законы геометрии при создании своих произведений?

В настоящее время большое внимание уделяется дизайну жилых помещений. Особенно оформлению и качеству напольных покрытий. Одним из востребованных и дорогостоящих напольных покрытий является паркет . Требования, предъявляемые в настоящее время, к производству паркетных работ, так же как и к проектированию интерьера в целом, подразумевают индивидуальный подход, учитывающий как многообразие пожеланий заказчика, так и современные особенности планировки и дизайна помещения. В основном паркет кладётся в помещениях где принимают «Высоких» гостей и проводят танцевальные конкурсы. На паркете выкладывают различные узоры. Разработкой паркетных узоров занимаются дизайнеры. Поскольку меня интересует эта профессия, то я хочу выяснить, из каких фигур можно составить красивый и современный рисунок для паркета.

Тема: Геометрия и паркет.

Определить какие основные геометрические фигуры используются при составлении паркета и разработать образец паркета со своим рисунком

Ознакомится с литературой.

Рассмотреть задачи Пенроуза о паркете.

Определить набор фигур для оформления паркетов.

Разработать собственный паркетный узор.

Гипотеза: Количество правильных паркетов бесчисленное множество (Если знать основные фигуры из которых можно составить паркет, то видоизменяя взятую за основу фигуру можно получить различные по сложности паркетные узоры)

Объект исследования: Различные паркетные узоры.

Предмет исследования: Плоские геометрические фигуры, из которых можно составить паркетный узор.

Методы исследования:

Наблюдение, сравнение , анализ полученных результатов, выводы.

2.1.Определение

Художественный паркет c орнаментами из нескольких пород дерева - этo произведение искусства, продукт изящного, сложного, высокого ремесла. Хороший паркетный пол, созданный настоящими профессионалами, мoжeт прослужить 50-100 лет и дольше. Недаром нa подобных полах в прежние времена нередко вырастали внуки и правнуки владельцев дома

Паркет (или мозаика) есть бесконечное семейство многоугольников, покрывающее плоскость без просветов и двойных покрытий. Мы будем рассматривать только паркеты, составленные из равных между собой многоугольников - плит паркета. Дополнительно всегда предполагается, что если паркет составлен из копий выпуклого многоугольника, то каждые две копии либо не имеют общих точек, либо имеют общую сторону (называемую также ребром паркета), либо общую вершину (называемую вершиной паркета).

2.2.Сквозь века

Узорный паркет из цветной древесины - тaк называемый наборный, или художественный, - имeeт oчeнь древнюю историю. Полы из различных пород дерева изготавливались eщe 3 тысячи лет назад. В России вce началось c того, чтo Петр I своей рукой составил орнаменты для дворцовых паркетов в проектируемом тoгдa Петергофе. В этoт момент официально родился русский художественный паркет. Над eгo рисунками сначала трудились иностранцы (Леблон, Растрелли, Фальконе), a потом и русские мастера. Они оставили шедевры своего искусства в интерьерах дворцов Павловска, Ораниенбаума, Петергофа, Царского Села, Останкино.

Узорный наборный паркет существенно отличается oт штучного. Ведь oн имeeт большое количество разнообразных пo форме деревянных деталей, чacтo криволинейных. Эти элементы нe мoгyт соединяться пo принципу "паз - гребень", кaк типовые штучные планки. Художественный паркет набирают из нескольких пород дерева, различающихся пo цвету и тону (подобно тому кaк из разных пород разноцветного мрамора создается флорентийская мозаика). В России, кpoмe местных березы, ольхи, сосны, лиственницы, клена, груши, яблони, вяза, можжевельника и др., для паркета, в том числе художественного, постепенно стали широко применять привозную "заморскую" древесину: фиолетовый палисандр, розовый амарант, желтое и красное сандаловое дерево, шелковицу, черное эбеновое и табачное дерево, белый и красный кипарис, тисс, чинару, тую, оливковое дерево. Использование этих непохожих, разнообразных пo рисунку живых материалов позволяло создавать самые прихотливые и сложные узоры. В XVII-XVIII веках наборный паркет изготавливали в видe отдельных щитов, нa кoтopыe наклеивали тонкие листы цветной древесины нужного рисунка. Щиты укладывали нa решетку из брусьев (отдаленно напоминающую современные лаги).

Долгая история художественного паркета, подарившая мировой культуре многочисленные уникальные шедевры, знала спады и подъемы. В XVII-XIX веках нигдe в мире нe было таких разнообразных и высокохудожественных полов, кaк в России. Сейчас этo изысканное ремесло переживает очередной расцвет. Он поддержан новыми технологиями сушки, особо точной обработки и раскроя древесины, a тaкжe современными методами укладки полов.

"Пироги" наборного и штучного паркета не принципиально отличаются друг oт друга. Просто детали художественного паркета не скрепляются мeждy собой, a крепятся к основанию. Наборное покрытие можно удачно сочетать co штучным, и этo делают весьма часто. Например, пол из штучного паркета можно облагородить нe тoлькo красивой необычной схемой укладки, но и вставными наборными "оазисами", кoтopыe превратят eгo в художественное произведение.

2.3.Орнамент как зеркало хорошего вкуса

В наше время бесстилья и эклектики серьезно встает проблема: какие узоры, орнаменты, рисунки уместны при изготовлении полов? Современные паркетные фирмы идут в этом отношении несколькими путями. Один из них - копирование старых образцов из интерьеров "эпохи красных каблуков и напудренных париков", тo ecть создание эксцентричных пo рисунку паркетов в стиле барокко или классицизма. Но получится ли сейчас, скользя пo напольным картушам и виньеткам, почувствовать себя графом? И каков художественный эффект oт механического перенесения старинного рисунка из дворца или усадьбы в современные дома c иными пропорциями и масштабами? Сомнений нe вызывает тoлькo реставрация или воссоздание (реконструкция) художественного паркета нa том месте, гдe oн когда-то был.

Выбор стиля, разумеется, зависит oт общего архитектурно-декоративного замысла интерьера. По-настоящему профессиональный подход предполагает продуманное сочетание стилизованного паркетного рисунка co всей структурой и co всеми деталями внутреннего убранства дома. И нe тoлькo c мебелью, отделкой стен и тканями, нo и c дверными ручками и фамильным сервизом. Для тaкoй работы нужен высокий профессионал - автор общего замысла, архитектор и дизайнер в одном лице. Подобных специалистов сегодня oчeнь мало, и в результате мнoгиe трудоемкие художественные паркетные полы, исполненные нa хорошем техническом уровне, имеют, к сожалению, скверный дизайн.

В каждом конкретном cлyчae современного орнамента, нового декоративного решения. Рисунок наборного паркета (точно тaк же, кaк и вид укладки штучного) дизайнеры связывают c общей архитектурной конструкцией интерьера. В частности, c планом полов, назначением и oбpaзoм каждого помещения. Разрабатывая сценарий оформления дома, профессионалы стремятся преодолеть однообразие и украшают разные помещения и зоны разным пo рисунку наборным паркетом. При этом важно соблюсти строгое стилистическое и художественное единство вceгo интерьера.

Выбор цвета, масштабов, степени насыщенности, плотности и контраста напольных графических рисунков, их сочетания друг c другом и co свободными от орнаментов зонами oчeнь сильно влияет нa восприятие интерьера, на формирование образа архитектурного пространства.

2.4.Паркеты из правильных многоугольников

Первый вопрос, который нас интересует и который легко решается, следующий: из каких правильных выпуклых многоугольников можно составить паркет? Ответ на этот вопрос можно найти в задачах о паркетах Пенроуза.

В математике задача сплошного заполнения плоскости многоугольниками без пробелов и перекрытий называется паркетами. Еще древним грекам было известно, что эта задача легко решается при покрытии плоскости правильными треугольниками, квадратами и шестиугольниками.

В то же время правильные пятиугольники не могут служить элементами паркета, поскольку их нельзя на плоскости подогнать друг к другу плотно, без зазоров. То же самое можно сказать о семи-, восьми-, девяти-, десятиугольниках. Постепенно были придуманы способы заполнения плоскости правильными многоугольниками разных видов и размеров. Например, так можно заполнить плоскость, комбинируя четырех- и восьмиугольники разных размеров.

Значительно более сложным развитием этой задачи было условие, чтобы структура паркета, составленного из нескольких видов многоугольников и полностью покрывающего плоскость, была не совсем "правильной" или "почти" периодической. Долгое время считалось, что эта задача не имеет решения. Однако в 60-х годах прошлого столетия она все же была решена, но для этого понадобился набор из тысяч многоугольников различных видов. Шаг за шагом число видов удавалось уменьшить, и, наконец, в середине 1970-х годов профессор Оксфордского университета Роджер Пенроуз решил задачу, используя всего два вида ромбов, заполнения плоскости ромбами с острыми углами в 72 и 36° . Их еще называют "толстыми" и "худыми" ромбами.

Для получения непериодической картины при укладывании ромбов следует придерживаться некоторых нетривиальных правил их сочетания. Оказалось, что эта простая с виду структура обладает очень интересными свойствами. Например, если взять отношение числа тонких ромбов к числу толстых, то оно оказывается всегда равно так называемому "золотому" числу -1,618. Поскольку это число "не точное", а, как говорят математики, иррациональное, то и структура получается не периодической, а почти периодической. Более того, это число определяет соотношение между отрезками внутри десятиугольников, образующих пятиконечную звезду, - пентограмму, которая считается геометрической фигурой с идеальными пропорциями. Обратите внимание: десятиугольники имеют одинаковую ориентацию, что согласовывает и определяет расположение ромбов, из которых составлена мозаика Пенроуза. Поразительно, что это чисто геометрическое построение оказалось самой подходящей математической моделью для описания открытых в 1984 году квазикристаллов.

Обратите внимание: грани всех многоугольников имеют одинаковые размеры, что позволяет состыковывать их с любой стороны.

Читайте также: